Что означает имя хафса в исламе
Какое имя выбрать для дочери?
На седьмой день после рождения ребёнка желательно дать ему имя. Предпочтительно сначала дать ребёнку имя, а затем совершить за него жертвоприношение (‘акика). Первоочередное право наречения ребёнка имеет отец, затем его отец (дедушка ребёнка), затем мать ребёнка.
Нарекая новорождённого именем, родители надеются получить посредством этого благодать. Но для этого необходимо дать ребёнку красивое, благозвучное имя, которое имеет хорошее значение.
От Абу Ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِنَّكُمْ تُدْعَوْنَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِأَسْمَائِكُمْ وَأَسْمَاءِ آبَائِكُمْ فَأَحْسِنُوا أَسْمَاءَكُمْ
«В Судный день вас будут звать по вашим именам, поэтому нарекайте детей красивыми именами». (Абу Давуд, 4948; Ибн Хиббан, 5818)
Девочек желательно нарекать именами сподвижниц, матери, жён и дочерей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), а также матерей, жён и дочерей других пророков (мир им). Можно давать девочкам имена праведных женщин в истории Ислама, а также названия Рая и другие красивые с точки зрения Ислама имена.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) запретил называть детей именами идолов или прочими именами, которые по своему смыслу противоречат канонам Ислама. Он менял имена с нехорошим значением на приятные и красивые.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) поменял имя ‘Ассия (не Асия) и сказал:
أنت جميلة
«Ты Джамиля». (Абу Давуд, 4952)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) этими словами указал нам, что имя Джамиля, которое в переводе с арабского означает «красивая», является красивым именем с благим значением. Получается, что имя Джамиля является одним из имён, которыми желательно нарекать девочку.
Выбирая имя для своей дочери, многие родители теряются и в большинстве случаев приходят в замешательство. Они желают, чтобы имя дочери было одновременно оригинальным и вместе с этим имело тонкий смысл и красивое значение. Но они чаще выбирают оригинальность и красивое звучание.
Вследствие этого в последнее время наблюдается тенденция называть детей звучными именами, которые были переняты из других культур, в частности, из западной. Некоторые мусульмане нарекают своих дочерей именами артисток, героинь фильмов и т. д. Такое легкомыслие не подобает мусульманам.
Прежде чем дать имя своей дочери, необходимо поинтересоваться его значением, определить, является ли оно допустимым по нормам Ислама, не стоит полагаться лишь на красоту его звучания. Разве мало красивых имён почтённых женщин?
Амина ( آمنة – находящаяся в безопасности, верная, преданная, надёжная, доверенная, честная) – имя матери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Хадиджа ( خديجة – родившаяся раньше времени) – имя матери правоверных, первой жены Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) происходила из курайшитского рода. Она была богатой женщиной, которая самостоятельно вела дела и снаряжала торговые караваны. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был нанят ею для организации и сопровождения караванов. Через несколько лет она предложила ему жениться на ней. Брак был заключён, несмотря на возражения её отца.
Она родила Пророку (мир ему и благословение Аллаха) несколько мальчиков, умерших в младенчестве, и четырёх дочерей – Рукию, Умму Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока она была жива, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не брал себе других жен.
‘Аиша ( عائشة – живущая) – имя матери правоверных, любимой жены Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и дочери самого близкого сподвижника Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах)
Родословная ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) пересекается с родословной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в шестом поколении. Она была среди первых лиц, которые приняли Ислам.
Став духовной матерью мусульман, она очень скоро почувствовала возложенную на неё ответственность. Она вслушивалась в высказывания Пророка и запоминала их. После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) люди приходили к ней по вопросам Сунны. После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) она прожила еще 47 лет, усердно обучая мусульман вопросам Ислама.
Хафса ( حفصة – львёнок) – имя матери правоверных, жены Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Она была дочерью правителя правоверных ‘Умара ибн Аль-Хаттаба, её прозвали хранительницей Корана, потому что после того как её отец покинул этот мир, тот Коран, который впервые был собран в книгу, остался у неё на хранение.
Фатима ( فاطمة – взрослая, понимающая) – имя дочери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), жены правителя правоверных ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) и матери внуков Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Хасана и Хусейна (да будет доволен ими обоими Аллах).
Хава ( حواء – источник жизни) – имя первой женщины, первой мусульманки и жены первого мужчины и пророка Адама (мир ему).
С одной стороны, она является символом и первой представительницей женской половины человечества, а с другой – источником продолжения всего людского рода.
Марьям ( مريم – красивая, дорогая, возвышенная, славная) – имя матери пророка Исы (мир ему).
В Священном Коране пророк Иса (мир ему) многократно называется сыном Марьям. Именем Марьям названа одна из сур Корана. Мусульмане почитают её как одну из самых благочестивых женщин в священной истории, главу женщин в Раю.
Асия ( آسية – утешающая, лечащая женщина) – имя жены Фараона, которая упоминается в Священном Коране.
Марият ( مارية – производное от имени Марьям) – имя матери правоверных, жены Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которая родила Пророку (мир ему и благословение Аллаха) сына Ибрахима.
Сафия ( صَفِيَّةُ ), Савдат ( سَوْدَة ), Умму Сальма ( أُمُّ سَلَمَةَ ), Умму Хабиба ( أُمُّ حَبِيبَةَ ), Зайнаб ( زَيْنَبُ ), Маймуна ( مَيْمُونَة ), Джувайрийа ( جُوَيْرِيَة ) – имена матерей правоверных, жён Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Зайнаб ( زينب ), Рукия ( رقية ), Умму-Кульсум ( ام كلثوم ) – имена дочерей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Сувайба ( ثويبة ) и Халима ( حليمة ) – имена кормилиц Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Приведя здесь эти имена, мы не хотим ограничить выбор родителей только этим списком. Здесь перечислены имена лучших женщин, которые были ближе всего к Пророку Мухаммаду и другим пророкам (мир им).
Поэтому можно называть дочерей именами остальных праведных женщин и другими именами, если они допустимы с точки зрения Ислама, это условие должно быть для родителей приоритетным при выборе имени для дочери.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Досточтимая Хафса (радыяллаху анха), дочка Умара ибн аль-Хаттаба
Досточтимая Хафса (радыяллаху анха), дочка Умара ибн аль-Хаттаба
Хафса была дочерью досточтимого Умара (радыяллаху ‘анхума)… Знающая, принципиальная, обладающая силой воли, преданная женщина-мусульманка… Она принадлежала к тем немногим, кто в то время владел грамотой, имел образование… Счастливица, которая на третьем году хиджры удостоилась чести стать третьей женой Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), матерью всех правоверных…
Она родилась в Мекке за три года до ниспослания пророческой миссии. Ее отцом был вошедший в историю Ислама второй халиф досточтимый ‘Умар (радыяллаху ‘анху), известный своей справедливостью. Ее мать звали Зайнаб, она приходилась родной сестрой ‘Усману бин Маз’уну (радыяллаху ‘анху). Хафса приняла Ислам в Мекке вместе со своим отцом ‘Умаром (радыяллаху ‘анхума). Потом стала женой сахаба по имени Хунайс ибн Хузафа (радыяллаху ‘анху). Счастливая супружеская пара, присоединившись к первым немногим мусульманам Мекки, переселилась сначала в Эфиопию, а потом в Медину.
Хунайс был братом Абдуллаха ибн Хузафы (радыяллаху ‘анхума). Хунайс участвовал в битве при Бадре, проявив героизм в схватке с врагом. Он был тяжело ранен. А по возвращении в Медину испил чашу шахида. Так Хафса (радыяллаху ‘анха) осталась молодой вдовой.
Досточтимый ‘Умар (радыяллаху ‘анху) очень жалел о том, что его дочь осталась вдовой, чуть вступив в весну своей жизни. Ему поскорей хотелось выдать ее замуж снова. В те времена овдовевших и разведенных женщин, выдержавших необходимый срок, старались как можно скорее выдать замуж. Поэтому досточтимый ‘Умар (радыяллаху ‘анху), как заботливый отец, очень хотел выдать свою дочь за надежного человека. Подумав, он решил женить ее на ‘Усмане (радыяллаху ‘анху).
Как раз тогда досточтимый ‘Усман потерял свою жену Рукию (радыяллаху ‘анхума), любимую дочь Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Поэтому ‘Умар решил пойти к нему со своим предложением. Он пришел и сказал о своем желании выдать за него Хафсу. Вот что рассказывал об их встречах и разговорах, связанных с этим, сам благородный ‘Умар в передаче его сына Абдуллаха (радыяллаху ‘анхума):
«Я отправился к ‘Усману ибн Аффану. Он был очень печален. Чтобы развеять его печаль, я заговорил о Хафсе. «Если хочешь, – сказал я, – я выдам за тебя Хафсу». Но ‘Усман не дал никакого ответа. Не сказал «Да» или «Нет». Потом попросил: «Дай мне время немного подумать». Но, когда по прошествии нескольких дней мы встретились вновь, он, извинившись, сказал: «Боюсь, сейчас я не готов жениться».
Тогда досточтимый ‘Умар решил обратиться с тем же предложением к благородному Абу Бакру (радыяллаху ‘анхума). Встретив его, он сказал: «Если желаешь, можешь взять Хафсу в жены». Но Абу Бакр промолчал, не проронив и слова. ‘Умар рассердился на него еще больше, чем на ‘Усмана.
Досточтимый ‘Умар (радыяллаху ‘анху) был очень раздосадован, не услышав от двух своих ближайших друзей положительного ответа. В таком возбужденном состоянии он предстал перед Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и сказал ему: «О Посланник Аллаха! Я поражаюсь поведению ‘Усмана. Я предложил ему в жены Хафсу, но он не согласился. Так же и Абу Бакр…»
Улыбнувшись, Солнце обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «О ‘Умар! Хафсе достанется лучшая пара, чем ‘Усман, а ‘Усману – лучшая пара, чем Хафса».
Досточтимого ‘Умара (радыяллаху ‘анху) охватило любопытство. Кто же может быть лучшим женихом, чем ‘Усман? Так он провел в догадках несколько дней. Потом от Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) последовало предложение. Он сказал досточтимому ‘Умару (радыяллаху ‘анху): «Выдай за меня свою дочь Хафсу, а я выдам свою дочь Умму Кульсум за ‘Усмана».
Досточтимый ‘Умар был счастлив, получив эту благую весть. Значит, Сам Всевышний Аллах желал, чтобы Его Посланник (салляллаху алейхи ва саллям) взял в жены Хафсу. Скоро все приготовления к свадьбе были закончены, и в третьем году хиджры, в месяце Ша’бане Хафса (радыяллаху ‘анха) стала третьей женой Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и матерью всех правоверных.
Досточтимая Хафса (радыяллаху анха), дочка Умара ибн аль-Хаттаба Благородный Абу Бакр понимал, что мог обидеть досточтимого ‘Умара (радыяллаху ‘анхума) тем, что оставил без ответа его предложение взять Хафсу в жены. Но у него не было другого выхода. Он должен был хранить тайну. Благородный Абу Бакр знал, что Гордость вселенной (салляллаху алейхи ва саллям) хочет жениться на Хафсе. Однако он не имел права говорить об этом никому, так как это была доверенная ему тайна. Когда же брак Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) с Хафсой был заключен, благородный Абу Бакр подошел к ‘Умару (радыяллаху ‘анхума) и, извинившись, сказал: «Ты, наверное, обиделся, когда не услышал от меня ответа, предлагая мне Хафсу в жены?» «Да», – отвечал ‘Умар. Тогда Абу Бакр (радыяллаху ‘анху) объяснил это: «Я не дал тебе тогда никакого ответа лишь потому, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил мне о том, что желает жениться на Хафсе. И я никому не мог раскрыть того, что он сказал мне по секрету. Если бы он отказался жениться на Хафсе, я бы непременно женился на ней». Какая деликатность. Какое благочестие. Какое умение хранить тайны. Вот таким должно быть благонравие в Исламе. Ведь тайны доверяют… А молчание хранят… Умение хранить тайну и молчание не только определяет надежность человека, но и украшает его… Хафса (радыяллаху ‘анха) вошла в обитель счастья Солнца обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям), когда в ней уже были Савда и Айша (радыяллаху ‘анхума). Когда она стала женой Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), ей было двадцать лет. Ее, как и Айшу, Савда (радыяллаху ‘анхума) приняла всем сердцем. Несмотря на их молодой возраст, Савда (радыяллаху ‘анха) старалась угождать во всем им обеим. Хафса (радыяллаху ‘анха) была молода, образованна и самолюбива. Ее слова никогда не расходились с делом. Ее сильный, волевой характер проявлялся в некоторой резкости и жесткости поведения. Так в обители счастья теперь уже стало две молодые жены. Они ни в чем не отставали одна от другой, проявляя свое усердие в служении Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Они были в высшей степени обходительны и чутки, стремясь не потерять его любовь и уважение. Гордость вселенной (салляллаху алейхи ва саллям), в свою очередь, старался быть с ними снисходительным, ведь они являлись, кроме того, дочерями его самых близких друзей. Учитывая слабости женской натуры и их молодость, он был с ними милостив, сострадателен и нежен. Но, как и всякому человеку, ему приходилось переживать и трудности. Ведь известно, что благородная Хафса (радыяллаху ‘анха) отличалась твердым, непокорным характером. Она иногда перечила и самому Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). И по этой причине ее отцу приходилось постоянно наставлять и вразумлять свою дочь. Видя их непрекращающиеся споры и конфликты с Айшей, досточтимый ‘Умар однажды сказал Хафсе (радыяллаху ‘анхум): «Ни твое, ни даже мое положение никогда не сравнятся с тем положением, которое имеют в глазах Посланника Аллаха Айша и ее отец». Несмотря на все увещевания отца, молодость и неукротимый характер Хафсы (радыяллаху ‘анху) постоянно давали о себе знать, что нередко выплескивалось наружу в виде дерзостей в адрес Гордости вселенной (салляллаху алейхи ва саллям). Наконец, он, не выдержав строптивого нрава Хафсы, решил на время отправить ее к отцу. Но явился Джибриль (алейхиссалям) и внес поправку в это решение, повелев Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) вернуть благородную Хафсу обратно. Потому что ей предназначено было быть одной из его жен в раю. Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), находясь в доме у Зайнаб бинт Джахш (радыяллаху ‘анха), выпил медового шербета, немного у нее задержавшись. Это не понравилось двум молодым женам Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), и те, сговорившись, сказали, что у него изо рта неприятно пахнет. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) объяснил, что пил медовый шербет и добавил: «Быть может, пчела собрала такой мед» и поклялся, что больше никогда не будет пить медовый шербет. Именно тогда снизошли первые аяты суры «ат-Тахрим»: «О Пророк, почему ты, желая угодить своим женам, запрещаешь то, что дозволил тебе Аллах? Аллах – Прощающий, Милосердный» (ат-Тахрим, 66/1). Тогда Гордость вселенной (салляллаху алейхи ва саллям), чтобы воспитать своих молодых жен, на некоторое время отдалился от них. Но сахабы заговорили между собой, что Посланник Аллаха развелся со своими женами. Когда это известие дошло до благородного ‘Умара (радыяллаху ‘анху), он сразу же направился к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Попросив разрешения войти, он предстал перед ним и, желая успокоить Пророка, заговорил: «О, Посланник Аллаха! Ты так много претерпел из-за своих жен. Если ты разведешься с ними, то Аллах и Его ангелы будут на твоей стороне. И я, и Абу Бакр, и все верующие будем на твоей стороне…» В ответ на это Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) лишь улыбнулся. Его прекрасное лицо озарилось нуром. И он дал ответ, который внес покой в сердце благородного ‘Умара и обрадовал всех верующих. Он сказал, что не развелся со своими женами, а лишь отдалился от них на некоторое время. Досточтимый ‘Умар (радыйяллаху ‘анху) ответил: «О Расулюллах, ты нас знаешь, мы всегда имели над женщинами Курайша власть. После переселения в Медину мы увидели, что их женщины властвуют над ними. И наши женщины взяли с них дурной пример. Дошло до того, что даже моя жена однажды стала мне перечить. Тогда я сильно побил ее. Но она вдруг стала жаловаться: «Как ты смеешь поднимать на меня руку? Клянусь Аллахом, даже жены Пророка пререкаются с ним и не разговаривают с ним до самого вечера». Я спросил у Хафсы: «Неужели и ты пререкаешься с Посланником Аллаха?» Она отвечала: «Да, и мы не говорим с ним до самого вечера». Тогда я сказал им: «Кто из вас будет делать это, потерпит величайший убыток. Ведь тот, кто станет причиной гнева Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), не сможет обезопасить себя от гнева Аллаха. И Аллах – свидетель, он будет погублен». На это Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) улыбнулся. А я сказал Хафсе: «Не вздумай больше перечить Посланнику Аллаха и умерь свои претензии. Если что-то нужно, проси у меня. И пусть то, что кто-то из его братьев ему ближе, чем ты, не подталкивает тебя к ошибочным действиям». Благородная Хафса (радыяллаху ‘анха) обладала характером твердым и требовательным. По натуре была раздражительна. Айша (радыяллаху ‘анха) говорила о ней: «Хафса – точная копия своего отца. Волевая и сильная. Ее слова никогда не расходились с делом». Она отличалась и своим глубоким пониманием многих религиозных вопросов, проницательностью. Передается, что однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) стал перечислять при ней сахабов, поклявшихся в своей верности при Худайбии: «Если пожелает Аллах, никто из тех, кто присягнул мне при Худайбии, не войдет в ад», – сказал он. Хафса (радыяллаху ‘анха) напомнила о том, что говорится в аяте: «И нет среди вас такого, кто не войдет в ад, и твоим Господом [, о Мухаммад,] это решено бесповоротно» (Марьям, 19/71). Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в ответ привел следующий аят: «Потом Мы по Нашему милосердию вызволим богобоязненных, а нечестивых Мы оставим в аду на коленях в наказание им» (Марьям, 19/72). Это умение матери всех правоверных Хафсы (радыяллаху ‘анха) задать встречный вопрос во многом свидетельствует о ее глубоком и точном понимании религии.
|