Что означает карма в древнеиндийской философии означает
Что означает карма в древнеиндийской философии
Карма в древнеиндийской философии — это закон, управляющий жизнью человека. Люди могут не знать о его существовании, однако каждое их деяние и поступок оставят существенный след в их карме. По прошествии времени накапливается положительная или отрицательная энергия, которая трансформируется и приносит отдачу.
Значение кармы в древнеиндийской философии
Индийская мудрость прошла сквозь столетия и не претерпела изменений. Она сохранилась до теперешнего времени и только совершенствовалась на протяжении всего периода своего существования. Однако до нас понятие кармы дошло в упрощенном виде, несмотря на то, что она является основой всех индийских религиозных учений. Важная роль ей отведена в 2-х главных восточных религиях — буддизме и индуизме. Каждое из этих направлений имеет собственную трактовку и правила для последователей.
Основная идея, которую доносит нам это учение, заключается в том, что необходимо сеять добро на земле, жить в мире и гармонии с собой и окружающими. Все поступки, совершенные человеком, принесут свои плоды, и за все содеянное рано или поздно придется понести расплату.
Понятие кармы в древнеиндийских религиях
В буддизме и индуизме, а также других древних религиях Востока в деталях описывается процесс накопления кармы, ее трансформация и воздействие на дальнейшую судьбу человека.
Древнеиндийские религии представляют карму как энергию, накопленную в течение этой и предыдущих жизней. Закон вечного круговорота бытия носит название сансара. Он олицетворяет перерождение души в новом теле — реинкарнацию.
Таким образом, карма накапливается за весь период существования души на земле. После смерти человека она «добавляется» к предыдущему кармическому опыту. В последующем воплощении из нее случайным образом берется отдельный фрагмент, который распределяется по всей будущей жизни человека.
Выбранная карма проявляется в виде каких-либо событий. Они называются дарами. Если преобладает позитивная энергия, то жизнь будет полной радости и счастья, благоприятных событий и впечатлений. Если же доминирует негативный опыт предыдущих жизней, то с большой долей вероятности человеку придется прожить его снова в своем воплощении.
Никогда заведомо не известно, какая карма будет взята из предыдущих воплощений, поэтому нужно стараться накопить как можно больше позитивной энергии, добрых поступков и светлых мыслей. Таким образом, человек повышает свой шанс стать счастливым и благополучным в этой и будущих жизнях.
Также подобные учения приводят к пониманию того, что людям неподвластно их прошлое. Есть та часть жизни, которую невозможно изменить, и с этим нужно смириться. Однако то, что будет происходить в будущем, напрямую зависит от того, что происходит в жизни сейчас. Это полностью определяет будущее и вектор движения.
То, что происходило в прошлом, влияет на теперешние события, однако оно не сможет повлиять на будущее. Последнее формируется текущими событиями, поэтому не стоит заострять свое внимание на негативном опыте прошлых лет, а двигаться вперед, создавая новую реальность и новую карму.
Однако в индуизме и буддизме конечной целью человека является не накопление положительной кармы, а полное избавление от нее — освобождение.
Карма в древнеиндийской философии не является неотъемлемой частью человека. Она представляет собой невидимые оковы, заставляющие человеческую душу беспрестанно вращаться в круговороте сансары, перерождаясь бесконечное множество раз.
Таким образом, только избавление от нее подарит переход на новый уровень осознанности, отрешение от проблем материального и физического плана.
Кармическое учение в буддизме
В буддизме выход из сансары называют нирваной (в индуизме — мокшей). Чтобы достичь этого состояния, необходимо отказаться от своих мирских желаний и погрузиться в духовный мир. Это подразумевает отказ от собственного эго и его устремлений во благо другим людям. Таким образом, душа с большой долей вероятности сможет вырваться из этого вечного круговорота и постигнуть высшую мудрость и счастье.
Ведь человеческий дух попадает в сансару из-за того, что он более чем это необходимо погружается в физическое пространство, отдаляясь от своего духовного истока. В связи с этим все мысли, желания и поступки начинают выстраиваться вокруг физической составляющей (основы), человек сосредотачивается на том, что видит вокруг себя. Такие действия считаются осквернением его природы, т. к. при этом душа теряет свои особенности и качества, данные ей изначально.
Нежелание следовать по пути духовного развития приводит к тому, что душа попадает в круг сансары.
Для того чтобы разорвать его, необходимо осознать ошибочность своих взглядов и посмотреть на все происходящее под другим углом.
Освободиться от сансары поможет дхарма — это набор указаний и правил, которые дают возможность обрести внутреннюю гармонию и упорядочить события и явления окружающего мира. Без этого нельзя достичь нирваны (мокши), а это приводит к тому, что душа будет вращаться в бесконечном цикле перерождений.
Понятие колеса дхармы пришло из буддистского учения. Оно включает в себя 3 составляющие — повороты. В их основе лежит принцип причинно-следственных связей. Таким образом, избавившись от причины, можно устранить ее последствия.
Согласно учению, Будда самостоятельно совершил все 3 поворота, после чего знания об этом распространились по всей земле, и у него появились последователи.
Считается, что познать всю мудрость бытия можно, только пройдя все 3 поворота, т. к. каждый из них интерпретирует происходящее только с одной стороны.
Первый поворот
Этот поворот предназначен исключительно для монахов. Они должны строго соблюдать все предписания. Результатом этого станет достижение малой нирваны. Этот этап помогает осознать природу страданий и избавиться от них.
Человек осознает, что привело к тем или иным событиям в жизни. Это дает возможность полностью или частично освободить свою душу.
Второй поворот
Этот этап называется великим, т. к. он направлен вовне — на окружающий мир и людей. Его могут освоить и простые люди, т. к. целью второго поворота является несение света и добра. Он призывает людей создавать окружающую действительность посредством благих деяний и помыслов.
Третий поворот
Третий поворот является заключительным и представляет собой высшее знание. Он позволяет осознать не только свои внутренние мотивы, но и законы, по которым живет вся Вселенная. Он раскрывает тайны человеческого сознания, дает возможность понять, как оно устроено и какими неограниченными способностями обладает.
Благодаря ему доносится мысль о том, что творцом всего на земле является разум.
Поэтому цель человека — развить свой разум и передать знания последователям, которые распространят его в дальнейшем.
Отношение к карме в современной Индии
В Индии до сих пор верят в существование кармических взаимосвязей. Тем не менее, научного обоснования или доказательства их существования до сих пор нет. Однако это не отрицает их воздействия на всех живых существ и естественный ход событий в окружающем мире.
Этим определяется и наличие каст в Индии, которое носит наследственный характер. Люди из разных сословий не могут соединить свои судьбы ни при каких обстоятельствах. Это обеспечивает нерушимость общественных устоев и предопределяет путь развития.
Индийская карма за пределами страны
Развитие древней индийской культуры привело к возникновению целостного архетипа, в основе которого лежит понятие кармы.
Это понятие распространилось далеко за пределы современной Индии. Данное учение практикуют во всем мире, однако по большей части оно было изменено и дополнено, интерпретировано с учетом особенностей отдельного народа и его ментальности.
Многие философские учения построены на кармических взаимосвязях:
Они предопределяют дальнейшее развитие событий. Этому посвящены многочисленные видео, художественные фильмы, сериалы, в которых подробно раскрывается вопрос кармического воздействия.
Карма: философия древней Индии
Восток всегда ассоциировался у европейских и западных жителей с невероятной мудростью, особенно это касается стран южной Азии.
Карма в древнеиндийской философии это своего рода основа, которая присутствует сразу во множестве религиозных учений и формирует их практически полностью. Сейчас это слово стало популярным и его значение исказилось, поэтому мы разберемся, что же представляет собой данное понятие на самом деле.
Что означает карма в древнеиндийской философии
Индия является одним из тех государств, которые пронесли через века свое историческое наследие практически в полном объеме. Конечно, в Азии достаточно большое количество стран характеризуются подобным, но именно в Индии была сохранена древняя мудрость, которая только совершенствуется с годами. Индийские учения же за все эти годы не претерпевали абсолютно никаких изменений, это еще раз подтверждает их гармоничность и правильность.
В последние годы интерес запада относительно Азии и Индии в частности возрос в несколько раз. В основном это заслуга внезапно возросшей популярности йоги. Конечно, в большинстве своем она представляет собой просто спортивную гимнастику и не имеет ничего общего с тем учением, которое носит одноименное название и практикуется в Индии. Однако, не смотря на это несоответствие, многие практикующие начинают больше интересоваться Востоком и углубляются в истинную его природу.
Слово карма также обрело популярность за последние несколько десятилетий. Как и в отношении йоги, Запад в несколько раз упростил само это понятие и ввел в свой обиход. На самом же деле карма являет собой основу практически всех религиозных учений в Индии. Особенная роль ей отводится в двух главных религиях Востока – индуизме и буддизме. Оба этих направления по-своему трактуют данный термин и устанавливают свои собственные правила для последователей.
Если говорить обобщенно, что означает понятие карма в древнеиндийской философии, то получится, что это своего рода закон, который незримо управляет человеческой жизнью. Вне зависимости от того, хотим мы того или нет, любое наше действие или поступок оставляет значимый след на карме, в последствии, когда происходит накопление ее положительной или отрицательной разновидности, карма начинает возвращать нам аналогичные плоды.
Проще говоря, творя добро для других людей, мы делаем не только их жизнь лучше, но и свою. И наоборот, когда человек создает зло, зло возвращается к нему точно также.
Карма в древнеиндийских религиях
Индуизм и буддизм составляет древний религиозный костяк не только в Индии, но и во многих других странах Азии. Именно здесь наиболее подробно описывается схема, по которой происходит накопление той или иной кармы, ее трансформация и влияние на будущую жизнь человека.
В индуизме существуют три кармические разновидности, которые превращаются друг в друга по мере жизни и смерти человека.
Да, согласно древнеиндийской философии карма это определенная энергия, которая присутствует у человека не только во время его жизни, но и после смерти, а затем и в следующей жизни. Подобный круговорот жизни и смерти называется сансарой и подразумевает постоянное перерождение человеческой души в новом теле. При этом происходит сохранение той кармы, которая была накоплена за все время духовного существования и в периоды жизни на Земле. Сначала она накапливается, затем, когда физическая оболочка человека умирает, добавляется к прошлому уже накопленному.
Из этой смеси случайным образом забирается небольшой объем кармы, которая также случайным образом распределяется по будущей жизни души в новой оболочке и остается в ней в виде каких-то событий, или как их еще называют – даров. Эти кармические проявления напрямую зависят от того, какая именно энергия была взята случайным образом из накопленного запаса – положительная или отрицательная. Если первая, то жизнь будет наполнена наслаждениями, счастьем и так далее, если же вторая, то это обычно влечет за собой болезни, нищету и неблагополучие.
Никто не может спрогнозировать какая именно карма будет взята для распределения по будущей жизни.
Именно поэтому следует стараться сделать так, чтобы процент положительной энергии был значительно выше, тогда и шанс того, что она попадет в будущую жизнь, возрастет.
В буддизме дела обстоят несколько иначе. Вообще, обычно карма в индийской философии это чаще всего именно буддийское понятие. Здесь нет столь сложной градации, и кармическое понятие имеет всего две разновидности, которые характеризуются временем их образования – прошлым и настоящим. В первом случае человек ничего поменять уже не может, это конечно остается довольно таки значительным опытом для каждого, поскольку оглядываясь назад мы понимаем где ошиблись.
Но на этой части заострять свое внимание не стоит, а следует полностью сосредоточиться на настоящем. Дело в том, что именно реальный момент является определяющим, в понимании буддизма. Наши действия в прошлом провоцируют те или иные события сейчас, но они незначимы, нынешние же выборы, которые мы делаем, полностью определяют наше будущее. Причем это касается не только жизни после перерождения, но и той жизни, которую мы проживаем в данном теле.
Прочитав все это, может показаться, что целью любого человека является получение положительной кармы и ее накопление, на самом же деле это совсем не так. Дело в том, что высшая цель, что в буддизме, что в индуизме – полное освобождение.
Карма в Индии не часть человека, это невидимые духовные оковы, которые заставляют его душу бесконечно вращаться в цикле сансары и перерождаться бесчисленное множество раз.
Только избавившись от нее полностью становится возможен переход на новый уровень сознания и отрешение от материальных и физических проблем.
Буддийское кармическое учение
В индуизме выход из сансары имеет название мокша, в буддизме же это понятие именуется как нирвана. Но как его достичь? Мнение древнеиндийских религиозных на этот счет немного отличается, однако суть остается примерно одинаковой. Разрушают саму кармическую суть поступки, которые делаются, не основываясь на каких-либо желаниях человека.
Это означает, что полная отрешенность от собственного эго является ключом к достижению нирваны, а если взять за основу счастье других людей, а не себя и поставить данное правило во главу своей жизни, то это обеспечит освобождение души с большой долей вероятности.
К слову, само попадание в сансару связано с тем, что человек слишком углубляется в мир физический. Его не заботит духовное развитие, он сосредоточен сугубо на окружающей его действительности и все его желания и мысли связаны только с этим. Данный процесс также называют осквернением, поскольку душа человека уже не имеет тех свойств, которые были характерны для нее ранее.
Духовная слепота и нежелание заглянуть внутрь себя – все это и является причиной, почему многие души бесконечно вращаются в цикле сансары.
Чтобы же вырваться из этой ловушки достаточно осознать неправильность своих взглядов, а также научиться рассматривать мир и себя с абсолютно другой более сложной стороны.
Лучше понять, как именно можно освободить свой дух из сансары, поможет такое понятие как дхарма. Этот своего рода набор правил и указаний способствует не только поддержанию гармонии внутри себя, но и создает упорядоченность во всем мире. Без соблюдения всех дхармических предписаний невозможно достижение нирваны или мокши, а душа в таком случае будет обречена вращаться в цикле сансары бесконечное количество раз.
Понятие кармы в Индии, а также освобождение от нее очень плотно связывают с колесом дхармы из буддийского учения. Оно имеет три разновидности, которые также называются поворотами. В основе всех трех поворотов лежит следующий принцип: так как у каждого страдания имеется причина, то следует избавить человека от нее, после чего последует избавление и от самого страдания.
Специфика названия связана с тем, что как утверждается, Будда изначально совершил по одному повороту каждого вида, а затем колеса знания сами стали распространяться по территории, как бы перекатываясь от одного последователя к другому. Каждая разновидность поворота подходит только определенной группе людей, поэтому для каждого человека подбор производится индивидуально.
Следует отметить, что практически полную картину учения увидит лишь тот, кто познает все три поворота, поскольку каждый из них имеет недосказанность и трактует те или иные события и явления достаточно однобоко.
Первый поворот
Эта часть учения предназначается сугубо для монахов, которые должны в точности исполнять все указания, описанные в ней. В конечном итоге человек достигает малой нирваны, либо же полного освобождения. Обычно этот поворот предоставляется тем людям, которые пытаются понять природу появления страданий, а также хотят избавиться от них.
Первый поворот дает подробное описание того, как происходит то или иное событие и что является причиной его возникновения. Когда монах принимает эту информацию и усваивает ее, наступает освобождение полное или же частичное.
Второй поворот
Этот поворот также довольно часто именуется великим, поскольку в отличие от первого имеет заметную направленность на других людей, а не столько на себя. Данный поворот преподается не только монахам, но и мирянам, ведь цель его – распространение света и учения. Человек начинает сострадать не только к людям, но и ко всем существам мира. Именно поэтому доступ к данному повороту предоставляется тем людям, которые чувствуют необходимость помогать окружающим и делать добро для них.
Великий путь по-настоящему впечатляет и основывается на столь светлых мотивах, что делает его одним из самых почитаемых в буддийском учении.
Третий поворот
Данный поворот является своего рода высшим знанием, которое доступно только для тех, кто готов принять истинную природу мироздания. Вся информация, предоставляемая в нем, связана с тем, как устроено сознание человека и то, на что оно способно. Именно разум является творцом всего сущего, поэтому цель этого поворота – полное его развитие и передача этого знания другим людям, дабы распространить тот свет, что оно несет.
Данный этап дает наиболее полную информацию, как о самой сути человека, так и об окружающем его мире. Если предыдущие два поворота требуют некоторых пояснений и дополнений, а также кажутся на первый взгляд неполными, то третий создает впечатление стопроцентной законченности и после него не остается абсолютно никаких вопросов.
Как вы, наверное, поняли, карма в древнеиндийской философии это не просто набор положительных и отрицательных поступков. Это, прежде всего, строгая система, которая выступает в роли основы для многих религиозных учений и имеет целый ряд регулирующих ее законов. Кроме того, с кармой связано большое количество понятий, без которых невозможно качественное познание самой сути человека и его сознания, как духовного, так и физического.
КАРМА
КАРМА (санскр. karman – действие, деяние, жертвоприношение, жребий) – 1) одно из центральных понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования: богов, людей, животных, насекомых и т.п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т.д.). Доктрина кармы предполагает, во-первых, морально окрашенную оценку поступков человека (дхарма [ДХАРМА], адхарма [АДХАРМА]),во-вторых, утверждение причинно-следственной связи между деяниями существ в прошлом, настоящем и будущем и, в-третьих, веру в перерождение души, которая приводит к превращению земного мира в место нравственного возмездия и к развитию идеи морального воздаяния в других мирах (см. Лока [ЛОКА]). Именно с помощью кармы индийцы объясняют иерархическое устройство космоса и неравенство в нем разных классов живых существ.
Поскольку многие поступки человека, рассматриваемые как причина его теперешнего положения, совершены им в прошлой жизни, о которой он не помнит, ответственность за них носит неизбежно абстрактный и пассивный характер (как, напр., ответственность за преступление, совершенное в состоянии беспамятства). В этом случае карма воспринимается как судьба, рок. Вместе с тем, поскольку в настоящем существовании человек волен сознательно совершать поступки, которые станут отправными моментами его будущей жизни, карма неразрывно связана с свободой воли и этим отличается от фаталистического взгляда на мир. Кульминационным проявлением этой свободы является возможность полного освобождения от перерождений и действия закона кармы (мокша [МОКША], нирвана [НИРВАНА]).
Т.о. в центре доктрины кармы – нравственная активность человека, что отличает карму от божественного провидения (в индийских религиях боги, как и люди, подчинены действию закона кармы). В популярных версиях индуизма [ИНДУИЗМ]и буддизма [БУДДИЗМ]развивается идея о возможности передачи религиозных заслуг (от сына к отцу, от монаха к мирянину, от божества к верующему). Однако в философских традициях этих религий преобладает убеждение, что каждый человек должен «избывать» свою собственную карму.
Идея кармы в том или ином виде принимается большинством религиозно-философских школ Индии. Предполагается, что она сформировалась в неарийских регионах долины Ганга и почти одновременно попала в сферу религиозных исканий джайнизма [ДЖАЙНИЗМ],буддизма и брахманизма. В вопросе о моральной силе кармы брахманы и шраманы разделились на криявадинов и акриявадинов (соответственно, сторонников и противников идеи моральной причинности). Среди последних выделяются фаталисты (адживика [АДЖИВИКА]),окказионалисты (ядриччха-вада [ЯДРИЧЧХА-ВАДА]),теисты (см. Ишвара-вада [ИШВАРА-ВАДА]),а также квази-детерминисты, сторонники свабхава-вады [СВАБХАВА-ВАДА],с точки зрения которых, причиной всего является собственная природа вещей.
Самыми крайними криявадинами были, безусловно, джайны. Они трактуют карму наивно материалистически как род вещества, которое «прилипает» к чистой по своей природе душе (джива [ДЖИВА])и, держа ее в «связанном» состоянии, мешает достичь освобождения (мокша). Джайны скрупулезно классифицируют разновидности этого вещества (8 видов) и в качестве «противоядия» предлагают разные формы аскетического «подавления» действия.
Буддисты, тоже причисляя себя к сторонникам криявады, не разделяют тотального детерминизма джайнов, полагая, что далеко не все в человеке определяется кармой. Так в диалоге с Шивакой Будда перечисляет «некармические» факторы – флегму, ветер, гуморы, времена года, а также «внутренние обстоятельства», случайность и созревание прошлой кармы («Самьютта-никая» II.214 и далее). С точки зрения Будды, кармичны только те поступки, которые совершены сознательно, т.е. главное ударение делается не на самом действии, а на его мотивах (четана). Бессознательные действия являются результатом прошлой кармы. Однако и она тоже «срабатывает» не автоматически, а в зависимости от условий своего «созревания».
Поскольку буддисты заменяют душу (см. Анатма-вада [АНАТМА-ВАДА])агрегатом постоянно меняющихся психофизических элементов (дхарм), возникает вопрос о субъекте кармического воздаяния и перерождения. Буддийские авторы ссылаются на аналогию с пламенем, которое, меняясь каждое мгновение, остается тем же самым. В некоторых текстах появляется описание промежуточного психического агрегата, который признается самостоятельным существом (Васубандху [ВАСУБАНДХУ]наделил это существо психологией пола и объяснил его возвращение в мир сансары [САНСАРА]похотью и ненавистью к родителям). На основе этих представлений в тантристском буддизме возникает теория посмертных странствий промежуточного существа. В махаяне сила кармы проявляется в создании «образцов привычек» (васана) и «семян» (биджа), которые «актуализируются» (при соответствующих условиях) в настоящем и будущем существовании индивида. Все кармические «семена» махаянская школа йогачара помещает в особый резервуар, называемый алаявиджняна [АЛАЯВИДЖНЯНА](«сокровищница сознания»). В буддизме махаяны возникает идея общей (родовой) кармы в отличие от кармы индивидуальной.
Если антиведийские школы (астика) отрицали действенность ритуалов, то в ведийской литературе (особенно брахманах) карма понимается гл.о. как жертвоприношение, ритуальное действие, приносящее материальные блага или достижение небес. Развитие идеи кармы как передачи религиозных заслуг достигает кульминации в учении упанишад о «пути предков», которым следует душа, поддерживаемая поминальными обрядами. Ростки новой тенденции в толковании кармы связаны с другой альтернативой посмертного существования – «путем богов», служащим вознаграждением за исполнение «внутренних» обрядов (медитации). Именно последнее становится стимулом для идеи индивидуальной кармы, получившей развитие в религиозно-философских школах индуизма. В трактовке кармы в мимансе делается ударение на ритуальном действии, предписанном Ведами. Чтобы объяснить, каким образом исполнение ритуала здесь и сейчас может привести к желаемым результатам (напр., достижению небес) лишь в отдаленном будущем, вводится понятие апурвы [АПУРВА] – особой силы, аккумулируемой ритуальным действием и порождающей следствие через длительное время. Ньяя-вайшешика толкует механизм кармы с помощью понятия адришты – невидимой силы, состоящей из дхармы и адхармы (качеств души) и отвечающей за перерождение.
Согласно санкхье, карма создается только действием пракрити [ПРАКРИТИ], пуруша [ПУРУША]же, подобно атману [АТМАН]веданты, в действительности, не перерождается и не освобождается. Психологические аспекты кармы разрабатываются в йоге Патанджали, где она определяется как психический «след» (васана), «записанный» каким-либо действием или мыслью индивида и создающий предрасположенность к такому же действию в будущем. Суммой кармических «следов» объясняется бессознательное в психике человека – сновидения, иллюзии, аффекты.
Хотя для большинства религиозно-философских школ Индии высшей ценностью было освобождение от действия закона кармы и прекращение перерождений (нивритти), широкое распространение получили представления о достаточности простого «улучшения» кармы. В их рамках, как правило, развивались идеи кармической действенности ритуала и поклонения личному Богу (Ишваре);
2) в более специальном смысле карма означает: а) объект действия – один из факторов реализации действия в грамматике (см. Караки [КАРАКИ])и б) механическое движение – в вайшешике. Вайшешика сделала конкретные наблюдаемые движения предметом специального теоретического анализа, создав первую в Индии механистическую концепцию движения. Общефилософской рамкой интерпретации движения служит в этой школе система категорий, в которой движение выступает как один из шести факторов реальности (см. Падартха [ПАДАРТХА]). Отсюда и вай-шецшковская «анкета» для изучения движения: отношение движения и субстанции, движения и качества, движения и пространства и т.п. В «Вайшешика-сутрах» движение делится на пять классов: бросание вверх, бросание вниз, сжатие, расширение и хождение. В классификации Прашастапады [ПРАШАСТАПАДА]различаются движения с участием сознания (частей тела человека и предметов, связанных с ними, напр., движение пестика в ступе) и бессознательные движения четырех стихий (см. Бхуты [БХУТЫ])и манаса. Первым свойственен принцип сознательной мотивации, определяющей меру усилия человека, а также временные и пространственные координаты движения (продолжительность и направление). К специфическим движениям в стихиях относится падение (для земли), течение (для воды), дыхание (для ветра). Движение огня, манаса и ряда других вещей объясняется действием адришт [АДРИШТА](невидимых причин). Всякий процесс движения состоит, по вайшешике, из дискретных моментов, в каждый из которых предмет разъединяется с одной точкой пространства и соединяется с другой, после чего движение прекращается. Чтобы начался новый момент этого процесса, требуется внешний толчок; при отсутствии его движение продолжается благодаря санскаре – особой способности тел сохранять свои предшествующие состояния (аналог понятия инерции). Одна из форм санскары – вега (скорость), другая – стхитистхапака (эластичность).
Литература:
1. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986;
2. Karma and Rebirth in Classical Indian Tradition, ed. W. D. O’Flaherty. Berkely etc., 1980.