что оусг самолет или поезд
Самолет или поезд: что лучше выбрать?
Наверное, скоро уже снимут ограничения, связанные с распространением коронавируса COVID-19. Миллионы людей получат возможность свободно осуществлять свои поездки как внутри страны, так и за ее пределы. И многие из них столкнутся с дилеммой: какой же транспорт лучше для этого выбрать – самолет или поезд?
Прежде, чем приступить к обсуждению этого вопроса, хочу вам дать небольшой совет.
Если предполагаемая поездка ограничивается расстоянием 500-600 км, то лучше выбрать междугородный автобус или личный автомобиль. Если же поездка более дальняя – то самолет или поезд.
Так что же все-таки выбрать – самолет или поезд?
Для того, чтобы как-то ответить на этот вопрос, давайте-ка очень кратко перечислим преимущества и недостатки каждого из них.
Самолет
Преимущества
1. Высокая скорость.
Это главное преимущество самолета. И, естественно, большой выигрыш во времени. То расстояние, которое поезд преодолевает за трое суток, самолет пролетит за 3-4 часа.
2. Безальтернативность.
На самолете можно долететь в такие места, куда невозможно доехать на поезде. Например, перелететь через океан на другой континент. Или долететь туда, где отсутствует сеть железных дорог.
3. Бесплатное питание.
На борту самолета нет необходимости готовить себе пищу. Или покупать ее где-то заблаговременно. Приятной внешности стюардессы в ходе полета сами принесут вам еду уже в готовом виде и очень неплохого качества. И все это бесплатно – ее стоимость уже включена в стоимость билета.
4. Безопасность.
Считается, что самолет является самым безопасным видом транспорта. Вероятность стать жертвой авиакатастрофы ничтожно мала – 1:8 000 000! Гораздо более велика вероятность стать жертвой ДТП, или даже железнодорожной катастрофы. Но… как это не печально звучит, шансы на выживание людей, попавших в авиакатастрофу, ничтожно малы.
Недостатки
1. Высокая цена билета.
Стоимость билета на самолет значительно выше, чем цена на поезд. Однако, есть авиакомпании, так называемые «лоукостеры», которые реализуют авиабилеты по очень низким ценам, сравнимыми с ценами билетов на поезд.
2. Ограниченность пространства и действий.
В самолете весь полет приходится сидеть, почти не вставая, в кресле. Движения ограничиваются редкими походами в туалет.
3. Аэрофобия.
Некоторые люди панически боятся любых полетов на самолете. Это психическое расстройство, которое вызывает страх летать на воздушном транспорте, называется аэрофобией. Такие люди пользуются исключительно только наземными видами транспорта.
4. Медицинские противопоказания.
Существует ряд заболеваний, при наличии которых человеку противопоказано летать на самолете. К таким болезням относятся, например, высокое внутричерепное давление, астма в стадии обострения, легочная гипертензия, некоторые психические заболевания и др.
5. Проблемы с багажом.
На воздушном транспорте существуют строгие ограничения количества багажа по весу. Кроме того, хотя и редко, но бывают и такие случаи, когда человек летит одним рейсом, а его багаж отправляют другим. Да и случаи несанкционированного вскрытия багажа (попросту – воровства) еще не такая уж редкость.
6. Необходимость пересадки.
Как правило, аэропорты находятся не во всех, а только в крупных населенных пунктах. И по этой причине людям часто приходится пересаживаться на другие виды транспорта, чтобы добраться до места назначения.
Поезд
Преимущества
1. Более низкая стоимость билетов.
Проезд по железной дороге на одно и то же расстояние обходится значительно дешевле, чем перелет на самолете. Хотя, в некоторых случаях стоимость железнодорожного билета не уступает, а то и превосходит стоимость билета на самолет. Например, тогда, когда речь идет о поездке в вагоне СВ (спальный вагон), который отличается повышенной комфортностью.
2. Поездка без пересадок.
Вокзалы и железнодорожные станции имеются в большинстве городов, а также во многих крупных, средних и даже мелких населенных пунктах страны. Поэтому для того, чтобы добраться до места назначения, совсем не обязательно пересаживаться на другие виды транспорта.
3. Свобода пространства и действий.
В отличие от самолета, в поезде можно сидеть, лежать, ходить по вагону и даже по всему поезду. Кроме того, на станции можно выйти из вагона и прогуляться по перрону. А при необходимости, и что-нибудь купить в пристанционных магазинчиках или у уличных торговцев.
4. Нет медицинских противопоказаний.
К поездке на поезде допускаются люди практически с любыми заболеваниями. Исключение составляют люди, которые заражены опасными вирусными заболеваниями. Например, такими, как коронавирус COVID-19.
5. Нет проблем с багажом.
В поезде нет таких жестких ограничений по весу багажа, как в самолете. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев весь багаж едет рядом с пассажиром. Это почти исключает его утерю и вскрытие (воровство) посторонними лицами.
6. Сменяющиеся пейзажи за окном.
Многие люди выбирают поездку именно в поезде только из-за того, чтобы полюбоваться из окна вагона постоянно сменяющимися красивыми пейзажами в пути следования. Романтику железных дорого еще никто не отменял. Через иллюминатор самолета такого никогда не увидишь!
7. Перспектива новых знакомств.
Очень часто именно в поезде люди обретают новых друзей. И совсем не редкость случаи, когда два человека, познакомившись в поезде, связывают свою жизнь друг с другом на долгие-долгие годы.
Недостатки
1. Низкая скорость.
Естественно, слишком большой, по сравнению с самолетом, проигрыш во времени. Например, для преодоления расстояния в 1000 км поезду потребуются почти целые сутки. Самолет же покроет его чуть больше, чем за час.
2. Недоступность некоторых направлений.
Исключена возможность доехать на поезде до мест назначения, расположенных на других континентах, за океаном. А еще невозможно добраться туда, где отсутствует сеть железных дорог.
3. Сидеродромофобия.
Это психическое расстройство сродни аэрофобии. Только в этом случае человек панически боится не полетов в самолетах, а поездок в поездах.
4. Усталость от дальней поездки.
Некоторые люди с трудом переносят длительное пребывание в замкнутом пространстве движущегося поезда. Особенно если эта поездка длится несколько суток.
5. Платное питание.
Поездка в поезде не предполагает наличия бесплатного питания, как в самолете. В этом случае необходимо или заранее запастись продуктами на все время поездки или питаться в вагоне-ресторане. И то и другое предполагает дополнительные финансовые затраты.
Все сильные и слабые стороны каждого из интересующих нас видов транспорта мы выяснили. Теперь остается подвести итог и ответить на вопрос: что выбрать – самолет или поезд?
Подведем итог
Если для вас время – деньги, и вам срочно надо переместиться из точки А в точку В, не считаясь с затратами, то лучшим выбором для вас будет самолет. То же самое касается и тех, кто запланировал поездку за рубеж.
Если же у вас есть куча времени, и, к тому же, вы не прочь полюбоваться пейзажами, постоянно сменяющимися за окном вагона, то вам лучше подойдет поезд.
А еще, не лишним будет узнать, в свете последних событий, какой из этих видов транспорта наиболее безопасен во время пандемии COVID-19. В этом вам поможет вот эта моя статья на моем сайте.
Но окончательный выбор все-таки остается за вами! Счастливого пути!
Почему поезд лучше самолета: 10 фактов
Люди отправляются в путешествие на поезде, а не на самолете по самым разным причинам: это и аэрофобия, и непосредственно относящаяся к ней акрофобия, и желание сберечь копеечку (в большинстве случаев билеты на поезд дешевле, чем билеты на самолет), и искренняя любовь к такому виду транспорта.
Сегодня мы поговорим о том, почему поезд лучше самолета.
1. В поезде есть где развернуться
В поезде можно нормально, вытянув ноги, полежать, пройтись и даже подышать свежим воздухом (или покурить) на одной из остановок. Еще есть возможность покушать за обычным столом в вагоне-ресторане. И пусть еда там не домашняя, но вы будете сидеть в «классической» позе с неплохим выбором горячих блюд.
Кроме того, в поезде нет борьбы за подлокотники – в нем хватает места всем.
2. У поездов более удобные маршруты
Пример. С Тверской улицы Москвы до Невского проспекта Санкт-Петербурга следует добираться скоростным поездом. В этом случае потребуется всего лишь 4 часа.
Чтобы преодолеть тоже самое расстояние на самолете необходимо намного больше времени – на то, чтобы выстоять в пробке в аэропорт в Москве, на ожидание рейса, еще одну пробку из аэропорта в Санкт-Петербурге.
3. Из поезда можно увидеть всю красоту природы
Несмотря на то, что в поезде ехать дольше, чем лететь в самолете, из него открываются красивые пейзажи – реки, леса, горы. Атмосфера в поезде не похожа на атмосферу в самолете – стук колес, фирменные подстаканники…романтика.
4. Билет на поезд обойдется дешевле
Стоимость билета на поезд из Москвы в Краснодар составляет плюс-минус 2000 рублей, а стоимость билета на самолет по такому же маршруту – в 2 раза больше, 4000 рублей.
В ОАО «РЖД» действует бонусная программа, по которой можно оформить обычную дебетовую карту и получать по 2 балла за 30 рублей. Их можно будет обменять на настоящие билеты на поезд.
5. В поезде комфортнее психологически
По уровню безопасности поезд не отличается от самолета. Но в нем вы будете испытывать меньше стресса – это не махина на высоте в 10 тысяч метров, время от времени попадающая в зоны турбулентности.
6. В поезде можно полноценно выспаться
Поезд – отличный способ сэкономить на гостинице. Вы проведете ночь в дороге, но все равно будете энергичны. В этом поможет спальное место со всем необходимым для отдыха, в частности, матрасом, подушкой, одеялом и постельным бельем (оно является дополнительной услугой).
В ОАО «РЖД» помимо обычной дебетовой карты можно оформить специальную и получать не 2, а 3 балла за 30 рублей. Она особенно актуальна в том случае, если вы часто ездите на поезде – например, по работе.
7. Поезд проедет куда угодно
Поезд способен добраться в самые удаленные уголки нашей планеты, а самолет только в крупные города.
8. В поезде можно тут же расслабиться
Вы проходите в вагон и к своему месту в частности и можете в ту же минуту присесть или прилечь и уснуть – отправление поезда плавное и почти неощутимое. В самолете же придется ждать набора высоты, что само по себе не очень приятно.
9. В поезде нет трудностей с багажом
В поезд можно взять объемный чемодан или дорожную сумку, что-то более серьезное – предположим, велосипед. Правда, за это нужно будет доплатить. Да и потерять багаж в поезде невозможно.
С самолетом все по-другому. В нем целый ряд требований к багажу, в том числе к ручной клади, а потери багажа вошли в привычку.
10. Поезда экологичнее, чем самолеты
Согласно исследованиям, на одного пассажира поезда приходится в 30 раз меньше выбросов углекислого газа в окружающую среду, чем на одного пассажира самолета. При движении поезда из Москвы во Владивосток на одного человека выбрасывается 17 кг вредных веществ, а при полете самолета по этому маршруту на одного человека – 500 кг.
У поезда и у самолета есть свои плюсы и минусы. Мы остановились на достоинствах первого вида транспорта и они, как минимум объективны.
Что мощнее: Поезд или самолет
Поезд против самолета: Где больше мощность?
Современный прогресс в автопромышленности привел к тому, что уже не редкость легковые автомобили мощностью 1000 л. с. и более, тогда как еще совсем недавно подобная мощность казалась фантастикой. Но все мы знаем, что легковые авто не эталон мощности транспортных средств.
На земле уже давно существует другой транспорт с невероятной мощностью. Например, ни у кого не вызывает сомнения, что современные поезда и самолеты мощнее большинства современных автотранспортных средств. Но задумывались ли вы, кто из них круче? Давайте разберемся.
Прежде всего, позвольте мне сразу отметить, что двигатели поездов и двигатели самолетов весьма отличны по своей конструкции и смыслу работы и имеют совершенно разные сферы применения. Мало того, даже мощность этих силовых агрегатов измеряется с помощью разных единиц.
Так, самолетные турбодвигатели обычно измеряются силой тяги (F), а двигатели локомотивов поездов – в лошадиных силах / кВт (Р). Эти две меры мощности связаны друг с другом простой формулой:
Чтобы вычислить мощность двигателя самолета, нужно знать скорость своего авиапутешествия. То есть скорость самолета.
Для того чтобы выяснить, какой вид транспорта мощнее, нужно для начала понять, какие транспортные средства сравнивать. Ведь в мире используется огромное количество разнообразных поездов и самолетов, которые комплектуются многочисленными модификациями силовых установок.
Для наглядности я решил использовать при сравнении самый мощный серийный самолет, который комплектуется двигателем, занесенным в Книгу рекордов Гиннеса как самый мощный и большой авиадвигатель в мире. Также для сравнения локомотива я выбрал самый мощный поезд в мире.
Самым мощным одиночным локомотивом в мире, который когда-либо строился за всю историю железнодорожного транспорта, является EMD DDA40X весом в 230 тонн и длиной в 30 метров. Мощность этого ж/д монстра составляет 6600 л. с.
Самым мощным и большим серийным реактивным авиадвигателем является GE90-115B. Этот турбированный реактивный мотор весит чуть больше 8 тонн (8282 кг) и имеет максимальную мощность 568,9 кН тяги. Диаметр турбины составляет 3,25 метра, длина – 5,5 метра, а ширина – 3,4 метра.
Двигатели GE90-115B применяются в самолетах Боинг-777. Правда, из-за особенностей конструкции самолетов все мы знаем, что двигатели используются парами. Поэтому для справедливого сравнения мощности самолета и ж/д локомотива сравним только один реактивный двигатель Боинга-777 с двигателем поезда EMD DDA40X.
Давайте, зная технические характеристики Боинга-777 с двигателями GE90-115B, вычислим мощность одного реактивного турбодвигателя. Максимальная крейсерская скорость составляет чуть более 900 км/час. Если быть точнее, то 905 км/ч. Округлим для удобства подсчета это значение до 900 км/ч.
Получается, что скорость Боинга-777 с двигателем GE90-115B составляет 250 метров в секунду. Теперь вычислим мощность двигателей:
P = 568,9 * 1000 * 250 = 142 225 000 Вт, или 190 726,867 л.с.
Разделим полученную мощность на 2 двигателя, получим 95 363 л. с.
Как видите, самый мощный самолетный двигатель производит в 15 раз больше лошадиных сил, чем самый мощный серийный ж/д поезд на планете.
Соответственно, при таком простом сравнении ответ на вопрос «Что мощнее – самолет или поезд?» будет однозначным: самолет.
Однако не все так просто. Дело в том, что это неправильное или, точнее сказать, несправедливое сравнение. И вот почему.
Во-первых, условия работы обоих двигателей – это два совершенно разных мира. И несмотря на то что железнодорожный локомотив фактически весит столько же, сколько некоторые Боинги-777 с пассажирами и грузом, все равно сравнивать два двигателя друг с другом не совсем справедливо. На самом деле сравнивать авиа и ж/д технику лучше не по мощности, а по их возможностям.
Вот тут, конечно, мировые рекордсмены совсем иные. Например, советский, ныне эксплуатируемый Украиной транспортный реактивный самолет Ан-225 «Мрия» является самым большим и самым грузоподъемным самолетом в мире. Самолет Ан-225, оснащенный 6 двигателями, держит мировой рекорд подъема полезной нагрузки, составляющий 190 тонн.
Что касаемо железнодорожной техники, то пальма первенства также принадлежит нашей стране, где еще в 1989 году был зафиксирован мировой рекорд по перевозке несколькими тепловозами грузового состава длиной 6,5 километра. Тогда грузовой состав, состоящий из 439 вагонов, с помощью нескольких ж/д тепловозов перевез 434 000 тонны угля из Экибастуза на Урал.
В итоге, сравнивая эти два мировых рекорда по перевозке груза самолетом и поездом, видно, что самый тяжелый груз, перевозимый когда-либо по железной дороге, был в 230 раз тяжелее самого груза, который мог перевозить самый грузоподъемный реактивный самолет.
Так кто мощнее или сильнее? Как видите, все зависит от того, для чего вы сравниваете два совершенно разные транспортные средства.
Железнодорожный локомотив предназначен для производства огромного крутящего момента, для того, чтобы сдвинуть с места тяжелые вагоны с грузом. Например, стартовая сила тепловоза (локомотива) составляет 507 кН, что, как видите, сопоставимо с тягой реактивного самолета в 514 кН, которую авиадвигатель производит при движении самолета на уровне моря.
Но в отличие от самолета локомотив использует большую часть мощности для того, чтобы начать движение железнодорожного состава. Далее поезду не нужно столько энергии, чтобы двигать тяжелые вагоны. Также грузовой железнодорожный состав никогда не сможет достичь высоких скоростей.
Самолетный же двигатель в отличие от двигателя локомотива требует постоянной большой мощности не только для подъема авиалайнера, но и для того, чтобы достигать высокой скорости во время полета.
Именно поэтому редко когда можно увидеть грузовые поезда, движущиеся со скоростью более 130 км/ч. В большинстве случаев грузовой железнодорожный состав движется по ж/д путям с меньшей скоростью.
Пассажирские поезда по сравнению с грузовыми составами намного легче и могут двигаться со скоростью около 350 км/ч. Правда, это могут позволить себе только высокоскоростные специальные поезда, для которых построена специальная ж/д линия.
Напомним, что текущий рекорд скорости поезда на начало 2018 года составляет 574,8 км/час (округлим до 575 км/ч) и принадлежит он французскому поезду TGV POS 4402.
Рекорд скорости самолета в настоящий момент составляет 3530 км/час. Этот рекорд принадлежит американскому стратегическому сверхзвуковому самолету Lockheed SR-71 Blackbird. Таким образом, самый быстрый самолет в мире в 6 раз быстрее, чем самый быстрый поезд.
Поводя итог, хотел бы отметить, что детально и точно выяснить, какой вид транспорта мощнее, невозможно. Все зависит от критериев сравнения и с чем сравниваются транспортные средства.
Как видите, и самолет, и поезд имеют свои преимущества друг перед другом. То есть эти два вида транспорта нельзя сравнивать в принципе, поскольку их двигатели созданы совершенно для разных задач.
Так, авиационные двигатели предназначены преимущественно для скорости, тогда как двигатели железнодорожных локомотивов созданы для перевозки длинных тяжелых составов на большие расстояния.
Но если сравнивать по-простому (то есть только чистую производимую энергию), то, конечно, самолеты мощнее поездов.
Грета Тунберг права? Самолеты VS поезда
Каждый пятый путешественник стал реже летать на самолетах из-за «flight shaming» — общественного порицания тех, кто пользуется авиатранспортом в ущерб экологии планеты. Таковы результаты опроса Reuters, в котором приняли участие 6 тысяч человек.
И дело тут не только в Грете Тунберг. Движение флайтшейминга, или «flygskam» зародилось в Швеции в 2017 году. В его поддержку выступили ряд шведских знаменитостей, в том числе оперная исполнительница Малена Ернман – собственно, мама Греты, которая, похоже, убедила дочь отказаться от перелетов.
Дальше – больше. Австрийские железные дороги вкладывают 221 млн долларов в обновление спальных вагонов. Итальянская Trenitalia тратит 334 млн долларов на новые поезда с учетом возросшего спроса на ж/д путешествия. Германия объявила о планах снизить налоги на поездки на поездах и повысить сборы на авиарейсы. А туроператор Original Travel предлагает путевки с передвижением исключительно ж/д транспортом. Так, 14-дневное путешествие на поезде по Канаде и Аляске обойдется в 5300 фунтов стерлингов минимум (430 тысяч рублей), 8-дневный тур из Лондона в Неаполь с отдыхом на Амальфитанском побережье – от 3300 фунтов стерлингов (270 тысяч рублей).
«Slo-mo (медленное передвижение) – это новый FOMO (синдром упущенной выгоды)»
— пишет в трендах на 2020 год Booking.com.
Легко, конечно, рассуждать об экологичности того или иного вида транспорта в масштабах Европы: когда тебе надо повидать родственников из Владивостока, вряд ли ты будешь рассматривать вариант 12-дневного (туда-обратно) путешествия по просторам России. Но если абстрагироваться от российских реалий и мыслить в масштабах Москва – Санкт-Петербург и Москва-Сочи максимум: действительно ли отказ от перелетов имеет смысл?
Для начала нам необходимо знать расход топлива в том или ином транспортном средстве на километр. Затем это число нужно умножить на определенный коэффициент в зависимости от вида топлива. Также необходимо учесть выбросы на производстве и срок службы анализируемого транспортного средства, а в случае самолета – еще и воздействие радиации. После этого результаты делятся на число пассажиров и количество пройденных километров. Результат будет очень усредненный, ведь самолет может лететь полупустой, как не в сезон, а может случиться и овербукинг. Километраж также считается средним по больнице.
Тем не менее, вот какие данные приводит Европейское агентство по окружающей среде:
Да, кажется, Грета была права… Впрочем, результаты по автомобилям кажутся чересчур оптимистичными. Фокус в том, что в машине должно находиться 4 человека. Но часто ли подобное случается? Увы, более реалистичный сценарий – 1-2 человека в одном автомобиле. А чем меньше наполняемость, тем выше показатель выбросов на пассажира. Важно помнить и о других факторах, потенциально влияющих на результаты. Автомобиль, застрявший в пробке, выделяет в 2,5 раза больше углекислого газа по сравнению с нормальными условиями движения. Включенный кондиционер также увеличивает количество вредных выбросов.
С самолетами тоже нестыковочка. Показатель 285 предполагает, что в салоне самолета разместились 88 человек. В популярном Airbus A320 количество посадочных мест варьируется от 150 до 180. Также Европейское агентство не берет в расчет размер самолета (дальнемагистральные «жрут» больше топлива), что влияет на финальные цифры.
Еще один повод для скептицизма – многочисленные программы по снижению выбросов (проекты ACARE2020, Cleansky). Вопрос, учитывают ли в EEA эти технологические изменения. Ниже — более правдоподобные данные:
Как мы видим, самолеты все равно являются одним из самых неэкологичных видов транспорта — наряду с автомобилями. Согласно прогнозу Международной организации гражданской авиации (ICAO), к 2020 году глобальные авиационные выбросы будут на 70% выше, чем в 2005 году, а к середине века они могут вырасти на 300-700%.
Поезда, кажется, действительно выигрывают экосоревнование. Даже если учитывать не всегда полную загрузку поездов и разные типы железнодорожного транспорта (поездка на французском TGV пройдет для природы менее болезненно, чем на польском PKP).
Однако чтобы составить должную конкуренцию авиакомпаниям, железным дорогам мало быть «зелеными». Сейчас низкобюджетным авиакомпаниям в ряде государств не нужно платить налог на топливо. В некоторых странах билеты на поезд облагаются НДС, а авиабилеты — нет. Хорошо бы, чтобы для ж/д транспорта тоже придумали определенные экономические послабления, чтобы компании могли снизить цену.
Электросамолеты – возможная альтернатива?
Здесь тоже все непросто. Одна из главных проблем – вес батареи. Для дальнемагистральных самолетов она должна быть настолько тяжелой, что лайнер никогда не оторвется от земли. А что с перелетами на короткие расстояния, которых несравнимо больше?
Авиакомпания Harbour Air (штаб-квартира в Ванкувере) выполняет рейсы на гидросамолете и обслуживает 500 тысяч пассажиров в год. Максимальная длительность полетов составляет 30 минут – идеально подходит для электродвигателей.
А израильский стартап Eviation замахнулся на полеты средней дальности. Его разработка – самолет Alice, который должен будет перевозить девять пассажиров на расстояние до 1 тысячи километров на высоте 3 тысячи м над землей. Eviation уже получила свои первые заказы. Ожидается, что Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выдаст компании сертификат на проведение полетов в 2021 году. Старт коммерческих рейсов запланирован на 2022 год.