что отсутствует в конструктивном рисунке

Что видит художник? Форма

Что такое форма? Давайте обратимся к словарю.

Форма предмета – видимое расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек и линий.

Форма – одна их основополагающих характеристик объекта, которой оперирует художник. С формой непосредственно связаны и другие зрительно воспринимаемые признаки предмета. Например, распределение света и тени, то, как мы их будем рисовать, напрямую зависит от формы предмета. Можно сказать, что форма первична по отношению к свету и тени. Также от формы будет зависеть силуэт (или очертания) объекта, фактура, которую он имеет, передача в рисунке положения предметов в пространстве и т.д. А еще форма напрямую связана с внутренним содержанием. И это тоже надо учитывать.

Форма трёхмерна и задача художника передать ощущение этой трёхмерности на плоской поверхности листа. Как же это сделать?

Я бы выделила два основных подхода для передачи формы в рисунке, два свойства формы, на которые смотрят художники. Сочетание этих двух подходов дает возможность сделать изображенную форму выразительной и живой.

Конструктивный рисунок

Я уже писала, что во всем, что нас окружает, мы можем увидеть и что-то общее, и что-то индивидуальное. Конструкцию формы можно отнести к общему, которое видит художник во всех окружающих объектах. Исследуя визуальную конструкцию формы, мы разбиваем сложный предмет на составные части, выстраиваем наш рисунок как своеобразный конструктор из геометрических тел.

Основные геометрические тела – это шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Любой объект окружающего мира мы можем упростить до набора этих тел и производных от них.

Конструктивный рисунок выполняется с помощью линий построения, показывающих внешние контуры предмета, как видимые, так и невидимые. При этом выглядит он довольно схематично и упрощенно, в конструктивном рисунке могут опускаться какие-то детали формы, незначительные ее изменения или изгибы.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Довольно много внимания построению и изучению конструкции формы уделяется в академическом рисунке. Поэтому для того, чтобы глубже изучить вопрос, предлагаю вам обратиться к любому пособию по данной дисциплине. Могу, например, посоветовать Н.Ли “Основы учебного академического рисунка”.

Упражнение №1:

Изучите в любой литературе способы построения в рисунке простых форм (шар, куб, цилиндр, пирамида и т.д.). Потренируйтесь строить их на бумаге.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Упражнение №2:

Попробуйте увидеть в предметах окружающего пространства эти простые формы. Выполните составной конструктивный рисунок, упрощая предмет до построений простых геометрических тел. Начать лучше с более простых предметов, для этого идеально подходят всевозможные вазы, бидоны, бутылки и другие сосуды.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Примеры конструктивных рисунков, выполненных обучающимися у меня творцами:

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Даже человеческое тело можно упростить до элементарных форм и составить его геометрическую конструкцию, о чем красноречиво напоминает художественный манекен. Однако, понятно, что реальное тело человека представляет собой нечто гораздо более сложное. Каждый человек индивидуален и также индивидуально его тело, оно живое и подвижное, довольно сложное по своему строению, оно пластичное.

Пластика формы

Если конструктивный рисунок больше служит целям передачи общего в рисунке, то пластика формы позволяет сосредоточиться на индивидуальных особенностях натуры. Нам не достаточно некой схемы для того, чтобы изобразить на рисунке реального человека из плоти и крови. И даже знаний анатомии будет не достаточно для этого. И именно тут проявляется тесная взаимосвязь внутреннего содержания изображаемого и его внешней формы. То, в какой позе сидит человек, какие мышцы у него напряжены, а какие расслаблены, свидетельствует о том, что происходит у него внутри, что он чувствует, о чем думает, это может быть связано с его характером и индивидуальными особенностями и т.д. Пластика формы присуща и неодушевленным предметам. Обогащая форму сложными криволинейными очертаниями, мы придаем ей живость. Если конструктивный рисунок выглядит как жесткая конструкция, то пластика формы вносит гибкость, подвижность и изящество. Выражение пластичности формы в рисунке похоже на лепку из глины, мы придаем форме гибкости, уделяем внимание ее особенностям и деталям, смягчаем переходы формы, делаем их плавными. Эти два этапа рисунка можно еще сравнить с работой скульптора или резчика по дереву. Сначала скульптор грубо обтесывает кусок камня, поначалу у заготовки будут острые углы, грубые очертания. На этом этапе можно сказать, что скульптор делает конструкцию. Также и мы начиная рисовать с общего, простого, создаем конструкцию рисунка. Ближе к концу работы скульптор начинает полировать и шлифовать свое творение, делая скульптуру все точнее, смягчая и сглаживая неровности, придавая ей пластичности. И мы, уточняя и детализируя рисунок от общей конструкции продвигаемся к индивидуальной пластической форме.

Наилучшим образом почувствовать пластику формы позволяет упражнение «Лепной рисунок», предложенное Кимоном Николаидисом в его книге «Естественный путь к рисованию».

Упражнение №3. Лепной рисунок

Я рекомендую выполнять упражнение мелком масляной пастели. Можно попробовать также рисовать восковым мелком, обычной сухой пастелью, сангиной, сепией, соусом, углем. Можно экспериментировать и с другими материалами. В книге Николаидиса и на курсе Чувственного рисования, например, для данного упражнения используются также перо и тушь, карандаш, гуашь, акварель, масло, более подробно этот вопрос можно изучить в первоисточнике.

Подберите для себя подходящую натуру. Идеально, конечно, рисовать фигуру человека, причем абсолютно идеально, если это будет обнаженная натура. Но, поскольку, для многих это может представлять серьезное затруднение, можно взять какие-то предметы сложной, интересной, гибкой формы. Например, это могут быть всевозможные статуэтки, скульптуры, сувенирные игрушки и т.п., очень хорошо подойдут любые драпировки, также можно рисовать различные сосуды (кувшины, чайники, вазы и т.п.), можно порисовать собственную ногу, какую-нибудь обувь, светильник, кресло, смятую подушку и т.д. Очень важно рисовать именно с натуры, т.е. чтобы предмет реально находился перед нами. Не используйте для этого фотографии или картинки. Это упражнение позволяет почувствовать и научиться изображать форму объемно, как она есть, тогда как на фотографии есть только проекция формы на плоскость.

Формат рисунка лучше брать побольше, желательно не менее А3.

Глядя на натуру, начинайте работать боковой стороной мелка, создавая как бы предварительную заготовку, как будто вы создаете комок глины, первоначальную болванку, из которой дальше будете лепить более точную форму. Начинайте рисовать от центра к краям предмета, словно заполняя его форму. Это подобно тому, как скульптор лепит заготовку вокруг куска закрепленной проволоки, постепенно наращивая нужный объем. На этом этапе нам нужно как бы застолбить место для рисунка на листе. Не нажимайте сильно на мелок, касайтесь бумаги легко, без нажима.

Затем, продолжая рисовать боковой стороной мелка мы проходимся вдоль всех вертикальных и горизонтальных контуров фигуры, внешних и внутренних, уточняя их. При этом мы не рисуем никаких линий. Если рисунок первоначальной заготовки будет оставаться где-то за пределами более точного контура, ничего страшного.

Мы рисуем поверхность предмета и представляем, что лепим ее пальцами из глины. Давите сильнее мелком там, где форма уходит назад или внутрь, давите легче там, где форма приближается к вам. Когда мы давим на мелок сильнее, он оставляет более темный след на бумаге. На законченном рисунке самыми темными будут места, наиболее удаленные от вас, хотя на реальном объекте они могут вовсе не быть темными, самые светлые будут наиболее близкие к вам места. Помните, что мы рисуем форму, а не свет и тень. Постарайтесь ощутить чувство лепки как можно лучше. Чувствуйте, будто вы действительно трогаете модель, а не лист бумаги. Сначала вы распределили глину в соответствии с основной формой, а потом начинаете придавать более точную форму для каждой части, вы лепите пальцами, нажимая сильнее там, где должна быть впадинка, вы проглаживаете крупные участки всей ладонью и т.д. Воссоздавая небольшие впадинки можно рисовать кончиком мелка, а для больших поверхностей использовать его боковую сторону.

Это упражнение прекрасная практика для передачи пластики формы. Объединенное с конструктивным рисунком, оно научит видеть форму так, как видит ее художник, изображать ее более точно, создавать иллюзию объема на рисунке и при этом передавать индивидуальные особенности изображаемого объекта.

Примеры лепных рисунков, выполненных участниками курса «Чувственное рисование».

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Смотрите также другие статьи из этой серии:

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Второй шаг – изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела – цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Изучите их, а дальше возьмите несложные один или два предмета и попробуйте проанализировать из чего они состоят. Далее рисуйте «каркас» или конструкцию этих объектов.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Форма, объем, конструкция

Для того чтобы научиться верно изображать предметы с натуры на плоскости, необходимо иметь представление об их форме, объеме и конструкции. Эти сведения помогут в дальнейшем решать учебные задачи при работе над рисунком, позволят лучше понять и разобраться в строении предметных форм при изображении. В противном случае студенты могут перейти к механическому и бездумному копированию натурных предметов.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Форма любого предмета в своей основе понимается или рассматривается как его геометрическая сущность, его внешний вид или внешние очертания. Известный художник и педагог Д.Н.Кардовский считал, что форма есть масса, имеющая тот или иной характер подобно геометрическим телам, таким как куб, шар, цилиндр и др. Это в равной степени относится и к живым формам, которые при всей сложности имеют в основе (схеме) скрытую геометрическую сущность.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Так, например, форма туловища человека может быть представлена в виде нескольких геометрических форм: цилиндра, параллелепипеда или более приближенной к форме туловища уплощенной призмы. Однако четких очертаний названные геометрические формы в туловище человека не имеют, в нем присутствуют углубления, выступы и другие отклонения, которые мешают неискушенным рисовальщикам увидеть эти геометрические тела в живой форме.

Тем не менее, при внимательном анализе форм туловища просматривается его геометрическая сущность, которая приближена к форме призмы. Применяя эти геометрические формы при построении фигуры человека, конкретизируя и обобщая имеющиеся отклонения, можно придать фигуре реальные очертания.

Осмысливая внешние очертания предметов, необходимо также осмыслить и сущность их внутреннего строения, конструкцию формы и связь отдельных элементов, составляющих ту или иную форму. Конструкция предмета, как правило, определяет характер его формы. В учебном рисунке понятие конструкции формы приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения, материала и ее функционального назначения. Это позволяет студентам более осознанно подходить к работе над рисунком.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Геометрическая основа конструкции простых предметов очевидна, сложнее разглядеть ее в живых формах. Сложные формы также имеют скрытую геометрическую основу, что значительно упрощает понимание структурной и конструктивной сущности этих предметов. От структуры строения предмета во многом зависят приемы построения его формы на плоскости.

Поэтому, анализируя форму предмета, как бы она ни была сложна на первый взгляд, прежде всего необходимо проникнуть в сущность его внутреннего строения, не отвлекаясь на мелкие детали, мешающие понять геометрическую основу его конструкции. Это позволит студентам получить более полную информацию о предмете и осознанно выполнить рисунок. Только после этого можно приступить к решению изобразительных задач и свободно, уверенно рисовать как с натуры, так и по воображению, что чрезвычайно важно для профессиональной творческой деятельности.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Объемно-пространственное и конструктивное построение форм предметов

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Традиционный метод построения изображений в классических восточных школах

Для лучшего понимания конструкции предметов и приобретения навыков грамотного изображения их формы также необходимо вспомнить полученные в школе знания по геометрии, такие, как понятия о точках, линиях и объемных формах.

Источник

Изостудия. Курс изобразительной грамоты

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Этот курс опробован в течение 20-ти лет преподавания изобразительного искусства в условиях изостудии. Он рассчитан на учеников старше 14 лет. В курсе есть интересные авторские находки, и, что важно, удалось добиться максимально компактного и взаимодополняющего изложения материала. В нем дается объяснение технических приемов и даются основы теории. Это позволяет использовать этот курс для базового художественного образования людям, никогда прежде не занимавшимся изобразительным искусством.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изостудия. Курс изобразительной грамоты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Конструктивный рисунок обычно является первым этапом длительного тонового рисунка. Здесь он выделен в самостоятельный раздел для того, чтобы ученики получали практический навык построения рисунка и необходимую теоретическую базу за короткое время.

