Что означает две руки тянутся друг к другу

О чем говорит эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другу«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) – четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

«ЖИТЬ – ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ»
Марина Хайкина, искусствовед: «Микеланджело написал Бога в античном духе: он реален в своем телесном и божественном воплощении. Облаченный в простую розовую тунику, Бог проносится над сотворенным миром в окружении ангелов без крыльев. Женская фигура справа от него – Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом. Во время полета Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку. Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию. Но в то же время поза Адама повторяет и очертания скалы: он пока лишь часть пейзажа вокруг. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу.
Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение – рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению. По его мнению, способность творить и создавать – это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи; но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Впоследствии этот жест повторят многие другие художники – соглашаясь или споря с верой Микеланджело в человека и в силу творчества».

«МЫ РОЖДАЕМСЯ В МОМЕНТ РАССТАВАНИЯ»
Андрей Россохин, психоаналитик:
«Первое, что я здесь чувствую, – момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несется навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь. Сейчас их пальцы сомкнутся – и вялое тело родится, обретет силу, жизнь, а в глазах Адама зажжется огонь. Но в то же время у меня есть едва уловимое ощущение, что Бог со свитой движется в другую сторону, улетает от Адама. На это указывают фигуры женщины и младенца, они как будто отталкиваются от него, и задают тем самым обратное движение. Почему?
Я предполагаю, что бессознательно Микеланджело рисовал здесь не встречу, а следующий за ней момент расставания. Бог олицетворяет собой и отцовское, и материнское начала одновременно, их союз и приводит к рождению ребенка – младенца Адама. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана, и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине. И в таком случае меланхолическая поза Адама передает не отсутствие жизни, а печаль расставания. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я».
Пальцы Бога и Адама на картине подобны кисти художника, и мне это кажется очень важным. Микеланджело неосознанно проживает историю сепарации с двух сторон – и как Адам, и как Творец. Я вижу здесь не только печаль ребенка, которого оставил родитель, и печаль художника, вынужденного проститься со своим детищем, своей картиной. Но еще и решимость художника сделать этот шаг. Ведь только когда он найдет силы расстаться со своим творением, картина будет завершена и сможет жить собственной жизнью».

Микеланджело Буонарроти (1475–1564), итальянский скульптор, художник, архитектор, выдающийся мастер эпохи Возрождения. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фресками плафона Сикстинской капеллы, статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме. В искусстве Микеланджело с огромной силой воплотились как глубоко человечные идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Источник

О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) — четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

«Жить — значит творить»

Марина Хайкина, искусствовед

«Микеланджело написал Бога в античном духе: он реален в своем телесном и божественном воплощении. Облаченный в простую розовую тунику, Бог проносится над сотворенным миром в окружении ангелов без крыльев. Женская фигура справа от него — Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом. Во время полета Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку.

Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию. Но в то же время поза Адама повторяет и очертания скалы: он пока лишь часть пейзажа вокруг. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу.

Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение — рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению. По его мнению, способность творить и создавать — это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше.

Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи; но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Впоследствии этот жест повторят многие другие художники — соглашаясь или споря с верой Микеланджело в человека и в силу творчества».

«Мы рождаемся в момент расставания»

Андрей Россохин, психоаналитик

«Первое, что я здесь чувствую, — момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несется навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь. Сейчас их пальцы сомкнутся — и вялое тело родится, обретет силу, жизнь, а в глазах Адама зажжется огонь. Но в то же время у меня есть едва уловимое ощущение, что Бог со свитой движется в другую сторону, улетает от Адама. На это указывают фигуры женщины и младенца, они как будто отталкиваются от него и задают тем самым обратное движение.

Почему? Я предполагаю, что бессознательно Микеланджело рисовал здесь не встречу, а следующий за ней момент расставания. Бог олицетворяет собой и отцовское, и материнское начала одновременно, их союз и приводит к рождению ребенка — младенца Адама. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана, и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине.

И в таком случае меланхолическая поза Адама передает не отсутствие жизни, а печаль расставания. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я». Пальцы Бога и Адама на картине подобны кисти художника, и мне это кажется очень важным. Микеланджело неосознанно проживает историю сепарации с двух сторон — и как Адам, и как Творец.

Я вижу здесь не только печаль ребенка, которого оставил родитель, и печаль художника, вынужденного проститься со своим детищем, своей картиной, но еще и решимость художника сделать этот шаг. Ведь только когда он найдет силы расстаться со своим творением, картина будет завершена и сможет жить собственной жизнью».

Микеланджело Буонарроти (1475–1564), итальянский скульптор, художник, архитектор, выдающийся мастер эпохи Возрождения. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фресками плафона Сикстинской капеллы, статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме. В искусстве Микеланджело с огромной силой воплотились как глубоко человечные идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Источник

«Сотворение Адама» – что “зашифровал” в своём шедевре Микеланджело?

Одна из самых притягательных и ярких фресок Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама», созданное руками великого мастера Микеланджело Буонарроти. Она входит в композицию из девяти фрагментов, расположенных в центре потолка капеллы и посвящена одному из самых известных библейских сюжетов.

Искусствоведы считают, что «Сотворение Адама» является вершиной творчества Микеланджело, ведь в нём он сумел отразить и многолетний опыт, и особое видение мира, образов, эмоций, что гениально передал в своей работе. Как же создавалось «Сотворение Адама»? Что открывает нам история мастера и его знаменитой фрески?

История фрески

По заказу Папы Римского Сикста IV в конце XV века было построено здание знаменитой Сикстинской капеллы. По замыслу здание должно было напоминать стены крепости, символизируя стойкость и неприступность истинной веры для пороков и грехов.

Украшением внутренних помещений капеллы, в том числе и центральной части потолка, занимались великие художники того времени. Одним и них стал Микеланджело, оставивший там свою бессмертную работу – «Сотворение Адама».

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другуДаниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 года
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Как рассказывает история, инициатором росписи стен капеллы во внутренних помещениях стал папа Юлий II. В этих комнатах должны были проходить различные религиозные торжества и ритуалы, а значит, декоративное оформление должно было соответствовать обстановке, позволять людям погрузиться в мир библейских сказаний и истин.

Что интересно, прежде Микеланджело не занимался созданием фресок, да и в самой капелле изначально не планировал такой работы. Буонарроти пригласили для другого дела. Юлий II решил создать собственную гробницу при жизни, для чего и потребовался опытный скульптор.

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другуДонато Браманте, любимец папы Юлия II, стал косвенным “виновником” создания шедевра Микеланджело

Как гласит предание завистник и конкурент Микеланджело, Браманте, решил помешать ему. Он убедил папу, что строительство гробницы при жизни – дурной знак, и тот отказался от своей идеи. Однако Браманте не успокоился. Он убедил Юлия II потребовать от Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы.

От себя хочу заметить, что подобное задание требовало не только невероятного мастерства, но и огромных затрат физических сил. Однако Буонарроти принял вызов. Позднее о своей работе в Сикстинской капелле Микеланджело писал:

“Я получил за труд лишь зоб, хворобу

да подбородком вклинился в утробу,

грудь – как у гарпий; череп, мне на злобу,

полез к горбу; и дыбом – борода;

а с кисти на лицо течёт бурда,

рядя меня в парчу, подобно гробу…”.

Роспись Сикстинской капеллы действительно оказалась страшным испытанием для мастера, здоровье которого было подорвано, однако она оставила нам бессмертные творения, что вошли в список гениальных шедевров человечества.

Образы «Сотворения Адама»

“И сотворил Бог человека по образу Своему”.

Именно этот библейский эпизод Ветхого Завета иллюстрируется в гениальной работе мастера. События, описанные одним предложением, открываются нам ярчайшей историей, написанной кистью Микеланджело.

Саму композицию творения можно условно разделить на две части. В верхней правой части фрески находится сам Бог. Это седовласый старец, в котором, несмотря на почтенный возраст, чувствуется невероятная физическая сила.

На мой взгляд, его внешность и одежды созданы в античной манере, что была близка Микеланджело. Создаётся впечатление, будто Бог только что вышел из далёких времён Древней Греции, чтобы вступить в новую эпоху.

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другуЗдание Сикстинской капеллы Ватикан, Рим, Италия / © Stefano Petroni / holidaygid.ru

Рядом с Творцом – сонм ангелов, которые создают “воздушность” изображения. Красные драпировки рядом с Богом усиливают впечатление силы и власти.Не возникает сомнений в могуществе изображённого человека, даже если не знать, чей образ воплощён мастером.

Левая нижняя часть фрески – изображение Адама. Это прекрасный юноша, что протягивает к Господу свою руку. В положении пальцев, самом этом простом жесте чувствуется элемент неуверенности, слабости. Силы Адама ещё не разбужены, он пока не чувствует и не осознаёт своих возможностей.

Но мы понимаем, что вскоре он ощутит энергию, “искру”, заложенную в нём. Руки Бога и Адама почти касаются и, без сомнения, в миг соприкосновения произойдёт завершения акта творения.

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другуВ положении пальцев, кисти руки чувствуется элемент неуверенности, слабости, но могучая рука творца словно вливает жизненную энергию в Адама, протягивающего к Господу свою руку

Тайны и предположения

«Сотворение Адама» – фреска, что ярко выделяется среди прочих работ Микеланджело. Почему? Вероятно, этот сюжет особенно взволновал его мысли, а может, автор решил оставить некое “зашифрованное” послание людям. Сторонники второй версии высказывают самые разные предположения относительно замысла мастера.

Не секрет, что Буонарроти был знатоком анатомии и особенностей человеческого тела. В 1990 году в журнале Американской медицинской ассоциации была опубликована статья, посвящённая этой фреске. Но что общего между произведением искусства и медициной?

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другуЧерез плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека

Как утверждал врач Фрэнк Мешберг, в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга. Быть может, гений “намекал” нам, что в основе созидания всего лежит разум человека?

Сторонники несколько иного предположения считают, что на фреске запечатлён процесс рождения. Красная ткань вокруг Творца имеет форму матки, а синяя лента напоминает пуповину. А вот врач Дейвис Кампос считает, что левая сторона тела Адама имеет “лишнее” ребро, что позднее, как мы знаем, стало основой для создания Евы.

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другуСуществует теория, что в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга

«Сотворение Адама» – без преувеличения великое и таинственное произведение искусства. Оставил ли в нём Микеланджело Буонарроти какие-то скрытые символы или просто постарался отразить собственное видение библейского сюжета? На этот вопрос у нас нет точного ответа, а к тому же у каждого на этот счёт своё мнение. Однако «Сотворение Адама» не перестаёт будоражить умы и вызывать восхищение людей.

Источник

«Сотворение Адама»: взгляд с точки зрения нейронаук

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другу

Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27)
Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.

Весьма вероятно, в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой — мозг человека.

Действительно, все труды Микеланджело на поприще изобразительного искусства — и живопись, и скульптура — говорят о великолепном знании мастером анатомии человека. Вспомнить хотя бы потрясающую проработку человеческого тела в «Давиде». Еще в своих «Жизнеописаниях художников» современник и коллега Микеланджело Джоржо Вазари вспоминает, что художник часто наблюдал за вскрытиями. Именно это дало возможность Мешбергеру предположить наличие некоего скрытого послания в этой фреске.

Вот что пишет он сам:

Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцвми. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан. Я постараюсь показать, используя анатомическе рисунки Франка Неттера из The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I — The Nervous System.

Давайте проследим за мыслью Мешбергера.

Вот четыре рисунка, пронумерованные от 1 до 4:

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другу

Как видно, первый и второй рисунки — очень похожи, как и третий и четвёртый. Номера 1 и 3 — это прориси по атласу нейроанатомии Франка Неттера.
Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другу

Рисунок 6 (нумерация по цитируемой статье) показывает левую боковую поверхность мозга и борозды и извилины, которые присутствуют в полушариях. Сильвиева борозда, или латеральная борозда — борозда, разделяющая полушария головного мозга. Рисунок 1 — прорись этой иллюстрации.

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другу

Рисунок 8 — прорись сечения головного и спинного мозгов, изображённого на рисунке 7. Рисунок 3 получается из рисунка 8 удалением мозжечка и структур среднего мозга, а также «отгибанием» назад спинного мозга из «стандартного» анатомического положения.

А теперь — сюрприз! Рисунки 2 и 4 прорисованы… по изображению Бога и ангелов на фреске Микеланджело. Рисунок 2 получен прорисью внешней «оболочки» и борозды, а рисунок 4 – это внешняя «оболочка» и крупные линии на фигурах Бога и ангелов.

Не верите? Смотрите:

Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть фото Что означает две руки тянутся друг к другу. Смотреть картинку Что означает две руки тянутся друг к другу. Картинка про Что означает две руки тянутся друг к другу. Фото Что означает две руки тянутся друг к другу

Таким образом, Мешбергер полагает, что главный смысл фрески — не сотворение Адама как такового, а наделение его разумом, для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего».

Источник

Что означает фреска Микеланджело о сотворении Адама?

Боюсь, что она означает исключительно именно это — сотворение человека.

За пределами этого ей почти что и нечего значить — Микеланджело, в отличие от многих художников Возрождения, не искал в искусстве сложностей, интеллектуальной игры, шифров, загадок, двойных и тройных смыслов. Он был страшный человек, категорически неспособный ни с кем разговаривать, которому в жизни нужны были только мрамор и чтобы никто не мешал работать — и в своей работе практически не заинтересованный ни в чём больше за пределами формы.

Другое дело — что значило для своего времени само сотворение человека?

Человек флорентийского гуманизма — это геометрия внутри глины. Глина может гнуться, рваться, покрываться бубонами, воевать за торговлю с Константинополем, может любить другую глину, может ходить об неё ногами. Глина подчинена обстоятельствам, и исторически она зарекомендовала себя не очень.

Геометрия красива и истинна. Она красива и истинна даже когда глина не лезет уже ни в какие ворота.

Эта тождественность — красоты и истинности — была прямым следствием того, как первые гуманисты смогли примирить практические, земные, глинистые аспекты античной мысли с абсолютно христианской доктриной. В этой тождественности нет разделения между этикой и эстетикой, между моралью, ораторскими способностями, самообразованием, гражданской ответственностью, чтением Платона в оригинале и спасением своей бессмертной души — всё это взаимосвязано, и всё это почти что одно и то же.

Это и есть смысл жизни — постоянная работа над собой, постоянное совершенствование, постоянное стремление к идеалу. Бесстрашие и целеустремлённость, произрастающие из осознания божественности своей природы, природы каждого человека — и по сравнению с которой никакие земные тяготы, ни лишения, ни болезни, ни даже тот случай с яблоком — почти ничего не значат.

Именно этого человека — идеального, ещё не павшего, но даже в своём падении всё равно неизбежно способного — именно его сотворение писал Микеланджело.

Возможно, это не то, что кому-то хотелось бы там видеть — когда есть такой простор для спекуляции в отношении жеста, непонятных фигур вокруг Бога-Отца и самой красной области — но эти спекуляции неуместны. Точность и ясность высказывания была для флорентийских платоников одной из множества добродетелей. Они проявляли её в риторике — Микеладжело проявлял её в мраморе. Ему не нужно было ничего прятать, поскольку истина по гуманистам и так всегда на виду.

И человека от неё отделяет — совсем чуть-чуть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *