Что означает для ребенка семья
Для чего нужна семья: что она значит, почему важна в жизни человека
Каждый нуждается в поддержке, любви, домашнем уюте. Именно поэтому так важно найти и полюбить надежного партнера, который не покинет вас в трудную минуту, и постепенно, не торопясь, развивать с ним семейные отношения. В этой статье я расскажу вам кратко, для чего нужна человеку семья.
Что обозначает это слово
Крепкий семейный союз – это не просто единица общественности, а небольшое государство со своими законами и ценностями. Он является самым ценным в жизни каждой личности.
Семья – это место, где все зарождаются, воспитываются, приобретают навыки, узнают традиции и ценностные ориентиры, получают образование, обретают добродетель, человечность, вежливость. В прохождении всех этих стадий нам помогают родители. Они играют самую важную роль в нашей жизни. Также на нашу самореализацию влияют братья и сестры. Если они старше, мы чувствуем себя защищенными, они помогают лучше понять, как устроен окружающий мир и как себя вести, чтобы выстроить конструктивный диалог с людьми.
Младшие братья и сестры зарождают в нас искренние чувства, руководствуясь которыми, мы начинаем проявлять заботу, опеку, доброту, помощь, сострадание и теплоту. Такое слово несет великий смысл в душе каждого.
Зачем нужна крепкая семья: что это такое в жизни человека
Если мужчина или женщина стремятся выстроить нормальные семейные отношения или усовершенствовать уже имеющиеся, необходимо точно определить функции родственного союза:
Почему семья является важной жизненной целью человека: в чем проявляется важность
Если в школе нас учат различным дисциплинам, которые помогут в будущем построить карьеру и стать перспективной личностью, то дома родители дают нам воспитание, полезные привычки, установки и заботу, которой так не хватает во взрослой жизни. Какие важные действия выполняет семья:
Значение родственного круга
Как бы над вами ни издевалась судьба, какие бы проблемы у вас ни были, за поддержкой всегда можно обратиться к близким людям. Они разделят с вами все невзгоды и поражения.
Семья для ребенка – первое «мы»
Написать эту статью меня побудили мысли, воспоминания и личные наблюдения во время многодневных новогодних праздников…
Люди, которым сейчас за пятьдесят, хорошо помнят то время, когда 31 декабря, если не приходилось на субботу или воскресенье, было рабочим днем. Вечером, вернувшись с работы, мамы и папы вместе с детьми начинали быстро-быстро готовить праздничный ужин. Роль Деда Мороза, пусть не очень умело, но зато от души, исполнял чаще всего тот же папа… Новый год был действительно семейным праздником.
Сейчас, когда праздничные дни превратились в длинные каникулы, многие стараются использовать их «на всю катушку». Взрослые уезжают и улетают на отдых чуть ли не на край света, оставляя своих чад в лучшем случае – на попечение дедушек и бабушек, в худшем – наедине с самим собой, своими невеселыми мыслями и обидами.
Даже если праздничный подарок ребенку вручил «профессиональный» Дед Мороз, а потом родители, посчитавшие свою миссию выполненной, спокойно ушли в гости – этот подарок вряд ли принесет малышу радость. Даже если родители пришли вместе с ребенком в ледовый городок, но, встретив там своих знакомых, попросили ребенка «поразвлекаться самого» – он почувствует свое одиночество и в огромной праздничной толпе. Не доставят ему счастья ни веселая карусель, ни крутые ледяные горки, ни красавица-елка, если рядом не будет самых дорогих для него людей.
Как учит история – будущее Отечества зависит от того, как и кого мы растим себе на смену. Сильной страну делают люди, сильные духом и красивые душой, которым свойственны доброта, любовь, чуткость, милосердие, благородство. Эти качества закладываются и формируются прежде всего в семье, и привить их своему ребенку – первоочередная задача родителей.
Что эта задача выполнима, свидетельствует опыт представителей старшего поколения, передающих лучшие качества своим детям и внукам. Несмотря на все пережитое, им удалось сохранить в себе удивительно светлое и радостное мироощущение, через всю жизнь они проносят благожелательное отношение к окружающим. Ощущая при встрече с ними тепло и свет их обаяния, могу с уверенностью предположить, что еще в детстве в них был воспитан талант – на доброту откликаться добротой, на заботу – заботой. Конечно, у каждого из них были разные семейные, моральные и социально-культурные условия. Но одно было схожим – они росли в больших дружных семьях.
Можем ли мы сегодня по-доброму отнестись к незнакомому, позаботиться о пожилом человеке? Я собственными глазами видела посадку на электричку в один из праздничных дней. Молодые люди локтями и руками расчищали себе путь к дверям, беззастенчиво отпихивая в сторону беспомощных старушек. Никто из них не предложил помочь перенести вещи, не уступил им место в вагоне… А ведь многие бабушки пустились в этот день в нелегкое для себя путешествие именно чтобы поздравить с праздником и вручить свои немудреные подарки внучатам, не нашедшим времени навестить стариков.
Известный педагог и философ И. Ильин называл семью «первичным лоном человеческой культуры». В книге «Путь духовного обновления» он писал: «Семья для ребенка первое родное место на земле; сначала местожилище, источник тепла и питания; потом место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви, где один стоит за всех, а все за одного. Она есть для него школа взаимного доверия и совместного, организованного действия. Мы все слагаемся в семье со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в своей жизни духовными представителями своей отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа.
Здесь ребенок научается любить (кого и как), верить (во что) и жертвовать (кому и чем); здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Семья есть первый естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – Родине и государству».
Семья строится на любви и вере, особо отмечает философ. Многие из нас, наверное, не раз бывали свидетелями того, как шумно и многолюдно проходят в разных городах свадьбы. В Екатеринбурге их пик приходится на пятницу. Не знаю, что сказать о любви молодых людей, вступающих в брак, но вот о какой-то их вере, моральных и нравственных устоях приходится задумываться. По традиции, молодожены посещают самые почитаемые жителями города места, в том числе – мемориал у Вечного огня на площади Коммунаров и площадь Храма-на-Крови. Некоторые пары приезжают сюда возложить цветы, зайти в храм, помолиться, но большинство (к сожалению) – просто потому что «так принято». И никто даже не думает, что громкие крики «горько!» вперемежку с частушками и матерными выражениями, разудалые танцы здесь неуместны, а брызги шампанского, разлетающиеся во все стороны, просто оскверняют эти святые места.
В одном из обращений к братьям и сестрам приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Вспомним, какое значение придавалось на Руси семейным устоям. Какими благоговейными чувствами издревле была окружена семья: семейные реликвии передавались из рода в род, родители благословляли своих детей на брак иконами, которые становились главными святынями в доме, послушание старшим было высоким и непременным законом для каждого, отцы и деды передавали накопленную мудрость детям и внукам».
К сожалению, во многих современных семьях воспитанию детей уделяется слишком мало внимания; вот и пожинаем мы потом такие «плоды» от ставших взрослыми людьми детей. Отсутствие полноценного общения с ребенком одни родители стремятся подменить созданием для него комфортных условий проживания. Другие освобождают себя и от этого, считая свою миссию выполненной. Да, они дали жизнь детям, но не сумели открыть им путь к любви, вере, совести, то есть ко всему тому, что «составляет источник духовного характера и истинного счастья». И.Ильин отмечал, что в некоторые эпохи подобная небрежность, беспомощность, безответственность значительно возрастают. Семья распадается «не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса», который подрывает и ее духовное единение.
Академик Д.С.Лихачев когда-то писал, что любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу. В силу профессии мне приходится встречаться и общаться со многими людьми, многими семьями, поэтому я могу сделать вывод: в больших воцерковленных семьях проблем с воспитанием детей значительно меньше, нежели в семьях, где растет один-единственный ребенок. Дети помогают родителям не только по хозяйству, но и в работе в храме.
К примеру, сын настоятеля храма в честь Святой Троицы поселка Красногвардейского Артемовского района иерея Николая Трушникова помогает отцу в ведении секции рукопашного боя в воскресной приходской школе. Сам батюшка в свое время служил в армии, поэтому и детей, и учеников своих настраивает на добросовестную службу Родине. Это – обязанность и долг настоящих мужчин.
Главный летописец приходской жизни храма во имя Святителя Николая поселка Юшалы Тугулымского района – сын настоятеля иерея Игоря Онкина. Он снимает на видеокамеру все приходские праздники, многодневные крестные ходы и походы, в которых участвуют прихожане, а затем вместе с отцом монтирует фильмы.
Вера Васильевна Реутова и ее дочь Марина Николаевна Петрова, прихожанки храма в честь Казанской Иконы Божией Матери села Арамашева Алапаевского района, разработали авторскую программу по духовному семейному воспитанию, которую реализуют на занятиях православного семейного клуба «Берегиня».
Ольгу Александровну Фарленкову, казначея и киоскера Иоанно-Богословской церкви Богдановича, уже в зрелом возрасте привела в храм мать Надежда Григорьевна, ныне – матушка Варвара в женской обители Алапаевска. В селе Коптелове Алапаевского района в храме в честь Вознесения Господня также трудятся мать и дочь: мать – Татьяна Александровна Лунина, председатель приходского совета, дочь – Юлия Мошкарева, преподаватель воскресной приходской школы.
В приходе в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы поселка Верхних Серег имеется небольшой скотный двор, в котором содержатся овцы, козы, куры. А ухаживают за животными дети прихожан и самого настоятеля. У отца Константина и матушки Татьяны шестеро детей, их трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. Родители собственным примером настраивают их на крестьянский быт, на самодостаточность натурального хозяйства, на самообеспечение семьи необходимыми продуктами питания.
Подобных примеров можно привести множество. И это радует. Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о предках и воспитание потомков – все это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Россия прошла множество испытаний: революции, мировые войны, индустриализацию, коллективизацию, приватизацию. Было много трагедий, жертв… Были и периоды, когда, казалось, прерывается связь между поколениями. Сегодня в наших силах укрепить утраченную связь, воскресить забытые традиции. И начинать это нужно в семьях. Мы можем – а потому обязаны это сделать, чтобы строить новую Россию на фундаменте, заложенном нашими предками.
Семья для ребенка
Семья для ребенка
Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей.
Главная школа воспитания — это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский
Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка. Это знают, пожалуй все. Однако, мало что меняется в самом качестве семейного воспитания. Все изменения в отношениях семьи с ребенком, в основном, связаны с ориентацией взрослых на более раннее и более сложное образование и развитие малышей.
Семья для ребенка
Родители стремятся дать всевозможные знания ребенку, практически с пеленок. При этом ответственность за образование ребенка родители, как правило, предпочитают возлагать на всевозможные центры развития ребенка, учебные заведения. Многие семьи, руководствуясь определенным направлением в воспитании и развитии детей, которых сегодня тоже великое множество, делают его предметом семейного воспитания.
Все знают и понимают, что семья незаменима для развития ребенка. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Материал по теме:
Но что делать, для того чтобы семья стала заниматься своими непосредственными задачами и как ей в этом помочь, — пока не совсем ясно. Такое противоречие не случайно. Само понятие «семья» у современных родителей определяется совершенно по-разному. Для кого-то семья это ведение совместного хозяйства независимо от того, состоят ли родители в официальном браке. Другие считают, что семья — это законный брак. Третьи уверены в том, что не благословлено церковью, семьей назвать нельзя. Четвертые утверждают, что ни о какой семье не может идти речи, если нет детей. Бывает так, что все вроде бы есть: и брак оформлен, и дети есть, но каждый живет своей собственной жизнью нет единой концепции семьи.
Даже для взрослых людей вопрос о том, что такое семья, является не простым. Характеристик семьи с точки зрения ребенка значительно больше, и у них есть некоторые закономерности. Что такое семья для ребенка?
Семья для ребенка дошкольного возраста:
— это обязательное наличие ребенка в семье, а вот членами семьи они могут считать не только папу и маму, это может быть соседка по дому, бабушка, мамина подруга, папин приятель или, например, рыбка. Ребенок — дошкольник, главным качеством члена семьи считает непосредственное отношение к нему. Если речь идет о сказочных персонажах, то дошкольники относят к своей семье тех, кто непосредственно связан с героем-ребенком. По той же причине многие дошкольники часто «вычеркивают» из семьи тех, кто, как им кажется, мало с ними связан.
— это совместное пространство, где обитают ее члены. Именно поэтому членом семьи может оказаться кошка, живущая в той же квартире, а бабушка или кто-то из родителей, живущие отдельно, в члены семьи не попадает.
— это общая жизнь, которая объединяет действия ее членов. Например, если семья ждет гостей, то бабушка пылесосит, мама печет пирог, папа уехал за продуктами, а ребенок накрывает на стол. Для ребенка — дошкольника семья, это наличие общего смысла деятельности. Если разные люди выполняют отдельные действия, которые, по мнению ребенка, никак не связаны между собой, то это может быть чем угодно, но семьей в сознании ребенка не является. Если дошкольник ощущает внимание к себе со стороны членов семьи, наблюдает своих близких в общем пространстве и, наконец, осмысляет и оценивает разнообразные действия членов семьи как такие, с помощью которых все они реализуют общие цели и задачи, общую для них жизнь, он воспринимает свою семью как семью.
Только такая семья является для ребенка — дошкольника благоприятной средой, которая способствует его полноценному психическому и личностному развитию.
Многие родители стараются оградить ребенка от общих дел, не привлекают его к совместным действиям, ребенок живет в своего рода изоляции от того, что по мнению ребенка является семьей. В других случаях семейная жизнь может провоцировать возникновение проблем в поведении и развитии малыша, общении с окружающими.
Влияние семьи на развитие ребенка
Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!
Что такое семья для ребенка?
Семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности. Это те отношения, которые ребенок получает в первые три года жизни, когда он уже может различать то, кто и как к нему относится, кто и что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте ребенок столкнется с большими трудностями.
Семья это основа чувства защищенности. Это чувство развивается на основе привязанностей, — в результате у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, поскольку семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок обучается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Если нет чувства защищенности, ребенок после трех лет цепляется за мать, не может ее отпустить, нуждается постоянно в ее физическом присутствии.
Семья это модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых, и это происходит как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем, что в итоге является одним из необходимых элементов личности — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. Родители же в реальности часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.
Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который в свою очередь зависит от родителей. Родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в нем желание учиться. На это влияют беседы с детьми, общие занятия, интересы, времяпрепровождение, увлечения. Беседы в виде диалогов способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка.
Ребенок обучается у родителей всему, путем наблюдения, поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет большую роль.
Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье. Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):
В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка). Типология Аллы Баркан:
Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безынициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в асоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям.
Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает себя ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют негласные законы – кто сильнее, тот и прав.
Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь, не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Также возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.
Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, он не знает заботы, ласки, его все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:
Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
Трон принца. Чаще в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.
Консультация «Семья и значение семьи в жизни ребенка»
Галина Кобзева
Консультация «Семья и значение семьи в жизни ребенка»
. СЕМЬЯ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Семейное воспитание (то же самое – воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.
Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т. е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Теория Ллойда Демоза и других ученных, разделяющих ее, утверждает, что реальным базисом для понимания мотивации в истории являются не экономический или социальный класс, а «психокласс». Чтобы понять это, утверждает Л. Демоз, необходимо проанализировать историю детства, то, как обращались в разные исторические периоды развития общества взрослые с детьми.
Изучая детство многих поколений, важнее всего сосредоточится на тех моментах, которые повлияли на психику следующего поколения. Прежде всего на том, что происходит, когда взрослый находится лицом к лицу с ребенком, который чего-то хочет. Л. Демоз считает,что в распоряжении взрослого имеются три способа реагирования:
1. он может использовать ребенка как сосуд для проекции содержания собственного бессознательного (проективная реакция);
2. он может использовать ребенка как заместителя фигуры взрослого, значимого для него в его собственном детстве (возвратная реакция);
3. он может сопереживать потребностям ребенка и действовать, что бы удовлетворить их (реакция сопереживания).
Проективная реакция известна психоаналитикам под рядом терминов, от проекции до проективной идентификации. Ребенок (либо другой человек) используется как сосуд для проекций взрослого. На наш взгляд,наиболее точно этот тип реакции отражен в известном образном библейском изречении: что ты ищешь соломинку в глазу брата своего, когда у самого бревно. Т. е. родитель наделяет ребенка своими грехами, мыслями, не желая даже себе самому признаться в том, что на самом деле он присущи ему самому.
Возвратная реакция известна исследователям родителям, избивающий своих детей. Ребенок существует лишь для того, чтобы удовлетворить родительские потребности. Не способность ребенка в качестве родительской фигуры дать ожидаемую от него любовь всегда вызывает наказание. Л.Демоз приводит характерное для таких реакций высказывание: «Меня ни когда не любили. Когда ребенок родился, я думала, что он будет любить меня. Если он плачет (не слушается и т. д., то, значит, не любит меня. Поэтому я его бью»
Л. Демоз считает, что проективная и возвратная реакции у родителей прошлого часто смешивались, и ребенок одновременно рассматривался как полный проективный желаний, подозрений и сексуальных мыслей взрослого (проективная реакция) и в то же время как отцовская и материнская фигура (возвратная реакция). Т. е. одновременно плохим и любимым.
1. Инфантицидный, или стиль детоубийства (античность до 4 века до нашей эры). Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей. У тех, кому повезло выжить, преобладали проективные реакции. (характерно примером этого стиля является известная сказка «Мальчик- с-пальчик»).
3. Амбивалентный стиль (14-17 вв.). Ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он был по-прежнему вместилищем опасных проекций взрослых. Так, задачи родителей было «отлить» его в «форму», «выковать». Самый популярной метафорой того времени было сравнение детей с мягким воском, глиной, которой надо придать форму. Этот этап отмечен сильной двойственностью. Появилось много руководств по воспитанию детей, в искусстве стал популярным образ заботливой матери.
4. Навязывающий стиль (18в.). Этот стиль стал возможен после грандиозного ослабления проективных реакций и фактического исчезновения возвратных реакций, что стало завершением великого перехода к новому стилю отношений. Ребенок уже в меньшей степени являлся отдушиной для проекций, и родители стремились сблизиться с ним более тесно и обрести власть над его умом и уже по средствам этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, даже саму волю. Ребенок воспитывался самими родителями, его нянчила родная мать; он не подвергался пеленанию, его не заставляли а уговаривали; били иногда, но не систематически; повиноваться заставляли часто при помощи слов. Стало возможной истинная эмпатия. Снизилась детская смертность, т. к. за детьми стали ухаживать.
5. Социализирующий стиль (19- середина 20 вв.). Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении воли, сколько в ее тренировке, направлении на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель. В 19 в. отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием. Стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.
При этом не следует понимать слова Л. Демоза о том, что родитель должен быть «слугой ребенка», буквально. Данный стиль воспитания не предполагает попустительства прихотям ребенка, а способствует удовлетворению жизненно-важных для него потребностей. Представители гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Гордон и др.выделяют следующие потребности:
Таким образом, Л. Демоз подводит нас к мысли о том, что полноценное воспитание гармоничных, психически здоровых детей может осуществляться только психологическими зрелыми родителями, обладающими, прежде всего, педагогической рефлексией.
В педагогической рефлексии И. А.Карпенко выделяет три блока:
1. Осознание взрослым того, как он ведет себя с ребенком.
1а. Понимание взрослым поведения ребенка при контакте с ним.
2. Осознание взрослым в процессе контакте с ребенком своих чувств и своего внутреннего состояния.
2а. Осознание взрослым состояния и чувств ребенка.
3. Понимание взрослым причин, по которым он испытывает те или иные чувства.
3а. Понимание взрослым причин, по которым ребенок испытывает те или иные чувства.
«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.
Консультация «Значение оригами для развития ребенка» Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является.
Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.
Консультация для родителей «Телевидение в жизни семьи и ребенка» Телевидение в жизни семьи и ребенка. Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… современные дети превратились в телеманов.