Конструкция рассматривается на самых простых предметах, которые встречаются нам каждый день. При этом в первых заданиях мы сознательно игнорируем явления наблюдательной перспективы в наших конструкциях, чтобы облегчить усвоение информации об особенностях геометрических построений. Потом, когда появляется какая-то ясность относительно геометрии предметов, мы начнем разбирать явления перспективы.

При всей кажущейся простоте таких форм как кофейник и утюг, процесс их построения требует понимания объема и определенных знаний о поведении трехмерного тела двусторонней симметрии в пространстве. Навык построения конструкции простых геометрических тел и предметов, чья форма образована сочетанием простых геометрических тел в дальнейшем помогает освоить методы представления сложной формы через геометрические модули. Позже эти знания можно будет применить и в построении такой сложной формы, как голова человека.

Перед каждым занятием предлагается выполнить упражнение на постановку руки. Упражнение служит развитию двигательного навыка, оно помогает сделать руку удобным инструментом, помогает оптимизировать работу над рисунком за счет правильной эргономики. Этот двигательный навык также потребуется далее при выполнении заданий, выходящих за рамки конструктивного рисунка.

1. Упражнение на постановку руки

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Упражнение служит развитию правильного двигательного навыка и должно выполняться перед каждым занятием по конструктивному рисунку.

Посадка. Сидеть надо с прямой спиной, даже несколько прогибаясь поясницей вперед. Линия плеч и плоскость мольберта составляют примерно 45 градусов, плечо рабочей руки впереди. До мольберта расстояние вытянутой руки, рука перпендикулярна середине мольберта.

Удержание карандаша. Опущенную руку согнуть в локте и развернуть ладонью вверх. Кисть расслабить. Вложить в нее карандаш и прихватить его большим пальцем таким образом, чтобы большой палец был напротив среднего. Карандаш должен свободно вращаться относительно большого пальца с помощью остальных пальцев — таким образом, мы можем регулировать силу нажима и угол наклона относительно проводимой карандашом линии.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

— До мольберта расстояние вытянутой руки, рука перпендикулярна середине мольберта. — Карандаш должен свободно вращаться относительно большого пальца с помощью остальных пальцев. — Кисть руки в естественном положении, не выворачивается, костяшки указательного пальца касаются бумаги.

Выполнение упражнения. Карандаш держим ближе к грифелю. Сначала рисуем на листе большой квадрат (по бокам листа отступаем примерно по 5 см). Линии идут за углы квадрата «навылет». Карандаш перпендикулярен проводимой прямой, движение свободное маховое от плеча, локоть не сгибается.

Кисть руки в естественном положении, не выворачивается, костяшки указательного пальца касаются бумаги. Пальцы регулируют наклон карандаша, чтобы он был перпендикулярен проводимой прямой на всем ее протяжении (иначе линии получаются дугообразными).

Каждая линия делается не меньше чем за три движения (в начале значительно больше трех), в обе стороны движение рабочее. Каждое движение начинается и заканчивается за пределами большого квадрата, т.е., ни одна линия не состоит из отрезков, все линии целые. Движения должны быть ритмичными, не медленными и не торопливыми. Одно движение исправить невозможно, т. к. оно уже сделано, а ритм движений можно корректировать. Карандаш плавно входит в линию и плавно отрывается от бумаги по завершении каждого движения.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

— Каждая линия делается не меньше чем за три движения. — Карандаш перпендикулярен проводимой прямой. — Карандаш перпендикулярен диаметру, относительно которого мы проводим эволюцию или большой оси эллипса.

Не должно быть жестких окончаний линий и петель. Первые линии слабые, легкие. Когда рука вошла в ритм и линии стали попадать на одно место, нажим усиливается.

Никаких измерений не проводится, все делается «на глазок».

Когда готов большой квадрат, делим его на 4 квадрата. Затем, если в результате деления обнаруживаются неточности пропорций, исправляем их. Далее делим большой квадрат на 16 квадратов.

Теперь заштриховываем вдоль вертикальный столбик из четырех маленьких квадратов. Каждый штрих проходит через весь большой квадрат и выходит за его края, карандаш плавно входит в линию и плавно выходит из нее, каждый раз отрываясь от бумаги. Карандаш перпендикулярен проводимой прямой. Сначала карандаш делает движения по одной линии, пока не войдет в ритм, затем движение вдоль линии «ставим на автомат» и начинаем постепенное смещение поперек штрихов — по миллиметру на каждый штрих. Т.е., в отличие от линий, которыми мы рисовали контуры квадрата, в штриховке каждая линия делается одним движением: штрих в одну сторону, смещение на 1 мм, штрих в обратную сторону, смещение на 1 мм и т. д.

