Что означает капитальный ремонт трансформатора
Текущий и капитальный ремонт трансформаторов: их отличия
Эксплуатация электрооборудования предусматривает постоянную необходимость контролировать как процесс работы устройств, так и их техническое состояние. Что напрямую и вменяется балансодержателю или подрядчику п.1.6.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП). Так как трансформаторы являются основными агрегатами в системе по своей стоимости и значимости после генераторов на электростанциях, о них и пойдет речь. По части технического обслуживания и ремонтных работ выделяют две категории: текущий и капитальный ремонт трансформаторов, которые мы далее и рассмотрим более детально.
Текущий ремонт трансформаторов
Следует отметить, что перечень выполняемых работ определяется заводскими или отраслевыми инструкциями, указаниями, технологическими картами и т.д., но их положения не могут вступать в противоречие с ПТЭЭП.
Тем не менее, общими чертами для текущего ремонта трансформатора являются следующие операции:
Для тех моделей трансформаторов, которые содержат регулировочные устройства (РПН, ПБВ), необходимо осуществлять и регламентные работы на регуляторах. Сюда входят всевозможные прокрутки, опробования защит и т.д.
У трансформаторов с принудительным обдувом или другими системами принудительного охлаждения, производятся ремонты и испытания соответствующего оборудования. Для электрических двигателей проверяется состояние изоляции, в системах водного охлаждения трансформатора – герметичность.
Для большинства агрегатов, включая измерительные, производится замена или сушка имеющегося в фильтрах селикагеля. Такими же манипуляциями охватываются маслонаполненные ввода. Перед началом каждой смены выполняется осмотр этих фильтров для контроля за состоянием селикагеля в них.
Капитальный ремонт трансформаторов
Как и в вопросах текущего ремонта, основные позиции капитального также диктуются типом конкретного агрегата и его конструктивными особенностями.
Однако основными положениями для капремонта трансформаторов включают в себя:
В некоторых ситуациях, когда при ремонте электрооборудования отсутствует возможность достать ярмо электрической машины, допускается производить капитальный ремонт с внешним осмотром. Но при этом полностью должно сливаться масло из бака для обеспечения доступа к обмоткам.
Силовые агрегаты после капитального ремонта с полной или частичной заменой обмоток обязательно подвергаются принудительной сушке, невзирая на данные, полученные при испытаниях.
Отличия
Все виды работ, обязательные для выполнения предписываются п.2. Приложение 3 ПТЭЭС как для текущего, так и для капитального ремонта трансформатора. Однако между ними существуют серьезные отличия, текущий ремонт не требует вскрытия бака, в то время, как при капитальном эта процедура выполняется обязательно.
По периодичности испытаний, текущее обслуживание должно производиться ежегодно, а вот капитальный ремонт имеет другую периодичность. После ввода в работу его производят только через 12 лет, но руководствуются при этом данными испытаний, если какие-либо параметры выходят за рамки допустимых отклонений, капремонт может выполняться и раньше. Далее периодичность капремонта выполняется каждые 6 лет, если другое не устанавливается отраслевыми или местными нормативными документами.
Средний и капитальный ремонты силовых трансформаторов
С помощью среднего ремонта предупреждают опасность чрезмерного износа наиболее ответственных деталей и сборочных единиц электрооборудования или же предотвращают его аварийный выход из строя. При этом виде ремонта заменяют отдельные детали механизмов и аппаратов, восстанавливают надежность электрических соединений.
Средний ремонт выполняют по утвержденным планам силами ремонтно-ревизионных участков при участии персонала тяговых подстанций. На проведение его составляют программу и график работ с указанием всех операций, времени и условий разгерметизации трансформаторов. В состав среднего ремонта, кроме работ указанных в п. 4.2, входит:
— замена или ремонт дефектных комплектующих узлов (маслоохладителей, вводов, резиновых уплотнений, регуляторов напряжения и др.);
— проверка релейных защит и схем автоматики управления трансформатора;
— внутренний осмотр и очистка расширителя;
— очистка и покраска бака трансформатора;
— ревизия азотной или пленочной защиты масла;
— подсушка или сушка изоляции (при необходимости).
Разгерметизация активной части трансформатора при среднем ремонте производится при необходимости по результатам испытаний и измерений, указанных в п. 4.3. Эти же испытания и измерения проводят после среднего ремонта, если имела место разгерметизация.
При капитальном ремонте восстанавливают или заменяют отдельные базисные части и детали электрооборудования. К капитальному ремонту относят, например, перемотку и установку новой обмотки силового трансформатора.
Выполнение капитальных ремонтов электрооборудования связано, как правило, с необходимостью частичной или полной его разборки. В некоторых случаях при капитальных ремонтах электрооборудование модернизируют, т.е. совершенствуют конструкцию,
улучшают эксплуатационные качества, повышают надежность, ремонтопригодность. Основная цель модернизации — приближение технических параметров старого и конструктивно несовершенного электрооборудования к техническим характеристикам современных, более совершенных электрических аппаратов. Затраты времени, средств, труда и материалов на модернизацию электрооборудования должны быть оправданы теми техническими или экономическими результатами, которые достигаются после его переделки.
Капитальный ремонт трансформатора выполняют в специализированных мастерских или, в порядке исключения, на месте его установки. Предварительно на трансформатор, требующий капитального ремонта, составляют дефектную ведомость и проектно-сметную документацию, утверждаемую установленным порядком.
Показателями для вывода трансформаторов в капитальный ремонт являются:
— развивающееся повреждение, выявленное по результатам хроматографического
анализа, испытаний и измерений, неустранимое при среднем ремонте;
— аварийное повреждение, вызвавшее необходимость ремонта или замены обмоток
из-за нарушения электродинамической стойкости, виткового замыкания и т. д.
При капитальном ремонте выполняют следующие работы.
При вскрытии трансформатора и осмотре сердечника отсоединяют ошиновку (провода), сливают масло в промытую и просушенную тару; отсоединяют и снимают краном расширитель, выхлопную трубу, затем газовое реле. Проверяют отсутствие масла в радиаторах, ослабляют фланцы, удаляют болты и с помощью подъемного крана перемещают радиаторы на место, подготовленное для очистки и ремонта.
Открывают люк на крышке трансформатора и, опустившись в бак, отсоединяют отводы от вводов низкого и высокого напряжения и штанги переключателей напряжения от приводов. Застропив крышку краном, удаляют болты, снимают ее с трансформатора и укладывают на подготовленные брусья.
Подъем выемной части можно выполнять только в том случае, если температура ее не более чем на 5° С ниже окружающей среды. При низкой температуре бак трансформатора устанав-
|
ливают в помещении. В этом случае сердечник можно поднимать лишь после того, как сойдет роса по всей высоте бака, т. е. примерно через 25—35 ч. Во избежание повреждений обмоток сердечник трансформатора поднимают медленно и тщательно следят за тем, чтобы не сломать деревянные детали, крепления переключателя и отводов. Подтянутую над баком выемную часть тщательно промывают сухим трансформаторным маслом из шланга, а затем кистью. После стекания остатков масла сердечник устанавливают на шпальную клетку и тщательно осматривают.
Рис. 4.11. Расклиновка обмоток: 1—дополнительный деревянный клин; 2 — вспомогательный клин; 3 — деревянный брусок |
При осмотре особое внимание обращают на характер шлама, покрывающего выемную часть, на наружное состояние изоляции, ее цвет, упругость или хрупкость и механическую прочность. Например, если вырезанные из нескольких мест полоски электрокартона, ломаются при тупом угле сгиба, то изоляция плохая и подлежит замене. Проверяют плотность закрепления прокладок, уравнительной и ярмовой изоляции. Ослабление витков обмотки устраняют путем ее подпрессовки и расклиновки (рис. 4.11). Подпрессовывают обмотки также подтяжкой шпилек прессовочных колец, после чего резьбу шпилек и гаек накернивают по окружности в трех местах, чтобы исключить самоотворачивание.
В местах выпучивания отдельных витков накладывают бандаж из киперной ленты, а повреждение витковой изоляции устраняют наложением лакоткани. Проверяют крепление переключателей и отводов, правильность расположения изоляционных прокладок ярмовой изоляции, осматривают изоляционные цилиндры, деревянные детали, крепления отводов переключателей.
Мегаомметром измеряют изоляцию стяжных шпилек и обмоток и результаты сравнивают с предыдущими замерами. Поврежденные изолирующие втулки заменяют. После ревизии и ремонта вторично промывают выемную часть трансформатора сухим маслом.
При ремонте переключателя напряжения сначала его снимают с трансформатора, очищают от шлама, разбирают и зачищают контактные поверхности стеклянной бумагой. При значительных выгораниях поврежденные детали заменяют. Замеряют контактное давление, исходя из среднего арифметического трех измерений. При этом разброс значений не должен превышать 10 % от среднего. Замер давления производят в момент отрыва контакта, о чем судят либо по показаниям сигнальной лампы, либо по освобождению предварительно проложенного между контактами щупа или полоски бумаги толщиной не более 0,1 мм. Величина давления контактов должна соответствовать паспортным данным.
После проверки состояния контактов проверяют работу привода переключателя и приступают к снятию круговой диаграммы переключающего устройства. Обычно применяют метод сигнальных ламп.
Устанавливают переключатель на место и проверяют все соединения и пайку, а также состояние демпферных соединений выводов с изолятором. Мостом постоянного тока замеряют сопротивление контактов постоянному току во всех положениях переключателя РПН, при этом разброс значений не должен превышать 2 %, а положение привода переключателя должно соответствовать действительному положению контактов переключателя.
Ремонт бака трансформатора сводится к его очистке и завариванию трещин. Внутреннюю часть бака тщательно очищают, промывают 15—20 % раствором каустической соды и просушивают постепенным и равномерным нагревом паяльной лампы.
Места течи масла заваривают газосваркой. Качество сварных швов во многом зависит от чистоты бака, так как при попадании частиц масла при сварке образуются раковины. Кроме того, при сварочных работах соблюдают правила пожарной безопасности во избежание взрыва паров и воспламенения остатков масла в баке.
После сварки внутреннюю часть бака протирают салфетками без ворса, а затем промывают чистым сухим маслом. Присохшую грязь с крышки и наружных частей бака удаляют скребками, металлическими щетками и ветошью, смоченными в масле, затем сухой ветошью.
По окончании сварки бак полностью собранного трансформатора в течение 1-2 ч испытывают избыточным давлением столба масла высотой 1,5м над уровнем масла в расширителе. На время испытания все отверстия, связанные с баком и расширителем, герметически закрывают.
Свисающие из зазоров или вдавленные внутрь, выкрошенные или разбухшие прокладки необходимо заменить. Их изготавливают из специальной маслобензостойкой или маслоупорной резины толщиной 8 мм марки С-90 или С-14. Для этого резину размещают непосредственно на крышке, фланце и т.п. или на шаблоне. С помощью специального приспособления для резки вырезают по разметке прокладку и отверстия под болты.
Ремонт неисправных вводов выполняют при необходимести замены поврежденного и отбракованного изолятора, который при этом отсоединяют от вывода обмотки и снимают крышки. Перед установкой такого же нового изолятора основание его фланца и место установки на крышке трансформатора тщательно зачищают. Предварительно изолятор тщательно осматривают, выявляя возможные дефекты и проводя электрические испытания. Прокладку под фланец изготовляют из пластичной маслоупорной резины марки С-90.
Непосредственно перед установкой прокладку с обеих сторон, а также крышку трансформатора под фланцем и фланец изолятора покрывают тонким слоем бакелитового лака или клея БФ-4. После установки прокладки болты фланца изолятора равномерно подтягивают. Армировка и крепление не должны допускать скопления влаги.
При опускании выемной части с помощью крана после ревизии ее поднимают над баком с соблюдением тех же предосторожностей, что и при выемке. Тщательно протирают салфеткой опорные планки магнитопровода, закрепляют гайки, крепящие эти планки в трех местах и опускают выемную часть в бак. Сердечник во время опускания и установки удерживают от касания стенок бака. Мегаомметром проверяют исправность заземления, то есть наличие цепи между магнитопроводом, прессующими консолями и баком. Затем устанавливают крышку бака с вводами, после чего электромонтер с переносной лампой на 12 В опускается в бак трансформатора через люк и присоединяет отводы к вводам и штанги переключателя напряжения к приводу. После проверки присоединения снимают термосигнализатор, проверяют его, заменяют прокладку и гильзу, промывают штуцер, устанавливают обратно на место и подключают.
Расширитель, выхлопную трубу и газовое реле очищают от грязи, расширитель промывают сухим маслом, очищают от пыли медную сетку дыхательной трубки, промывают маслоуказательную трубку. Кран на маслопроводе от бака к расширителю проверяют и при необходимости ремонтируют. Затем расширитель и газовое реле поднимают на крышку бака, устанавливают новые прокладки, их фланцы, затягивают болты и подключают провода газового реле. Выхлопную трубу и заглушки протирают, проверяют их целостность, поднимают на крышку бака и устанавливают на новую прокладку, сохранив правильное положение колена трубы.
При ремонте радиаторов очищают их от пыли, грязи и потеков масла, обнаруженные трещины заваривают. Если повреждения радиаторов устранить сваркой не удается, то разрешается с помощью заплат заглушить не более четырех труб. При необходимости каждый радиатор испытывается давлением аналогично испытанию трансформатора. Затем радиаторы промывают чистым сухим маслом с помощью центрифуги или фильтр-пресса, при этой операции должен быть открыт один из фланцев. При обнаружении течи масла в радиаторном кране его снимают, перебирают и меняют сальниковую набивку из асбестового шнура, ставят на место новые прокладки, проверяют состояние пробок для выпуска воздуха, подготавливают новые прокладки, проверяют состояние пробок для выпуска воздуха, после чего отремонтированные радиаторы навешивают на болты фланцев и затягивают прокладки болтами.
Заполнение трансформатора маслом выполняют после проверки закрепления всех уплотнений трансформатора. Для этого к нижнему крану (фланцу) бака подключают шланг вагона масляного хозяйства, убеждаются, что все краны находятся в открытом положении, и включают насос. По мере заливки масла воздушные пробки в радиаторах, расширителе, выхлопной трубе и т.п. устраняют. Воздух из трансформатора должен свободно удаляться через дыхательное отверстие расширителя. Заливку прекращают, когда уровень масла достигнет примерно середины расширителя. Перекрывают кран трансформатора и отключают шланг вагона масляного хозяйства. Для заливки применяют свежее сухое масло, удовлетворяющее требованиям указанного заводом ГОСТа. Температура заливаемого в бак масла не должна превышать температуру сердечника более чем на 10° С. После заливки масла трансформатор протирают сухими салфетками. Отбор пробы масла можно брать через 10 ч после окончания его заливки.
После капитального ремонта обязательно проводят испытания трансформатора в полном объеме и оформляют протокол испытаний.
Текущий, капитальный ремонт трансформаторов: особенности и принципы выполнения работ
В каких условиях функционируют трансформаторы? – В достаточно агрессивных. Ведь комплектующие агрегата пребывают под постоянным или переменным воздействием термических, электродинамических, всевозможных механических факторов, приводящих к износу оборудования. А это значит, что необходимо с завидным постоянством выполнять ремонт трансформаторов. А он может быть плановым, текущим или капитальным.
Обязательно ремонт трансформаторов выполняют квалифицированные специалисты, имеющие допуски к обслуживанию электрического оборудования и расширенных силовых магистралей. Помните, что не допускается самообслуживание и выполнение осмотров поломок трансформатора на «русское авось». А только стоит своевременно устранять появившиеся дефекты, вызывая мастеров, чтобы упреждать нежелательные аварийные отключения. В поддержании нормальной работоспособности помогут регулярно проводимые текущие и капитальные ремонты. А когда к ним появляются показания, давайте разберемся.
Что такое текущий ремонт и когда его рекомендуют проводить?
Текущий ремонт – ремонт, который выполняется без демонтажа трансформатора, просто обеспечивается доступ к агрегату, выполняется осмотр комплектующих, без вскрытия основного блока и нарушения работы системы. Допускается снижение мощности или временная приостановка работы агрегата, когда требуется выполнить профилактический осмотр и провести незначительный ремонт. Он считается не очень трудозатратным, занимает незначительное время у персонала центра по обслуживанию электроустановок.
Какой объем работ включают в текущий ремонт и кто выполняет восстановление работоспособности агрегата
Представим, что на предприятие с большим количеством оборудования приглашается мастер с сервисного центра по обслуживанию электроустановок. Как же он будет выполнять текущий ремонт силовых трансформаторов? Первоначально он опросит собственников, узнает, какие сбои в системе возникали в последнее время.
Действительно, важно разобраться в природе жалоб, иногда пытливый ум человека может быть наблюдательным и замечать периодические и иногда достаточно редкие неполадки. Это только предвестники сбоя – мигание освещения, автоматическая остановка трансформаторной подстанции, скачки напряжения в сети, но они могут со временем спровоцировать короткое замыкание, появление опасных дефектов в магистрали.
Когда жалобы услышаны, мастер или группа специалистов приступают к наружному осмотру агрегата, оценивают визуально все комплектующие, соединения, ищут явно заметные механические повреждения, возникшие в ходе теплового или силового воздействия на магистраль.
Обычно в ходе осмотра могут быть выявлены и своевременно устранены мелкие дефекты во внешней арматуре или же в системах охлаждения трансформатора.
Еще одна техническая проблема, возникающая в процессе длительной эксплуатации, — ослабление или незначительное расшатывание навесных устройств и крепежей. На них также при наружном осмотре мастера обращают внимание, оценивают их состояние и устраняют быстро возникшие неполадки. В таком случае без ремонта трансформаторов тмг не обойтись.
Не исключено, что когда будет выполняться очередной текущий ремонт трансформатора, квалифицированные специалисты обратят внимание на крепления, подтянут их обязательно, оценят их прочность и способность дальше функционировать. Даже маленький расшатавшийся крепеж может вызвать сбои в системе, привести к быстрому износу оборудования в процессе эксплуатации, в дальнейшем создавать аварийные ситуации, угрожая безопасности обслуживающего персонала и работников цеха, офиса.
Если выполняются работы по проверке систем охлаждения, то обязательно обращают внимание на состояние ГСМ, поэтому мастера будут обязательно устранять течи масла, выполнять долив масла в специальные резервуары агрегата. Но прежде обязательно выполняется неспешная и тщательная чистка изоляторов и бака.
Сколько по времени выполняется текущий ремонт трансформаторов?
В статье озвучиваем усредненные данные, которые в большей степени срабатывают при ремонте электрооборудования всех категорий. Но увеличиваться срок ремонта может из-за возникающих пресловутых «если»:
Ну а если не все так плачевно, и имеет место быть текущему ремонту, то он обычно занимает время – сутки и двое. Все зависит от условий, «возраста» магистрали, квалификации специалиста, который был вызван на ремонт печных трансформаторов большой мощности.
Что такое капитальный ремонт трансформаторов и почему без него никак не обойтись?
Значение слова «капитальный» понятно всем, дополнительных объяснений не требует. Поэтому если после определенного срока эксплуатации потребуется капитальный ремонт тмг 630, то не затягивайте с решением этой задачи. Действуйте. Каждый день отсрочки ремонта тмг влетит в копеечку.
И если хотя бы раз в год не выполнять ремонт трансформаторов с масловодяным охлаждением, то можно дождаться снижения уровня работоспособности механизмов подсоса воздуха, а также нормальной циркуляции масла в системе. Да и герметичность системы со временем будет нарушена.
Помните! Один раз в год надо обязательно чистить и проводить профилактические запуски охладительной системы, контролировать ее функционал.
Какой объем работ предусматривает капитальный ремонт трансформаторов?
Контроль состояния термосифонных фильтров и имеющихся воздухоосушителей;
Таким образом, текущий ремонт выполняется по показаниям, а капитальный ремонт трансформаторов обязательно должен проходить планово. Хотя бы раз в год надо оценивать состояние агрегата, его взаимодействие с другими элементами энергосети.
Нормальное функционирование энергооборудования – залог безопасности.
Текущий и капитальный ремонт трансформаторов
В процессе эксплуатации отдельные части трансформатора под влиянием термических, электродинамических, механических и других воздействий постепенно теряют свои первоначальные свойства и могут прийти в негодность.
В целях своевременного обнаружения и устранения развивающихся дефектов и предупреждения аварийных отключений для трансформаторов периодически проводятся текущие и капитальные ремонты.
Текущий ремонт трансформатора производится в следующем объеме :
а) наружный осмотр и устранение обнаруженных дефектов, поддающихся устранению на месте,
б) чистка изоляторов и бака,
в) спуск грязи из расширителя, доливка в случае необходимости масла, проверка маслоуказателя,
г) проверка опускного крана и уплотнений,
д) осмотр и чистка охлаждающих устройств,
е) проверка газовой защиты,
ж) проверка целости мембраны выхлопной трубы,
з) проведение измерений и испытаний.
Для трансформаторов с регулированием напряжения под нагрузкой производятся внеочередные ремонты регулирующего устройства в соответствии с указаниями заводской инструкции в зависимости от числа произведенных переключений.
При ремонте трансформаторов с принудительным масловодяным охлаждением следует обратить особое внимание на отсутствие подсоса воздуха в систему циркуляции масла и на проверку герметичности охладителей.
Герметичность охладителей проверяется путем создания избыточного давления поочередно со стороны масляной, а затем водяной системы согласно действующим инструкциям.
Периодичность чистки и испытания охладителей зависит от местных условий (загрязнения воды, состояния охладителей) и производится не реже 1 раза в год.
При ремонте проверяется также состояние термосифонных фильтров и воздухоосушителей.
У маслонаполненных вводов трансформаторов при ремонте производятся отбор пробы масла, доливка масла, в случае необходимости — и измерение тангенса угла диэлектрических потерь (не реже 1 раза в 6 лет).
Капитальный ремонт трансформаторов
Трансформатор имеет достаточно большие запасы электрической прочности изоляции и является весьма надежным аппаратом в эксплуатации.
Трансформаторы имеют маслобарьерную изоляцию. В качестве основной твердой изоляции для трансформатора используется прессшпан. Изготовляемый до последнего времени отечественными заводами прессшпан дает с течением времени усадку, что является его существенным недостатком.
Как правило, для трансформаторов применяется жесткая система запрессовки обмотки, которая не обеспечивает автоматическую подпрессовку обмотки по мере усадки прессшпана. Поэтому после нескольких лет работы для трансформаторов предусматривается проведение капитальных ремонтов, при которых основное внимание должно быть уделено подпрессовке обмоток.
При отсутствии необходимых подъемных приспособлений капитальный ремонт допускается производить с осмотром сердечника в баке (при снятой крышке), если при этом обеспечена возможность производства подпрессовки и расклиновки обмоток.
Для ответственных трансформаторов первоначальный срок капитального ремонта после ввода в эксплуатацию установлен в 6 лет, для остальных — по результатам испытаний по мере необходимости.
Капитальный ремонт трансформатора производится в следующем объеме:
а) вскрытие трансформатора, подъем сердечника (или съемного бака) и осмотр его,
б) ремонт магиитопровода, обмоток (подпрессовка), переключателей и отводов,
в) ремонт крышки, расширителя, выхлопной трубы (проверка целости мембраны), радиаторов, термосифонного фильтра, воздухо осушителя, кранов, изоляторов,
г) ремонт охлаждающих устройств,
д) чистка и окраска бака,
е) проверка контрольно-измерительных приборов, сигнальных и защитных устройств,
ж) очистка или смена масла,
з) сушка активной части (в случае необходимости),
и) сборка трансформатора,
к) проведение измерений и испытаний.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети: