Что означает голубой цвет в живописи
Значение цвета и живопись, 2-я часть
“Только тому, кто любит цвет,
открывается его красота и внутренняя сущность.
Цветом может пользоваться каждый,
но только беззаветно преданному ему
он позволяет постичь свои тайны”
И. Иттен
Цвет имеет свое символическое значение, и имеет эмоциональное воздействие на художника и зрителя.
Продолжаю рассказывать про символику цвета, благодаря которой живопись приобретает особое значение.
Синий цвет
Синий цвет – это глубина, бесконечность, бескрайность, задумчивость, спокойствие, небо, вода, расслабление и создает атмосферу безопасности и доверия. Еще символизирует вселенную, зовет к нахождению смысла, истины, создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью. Он зовет к размышлениям, но не дает ответа на вопросы о вечном, о смысле жизни. Темно-синий может вызывать чувство безысходности и печали, а светлый цвет (голубой) может вызывать состояние лени и апатии, когда его очень много. Голубой цвет еще является цветом креативности, его рекомендуют для учебных кабинетов.
“ Синий – типично небесный цвет. При сильном его углублении развивается элемент покоя. Погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали. Он становится бесконечной углубленностью в состояние сосредоточенности, для которого конца нет и не может быть. Переходя в светлое, к которому синий цвет тоже имеет меньше склонности, он приобретает более безразличный характер и, как высокое голубое небо, делается для человека далеким и безразличным. Чем светлее он становится, тем он более беззвучен, пока не перевдет к состоянию безмолвного покоя – не станет белым. Голубой цвет, представленный музыкально, похож на флейту, синий – на виолончель и, делаясь все темнее, на чудесные звуки контрабаса; в глубокой, торжественной форме звучание синего можно сравнить с низкими нотами органа.” В.Кандинский
Для меня самый приемлемый и самый любимый цвет. Люблю все его отенки, этот цвет вызывает у меня размышления и состояния покоя. Это определенно цвет для медитации, но не для действий и работы. Наверно по этой причине говорят, что на воду и море можно смотреть вечно, и этим цветом чаще оформляют интерьер ванной комнаты.
Желтый цвет
Желтый – это цвет оптимизма, теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный, символизирует движение, радость и веселье. Он вызывает у всех приятные ощущение открытости, легкости, радости и веселья. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием и способствует свободному развитию и активизации умственной деятельности. Но в сочетании с другими цветами может вызывать негативные эмоции. К примеру, при охлаждении синим он получает, болезненный оттенок, а зеленовато-желтые оттенки могут действовать отталкивающе. Не для всех этот цвет является позитивным оттенком, к примеру, в конце XIX века «желтым домом» называли больницу для душевнобольных, а в Бразилии этот цвет – символ отчаяния.
А вообще желтый цвет ассоциируется с солнцем, с песком, с чем-то теплым и приятным. В Украине этот цвет ассоциируется с полем пшеницы и полем подсолнухов, этот цвет присутствует в символике (флаг Украины желто-голубой). Очень радостный и стимулирующий цвет, способствует быстрому принятию решений. Думаю, также подходить для рабочих кабинетов, для оформления детских комнат.
Зеленый цвет
Зеленый цвет является наиболее спокойным цветом, он насыщенный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Он успокаивает и символизирует мир, покой, любовь, стабильность, спасение и процветание. По своим свойствам зеленый цвет является нейтральным и находится посередине, между между активными (красный, желтый, оранжевый) и пассивными цветами (синий, голубой, фиолетовый). Этот цвет никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, он никуда не зовет.
Если смотреть на картину в зеленых тонах, то действие, на душу уставшего человека, будет благотворное, но после отдыха, легко может стать скучным.
“…в царстве красок абсолютно зеленый цвет играет роль, подобную роли буржуазии в человеческом мире – это неподвижный, самодовольный, ограниченный во всех направлениях элемент.”
“Зеленый цвет есть основная летняя краска, когда природа преодолела весну – время бури и натиска – и погрузилась в самодовольный покой. ” В.Кандинский
Картины с этим цветом будут полезны в комнате отдыха, спальне, где человек расслабляется, восстанавливает свои силы, где отдыхает. Мне лично зеленый очень нравиться в живописи, он как бы лечит душу, восстанавливает гармонию и объединяет с природой. Но если надо работать и принимать решения, то этот цвет совершенно не рекомендуется.
Фиолетовый цвет
Оранжевый цвет
Оранжевый цвет – это теплый красный цвет, усиленный родственным желтым. Оранжевый – это сила, свободолюбие, волнение, неиссякаемая энергия. Такой цвет радует, имеет благотворное влияние, способствует хорошему настроению, а у индийских монахов в Тибете считается божественным цветом и символизирует просветление. А у нас оранжевый цвет прежде всего ассоциируется с огнем, с блеском заходящего солнца, летом и теплом.
“Оранжевый похож на человека, убежденного в своих силах, и вызывает поэтому ощущение исключительного здоровья.” В.Кандинский
Синий цвет оценили только в Средние века — и сразу поставили вровень с золотом, назначив его символом божественного. А поскольку производить краску из лазурита было очень дорого, то он надолго стал символом богатства и роскоши заказчиков, которых живописцы одевали в синие одежды. Но по-настоящему в синем разобрались импрессионисты. Рассказываем, как это произошло.
Долгое время синий цвет уступал первенство красному: рисунки первобытного человека были красно-желтыми, древние греки использовали синий в основном в качестве фона, а для римлян это вовсе был цвет варваров. По упоминанию Тацита, кельты и германцы красили тело синей краской для устрашения врагов, поэтому в Риме этот цвет не любили и старались избегать в повседневной жизни.
Гиппопотам, 1981–1885 гг. до н. э., Метрополитен-музей. Источник
На лазурных телах бегемотов изображены лотосы, которые указывают на любимое занятие этих животных — купание в болотных водах. Но для египтян это был еще и символический образ, ведь согласно египетскому мифу о сотворении мира солнце появилось из цветка лотоса. Синий цвет напоминал воды Нила и олицетворял плодородие и саму жизнь. Статуэтка гиппопотама, помещенная рядом с мумией, повышала шанс усопшего на перерождение.
Читайте также
Цвет Царства Божьего
С этого времени в западноевропейском искусстве золотой и синий стали почти что синонимами — главными цветами для изображения Царства Божьего.
Появились новые храмы (позже названные историками готическими), в которых акцент делался на оконных проемах — ибо Бог есть свет. Это были не простые окна, а витражи высотой в несколько метров, преимущественно синего цвета. Благодаря этому синий буквально заполнял пространство собора, как, например, в парижской часовне Сент-Шапель.
Сент-Шапель, 1242–1248 гг. Источник
Постепенно синева распространилась и на другие религиозные образы. Богоматерь в Средневековье символизировала небесную церковь, поэтому синий стал ассоциироваться еще и с ее одеждой, хотя до этого Пресвятую Деву изображали в одеждах темных оттенков, которые напоминали о трауре по сыну.
Устюжское Благовещение, ок. 1103 г. Источник
В XII столетии цвет ее наряда меняется, и вместе с этим трансформируется интерпретация образа. Вместо печали по умершему Христу одежда теперь символизировала духовную чистоту и целомудрие Богоматери.
Мадонна на троне в окружении шести ангелов, Чимабуэ, 1290-е гг. Источник
Синий для создания объема
К концу Средневековья синий утверждается как иконографический цвет Девы Марии. Поэтому, когда Джотто принялся расписывать церковь в Падуе, посвященную Богоматери, он превратил ее в гимн небесному свету.
Несмотря на скромный размер здания, заказчик фресок был явно не из бедных людей: чтобы Джотто смог сымитировать цвет небес, для него специально достали невероятно дорогую в то время афганскую ляпис-лазурь в количестве, необходимом, чтобы покрыть весь сводчатый потолок.
Капелла Скровеньи, 1300–1303 гг. Источник
Этот цвет художник использовал и в повествовательных сценах на стенах храма. Кажется, что изображенные события происходят вечером, но при этом фигуры подсвечены так, словно в разгар светового дня. Дело в том, что перед художником не стояла задача показать определенное время суток, скорее его интересовало создание «живого» объема.
Джотто первым преодолел плоскость фигур за счет создания светотеневой моделировки и первым отступил от традиционного золотого фона, написав фрески с голубым небом.
Он поставил своеобразную точку невозврата, разорвав тесную связь итальянской школы с искусством Византии и позволив появиться на свет Ренессансу, ориентированному на реалистичное изображение.
Рублевский голубец
Популярность минерала лазурита была столь велика, что слава о нем добралась и до Руси. В XIV столетии она переживала не самые лучшие времена, находясь под гнетом татарского ига. Впрочем, даже в этот период не прекращалось строительство новых храмов, и в иконописные артели продолжали поступать новые заказы.
Всё в этой работе было ново: и трактовка сюжета, и необычайно светлый колорит. Чтобы соотношение цветов казалось гармоничным, Рублев отказался от яркой киновари (как, например, в более ранней «Зырянской Троице»), заменив ее нежно-розовыми и темно-бордовыми оттенками.
Зырянская Троица, Стефан Пермский (?), 1379–1400 гг. Источник
Расположение цветовых пятен на иконе подчинено композиционной идее круга: Рублев прописывает одежды ангелов одним пигментом синего цвета таким образом, чтобы они отражали друг друга с противоположных сторон.
Троица, Андрей Рублев, 1411 или 1425–1427 гг. Источник
Самый совершенный из всех цветов
В эпоху Возрождения синий цвет в западноевропейской культуре вступает в новую фазу своей истории: теперь это самый модный цвет среди аристократии. Культ Богородицы повлиял на одежду королей, которые стали носить синие мантии, а вслед за ними в синий начали одеваться и подражавшие им придворные. В таких одеждах они и хотели быть запечатленными на полотнах художников.
Чем выше спрос — тем выше стоимость: ляпис-лазурь превзошла в цене даже золото. Но художников это не останавливало, ведь теперь синий был «самым совершенным из всех цветов», как писал Ченнино Ченнини в «Трактате о живописи» в 1400 году. Именно за щедрое использование лазури и золота часослов, проиллюстрированный братьями Лимбург, даже назвали великолепным.
Великолепный часослов герцога Беррийского, 1410–1490-е гг. Источник
Чтобы сделать фон объемным (на нем показаны реалии того времени — развлечения знати и работы крестьян), художник уменьшает объекты по мере их удаления от переднего плана и создает пространственную глубину с помощью градации синего неба: чем ближе к горизонту, тем светлее цвет.
С этого времени синий будет отвечать за построение световоздушной перспективы в картине, а к названию цвета часто будет прибавляться определение «глубокий».
Коронование Марии, Фра Беато Анджелико, 1430–1432 гг. Источник
Страшный суд, Микеланджело,1537—1541 гг. Источник
А вот другая его работа — «Погребение», — как считается, так и не была закончена, потому что художник не смог собрать средства на покупку необходимой ему лазури.
Погребение, Микеланджело,1500 г. Источник
А вот тут можно посмотреть, как изготавливали ляпис-лазурь по рецепту Ченнини:
Эксперименты с синим для создания нового цвета
В XVII столетии ляпис-лазурь оставалась в почете, правда, ее уже перестали использовать в таких масштабах, как это делали Джотто или Микеланджело. Художники в то время активно экспериментируют с цветом: мешают краски, добиваются новых оттенков и пытаются сэкономить на дорогих пигментах.
Может быть интересно
Ян Вермеер довольно часто использует в картинах лазурь, но в минимальных дозах — только на верхний слой, а под нее кладет более дешевый азурит или смальту. Как, например, в картине «Молочница»: здесь есть лазурь и на юбке, и на рукавах крестьянки, и в кувшине на столе — но каждый раз этот цвет разбавлен другим оттенком. Получается невероятно тонкий колорит при минимальных затратах.
Молочница, Ян Вермеер, 1658–1660 гг. Источник
Для сравнения, художник предшествующего поколения, Тициан, когда рисовал небо «Вакху и Ариадне», только высветлял тон синего, но не менял его градиент в сторону зеленого или фиолетового.
Вакх и Ариадна, Тициан, 1520–1523 гг. Источник
В известной «Девушке с жемчужной сережкой» Вермеер добивается света драгоценных камней за счет того, что смешивает синий с другими цветами. Этот эксперимент с цветом даже привел к тому, что сейчас мы видим абстрактный черный фон, хотя на самом деле это была зеленая занавеска.
Девушка с жемчужной сережкой, Ян Вермеер, ок. 1665 г. Источник
Синий: легкий или тревожный?
Импрессионисты были одними из первых, кто заметил, что темные тени на самом деле полны цвета — поэтому в их ярких полотнах тени состоят из кобальтового синего, коричневого, синтетического ультрамарина (аналог дорогой ляпис-лазури), изумрудно-зеленого, охристо-желтого и красных оттенков.
Но доминирующим цветом в палитре импрессиониста всегда был синий. Его они использовали не только чтобы показать многообразие оттенков в природе, но и для создания определенной атмосферы.
Качели, Огюст Ренуар, 1876 г. Источник
Увы, жизнь девушки была так же быстротечна, как эфемерен ее образ в картинах художника: после создания «Бала в Мулен де ла Галетт» Маргарита заболела оспой и вскоре умерла.
Бал в Мулен де ла Галетт, Огюст Ренуар, 1876 г. Источник
Постимпрессионист Винсент Ван Гог был очарован насыщенным синим цветом, который помог ему сделать палитру ярче. Как он сообщал брату в письмах, в окружении кобальтового неба звезды кажутся драгоценными камнями, а на фоне теплого ультрамарина моря берег становится лиловатым и немного бледно-розовым.
Лодки с песком у причала, Винсент Ван Гог, 1888 г. Источник
В картине «Звездная ночь», написанной в больнице для душевнобольных, желтый словно находится в противоборстве с контрастным ему синим цветом. Многие исследователи отмечают, что таким образом художник хотел выразить тревогу, которую он испытывал накануне очередного приступа психического расстройства.
Звездная ночь, Винсент Ван Гог, 1889 г. Источник
Мистический цвет Пикассо
На рубеже XIX–XX веков по миру прошла волна символизма, увлекая за собой писателей и художников. Тексты наполнились метафорами и сравнениями, а картины голубым светом — ведь как еще можно выразить грезу или смутные предчувствия?
Самой загадочной работой из голубой серии стала «Жизнь». На ней изображен недавно умерший Касагемас в окружении женских фигур-аллегорий: любви, материнства, страха перед будущим. Чтобы придать работе мистический характер, Пикассо использует синий цвет как трансцендентный, не давая зрителю прямого ответа на вопрос «как понять эту картину?».
Жизнь, Пабло Пикассо, 1903 г. Источник
В отличие от Пикассо они старались дематериализовать образ, создавая «размытые» формы и неясные очертания, за что современники даже называли их живопись «чистой водой». Созерцание полотен с неоднозначными для восприятия сюжетами подобно медитации: они погружают зрителя в себя и заставляют фантазировать, помогая таким образом забыть о суете будничной жизни.
Голубой фонтан, Павел Кузнецов, 1905 г. Источник
Интернациональный синий
Стремление Кляйна к широте неба определило его творческую карьеру: в 1950-х он пытался создать такой же насыщенный цвет, который использовал Джотто для фресок, — но безуспешно. Тогда он обратился к Эдуарду Адаму, торговцу красками и химику-любителю.
Вместе они создали краску, состав которой был официально зарегистрирован в 1960 году как IKB (International Klein Blue) — правда, без упоминания имени Адама. С тех пор Кляйн только и рисовал что синим.
Синий Ива Кляйна. Источник
Хотя говорить, что он рисовал, наверное, будет преувеличением. Он брал краску и распылял ее на холст или нанимал женщин, которые обмазывались краской и оставляли отпечатки тел на полотне.
Синий в современном искусстве
История синего цвета продолжается и после Кляйна, хотя уже не в таком масштабе.
Вдохновленный работами французского художника режиссер и писатель Дерек Джармен создал кинофильм «Блю» (1993), в котором в течение 74 минут актеры и сам Джармен рассказывают о своей жизни на синем фоне одного яркого оттенка. Это была последняя кинокартина уже слепого Джармена. Зная, что вскоре его станет (он был болен СПИДом), он выбирает синий как образ бескрайнего неба, в котором нет места смерти.
Дерек Джамен. Источник
Художник Роджер Хайорнс вспоминает опыт символистов о трансцендентном значении синего цвета. В своих работах он тоже предлагает забыть о мире реальном и совершить путешествие в мир фантастический.
Его самым масштабным проектом стал «Захват», когда в квартиру в одном из заброшенных лондонских домов он затащил десятки стальных баков с раствором сульфата меди общим объемом 90 тысяч литров, затем нагрел их и покрыл составом всё жилище изнутри. За две с половиной недели по всей поверхности квартиры выросли синие кристаллы, преобразив ее в сказочную пещеру.
Роджер Хайорнс. Источник
Лишь защитные перчатки и обувь, которые выдавали зрителям на входе, не давали забыть, что неземная красота на самом деле может быть токсичной.
Значение цвета и живопись, 1-я часть
Есть живопись в которой преобладает та или иная цветовая гамма, или преимущество имеет один цвет. Гармоничное сочетание и объединение определенных или различных цветов в картине помогает художнику передать настроение картины.
В статье вы узнаете про значение основных и составных цветов, и увидите подбор живописи (известных, классиков изобразительного искусства и малоизвестных художников), в картинах которых доминирует тот или иной цвет.
Основные цвета – это те которые невозможно получить от смешения:
Красный
Синий
Желтый
Составные получают от смешивания основных:
Оранжевый
Зеленый
Фиолетовый
Все зрительные ощущения цвета делят на
ахроматические цвета – черный, белый и все серые (без примесей);
хроматические цвета – все цвета, кроме черного, белого и серого.
Белый цвет
Белый – это холодный цвет, который ассоциируется в нашем прдставлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, лунным светом. В культуре некоторых стран, таких как Китай, Япония, Индия, этот цвет является цветом траура, но в культуре большинстве стран Запада – символ чистоты, а также целомудрия, невинности. Для многих это еще и символ света, чистоты, истины, мира, мудрости.
Белый голубь — символизирует мир, Святой дух.
Белые яйца — сотворение.
Белый флаг — добровольную сдачу, перемирие.
Черный цвет
Черный цвет – это сочетание всех цветов и несет в себе ассоциацию с ночью и темнотой, иногда с разрушением, смертью, это символ тишины, пустоты и созидания. Черный противоположность белому, несет негативное начало и в христианской традиции символизирует горе, траур и скорбь, а в традициях Запада воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный цвет. Этот цвет не рекомендуют использовать слишком много ни в живописи, ни при декорировании помещений.
“Миру необходим черный цвет, чтобы белый был заметнее.” Бернар Вербер
Я знаю одну картину полностью черного цвета – картина Казимира Малевича “Черный квадрат”, создание которой окутано тайной и имеет несколько предположений о ее значении и смысле. Что хотел донести художник этой работой досконально не известно, есть только теории и догадки.
Ниже представлены картина современного художника Patrice Murciano, а также классиков живописи Ивана Айвазовского “Лунная ночь в Гурзуфе”, Ивана Шишкина “На севере диком”.
Когда в картине преобладают холодные тона, особенно много синего, фиолетового цвета, синевато- зеленоватых оттенков и черного, то картина становится темная, мрачная. Но присутствие теплых цветов в картине, даже на фоне черного, создает нотку позитива и зарождает надежду на лучшее.
Красный цвет
Красный – самый активный цвет, насыщенный, яркий, горячий. Красный цвет задает ритм, движение, действует возбуждающе. Это цвет огня и крови, символизирует любовь.
К примеру, у китайцев красный цвет является символом благополучия, удачи и счастья. В советское время красный цвет символизировал борьбу советского народа, красного цвета был не только флаг СССР, а еще элементы красного были в одежде (теже пионерские галстуки), красный цвет был основным на плакатах, картинах. И во времена царей этот цвет доминировал в одежде и сегодня имеет популярность. Он стимулирует, заряжает сильной энергией и стимулирует к активным действиям, он дает уверенность в завтрашнем дне. Но этот цвет имеет и отрицательное значение – он может провоцировать ярость и гнев. Ведь не зря же этот цвет используют в испанской корриде, на него реагируют быки, становятся агрессивно-активными и готовыми к бою. Красный цвет привлекал и привлекает к себе внимание, поэтому английские телефонные будки окрашены в этот цвет, также этот цвет используют для предупреждения об опасности (светофор, дорожные знаки).
У меня представляемые картины вызывают интерес, каждая по-своему, хотя красный не самый любимый мой цвет, тем не менее хочется изменений и повышения энергетики в своей жизни для создания таких же “сильных” работ. Эти картины, по моим ощущениям, задают ритм и динамику, хочется действовать. Стоит вешать такую живопись в рабочих кабинетах, потому как работоспособность увеличивается.
И подписывайтесь на обновления, получайте новости и записи сайта TworiSmelo, что бы ничего не пропустить!
Если эта статья была интересна Вам, пожалуйста поделитесь ею со своими друзьями на страницах соц.сетей, это можно сделать нажав на кнопки под статьей.