Что означает количественная величина интервала
Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки
Интервалы
Интервал – расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основание, верхний – вершина. Интервал имеет качественную и количественную величину.
Количественная величина интервала – это количество ступеней, составляющих интервал. Качественная величина интервала выражается количеством полутонов и тонов, составляющих интервал. Мелодические интервалы могут быть восходящими и нисходящими. Интервалы, образованные в пределах октавы, называются простыми, их всего восемь. Для названия интервалов применяются числительные на латинском языке, которые обозначают, какая по счету ступень будет вершиной интервала (рис. 1.15):
Рис. 1.15. Интервалы (количественная величина)
Качественная величина интервала обозначается словами: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная. Между основными ступенями звукоряда образуются следующие интервалы (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Интервалы между ступенями звукоряда.
Название | Обозначение | Количественная величина |
---|---|---|
Чистая прима | 4.1 | 0 тонов |
Малые секунды | м.2 | 0.5 тона |
Большие секунды | 6.2 | 1 тон |
Малые терции | М.З | 1.5 тона |
Большие терции | Б.З | 2 тона |
Чистая кварта | 4.4 | 2.5 тона |
Увеличенная кварта | ув.4 | 3 тона |
Уменьшенная квинта | ум. 5 | Зтона |
Чистые квинты | 4.5 | 3.5 тона |
Малые сексты | м.6 | 4 тона |
Большие сексты | 6.6 | 4.5 тона |
Малые септимы | м.7 | 5 тонов |
Большие септимы | 6.7 | 5.5 тонов |
Чистые октавы | ч.8 | 6 тонов |
Рис. 1.16. Интервалы (качественная величина)
Элементарная теория музыки. Часть IX. Интервалы.
Фундаментальная и краеугольная тема в теории музыки. Без понимания интервалов просто невозможно усвоить и осознать что-либо из последующих тем. Если вы не прочтёте и не «примите в сердце свое» эту статью как следует — забудьте о дальнейшем продвижении в музыке.
Интервалы.
Интервал — музыкально-логическая разница в высоте между любыми двумя звуками.
Я не просто так вставил сложное определение «музыкально-логическая». Дело в том, что понятий «тон» или «полутон» (уже, думаю, вам известных) недостаточно для определения музыкальной высоты одного звука по отношению к другому. Почему? Потому, что для мозга человека важна не столько абсолютная высота (столько-то тонов или полутонов, как метров или сантиметров), сколько относительная — как взаимосвязан «вот этот звук» с «вот этим» или каким по счёту он будет от первого. Мы вообще создания относительные — всё постигаем в сравнении. Музыку — в первую очередь.
Итак, любые два звука представляют собой интервал. В этой и последующих статьях мы рассмотрим интервалы в пределах одной октавы — т.н. простые интервалы. Типология их весьма разнообразна, поэтому начнём с самой главной категории, их определяющей — количественная (или ступенная) величина интервала.
Количественная величина интервала.
Отвечает на вопрос «Сколько ступеней охватывает интервал?». Именно ступеней, не чего-либо ещё. Например, интервал «До-Ми» охватывает 3 ступени.
До — (Ре) — Ми
1 — (2) — 3
Считаем включительно, вместе с первой и последней ступенью. Никакие диезы и бемоли тут роли не играют. Естественно, сам интервал будет звучать просто как два звука. Любой.
Описанный выше интервал называется «терция» — он говорит, что интервал охватывает три ступени. Даже само слово «терция» похоже на слово «три».
По количественной величине простые интервалы делятся на следующие виды:
Примы, Секунды, Терции, Кварты, Квинты, Сексты, Септимы, Октавы
Каждое название говорит нам о кол-ве ступеней, входящих в этот интервал. Рассмотрим их подробнее.
Прима.
Прима — интервал, составляющий одну ступень. То есть, это тупо унисон. В записи выглядит довольно забавно:
Не все инструменты могут сыграть такие звуки одновременно. Мы вот, на гитаре, можем. Привет пианистам!
Секунда.
Секунда — две ступени. Подумайте об англ. слове «second» в значении «второй». В нотах спорит по забавности написания с примой:
По сути, строение мажорной гаммы — это серия секунд. Ведь интервал от одной ступени до соседней всегда секунда.
Терция.
Терция — три ступени. Обратите внимание на написание — терция всегда выглядит, как две аккуратные ноты, стоящие в упор друг к другу. Обе ноты при этом располагаются либо на линейках, либо между ними. Это помогает определить интервал визуально.
Основополагающий интервал в западной музыке последние 250 лет.
Кварта.
Кварта — четыре ступени. Слово созвучно со словом «квадрат», у которого как раз 4 угла. Между нотами кварты всегда есть небольшой «пробел» в написании. Сами ноты располагаются порознь — одна на линейке, другая — между линиями (или наоборот):
Весьма популярный в современной прогрессивной музыке интервал.
Квинта.
Квинта — пять ступеней. «Квинта», «Пента», «Пинта»… особенно последнее. Ассоциация с цифрой 5. В нотации квинты так и просят добавить между звуками интервала ещё один — там для него как раз есть место. Ноты располагаются либо на линиях, либо между ними.
Квинта — самый устойчивый интервал после октавы. Она является основоположником многих систем звукоряда на протяжении тысячелетий. По ряду параметров важнейший интервал.
Секста.
Секста — шесть ступеней. В нотации между звуками сексты всегда есть одна свободная линия, с которой не соприкасается ни одна из нот. Ноты располагаются «порознь» — одна на линии, другая между линиями (или наоборот).
По мелодичности сравним с терцией.
Септима.
Септима — семь ступеней. Без одной ступени октава. В нотации между звуками септимы есть «два свободных пространства» — либо это два промежутка между линиями, либо это две свободные линии. Ноты располагаются либо на линиях, либо в «пробелах».
Октава.
Октава — восемь ступеней. Да, «octa» в переводе с латыни означает «восемь». Этот интервал своего рода инвертация примы — названия ступеней совпадают, только расстояние меняется на «противоположное» — вместо «нуля» участвуют «все 12 полутонов». В нотации всегда располагаются «порознь», между нотами всегда есть две полностью свободные линии.
Первый интервал, до которого додумалось человечество (но это не точно).
Количественная величина интервала — в первую очередь кол-во ступеней, запоминаем это как следует. Она не зависит от знаков альтерации — они будут влиять на качественную величину.
Качественная величина интервала.
Отвечает на вопрос: «Сколько тонов в интервале?». Вот тут как раз появляется некая абсолютная высота — конкретная величина, выраженная в тонах или полутонах.
Зачем оно так всё сложно, Серёжа?
А вот зачем — количественная величина даёт представление только о кол-ве ступеней. Но одни и те же интервалы (терции, например) могут иметь разное кол-во тонов или полутонов.
Если вы внимательно посчитаете все клавиши в терции «До-Ми», то обнаружите, что тонов в интервале ровно два.
А теперь смотрим на эту терцию:
Между звуками «Ми» и «Соль» клавиш меньше — да и тонов только на полтора наскреблось.
Так вот, первая терция будет называться «большая», а вторая — «малая».
Рассмотрим остальную типологию интервалов по качественной (тоновой) величине.
По качественной величине простые интервалы градируются:
— Большие (мажорные)/Малые (минорные)
— Увеличенные/Уменьшенные
— Чистые
Существуют также «дважды увеличенные» и «дважды уменьшенные» интервалы — но копаться в них будем как-нибудь в другой раз, и так уже «многа букав».
Чистые интервалы.
Чистые на то и чистые — нет в них никакого наклонения, они не мажорные и не минорные, в массе своей представлены одним единственным видом. Можно сказать, что такие интервалы, по характеру их звучания, «пустые».
Мажорные и минорные интервалы.
Они же «большие» и «малые» соответственно. Имеют либо более «светлое» мажорное наклонение, либо более «тёмное» минорное. У этих ребят уже есть характер.
Что означает количественная величина интервала
Каждый интервал определяется двумя величинами — количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал. Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал. Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми. Всего — восемь простых интервалов. Их названия зависят от количества ступеней, которое они охватывают. Названия интервалов применяются на латинском языке в виде порядковых числительных. Эти числительные обозначают, какая по счету ступень — верхний звук интервала по отношению к нижнему звуку. Кроме того, для сокращения применяется цифровое обозначение интервалов. Ниже приводится перечень всех простых интервалов, а также построение их от звука до вверх и вниз.
Прима — 1, первая (звучание двух звуков в унисон) Унисон, в буквальном смысле, означает объединение звуков. Унисон тождествен приме лишь как гармоническому интервалу.
Секунда — 2, вторая
Терция — 3, третья
Кварта — 4, четвертая
Квинта — 5, пятая
Секста — 6, шестая
Септима — 7, седьмая
Октава — 8, восьмая
Выше было сказано, что расстояние между соседними ступенями может быть равно полутону или целому тону. Отсюда следует, что секунда может состоять из полутона и целого тона.
Например, секунда ми—фа=1/2 тона; секунда фа—соль=1 тону.
Другие однородные интервалы также не одинаковы по количеству тонов. Например, терция до—ми=2 тонам; терция ре—фа=1 1/2 тонам.
Из сказанного следует, что качественная величина интервала определяет различие звучания однородных интервалов. Качественная величина интервала обозначается словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Между основными ступенями звукоряда (в пределе октавы) образуются следующие интервалы:
1. Чистые примы = 0 т.
2. Малые секунды = 1/2 т.
3. Большие секунды = 1 т.
4. Малые терции = 1,1/2 т.
5. Большие терции = 2 т.
6. Чистые кварты = 2,1/2 т.
7. Увеличенная кварта = 3 т.
8. Уменьшенная квинта = 3 т.
9. Чистые квинты = 3,1/2 т.
10. Малые сексты = 4 т.
11. Большие сексты = 4,1/2 т
12. Малые септимы = 5 т.
13. Большие септимы = 5,1/2 т.
14. Чистые октавы = 6 т.
Все перечисленные выше интервалы называются основными. Эти интервалы принято называть также диатоническими интервалами благодаря тому, что они образуются между ступенями и натурального мажора, и натурального минора.
Все диатонические интервалы могут быть построены от любой основной или производной ступени вверх или вниз.
Диатонические интервалы являются основой мелодии. От их сочетания в различной последовательности мелодическое движение приобретает многообразную выразительность.
Не буду забивать Вам мозги лишними примерами. Просто на практических занятиях на музыкальном инструменте постарайтесь проанализировать на простых примерах, из каких интервалов построена та или иная мелодия. Так Вы сможете применять теоретические знания на практике.
Интервал. Две величины интервала (качественная и количественная). Мелодические и гармонические интервалы. Простые и составные интервалы. Консонансы и диссонансы. Обращение интервалов.
Интервал. Две величины интервала (качественная и количественная). Мелодические и гармонические интервалы. Простые и составные интервалы. Консонансы и диссонансы. Обращение интервалов.
Звуки, взятые вместе, называются гармоническим интервалом, а звуки, взятые раздельно – мелодическим интервалом.
Интервалы бывают простые и составные. Простые – это интервалы в пределах октавы. К ним относятся: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Составные интервалы – это те, которые больше октавы на какой-то простой интервал. К ним относятся: Нона (9) – секунда через октаву, децима (10) – терция через октаву, ундецима (11) – кварта через октаву, дуодецима (12) – квинта через октаву, терцдецима (13) – секста через октаву, квартдецима (14) – септима через октаву, квинтдецима (15) – двойная октава.
По степени слитности интервалы делятся на консонансы и диссонансы.
Консонансы – звучат слитно, мягко, звуки их не противоречат друг другу. К ним относятся: весьма совершенные – ч1 и ч8, совершенные – ч4 и ч5, несовершенные – м3,б3 и м6, б6.
Диссонансы – звучат не слитно, жестко, звуки их противоречат друг другу. К ним относятся: м2,б2, м7,б7 и тритон.
Простые интервалы
интервал | название | кол-во ступеней | кол-во тонов |
Ч1 | Чистая прима | 1 ступень | 0 тонов |
М2 | Малая секунда | 2 ступени | полутон |
Б2 | Большая секунда | 2 ступени | 1 тон |
М3 | Малая терция | 3 ступени | полтора тона |
Б3 | Большая терция | 3 ступени | 2 тона |
Ч4 | Чистая кварта | 4 ступени | 2,5 тона |
Ч5 | Чистая квинта | 5 ступеней | 3,5 тона |
Тритон | 3 тона | ||
М6 | Малая секста | 6 ступеней | 4 тона |
Б6 | Большая секста | 6 ступеней | 4,5 тона |
М7 | Малая септима | 7 ступеней | 5 тонов |
Б7 | Большая септима | 7 ступеней | 5,5 тонов |
Ч8 | Чистая октава | 8 ступеней | 6 тонов |
Тритоны. Характерные интервалы
Тритоны – это интервалы, в которых 3 тона. К ним относятся увеличенная кварта – ув4 и уменьшенная квинта – ум5.
Разрешается ум5 – в малую или большую терцию (м3 или б3).
Тритоны
Характерные интервалы – это интервалы, которые характерны для гармонического мажора и минора.
Строение характерных интервалов в мажоре и миноре гармоническом
интервал | мажор | минор | разрешение |
Ув2 | VI (г) | VI | ч4 |
Ум7 | VII | VII (г) | ч5 |
Ув5 | VI (г) | III | б6 |
Ум4 | III | VII (г) | м3 |
Д7 с обращениями
аккорд | ступень | формула строения | разрешение | пример в до мажоре |
Д7 | 5 | б3+м3+м3 | в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой | «соль-си-ре-фа», разрешение: «до-до-до-ми» |
Д65 | 7 | м3+м3+б2 | в полное тоническое трезвучие с удвоенной тоникой | «си-ре-фа-соль», разрешение:«до-до–ми-соль» |
Д43 | 2 | м3+б2+б3 | в развернутое тоническое трезвучие | «ре-фа-соль-си», разрешение:до–ми-соль-до» |
Д2 | 4 | б2+б3+м3 | в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой вверху | «фа-соль-си-ре», разрешение: «ми-соль-до-до |
Вводные септаккорды
вид вводного септаккорда | где встречается | ступень | формула строения | разрешение | ||
м VII7 | натуральный мажор | VII | м3+м3+б3 | гармонический мажор | VII | м3+м3+м3 |
гармонический минор | VII#(г) | м3+м3+м3 |
Три вида мажора и минора
мажор | вид | минор |
нет изменений | натуральный | нет изменений |
Ь 6 ступень | гармонический | # 7 ступень |
вверх – как натуральный, вниз – Ь6 и Ь7 ступени | мелодический | вверх – #6 и #7 ступени, вниз – как натуральный |
A moll-
Монодические лады – это лады, которые возникли в Древней Греции, а затем получили распространение в средние века в церковной и народной музыке. Поэтому их еще по-другому называют средневековые лады или лады народной музыки.
Монодические лады бывают 7 и 5 ступенные. Мажорного и минорного наклонения.
7 – ступенные лады мажорного наклонения:
Ионийский (звучит как натуральный мажор),
Лидийский (мажор с высокой 4 ступенью),
Миксолидийский (мажор с низкой 7 ступенью),
7 – ступенные лады минорного наклонения:
Эолийский (звучит как натуральный минор),
Фригийский (минор с низкой 2 ступенью),
Дорийский (минор с высокой 6 ступенью),
Локрийский (минор с низкими 2 и 5 ступенями),
5 – ступенные лады называются пентатоникой. Она бывает мажорной и минорной.
Мажорная пентатоника – это мажор без 4 и 7 ступеней.
Минорная пентатоника – это минор без 2 и 6 ступеней.
В музыке также часто встречаются дважды гармонические мажор и минор (или лады с двумя увеличенными секундами).
В дважды гармоническом мажоре (dur2г) – низкие 2 и 6 ступени.
В дважды гармоническом миноре (moll2г) – высокие 4 и 7 ступени.
Кварто-квинтовый круг
0 знаков | 1 # | 2 # | 3 # | 4 # | 5 # | 6 # | 7 # |
C-dur | G-dur | D-dur | A-dur | E-dur | H-dur | Fis-dur | Cis-dur |
a-moll | e- moll | h-moll | fis-moll | cis-moll | gis-moll | dis-moll | ais-moll |
0 знаков | 1 b | 2 b | 3 b | 4 b | 5 b | 6 b | 7 b |
C-dur | F-dur | B-dur | Es-dur | As-dur | Des-dur | Ges-dur | Ces-dur |
a-moll | d-moll | g-moll | c-moll | f-moll | b-moll | es-moll | as-moll |
Кругом он называется потому, что если продолжать строить квинты или кварты в одном направлении, то круг замыкается на том же самом звуке. Но при этом увеличивается количество ключевых знаков. В музыке получили распространение тональности до семи знаков. Тональности с большим количеством знаков заменяются на энгармонически равные. Энгармонически равные тональности – это такие, которые звучат одинаково по высоте, но различны по названию и написанию. В квинтовом круге есть 3 пары энгармонически равных тональностей: 1)тональности с 7# До#-мажор и ля#-минор энгармонически равны тональностям с5ь Реь-мажор и сиь-минор.2)тональности с 6# Фа#-мажор и ре#-минор энгармонически равны тональностям с 6ь Сольь-мажор и миь-минор. 3)тональности с 5# Си-мажор и соль#-минор энгармонически равны тональностям с 7ь Доь-мажор и ляь-минор.
Умеренные темпы
Moderato (модерато) – умеренно
Andantino (андантино) – быстрее чем andante
Allegretto (аллегрэтто) – оживленно, медленнее чем allegro
Быстрые темпы Очень быстрые темпы
Allegro (аллегро) – быстро, скоро Presto (прэсто) – очень быстро
Vivo (виво) – живо Prestissimo (прэстиссимо) – быстро,
как только возможно
Интервал. Две величины интервала (качественная и количественная). Мелодические и гармонические интервалы. Простые и составные интервалы. Консонансы и диссонансы. Обращение интервалов.
Звуки, взятые вместе, называются гармоническим интервалом, а звуки, взятые раздельно – мелодическим интервалом.
Интервалы бывают простые и составные. Простые – это интервалы в пределах октавы. К ним относятся: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Составные интервалы – это те, которые больше октавы на какой-то простой интервал. К ним относятся: Нона (9) – секунда через октаву, децима (10) – терция через октаву, ундецима (11) – кварта через октаву, дуодецима (12) – квинта через октаву, терцдецима (13) – секста через октаву, квартдецима (14) – септима через октаву, квинтдецима (15) – двойная октава.
По степени слитности интервалы делятся на консонансы и диссонансы.
Консонансы – звучат слитно, мягко, звуки их не противоречат друг другу. К ним относятся: весьма совершенные – ч1 и ч8, совершенные – ч4 и ч5, несовершенные – м3,б3 и м6, б6.
Диссонансы – звучат не слитно, жестко, звуки их противоречат друг другу. К ним относятся: м2,б2, м7,б7 и тритон.