Что означает коллизия правовых систем
Юридическая коллизия
Юридическая коллизия (лат. collisio — столкновение) — расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти. В международном частном праве рассматриваются как противоречие между гражданскими нормами различных государств. В теории государства и права рассматривается гораздо шире (см. классификация юридических коллизий). Коллизия должна обладать двумя обязательными признаками: автономностью и столкновением.
Содержание
Классификация коллизий
Второй вариант классификации:
Дополнительно: коллизии диспозиций и санкций. Коллизии гипотез быть не может.
Сходные понятия
Коллизии следует отличать от сходных понятий: противоречие, юридический конфликт, конкуренция права, правовая ошибка, тупик, пробел.
Конкуренция права
От коллизий правовых норм следует отличать их конкуренцию, когда не противоречащие друг другу две, три и более норм регулируют один и тот же круг родственных общественных отношений, только с разной степенью конкретизации, детализации, объёма и т. д. Это, как правило, нормы разной юридической силы, уровня, исходящие от неравнозначных правотворческих органов. В таких случаях нормы действительно как бы конкурируют между собой и в принципе это нормально. Негативным же и, безусловно, нежелательным явлением выступают именно коллизии, когда сталкиваются друг с другом не просто не согласующиеся, а нередко взаимоисключающие предписания. Конкуренция не обладает признаком автономности. Конкуренция возникает лишь в одной отрасли права. Конкуренция возникает только между общей и специальной нормами. Конкуренция имеет место только по поводу конкретного правоотношения. Конкуренция направлена внутрь, на совершенствование нормы.
Пробел в праве
Пробел в праве представляет собой полное или частичное отсутствие правовых норм, необходимых для профессиональной юридической оценки спора, возникшего или способного возникнуть в такой сфере общественных отношений, которая входит или должна входить в сферу правового воздействия (в силу действующих в обществе экономических, социальных, политических и др. отношений).
Причины возникновения
Бывают объективные (в некоторых источниках «естественные») и субъективные. Коллизии составляют серьёзную проблему права.
Коллизии, вызванные объективными причинами, связаны с динамикой развития общественных отношений, что влечет необходимость изменения, дополнения, конкретизации норм, регулирующих данные отношения. Несвоевременное внесение корректив в правовое регулирование неизбежно влечет коллизии между содержанием ранее действовавших норм и потребностями нового юридического оформления изменившейся ситуации.
Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования. Сами общественные отношения предполагают их регулирование разными правовыми средствами.
Субъективные причины, вызывающие коллизии, обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные коллизии могут возникнуть и в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписаний, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости. [1]
Негативные явления
Юридические коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством, культивируют правовой нигилизм.
Когда на один и тот же случай приходится два, три и более противоречащих друг другу актов, то исполнитель как бы получает легальную возможность (предлог) не исполнять ни одного. Принимаются взаимоисключающие акты, которые как бы нейтрализуют друг друга. Когда один казус урегулирован двумя взаимоисключающими законами, резко возрастает роль указов Президента, постановлений Правительства и т. д. Многие подзаконные акты зачастую становятся «надзаконными».
Противоречивость законодательства все больше затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также питательной средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.
Позитивные явления
Коллизионные нормы и коллизионное законодательство
Для облегчения устранения противоречий в праве существуют коллизионные нормы, которые по своему юридическому содержанию могут быть разделены на три основные группы:
Пункт «п» статьи 71 Конституции РФ утверждает, что к исключительному ведению Российской Федерации относится федеральное коллизионное право.
Изучение коллизий
Юридические коллизии являются институтом, изучаемым теорией государства и права. Изучением коллизий так же занимается юридическая конфликтология. Коллизионное право так же составляет институт международного частного права. Некоторые учёные (например, Ю. А. Тихомиров, Н. И. Матузов, А. В. Малько) полагют, что коллизонное право отвечает всем критериям для создания отдельной отрасли права (имеется собственный предмет и метод).
Способы разрешения и устранения коллизий
Смысл разрешения коллизий сводится к выбору одной из норм, противоречащих друг другу. Принцип коллизии весьма субъективен и находится в постоянном плюрализме мнений. Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:
На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:
Юридические коллизии и способы их разрешения
Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.
Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.
Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.
Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.
Коллизионная норма: структура, особенности применения, разновидности
Термин «коллизия» происходит от латинского collision, что в дословном переводе означает столкновение.
Правовая коллизия – это расхождение содержания различных норм права, относящихся к одному вопросу.
Причины возникновения правовых коллизий
Коллизии права встречаются как во внутригосударственном правовом поле, так и в международном частном праве (МЧП). Внутренние правовые коллизии часто содержатся в ранее изданных законах, могут возникнуть при построении иерархии законодательных актов (закон, подзакон, нормативный акт и т. д.) либо в результате федеративного устройства государства, при котором одновременно существуют и функционируют законы как федерального, так и регионального уровней.
Основной причиной возникновения внешних правовых коллизий является само существование международного частного права, т. к. в нём изначально заложен иностранный элемент. Частное право разных стран по своему содержанию может значительно различаться, вследствие чего одни и те же вопросы будут решаться с применением совершенно не схожих методов и подходов. Преодоление подобных ситуаций (правовых коллизий) является основополагающей функцией МЧП.
Коллизионная норма: определение, примеры, виды
Коллизионная норма – это правила, руководствуясь которыми определяется, право какого государства должно использоваться при решении конкретной ситуации.
Гражданин России (арендатор) и гражданин Франции (арендодатель) заключили между собой договор аренды земельного участка, при этом не оговорили по законам какой страны будут решаться споры в случае их возникновения. Если такие споры все-таки возникнут, и в международной праве не найдётся соответствующего положения для разрешения возникшего конфликта, то это и будет примером правовой коллизии, которую придётся решать в соответствии с коллизионными нормами. Именно эти правовые положения должны определить, по закону какой страны будет вестись разбирательство.
К источникам коллизионных норм относятся:
Однако последний источник теряет свою актуальность и уже сегодня является «угасающим», поскольку на практике его применяют исключительно в сфере материально-правовых вопросов.
Структура коллизионной нормы отличается от структуры любых других нормативных актов и предписаний, что обусловлено её назначением. Коллизионная норма состоит из двух обязательных элементов: объёма и привязки.
Понятием «объем» обозначают круг гражданско-правовых отношений, к которым будет применяться коллизионная норма.
Привязка – это критерий, на основании которого будет определено применение права.
Виды коллизионных норм
Выделяют следующие виды коллизионных норм:
Императивная – норма, содержащая категорическое предписание в отношении выбора права, не допускающая никаких изменений по усмотрению сторон частного права ни при каких обстоятельствах.
Относительно-императивная – норма, допускающая отступление в отношении выбора права при наличии определённых предварительно зафиксированных условий.
Диспозитивная – норма, подразумевающая свободу и независимость воли сторон при заключении международных сделок.
Альтернативная – норма, предусматривающая несколько правил по выбору права и дающая сторонам возможность применения любого из них (в некоторых случаях в применении этих правил должна быть соблюдена определённая последовательность).
Виды привязок (формулы прикрепления)
Личный закон физического лица (Lex personalis)
В соответствии с этой привязкой решаются вопросы:
Этот закон имеет два варианта действия: как закон гражданства (Lex patriae) и как закон места жительства (Lex domicilii). В первом случае правовой статус лица определяется его гражданством. Коллизионная норма, рассматриваемая с точки зрения этой формы закона, носит экстерриториальный характер и выражает волю государства подчинить своей юрисдикции всех граждан своей страны вне зависимости от места их фактического нахождения и проживания. Во втором случае правовой статус субъекта определяется по закону государства, на территории которого этот субъект проживает. Этот принцип носит территориальный характер и выражает волю государства подчинить своей юрисдикции всех, проживающих на его территории, вне зависимости от гражданства.
История формирования принципа гражданства с позиции коллизионного начала уходит своими корнями во времена Французской революции, когда происходили наиболее значимые изменения в праве и когда был принят ГК Франции (в 1804 г.). Сегодня, помимо стран Европы, этот принцип широко применяется и в других странах. Закон в форме Lex patriae (места гражданства) применяется в странах распространения континентального права таких, как Франция, Германия, Испания, Япония, в форме Lex domicilii (места жительства) применяют в странах общего права (США, Канада, Бельгия).
Существует ещё один вариант применения этого вида привязки – смешанный. Ярким примером утверждения смешанной привязки в коллизионном законодательстве является Российская Федерация. Согласно статье 1195 ГК РФ, личным законом физического лица может быть право страны, гражданином которого он является, но может быть и право России, если человек проживает на территории РФ. Если человек обладает двойным гражданством, одно из которых российское, то его личным законом будет считаться право РФ. Если у него более двух гражданств (при отсутствии российского), то его личным законом будет право страны, в которой он проживает.
Если лицо не имеет гражданства, то оно подчиняется праву страны проживания, если лицо является беженцем – то по закону страны, предоставившей убежище.
В странах СНГ (в которых многие граждане имеют по несколько гражданств) закон личного права пришлось адаптировать под ситуацию. По положениям ГК стран СНГ, если лицо является обладателем более одного гражданства, то его личным законом считается закон той страны, с которой он имеет более тесную связь.
Личный закон юридического лица (Lex societatis)
Указывает на принадлежность этого лица правовой системе того или иного государства в зависимости от его государственной (национальной) принадлежности. Эта привязка предназначена для решения вопросов статуса и гражданской правосубъективности лица. В международной юридической практике существует несколько вариантов определения «национальности» юридического лица, например, исходя из места регистрации организации, или места нахождения его административного центра, или места осуществления его деятельности. Подобные разночтения зачастую осложняют применение привязки. Согласно ГК РФ, данный закон трактуется как право страны, на территории которой учреждено юридическое лицо.
Закон места нахождения вещи (Lex rei sitae)
Область применения этой привязки – правовые вопросы, связанные с собственностью: при появлении, изменении, прекращении права собственности на какое-либо имущество. Обычно в отношении собственности применяются законы той страны, на территории которой она находится. Указание на правоотношение содержится в объёме коллизионных норм, связанных с применением привязки этого вида. Закон места нахождения вещи широко применяется в мировой юридической практике и редко вызывает затруднения. Исключение составляют ситуации, при которых приходится разграничивать сферы применения этой привязки и других.
Если собственность приобретается в порядке наследования или находится в пути, то применить к ней привязку Lex rei sitae будет неправомочно. Для решения вопроса существуют иные привязки.
В соответствии с законодательством РФ, при решении вопросов возникновения и прекращения вещных прав привязка Lex rei sitae также не используется. В подобных случаях применяются близкие по значению, но иные привязки: законы места возникновения и места прекращения вещных прав. Кроме этого, в российском законодательстве присутствуют специальная привязка – «закон места нахождения», применяемая в отношении ряда объектов, подлежащих государственной регистрации: морских и воздушных судов, космических объектов. Согласно ст. 1207 ГК РФ, для осуществления вещных прав на эти объекты и их защиты применяется право страны, в которой они (объекты) зарегистрированы.
Закон, избранный лицом, совершившим сделку (lex voluntatis)
Эта формула применяется в области договорных отношений. Она определяет права и обязанности сторон при совершении различного рода сделок и направлена на расширение границ автономии воли, придание процессу большей гибкости, расширению возможностей при выборе сторонами применимого в международных и региональных соглашениях норм, носящих универсальный характер. Абсолютное большинство законодательных актов различных стран, касающихся совершения сделок, исходят и того, что именно воля сторон должна быть решающей в выборе применения права при заключении договора. Другие типы привязок следует применять только в тех случаях, когда воля сторон никак не выражена.
Формально возможность права выбора при применении данной привязки ещё не является правом выбора, это только правовая предпосылка для определения привязки и способ её фиксации. Само право будет определяться позднее либо посредством обозначения права определённой страны, либо путём обращения к одной из видов привязок, прописанных в других коллизионных нормах.
Часто при подписании договора эта формула применяется в отношении более слабой стороны, которая в итоге вынуждена принять условия сделки. Примерами являются многочисленные бракоразводные процессы в семьях, где родители не имеют единого гражданства, в результате чего после развода один из родителей (чаще мать) может полностью или частично потерять возможность на продолжение воспитания общего ребёнка.
ГК РФ и Модель ГК для стран СНГ не ограничивают сторонам сделки свободу выбора права. В нормативных документах зафиксированы положения о том, что права должны вытекать из условия договора, обстоятельств дела или выражены прямо. Применимое право допустимо использовать как в отношении всего договора, так и его части (отдельных частей). Применимое право может быть определено как в процессе заключения договора, так и после. Выбор, сделанный после заключения договора, вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и имеет обратную силу.
Закон места совершения акта (lex loci actus)
Эта формула привязки регламентирует применение права государства в отношении гражданско-правовых сделок, совершенных на его территории. Этот вид привязки является общим и в чистом виде не применяется, т. к. сама категория гражданско-правовых сделок чрезвычайно объёмна и охватывает большой круг международных отношений. Для применения привязки необходима конкретизация, т. е. пояснение, о какого рода сделке идёт речь. Отсюда вытекают вспомогательные коллизионные формулы такие, как:
Эта привязка используется все реже, т. к. современный уровень развития средств связи практически свели на нет значение физической связи с территорией. В таких странах, как Франция или Италия, эта привязка используется больше по традиции, чем по необходимости.
В мировой юриспруденции не существует общепринятого понятия «места причинения вреда». В одних странах местом считается то место, где был причинён вред, в других странах – место, где проявились последствия причинения вреда, в третьих допускаются оба варианта.
Поэтому была введена специальная норма, согласно которой, разбирательства о причинении вреда должны вестись по законам той страны, где произошло причинение вреда. Значение этой привязки растёт с каждым годом в связи с расширением возможностей и применения различных видов транспорта и развитием международного туризма.
Закон страны продавца (Lех venditoris)
Этот принцип, закреплённый в Гаагской Конвенции о праве, применяется к сделкам купли-продажи и определяет права и обязанности сторон при заключении внешнеторговых сделок. Согласно этой привязке, стороны могут выбирать право какой страны использовать при заключении сделки. Однако если право не выбрано, то сделка должна регулироваться правом страны, у которой продавец на момент заключения сделки имел коммерческое предприятие. На основании этого закона были приняты другие коллизионные поправки, применяемые в иных областях договорных отношений.
Закон, регулирующий «существо» отношения (Lex causae)
Этот закон призван, руководствуясь нормами коллизионного права, определить статус отношений, а затем отрегулировать на его основе вопросы, связанные с существованием этих отношений, в случаях, если иное не определено.
Закон суда (Lex fori)
Эта привязка оговаривает право государства применять нормы своего законодательства, если судебное разбирательство происходит на его территории, даже в случае, если в этом деле присутствует иностранный компонент.
Закон флага (lex flagi)
Применяется исключительно для регулирования отношений в области торгового мореплавания и воздушного права.
Закон, с которым данное правоотношение наиболее тесно связано (Proper Law of the Contract)
Эти коллизионные нормы известны в мировой юриспруденции как «гибкие». Они применяются в основном в англосаксонских странах (Германии, Великобритании) при регулировании договорных правоотношений. Суть нормы заключается в том, что взаимосвязь между правом того или иного государства и конкретным правоотношением может быть определена по суду или сторонами, заключившими договор, на основании толкования положений контракта и относящихся к нему обстоятельств.
Это далеко не весь перечень коллизионных привязок, применяющихся в современном международном частном праве. Существуют также законы валюты долга (Lex monetae), места осуществления трудовых отношений (Lex loci laboris) и др.
Назначение коллизионных норм, особенности их применения, сочетания и ограничения
Коллизионные нормы в сочетании с нормами материально-правовыми призваны регламентировать поведение участников правовых взаимоотношений. В соответствии с этими нормами осуществляется:
Коллизионные нормы бывают простыми, соответствующими схеме «объём-привязка», и сложными, отличающимися несколькими привязками и дифференцированным объёмом. Дифференциация объёма привела к появлению сочетаний коллизионных норм, что в свою очередь является необходимым для принятия справедливых решений по каждому конкретному случаю, а также для разрешения сложных и специфических случаев, требующих специальных оснований для решения. Этой же цели служат так называемые «изъятия» или исключения из общей нормы.
В качестве примера можно привести ст. 1219 ГК РФ, согласно которой, к обязательствам, предъявленным на основании выдвинутого требования по возмещению ущерба (вреда), возникшего в результате причинения вреда, следует применять право страны, в которой произошло причинение вреда. Однако, если:
Применение общих правил коллизионных норм может быть ограничено, если между сторонами обязательства, возникшем по делу о причинении вреда, не заключено соглашение о праве, которое должно быть применено в случае причинения вреда.
Отказ от предоставления медицинской помощи органами местного здравоохранения туристу, отдыхающему за границей и не оформившему медицинскую страховку.
Эволюция коллизионного норматирования
Совершенствование коллизионного способа регулирования международных частных правовых взаимоотношений проявляется в переходе гражданско-правовых отношений в отдельных сферах от обособленных коллизионных норм к объединяющим их системным образованиям, действующим как единый механизм на основе взаимосвязанности и взаимообусловленности их отдельных элементов.
Подобные образования стали достоянием как внутренних законодательств отдельных стран (законы о МЧП Венгрии и Швейцарии), так и ряда международных договоров, ратифицированных ещё в начале 70-х годов прошлого столетия: Конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, Конвенции о праве, применимом к ответственности изготовителя.
Позже, в начале 80-х, и в США, и в европейских странах чрезмерная «жёсткость» коллизионных норм была подвергнута критике, что вылилось в рождение нового более гибкого в применении поколения коллизионных правил. О том, насколько расширилась география применения новых «гибких» норм, отсылающих к праву стран, имеющих наиболее тесную связь с отношением, говорит уже одно перечисление правовых актов:
Согласно соответствующему разделу Модели ГК для стран СНГ (общие положения которого содержат «гибкое» коллизионное правило), если, руководствуясь правилами невозможно установить право, подлежащее применению, то применять следует то право, которое ближе всего соответствует гражданско-правовому законодательству, учитывающему осложнение иностранным элементом. Перечень случаев, в которых следует обращаться к «гибкому» коллизионному праву, согласно ГК РФ (разделу, посвящённому МЧП, по сравнению с Моделью ГК для стран СНГ), значительно расширен.
Коллизии
Тема 24. Коллизии норм права
План
1. Понятие коллизий норм права
2. Способы разрешения коллизий норм права
1. Понятие коллизий норм права
Юридическая коллизия — это противоречие между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Коллизии в праве могут иметь естественный характер, например, при возникновении противоречий в связи с действием норм во времени или в пространстве, при наличии противоречий в отношениях, регулируемых правом. Коллизии могут быть также вызваны ошибками в правотворчестве, недостатками в кодификационной работе или при формировании системы права.
Юридические коллизии вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Однако, не следует рассматривать юридические коллизии как сугубо негативное явление, ибо они указывают на недостатки, возникшие в правовой системе.
Для юридических коллизий свойственны противоречия: в механизме правового регулирования; в регулировании конкретного отношения; в содержании норм права, регулирующих конкретное отношение.
Коллизия правовых норм возникает в момент издания противоречивых норм, но проявляет она себя реально при их реализации, в том числе применении. Различия, или противоречия между правовыми нормами могут касаться условий применения нормы, самого правила поведения и, наконец, санкций.
Разумеется, чтобы установить коллизию, требуется высокий профессионализм правоприменяющего и правотолкующего лица, точный анализ обстоятельств «дела», выбор единственно возможного или, по крайней мере, наиболее целесообразного варианта решения.
Выделяют объективные и субъективные причины юридических коллизий.
К объективным причинам относятся: динамизм общественных отношений, их противоречивость; разнообразие общественных отношений, предполагающее дифференцированное их регулирование с применением различных методов.
Объективные причины во многом обусловлены тем, что правоотношения нередко «растянуты» не только во времени, но и в пространстве, следовательно, могут одновременно подпадать под юрисдикцию разных субъектов правотворчества, которые по-разному регулируют эти правоотношения.
Субъективные причины связаны с изъянами в процессе правотворчества, в юридической технике: недостаток опыта законодателя, непоследовательная систематизация нормативных актов, слабая координация нормотворческой деятельности, низкий уровень правовой культуры, правовой нигилизм, политическая борьба и пр.
Превентивные меры предотвращения коллизий. Они предполагают:
— действие субъектов правотворчества строго в рамках конституционных установлений, в рамках закона, а также в пределах, закрепленных компетенциями;
— предварительные юридические экспертизы нормативных актов там, где они необходимы;
— систематизацию законодательства, т. е. упорядочение действующего нормативного правового материала;
— периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей «продукции»;
— анализ эффективности действия нормативных правовых актов.
Коллизии правовых норм могут быть самыми разнообразными.
1. Между положениями вступившего в силу для Российской Федерации международного договора и национального права (например, между содержащимися в международных соглашениях по вопросам налогообложения и в российском налоговом праве).
2. Между нормами федеральных законов и законов субъектов РФ (например, между содержащимися в федеральном законе и законе субъекта РФ).
3. Между нормами, содержащимися в актах различной юридической силы (например, в федеральном законе и указе Президента РФ).
4. Между нормами кодифицированных актов, в отношении которых установлен приоритет их норм (например, Гражданского кодекса РФ и Трудового кодекса РФ).
5. Между общими и специальными нормами (например, между нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
6. Между ранее действующей нормой и нормой, принятой позднее, которые содержатся в актах одного уровня (например, при вступлении в силу нового закона без отмены ранее действующего закона, регулировавшего этот вопрос).
7. Между нормами частного и публичного права (например, между нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Бюджетного кодекса РФ).
8. Между нормами различных отраслей права (например, гражданского и бюджетного права).
9. Между нормами подзаконных актов организаций, не находящихся в подчинении друг другу (например, Федеральной налоговой службы и Банка России).
10. Между общеправовыми принципами и нормами права, закрепляющими иные принципы права, либо предоставительно-обязывающими нормами (т. е. нормами, закрепляющими права и обязанности).
11. Между нормами права, закрепляющими иные принципы права (т. е. не относящиеся к числу общеправовых), и предоставительно-обязывающими нормами.
12. Между положениями одного акта (например, содержащимися в различных главах Гражданского кодекса РФ).
Для устранения противоречий в праве существуют коллизионные нормы, которые по своему юридическому содержанию могут быть разделены на четыре основные группы в зависимости от содержания коллизий: темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные), содержательные.
Темпоральные коллизии имеют в виду расхождение норм права во временных пределах. Они возникают в результате издания в разное время по одному и тому же вопросу двух и более норм, содержащих разные правовые предписания.
Чаще всего, эти коллизии возникают из-за ошибок в юридической технике: принята новая норма права, а ранее действующая не отменена. Способом разрешения темпоральных коллизий служит правило, установленное еще римскими юристами, согласно которому позже принятая норма отменяет ранее действующую.
Пространственные коллизии имеют место тогда, когда «вытянутое» в пространстве правоотношение подпадает под юрисдикцию разных субъектов правотворчества.
Иерархические коллизии — это несогласованность норм разной юридической силы. Эти коллизии появляются тогда, когда на регулирование конкретного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания. Данные коллизии разрешаются на основе правила, разработанного римскими юристами, которые отдавали предпочтение нормам более высокого уровня, более высокой юридической силы. Так, ч. 2 ст. 84 УК РФ устанавливает приоритет нормы акта амнистии над нормой УК. Например, лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава конкретного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если это предусмотрено соответствующей нормой акта об амнистии.
Содержательные коллизии имеют место тогда, когда между собой конкурируют общие, специальные и исключительные нормы, обладающие одинаковой юридической силой.
Данного вида коллизии возникают в одном пространстве и в одно и то же время между нормами одинаковой юридической силы. Но различие между ними состоит в объеме регулирования: общая норма призвана регулировать общественные отношения в целом, а специальные нормы — подвид или часть этих отношений. Специальная норма делает как бы изъятие отдельных обстоятельств из действия общих норм.
Другая важная проблема — коллизии между федеральными актами и актами субъектов федерации. И хотя в Конституции РФ закреплен приоритет федеральных актов перед актами субъектов Федерации (кроме актов по вопросам исключительной компетенции субъектов), тем не менее, данного рода коллизии во многом носят политический характер, поэтому разрешаются, главным образом, путем переговоров и достижения компромиссов.
2. Способы разрешения коллизий норм права
Чтобы разрешить коллизии, на практике используются специальные нормы, получившие наименование «коллизионных» норм. Они могут быть официально закреплены в соответствующих источниках (в законодательстве, в различных кодексах, в Конституции Российской Федерации), но могут и нигде не закрепляться официально. Они формулируются учеными и юристами-практиками.
Рассматривая вопросы юридической коллизии, практически все авторы имеют в виду отраслевые коллизии. Но есть коллизии и межотраслевые.
Межотраслевые коллизии изучены наиболее слабо. В данном случае признание их существования означает, что правоприменительные органы вынуждены произвольно решать, нормами какой отрасли регулируются те или иные отношения, проявляемые через возникновение юридических факторов.
К способам разрешения коллизийотносятся: правотворчество, согласительные процедуры (переговорный процесс), судебные процедуры (судебный порядок, разбирательство), судебное толкование.
Правотворчество предполагает принятие нового нормативного акта, отмену старого акта, внесение изменений в действующие правовые акты. Противоречия можно разрешить путем издания новых, так называемых коллизионных норм. Это — нормы-«арбитры», они составляют своего рода коллизионное право, которое, впрочем, лишь условно можно считать самостоятельной отраслью, ибо его нормы «вкраплены» в другие акты и не существуют изолированно.
Согласительные процедуры.Согласительная процедура — это предусмотренный правовым актом порядок рассмотрения разногласий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими. На практике применяются следующие виды согласительных процедур: паритетные комиссии; процедуры рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации; третейское разбирательство; процедуры разрешения Президентом разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Порядок работы паритетных комиссий и принятия ими согласованных решений может быть предусмотрен в протоколе, подписанном сторонами, либо в двустороннем договоре (соглашении) между соответствующими органами государственной власти.
Третейское разбирательство. В сфере арбитражного судопроизводства возможность передачи спорных вопросов на разрешение третейского суда предусмотрена ст. 23 АПК.
Судебные процедуры. Радикальный способ устранения коллизий — судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское. Данный способ считается одним из эффективных, так как судебные решения носят императивный характер.
Важное средство разрешения коллизий — судебное толкование. Оно позволяет установить коллизионность норм, актов, процедур и т. д. Толкование конституционных норм со стороны Конституционного Суда РФ имеет прецедентное значение как для самого суда, так и для других государственных органов и должностных лиц. Важное значение имеет также толкование действующего законодательства Верховным Судом РФ.
Из других способов устранения коллизий называют референдум, систематизацию законодательства, гармонизацию юридических норм, международные процедуры.
Существуют определенные правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:
— коллизии между Конституцией и иными актами, в том числе и законами, разрешаются в пользу Конституции;
— коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов;
— коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов федерации разрешаются в пользу последних, если они приняты в пределах их ведения;
— коллизии между актами одного и того же органа, изданными в разное время, разрешаются в пользу позже принятого акта;
— коллизии между актами, изданными одновременно, но разными органами, разрешаются применением акта, обладающего более высокой юридической силой;
— коллизии между общими и специальными актами разрешаются в пользу последнего, если они приняты одним органом, и в пользу первого, если они приняты разными органами. Если конкурирующие нормы закреплены в одном нормативном акте, то действует правило, согласно которому «специальные нормы обладают приоритетом перед общими, а исключительные нормы обладают приоритетом перед специальными и перед общими». Если нормы расположены в разных юридических источниках, то действует следующее правило: наибольшей юридической силой обладает общая норма, затем норма исключительная, а после специальная.
В праве специальный характер норм может прямо закладываться через систему отсылочных норм. Например, в п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах» закреплено, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
В случаях, когда речь идет о коллизии между нормами, содержащимися в подзаконных актах одного уровня, принятых различными органами, существует правило, суть которого заключается в том, что правовое регулирование конкретного вопроса на подзаконном уровне может осуществляться только строго уполномоченным органом, акту которого и отдается приоритет, т. е. в этом случае, прежде всего, производится оценка правомочности органа, принявшего акт, осуществлять правовое регулирование данного вопроса. Этот способ достаточно ограниченной сферы действия применяется вместо принципа приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой, опять же при невозможности применения принципа приоритета специальной нормы по отношению к общей.
При коллизии норм кодифицированных нормативных правовых актов и норм некодифицированных приоритет отдается первым.
Существует строго определенная последовательность примененияперечисленных принципов, т. е. каждый последующий из них применяется только при невозможности применения предыдущего.
В первую очередь, применяется принцип приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой. Юридическая сила акта определяется исходя из полномочий органа, принявшего акт, а в отдельных случаях — исходя из вида акта (применительно к соотношению Конституции РФ с иными актами, а также федеральных конституционных законов с федеральными законами). При разрешении коллизий между нормами, содержащимися в актах федерального уровня, и нормами, содержащимися в актах субъектов Российской Федерации, юридическая сила этих актов по отношению друг к другу определяется в зависимости от предметов ведения.
Во вторую очередь применяется принцип приоритета специальной нормы перед общей. Специальный характер нормы определяется либо через наличие указания на возможность установления особенностей правового регулирования в других актах, либо через сравнение сферы действия норм по субъекту или по объекту. Сферы действия общей и специальной норм должны либо совпадать по объектам правового регулирования, но соотноситься как общее и частное по субъектам регулируемых отношений, либо совпадать по субъектам регулируемых отношений, но соотноситься как общее и частное по объектам правового регулирования.
В последнюю очередь применяется принцип приоритета нормы, принятой позднее.