Далее таким же образом штрихуем ряд из четырех маленьких квадратов по горизонтали.

Теперь в большой квадрат вписываем окружность. Она выполняется непрерывным круговым движением в одну сторону. Движение должно быть равномерным, ритмичным. Карандаш относительно линии горизонта все время под одним углом, т.е., рука не должна вращаться относительно своей продольной оси. Сначала линия слабая, затем, когда карандаш начинает попадать в окружность, нажим усиливается. При правильной посадке, когда рука перпендикулярна середине мольберта, она работает как циркуль.

Когда окружность готова, делаем ряд касательных прямых к ней в 8 — 10 точках. Здесь главное — соблюдать перпендикулярность карандаша относительно проводимых прямых независимо от их наклона. Карандаш относительно точки касания всегда направлен в центр окружности, находится он вне окружности или внутри ее.

Далее вписываем окружность в 4 маленьких квадрата. Она оказывается разделенной двумя диаметрами. На этих диаметрах выполняется разворот окружности: на первом от прямой через эллипсы к окружности, на втором — от окружности через эллипсы к прямой. Мы как бы вращаем окружность относительно ее диаметра. Карандаш движется равномерно, без остановок по спирали. Сначала делаем разворот от прямой через эллипсы к окружности. Карандаш перпендикулярен диаметру, относительно которого мы проводим эволюцию или большой оси эллипса. Карандаш двигается вдоль этой оси до тех пор, пока движение не станет ритмичным, автоматическим, а линия будет плавно менять свое направление в двух крайних точках, лежащих на окружности. Затем начинаем понемногу «разворачивать» эллипс, увеличивая его размер по малой оси до тех пор, пока он не сольется с окружностью.

На втором диаметре проводим обратную эволюцию. Начинаем движение по окружности. Карандаш перпендикулярен большой оси эллипса. Когда движение станет ритмичным, уменьшаем эллипс по малой оси, пока он не сольется с большой осью.

На этом упражнение заканчивается.

— Мольберт «хлопушка» с рабочей поверхностью 60 см в высоту и 45 см в ширину.

— Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB; карандаш должен быть длинным, не очень остро заточенным.).

2. Рисунок двух простых предметов

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Перед началом занятия выполняем упражнение (см. занятие первое).

На втором занятии мы выполним конструктивный рисунок двух простых предметов с натуры. «С натуры» — это значит, что эти предметы должны реально стоять перед нами. Такие группы предметов, предназначенных служить моделями для рисования, мы будем называть постановками или натюрмортами. Рекомендуемое расстояние до предметов 2 — 3 метра.

Что мы будем называть конструктивным рисунком? Конструктивный рисунок это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Линии построения, используя закономерности конструкции предмета, облегчают выполнение рисунка.

Прежде чем приступить к выполнению рисунка, надо заметить, что рисунок является проекцией объемного предмета на плоскость, причем проекция является центральной, т.е., все лучи проекции проходят через одну точку, которая в нашем случае находится в нашем глазу. Поэтому очень важно чтобы точка зрения оставалась на одном месте во все время рисунка. Надо постоянно проверять положение точки зрения.

Все промеры будут проводиться в пропорциях.

Определение габаритов постановки (того, что поставлено для срисовывания). Габариты — это расстояния между крайними точками фигуры по вертикали и горизонтали.

Первый размер на нашем рисунке мы берем произвольно. Пусть это будет ширина постановки. Этот размер мы отмечаем по краям двумя длинными вертикальными линиями. Все линии в рисунке делаются с большим запасом, способ их выполнения тот же что и в упражнении. Имейте в виду, что линейный размер предметов в рисунке не должен превышать их размер в натуре, а расстояние до краев листа должно быть соразмерно величине предметов в рисунке.

Далее нам надо выяснить сколько раз ширина постановки в натуре уложится в ее высоте, т.е., пропорции габаритных размеров. Для этого нам надо применить методику визирования.

Визирование. Это делается так: берем произвольный измеритель (чаще всего это карандаш или древко кисти) таким образом, чтобы он был свободным концом визуально совмещен с одним краем измеряемого предмета, а другой край этого предмета отмечаем большим пальцем. При этом обязательно надо соблюдать два условия:

1. Расстояние от глаза до измерителя должно быть всегда одинаково. Для этого измеритель держат всегда на вытянутой руке.

2. Измеритель должен быть всегда перпендикулярен лучу зрения. Для этого нижний его конец подпирается мизинцем.

Итак, совмещаем концы измерителя с горизонтальными габаритами постановки. Полученный размер укладываем в вертикальном габаритном размере постановки (всегда меньшее укладываем в большем).

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Измеритель держат на вытянутой руке и перпендикулярно лучу зрения. Для этого нижний его конец подпирается мизинцем.

Сначала один раз от крайней нижней точки вверх, затем, мысленно отметив уровень верхнего конца измерителя, вверх от этого уровня. В нашем случае измеритель уложится немного больше чем один раз с половиной. Это и есть наша пропорция: примерно 1/1,5. Теперь на рисунке уже отмеченную ранее ширину укладываем в высоте чуть больше чем 1,5 раза. Таким образом, мы получаем габариты постановки.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Берем размер ширины постановки и укладываем этот размер в ее высоте столько раз, сколько получится.

Надо обратить особое внимание, что с натуры мы берем не линейный размер, а именно пропорцию. Линейные размеры в рисунке и в постановке совпадать не будут и не должны.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

В левой части схемы обозначено, что в натуре ширина натюрморта 16 см, а высота 24 см. В правой части мы видим габариты для натюрморта, намеченные на рисунке, где ширина составляет 12 см, а высота 18 см. Но в обоих случаях пропорция ширины к высоте 1 к 1,5.

Все оставшиеся размеры строим в пропорции к уже имеющимся.

Определяем габариты для предметов.

Выясним в натуре, как относится ширина бутылки к ширине всей постановки. Эта пропорция составит 1/2. Горизонтальный габарит на нашем рисунке делим пополам и отмечаем ширину бутылки вертикальной линией. Теперь в натуре выясним, сколько раз ширина бутылки уложится в ее высоте. Получается чуть меньше 1/3. Т.к. верхний габарит был взят по верхней точке горлышка бутылки, от верхнего габарита на рисунке откладываем вниз чуть меньше чем три ширины бутылки.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Аналогичным образом строим габариты для луковицы.

Продолжим рисунок бутылки. Бутылка — тело вращения и, как следствие, она симметрична оси вращения. Рисуем ось симметрии, она же ось вращения.

Теперь выясним положение самых характерных точек. В нашем случае это места перехода цилиндрической поверхности в сферическую, т.к. конструкция бутылки это два цилиндра, большой и маленький, соединенные полусферой.

Находим через пропорции симметричные точки, в которых цилиндр тела бутылки переходит в сферическую поверхность.

что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть фото что отсутствует в конструктивном рисунке. Смотреть картинку что отсутствует в конструктивном рисунке. Картинка про что отсутствует в конструктивном рисунке. Фото что отсутствует в конструктивном рисунке

Отмечаем эти точки горизонтальной линией. Выясняем ширину горлышка откладываем этот размер по половинкам от оси симметрии вверху. Отмечаем ширину горлышка двумя вертикальными линиями. Находим уровень, на котором горлышко переходит в «плечи» бутылки и отмечаем его горизонтальной линией.

Короткие линии мы будем делать так: держим карандаш как при письме, но опираемся прямым мизинцем на плоскость мольберта, что позволяет карандашу двигаться свободно в любом направлении.

Неправильные кривые. «Плечи» бутылки мы рисуем не дугами, как этого можно было ожидать, а ломаными линиями. Делается это по той причине, что для выполнения неправильной кривой линии по координатам нам необходимо бесконечное количество точек. Выражая эту же линию через ряд прямых отрезков, мы не только сокращаем количество координат, но и более ярко выражаем характер исходной кривой линии.

Практически кривая выражается через прямые так: мы совмещаем прямую с частью кривой и, там где кривая начинает очевидно уходить в сторону, меняем направление и делаем следующую прямую.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *