Что означает горе имеем сердца

Что означает горе имеем сердца

Евхаристический канон на Божественной Литургии начинается возгласом священника: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Ключевое слово здесь — «возношение». Понимать его нужно не как вознесение души к Богу, а возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. Слово же «в мире» не относится к понятию «вселенной». «Возношение в мире», значит: «в мире душевном и с чистой совестью».

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Это благословение священника соответствует тексту Нового Завета — из Посланий святого апостола Павла. «И со духом твоим», — отвечает хор от лица всех молящихся в храме.

Важно правильно понять следующий возглас: «Гор е имеем сердца». Слово «гор е», с ударением на последнем слоге, обозначает «ввысь», «к небесам» (буквально: «в гору»), и не имеет никакого отношения к слову «г оре». «К небесам устремим сердца», — пожалуй, так следует понимать этот призыв священника.

«Имамы ко Господу», — отвечает хор. Это значит согласие молящихся: «Имеем (ввысь вознесенные сердца) к Господу».

Последние слова этой молитвы звучат так: «Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, Херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии». Затем священник произносит возглас: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающее и глаголюще.» Таким образом, слова «победную песнь…» связаны с предыдущей тайной молитвой. А хор, в свою очередь, торжественным пением : «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…», — продолжает мысль предыдущего возгласа, объясняя, чт о именно «поют, вопиют, взывают и глаголют» святые Небесные Силы. В этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах.

«…Осанна в вышних (хвала Богу на набесах!), благословен Грядый во Имя Господне (так встречали Господа в день Его Входа в Иерусалим накануне крестных страданий), осанна в вышних». Пока хор неспешно поет эти строки, диакон снимает звездицу (крестообразную металлическую опору над предложенными Дарами), а священник продолжает молитву: «С Сими и мы блаженными Силами (ангельскими), Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: «Свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый…» Последние слова молитвы звучат так: «…Прием (приняв) хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде (дал) святым Своим учеником и апостолом (ученикам и апостолам), рек (сказал)…»

Здесь тайная молитва вновь переходит в возглас: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое Еже за вы ломимое во оставление грехов». И затем, после — «Аминь», исполняемого хором, — тайно продолжает: «Подобне и чашу по вечери, глаголя…» И опять громко, повторяя евангельские слова Самого Христа: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов».

Наконец, звучит возглас, в котором суть происходящего: «Твоя от Твоих Тебе приносяще (ибо все Ты создал и все Тебе принадлежит), о всех и за вся».

Слова из Евхаристического канона на Божественной Литургии, — «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе Благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш», — очень важны потому, что в это время совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Православный Катехизис не указывает конкретный миг, когда оно происходит. Центральная часть Литургии начинается со слов Самого Христа на Тайной вечери: «Приимите, ядите…». Однако тайносовершительными является молитва эпиклезы (с греч. — «призывание»), которой священник во время пения «Тебе поем» молится о ниспослании Святого Духа на предложенные Дары и об Их преложении.

Точный характер слов «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим» в современной транслитерации понять трудно. Церковнославянский же язык (согласно с греческим) указывает на точные взаимоотношения между словом «Тебе» и остальными словами. Правильно понимать не «поем (кому?) Тебе», а «Теб я воспеваем» (подразумевается вопрос «кого?»). Соответственно — «Теб я благословляем». Но точнее, в согласии с греческим языком — «призываем Твое благословение» (ибо «меньший благословляется большим» (Евр. 7:7)). А слова «Тебе благодарим», более точно означают не «Теб я благодарим», а «Теб е (кому?) возносим благодарение».

«И молим Ти ся» переводятся как «молимся Тебе». Впрочем, и здесь церковнославянский язык (согласно с греческим) расширяет для нас грани смысла. Буквально — «молим Тебе себя». В греческом используется слово «дэомэфа», имеющее значение «просим, умоляем», «пожалуйста!». Таким образом, эту фразу можно понимать как — «умоляем Тебя от всего сердца!».

После троекратного «Аминь», диакон испрашивает у священника благословение. Затем иерей молится о том, чтобы Святое Причастие было нам «во трезвение души, во воставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение». К этим словам прибавляется молитва об усопших, начиная от ликов святых и заканчивая просьбой «о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся».

Важнейшая часть евхаристического канона подходит к концу. И хотя Святые Дары всегда хранятся на Престоле храма (для причащения болящих), теперь же благодать Святого Причащения становится доступной для всех, кто готовил себя к личной встрече с Господом. Поминовением усопших, в том числе святых на небесах, открывается незримая связь небесной и земной Церкви, где Господь был и есть — «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) для каждого Ее члена.

Источник

«Горé имеем сердца!»

Что означает горе имеем сердца. Смотреть фото Что означает горе имеем сердца. Смотреть картинку Что означает горе имеем сердца. Картинка про Что означает горе имеем сердца. Фото Что означает горе имеем сердца

«Горе имеем сердца!» — призывает нас Церковь. Поднимем наши сердца к Богу, там наша родина, а не здесь, где мир, лежащий во зле, живет своими законами, своими правилами, своими кумирами. У нас есть один Царь, Которому мы должны быть верны до смерти, Который себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв (Флп. 2: 7), Который умывает нас — не только наши ноги, как апостолам на Тайной Вечере, Он умывает наши души, в которых столько греха, наш ум, который блуждает неизвестно где, и лечит нас Своими Телом и Кровью.

В Евангелии есть эпизод, когда апостолы были в лодке, и началась буря. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14: 25–27). Петр как самый горячий дерзает: «Я сейчас пойду к Тебе по волнам». — «Иди». Но тут ветер усилился и Петр, увидев это, испугался и начал тонуть (см.: Мф. 14: 28–32). Вот как только мы смотрим на эти волны, на эту бурю, как только мы начинаем бояться, что сейчас утонем, и забываем, что Христос рядом, мы действительно начинаем тонуть. Как трудно уверовать, что Христос может всё! Так бывает в нашей сегодняшней жизни — мы нуждаемся в том, чтобы всё время чувствовать присутствие Божие. И какие бы волны, какие бы бури ни были в нашей жизни, мы должны понимать, что наша жизнь не отдана стихии, воле случая, везению, а находится в руках Божиих. Тогда мы сможем пережить самые страшные, может быть, трагические моменты, которые были или будут в нашей жизни. А они будут, понимаете? Мы же знаем, что в мире скорбны будете (Ин. 16: 33) — так Христос нам сказал. Но если Он победил мир (ср.: Ин. 16: 33), значит, мы с вами тоже должны победить своего ветхого человека, чтобы не бояться, не смущаться и, что бы ни было впереди в нашей жизни, идти только за Христом.

Сейчас нужно молиться о том, чтобы был мир. В Церковь приходят разные люди — и левые, и правые, и монархисты, и демократы. Они приходят ко Христу, и Церковь не может быть каким-то политическим институтом, где мы говорим: «Вот, давайте, я за монархию, я за царя, а вы все пошли вон!» Нет. Мы смотрим, что душа пришла к Богу, и она нуждается в любви, она блуждает в этом мире, ей холодно и голодно, ей нужно согреться. И согреть ее может только Христос, любовь Божия: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28).

Господь учит нас кротости и смирению, а не тому, чтобы мы были какими-то партизанами или радикалами. Это нам не надо. У нас война внутри идет, потому что внутри живет грех, и с ним, с этим грехом, нужно бороться. Поэтому, дорогие мои, нам нужно молиться за то, чтобы умирилась наша жизнь, чтобы эти волны улеглись. И это может сделать только Христос по нашей с вами молитве. Не бойтесь ничего, Он говорит: Я буду с вами до скончания века (ср.: Мф. 28: 20).

Я смотрю — такие перепады, такое смущение… А отчего? Оттого, что у нас с вами еще нет настоящей духовной жизни, где мы жили бы не страстьми, не чувствами, не какими-то предположениями и слухами, а реально жили перед Богом и верили, что наша жизнь принадлежит только Ему. И мы знаем, что если стяжать мир в своем сердце, то тысячи людей спасутся вокруг нас. Поэтому наша задача — чтобы мир, чтобы Христос жил в наших сердцах. И тогда не страшны никакие волны. И когда Господь скажет: «Иди ко Мне», ни в коем случае не смотрите и не думайте: «А как я это сделаю? У меня сил нет, я недостоин, я не могу…» — идите смело, с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог (см.: Ис. 8: 9).

Хотелось бы, чтобы на ваших лицах было больше улыбок, чтобы в глазах был свет, чтобы на устах были добрые слова, чтобы мы утешали и помогали друг другу в сегодняшней непростой жизни. Господь всё держит под Своим контролем, и всё, что нужно будет — будет. А нам нужно делать всё, чтобы сохранить Бога и жить, учиться жить по-христиански. Больше от нас ничего не надо. А когда нужно будет сделать свой выбор, я думаю, что если в нас будет Дух Святой, мы выберем Христа, а не этот временный мир с его соблазнами, с его уловками и безумием.

Источник

Часть III. О Литургии верных

§ 72. В чем состоит Литургия верных?

Глава I. О молитвах, воссылаемых верными.

Литургия верующихначинается возглашением: Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся!

О тайных молитвах и о упразднении их

Моления от верных двоенратно для чего воссылаются?

§ 74. Содержание молитв верных, произносимых Священником тайно

В которой части храма совершалась Литургия оглашенных?

Для чего Антиминс распростирается не прежде, но при начале Литургии верных?

§ 75. Молитвы, произносимые Священником тайно в Литургии у древних читаемы были в слух всего народа

Глава II. О песни Херувимской

§ 76. Херувимская песнь когда началась, почему так называется, и с каким намерением воспевается?

§ 77. Изъяснение Херувимской песни

По каким причинам присутствующие при Литургии образуют и представляют собою таинственно Херувимов?

Молитва Херувимской песни от кого установлена, и какое ее содержание?

Глава III. О Великом Входе

§ 78. О Приготовлении к Великому Входу

Вход Великий по каковой причине уставлен?

В древние времена сами Государи переносили Дары

§ 79. Обряд благочестивый при перенесении Даров

§ 80. Тропари, при поставлении Даров на Святую Трапезу глаголемые, от кого сочинены, и для чего в сие время чтутся?

Поставляя дары на Святую Трапезу, Священник произносит надгробные стихи: Благообразный Иосиф; Во гробе плотски, и: Яко живоносец. Сочинитель этих священных стихов есть Святой Иоанн Дамаскин. Составляя воскресные службы осьми гласов, он сочинил между прочим и сии богомудрые песни, из которых в первой изобразил кратко «историю погребения Господня; во второй изъяснил вездеприсутствие Божества Его, так что Он, почивая плотию во гробе, в тоже время, как Существо бесконечное, не ограниченное пределами ни пространства, ни времени, был в аде с душою, и в Раю с разбойником, исповедавшим Его на кресте, и на Престоле царствия со Отцом и Духом, вся исполняяй 848 ; в третией воспел живоносный гроб Христов, который, чрез воскресение Спасителя, сделался прекраснее рая и источником нашего воскресения».

Таинственное знаменование Великого Входа

Изъяснение слов: „Ублажи, Господи! благоволением Твоим Сиона“

О взаимном прошении о себе молитв Священника и Диакона, и воспоминания

Священник, приступая с трепетом к совершению Евхаристии, просит смиренно, чтобы служащий с ним Диакон (Архиерей же просит всех Священнослужителей) помолился о нем Богу при возношении страшных Таинств: помяни мя, брате и сослужителю! Диакон взаимно просит о том же Священника: помолися о мне, – помяни мя, Владыко Святый! Таким образом друг друга молитвами укрепляя, они призывают в помощь силу и действие Пресвятого Духа к предлежащему служению: Дух Св. найдет на тя, и: той же Дух да содействует нам и проч.

Глава IV. О молитвах и прошениях, воссылаемых по перенесении Даров на Святой Престол

§ 81. Содержание молений и прошений. – Изъяснение прошений

Содержание молитвы прошения

Вышепомянутое народное моление о предложенных Дарах Священник возносит к Господу молитвою Приношения, в которой просит Его услышать верующих и его самого сделать достойным приношения Даров и Жертвы словесные и безкровные, и принять ее в пренебесный, мысленный Свой жертвенник; причем воспоминает о принятых Им в Ветхом и Новом Завете жертвоприношениях и Дарах: Авелевых, Ноевых, Авраамовых всеплодий (ὀλοκαρπώσεις), Моисеевых и Аароновых Священств (Левитских Священнодействий), Самуилов мирных Жертв и самых Св. Апостолов 867 возношения сей бескровной жертвы и проч. Молитва Приношения Св. Златоуста начинается так: Господи Боже Вседержителю! В Литургии же Василия Великого: Господи Боже наш, создавый нас и проч. Сия последняя находится в Литургии Иакова, Брата Божия, откуда Св. Василий заимствовал ее с переменою некоторых ее 868 слов.

§ 82. Коликократно бывает возношение Даров в Литургии, и для чего?

Возношение даровпри совершении Литургии бывает трикратно: первое, во время Проскомидии, молитвою: Боже, Боже наш! небесный хлеб, и проч., которое в древности было отправляемо над всеми в предложение принесенными из домов хлебами и вином 869 ; второе совершается вышепомянутыми молитвами: Господи Боже Вседержителю, и: Господи Боже наш, над одними уже избранными к Священнодействию Дарами, и перенесенными с Жертвенника на Престол. Сии оба приношения приготовляются только и предосвящают Дары и самого Священника к третьему, большему и совершеннейшему жертвоприношению, которое бывает от всей Церкви в благодарственное воспоминание о страданиях Иисуса Христа; причем громогласно возглашается: Твоя от Твоих Тебе приносяще.

§ 83. Заключение приношений и изъяснение возгласа

Глава V. О целовании

§ 84. Что „Мир всем“ знаменует, и целование в древности от кого чинимо было?

§ 85. Когда оно и в знамение чего уставлено?

§ 86. Какия части у древних лобызаемы были?

Древние целовали друг у друга иногда голову, иногда глаза, шею, иногда же руки, лице и плеча, как и ныне делают Священнослужители в Алтаре 877 ; но целование в уста есть обыкновение позднейшее.

Порядок целования, между Священнослужителями в Алтаре бываемого. – Для чего рамена целуют друг у друга Священнослужители?

§ 87. О упразднении многих обрядов древних, в Литургии воспоминаемых

Глава VI. О чтении Символа

§ 88. Историческое изъяснение слов: „Двери, двери» и проч

Духовное разумение слов оных

§ 89. Символ от кого составлен?

§ 90. Символ когда введен в Литургию и для чего?

§ 91. Для чего во время чтения Символа воздух со Святых Даров снимается и колеблется над ним?

§ 92. О возглашении диаконском: „Станем добре“!

§ 93. Изъяснение слов: „Милость мира, жертву хваления“

§ 94. О возгласе: „Блогодать Господа нашего“ и проч

§ 95. Изъяснение слов: „Горе имеем сердца»!

Далее Иерей Апостольским гласом 908 увещевает воскрилять ум к размышлению о Божественных Тайнах: Горе имеем сердца! Молящиеся отвечают ему, не в духе гордости, но в духе смирения и трепетного благоговения: Имамы ко Господу! Древние святые Отцы сии возглашения объясняют следующим образом. Святой Киприан в слове о молитве Господней говорит: «Когда стоим на молитве, то бодрствовать и всем сердцем прилежат молению долженствуем; всякое плотское и мирское помышление да отступит, и ниже что-либо тогда дух, как то едино, о чем молится, да размышляет. Того ради и Священник, прежде молитвы (Евхаристии) предполагая увещание, уготовляет мысли братии, глаголя: Горе сердца! дабы, когда ответствуют людие: Имамы ко Господу! увещаны были, что не иное тогда помышлять они должны, как только о Господе. Да заключатся противному перси, и единому Богу отверзты да будут! Да не попустим внити внутрь себя врагу во время молитвы»! «Что твориши, брате»! возглашает Свнтый Ефрем, в слове о животворящих Тайнах; «не обещался ли, когда речет Иерей: Горе имеем сердца! ты же глаголеши: имам ко Господу! не боишися ли, о человек! не срамляешися ли, в час сей страшный, ложь обретаяся? О великое чудо! трапеза Царя небесного приуготована; Агнцу Божию тебе ради закалаему, огню духовному от святыя трапезы истекаему, Серафимам предстоящим и Херувимам (окрест) парящим шестокрылатым, лица свои закрывающим, и всем Силам небесным со Иереем за тя молящимся, огню духовному сходящу, крови Христовой в чашу тайную за твое очищение вливаемой, ты не стыдишися ли, не оплакиваеши ли себе, ни за себя моляся, ниже за иного»?

Глава VIII. Канон Евхаристии, с разделением его на члены

§ 96. Предначинание Евхаристии народное. – Благодарить Бога почему достойно? – почему праведно?

См. выше, в Предуведом. § 29. – Василий Великий, в послании 204 к Неокесарианам, свидетельствует, что и в нотных собраниях молитвенных тайные моления людям Церковию позволены были: „От нощи (говорит он), утреннюют у нас люди в дому молитвы, в триде и скорби и беспрестанных слезах исповедающеся Богу; потом воставши от молитв, на Псалмопение переходят“ и проч.

Чиноположен. Апостольск. кн. 8, гл. 11 и 15, также и в молитвах Литургии Василия и Златоустого.

Златоуст в беседе 57, о неявлении грехов.

Правило 19 Лаод. Собора см. выше, § 29. Сие-ж видно из Служебника в Литургии Василия и Златоустого, где означаются молитвы верных первая и вторая, за исключением уже тайных молитв, о которых в сем § объясняется. О тайных молитвах см. ниже, под § 126 примечание.

Чинополож. Апостольск. кн. 2, гл. 59. „В немже (в день Воскресный) и три молитвы стояше совершаем, в память чрез три дня Воскресшего». Св. Иустин Философ в вопросе 115.

Чинополож. Апостольск. кн. 8, гл. 10 вся.

В невежестве (неразумии) содеваемых ими (т. е. простонародием) законопреступлениях. Евр.гл. 9, ст. 7. См. Церковн. Словарь под словом: невежествие.

Сила сих слов: непреткновенно, в чистем свидетельстве совести, явствует из выражений Св. Апостола Павла. Деян. гл. 24, ст, 16; „О сем аз подвизаюся, непорочну («άπροσκοπτον» беспреткновенну, незазорну) совесть имети всегда, пред Богом и человеки». – 1 к Тимоф. ст. 9: „Имущим Таинство веры в чистей совести».

Колосс. 1, 9; Римлян. гл. 12. ст. 2. Еф.гл. 5, ст. 17.

См. выше в Предувед. § 61, и в Изъяснен. § 23.

Выше под § 49 сказано, что древние Священнослужители прежде входа с Евангелием не вступали в Алтарь; здесь же показывается, что до самой Литургии верных не входили в него. Такие показания одно другому не противоречат, а означают только различные состояния Церкви в разные времена. В первые века Христианства, когда в Церкви бывало много оглашенных и были в ней явно кающиеся: то и Литургия оглашенных в их присутствии совершаема была с затворенными вратами Алтаря. Когда же оглашенные не присутствовали в Храме: то и Литургия оглашенных совершалась (как и ныне совершается), после входа с Евангелием, при отверзтых дверях Алтаря, и Священник предстоял самому Престолу.

В Литург. Марка, на стр. 30 и 31 издан. вышепомянутого на стр. 53: « Зрите, да никто от оглашенных! Священник влагает фимиам во Вход и молится: – и входят Святые (Дары) в жертвенник (Алтарь), и Священник молится тако: Святе, вышний, страшный, во святых почиваяй, приведи нас честному Твоему Жертвеннику, со всякою совестию благою!“ и проч.

См. выше, в Предуведомл. § 86.

В служеб. в Литургии Св. Златоустого, после молитвы о оглашенных, напечатано: „И простирает Антиминс Свяшенник; Молитва верных первая, по еже распроcтерти Антиминс ».

Кодекс Иустиниан. новых заповеден, гл. 137.

1 к Коринф. гл. 14, ст. 16, 17.

Лимонар, гл. 196, сад. о сем пространнее в Прологе, Января 4 дня

Кедрин в Летописи на 9-е лето Царя Иустина: „Во днех сего Иустина (в VІ столетии), уставлено петь и сию Херувимскую песнь : Иже Херувимы тайно образующе».

По сей же самой причине и в Литургии Преждеосвященных, по совершении молитв верных, возглашается песнь, соответствующая содержанием Херувимской: Ныне силы небесные, и проч.

В церковных последованиях многия песни и стихи получили название или от первых слов, или от многократно повторяемых в них каких-либо речений; наприм. Мирная, от слова, на великой Ектении возносимого: Миром Господу помолимся! которая и называется „εἰρηνικὰ», мирная. Трисвятое, от первого и трикратно прилагаемого слова: Святый Непорочный, от речения: блажени непорочнии Полиелей от слов: „πολὺς», многий и „ἕλεος», милость, елей, масло, многомаслие, из Пс.135 взятое, на утренях и всенощных бдениях прилагаемое: яко в век милость Его; при пении чего зажигаются пред Св. Образами, в честь отправляемого празднования, многие свечи и лампады с елеем. Хвалитны, от глагола, часто употребляемого: Хвалите Господиза-Достойно, от первого слова песни достойно есть и проч.

Ориген о молитве, число 20.

Пред чтением сея песни Архиерей приемлет обратно на рамена свои Омофор, для важности наступающих действий; в нем благоговейно совершает трикратное воссылание Херувимской песни, и потом творит на Жертвеннике Проскомидию.

Св. Златоуст в беседе 36; на 1Кор.послан.: „Церковь есть место Ангельское, место Архангельское, Царство Божие, самое то (выспреннее) небо».

Трисвятое Славословиена Литургии бывает возглашаемо в песнях: Святый Боже и проч. (См. выше, гл. IV, § 40 – 54) и в победной, или Серафимской: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф (ниже, гл. VIII, § 98 и 99).

Св. Дионис. Ареопагит в Церковн. Иерархии, гл. 1, § 5: „ Наше Священноначалие, соравненное с Ательским, есть только подобное ему и требующее чувственных образов, для возвождения нас от них к Божественному возвышению». См. и выше в § 49.

Греческое слово «μὲριμνα» (происходящее от глагола «μερίξω», разделяю, раздробляю, в страдательном залоге переносно значит иногда рассеваюся, пресмыкаюся мыслями, брожу туда и сюда умом et caet.) в книгах Св. Писания означает печаль, заботу, пристрастие и неумеренные о cнискании благ века сего маловерием к Промыслу Божию омраченные, попечения (Мф.гл. 13. ст. 2; Марк. гл. 4, ст. 19; Лк.гл. 8, ст. 14, и гл. 21, ст. 34), которые, многоразличными своими впечатлениями развлекая силу ума нашего во все стороны (Иаков. гл. 1, ст. 6), мысли наши колеблют и возмущают; а чрез такое смятение духа сердце оставляют хладным и невнимательным к предметам благочестия. Такое ж знаменование дает сему слову «μέριμνα» и Церковь в песни сей, увещевая предстоящих все пристрастия мирские удалит от сердца, а вперить единственно ум с благоговейным вниманием в размышление о совершаемых Таинствах. Ср. Песнь: „Да молчит всякая плоть человеча“, и проч., о которой будет ниже. И Св. Златоуст в беседе 4, о непостижимом: „Никто во оное время житейские помыслы да имать; но вся земная из мысли изринув, и на небеса всего себе преложив, яко близ самого Престола славы стоя, и с Серафимами паря, тако всесвятую песнь Богу славы и величествия возносит».

Доруносима, δορυφουμενον, Слово сие составлено из речений:, копие, и „δορουμενος», носимый. Оно означает шествующего в торжественной процессии Государя, или другое какое важное лицо, окружаемое со всех сторон телохранительными воинами, которые у древних были вооружены копьями, почему и назывались „δορύφοροι», копиеносцами (Иосиф Флавий, Древн. Иудейск., кн. 8, число 2 и 3. – Август. Калмет. в Еврейск. Чиновн. о телохранительн. воннах). Сым величественным изображением жпвописуется здесь таинственное мествие Сына Божия, сопровождаемого воинствами небесных сил. Св. Патриарх Герман (в Тайнозрен. вещей церков.) созерцает оное видимым образом в переносимых в великом Входе Дарах, образующих сего великого Царя, грядущего тогда к таинственному жертвоприношению и от Херувимских воинств (которых изображают здесь предносимые во время служения Архиерейского Рипиды, как знамена Царские; так именует их Св. Герман), доруносимого боголепно. Для того последние слова Херувимской песни: яко да Царя всех подымем, возглашаемы бывают от ликов не прежде, но по явлении и пренесении уже Даров, приветствуя в них и воспевая с Серафимами своего Царя славы: Аллилуиа (см. и ниже § 111).

См. выше в Предисл. § 10 и следующ. и в Изъяснен. § 57.

В вышеномянутой песни (Да молчит всякая плоть) возглашается: „Царь бо Царствующих и Господь Господствующих приходит (προερχεται, предшествует, грядет) заклатися, и датися в снедь верным».

Валсамон во втором толкован. на 16 правило Константинопольск. перво-второго Собора в храме Св. Апостолов. См. в Пандект. Беверег. т. 1, стр. 257, d.

См. выше, на стр. 123.

Выше. в Предисловии § 12.

Св. Епифаний, в Ерес. 55, о жертвоприношении Христовом так богомудрствует: „Иисус Христос в приношении Себя есть Сам жертвуемое (ἰερειο͂ν). Сам Священник, Сам и Алтарь (θυσια_cήριονι, жертвенник), Сам Бог, Сам и человек, Сам Царь, Сам и Архиерей, Сам Овча, Сам и Агнел, вся во всех за нас быв; да по всякому образу нам будет жизнию“.

См. Введен. § 54; к Еф.гл. 5, ст. 2.

См. выше, в Предуведомл. § 31 и в Изъяснен. § 7.

Св. Кирилл Иерусалим. в Слове тайноводствен. 5, число 2; см. и ниже, в Толкован. Симеона Фессалон. число 44.

Псалом 133, ст. 2. Смысл сих слов содержит увещевание и возбуждение к усердному молению, с поднятым вверх руками. Этот образ совершения молитв есть древнейший; о нем упоминается еще Исхода гл.17, ст.11 и 12, и Псалма 27, ст.2; Псалма 142, ст.6. Древние благочестивые Иудеи (Даниил. гл. 6, ст. 10), находясь вне храма, воссылали свои молитвы, по наставлению Царя Соломона, обратясь лицом к Святилищу (которое и в Псалме сем означается словом во Святая, по-еврейски кодешь, 3 Царств гл.8, ст. 48: «И помолятся к Тебе (говорит Соломон к Богу), и ко Храму его же создах имени Твоему». См. и ниже в § 106 под черт. примеч.

См. выше, Введен. § 26

Чинополож. Апостольчк. кн. 8, гл. 12

Феодорит в Истор. Церк. кн. 5, гл. 17: «А понеже время наступало принесть на Священную Трапезу Дары: то востав (Император Феодосий) с равными (первым) слезами, вошел (в Алтарь); на Священную же Трапезу Дары принесши, изыде». Феодосий юнейший, Император, в указе при деяниях Ефесского Собора изданном: «Святейшему Алтарю (Престолу) для единого токмо Даров возношения прикасаемся; и как только в огражденное предместие (ἒπαυλινБожествен. окрестностей (κύκλων) внидем, немедленно исходим».

Николай Кавасила в Толкован. Литург. гл.20. «Должно тогда припадать к Священнику и просить, да воспомянет он нас в оных молитвах. Ибо нет иного способа моления, столь многомогущественного и толь крепких надежд нам подавающего, как сей образ страшного сего жертвоприношения, которое очистило туне нечестия и беззакония (всего) мира». См.выше, Введен. § 51, и Изъяснен. § 114, под черт. примеч. и в Толкован. Литург. Симеона Фессалонит., число 46 и 47.

См. ниже, в § 112 и 117. – Когда священнодействует Литургию Архиерей, то, при воспринимании им Дискоса и Потира, он, по своему характеру, умножая к Богу моление о всех сословиях верных, воспоминание их возглашает двоекратно для того, что как каждый вид Св. Даров, им приемлемый, к составлению жертвоприношения о них равное имеет отношение и принадлежность; которые виды в первенствующей Церкви обыкновенно приносимы были верными из своих домов, иными хлебы, а от других вино: то дабы ни которого из принесших оные не было оставлено имя без воспоминания при возношении жертвы, имена их возглашаемы были при каждом каждого из них приносе (см. выще, § 2); память какового обыкновения Церковь и соблюдает доныне при священнодействия Архиерея.

Слово Синклит происходит от греческого глагола συγκαλἑω, созываю; в Греческой Империи синклит составлял верховное сословие первых государственных чинов, именовавшихся и Палатинами („Παλατἰνοι», см. выше, § 30, под черт. прим.). Оно в Римском государстве нарицалось Sеnаtus, а в нашем Российском ныне называется Правительствующим Сенатом, Государственным Советом, Комитетом Министров и проч.

К Римлян. гл. 8, ст. 34. К Евр.гл. 7, ст. 25; и гл. 9, ст. 24. См. Св. Димитрия Митропол. Ростовского в Поуч. на Вознесен. Гоcпод., стр. 152.

Смотри ниже в Толкован. Симеона под числ. 49 и 58. Хотя о закрытии Дверей Царских и Завесы их в Служебниках ви Греческих, ни Российских, никакого Чиноположения нет: но с древних времен и Врата Царские не только в служение Иерейское, но и в Архиерейcкое затворялись до самого показания Св. Тайне народу при возглашении: Со страхом Божиим и проч.

Смотри там же, число 50.

Смотри Православного Исповедания часть 1, вопрос 49.

Смотри выше в Предуведомлен. § 44 и в Изъяснен. § 12. Заметить нужно, что в Литургии воспоминание Смотрения Иисус-Христова изображаемо бывает двояким образом: 1) до освящения Таинств, наружными обрядами и действиями церковными; 2) по освящении Даров, самыми Таинствами.

Смотри выше § 77 и ниже в Толкован. Симеона число 25. В сем входе Покров, Воздух, во время служения архиерейского, переносится на главе Диакона, назначенного к рукоположению в Пресвитера, для ознаменования того же Таинства, т. е., погребения Иисуса Христа. Когда же Священник в служении бывает один, без Диакона, то переносит его сам на своих раменах, изображая тоже Таинство.

Св. Герман Патриарх в Тайнозрен. вещей церковн.: „Умные силы, созерцая в пении Херувимской пренесение честных Даров, образующих тело Господа Иисуса, от Краниева (лобного) места даже до гроба, песнь с нами невидимо вопиют: Аллилуиа!“. Смотри ниже в Толкован. Симеона Фессалон. под числом 46.

2Ин.гл. 19, ст. 40 и 43.

Смотри выше § 20 и ниже в Толкован. Литург. Симеона Фессалон. числ. 13. Святому Престолу дано знаменование Гроба Господня, потому что как Тело Господа Иисуса, со Креста снятое, Иосифом было принесено в вертоград и положено во гробе, из которого потом и славное Его Воскресение воссияло миру, так и здесь Святые Дары переносятся в Великом Входе с Жертвенника на Престол, для положения их на нем, как в гробе; почему и воспоминается при сем о Его погребении, а потом воскресение прославляется радостными песнями.

Псалом 50, ст. 20, 21.

В Толкован. Псалмов на оные слова, часть И, стр. 252: „Феодорит и Евфимий толкуют сии слова о созидании Христианские Церкви сущия на земли».

Иер.гл. 1, ст. 18, и гл. 15, ст. 20.

Смотри ниже § 106, 109 и 133.

Под именем Ангела мирна некоторые церковные учители (Васил. Вел. в кн. 3, на Евном.; Никол. Кавасила в Толкован. Литург. гл. 34) разумеют Ангела Хранителя, данного всякому верующему от самого рождения; Церковь же молится и просит его от Господа не потому, будто бы он кому из православных не дан; но чтоб он храннл нас от зла и на путь правый наставлял: что самое и в последующих словах сего прошения содержится: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес; а Святой Златоуст (в беседе 3, на послан. к Кодос., и в беседе 35, на Вознесен.Господне) прошение об Ангеле мирне относит к особому Ангелу, который, по воле Божией, хранит мир, любовь и согласие между человеками. Посему молимся и говорим, прося Ангела мирна“. Такой смысл сего прошения подтверждается и в Постанов. Апостол. кн. 8, гл. 37, где Диакон возглашал: просим у Господа Ангела (Ἁγγελον, τὀν ὲπί τῆς ειρήνη&σζλιγ;), сущего над миром, т. е. поставленного хранить мир между людьми, внушать им Св. Христианскую любовь и согласие.

Иакова Послания гл. 3, ст. 2.

3 Царств гл. 8, ст. 48.

В Греческом тексте стоит речение: „πλημμελημάτων», которое означает вообще все наши погрешности. Сила сего слова ясно изображена в молитве: Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша и проч.

Числ гл. 23, ст. 10: Да умрет душа моя в душах (в Еврейск. смертию) праведных! Псалом 115, ст. 6.

Псалом 33 ст. 22. Смотри Св. Дионис. Ареопаг. Церковн. Иерархии гл. 7, всю.

1Пет.гл. 1, ст. 3 и 4 – к Титу гл. 3, ст. 7.

СудилищеХристово (Βῆμα) есть двоякое : первое частное, на которое душа всякого человека, по разлучении от тела, представляется для испытания и ответа 0 содеянных в жизни делах, словах и помышлениях. „Лежит человеком единою умрети (восклицает св. Апостол, Евр.9:27 ), потом же суд (Правосл. Исповед. 71, вопр. 61). Второе – общее, всемирное при кончине веков, когда, по воскресении из мертвых, каждый явится с телом для принятия воздаяния за свои дела ( 2Кор.5:10 ).

Смотри выше Предуведомлен. § 12–16.

Сии молитвы, по своему содержанию относящиеся к возношению предложенных на Престоле Даров Господу, должны быть соединяемы с возглашением: о предложенных честных Дарех Господу помолимся! Чтобы 1) не только сохранить порядок и единомыслие в молениях; но и 2) чрез такое их взаимное соотношение сделать сильнее и действительнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *