Что означает красная ленточка на дереве
Южное шоссе: что означают ленточки на деревьях?
Прогуливаясь вдоль Южного шоссе или спеша на работу, вы непеременно увидите бело-красные ленточки, которыми обвязаны стволы ив, ясеней, тополей, дубов.
«Волчанка», как ей и положено, предупреждает об опасности. Для деревьев это опасность быть срубленными, а для людей — возможность оказаться в более сложных, чем сейчас, экологических условиях. Жители коттеджей Кирпичного завода годами видели, как вокруг них растет огромный город, строится промзона, а улицы заполняются транспортом. А люди из недавно возведенного ЖК «София» покупали квартиры в квартале с чистым воздухом, окруженном двумя парками.
В соответствии с проектом реконструкции, Южное шоссе должно стать четырехполосной и насыщенной транспортом улицей, которая вберет в себя широкую полосу парка Интернационалистов и вплотную подойдет к жилым домам. Узнав об этом, люди объединилась , чтобы защитить свои интересы.
На своей первой акции жители Южного шоссе решили наглядно показать своим соседям, как изменит реконструкция дороги окружающую местность. Исчезнет красивая ивовая аллея в парке Интернационалистов, будут спилены деревья у края ЖК «София», а уютная, зеленая дорожка вдоль коттеджей кирпичного завода превратится в пыльный тротуар.
Не смогут выжить и те деревья, что стоят совсем рядом с реконструируемой дорогой и чьи корни тянутся в ее сторону. Поэтому было решено отметить и их.
На некоторых деревьях активисты повесили таблички, информирующие о их сносе. А к другим прикрепили листовку с рассказом о расширении дороги и адресом группы «Жители против расширения Южного шоссе» ВКонтакте.
Акция сразу же вызвала отклик — прохожие фотографировали листовку или просили дать им ее экземпляр. Люди расспрашивали подробности и не могли понять, как ради дороги можно отрезать земельный участок, прилегающей к их дому. А некоторые даже отказывались верить, что такой проект возможен.
Для сравнения, активисты измерили Южное шоссе. Сейчас ширина его проезжей части на его разных участках колеблется от 7 до 8 метров. Ширина тротуара около ЖК «София» — 2,5 метра, и примерно столько же места занимает обочина, где паркуются машины. Таким образом, общая ширина дороги сейчас составляет около 13 метров. После реконструкции она должна достигнуть 29 метров, то есть, расшириться больше, чем в два раза! Безусловно, Южное шоссе нуждается в капитальном ремонте, но не такой ценой, считают активисты.
Акцию завершили в палисаднике Людмилы Васильевны Серегиной около магазина «Дикси» в ЖК «София» — красивом цветнике, созданном местной жительницей на радость людям. Новая дорога заходит и на его территорию, и здесь границу пометили лентой.
В планах активистов — оповестить о реконструкции дороги всех жителей домов по обе стороны Южного шоссе. По их мнению, никакие проекты не должны разрабатываться тайно от горожан, без учета их мнения и пожеланий. И даже если кому-то подобная реконструкция покажется привлекательной, решать, расширять дорогу или нет, должны не только чиновники, но и местные жители.
Почему люди привязывают ленточки на деревья возле священных мест?
Правда ли, что загаданные при этом желания сбываются?
Хотя православная церковь отрицательно относится к такому явлению, россияне с завидным упорством завязывают пестрые тряпочки на деревьях возле священных мест.
Такая ситуация наблюдается в Орловском полесье возле родника Казанский источник, называемого в народе «Кипящие пески». Хотя священнослужители даже вырубают кусты возле воды, ленточки* появляются снова и снова.
Почему такое происходит
В народе верят, что святые места имеют магическую силу. Поэтому если там повязать пестрый лоскуток на куст или дерево и загадать желание, то оно непременно сбудется. Объяснений этому явлению много – от заимствования обряда у буддистов до «стадного эффекта» – завязал один, и за ним это сделали все.
Согласно наиболее распространенному объяснению, такое поведение – глубоко сидящая в русском самосознании тенденция смешивать православие и суеверия. Раньше в старину люди верили, что деревья, особенно растущие в местах силы, обладают целительной энергией и могут помогать людям.
Существовало поверье о живущих в кустах и древесных кронах добрых духах, у которых можно попросить всё что угодно. Если желание доброе, невидимые обитатели леса помогут ему сбыться.
Впоследствии это верование трансформировалось в мнение, что растения, произрастающие возле православной святыни, обладают силой святых и обязательно помогут. Поэтому источник, названный именем святой покровительницы Орла, считается чуть ли не магическим. Действительно, как не поверить в магию, если при громком разговоре он бурлит сильнее. Местные жители утверждают, что вода из источника необычно свежая, вкусная и долго не портится.
Вот и прикрепляются лоскутки на деревья и кусты возле источника. Говорят, что у некоторых пожелания сбываются. Такова вера русского человека в чудо. Хорош ли этот обычай, неизвестно. Но гости Орловщины, отдыхающие на турбазах и приезжающие посмотреть местный зоовольерный комплекс, стремятся прийти к источнику, чтобы загадать желание и уехать из Орловского полесья с надеждой.
А, как известно, вера программирует людей на удачу и заставляет сбываться самым сокровенным чаяниям. Так что древнее верование не так и беспочвенно.
* Правило поведения в Национальном парке №11: «Воздержитесь от подвязывания ленточек на ветви деревьев и кустарников. Привязывание узлов из ленточек и лоскутков для исполнения желаний является неправильной трактовкой древней традиции».
Зачем деревья в парке обвязывают лентами?
На деревьях в парке Шевченко появились красные и белые повязки. Кто и зачем обвязывает деревья выясняла корреспондент городского сайта.
С января в парке Шевченко новый озеленитель – ведущий инженер садово-паркового хозяйства Татьяна Демченко. И именно она собственноручно обследует и перевязывает деревья. Красным отмечает сухие и аварийные деревья, а белым – деревья, нуждающиеся в обрезке или омоложении.
Но красная лента совсем не означает то, что дерево снесут. Как только Татьяна обошла весь парк и обнаружила 159 деревьев – кандидатов на снос, в парк выехала целая комиссии, которая обследовала эти деревья. Их все описали и теперь фото и характеристики каждого аварийного дерева разместят на сайте горсовета и, если хоть один человек пойдет в парк и поставит под сомнение вердикт комиссии, то дерево не снесут. Кроме того, парк Шевченко – заповедный фонд, поэтому надо разрешение министерства и на месте снесенного надо посадить точно такое же дерево.
Поэтому как минимум над парковыми дорожками деревья все-таки обрежут. Но не полностью, Татьяна предлагает оставить метр-полтора ствола и сделать на них домики-кормушки для птиц (как в парке Зеленый гай), так и деревья не надо полностью выкорчевывать и кормушек будет много. Ведь сейчас горожане сами делают кормушки из пластиковых бутылей или упаковок из-под молока и развешивают по парку.
Но все эти планы будут реализовывать после карантина – сейчас в парке никто не гуляет и деревья даже если и упадут, то никого не убьют. Да к тому же с 1 апреля по 15 июня в лесах и парках так называемый режим тишины (когда птицы вьют гнезда и высиживают птенцов) и в это время нельзя не то что сносить деревья, а даже обрезать ветки, рассказывает Демченко.
Маленький Принц на Алтае
Хроника проекта
Про ленточки и камни
На самом деле все немного сложнее. Когда я собиралась на Алтай, на мой вопрос «что взять с собой» Кулер Эзедикович в своем лаконичном стиле ответил «белую материю метр на метр – для ритуальных целей». Уже на месте мне как следует объяснили, как моим белым ситцем пользоваться. Дело в том, что такая ленточка (но только не какая угодно, не где угодно и не как угодно) – это не «загадывалка желания», а знак уважения к особому месту, приветствие и небольшой подарок природе.
Итак,
как:
в хорошем уравновешенном состоянии духа и с благодарностью
Вообще, сами алтайцы довольно скептически относятся к туристам, готовым привязать что попало куда попало «для прикола». В парке Чуй Оозы – дивной красоты месте на пересечении Чуи и Катуни – даже висит плакат, где просят «не портить ауру места бездумно привязанными ленточками».
Аржан Су (в переводе с алтайского – «святая вода» или «святой источник») – источник не так далеко от Горно-Алтайска, мекка торговцев сувенирами и их клиентов – по словам местных уже сильно испорчен приезжими любителями поверхностного соблюдения ритуалов. Эрмек рассказывал, что в школе они классом часто ездили туда снимать ленточки, освобождая деревья.
Горстки камней называются обо (или ово). Ударение на последний слог. Или обо-таш (таш по-алтайски – камень). Помните рекламу про собирание камней? Это о них. Обо-таш тоже складывается в местах силы – чаще всего, на пересечении рек или на перевалах. Можно сложить свою горку, можно добавить к чужой горке свой камень (кажется, так). Когда-то огромные горы камней собирались над курганами, над прахом умерших. Как я поняла, это тоже особого рода дань уважения к окружающему миру.
История красной ленты: Символ непорочности или привет от зороастризма?
Традиции – это то, что живет в каждом из нас, буквально, впитываясь с молоком матери.
Как пишет Media.Az, к традициям можно относиться по-разному: следовать им, нарочито игнорировать, но того, что они часть истории, а соответственно часть каждого из нас, как не крути, отрицать не получится.
Красная лента на белоснежном свадебном платье…В таком наряде в день свадьбы предстает перед гостями практически каждая азербайджанская невеста. Но откуда пошла эта традиция, и с чем она связана? Подавляющее большинство уверено, что красная ленточка на свадебном платье символизирует невинность и непорочность девушки. Так ли это на самом деле?
Хотелось бы начать с самого начала – того этапа, когда много веков тому назад молодые люди знакомились друг другом. Как оказывается, раньше в большинстве случаев жених и невеста до свадьбы не были знакомы друг с другом. Пару своему сыну подбирали родители. Согласия молодых вовсе не требовалось, главное, чтобы выбор удовлетворял родственников …
К счастью, эта традиция сегодня практически изжила себя, молодые люди знакомятся сами, ну или по крайней мере, видят своих половинок до момента «Х», то бишь до свадьбы. Тем не менее, в некоторых регионах до сих пор родители выбирают своему сыну невесту. Это случается крайне редко, но традиция все же не ушла окончательно в небытие.
Даже если молодые современные азербайджанцы и знакомятся друг с другом сами, пор родительское благословение – «хейир-дуа» никто не отменял, и оно является очень важным. Если родители не дали добро на выбор спутницы или спутника своего сына или дочери, то это вовсе не означает, что он решиться пойти против мнения семьи. Такое случается крайне редко.
Далее, если благословение все же получено, следует очередной этап на пути создания «ячейки общества»- сватовство.
Родители жениха и некоторые его родственники отправлялись в дом невесты так сказать, «на разведку». Этот обычай дошел до наших дней.
Здесь инициативу в свои руки берет самый пожилой из гостей, который оповещает родителей невесты о цели визита.
Родители невесты не дают прямого согласия. Ответ дается завуалированным методом, точнее через чай. Невеста приносит чай, и если он сладкий, это означает согласие родителей невесты.
После этого следует этап обручения – «нишан». Проводился он в доме невесты, сейчас все чаще в ресторанах и домах торжеств.
Этот день знаменуется тем, что жених и невеста обмениваются кольцами. Жених дарит невесте и ее родственникам ценные подарки. Подарки раскладываются особым образом на подносы – хонча. Всего таких подносов хонча должно быть 7.
В древние времена основным содержимым хончи были ювелирные украшения, дорогие ткани и сладости.
В современном Азербайджане содержимое хончи гораздо более разнообразно. Там и косметика для невесты, и парфюмерия, и сладости, и нижнее белье, ну и неизменным остается золото и ювелирные украшения.
После того как невеста получает эти подарки, она обязана отправить жениху ответные дары на тех самых подносах хонча.
После этапа обручения начинается подготовка к самой свадьбе.
Но тут до свадьбы нельзя не сказать о двух важных традиционных событиях в жизни жениха и невесты. Это «хамам» и «хнаяхты».
Хамам – посещение женихом и его мужским окружением бани. Эта традиция некий прототип современного «мальчишника»- прощание с холостяцкой жизнью.
Сегодня этот обряд уже не актуален.
Девушка же проводила церемонию «хнаяхты», которая дошла до наших дней. Некий прототип девичника в западных странах, у нас эта церемония окутана мистическими поверьями. В древние времена в этот день в жизни невесты происходил важный этап- прощание с подружками. Дело в том, что в былые времена в Азербайджане после свадьбы невесте запрещалось общаться со своими подругами. Таким образом, во время «хнаяхты» девушка в последний раз могла провести несколько часов со своим «девичьим» окружением.
Сегодня это, естественно, не так и девушка после свадьбы так же продолжает общаться со своими подругами. А во время «хнаяхты» сегодня, как и много веков назад, будущей жене и ее подругам рисуют узоры на руках.
Ну а после естественно происходит главное событие – свадьба. Раньше обязательно отмечались 2 свадьбы – «гыз тою» и «оглан тою».
Сегодня это делается крайне редко, и чаще всего молодые устраивают одну пышную свадьбу с огромным количеством гостей.
Под азербайджанскую национальную музыку жених со свитой гостей приезжает в дом невесты, и под музыку «Вагзалы» девушка покидает отчий дом.
Сегодня азербайджанские невесты выходят замуж в традиционных во всем мире белых свадебных платьях, а раньше азербайджанская невеста облачалась в красное платье. От красного платья нам досталась лишь красная лента, предназначение и смысловая нагрузка которой до сих пор не до конца понятна.
Некоторые историки утверждают, что красная лента пришла к нам еще от зороастрийцев, поклонявшихся огню, а красный цвет, как известно – цвет огненного пламени.
Другие говорят, что красная лента – символ непорочности невесты, кроме того, ее повязывают на два узла, что означает соединение двух семей.
Кстати, о непорочности и невинности невесты. Этот момент весьма спорный. Многие азербайджанцы присутствовали на свадьбах, когда невеста выходила замуж во второй раз, и на ней была повязана красная лента. Вопрос невинности, естественно, отходит тут на второй план и, скорее всего, сегодня красная лента – всего лишь дань традиции.
Также бытует мнение, что красная лента – символ плодородия, и повязывают ее на пояс невесте для того, чтобы она родила много детей.
Еще одно мнение – красная лента символ терпения, которое ой как необходимо в семейной жизни.
Кстати, повязывание красной ленты на свадебное платье – обряд, который, кроме азербайджанцев, до сих пор не забыли турки и татары.
Затем лицо невесты закрывают вуалью или фатой, и уводят из родительского дома. Во дворе разжигают большой костер, или же в доме зажигают керосиновую лампу. Невесту обводят вокруг лампы несколько раз. Это делается для того, чтобы дом, в который она войдет, был светлым, а очаг его всегда горячим. И чтоб огонь охранял новую семью от дурных глаз.
Вслед невесте обязательно кидают камень, чтоб дом, в который она идет, был всегда крепким. Также девушке вслед льют воду, чтоб ей было легко влиться в новый уклад жизни.
Во дворе нового дома невесты режут жертвенного барана. Капельку его крови мажут на лоб и на платье невесты, чтобы она быстрее освоилась в новом доме, и подружилась с новыми родственниками. Сегодня эта традиция осталась больше в воспоминаниях азербайджанцев, хотя в некоторых регионах страны она еще жива.
После этого невесту осыпают монетами, конфетами, пшеницей. Это символизирует достаток и изобилие в доме.
Перед невестой несут зеркало, украшенное, кстати, красной лентой. По правую и левую стороны невесты идут подруги, они несут стаканы со свечами и рисом.
Молодых провожают в дом, где начинается их новая совместная жизнь. Им желают счастья, детей, достатка…
Конечно, сегодня по прошествии стольких веков, традиции и обряды претерпели значительные изменения и трансформировались. Следовать им или нет – дело каждого. Ну а вообще, не стоит искать слишком глубокий смысл в каких-то мелочах, а к традициям с обрядами стоит относиться как к истории…