Что означает имя айше хафса
Мать султана Сулеймана
Имя Айше Хафса Султан нам всем известно по сериалу «Великолепный век». Надо полагать, что большинство зрителей к ней испытывает не самые приятные чувства. Ведь от этой женщины всеми любимой Хюррем столько было причинено боли.
Сейчас уже никто не скажет точно, какие на самом деле были отношения у свекрови и невестки. Как, впрочем, никто не знает, кем на самом деле была Айше. Нет, то что исторически эта женщина существовала, являлась матерью султана и носила титул валиде, никто не отрицает. Хотя есть версия, что на самом деле Сулейман не являлся ее сыном.
Так кем на самом деле являлась матерью султана Сулеймана? В истории довольно много путаницы относительно этой темы. Впрочем, подобное наблюдается супругами или любимыми наложницами практически всех султанов. Дело в том, что жизнь правителей фиксировалась буквально по минутам — что одел, во сколько встал, куда пошел, что поел… А вот о жизни женской половины дворца таких записей не велось.
Отсюда и возникают различные домыслы. Относительно Айше имеется общепринятая версия, что она была дочерью крымского хана Менгли I Герея. Но этого не могло быть, потому что просто не могло быть. Достоверно установлено, девушку по имен Айше из Крыма привезли в гарем султана Селима в 1511 году. В то время, как сам Сулейман родился в 1494 году. Следовательно, родить его она просто не могла физически.
Словом, о жизни Хафсы-султан, кстати, при жизни ее чаще величали Хафса-хатун, известно мало. Считается, что в гарем она попала приблизительно в 13-14 лет. Шехзаде Селим на тот момент было около 27 лет. Современники описывают ее как очень красивую и умную женщину, последнее вполне соответствует действительности. Вряд ли бы в гарем к султану, который больше интересовался мальчиками и войной, взяли бы глупую дурнушку.
Так же известно, что юность Хафсы прошла в Трабзоне, где Селим I, прозванный Явузом или Грозным, тогда еще шехзаде, был санджакбеем готовился к управлению страной. Именно там 6 ноября 1494 года и родился будущий султан Сулейман Кануни. В начале 1512 года дед Сулеймана Баязид II отрекся от престола в пользу своего сына Селима I.
Зная о вспыльчивом характере своего мужа, Айше всячески оберегала сына от его гнева. Она часто писала султану письма, где описывала свою тоску и любовь, преданность наследника Сулеймана. Но Явуз особенно не реагировал на эти послания, так что ей пришлось всю свою нерастраченную любовь направить на сына и сделать все, чтобы вырастить из него достойного правителя.
Грозного султана Селима не стало в 1520 году и престол занимает Сулейман, которому не пришлось воевать за престол — ведь кроме него больше наследников мужского пола не имелось. Молодой султан забрал в Стамбул мать и свой гарем, которым отныне ей пришлось управлять, и жить в окружении всеобщей любви и почитании.
На посту валиде Хафса пробыла тринадцать лет, пять месяцев и двадцать семь дней. Она скончалась в Стамбуле 19 марта 1534 года, предположительно от инсульта. Валиде-султан была похоронена в саду мечети султана Селима Явуза в Фатихе, Позднее по приказу сына, султана Сулеймана I над могилой был воздвигнут мавзолей.
В архивах султанского дворца сохранилось несколько писем, отправленных Хафсой султанам Селиму I и Сулейману I.
Одно из писем, подписанное «Валиде-и Султан Сулейман Шах» («мать султана Сулейман-шаха»), было адресовано Селиму, когда он был ещё шехзаде. В этом письме Хафса выражала надежду, что Селим займет трон, и его ожидание не будет напрасным. Кроме того, это письмо показывает, что во времена пребывания Селима в Трабзоне Хафса была не с ним, а с сыном в санджаке.
В 1522 году Хафса написала сыну послание, где обращается к нему такими словами: «Свет очей моих, услада сердца, частичка души моей» и прикладывает к посланию письмо вдовы египетского наместника Хайырбея, в котором женщина просит помочь покинуть Египет. Мать Сулеймана объявляет, что готова взять на себя расходы на переправку из Египта и взять ее под свое покровительство.
В другом письме Хафса просит сына позаботиться о его двоюродных сестрах Айше и Фатьме, дочерях шехзаде Алемшаха, которые стали круглыми сиротами после смерти матери. Эти документы свидетельствуют о том, что Хафса была сострадательной и доброй женщиной.
Еще при жизни Хафсы-султан в июне-июле 1523 года был учрежден вакуф, назначены его управляющие и источники дохода. К 1531 году в работниках фонда числилось 117 человек. В мечети было два имама, проповедник, четыре муэдзина и другие служащие.
Пищу в имарете, в котором трудилось 20 человек, подавали регулярно: согласно данным вакуфных книг, ежегодное потребление мяса имаретской кухни составляло 16 627 килограмм, а потребление пшеницы — 91 500 килограмм.
В обители дервишей постоянно проживало девять человек. В медресе преподавало до десяти человек, получавших зарплату 2 акче в день.
В вакуфных книгах за 1575 год сообщается о назначении ответственных за работу построек в западной части комплекса: здесь числились главный лекарь, второй лекарь, руководитель лечебницы, глазной врач, хирург и помощник руководителя. Уже в 60 годах ХХ столетия под действием естественных причин была часть комплекса разрушилась. Ее восстановили в 1969 году, кроме имарета и обители дервишей.
По сей день в Манисе в память Хафсы-султан проводится фестиваль «Маниса месир маджуну». По этому поводу имеется легенда. Рассказывают, что когда Хафса пребывала в Манисе, она тяжело заболела. К постели больной был вызван главный лекарь султанского двора Муса бин Муслихиддин бин Кылыч. Он сделал сбор из сорока одной травы и вылечил молодую женщину.
После выздоровления она пожелала, чтобы эту мазь, которую назвали «Месир» раздавали всем желающим. Считается, что это снадобье исцеляет все болезни.
Кроме того, вакуфы Хафсы-султан действовали вБурсе и Ментеше Она также построила гостиницу на пути из Стамбула в Эдирне, вблизи которой позднее появился город Хавса, мечеть в Перкане, мечеть и хаммам в Мармарисе, медресе и имарет в Трабзоне.
Валиде Айше Хафса Султан и её печальная жизнь
Жизнь великой Валиде Айше Хавсы Султан, матери Султана Сулеймана Великолепного была полна тоски, печали и страданий от постоянных разлук с тем, кого она любила всем сердцем.
Она стала женой Султана Селима Грозного, когда он был ещё шехзаде и служил наместником в Трабзоне. Селим Грозный часто отправлялся в военные походы. Благодаря ему, Османская империя расширяла свои границы, покоряя новые земли и континенты. И каждый раз походы Селима становились более продолжительными. Чувствуя вкус победы, он даже не заметил, как сильно отдалился от своей преданной супруги, которую когда-то любил.
Живя в Трабзоне, Айше Хавса Султан почти всегда оставалась одна. С мужем виделась редко. Жизнь её протекала довольно тихо и скучно. Она лишь в своих мечтах представляла себя в столице и думала о бурной жизни во дворце. Однако Хавсе Султан не удалось прожить счастливую жизнь во дворце Топкапы вместе со своим супругом.
Взойдя на престол, Султан Селим в 1511 году отправил своего единственного оставшегося в живых сына Сулеймана служить санджакбеем в Манису. Айше Хавса Султан согласно традиции вынуждена была отправится в Манису вместе с ним, как мать наследника.
С этого момента она начала жить вдали от мужа без возможности видится с ним. Её единственной целью в жизни стала задача оберегать своего сына от любых возможных опасностей. Сулейман стал её единственной возможностью триумфального возвращения в Стамбул и получения власти над гаремом.
Айше Хафса Султан хорошо понимала цену власти в Османской империи. Ведь прямо у неё на глазах шла жестокая борьба за престол между её мужем Селимом и его братом Ахмедом. Если бы Селим проиграл в этой борьбе, то Айше лишилась бы не только мужа, но и сына. К тому же она хорошо знала, каким жестоким характером обладает её супруг. Поэтому она всеми силами оберегала шехзаде Сулеймана от гнева родного отца.
Женщина постоянно отправляла письма в столицу, в которых неустанно напоминала о преданности и любви наследника Сулеймана к своему отцу. Не обходилось и без строк любовной тоски по мужу и переживаний от разлуки. Однако эти строки полные страсти не трогали сердце грубого вояки Селима Явуза. Любовным письмам он предпочитал доклады об очередном захвате новой вражеской крепости.
После многократных попыток вернуть супруга, Айше Хавса Султан поняла, что его сердце ей больше не принадлежит. Она оставила всякие надежды на счастье рядом с ним и направила все силы и всю нерастраченную любовь и заботу на то, чтобы воспитать и вырастить достойного наследника престола Османской империи.
Хавса Султан занималась благотворительностью. В Манисе остался её наибольший вклад: в 1522 или в 1523 году ею был построен целый комплекс, который состоял из трёхкупольной мечети, школы, мектеба, обители для дервишей и имарета. Хамам и больница были построены там уже после смерти Айше Хавсы султан по приказу Султана Сулеймана.
Валиде Султан
Золотое время для Айше Хафсы Султан началось в 1520 году, когда Явуз Султан Селим скончался и престол перешёл её сыну Султану Сулейману, который обошелся без кровопролития и братоубийства, поскольку он был единственным законным наследником. Вместе с матерью и женами, молодой Сулейман переехал из Манисы в Стамбул, чтобы возглавить Османское государство. Айше Хафса получила титул Валиде Султан и стала главной женщиной в гареме.
Наконец сбылись её мечты, и закончилось её долгое изгнание то в Трабзоне, то в Манисе. Теперь началась её новая жизнь в императорском османском дворце в качестве госпожи. В её распоряжении огромное количество служанок, готовых покорно исполнить любой приказ Валиде Султан. Её сын теперь Падишах! Он жив и здоров. За его плечами уже есть военные победы. Слава её сына Султана Сулеймана вызывает у противников страх и уважение. Благодаря ему Османы достигли пика своего величия.
Счастливой женой Султана ей стать не удалось. За то стать счастливой матерью Султана вполне! А многочисленные внуки украсили её жизнь ещё больше. В этой идиллии Валиде Айше Хафса Султан прожила до самой своей смерти, которая настигла её в 1533 году, ей тогда было всего 55 лет.
Хафса-султан — запутанная история матери султана Сулеймана
По мере роста могущества Османской империи росло и высокомерие ее правителей. Начиная с Мехмеда II Завоевателя летописцы, писавшие о великих султанах прошлого, начали вносить коррективы в их родословные по материнской линии. Амбиции принадлежности к знатным династиям Европы и Азии не давали покоя успешным покорителям стран и народов трех континентов.
Возможно это связано с «тлетворным влиянием» Запада, где каждый замухрышка – герцог, какого-нибудь городка Германии, мог представить знатное генеалогическое древо своих именитых предков, восходящее чуть ли ни к легендарному Аттиле, причем как по женским, так и по мужским корням рода.
Предыстория «благородного» происхождения
А вот султанам не везло, что ни великий султан, то мать — самая неизвестная и «темная лошадка», не пойми откуда и какого роду, племени, зачастую европеоидной расы и из христиан. Тогда за дело брались летописцы и изо всех сил решали задачу «натягивания совы на глобус».
Результатом являлись причудливые биографии матерей султана, где реальную женщину «скрещивали» с именитой женой из гарема и выводили симбиоз родства «два в одном», образно выражаясь. Имя и даты значимых событий от реальной матери, а биография от знатной жены из гарема.
Женщина в Османской империи / © Rizka Prayuda / rizkaprayuda.artstation.com
При Мехмеде II одно из составленных для него генеалогий возводит род османов, ни много ни мало к Ною, тому самому из Ковчега во времена Великого Потопа (Библия Бытия 7:1—8:17). В исторических реалиях, Мехмед II поддержал версию о том, что его корни идут от знатного аристократического рода, правившего Византией в первых десятилетиях второго тысячелетия, — Комнинах.
Ко времени рождения Сулеймана I Великолепного, блестящими военными успехами его отца Селима I Явуза, Османская империя приблизилась к пику своего могущества. При таком раскладе мать султана Сулеймана в глазах потомков (современники на этом не заморачивались), просто «обязана» была быть «принцессой». Однако так ли это? Попробуем разобраться.
Портрет султана Селима I
Дела семейные Селима I
Как и положено человеку его положения жен и наложниц у Селима было несколько, большинством из них он обзавелся ещё будучи шехзаде и одна из них была-таки, самая что ни на есть принцесса, дочь Крымского хана. Замуж он её взял без разрешения своего отца султана Баязида II, с которым у него были очень натянутые отношения на тот момент.
До замужества с ним она уже была женой его брата, шехзаде Мехмеда, то ли умершего в 1504, то ли казнённого в 1507, по подозрению в заговоре против отца. Свадьба состоялась в 1511 году, звали крымскую принцессу Айше–хатун.
Крымский хан поддержал Селима, когда тот попытался первый раз сместить силой своего отца с трона и после разгрома его войска предоставил ему «политическое убежище» в Крыму. Вполне себе косвенное подтверждение ее материнства по отношению к будущему султану Сулейману.
Однако есть ещё одна женщина, наложница по имени Хафса, хотя её еще называют Хафизе, Айша Хафса и просто Айша. В историю она войдет как мать Сулеймана Великолепного, Хафса-султан и первая жена султана, которую официально назовут валиде-султан (мать султана и главная женщина в гареме, что по меркам Османской империи очень даже почетно). Правда, по сведению многих источников, титул так будет назван уже после ее смерти, но объем власти и полномочий она получит по этому титулу при жизни.
Вот в этом месте и образовались разногласия у историков–летописцев. Была ли Хафса той самой принцессой Айше или Айше это другое имя, совершенно другой женщины. Была ли вообще эта другая женщина, может это всё один персонаж?
Османская женщина (не является портретом Хафсы-султан) / © Rio Sabda / kepondangkuning.artstation.com
Так всё же «ху из ху»?!
Подтверждением версии о реальности брака Селима и Айше-Хатун служит древняя анонимная греческая хроника, в которой говорится о их свадьбе в Кафе (Феодосия) в 1511 году.
В некоторых письмах к Крымскому хану Менгли I Герею, сохранившихся до наших дней, Селим обращается к нему «мой отец» (бабам).
Современник, венецианский путешественник Якопо Контарини, в своих записках говорит о том, что сын Османского султана, наместник Кафы, породнился с Крымским ханом, взяв в жену его дочь. Однако, скорее всего это был Мехмед (этого мнения придерживается турецкий исследователь Улучай).
Ещё источники утверждают, что Хафса отправилась с Сулейманом в Кафу. Далее, продолжая мысль, — это назначение было связано с тем, чтобы принцесса с сыном были поближе к родне. Хотя, зная нравы Османской империи, такое назначение вполне приравнивается к ссылке, так как Крым — это очень далеко от Стамбула, а, следовательно, и от возможности занять трон первым, по османской традиции.
Против версии о принадлежности к «царским кровям» Хафсы выступает её имя, точнее имя её отца. Историк Исмаил Узунчаршылы указывает, что в документе, благотворительного учреждения которым она управляла мать Сулеймана записана как дочь Абдулмуина (бинти Абдулмуин), а в другом документе, обнаруженном известным турецким историком Чагатай Улучай, как дочь Абдуллы (бинти Абдул-хай).
Алдерсон и Сакаоглу называют её отцом некоего Абдюлмуина. Все эти имена производные от имени Абддула, что означает «слуга Всевышнего», по аналогии с христианским «раб Божий» и давались они людям, обращённым в ислам.
Портрет султана Сулеймана I
И самый веский аргумент в пользу того, что Хафса никак не могла быть Айше, — год рождения Сулеймана. Если здесь все верно, то он рожден в 1494, а об этом говорят многие свидетельства. Брак же Айше–хатун с Селимом состоялся (и состоялся ли?!) в 1511 году. Поэтому, скорее всего, попытка «привить» Хафсу-султан к благородным предкам, не что иное, как очередная попытка некоторых летописцев «натянуть-таки сову на глобус».
Из всего сказанного можно сделать выводы, что, — минимум Хафса и Айше разные жены султана Селима, а максимум, что, — не было брака между крымской принцессой и Селимом I. И все свидетельства брака брата Селима Мехмеда, позже были «переклеены» к его биографии потомками с целью возвышения рода Сулеймана Великого по женской линии.
Образ Хафсы-султан в сериале «Великолепный век»
Кем же была Хафса–султан
Некоторые источники приписывают ей благородное происхождение рангом пониже, — династию Дулкадырогуллары, независимого бейлика, который играл важную роль на политической арене в те времена, но и этому нет никаких подтверждений.
Современники говорили о ней как об необыкновенно красивой женщине. В те времена эталоном красоты, позже принятым и Европой, были черкешенки. Женщины с черными глазами и длинными черными волосами, красивой фигурой и прекрасной грацией. Европейцы считали их идеализированным эталоном обольстительных красавиц, поставляемых в гаремы владык Востока.
Впрочем, и в этой версии есть изъян, черкесы к тому времени исповедовали ислам, а имя её отца указывает на христианское происхождение. Скорее всего она была европейкой или славянкой и как повелось у султанов, к глубочайшему огорчению турецких потомков, обыкновенной рабыней-наложницей.
Хотя почему обыкновенной!? Нет! Матерью Сулеймана Великолепного и позже валиде-султан, а это многого стоит!
Султан Сулейман Великолепный
Жизненный путь Хафсы–султан
Хафса попала в гарем Селима, когда тот ещё был шехзаде. Юность ее прошла в Трабзоне, где будущий султан был наместником. Её сын Сулейман родится 6 ноября 1494 года, предположительно, больше мальчиков она не рожала.
Ряд назначений на должности наместником в разные провинции империи её сын получал ещё от деда Баязида II, последним станет назначение в Кефу (Феодосия). По османской традиции она сопровождала сына ко всем местам его назначений.
В 1520 году Селим I умрет и трон займет её сын Сулейман I. Она будет иметь большое влияние на сына. Возглавит его гарем и будет давать ему советы, к которым он будет прислушиваться, при жизни ее титул будет называться мехд-и ульа-йы салтанат — «колыбель великого султана». Позже к нему прибавится валиде-султан.
Помимо красоты, она обладала пытливым и глубоким умом, не просто дворцовые интриги, а вопросы государственного устройства приходилось решать этой женщине. Так, доподлинно известно, что она непосредственно занималась вопросом организации новой административной единицы — Трабзонского эялета из бывшего государства – Трабзона, входящего в Османскую империю.
Впрочем, свое влияние на сына она не применяла в вопросах государственных дел, ограничиваясь лишь административными функциями. Больше всего внимания она уделяла стремлению всеми силами ограничить постоянно возрастающее влияние на Сулеймана его наложницы Хюррем–султан, больше известной в Европе как Роксолана.
Также своей задачей она ставила прекращение вражды между Роксоланой и Махидевран-султан, которая была матерью старшего сына владыки Османской империи, шехзаде Мустафы.
Хюррем-султан / © Sara Contreras YunaXD / yunaxd.artstation.com
В таких вот женских делах на самом «высоком государственном уровне» и проходила жизнь Хафсы-султан. Помимо административно–государственных вопросов и дел по управлению гаремом своего сына, Хафса много времени уделяла благотворительности, строительству мечетей, медресе, других учебных, религиозных и благотворительных учреждений.
Хафса-султан была матерью, помимо сына–султана, ещё минимум трех дочерей. Прожила она 56 лет, не так уж и много. Главной цели в гареме она так и не достигла. После её смерти красавица Роксолана – Хюррем-султан полностью и навсегда очаровала султана Сулеймана I Великолепного, получив то, что раньше не смогла получить ни одна наложница ни от одного предыдущего султана. Однако это уже совсем другая история…
Литература:
Айше Султан Хафса
Айше Хафса Султан Ayşe Hafsa Sultan عایشه حفصه سلطان | |
Имя при рождении: | ПроисхождениеИсторики спорят, была ли она на самом деле дочерью крымского хана Менгли-Гирея или нет. Согласно альтернативной теории, дочь крымского хана Менгли-Гирея I была другая жена Селима I — Айше Хатун. ЖизньРодилась в Крымском ханстве. После выдачи замуж за Селима Явуза проживала в городе Маниса в Анатолии с сыном, который управлял этим регионом с 1513 до 1520. Маниса одна из традиционных резиденций османских князей (шехзаде) и для обучения будущих наследников. Айше Хафса Султан является Инициатором фестиваля «Mesir фестиваль» в Манисе, эту традицию по-прежнему продолжают и сегодня. Она также построила в Манисе большой комплекс, состоящий из мечети, начальной школы, колледжа и странноприимного дома. Она также была первой императорской супругой, которую называли Валиде султан. После рождения сына Сулеймана Великолепного, который родился 6 ноября 1494 в Трабзоне, родила ещё трёх сыновей и четырех дочерей, впоследствии все три сына умерли от эпидемии.В итоге всего осталось 4 дочери и 1 сын от Селима I: Сулейман, Хатидже, Фатьма, Шах и Бейхан. Айше Хафса Султан умерла в марте 1534 года и была похоронена рядом с мужем в мавзолее-мечети Явуза Селима, в Фатихе (Стамбул). Мавзолей был сильно разрушен во время землетрясения в 1884 году, восстановительные работы начались в первом десятилетии XX века. «По имени Хюррем»: как революционерка из гарема разделила власть с турецким султаном«Их нравы»: рассказ о супруге султана Сулеймана I Великолепного — знаменитой Роксолане Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Сегодняшний его рассказ посвящен супруге султана Сулеймана I Великолепного — знаменитой Хюррем или Роксолане. Дорогому читателю я предлагаю немного отвлечься от хронологии османских султанов и обратить свой взор на прекрасную половину человечества. Тем более, что приближающаяся весна, легкие нотки которой уже чувствуются на улице, неумолимо заставляет нас искать и находить прекрасное. В сегодняшней заметке мы расскажем о полулегендарной личности Хюррем султан, которая, до определенного времени, была известна российскому читателю под именем Роксолана. Несмотря на то, что во дворце Топкапы и в других нынешних турецких музеях сохранилось множество портретов Хюррем султан, эти портреты заметно отличаются друг друга. Турецкие исследователи склонны полагать, что ни один из этих портретов не соответствует действительности, и все они являются плодом воображения тогдашних художников. Однако из многочисленных газелей, которые Сулейман посвящал своей жене, мы можем узнать, что она была рыжеволосой и белокожей женщиной с зелеными глазами. Подобно своему законному мужу султану Сулейману I, Хюррем султан была первой во многих отношениях и в связи с этим ее даже можно назвать своего рода революционеркой, которая стояла у истока «женского века» в истории Османской империи. Роксолана и Сулейман Великолепный кисти немецкого художника Антона Хикеля, 1780. Фото wikipedia.org Ее красочная и во многом загадочная жизнь принесла ей известность не только на второй родине, которой стала Османская империя, но и далеко за ее пределами. Сведений относительно происхождения Хюррем султан и ее жизни до того, как она попала в султанский гарем, очень мало. Историки сходятся во мнении, что она попала в рабство во время набегов крымских татар на территории Украины, Польши и Литвы и далее была подарена крымским ханом султану Сулейману I, когда ей было примерно 15 лет или чуть больше. Попав в дворцовый гарем и став наложницей султана, пленница получает новое имя Хюррем, что означает «веселая». Существует мнение, что ее настоящее имя было Анастасия. Расстановка силНеобходимо отметить, что в османском гареме была определенная иерархия. Главной женщиной гарема считалась мать действующего султана. В данном случае это была Айше Хафса султан. Второй по значимости и по влиянию была та наложница султана, которая родит будущего наследника, и на тот момент это была Махидевран султан, у которой от Сулеймана родился сын Мустафа, считавшийся будущим наследником и следующим императором Великой Порты. По всем законам детективно-исторического жанра прекрасную картину будущего портила неожиданно появившаяся на османском небосклоне юная Хюррем. После того, как у нее родился сын Мехмед, она стала третьей женщиной в гареме по значимости. Соперничество между двумя наложницами разрасталось и перешло в конфликт, из которого, благодаря множествам интриг, победительницей вышла Хюррем, а Махидевран была отправлена в Манису, где ее сын Мустафа занял пост управляющего одноименной провинцией. Хюррем не ограничилась лишь отдалением конкурентки, а продолжила укреплять свои позиции во дворце. Так, вопреки всем устоявшимся многовековым османским традициям, она стала первой официальной женой султана. Напомним, что османские султаны обычно не женились официально, а обзаводились наложницами. Женитьба Сулеймана на Хюррем, автоматически поднимала ее статус не только над остальными женщинами дворца, но и над многими государственными мужами. Теперь она стала не только «хасеки» (титул, который присваивался наложницам султана), а «хасеки султан». По европейским меркам, если Сулейман был королем, то она считалась королевой. Датой их женитьбы принято считать 1534 год. Примечательно, что именно в этом же году умерла мать Сулеймана Айше Хафса султан, и, следовательно, Хюррем стала самой влиятельной женщиной не только гарема, но и дворца. Принято считать, что после укрепления своих позиций, Хюррем начинает принимать активное участие и в государственных делах. Турецкие историки, хотя и с большой осторожностью, говорят о том, что в низвержении и последующей казни влиятельного визиря и друга детства Сулеймана Ибрагим паши, была замешана Хюррем султан. У нее на это были свои причины, так как известно, что Ибрагим паша поддерживал притязания на османский престол сына Махидевран Мустафы. Возвышение нового великого визиря Рустем паши происходило также при участии Хюррем султан, так как он был женат на единственной дочери Сулеймана и Хюррем Михримах и в народе был прозван «дамат Рустем паша», то есть зять. Приветственное письмо Хюрем Султан Сигизмунду II Августу от 1549 года по случаю вступления его на польский престол. Фото wikipedia.org Кроме того, османские историки сообщают о том, что Хюррем имела влияние на падишаха при назначении сыновей султана управляющими различных провинций империи. Естественно, лучшие провинции доставались сыновьям самой Хюррем. Чтобы быть ближе к султану и активнее участвовать в политической жизни столицы, Хюррем предпринимает успешную попытку по переносу султанского гарема из старого дворца во дворец Топкапы. Османские хронисты сообщают нам, что старый дворец сгорел во время пожара 1541 года. Приложила ли руку к пожару Хюррем султан, остается загадкой. Как видно из истории Хюррем султан занималась не только вопросами внутренней политики, но и предпринимала определенные шаги на внешнеполитической арене. Сохранилось ее письмо правителю Речи Посполитой Сигизмунду II Августу, в котором она выражала соболезнования в связи со смертью его отца Сигизмунда I и поздравляла с вступлением на престол. Письмо было запечатано личной печатью Хюррем султан. Вообще, это первый случай в истории Османской империи, когда жена султана вела личную переписку с правителем иностранного государства, тем более что наложницы османских правителей не имели личной печати. Сам факт уже свидетельствует об огромном значении Хюррем султан как политической фигуры и ее невероятном влиянии на внешние и внутренние дела империи. Доверие к ней султана было безграничным. Во время длительного отсутствия падишаха в столице в период долгих и изнурительных военных походов Хюррем султан была глазами и ушами императора в столице и в подробных письмах докладывала мужу о положении дел в Стамбуле. Кроме того, что она была первой официальной женой османского султана, она была и настоящей королевой и свои письменные распоряжения подписывала как Хюррем Шах. По османской традиции матери наследников престола после назначения их сыновей правителями различных провинций, обычно отправлялись вслед за своими сыновьями, но и здесь Хюррем султан умудрилась нарушить традицию. После назначения сыновей правителями определенных провинций она осталась в Стамбуле и продолжала влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику империи. Мавзолей в ее честь в комплексе Сулейманийа в Стамбуле. Фото Bernard Gagnon / wikipedia.org Как полагается королеве, или же по-современному первой леди, Хюррем султан активно занималась благотворительностью и строительством социально значимых объектов. Пожалуй, одной из самых значительных благотворительных ее работ является комплекс Хасеки, построенный в 1538—1551 годах по проекту знаменитого архитектора Мимара Синана, включающий в себя медресе, хамам и больницу. Примечательно, что по утверждению министерства здравоохранения Турции, эта больница является единственным медицинским учреждением Турции, которая непрерывно принимает больных на протяжении вот уже почти 500 лет. Кроме того, известно, что Хюррем султан построила столовую для бедняков близ мечети Айа-София, а также множество социально значимых сооружений в Каабе, Дамаске, Багдаде, Иерусалиме, Эдирне, Конье. Смерть настигла великую женщину в 1558 году. Существует мнение, что она была отравлена. Сулейман I очень сильно горевал по умершей супруге. Как и полагается он построил мавзолей в ее честь в комплексе Сулейманийа в Стамбуле, а также переименовал город на западе завоеванного Ирана, расположенный в провинции Луристан, в Хюрремабад. СправкаБулат Ногманов — исследователь, переводчик.
|
---|