Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изображением писца
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 12
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
Объясните значение слов:
1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?
Причин этому было несколько. Во-первых, обучение детей в школе было не дешевым, немногие могли себе позволить это. Дети земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Во-вторых, в египетской письменности было более 700 иероглифов и сложная система их использования. Не многих было слишком сложно овладеть такой наукой.
2. Чему и как учили в школах Египта?
Детей в школах учили не только писать и читать, их учили еще математике и астрономии. Умение считать было полезно в работе писца, а астрономические знания использовались для составления календаря, предсказания разлива Нила и т.д.
3. Кем становились выпускники школ?
Выпускники школ могли стать писцами, чиновниками, а впоследствии, возможно, и вельможами. Окончить школу и стать писцом было очень престижно. Писцы освобождались от всех повинностей и физического труда, они могли позволить себе носить белые одежды.
4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца.
Письменные принадлежности писцов состояли из тонкой заостренной тростинки, пенала с двумя углублениями, в которых разводили черную и красную краску водой из небольшого горшочка.
5. Как выглядит древнеегипетская книга?
Древнеегипетские книги представляли собой склеенные друг с другом листы папируса. Для удобства хранения папирус сворачивали в трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.
Подготовьте сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов (используйте учебник и ресурсы Интернета).
Летом 1799 года в Египте находилась экспедиция Наполеона. Во время рытья окопов в окрестностях города Розетты из земли вырыли крупный камень, покрытый загадочными письменами. Его верхняя часть была обломана. На ней сохранились иероглифы, расположенные в четырнадцать строк. Причем они были выбиты слева направо, что нехарактерно для восточных языков.
Средняя часть поверхности камня содержала 32 строки иероглифов, выбитых справа налево. Они сохранились наиболее полно. На нижней части камня были выбиты письмена на греческом языке. Они расположились в 54 строки, но сохранились не полностью, потому что от камня был отломан угол.
Офицеры Наполеона поняли, что совершили важную находку. Греческие письмена сразу же перевели. Они повествовали о решении жрецов поставить статую правителя Египта, грека Птолемея Епифана, около статуи божества. И назначить храмовыми праздниками дни его рождения и восшествия на престол. Далее был текст о том, что данная надпись повторена священными иероглифами Египта и демоническими знаками. Известно, что Птолемей Епифан правил в 196 году до н. э. Другие письмена перевести никто не смог.
Камень поместили в Египетском институте, который основал Наполеон в Каире. Но английский флот разгромил французскую армию и укрепился в Египте. Загадочный камень был передан в Британский национальный музей. Тайна египетских иероглифов заинтересовала ученых всего мира. Но узнать ее разгадку было не так просто.
В начале 19 века профессор института Гренобля Жак-Франсуа Шампольон работал над загадкой Розеттского камня. Он понял, что иероглифов в три раза больше, чем слов в греческих письменах. Тогда Шампольона посетила мысль, что они являются подобием букв. В ходе дальнейшей работы он понял, что египетский алфавит содержал иероглифы трех видов. Первый вид – символы, которые высекали на камне. Они изображались большими и четкими, с тщательной художественной прорисовкой. Второй вид – иератические знаки, которые представляют собой те же иероглифы, но изображаемые не так четко. Эту письменность использовали на папирусе и известняке. Третий вид – коптский алфавит, состоящий из 24 греческих букв и 7 букв, согласных звуков.
Из надписи на греческом языке он знал место, где выбито имя Птолемея Епифана, которое на египетском языке звучало как Птолемайос. Он нашел в средней части камня знаки, соответствующие ему. Затем заменил их на иероглифы и отыскал получившиеся символы в верхней части камня. Он догадался, что древние египтяне часто пропускали гласные звуки, следовательно, имя фараона должно звучать иначе — Птолмис.
Зимой 1822 года Шампольон получил еще один предмет с надписями на греческом и египетском языках. Он легко прочитал имя царицы Клеопатры в греческой части и нашел соответствующие знаки в письменах Древнего Египта. Подобным образом он написал и другие имена – Тиберий, Германик, Александр и Домициан. Но его поразило, что среди них нет египетских имен. Тогда он решил, что это имена иностранных правителей, а для фараонов фонетические знаки не использовались.
В сентябре 1822 года ученый получил копии надписей со стен храма Рамзеса II. Вопреки своему убеждению не использовать фонетические знаки, он попытался разгадать имя на надписи. Так, символ за символом, у него получилось Р-е-м-с-с. Если добавить гласные, то получится Рамсес. Он был поражен этому факту. Решив подобным образом читать далее, он получил Тот, Тутмос. Постепенно мертвые символы ожили.
Это было невероятное открытие. Египетская письменность была звуковой! В конце сентября Шампольон сообщил о своем невероятном открытии Академии наук Франции. О войнах и победах фараонов, о жизни людей, о стране рассказывали египетские иероглифы. Расшифровка открыла новый этап в египтологии.
1. Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изображением писца (см. рис. на с. 41)?
Этот иероглиф скорее всего обозначает понятие «писать». Красным цветом отмечено начало новой мысли, или по-нашему абзаца.
2. Как возникло выражение «писать с красной строки»? Что оно означает?
Поскольку папирусы были не дешевыми, египтяне экономили место и обозначали каждую новую мысль красным символом в иероглифе. Таким образом, увидев красный символ в иероглифе, читающий мог понять, что начинается новый абзац. Отсюда и возникло выражение «писать с красной строки».
Познакомьтесь с документом
Познакомьтесь с документом «Поучения писцов ученикам» и ответьте, чем была привлекательна для египтян должность писца. Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Что означает выражение «Уши мальчика на спине его»?
Для выпускников школ было весьма почетно занять должность писца на службе у фараона или вельможи. Писцы пользовались уважением, поскольку они находились «у ног правителя» и внимали его словам. Писцы освобождались от всяких повинностей и физического труда, носили белые одежды. Но для того, чтобы стать писцом, приходилось много учиться. Учителя в школах были строгими и поддерживали порядок плетью и розгами. Выражение «уши мальчика на спине его» означает, что по мнению учителей ребенок слышит и понимает слова, становится послушным и прилежным только тогда, когда его бьют плеткой по спине.
Подведём итоги и сделаем выводы
Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?
Древние Египтяне жили по берегам Нила и занимались земледелием. Исключительно жаркий и сухой климат, пустыни и засушливые степи сами по себе не очень способствовали развитию земледелия. Поэтому египтяне рассчитывали исключительно на разлив Нила. Каждый год летом в истоках реки Нил (в экваториальной Африке) начинался сезон дождей и таяние ледников в горах. Тогда русло реки наполнялось водой, Нил разливался, затапливая прибрежные поля и питая живительной влагой землю. Лишь в ноябре Нил возвращался в свое русло, оставляя на полях плодородный ил. После разлива Нила египтяне начинали пахотный сезон.
Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?
Египет был большой страной. Требовалось прокормить множество людей, обеспечить запасы на случай неурожая и т.д., следовательно необходимо было максимально повысить эффективность полей, а также расширить количество полей, пригодных для посева. Для этого египтяне устраивали специальные системы орошения, роя каналы и отводя воду к дальним полям. Также египтяне устраивали специальные земляные насыпи, огораживающие поля и задерживающие на них воду, после завершения разлива. Эти меры позволяли больше напитать водой землю и увеличить урожайность.
В чём можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?
И простые египтяне, и знатные вельможи были слугами фараона. Они все должны были подчиняться его воле и могли быть наказаны по его указанию.
В чём, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
Египтяне верили, что после смерти человек отправляется на суд Осириса, на котором он убеждал богов в том, что жил праведной жизнью:
Перечислив сорок два преступления и клятвенно заверив богов, что ни в одном из них он не виновен, умерший восклицал:
— Я чист, я чист, я чист, я чист, моя чистота — это чистота Великого Бену, что в Ненинесут. Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой.
Хорошим человеком в Древнем Египте считали людей, не совершавших преступления против власти, религии, собственности, обещаний и клятв, а также другого человека.
Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?
Ступенчатая пирамида Джосера — Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, как одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старое сооружение в мире, построенное из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру.
Великие пирамиды Гизы — самые узнаваемые, внушительные и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Они расположены в непосредственной близости от Каира, в районе Гизы. Среди них самая большая египетская пирамида — Хеопса. С ее 140 метрами в высоту пирамида Хеопса — определенно один из самых замечательных исторических памятников в мире.
Великий Сфинкс представляет из себя сильный и величественный памятник перед комплексом пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая простирается более чем на 70 метров в длину. Высота статуи внушительна — более чем 20 метров над землей. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н.э. В наше время это один из самых замечательных исторических памятников в Гизе, Египте, и в мире, а так же символ архитектуры Древнего Египта.
Карнакские храмы Египта располагаются на восточном берегу Реки Нила в Луксоре и являются свидетельством древней архитектуры Египта. Карнакские храмы состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости можно увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными. Всё здесь насыщено древними интерпретациями, историей и символикой.
Храм Хатшепсут — Помимо высоких гор и пустыни, в нескольких километрах на запад от Луксора расположен другой важный исторический памятник, относящийся к архитектуре Древнего Египта. Это храм Хатшепсут, с одним из самых захватывающих дух видов в Египте. Внушительный архитектурный стиль древних цивилизаций находится во власти драматических вертикальных утесов.
Долина Царей — огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с древним Луксором. Здесь находятся многочисленные захоронения египетских фараонов, знаменитая гробница Тутанхамона, великие сидящие колоссы Мемнона.
Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? На чём писали древние египтяне?
Древнеегипетская письменность была сложной наукой. Египтяне считали, что письмо было изобретено богом мудрости Тота. «Божественное слово» передавалось в виде иероглифов. «Священное письмо» исследователи-египтологи определили как рисуночное письмо с дополнением фонетических знаков. Иероглифы писали в колонках слева направо. Иероглифические знаки высекали на камнях, на глиняных табличках, вырезали на коже, наносили кисточкой на папирус.
Изначально египетское письмо было образным — т.е. один иероглиф обозначал один образ, одно понятие. Такое письмо ученые называют иератическим. Постепенно письмо развилось в более простую форму, послоговую — демотическую. Т.е. каждый иероглиф, означающий определенное понятие, стали использовать, чтобы показать согласные звуки, которые есть в слове, на которое указывает иероглиф. Так появилось слоговое письмо. Сложность такого письма заключалась в многозначной трактовке знаков. Потребовались дополнительные, уточняющие смысл, знаки-определители. Они не читались, а просто подсказывали, о чем идет речь. Такая система письма была довольно сложной для изучения, поэтому люди, которые могли читать и писать, считались настоящими мудрецами.
Какими знаниями обладали египетские жрецы?
Древние египтяне считали, что жрецы обладают тайными знаниями, которые позволяют им общаться с богами. Жрецы были образованными, умели писать, читать, считать, были знакомы с астрономией и изучали законы движения небесных светил. Мы бы сказали, что они были умными, образованными и эрудированным. Для древних египтян это было сродни магии.
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 12 Культура Древнего Египта
Стр. 65. Ключевые вопросы
№ 1. Что означает понятие «культура»?
Слово «культура» означает «возделывание, выращивание». Культура — это всё, что создано человеком: произведения искусства и ремесленные изделия, научные знания, литература, обычаи. Изучая культуру народов и стран далёкого прошлого, можно понять, как люди в те времена относились к окружающему миру, к другим людям, к обществу в целом и к самим себе.
№ 2. В чём состояли достижения древних египтян в искусстве, науках?
Возведение египтянами храмов, пирамид и скальных гробниц, украшенных рельефами и росписями, изготовление статуй было тесно связано с их религией. Но одновременно все эти здания, изображения и предметы являются достижениями древнеегипетского искусства. Особенно это касается пирамид, которые являются одним из Семи чудес света.
Достижением египтян является также уникальная живопись и скульптура. Ноги и голову человека показывали сбоку, а верхняя часть тела и глаза были обращены на зрителя. Египтяне считали, что нужно показать человеческую фигуру с разных сторон, отметить особенности лба, носа, подбородка. Статуи всегда показывают людей в расцвете сил и красоты. Боги всегда были большого роста; фараон обычно гораздо выше своих вельмож и простолюдинов. Мужчин изображали загорелыми, а знатных египтянок — светлокожими.
Египтяне достигли больших успехов в математике, астрономии и медицине. Математика была необходима для строительных работ. Египтяне умели складывать, вычитать, умножать и делить числа, знали дроби, относительно точно определяли площадь круга.
Развитие астрономии было связано с земледелием. Египтяне установили, что разлив Нила начинается с восходом звезды Сириус. С этого дня (19 июля) они начинали год, который делили на 12 месяцев по 30 дней, а в конце его добавляли 5 праздничных дней.
В Древнем Египте была хорошо развита медицина. Большие знания в этой области накопили древнеегипетские жрецы. При некоторых храмах существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи умели лечить зубы, глазные болезни, делать хирургические операции. До наших дней дошло несколько древнеегипетских папирусов по медицине. В них приведены описания многих болезней, рецепты лекарств от них и способы лечения. Наряду с лекарственными средствами древнеегипетские врачи нередко прибегали к магии.
Стр. 70. Вопрос в рубрике «Работа с источником»
Из поучений писцов ученикам
№ 1. О каких выгодах и достоинствах должности писца говорится в поучениях?
Согласно тексту выгодами должности писца являются:
— освобождение от всяких повинностей и от работы мотыгой.
— у писцов гладкое тело и мягкая рука.
— писцов все почитают и приветствуют.
— писцы — у ног фараона и внимают словам его.
№ 2. Какие требования к ученикам содержатся в приведённом отрывке? Каким аргументом они подкрепляются?
В приведенном отрывке содержатся требования к ученикам. Они должны были ежедневно читать, молча решать задачи, не проводить ни одного дня в безделье. В противном случае последует наказание прутьями.
Стр. 70. Итоговые вопросы
№ 1. Какие приёмы изображения людей на рисунках, в скульптурах существовали у древних египтян? Покажите на примерах иллюстраций учебника. Какое впечатление эти изображения производят в наше время?
На египетских изображениях ноги и голову человека показывали сбоку, а верхняя часть тела и глаза были обращены на зрителя. Египтяне считали, что нужно показать человеческую фигуру с разных сторон, отметить особенности лба, носа, подбородка. Статуи всегда показывают людей в расцвете сил и красоты. Боги всегда были большого роста; фараон обычно гораздо выше своих вельмож и простолюдинов. Мужчин изображали загорелыми, а знатных египтянок — светлокожими.
— Золотая маска мумии фараона Тутанхамона (стр. 46);
— Вельможа на охоте. Роспись древнеегипетской гробницы (стр. 46). Мужчина изображен загорелым;
— Рамсес II и пленные хетты (стр. 57). Фараон выше пленных хеттов.
Египтяне внесли огромный вклад в мировую культуру. Достижением египтян является уникальная живопись и скульптура. Подобных изображений нет больше ни в одной культуре. Египтяне считали, что изображения и скульптуры должны быть на века. И даже сегодня культурное наследие Древнего Египта вызывает интерес у многих людей.
№ 2. Что представляла собой письменность древних египтян? Какие материалы использовались для письма? Кто и как сумел расшифровать древнеегипетскую письменность?
Древнеегипетская письменность возникла в конце IV тысячелетия до н.э. Она состояла из изображений птиц, животных, насекомых, фигурок людей и неодушевлённых предметов. Такие знаки древние греки назвали иероглифами (священными рисунками). Одни иероглифы обозначали отдельные слова, другие — согласные звуки или их сочетание.
Египтяне писали на папирусе. Его стебли разделяли на тонкие полоски, которые укладывали одну на другую вдоль и поперёк. Полоски клали под пресс, в результате чего они склеивались соком папируса. Затем их высушивали и соединяли в длинную ленту, которую сворачивали трубкой. Так получали папирусный свиток.
Писали на папирусе чёрной и красной красками с помощью тростниковой палочки. Папирус был дорог, поэтому нередко в быту для записей использовали глиняные черепки или плоские камни. Иероглифами египтяне высекали на стенах храмов и гробниц обращения к богам, указы фараонов и другие важные надписи. Но писать ими на папирусе было слишком долго. Поэтому писцы придумали упрощённые формы иероглифов.
Папирусные свитки хорошо сохраняются в жарком климате и песке. Каждый древний папирус представляет собой огромную научную ценность. На папирусах делали записи о правлении фараонов, хозяйственные документы, повести, стихи и сказки, научные сочинения.
Многие из этих текстов были прочитаны благодаря тому, что в 1822 году французский учёный-египтолог Жан Франсуа Шампольон расшифровал древнеегипетские иероглифы. Шампольон ещё в детстве проявил выдающиеся способности к иностранным языкам. Его увлекала история древних государств, особенно Древнего Египта. К 16 годам он освоил более десятка языков, в том числе древнегреческий, а также коптский язык, возникший на основе древнеегипетского языка. В расшифровке иероглифов ему помогла находка надписи на Розеттском камне, выполненной сразу на двух языках — египетском и древнегреческом. Некоторые иероглифы были обведены овальными рамками. Шампольон предположил, что таким образом выделены имена Птолемея и Клеопатры. Подставляя греческие буквы под иероглифы в рамках, Шампольон установил значение нескольких знаков древнеегипетского письма. Позже он смог прочитать другие древнеегипетские надписи.
№ 3. Расскажите, кто и чему учился в Древнем Египте. Можно ли сказать, что учеников готовили к будущим профессиям?
Школы в Древнем Египте обычно находились при храмах. Длительное обучение стоило дорого, поэтому образование было доступно в основном сыновьям богатых людей. В школе мальчики учились счёту, чтению и письму. Они заучивали наизусть и многократно переписывали различные тексты. Ученики часто решали практические задачи, например, на определение количества людей, необходимого для перевозки каменного памятника. Они осваивали геометрию, иностранные языки, занимались плаванием. Девочки из богатых семей учились дома.
Да, в школах учеников готовили к будущим профессиям. Тут учились будущие писцы, жрецы, чиновники. В школе начинали учиться с 5 лет, а годам к 15 подросток уже мог, например, стать помощником писца.
№ 4. В каких областях знаний достигли успехов древние египтяне? Чем это объяснялось?
Египтяне достигли больших успехов в математике, астрономии и медицине. Математика была необходима для строительных работ. Египтяне умели складывать, вычитать, умножать и делить числа, знали дроби, относительно точно определяли площадь круга.
Развитие астрономии было связано с земледелием. Египтяне установили, что разлив Нила начинается 19 июля с восходом Сириуса. С этого дня они начинали год, который делили на 12 месяцев по 30 дней, а в конце его добавляли 5 праздничных дней.
В Древнем Египте была хорошо развита медицина. Большие знания в этой области накопили древнеегипетские жрецы. При некоторых храмах существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи умели лечить зубы, глазные болезни, делать хирургические операции. До наших дней дошло несколько древнеегипетских папирусов по медицине. В них приведены описания многих болезней, рецепты лекарств от них и способы лечения.
№ 5. Сравните календарный год древних египтян с календарным годом, которым пользуемся мы. Что является общим? В чём заключаются различия?
Если наш календарный год начинается 1 января, то год у древних египтян начинался в середине лета, 19 июля, и был связан с восходом Сириуса. Год у египтян также, как и у нас состоял из 12-ти месяцев и 365-ти дней, только в нашем календаре чередуются месяцы с 30 и 31 днями (кроме февраля). В Древнем Египте каждый месяц имел 30 дней, а в конце года добавляли 5 праздничных дней.
№ 6. Составьте план выставки древнеегипетского искусства. Какие экспонаты вы выберете для неё, на какие постараетесь обратить особое внимание посетителей? Объясните свой выбор.
Выставка «Искусство Древнего Египта».
1 Скульптура Нефертити, супруги фараона Эхнатона
Достижением египтян является уникальная скульптура. Статуи всегда показывают людей в расцвете сил и красоты. Мужчин изображали загорелыми, а знатных египтянок — светлокожими.
2 Розеттский камень
Розеттский камень содержит одинаковый текст на древнеегипетском и древнегреческом языках. В 1822 году французский учёный Жан Франсуа Шампольон расшифровал древнеегипетские иероглифы на камне. Некоторые иероглифы были обведены овальными рамками. Шампольон предположил, что таким образом выделены имена Птолемея и Клеопатры. Подставляя греческие буквы под иероглифы в рамках, Шампольон установил значение нескольких знаков древнеегипетского письма. Позже он смог прочитать другие древнеегипетские надписи.
Хочу обратить Ваше особое внимание на этот экспонат. Перед Вами свиток папируса. Папирус служил материалом для письма. Его стебли разделяли на тонкие полоски, которые укладывали одну на другую вдоль и поперёк. Полоски клали под пресс, в результате чего они склеивались соком растения. Затем их высушивали и соединяли в длинную ленту, которую сворачивали трубкой. Так получали свиток. Писали на папирусе чёрной и красной красками с помощью тростниковой палочки. Папирус был дорог, поэтому нередко в быту для записей использовали глиняные черепки или плоские камни. Специально для того, чтобы писать на папирусе писцы придумали упрощённые формы иероглифов.
Папирусные свитки хорошо сохраняются в жарком климате и песке. На папирусах делали записи о правлении фараонов, хозяйственные документы, повести, стихи и сказки, научные сочинения. Поэтому каждый такой свиток представляет собой огромную научную ценность.