Что означает канон в аниме
Канон
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Canon. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Ролинг как-то писала, что сидела на ГП-форуме, у нее в интервью спросили: «Вас там не обижали?». Она: «Ну… как вам сказать. В обсуждении мне сказали, что я не знаю канон». | » |
— Bash.im №435354 |
Канон — это совокупность всей информации о вымышленной вселенной, которую авторы или владельцы прав считают верной. Обычно всё, содержащееся в книгах, фильмах, комиксах и прочих произведениях, вышедших с одобрения авторов, считается каноном. Но есть исключения — канон со временем может меняться под влиянием обстоятельств, например, при перезапуске вселенной, когда требуется приведение её в соответствие с современными требованиями.
Противоположностью канона является фанон — набор фактов, которые большинством фанатов считаются истинными, но не обязательно являются таковыми с точки зрения авторов. Иногда часть фанона со временем может войти в канон, если авторы прислушаются к мнению фанатов; например, так произошло с книгами по «Звёздным войнам», сюжеты некоторых из которых сильно опирались на фанон. В свою очередь, элементы книжного канона ЗВ (неполноценного по отношению к кинематографическому) просочились в кинематографический канон высшей пробы — G-канон (в первую очередь речь идёт, конечно, о планете Корусант и ее названии).
Фундаментальная разница между каноном и фаноном следующая: канон — это то, с чем фанаты спорить не могут, неизменные факты о вселенной. Фанон же — это попытки залатать дыры в сюжете или спекуляции на тему неясных моментов и вопросов, которые автор часто специально оставил открытыми, чтобы иметь задел для создания следующих произведений серии, или просто для того, чтобы потроллить своих поклонников.
Влияние фанатского сообщества достаточно велико, так что иногда в угоду ему некоторые неудачные произведения вообще исключают из канона, делая это во многом ради сохранения целостности вымышленной вселенной.
Не всегда отдельные элементы канона равнозначны. Иногда происходит так, что они начинают друг другу противоречить. Во избежание двойных трактовок вводится иерархия канонической силы источников и, в случае противоречия, истинным считается тот, чья каноническая сила больше.
При экранизации (особенно в том случае, если она единственная) иногда появляется ещё и кинон — неканон для того, что экранизируют, и канон для киноверсии. Типичный пример кинона — фраза в знаменитом мультфильме про Алису Селезнёву «Птица говорун отличается умом и сообразительностью». В книге-первоисточнике этой фразы не только нет, там сказано обратное: «говоруны не очень умные птицы».
Близкое, но не тождественное понятие — лор (анг. lore ), он же бэкграунд или просто бэк. Лором называется весь объём канонических знаний за исключением, собственно, центрального сюжета произведения: фундаментальные законы вселенной произведения, местная история, география, экономика, культура, общественное устройство в окружении персонажей, их предыстория, взаимоотношения с окружающими — то есть тот самый фон, на котором разворачивается сюжет. Как несложно заметить, сюжет одного произведения может стать частью лора для другого (сиквела или спин-оффа). Грамотно прописанный и последовательный лор очень способствует подавлению недоверия и закрытию сюжетных дыр, которые кажутся очевидными слабо знакомым с ним неофитам. «Почему они не полетели на орлах?» — да потому что вы лора не знаете, вот почему! орлы бы их не повезли, они решать проблемы смертных не подряжались, читайте здесь и здесь. Как и в реальном мире, в лоре незыблемы разве что фундаментальные законы (и то не всегда): хорошо подкованный апологет полёта на орлах может привести несколько примеров, когда те всерьёз вмешивались в дела смертных, и резюмировать, что шансы их подбить на такой полёт как минимум ненулевые. Многие творцы и вовсе забивают на свой лор, из-за чего произведение становится нелогичным и самопротиворечащим. Не делайте так.
Что такое канон / не канон в фанфиках?
Как то случается, что зачастую в любительских сочинениях, проще фанфиках, за основу взявшие какие-то оригинальные литературные произведения, в том числе фильмы, сериалы или аниме, встречаются персонажи, которых в оригинале собственно вообще нет, иными словами эти персонажи были придуманы авторами этих самых фанфиков.
Поэтому, чтобы зритель или читатель понял, такое «дополнение» в этих фанфиках прописывают какие персонажи являются оригиналами, т. е. взятыми из первоисточника, а которые — придуманы ими.
Это очень распространено в такой новой отрасли, как компьютерные игры по мотивам каких-то комиксов или телесериалов.
Вот это точно не канон, так как эти персонажи не используются в оригинальном фильме.
Слово канон имеет много значение. Для меня это прежде всего музыкальный термин. То есть многоголосое произведение, где голоса исполняют одну и ту же мелодию и вступают с опозданием, поочередно. Звучит довольно оригинально.
Наконец, канон в аниме. Это оригинал, настоящее произведение, не копия, не пародия, не подделка.
Есть ещё такие термины, как фанон (нечто неканонное, но ставшее таким популярным в фанатской среде, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся), хэдканон (личный взгляд автора на определенные события канона).
Что такое канон?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Слово «Канон» за многовековую историю своего существования приобрело огромное число смыслов. В Древней Греции оно обозначало тростниковую палочку, которую строители использовали в качестве примитивной линейки. Затем так стали называть уже саму линейку. Еще спустя некоторое время этот термин превратился в синоним понятий «эталон» и «образец», то есть – быть каноничным означает – быть правильным и соответствовать неким четко установленным нормам. Более того, в христианской традиции правила, регулирующие большинство аспектов церковной жизни, так и называются – канонами.
Но есть еще один смысл, который содержится в этом слове. Термин «канон» обозначает жанр богослужебных текстов, широко распространенный в литургической практике православных и некоторых униатских Церквей. Обычно мы сталкиваемся с канонами либо при подготовке к Причастию, либо на отпевании, либо в храме, когда бываем на вечерних богослужениях. А еще это понятие неразрывно связано с Великим постом, во время которого два раза совершается чтение Большого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского.
Итак, что такое канон вообще? Как он появился? Кто был автором самой идеи его написания? И о чем хотел сказать святой Андрей в своем гениальном творении? Попробуем разобраться.
Если сравнить любой известный нам канон с остальным литургическим наследием Церкви, окажется, что многие богослужебные тексты будут иметь куда более солидный возраст. Например – псалмы. Большинство из них появились во времена царя Давида, а это – X век до Р.Х. Не менее древние – так называемые библейские песни, которые представляют собою гимны, возносимые Богу пророками Ветхого Завета. Самым старым памятникам этой группы – более трех тысяч лет. И даже Евхаристия в своей центральной части восходит к пасхальным иудейским текстам, сложившимся еще до вавилонского плена – то есть за шесть столетий до прихода Христа.
На фоне столь почтенных долгожителей каноны выглядят совсем юными, но в ходе развития церковного богослужения именно им суждено было занять центральное место во многих литургических чинах. К примеру, канон является смысловым ядром современных утрени, повечерия и полуночницы, не говоря уже о молебнах и келейных молитвенных правилах. И все это – благодаря трудам святого Андрея, который в VII столетии смог создать структуру, наиболее полно отвечающую сакральным потребностям верующего.
Дело в том, что христианство имеет, если можно так выразиться, два уровня религиозной жизни – ветхозаветный и новозаветный. Первый включает в себя богатейшие традиции израильского народа, которые были благоговейно приняты первыми христианами и переосмыслены в духе Евангелия. Второй уровень – это тот благодатный опыт, который Церковь стяжала уже после пришествия Христа. Но если Израиль Ветхий имел очень яркую культуру, породившую огромное разнообразие священных текстов, то Израилю Новому нужно было некоторое время искать уникальные формы выражения своего духовно-мистического опыта. И они были найдены.
Одной из них стали тропари. Первые упоминания о них относятся ко II веку. Это небольшие песнопения, которые во время богослужения чередовались с молитвами и текстами из Священного Писания, передавая суть празднуемого в этот день новозаветного события или церковной даты. Самые древние из дошедших до нас тропарей – «Свете Тихий», «Под Твою милость», «Христос воскрес из мертвых». Они благополучно пережили все исторические эпохи и стали одним из основных элементов наших служб. Седален, ипакои, светилен, кондак, стихира, катавасия – все это не что иное, как тропари, приобретшие тот или иной смысловой окрас и функцию.
И вот, имея в своем распоряжении такую форму молитвенного текста, как тропарь, Андрей Критский совершил небольшую литургическую революцию. До него уже предпринимались попытки создать особый жанр духовных поэм, исполняемых в храмах во время молитвословий. Но эта традиция не прижилась, и ветхозаветные тексты (псалмы, гимны) надолго оставили за собой лидирующие позиции. Святитель пошел иным путем: он не стал изобретать нечто необычное, а использовал всем знакомый тропарь, придав ему при этом новое звучание. Этого удалось добиться очень просто – тропари с подачи Андрея Критского постепенно стали автономными элементами, не связанными напрямую с ветхозаветными песнопениями. Вернее, связь осталась, только теперь она была больше смысловой, чем технической.
В итоге родился канон – цикл тропарей, объединенных общей тематикой.
Поскольку первое время традиция исполнения ветхозаветных песен оставалась в силе, каноны присоединялись к ним. Песен всего десять. Одна из них – «Величит душа Моя Господа» – имеет самостоятельный припев, поэтому общее число гимнов, к которым присовокуплялись тропари канона, равно девяти. Прошли века, большинство гимнов исполняться перестали, а вот тропари – остались. В качестве отголоска этого переломного момента до нас дошла привычка разбивать каноны на «песни» – в память о тех самых песнях Священного Писания, к которым привязывался канон в древности.
Сейчас тропари могут объединяться и в две, и в три, и в четыре, и в восемь, и в девять песней. Каждая из них начинается ирмосом – небольшим куплетом-запевкой, который повторяет главную мысль всей песни. Обычно в каноне восемь частей – вторая имеет великопостный характер, и вне постового периода ее опускают. Как правило, песни довольно короткие – от двух до четырех тропарей на каждую. Но есть и каноны-гиганты, которые в каждом из своих девяти блоков содержат десять, пятнадцать, а иногда и более двадцати тропарей.
Самый большой – конечно, Канон святого Андрея. Он – полный, в нем присутствуют все девять песней, а в каждой из них – до тридцати тропарей. Это поистине монументальный шедевр, и его разбор займет не одну страницу. Поэтому остановимся лишь на некоторых наиболее важных моментах.
Первое, что бросается в глаза – это обращенность Канона не только к Богу, но и к самому молящемуся. Читая покаянные тропари, человек словно беседует сам с собою, со своей душой и совестью, анализируя прожитую жизнь и сокрушаясь о тех ошибках, которые были им совершены. Критский цикл – не просто вопль. Это еще и попытка отрезвить свой ум и настроить его на покаянный лад.
Для этого святой Андрей использует довольно распространенный прием. Он приводит примеры из Священного Писания – примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Примеры того, до каких глубин человек может пасть, и до каких высот вознестись. Примеры того, как грех может поработить душу, и как душа может одержать победу над грехом.
Особое внимание заслуживает и то, что автор Канона использует большое количество символов, которые, с одной стороны, очень поэтичны, а с другой – весьма точно передают суть поднимаемых проблем. Например, в тексте часто встречается слово «бессловесный». У современного читателя оно больше ассоциируется с неумением или даже невозможностью говорить, однако в древности бессловесным называли того, кто непричастен Христу. Бог Слово, Логос – таково одно из имен Сына Божия. Всякая вещь на земле, освященная Его благодатью, становится «словесной», причастной Слову, исполненной подлинного смысла. Наоборот же, если кто-то или что-то лишается связи с Господом, то превращается в «бессловесную» тварь, которая по мере удаления от своего Создателя теряет первозданную красоту и форму.
Кстати, такие привычные выражения, как «красота», «слава», «украшение», «доброта» – все они тоже наполняются святым Андреем очень глубоким содержанием. Это не просто некие эстетические понятия, а целая нравственная система, которая полностью соответствует богословскому наследию Православия. И человеку, который читает Канон, совсем необязательно иметь за спиной семинарию, чтобы понять те простые вещи, которые хочет донести до сердца критский пастырь…
Преподобный Андрей строит очень простую и ясную схему: Человек изначально создан Богом для радости и соучастия в Своем Божественном бытии. Он облек Адама и Еву в духовные благодатные одежды, одарил их различными талантами, поставил перед ними высокую цель богоподобия. Но человек, обманутый дьяволом, добровольно избирает другой путь – путь ухода от Бога и создания такого мира, в рамках которого Творцу попросту нет места. Потом, по прошествии некоторого времени, люди начинают понимать, к чему привело их своеволие, но что-либо изменить они уже не в силах, поскольку утратили те благодатные способности, которыми были наделены до падения. И теперь, находясь в падшем состоянии, человек взывает к своему Создателю: «Облекся я одеянием стыда, как листьями смоковницы, во обличение самовольных страстей моих».
Весь Великий Канон пропитан слезами покаяния – подлинного, немаскарадного, живого. Примечательно, что сам процесс духовного преобразования человека Андрей Критский мыслит в категориях, очень далеких от понятий «вины», «воздаяния» или «наказания». Плач души, гениально сформулированный автором Канона, содержит в большей мере не слово «прости», а слова «исцели», «очисти», «исправь», потому что восточная традиция всегда понимала одну страшную истину: Сколько бы ни исходило из уст Божьих формальное прощение, но без ликвидации греховной поврежденности человеческой природы, без устранения той самой «наготы» и «безобразия», о которых и говорит преподобный Андрей, невозможно настоящее спасение человека. Наоборот, спасение достигается не простым исполнением заповедей и механическим творением добрых дел, а возвращением к Богу и облечением в те самые благодатные одежды, которые однажды были утрачены нашими прародителями.
Великий Канон читается два раза в посту – в первую и пятую седмицу. Первый раз он словно напоминает нам о том, чем же на самом деле является покаяние в понимании святых отцов, а во второй раз – ближе к Страстной – верующим дается возможность сравнить: к чему они шли, и к чему смогли прийти за несколько недель молитвенного подвига. Стало ли их покаяние действительно такой переменой жизни, которая влечет за собою изменение и образа мышления, и поведения, и мироощущения. Покаяние, по мысли создателя Канона, не статическое самосозерцание и самобичевание, а активное делание, путешествие, в котором возможно только одно направление – вперед и вверх.
К сожалению, в условиях современного ритма, особенно в крупных городах, работающий человек не всегда имеет возможность посетить удивительные службы с пением Канона Андрея Критского. Но интернет имеется у многих, и найти этот удивительный текст не составляет особой трудности. Причем, не только в богослужебной редакции, но и в переводе на обычные литературные языки. Канон важно хоть раз в жизни вдумчиво прочесть каждому, кто так или иначе связывает себя с христианской традицией в целом и с Православием в частности. Он поистине говорит удивительные вещи.
Самая главная из них – это утверждение, что Бог всегда находится рядом, и что расстояние между Ним и человеком измеряется не земными понятиями «долга», «греховности» или «достоинства», а простой любовью, верой и надеждой на великое милосердие Создателя. На то самое милосердие, которое и падших возводит, и больных исцеляет, и грешников очищает, возвращая им первозданную красоту и величие.
Канон / Kanon
Не каноничный канон какой-то.
Пишу по памяти, которая уже стара, и в памяти осталось только одно впечатление: «Clannad — это работа над ошибками в Kanon».
Начало было многообещающим: дизайн персонажей, мистика, музыка, качество — всё это присутствует. ED очень приятный. Казалось, нашел золотую жилу, которая валяется на дороге и почему-то никто на нее не обращает внимания. Но всё-таки эта анима не просто так осталась в тени — она суть разочарование. Разочарование в том, что романтику угробили просто безбожно, везде, где это возможно и даже нереально. И смотрится это неестественно, не интригует и не вызывает к каким-то возвышенным чувствам — это просто ничем не обоснованное убийство романтики. Гг является ОЯШ, добродушным парнем, который без спросу лезет в чужие дела, чтобы помочь, чем регулярно наживает себе головняк. В ходе этих действий граница между гг и героинями стирается, но. он её никогда не переходит, и на это даже внимания не акцентируется.
Еще, помнится, там была вторая японская принцесса, которая непонятно, насколько близкая ему родственница — вроде есть какие-то намёки, но опять же этому особо внимания не уделяется, и заканчивается. лишь тем, что нам дают знать о чувствах героини, которые не имеют никакого выхода в свет.
Ну вот в чем ценность таких поворотов и развития? Как по мне — никакой. Анима явно повёрнутая вокруг чувств, но если чувства и отношения не развиваются, из этого выходит тупик, застой. Как я уже говорил выше, Кланнад — это работа над ошибками в Каноне: там отношения прошли полный цикл, вплоть до детей, что круто меняло жизнь главного героя, наблюдать за этим интересно. Стоит ли прощать Канон за такое упущение — я считаю, что нет. Посмотреть можно, но после Clannad’а едва ли зацепит.
С момента просмотра этой 13-серийной истории прошло чуть больше недели. Обычно, спустя неделю, голова уже не воспроизводит некоторые сценки и эпизоды, лица героев приобретают неосязаемые очертания, которым позавидовал бы любой мангака. С «Каноном», конечно же, произошло тоже самое, однако, прокручивая в голове эпизоды сериала, ничего попутно плохого вспомнить не получается. Спустя неделю «Канон» кажется чем-то далеким, но очень добрым и светлым, придираться и ругать это произведение нет никакого желания, хотя повод можно найти почти всегда.
История, которую сценаристы на пару с незнакомым режиссером-новоделом Ито Такамити поведали зрителю, укладывается в рамки разумного. В ее основе лежат все те же романтические отношения между мальчиками и девочками, плюс небольшой элемент мистики, изредка проявляющий себя в сериале.
Во всем обычный паренек Юйти приезжает жить в родной город, из которого он уехал семь лет назад. Поселившись у своей тетушки, он записывается на учебу в местную школу. Как и должно быть в любом кавайно-романтическом сериале, на голову Юйти падают разные девушки со своими разными проблемами, которые наш «рыцарь» с незавидным упорством решает от эпизода к эпизоду. Но, как я уже и писал выше, «Канон» не бесит, не оставляет горько привкуса, скорее наоборот. Вероятно, на руку авторам сыграли до одурения простые дизайны персонажей в стиле «супердеформация» с претензиями на гиперкавайность, а также мрачная зимняя погодка, растапливаемая теплыми сердцами все тех же героев. Во время просмотра первых эпизодов, кажется, что тебя в очередной раз надули и подсунули нечто скоропортящееся, но ближе к середине сериала идея выключить «Канон» и отослать его по обратному адресу постепенно отпадает. Более того, хочется узнать, накой черт авторы засунули в 13 серий такую гору персонажей, и что они с ними будут делать. А уже ближе к концу и вовсе прощаешь первые эпизоды, а все последующее смотришь с интересом и с ожиданием чего-то эдакого.
Так как «Канон» создан для «юнисекс» аудитории, то рекомендовать его можно независимо от пола. В первую очередь, этот сериал может быть интересен любителям романтического направления в аниме, и уже во вторую очередь всем остальным зрителям. Медлительность и романтико-меланхолические диалоги Юйти должны оттолкнуть поклонников экшна, научной фантастики и комедии.
Anime Characters Fight вики
-Впервые на ACF? Приветствуем вас! Перед началом обязательно прочтите специальную статью для новичков, которую вы сможете найти на заглавной странице.
Канон
Уровень сил: 9 | Низкий 1-S |Низкий 1-S
Классификация: Мебель | Существо высшего порядка | Часть мира Энж
Возраст: 16 лет (концептуально) | Вне концепции времени (технически)
Слабые стороны: Магия зависит от веры в неё, и напрямую в мире людей не проявляется; Наиболее силён, работая в паре с Шаннон | Скука и возможность потери воли; Зависимость от Баттлера или Беатриче | Зависимость от Энж
Разрушительный потенциал: По крайней мере уровень стены+, пробивает защиту уровня большого здания | Уровень метавселенной | Уровень метавселенной+
Диапазон: Ближний бой | Метавселенский | Метавселенский+
Прочность/защита: Уровень большого здания | Уровень метавселенной, очень сложно уничтожить полностью и окончательно | Уровень метавселенной+, неизмеримо выше в мире Энж (полностью неуязвим для всех форм атак Бернкастель )
Скорость: Вероятно высокая гиперзвуковая | Неизмеримая (вне физических концепций расстояния и времени) | Неизмеримая (качественно превосходит мета-воплощение)
Сила на подъём: Неизвестно | Неизмеримая | Неизмеримая
Сила на удар: Уровень большого здания | Уровень метавселенной | Уровень метавселенной+
Выносливость: Вероятно сверхчеловеческая | Неисчерпаемая (зависит только от воли, мыслей и определения формы)
Интеллект: Выше среднего
Боевые навыки: Высокие
Атаки, техники и способности:
Победы и Поражения:
Идентификатор: Фигура в Осколке | Мета/Золотая Земля | Город книг