Что означает джабгу у огузов
Что означает джабгу у огузов
Образование Огузского государства, его территория. В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Япгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи.
Тюркоязычные огузские племена в раннее средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В VII веке огузские племена, жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. После падения Западнотюркского и Тюргешского каганатов и создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион.
В начале своего расселения в этих местах огузы встретили ожесточенное сопротивление местных племен канлы и печенегов. Затем, потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены перекочевать на запад.
В словаре Махмуда Кашгари есть сведения о расселении огузов вместе с другими тюркоязычными племенами в Жетысу, между озером Иссык-Куль и рекой Чу. Лишь после усиления карлуков вытесненные ими огузы перекочевали в Присырдарьинский регион.
Племенной состав и общественный строй огузов. В состав огузов входила часть кангаро-печенежских и других степных племен, населявших долины Сырдарьи, Приара- лья и Северного Прикаспия. Это были племена индоевропейского и финно-угорского происхождения, перенявшие тюркскую культуру и язык.
Китайские средневековые письменные источники утверждают, что в состав огузов Бронзовый кувшин.
У огузов и жены правителя-джабгу принимали участие в управлении государством. Они носили титул «хатун». Огузское государство опиралось на военную демократию. По этой причине в огуз- ском обществе важную роль играли военачальники, которые назывались сюбаши. Джабгу советовался с сюбаши и в большинстве случаев прислушивался к их мнению.
В летописном сказании «Огузнаме» повествуется о походах огузского кагана на запад. А в тюркских легендах и летописях также часто встречаются сведения о походах огузов в Среднюю Азию, Восточный Туркестан и китайские земли.
Во внешней политике огузские правители преследовали две цели. Во-первых, захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье, ради чего огузы воевали с Хазарским каганатом. Во-вторых, они стремились захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангистау и Устюрт.
Вместе с огузами в господстве над этими торговыми путями было заинтересовано и древнерусское государство. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с ‘горками (огузами) совершил поход против волжских булгар в Поволжье.
Многолетние войны, все возрастающие налоги вызывали недовольство огузских племен. В период правления хана Али в конце X и начале XI веков внутреннее положение в каганате резко ухудшилось. В это время огузский город Дженд захватили сельджуки. Позднее горожане сумели изгнать сельджуков из своего города.
Огузы перемещались с одного места в другое на приспособленных к кочевью кибитках на колесах. Впрягали в них волов или верблюдов. Огузы выращивали четыре вида скота (овец, лошадей, верблюдов и крупный рогатый скот). В арабских средневековых письменных источниках говорится и о выращивании курдючных овец. Ибн Хаукаль писал о разведении огузами в Туркестанском регионе каракульских овец. Другие факты свидетельствуют о содержании огузами крупных двугорбых верблюдов.
Животноводческая продукция удовлетворяла не только внутренние потребности, но и использовалась для торгового обмена с государствами Средней Азии и Китаем.
Археологические раскопки и письменные источники полностью подтверждают оседлый образ жизни некоторой части огузов, что они занимались поливным земледелием. На месте этих древних огузских городов найдены следы каналов, арыков и плотин, установлены места постоянных поселений огузов.
Промыслы и ремесла. Основным, относительно высокоразвитым видом домашнего промысла и ремесла была переработка животноводческой продукции. Например, из шкур и кожи скота изготавливали обувь, посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую, тор- сыки (бурдюки для кумыса), саба (посуду для брожения кумыса) и другие предметы обихода. А из шерсти шили одежду, делали кошмы для юрты, текеметы (большие кошмы с узорами), ковры (сыр- маки), арканы, привязи для ягнят и жеребят, а также другие необходимые в хозяйстве изделия. Одежду шили и из шкур зверей.
1. Когда и где было создано Огузское государство?
2. Какие племена входили в племенной состав огузов?
3. Запишите в тетради по истории слова (термины), касающиеся общественного строя огузов и запомните их значения. Например, инал, атабек и другие.
4. С каким государством старалось поддерживать дружественные, союзнические отношения Огузское государство? Почему?
5. С какими странами оно воевало?
6. Что вы можете рассказать о хозяйстве огузов?
7. Расскажите о промыслах и ремеслах огузов.
8. Прочитайте отрывки из «Огузнаме» и составьте исторический рассказ об огузах.
Вопросы для самопроверки
A. Карнак D. Испиджаб
2. Какой титул носил верховный правитель Огузского государства?
A. коль еркин D. инал
3. В каком году огузы совместно с князем Владимиром участвовали в походе против волжских булгар?
A. в 985 году С. в 965 году
B. в 1041 году D. в 988 году
4. Какое ремесло у огузов было основным и относительно высокоразвитым?
A. производство предметов повседневного спроса
B. производство военного снаряжения
C. ювелирное производство
D. переработка животноводческой продукции
Огузское государство (IX — нач. XI вв.)
Огузское государство (IX — нач. XI вв.)
Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в IX—X вв. огузского союза племен. В состав огузов вошел как древний (в основном тюркизирован-ный) этнический компонент долины Сырдарьи и арало-каспийских степей, индоевропейского и финно-угорского происхождения, таки полукочевые и кочевые роды и племена Жетысу и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным. Первоначально ядро огузской группирови формировалось в Жетысу, однако в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Южного и Западного Казахстана.
Огузы делились на ряд племен со множеством родовых подразделений. Согласно Махмуду Кашгари (XI в.), первоначально они состояли из 24 племен и делились на две фратрии: бузуков и учуков. Бузуки пользовались большими привилегиями. В каждую ‘из этих групп входило12 племен, делившихся, в свою очередь, на две равные части. Тесные контакты огузов с соседними тюркоя-зычными племенами и народностями — карлуками, печенегами, башкирами, кимеками, кыпчаками — способствовали все большему их сближению.
В конце IX—начале XI вв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау, до пределов Исфиджа-ба. Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и Восточном Прикаспии. Границы огузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. Огузы граничили с оседлыми землевладельческими областями, Хорезмом, Мавераннахром и Хорасаном. В X в. степи, тянувшиеся на запад до Хазарии, а также степи Северного Прикаспия, Центральные, Заунгузские, юго-восточные Каракумы и Приаральские Кызылкумы назывались Огузской степью.
Первые упоминания о государстве огузов появляются в арабоязычных историко-географических сочинениях IX — нач. X вв. Одно из наиболее ранних известий о существовании у огузов своего государства содержится в сочинении аль-Якуби (IX в.). Свидетельство арабского географа интересно не только упоминанием огузов, но и указанием на их войны с соседними тюркскими племенами: карлуками, тогузогузами, кимеками. Интересные сведения о племенах огузов IX—X вв. содержатся в географическом труде Ибн-аль-Факиха (X в.), где сообщается, что огузы наряду с кимеками и тогузогузами являются «царями» (малик) и больше других почитаются у тюрок.
В X в. столицей огузского государства стал город Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Среднюю Азию, Восточную Европу и Центральную Азию. Главой огузского государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Огузские джагбу имели заместителей — кюль-эркинов. Власть верховных правителей передавалась по наследству. Выборы огузских ханов проводились на советах, которые являлись трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Важную роль в державе джабгу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул «сюбаши».
В огузском государстве IX—X вв. шел процесс разложения старых родоплеменных институтов, развивались патриархально-феодальные отношения. В конце X—нач. XI вв. в державе сырдарьинских джабгу функционировала система регулярных налоговых сборов, что указывало на складывание в нем стационарного аппарата управления.
В огузском обществе развивалась частная собственность, шел интенсивный процесс выделения богатой знати. Основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот. Наряду с богатой аристократией были массы рядовых общинников, бедняков, рабов. Главным хозяйственным занятием огузов было экстенсивное скотоводство.
Наряду с кочевниками имелись компактные группы полуоседлого и оседлого населения. Средневековые авторы X—XI вв. в качестве городов и оседлых поселений отмечают Дженд, Сауран, Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак и др. Кочевники, лишенные земли, переходили на оседлый образ жизни. Основным их занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имела тесные контакты с земледельческими оазисами Мавераннахра, Хорезма и Семиречья. В степи и оседло-земледельческой зоне широкое распространение получила работорговля. В IX в. правители Хорасана ежегодно отправляли ко двору багдадских халифов две тысячи огузских рабов. В основе огузы были язычниками, поклонялись шаманам. Вместе с тем в среду огузов постепенно проникал ислам.
Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 г. в союзе с Киевской Русью они разгромили Хазарский каганат, восточные границы которого в середине X в. достигали северо-восточного побережья Каспийского моря; В 985 г. огузский джабгу вместе с русскими князьями нанес крупное поражение Волжской Булгарии. Все это способствовало росту политической мощи огузской державы.
На рубеже X—XI в. огузское государство испытало кризис вследствие восстания среди огузских племен, недовольных хищническим сбором налогов. Согласно огузским историческим преданиям, эти восстания падают на правление Али-хана, который пришел к власти около середины или в начале второй половины X в. Недовольство фискальной политикой джабгу было использовано вождями сельджуков, поселившихся близ Дженда еще в середине X в. Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителей Янгикента и захватили Дженд, но не надолго. Вскоре они были вынуждены оставить пределы Джендской области.
В это время усилился Шахмалик, наследник Али-хана. При нем государство настолько усилилось, что огузы в 1041 г. захватили Хорезм. Однако спустя два года Шахмалик, последний из известных джабгу огузов, попал в руки сельджуков и был казнен.
Многолетние стычки и войны с сельджуками подточили объединение огузских джабгу. Ослабленная глубокими внутренними противоречиями держава джабгу окончательно пала под ударами вождей кипчакских племен. Значительная масса огузов под напором кыпчаков ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии. Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавераннахра и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками в середине XI в. огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и кыпчака. Огузские племена долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия оставили заметный след в этнической истории казахов.
Огузское государство (конец IX – начало XI вв.)
В VIII веке огузские племена расселялись на территории Западного Семиречья. Они входили в состав Тюркского каганата. Первое упоминание об огузах содержится в сочинении арабского историка, географа и путешественника IХ века аль Якуби. Сведения о расселении огузов в Семиречье есть также у Махмуда Кашкари. Значимость огузов подтверждает исторический памятник тюркской эпохи «Письмена Культегина», где говорится, что в обряде захоронения Культегина участвовал «главный хранитель печати огузского правителя».
О происхождении этнонима огуз существует несколько мнений: ряд ученых связывает происхождение этнонима от слова «ок» (стрела), другие – от слова «уыз» (молочная основа), третьи – от слова «огиз» (вол).
В середине VIII века в результате борьбы с карлуками за тюргешские земли, значительная часть огузских племен покинула Семиречье и ушла в предгорья Каратау и долину реки Чу. В начале IX века они сломили сопротивление кангаро-печенежского союза племен, заставив их переселиться далее на запад, и захватили степи Приаралья.
В конце IX века огузы в союзе с Хазарским канагатом нанесли поражение печенегам завладели междуречьем Урала и Волги. Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации огузских племен в IX–X вв.
Территория Огузского государства простиралась от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Столицей стал город Янгикент (Новая Гузия), располагавшийся в нижнем течении Сырдарьи. Степные просторы Западного Казахстана в Х веке носили название Мафазат-аль-гуз (Огузская степь, Степь гузов). В процессе движения огузов на запад в состав их племенной конфедерации вошло кочевое и полуоседлое население Южного и Западного Казахстана.
Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 году между огузским джагбу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. В 985 году огузы выступили в поход с киевским князем Владимиром Великим и нанесли поражение Волжской Булгарии. Древнерусское государство, как и огузские правители, стремилось контролировать торговые пути через Поволжье, соединяющие Европу и Азию. О походах огузского правителя на запад повествует летописное сказание «Огуз-наме».
В период правления хана Али в конце Х – начале ХІ века внутреннее положение в государстве огузов ухудшилось из-за высоких налогов. Воспользовавшись этой ситуацией, сельджукские племена захватили огузский город Дженд. Во время правления наследника хана Али Шахмалика государство усилилось. В 1041 году он покорил Хорезм, но затем погиб, потерпев поражение от сельджуков. Многолетние войны с сельджуками и гибель Шахмалика расшатали конфедерацию огузов. В начале ХІ века под ударами кыпчакских племен огузы вытеснены с берегов Сырдарьи и Аральского моря, государство огузов окончательно прекратило свое существование.
Китайские письменные источники сообщают, что в состав огузского объединения входили племена баяндур, имур, кайи. О вхождении в состав огузской конфедерации кимакских племен свидетельствуют арабские источники. Махмуд Кашгари писал, что огузы состояли из 24 племен и делились на бузуков и учуков (арабский ученый аль-Марвази привел цифру 12). Наибольшими привилегиями в огузском государстве пользовались бузуки.
Огузкий правитель носил титул джабгу (ябгу), его наследник – инал. Жены огузских правителей имели титул хатун, принимали участие в управлении государством. Главный предводитель (военачальник) огузского войска назывался сюбаши, официальные советники огузского правителя – коль-еркины. По словам Махмуда Кашкари, коль-еркин означает «ум полный, подобно озеру».
Народное собрание у огузов собиралось один раз в год. Право вето на нем имели рядовые члены огузского общества. Позже вместо народного собрания стал собираться совет знати – канкаш.
С расцветом огузского общества верховная власть в управлении страной стала принадлежать великому и малому курултаям, о чем свидетельствует эпос «Огуз-наме». Родовые и семейные кланы назывались уругами. Огузы делились на группы племен и родов бой, оба и кок. «Огуз-наме» сообщает, что джабгу поделил свои владения на 12 аймаков. Правители выбирались из наиболее могущественных ханских уругов.
Широкое распространение у огузов получила работорговля. Основной религией огузов было язычество, шаманизм, но постепенно в их среду проникал ислам.
Огузское государство (племенной состав, общественное устройство, внутренняя и внешняя политика).
Огузы встретили ожесточенное сопротивление племенканлы и печенегов. Потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены перекочевать на запад. Махмуд Кашгари писал, что огузы первоначально состояли из 24 племен, аль-Марвази упоминает, что количество племен снизилось до 12.
Расцвет Огузского государства начался в период правления Шахмалика. Он в 1041 году завоевал Хорезм. После гибели Шахмалика под Хорезмом, начались распри в борьбе за власть. Огузское государство пало под ударами кыпчаков. В XI веке кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В начале XI века Огузское государство перестало существовать.
Объясните, причины быстрого развития городов и роста торговли в Казахстане во второй половине XIX века.
Во второй половине XIX века на территории Казахстана появился ряд городов. Это было обусловлено военно-колонизационными и хозяйственными акциями царского правительства. Массовое переселение крестьян в Казахстан после отмены крепостного права приводило к росту городов и городского населения. Часть из переселенцев поселялись в городах и приписывалась в городское сословие. Городское население увеличивалось также за счет, казахов, покидавших аулы из-за земельной тесноты. Постепенное возведение в городах промышленных объектов приводило к росту численности рабочих.
Быстрое развитие производительных сил в пореформенные годы и формирование всероссийского рынка повлияли на распространение капиталистических отношений в национальных регионах империи. С 60-х годов XIX в. российские промышленники стали вкладывать средства в промышленное производство в богатом полезными ископаемыми крае. Казахстан стал превращаться в рынок сбыта и источник дешевого сырья для российской промышленности, что стимулировало развитие различных видов торговли.
3. Заполните таблицу:
Индустриализация
Билет.
1. Особенности экономических реформ в период «застоя».
В сельском хозяйстве хозяйственная реформа предусматривала систему мер, направленных на подъем экономики колхозов и совхозов. Установлены твердые планы на ряд лет, в 2 раза поднялись закупочные цены, на сельхозпродукцию и введены надбавки за сверхплановую продажу. Изменены условия взимания подоходного налога с колхозов и укреплена материально-техническая база хозяйств. После 1965 г. возросли ассигнования на нужды села.
В начале 70-х гг. происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х гг., усилились административные методы управления аграрным сектором экономики вопреки концепции хозяйственной реформы 1965 г. Заметно стал сворачиваться процесс демократизации колхозного самоуправления, усилился контроль со стороны партийных, исполнительных и административных органов за финансово-хозяйственной деятельностью колхозов и совхозов.
Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана к середине 80-х годов к кризису.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1594 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Огузский мир: «У них мало железа, но их набеги стремительны и опустошительны»
Военное искусство огузов и турок-сельджуков. Часть 1
Ярослав Пилипчук продолжает цикл публикаций в «Реальном времени», рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодня украинский историк начинает серию колонок, реконструирующих военное искусство огузов и турок-сельджуков.
«Сильные и мужественные воины» в борьбе за дождевой камень
Одним из интереснейших аспектов истории Центральной Азии является история сельджуков. По истории сельджукских завоеваний существует обширнейшая литература. Среди исследований стоит выделить книгу К. Хиллебранд о битве под Манцикерте, монографии С. Агаджанова о туркменах, монографии Р. Гусейнова о сельджуках, книгу Т.К. ал-Азхари, В. Запорожца, статьи П. Голдена о переселениях огузов, О. Прицака о падении государства янгикентских ябгу, Г. Литвинова о туркменах на Ближнем Востоке, К. Босворта о влиянии сельджукских завоеваний.
Ранняя этническая история огузов во многих аспектах остается неясной. Ибн ал-Асир сообщает, что огузы во времена халифа ал-Махди мигрировали из земли токуз-огузов в Мавераннахр. При этом он ссылается на неизвестного хорасанского историка, которого некоторые ученные отождествляют с Байхаки. Такая ранняя датировка вызывает много вопросов. Скорее всего, это историографический казус. Куда вероятнее более поздние датировки, которые относятся уже к IX в. Ибн ал-Факих и Гардизи упоминают легенду о дождевом камне. У Наджиба Хамадани дождевой камень был назван токуз-огузским. Если у Ибн ал-Факиха упомянуто о том, что дед Балкика вследствие ссоры ушел от отца и стал грабить окрестные народы, то у Гардизи упомянуто соперничество за обладание дождевым камнем между Халлухом и предводителем огузов. Путем обмана последний завладел дождевым камнем. По версии Ибн ал-Факиха, дождевой камень был отнят у деда Балкика царем тюрок, но потом неясным путем попал к огузскому вождю Джабгу (отцу Балкика). По сведениям ат-Табари токуз-огузы атаковали Усрушану в 820—821 гг. Ал-Балазури сообщал, что во время правления в Хорасане наместника Абдаллаха б. Тахира он отправил против страны Гуззийа военную экспедицию во главе со своим сыном Абдаллахом. Огузы зарекомендовали себя как сильные и мужественные воины. На невольничьих рынках за 1 тыс. огузов можно было выручить 600 тыс. дирхемов. Таким образом, огузы в некоторых случаях прямо сопоставляются с токуз-огузами. Но тем не менее огузы были отдельным политическим образованием. Они выделились из состава токуз-огузов не позже второй половины VIII в. и под давлением карлуков ушли из Семиречья. В любом случае, начальный этап существования государства огузов был связан с токуз-огузами.
Огуз-хан — легендарный герой-прародитель потомков огузских племен, и уйгуров. Фото uyghurtoday.com
За земли на Средней Сырдарье и в Восточном Приаралье огузам пришлось побороться с печенегами. Степные предания сохранили память о былых событиях. Абу-л-Гази сообщал о войнах между салырами и печенегами. В начальный период существования огузского объединения именно племя салыров доминировало среди огузов. Позже политическая гегемония перешла к племени байаут. Главными действующими лицами были названы Салыр-Алп-Казан со стороны огузов и Тоймадук со стороны печенегов. Также войны салыров с печенегами нашли отображение в огузском эпосе. Войны между печенегами и огузами продолжались на протяжении нескольких поколений. В туркменских рассказах, посвященных войнам с печенегами, указывалось, что война была трудной и затянулась на несколько поколений. Среди врагов огузов упомянуты ит-бараки, которых возглавлял Кыл-барак. Также в источниках как противники огузов упоминались ит-печенеги.
Занимательная генеалогия огузских племен
Для нас больший интерес представляют его данные о сыновьях — в антропонимах скрыты названия племен. По преданиям, у Огуз-хана было шесть сыновей и двадцать четыре внука. От трех старших сыновей произошли бузуки. Это были Кюн-хан, Ай-хан, Юлдуз-хан. Сыновьями Кюн-хана были Кайи, Байат, Алкаравли, Кара-Ивли. Сыновьями Ай-хана были Йазыр, Догер (Дока), Додурга, Япарлы. Сыновьями Юлдуз-хана были Авшар, Кызык, Бегдили, Каркыш. Такими были названия двенадцати племен бузуков. Трое младших сыновей были предками племен учуков. Гек-хан, Так-хан и Тенгиз-хан также имели по четыре сына. Гек-хан был отцом Байандура, Беджене, Чавулдура, Чепни. Так-хан был отцом Салура, Эймура, Алаюнтлу, Урегюра. Тенгиз-хан был отцом Йигдыра, Бюгдюза, Йива и Кыныка.
Огуз-хан с сыновьями. Фото monarhs.info
Эта вымышленная генеалогия отображала разделение огузов на два крыла — бузуков и учуков. По всей видимости в состав учуков вошли не только собственно огузские племена, но и другие, например, Беджене. Махмуд ал-Кашгари называл 22 племени огузов: кынык (главенствующее племя), кайыг, байундур, йиве, салгур, афшар, бектили, бюгдюз, байат, йазгыр, эймюр, кара-болюк, алка-болюк, игдер, урегир, тутырка, ула-йондулуг, тюгер, баджанак, джувалдар, джебни, джаруклуг.
Отмечалось, что гузы смешались с персами. Одного из великих гузских эмиров звали Азак, также упоминался Сельджук. Гузы постоянно воевали с чигилями. О туркменах сказано, что они гузы и карлуки. О туркменах был приведен псевдоисторический рассказ об Искандере зу-л-Карнайне (Александре Македонском).
В сoчинении Абу-л-Гази упоминается рассказ, похожий на легенду, приведенную у Рашид ад-Дина. Огуз-хан был назван сыном Кара-хана. Причиной вражды было указано то, что Кара-хан придерживался языческих верований, а Огуз-хан с младых лет желал стать мусульманином. Абу-л-Гази сообщал, что между Огуз-ханом и Кара-ханом произошла битва. Войска Огуз-хана одержали победу, а Кара-хан был убит неизвестно кем. Далее Абу-л-Гази повторял данные Рашид ад-Дина о намерении завоевать мир. Он не упоминал деление огузов на бузуков и учуков, но приводил данные о 24 внуках Огуз-хана, которые и дали название огузским племенам. От Кун-хана — Кайы, Байат, Алка-ойли, Кара-ойли. От Ай-хана — Йазыр, Йасыр, Дудурга, Дукер. От Йулдуз-хана — Авшар, Кызык, Бекдели, Каркын. От Кок-хана — Байындыр, Бечене, Чавулдур, Чепни. От Таг-хана — Салор, Имир Ала-йонтлы, Урегир. От Тенгиз-хана — Игдир, Букдуз, Ава, Кынык. Интересен тот факт, что Абу-л-Гази указывал, что четыре имени не были связаны с родом Огуз-хана — Канклы, Кыпчак, Карлык, Калач. В этих этнонимах достаточно легко угадываются канглы, кыпчак, карлук и калач.
В описании противостояния Кара-хана и Огуз-хана нашли отображение эпизоды начала сельджукского движения, когда исламизированные огузы — туркмены — отделились от язычников-огузов и начали с ними враждовать. Сведения и «Родословную тюрок» Абу-л-Гази можно отнести скорее к литературе, чем к истории. Однако их сведения позволяют восстановить этнонимию огузской конфедерации племен. Ее состав был достаточно сложным с самого начала.
Огузское государство. Фото wikimedia.org
«Их стрелы из кости — у них мало железа, их набеги стремительны и опустошительны»
Реальные завоевания огузов, конечно, были намного скромнее, чем это описано в эпосе. Огузы заняли только прежние земли печенегов. После того, как огузы заняли земли на Сырдарье и в Приаралье, в источниках было зафиксировано присутствие среди них кочевых и оседлых групп. К оседлым относились потомки населения джетыасарской культуры и Кердера. Их керамику археологи классифицируют как огузско-печенежскую. Фактически это была та часть печенежского объединения, которая не ушла на запад, поскольку была оседлой. Этнический состав государства янгикентских ябгу был сложным и состоял из алан, ираноязычного населения, тюркоязычных кочевников. Огузы как кочевники доминировали над оседлым населением Кердера и Джетыасара.
Ранние арабо-персидские хронисты и историки мало знали о oгузах. Мы узнаем главным образом с кем они воюют. Ибн Хордадбех знал о огузах только их название (гузы). Ал-Йакуби указывал же, что стрелы огузов сделаны из кости, поскольку у них мало железа. Сами огузы из числа тюрков, и они нападают на Хорасан. Также они воюют с карлуками, токуз-огузами, кимаками, тюргешами. Ибн ал-Факих, передавая легенду о дождевом камне, упоминал о соперничестве между карлуками и огузами. Сообщалось, что Исмаил б. Ахмед из династии Саманидов совершил поход против огузов. Он вступил в бой с трижды превосходящим его в числе врагом. На его сторону перешли тюрки, которые приняли ислам. Ибн Фадлан сообщал о вражде между отдельными вождями огузов, а также о набегах башкир на владения огузов. Отмечалось, что правитель огузов Этрек был свояком правителя булгарского племени баранджар Алмуша, который тяготился зависимостью от хазар.
Ал-Масуди сообщал, что огузы совместно с кимаками разбили коалицию четырех других тюркских племен — баджна, баджанак, нукарда, баджгурд. Отмечалось, что огузы входят в землю хазар, когда реки замерзают. Чтобы их сдержать, хазарскому царю (каганбеку) приходится отражать их на реке. Страна огузов находилась между хазарами, кимаками, карлуками и булгарами. Мусульмане с ними граничат с запада, а в районе Тараза и Исфиджаба с ними граничат карлуки. С огузами граничит Хорезм, его жители храбро воюют с гузами. Также с гузами граничит Джурджан (Гурган). Против гузов был сооружен рабат Дихистан (крепость). Гузы же собираются в крепости Сабран округа Исфиджаб для перемирия и заключения мира. Сауран — крепость против гузов и кимаков. Берукет и Баладж — крепости против туркмен, то есть тюрок, которые приняли ислам. Жители Сюткенда, который находится на запад от реки Шаша, храбро воевали против гузов и карлуков. Между Фарабом, Кенджида и Шашем жили тюрки, уже принявшие ислам. Хорасан является щитом против тюрок. Анонимный персидский географ указывал, что между огузами бывает то мир, то война. Гузы отмечены как воинственные и недоброжелательные люди. Они храбрые и решительные в сражениях, их набеги охарактеризованы как стремительные и опустошительные. У каждого из племен свой старейшина, поэтому они не дружат даже между собой. Мавераннахр с запада граничит с гузами, в городах Сюткенд и Кедер округа Фараб живут тюрки, принявшие ислам.
Ал-Бируни сообщал, что правители Хорезма отражают набеги гузов и охраняют от них свои границы. Ал-Идриси указывал, что гузский правитель города Дахлан нападает на город Тараз, который принадлежит к области Шаш. Вид гузов хангакиши враждебен к другим тюркам.
Гузы отмечены как воинственные и недоброжелательные люди. Они храбрые и решительные в сражениях, их набеги охарактеризованы как стремительные и опустошительные. Фото the-barbarians.ru
Враги хазар, временные союзники Руси
Упоминания огузов имеются в еврейско-хазарских документах. Указано, что в правление царя Аарона против хазар восстала коалиция правителей, среди которых был правитель народа TWRQY. Когда же против хазар восстал правитель аланов, то царь TWRQY, мстя за то, что тот помог ранее подавить восстание коалиции хазарских вассалов, воевал против аланов. Во время правления царя Йосифа правитель народа TWRQY снова назван противником хазар. Этот правитель был ябгу огузов. В еврейско-хазарской переписке упоминался правитель народа Угуз. Во время странствий Вениамина Тудельского сохранились неясные упоминания о племени кяфар аль-турок как о союзнике евреев. Сообщалось о победе огузов над последним сельджукским хорасанским султаном санджаром в 1157 г. Кроме того, упоминались турки Халеба (сирийских туркмен Нур ад-Дина).
Правители огузов чаще были противниками хазар, чем союзниками. Материалы арабских хронистов, касающиеся падения Хазарского каганата, подтверждают это. Когда на Руси правил князь Святослав, огузы стали врагами хазар и переориентировались на Русь. Ибн Хаукаль сообщал, что русы опустошили Булгар, Хазаран, Итиль, Семендер, но Ибн Мисхавейх указывал, что перед тем, как принять ислам, хазары были атакованы тюрками. Ал-Мукаддаси упоминал, что русы напали на Хазарию, когда ее уже освободили хорезмийцы. Ибн ал-Асир сообщал о нападении тюрков на хазар. Летописец Нестор не сообщал о продвижении русов на восток от Саркела. Победа над касогами (черкесами) и ясами (донскими аланами) могла произойти вблизи Самкерца (Тмутаракани) и «Белой Вежи» (Саркела). Иаков Мних писал, что Владимир осуществил поход на хазар и обложил их данью. То есть походы Святослава не привели к падению Хазарского каганата, а лишь ослабили его. На Нижней Волге усилилось мусульманское влияние. По сведениям Ибн Мисхавейха и Ибн ал-Асира, тюрков (огузов) вынудили отступить мусульмане. Эту информацию также сообщал ад-Димашки. По его сведениям, мусульманское войско из Хорасана победило тюрков. Ал-Мукаддаси сообщал о помощи хазарам правителя Джурджании. Хазары под давлением своих мусульманских соседей были вынуждены принять ислам.
Страна огузов находилась между хазарами, кимаками, карлуками и булгарами. Фото onturk.org
Огузы в середине Х в. появились в Подонье и на Северном Кавказе. Они дошли до северо-восточных предгорий Кавказа и потеснили алано-булгарское население. Однако что предшествовало их вторжению на запад? По предположению Е. Круглова, до середины Х в. огузов и хазар объединял антипеченежский альянс. Хазары не строили на границах с огузами фортификаций и позволяли им кочевать на правобережье Волги. Джуаншер Джуаншериани зафиксировал отступление «пачаников» на запад под давлением «турков». Этот этноним обозначал огузов-тюрков. Огузы принудили часть печенегов принять власть хазар. Эта группа получила название «хазарские печенеги». С приходом в степи огузов значительная масса печенегов должна была сдвинуться на запад, что, собственно, и отмечено у Джуаншера Джуаншериани.
В сравнении с периодом до 965 г. резко увеличивается интенсивность печенежских набегов на Русь. И это могло быть также связано с союзом Руси с огузами-тюрками против печенегов. Первый конфликт Руси с огузами датирован 50-ми годами ХІ в. В любом случае, удерживать такие форпосты, как Саркел и Тмутаракань, было бы невозможно без помощи огузов. Давление огузов вынудило мигрировать печенегов. Тахир ал-Марвази отмечал миграцию огузов под давлением народа сари и теснящих его других народов. Мухаммед Ауфи указывал, что на огузов давили сари, но огузы давили на туркмен. Сведения Маттеоса Урхаэци также сохранили упоминания о передвижении племен. Он сообщал, что «змеиный народ» потеснил народ хартеш, а хартеши — узов и печенегов.