Что означает когда ребенок рисует дом

Скажите что значит когда ребёнок (5лет) постоянно рисует дома, маленькие, большие, даже обстановку внутри дома?

Возможна отдельная интерпретация рисунка дома. Так если дом рисует ребенок, то рисунок может отражать отношение к родителям, братьям, сестрам. Важны детали дома, так дети младше 8 лет обычно рисуют трубу вертикально по отношению к наклонной плоскости крыши, это говорит о том, что ребенок перешагнул важный порог в своем когнитивном развитии. Взрослый человек рисуя дом, может проецировать свои семейные отношения с мужем/женой.

Но более полная, точная интерпретация возможна после учета всех деталей трех рисунков, а также сравнения результатов других методик, истории болезни.

Расшифровка символов и знаков (основные)

# Основные (норма) – по крайней мере одни двери, одно окно, одна стена, крыша и труба.

# Дополнительные (кусты, цветы, тропинка и т. д. ) – необходимость дополнительного упорядочения окружающего пространства, которая иногда связана с отсутствием чувства безопасности или желанием контролировать межличностные конфликты.

2. Труба – символ теплых, интимных отношений; иногда может быть связана с фаллической символикой.

# Отсутствие трубы – нет тепла в психической сфере или наличие конфликтов с важным человеком мужского пола.

# Слишком большая труба – слишком преувеличена сексуальная сфера, также возможны эксгибиционистские тенденции.

# Много дыма – говорит о внутреннем напряжении.

# У основания дома, без лестницы – недоступность в интерперсональных контактах.

# Отсутствие двери – крайние трудности в контактах с другими людьми.

# Открытые двери – сильная необходимость в получении тепла от внешнего мира.

# Очень большие двери – чрезмерная зависимость от других.

# С замком или с завесами – дефенсивность, т. е. защитная позиция.

4. Забор вокруг дома – необходимость эмоциональной защиты.

5. Водосточный желоб – подозрительность.

# Плоская (одна линия между двумя стенами) – отсутствие воображения или эмоциональная заторможенность.

# Очень большая крыша – поиск удовлетворения в фантазиях.

# Открытые ставни – способность приспосабливаться в интерперсональных контактах.

# Очень длинная тропинка – ограниченная доступность.

# Узкая тропинка около дома, широкая на другом конце – личность поверхностно дружелюбная.

9. Стены (их солидность) – непосредственно связаны с силой Эго.

# Нет окон – враждебность, бегство.

# Только на первом этаже – разрыв между реальностью и фантазией.

# С форточками – резерв, самоконтроль.

# Без штор – открытое, непосредственное поведение.

Так же расположение рисунка на листе необходимо учитывать при интерпретации:

# Рисунок, прилегающий к нижней границе листа – отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни.

# Дом, представленный в перспективе, вид снизу – отрицание дома или чувство того, что достижение желаемой ситуации дома невозможно.

# Дом в перспективе, вид сверху – отрицание домашней ситуации.

Источник

Что говорит Дом, нарисованный ребенком

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Интерпретация рисунка, нарисованного ребенком, позволяет оценить степень вписанности Автора в общество. В своих рисунках дети затрагивают аспекты взаимодействия, коммуникации, сотрудничества, межгруппового соперничества, общественные, социальные и спортивные игры и мероприятия. Бессознательное ребенка присутствует в формах и цвете. На это следует обращать внимание, анализируя элементы «Дома-бога», «общественного» или «маленького» дома.

Кроме того, важны ответы ребенка на вопросы во время беседы после рисования. Значимым является и то что он говорит по собственной инициативе. Еще более интересным является ответ на вопрос о собственном размещении Автора на картине им нарисованной, какое место им выбирается как «свое» и почему. Рассказывая об этом ребенок формирует основу для внутреннего согласия, взаимопонимания с Другими и внешним миром.

Когда дети способны рисовать?

Дети способны рисовать в той мере, в какой они свободны от воздействия тормозящих механизмов, работа которых парализует спонтанный порыв Автора. Свободный рисунок — это выражение и проявление внутренней жизни. Через графический образ Субъект выражает свои затруднения в коммуникации с окружающим миром. Рисунок оголяет актуальные внутренние конфликты Автора и его «психологический климат». Рисунок выполняет функцию моментального снимка аффективного состояния Автора.

Рисуя ребенок не осознанно творит символический автопортрет. При этом Автор позволяет заинтересованному зрителю видеть чувства Субъекта, направленные на себя, Другого и окружающий его мир. То, что рисует малыш — это его собственная проекция на «холст» мира.

Рисунок, нарисованный ребенком насыщен актуальными, переживаемыми в эту минуту эмоциями, особенно если рисунок исполнен на свободную тему и спонтанно. Рисунок, нарисованный ребенком, не содержит случайных элементов, в нем все необходимо и существенно. Вся палитра смыслов рисунка не подвластна осознанному пониманию пусть и заинтересованным зрителем.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Но чаще других на рисунках малышей можно встретить изображение Дома.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

В своем рисунке Дома и его окружения, маленький художник предоставляет возможность увидеть символическое выражение образа тела в его характерных и эмоционально наполненных состояниях на момент создания картины. В ходе последующего комментария рисунка Автор, под действием неосознаваемого внутреннего стремления, описывает эмоциональное наполнение своего отношения к персонажам изображения. Это еще один способ, позволяю­щий дать выход актуальным для малыша аффектам, которые Автор изоб­разив на рисунке «оживил» своей речью.

Что нужно видеть в рисунке?

Визуальный образ Дома, созданный ребенком, представляется возможным рассматривать в роли презентации символического чувства базовой безопасности ребенка, с учетом теперешнего взаимодействия с окружающим миром. Внешний мир состоит в том числе из: Других людей, Звезд, Солнца, Земли, представителей Флоры и Фауны, а также элементов инфраструктуры (тропинки, дороги, строения и т.д.).

Ребенок растет, природный интерес к познанию заставляет малыша расширять ареол проводимых исследований, в рамках которого он использует новые телесные и моторные возможности. Образ базовой безопасности все больше наполняется чувственными элементами, которые не доступны Другим и являются результатом взаимодействия сенсорики ребенка с окружающим миром, и Другими, как частью этого мира.

Понимание рисунка ребенка позволяет ощутить ритмы движений, используемые для изображения фигур, фактуру заполнения фона при закрашивании. Это позволяет определить, какому уровню развития соответствует структура личности ребенка. Важен не рисунок в качестве образного материала, а то, как представлены фоновые компоненты, что действительно выявляет бессознательный образ тела.

Когда ребенок начинает понимать, что Мама часть своей любви отдает Папе, что у взрослых тоже есть родители, которые любят своих взрослых детей, рисунок мальчика и девочки восьми-девяти лет выглядят все еще наивно, но теряет характерные изобразительные элементы и детским его назвать достаточно сложно.

Бессознательный образ тела и схема тела?

Образ тела — то представление о теле, которое создается в межличностных отношениях, оставаясь при этом полностью за пределами осознаваемого. То есть, образ тела – это бессознательное представление о теле. Образ тела формируется в большей степени как результат «работы» коммуникативного аспекта с Другим и складывается, посредством речи в отношениях с Другим, непрерывно развивается в ходе истории Субъекта.

Схема тела, страдающего физическими недугами и здоровый бессознательный образ тела способны сосуществовать в одном и том же субъекте. Бессознательный образ тела носит языковой характер, тогда как схема тела — ре­зультат накопления опыта ребенка в его пространственно-временной реальности.

Рисунок Дома, сделанный ребенком, содержит аллегорическое представление содержания коммуникаций со своим телом, с близкими Другими и окружающим миром. Рисунок, как форма представления аллегории, бесконфликтно проходит тестирование бессознательными этическими нормами Автора. Интерпретация Дома, как детское изображение собственного тела на рисунке, иногда позволяет гипотетически утверждать, что для некоторых детей обладать властью — значит стать ее рабом.

Как ребенок рисует?

Ребенку говорят: «Сделай красивый рисунок своего Дома, который тебе доставит удовольствие». Малыш садится, берет лист бумаги, инструмент для нанесения штрихов и линий на бумагу. И начинает наносить штрихи и линии.

Какие Дома рисуют дети?

Маленький дом у совсем маленького Автора. Он рисует миниатюрный дом, с одной дверью и одним круглым окошком.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Дом побольше, квадратный или прямоугольный по форме, с треугольной крышей. Франсуаза Дольто называла такой Дом – «Дом-бога». Рассматривая такой Дом как символ формы, проходящей эволюцию в соответствии с означающими изменениями, можно заметить его характерную модификацию:

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Дом, увеличившись станет звонницей, или съежившись будет будкой для собачки. Так рисуют дети, которые:

— еще ощущают себя властелином взрослого,

— только начинающие понимать, что зависят от Папы и Мамы, но не совсем с этим согласны,

— не открыли общества взрослых, у которых есть свои отцы и матери.

Бывает так, что в возрасте, когда «надо» рисовать «общественный» Дом дети могут изображать «Дом-бога». В таком феномене просматривается стремление «законсервироваться» или быть подвластным взрослому, который царствует над «обитателем Дома», так как обладает магическими правами.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

«Общественный» дом может приобрести символические черты крепости, прямоугольник вертикальной ориентации, с амбразурами, замковыми зубцами, башенками и без трапециевидной крыши. Пропорции напоминают Дом-бога без треугольной крыши и с прорезями амбразур. Автор такого рисунка находится в стадии организации своей защиты и символизирует защитный образ тела.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Рассмотрим некоторые модификации описанных выше Домов и проинтерпретируем их. Окна и их количество характеризуют особенности сенсорной коммуникации Автора.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Если Дом с открытыми ставнями, шторами или занавесками, то, Автор гармоничен в отношениях с самим собой и толерантно воспринимает влияние внешнего мира.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Изображаемые на Доме трубы могут дымить или не дымить. Зачастую дети дым из трубы ассоциирую с тем, что дом так думает, а содержание его мыслей зависит от цвета дыма.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Дороги на рисунках ведут: в лес, в непролазную чащу, в магазин, к другому дому, в город, и в никуда.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Встречаются изображения дорог, являющихся символом интроверсии – они начинаются у Дома, запутанно петляют, расходясь по сторонам и встречаются над крышей Дома, замыкаясь на себе.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Дороги на рисунках детей могут быть безжизненными, напоминать аттракцион выживания с завалами, полные препятствий.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

«Общественный» дом с прозрачными стенами позволяет видеть сквозь стены, обстановку внутри Дома и членов семьи Автора, которые занимаются обыденными делами в контексте запросов повседневной жизни.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом
Дети могут на рисунках изображать укрепленные дома, используя при этом самые фантастические технологии, как изнутри, так и снаружи. При этом дети могут помещать дом внутрь горы или холма.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом
Присутствие небесных объектов (Солнце, небо, звезды, облака) на рисунке Дома позволяет утверждать, что Автор обуреваемый желанием сказать, что-то значимое и важное, но не решается этого сделать.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Флора (трава, деревья) и Фауна (представители животного мира, домашние и дикие, млекопитающие, птицы, змеи, улитки, речные рыбы) раскрывают алле­горию актуальной экзистенции ребенка в мире или вносят в нее эле­менты драматизма.

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Полагаю, что никто из французских психоаналитиков не пользовался такой популярностью, как Франсуаза Дольто. В течение пяти лет она вела передачи по французскому радио: беседовала со слушателями и отвечала на их вопросы. Влияние Дольто на умы родителей достигло такой силы, что возникла тревога по поводу утраты возможности любого другого, не психоаналитического, взгляда на ребенка. В 1992 году в «Le Nouvel Observateur» появилась статья под названием: «А не сжечь ли Дольто?». Как Жанну Д’Арк. Устойчивое желание людей сжигать креативных женщин.

Источник

«Я рисую дом и дерево». Психодиагностика детского рисунка

Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть фото Что означает когда ребенок рисует дом. Смотреть картинку Что означает когда ребенок рисует дом. Картинка про Что означает когда ребенок рисует дом. Фото Что означает когда ребенок рисует дом

Предложите своему ребенку нарисовать дом, дерево и человека в полный рост, занятого каким-либо делом.

На вопросы ребенка (Как мне рисовать дом? Сколько у дома бывает окон? Какие листья у дерева? и т.п.) не стоит отвечать. Постарайтесь объяснить ему, что очень важно, чтобы он рисовал без чьей-либо помощи. Не стоит также говорить ему: «Вспомни, какой дом у нас на даче» или «Нарисуй бабушку в огороде». Ребенок должен сам решить, как и кого он будет рисовать. Постарайтесь настроить его на серьезный лад чтобы он не рисовал карикатур. В то время как ребенок будет занят работой над рисунком, Вам следует записывать вопросы и комментарии ребенка, время выполнения рисунка и другие важные моменты.

По окончании работы побеседуйте с ребенком, используя следующие вопросы:

После этого можно перейти к интерпретации рисунка. По мнению Р. Бернса, если привести рисунок в действие, то можно увидеть то. Что действительно происходит в жизни ребенка.

Если ребенок первым рисует дерево, которое является символом жизненной энергии, то для него она необходима в большей степени, чем все остальное. Если же первым нарисован дом то на первое место он ставит безопасность и успех.

Характеристики дерева

а) Дерево на рисунке занимает значительное место, то в таком случае Ваш ребенок обладает огромной энергией и у него позитивный подход к жизни. Толщина ствола и веток нарисованного дерева указывает на то, насколько велико у ребенка стремление к жизни;

б) Дерево склонилось к дому под порывом ветра, это указывает на стремление ребенка к безопасности и покою в домашней обстановке, а также может означать замкнутость на прошлом;

в) Ветки дерева направлены вниз, это значит, что у ребенка накопилось много нерешенных проблем, которые его беспокоят. При депрессивном состоянии или замкнутости на прошлом ребенок чаще всего рисует иву;

г) Ветки дерева на рисунке направлены вверх и дерево прочно стоит на земле: перед Вами уверенная личность, которая стремится вперед;

д) Ветки направлены наружу: у ребенка есть желание оказывать помощь другим;

е) Со стороны дома у дерева большое количество веток в зелени: ребенок зачастую уделяет много внимания одному аспекту жизни, забывая при этом о существовании других;

ж) На стороне, противоположной от дома, большое количество веток и зелени, значит, ребенок направляет всю свою энергию для своего роста, не принимая во внимание семейные и домашние ценности.

Характеристики дома

Дом может выглядеть на детском рисунке на детском рисунке по-разному: большой многоэтажный, дачный домик, дом в деревне, ветхая хижина или даже тюрьма. Человек внутри дома означает, что ребенок находится или нуждается в защите. Если на рисунке дом занимает значительное место, то у ребенка велико стремление к достижению материальных благ.

Труба

Если ребенок уделяет большое внимание трубе, то это значит, что он озабочен психологической атмосферой в доме. Кроме того, это может также означать мужественность, силу, а также творческое начало.

Крыша

Если ребенка беспокоит чувство вины или сильное суперэго, то на его рисунке крыша будет остроконечной. Тщательным образом нарисованная крыша свидетельствует о том, что ребенку не удается держать под контролем мир фантазии.

Если на рисунке окна отсутствуют, то ребенок замкнут. Много окон свидетельствует об активности, открытости и хорошем контакте с окружающими. Занавески подразумевают озабоченность красотой и стремление сохранять дистанцию в общении. Если окна маленькие, то это указывает на то, что ребенок стеснителен и психологически недоступен.

Дверь

Отсутствие двери на рисунке свидетельствует о психологической недоступности. Если ребенок стеснителен, то дверь он будет рисовать маленьких размеров. Дверь, которая расположена сбоку, означает бегство.

Ступеньки и дорожки

Если они нарисованы в традиционном стиле, то у ребенка велико желание социальной активности. О конфликтности и недоступности может идти речь, если ступеньки на рисунке ведут к чистой стене. Ровные дорожки означают то, что ребенок держит свое поведение под контролем, а также то, что ему присуще чувство такта. Чувство дистанции в общении подразумевают длинные дорожки.

Для того чтобы понять рисунок человека, Вам следует обратиться к интерпретации в тесте «Я рисую человека».

Если ребенок рисует только себя, то это значит, что ему удается контролировать свою жизнь. При наличии на рисунке еще кого-либо можно сказать, что этот другой человек является движущей силой в жизни ребенка.

«Я рисую человека»

Предложите своему ребенку нарисовать человека. Постарайтесь не вмешиваться в творческий процесс, ведь Вы в данном случае хотите исследовать индивидуальные особенности личности ребенка. Если он просит Вас помочь нарисовать какую — либо часть тела, ссылаясь на то, что у него не получается, то Вы должны дать ему возможность сделать работу самостоятельно. На его вопросы не давайте прямых ответов. Однако постарайтесь записать все вопросы, реплики Вашего ребенка, чтобы затем проанализировать их. Берутся во внимании также стирания, дополнения и время, которое затратил Ваш ребенок на рисунок. Следует учитывать также то обстоятельство что, поскольку изучается личность, которая находится в процессе становления, то, чем младше ребенок, тем более ограничены возможности суждения о его личности.

Когда рисунок будет готов, поинтересуйтесь у ребенка, не хочет ли он что — либо добавить. Убедившись, что работа окончена, побеседуйте с ним. Пусть он расскажет Вам: кого он нарисовал, каким является этот человек по характеру, где он находится, куда направляется, чем он занимается и т.п. После этого можно будет заняться интерпретаций рисунка, используя следующий план:

1. Кого нарисовал ребенок. Как правило, он рисует человека того пола, к которому принадлежит сам, что является признаком нормальной идентификации. При его нарушении ребенок рисует либо бесполое существо, либо представителя противоположенного пола.

2. Действия изображенного человека. Фигура человека может быть нарисована ребенком в различных положениях. Если изображенный на рисунке человек смотрит влево, то это может свидетельствовать о том, что ребенок обращен в прошлое, которое, как ему кажется, было более благоприятным для него, чем настоящее. Если нарисованная фигура смотрит вправо, то это — обращенность к настоящему, которое находится в соответствии с представлениями ребенка о жизни. Если голова представлена в профиль, а тело анфас, это говорит о тревожности, которая вызвана социальным окружением, и потребности в общении. О стремлении убежать, скрыться свидетельствует бегущий человек. Уравновешенность в характере ребенка — легко и размеренно шагающий человек. О склонности к интроверсии может свидетельствовать рисунок в профиль. Фигура человека со спины говорит о глубокой интроверсии.

3. Расположение фигуры человека на листе бумаги, ее пропорциональность и особенности изображения частей тела. Если человек изображен в центре, то это является признаком нормальной, уверенной в себе личности, которая чувствует себя в безопасности. В верхней части листа — высокий уровень надежд, нереальный уровень оптимизма, завышенная самооценка. В нижней части листа — депрессивное состояние, незащищенность, заниженная самооценка. Если рисунок изображен на краю листа, то это свидетельствует о неуверенности, боязни принятия самостоятельных решений, потребности в поддержке.

Голова является символом интеллекта, воображения. С самого раннего возраста ребенок понимает, что голова — важная часть тела человека. Если на рисунке у человека отсутствует лоб, то это значит, что ребенок не обращает внимания на умственную сферу. О соотношении духовного и физического в ребенке свидетельствуют пропорции головы и туловища. Если у нарисованного человека маленькая голова, то это может означать, что ребенок находится на низком уровне умственного развития. На застенчивость и робость указывает нечеткое изображение головы. Если ребенок нуждается в защите, то он обязательно нарисует головной убор.

Лицо — символ сферы общения. Если у ребенка существуют проблемы в общении, то он рисует черты лица нечетко, не придавая им значения. Если черты лица хорошо прорисованы, то это значит, что ребенок сильно озабочен отношениями с другими, а также своим внешним видом. Подчеркнутый подбородок свидетельствует о потребности в доминировании. Если ребенок хочет компенсировать ощущаемую слабость и нерешительность, то рисует человека с крупным подбородком. Об эстетических наклонностях свидетельствуют красивые черты лица.

Уши обозначают открытость восприятия. Уши воспринимают критику и мнение другого человека. Они могут также свидетельствовать и о настороженности ребенка к окружающему миру. Если ребенок рисует крупные уши, то это вероятность слуховых галлюцинаций. Если на рисунке у человека изображены маленькие уши или их нет вообще, то это говорит о нежелании слышать критику.

Губы являются символом сексуальной сферы.

Рот — открытый рот с прорисованными зубами свидетельствует о явной агрессии. Если ребенок рисует лицо безо рта или со ртом-«черточкой», то это значит, что он не имеет возможности словесно влиять на людей.

Глаза — Если ребенок рисует большие глаза со зрачками, то это символизирует его страхи и тревоги. Если глаза закрыты волосами или головным убором, то это свидетельствует о стремлении избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза-«точечки» или «щелочки» обозначают запрет на плач.

Нос — Если на рисунке нет носа, то это указывает на интеллектуальную недостаточность. Некоторые психологи трактуют нос как сексуальный символ.

Шея — Крупная шея говорит об осознании «телесных» импульсов и желании их контролировать. Длинная тонкая шея — признак торможения, регрессии. Она может обозначать любопытство. Толстая короткая шея свидетельствует об уступках своим желаниям и слабостям.

Плечи — Плечи являются признаком физической силы и потребности во власти. Крупные плечи отражают ощущение большой силы; наоборот, мелкие плечи — это ощущение своей малоценности и ничтожности. Об осторожности и тревожности свидетельствуют угловатые плечи. Покатые плечи — снижение жизненного тонуса, уныние, отчаяние, чувство вины.

Руки являются символом активности и общения. Маленький ребенок рукой «прицепливается» к телу матери и таким образом устанавливает контакт с близким человеком. Впоследствии ребенок посредством руки взаимодействует с миром предметов и воздействует на него. Если ребенок рисует примитивную кисть руки, то это свидетельствует о том, что он чувствует себя на что-то способным. Если на кисти руки более пяти пальцев, то это значит, что он чувствует себя более сильным; если меньше — то более слабым, чем окружающие. Пальцы растопырены — неудовлетворенность своим положением. Длинные пальцы с ногтями или сжатые в кулаки — признак агрессии. Если на рисунке у человека на то, что ребенок испытывает потребность в физической силе, а также ловкости и смелости. Об амбициозных стремлениях свидетельствуют длинные руки на рисунке, а короткие руки — об ограниченности стремлений. Если руки изображены вдоль туловища, то это говорит о напряжении. Если ребенок испытывает чувство вины или неуверенности в себе, он необщителен, замкнут или не удовлетворен своим положением, то руки спрячет за спиной или в карманах. Руки, поднятые вверх, свидетельствуют об агрессии в характере ребенка. Широкий размах рук на рисунке — желание действовать. Если ребенок рисует тело без рук, то это может означать его пассивность.

Ноги — символ опоры в реальности и свободы передвижения. Если у ребенка есть желание быть независимым, то на рисунке он изобразит непропорционально длинные ноги. Большая площадь опоры у ног свидетельствует о большей уверенности в себе, и наоборот.

Туловище — это сосредоточение жизненных сил. Если ребенок рисует его угловатым или квадратным, то это свидетельствует о мужественности. О наличии неудовлетворенных потребностей говорит чрезмерно крупное туловище. Если туловище маленькое, то налицо симптом униженности.

Декорирование и окраска

Если ребенок раскрашивает рисунок, то обратите внимание на то, какой цвет преобладает. Черный цвет символизирует агрессию, красный цвет — активность, коричневый — нездоровье.

Наличие дополнительных деталей

Если ребенок стремится заполнить все пустые места на рисунке, это говорит о том, что ребенка беспокоит чувство одиночества, незащищенности, потребности в любви и ласке. Линии опоры означают тревожность, неуверенность. Облака, тучи на рисунке — символы боязливости и тревоги. Солнце, огонь и другие образы, которые излучают тепло и свет, означают потребность в любви и ласке.

Качество рисуночных линий

Если ребенок сильно нажимает на карандаш, которым рисует, а его линии уверенны, мо можно говорить о том, что у него волевой характер, ясность мышления, эмоциональное равновесие. Чрезмерно сильный нажим, который приводит к тому. Что карандаш периодически ломается, а линии прерываются. Свидетельствует о том, что в данном случае ребенок эмоционально неуверен, агрессивен, склонен винить себя. Если при сильном нажиме линии получаются прерывистые и кривые, то ребенку не хватает уверенности в себе. Легкий нажим — это свидетельство того, что ребенок неуверен, робок, боязлив, нерешителен, пассивен, ему не хватает энергии, а кроме того, его мышление отличается гибкостью и подвижностью. Если нажим переменчив, то ребенок обладает нестабильностью и импульсивностью. Если Вы замечаете, что нажим слабеет в процессе того, как работа над рисунком подходит к концу, то это означает, что ребенок быстро утомляется. Правильно выполненные линии, которые отличаются о развитом уме, душевном равновесии, самообладании, а также хитрости.

Если у ребенка линии получаются неточные, легкие и прерывистые, то это значит, что ему свойственны нерешительность и боязнь взять инициативу в свои руки. Если линии состоят из коротких и прерывистых штрихов, то в данном случае это свидетельство проявляющейся агрессии, подозрительности и недоверчивости. Если линии кривые, то у ребенка нарушено эмоциональное состояние или существуют проблемы психического характера. Много острых углов в рисунке свидетельствует о том, что ребенку тяжело адаптироваться в обществе, возможно из-за присущей ему агрессии. Вертикальные линии означают самоуверенность, решительность, повышенную активность, упрямство и настойчивость.

Размер рисунка

Если ребенок заполняет рисунком целый лист, то это значит, что он компенсаторно превозносит себя в воображении. Можно говорить о том, что перед Вами агрессивная, экспансивная натура, лишенная чувства меры и склонная к тщеславию. Маленький рисунок свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, склонности к депрессивным состояниям, чувству дискомфорта, тревоги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *