Что означает красный флаг на судне
Сигнальные флаги
Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.
В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.
Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.
Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.
Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.
Размеры сигнальных флагов различных комплектов
Комплект | Прямоугольные (длина,м.) | Прямоугольные (ширина,м.) | Прямоугольные с косицами (длина,м.) | Прямоугольные с косицами (ширина,м.) | Треугольные (длина, м.) | Треугольные (ширина, м.) | Вымпельные (длина, м.) | Вымпельные (ширина у шкаторины, м.) | Вымпельные (ширина у концов, м.) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2,7 | 2,4 | 3,2 | 2,4 | 3,6 | 2,4 | 6,0 | 1,7 | 0,4 |
2 | 2,1 | 1,8 | 2,4 | 1,8 | 2,7 | 1,8 | 4,5 | 1,3 | 0,3 |
3 | 1,35 | 1,2 | 1,6 | 1,2 | 1,8 | 1,2 | 2,5 | 0,9 | 0,2 |
4 | 0,7 | 0,6 | 0,8 | 0,6 | 0,9 | 0,6 | 1,2 | 0,38 | 0,1 |
5 | 0,5 | 0,35 | 0,63 | 0,35 | 0,7 | 0,35 | 0,75 | 0,25 | 0,06 |
Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.
Также к сигнальным флагам можно отнести водолазный флаг. Он применяется для предупреждения окружающих о том, что с корабля, вывесившего флаг, осуществляются подводные спуски водолазов. Используется несколько вариантов водолазного флага: Международный морской флаг «Альфа» и красно-белый Дайв-флаг.
Источники и литература
Галерея
«Кодекс сигналов торгового флота» Фредерика Марриата, 1817 г.
Международные морские сигнальные флаги
Международные морские сигнальные флаги (продолжение)
Виды и значения флагов на кораблях
Первые варианты системы флажных сигналов появились в XVII в. Международный свод был принят в 1857 г. С тех пор его различные модификации используют для передачи сообщений между морскими судами.
В 1887 г. система кодовых сигналов получила свое отражение в «Международном своде сигналов» (INTERCO). Этот документ приняли все морские державы. Он вступил в силу 01.01.1901 года.
В 1931 г. международная комиссия, в состав которой входило 8 стран, усовершенствовала систему сигналов. Последняя ревизия свода датирована 01.04.1969 года. Сигналы также получили расшифровку на кириллице.
Система включает в себя несколько разделов:
Флаги вывешивают на фале до появления ответа. Люди, которые увидели сигнал, поднимают вымпел до половины. Когда сигнал понят, полотнище поднимают вверх до необходимого уровня.
По завершении послания передающей стороной поднимается ответный вымпел – знак того, что передан финальный сигнал. Если принимающие не могут разобрать сообщение, они посылают один из следующих сигналов:
Если послание адресовано конкретному судну, на отдельной конструкции поднимают его флажный позывной. В противном случае считается, что сигнал предназначен для всех.
В XXI в. «Международный свод сигналов» включает в себя 40 флагов:
Сигналы из одного флага
В этой статье приведены значения сигналов. Также даны названия флагов. Указано соответствие между буквами кириллицы и латинского алфавита.
А, А, Alfa, «Альфа»
«Для выполнения задания спущен водолаз. Соблюдайте дистанцию и проходите на минимальной скорости».
Этот флаг на малых судах выполняют в виде жесткого щита. Его высота составляет не менее 1 м. Необходимо обеспечить круговую видимость данного флага.
B, Б, Bravo, «Браво»
«Идет загрузка, разгрузка или доставляется опасный груз».
C, Ц, Charlie, «Чарли»
D, Д, Delta, «Дэлта»
«Соблюдайте дистанцию: маневрируем с большими трудностями».
E, Е, Echo, «Эко»
«Я собираюсь повернуть вправо».
F, Ф, Foxtrot, «Фокстрот»
«Мы потеряли управление и связь».
G, Г, Golf, «Гольф»
«Мне необходимы услуги лоцмана». При рыбной ловле в море этот флаг имеет другое значение: «Я выбираю сети».
H, Х, Hotel, «Хотэл»
«На нашем борту присутствует лоцман».
I, И, India, «Индия»
«Сообщаю об изменении курса. Поворачиваю налево».
J, Й, Juliett, «Джулиэт»
«Возник пожар, на борту перевозится опасный груз. Рекомендуем держаться в стороне».
K, К, Kilo, «Кило»
«Хочу с вами связаться».
Цифра после сигнала говорит о типе связи:
L, Л, Lima, «Лима»
«Судно под карантином» (в порту), «Немедленно остановитесь» (в море).
С помощью этого флага пограничные корабли останавливают суда во внутренних и территориальных водах.
M, М, Mike, «Майк»
N, Н, November, «Новэмбэр»
O, О, Oscar, «Оска»
P, П, Papa, «Папа»
«Судно планирует выйти в море, доложите всем о прибытии» (в порту). «Мне нужен лоцман» (в море). «Мои сети где-то зацепились» (для рыболовных судов).
Также известно давнее название этого флага – «Синий Питер». 300 лет назад его использовали, когда было необходимо отправить просьбу повторить плохо понятое сообщение.
Q, Щ, Quebec, «Кэбэк»
«На нашем судне все здоровы. Освободите нас от карантина».
R, Р, Romeo, «Роумио»
Этот флаг не имеет конкретного значения. Иногда его используют в качестве сигнала «Принято».
S, С, Sierra, «Сиэрра»
«За кормой нашего судна сейчас должны заработать винты». Это сообщение говорит о том, что судно планирует дать задний ход. С помощью цифровых сигналов можно обозначить скорость в узлах.
T, Т, Tango, «Тангоу»
«Держитесь дальше от нашего судна: несем трал». Здесь подразумевается парное патрулирование.
U, У, Uniform, «Юниформ»
«Вы следуете прямо в опасную зону».
V, Ж, Victor, «Викта»
W, В, Whiskey, «Уиски»
«Нам срочно требуется медпомощь».
X, Ь, X-ray, «Эксрей»
«Прекратите делать то, что вы делаете. Ведите наблюдение за моими сигналами».
Y, Ы, Yankee, «Янки»
«Объявляю о поднятии якоря».
Z, З, Zulu, «Зулу»
«Мне необходим буксир».
Обозначение цифр
Для обозначения цифр используют специальные вымпелы.
Также существует обозначение нуля – 0 (Nadazero, «Надазэро»). Представленный желтый вымпел снабжен красной вертикальной полосой.
Также существуют 3 заменяющих вымпела:
1) 1st substitute – желтого цвета с синей каймой;
2) 2nd substitute – в синих и белых тонах;
3) 3rd substitute – белый флаг с черной полосой в средней части.
В дополнение к этим трем флагам корабли НАТО используют четвертый – красного цвета, снабженный желтым квадратом.
Вымпел свода используют в качестве ответного. Он представляет собой красное полотнище, снабженное двумя белыми вертикальными полосами. При передаче цифр этот вымпел обозначает десятичную точку.
Что означает красный флаг на судне
В тексте использованы материалы книги Д.Фоли «Энциклопедия знаков и символов»
(John Foley, Guinness Encyclopedia of Signs and Symbols)
К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку
В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.
В 18 веке популярной в морских флотах европейских стран была сигнальная книга французского адмирала А.И. де Турвиля. Сигналы по де Турвилю передавались с адмиральского корабля с помощью подъема разноцветных флагов, распускания парусов, пальбы из пушек. В сигнальной книге А.И. де Турвиля содержался 221 сигнал.
В 1780 году в сигнальной системе лорда Ричарда Хоу (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение.
Сигнальные флажные системы XVII-XVIII-нач.XIX веков оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен «Кодекс сигналов для торгового флота» (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. При этом учитывалось поднят ли при четырехфлажном сигнале дополнительный флаг (Rendezvous, Telegraph) или вымпел (1-й, 2-й, 3-й заменяющие, номерной), от этого зависело значение сигнала. В таблице 1847 года в составе сигнальных флагов показан Юнион Джек с белой каймой (его подъём на мачте показывал, что флажный сигнал представляет собой название британского военного корабля). Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций» (The Universal Code of Signals for the Mercantile Marine of All Nations).
Существовало несколько различных флажных сигнальных книг: Адмиралтейский кодекс (1808), сингальная книга Томаса Линна (Ост-Индск. комп., 1814), книга сигналов Элфорда (1818), сигнальная книга Натаниэла Сквайра (Англия, 1816, 1820), сигнальная книга Джозефа Конолли (Англия, 1821), Ричарда Берри (1823), лейтенанта Филиппса (Англия, 1836), капитана Л.Рёде (Дания, 1836), книга адмирала Генри Рэпера (1828), книга Бернарда Уотсона (Англия, 1832), лейтенанта Б. Уолкера (Англия, 1841), лейтенанта Вильяма Лорда (Англия, 1845), сигнальная книга А. Ирдли-Вильмота (Англия, 1850), Паркера (1832), Генри Роджерса (США, 1847, 1854).
Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1855 году британским министерством торговли была начата разработка сигнальной системы для торгового флота, а в 1857 году она была опубликована под названием «Система кодовых сигналов для торгового флота» (The Commercual Code of Signals). В системе было 18 «буквенных» флагов, а также вымпел свода. Основой «Системы. » стал свод сигналов Марриата. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции.
Для связи с коммерческими судами по международному коду могли использоваться различные наборы флагов. Например, были определены флаги из систем Роджерса, Марриата, набора британского адмиралтейства, которые использовались для общения по международному коду.
Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов.
Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой «YV1».
Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы
Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости.
Использование флага «А» на судах, спустивших водолаза оговорено также и в «Конвенция о международных правилах предупреждения столкновении судов в море 1972 года» (МППСС-72) Там же говорится о том, что на малых судах этот флаг изготавливается в виде жёсткого щита высотой не менее 1 м, должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага (щита).
Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз
Интересно, что в «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «С» обозначает белый вымпел с красным кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «1». Собственно изменение флага для литеры «С» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «D» обозначает синий вымпел с белым кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «2». Собственно изменение флага для литеры «D» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
Я поворачиваю направо
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «E» обозначает треугольный вымпел из вертикальных красной, белой, синей полос – тот что позже стал обозначать цифру «3». Собственно изменение флага для литеры «E» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
F, Ф Foxtrot, Фокстрот
Я потерял управление и возможность связи
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «F» обозначает треугольный красный вымпел с белым крестом – тот что позже стал в МСС обозначать цифру «4». Собственно изменение флага для литеры «F» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
Мне нужен лоцман. Рыболовные суда этим флагом сигнализируют «Я выбираю сети».
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «G» обозначает треугольный вымпел из жёлтой (у шкаторины) и синей половин – тот что позже стал обозначать в МСС цифру «5». Собственно изменение флага для литеры «G» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
У меня на борту лоцман
«Я меняю курс. Поворачиваю влево»
J, Й Juliett, Джулиэт
«У меня пожар и имею опасный груз на борту»
«Я хочу связяться с вами». Если после сигнала «Кило» идет цифра, то она обозначает тип связи: сигнальными флагами языком Морзе, мегафоном, сигнальными фонарями, звуковыми сигналами и т.п.
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «L» обозначает такой же флаг, но расположение цветных прямоугольников иное.
Именно этим флагом пограничные корабли останавливают невоенные суда в территориальных и внутренних водах.
«Я прекратил движение»
N, Н November, Новэмбэр
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «N» такой же флаг, но белые и синие поля поменены местами.
На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина
«За кормой моего судна сейчас заработают винты», т.е. судно дает задний ход. Может дополняться цифровыми флагами, обозначающими скорость в узлах.
«Держитесь от меня подальше, я несу трал». Имеется в виду парное траление.
U, У Uniform, Юниформ
Вы идёте навстречу опасности
Требуется медицинская помощь
«Прекратите выполнение того, что делаете. Наблюдайте за моими сигналами»
Для обозначения цифр существуют специальные вымпела.
Вымпел свода – красное полотнище с 2 вертикальными полосами. Он же используется как «ответный вымпел». В передаче цифр он обозначает десятичную точку. Когда вымпел свода поднимается в начале сигнала, это означает, что дальнейшая передача сигнала будет идти по правилам свода, а не по неким другим, например, военным кодам. Этот вымпел остается поднятым все время, пока корабль передает сообщения по МСС.
Размеры сигнальных флагов могут быть различными. Основные типоразмеры:
№1: 30х40 (буквенные), 30х45 (репитерные треугольные), 25х75 см, ширина у свободного конца 6 см (цифровые и ответные флаги в форме вымпелов);
№2: соответственно 50х60, 50х65, 25х75 (6) см
№3: соответственно 70х90, 70х90, 50х150 (15) см
№4 соответственно 120х140, 120х150, 90х270 (25) см.
№5 соответственно 150х180, 150х190, 130х390 (35) см
Сигнальные флаги в РФ изготавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51131-98.
Военно-морской флот имеет свою систему сигналов. Флаги военно-морского свода сигналов СССР можно посмотреть здесь.
©Victor Lomantsov
last edited 30.10.2013
Что означает красный флаг на судне
Картинка-памятка для быстрого запоминания действующих флагов МСС
В тексте использованы материалы книги Д.Фоли «Энциклопедия знаков и символов»
(John Foley, Guinness Encyclopedia of Signs and Symbols)
В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.
Сигнальные флажные системы XVII-XVIII-нач.XIX веков оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен «Кодекс сигналов для торгового флота» (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. При этом учитывалось поднят ли при четырехфлажном сигнале дополнительный флаг (Rendezvous, Telegraph) или вымпел (1-й, 2-й, 3-й заменяющие, номерной), от этого зависело значение сигнала. В таблице 1847 года в составе сигнальных флагов показан Юнион Джек с белой каймой (его подъём на мачте показывал, что флажный сигнал представляет собой название британского военного корабля). Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций» (The Universal Code of Signals for the Mercantile Marine of All Nations).
Существовало несколько различных флажных сигнальных книг: Адмиралтейский кодекс (1808), сингальная книга Томаса Линна (Ост-Индск. комп., 1814), книга сигналов Элфорда (1818), сигнальная книга Натаниэла Сквайра (Англия, 1816, 1820), сигнальная книга Джозефа Конолли (Англия, 1821), Ричарда Берри (1823), лейтенанта Филиппса (Англия, 1836), капитана Л.Рёде (Дания, 1836), книга адмирала Генри Рэпера (1828), книга Бернарда Уотсона (Англия, 1832), лейтенанта Б. Уолкера (Англия, 1841), лейтенанта Вильяма Лорда (Англия, 1845), сигнальная книга А. Ирдли-Вильмота (Англия, 1850), Паркера (1832), Генри Роджерса (США, 1847, 1854).
Для связи с коммерческими судами по международному коду могли использоваться различные наборы флагов. Например, были определены флаги из систем Роджерса, Марриата, набора британского адмиралтейства, которые использовались для общения по международному коду.
Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов.
Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой «YV1».
Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.
Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости. Использование флага «А» на судах, спустивших водолаза оговорено также и в «Конвенция о международных правилах предупреждения столкновении судов в море 1972 года» (МППСС-72) Там же говорится о том, что на малых судах этот флаг изготавливается в виде жёсткого щита высотой не менее 1 м, должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага (щита). |
Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз |
Интересно, что в «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «С» обозначает белый вымпел с красным кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «1». Собственно изменение флага для литеры «С» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года. |
Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «D» обозначает синий вымпел с белым кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «2». Собственно изменение флага для литеры «D» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года. |
Я поворачиваю направо В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «E» обозначает треугольный вымпел из вертикальных красной, белой, синей полос – тот что позже стал обозначать цифру «3». Собственно изменение флага для литеры «E» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года. |
F, Ф Foxtrot, Фокстрот Я потерял управление и возможность связи В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «F» обозначает треугольный красный вымпел с белым крестом – тот что позже стал в МСС обозначать цифру «4». Собственно изменение флага для литеры «F» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года. |
Мне нужен лоцман. Рыболовные суда этим флагом сигнализируют «Я выбираю сети». В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «G» обозначает треугольный вымпел из жёлтой (у шкаторины) и синей половин – тот что позже стал обозначать в МСС цифру «5». Собственно изменение флага для литеры «G» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года. |
У меня на борту лоцман |
«Я меняю курс. Поворачиваю влево» |
J, Й Juliett, Джулиэт «У меня пожар и имею опасный груз на борту» |
«Я хочу связяться с вами». Если после сигнала «Кило» идет цифра, то она обозначает тип связи: сигнальными флагами языком Морзе, мегафоном, сигнальными фонарями, звуковыми сигналами и т.п. |
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «L» обозначает такой же флаг, но расположение цветных прямоугольников иное. Именно этим флагом пограничные корабли останавливают невоенные суда в территориальных и внутренних водах! |
«Я прекратил движение» |
N, Н November, Новэмбэр В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «N» такой же флаг, но белые и синие поля поменены местами. |
Человек за бортом |
На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина |
«За кормой моего судна сейчас заработают винты», т.е. судно дает задний ход. Может дополняться цифровыми флагами, обозначающими скорость в узлах. |
«Держитесь от меня подальше, я несу трал». Имеется в виду парное траление. |
U, У Uniform, Юниформ Вы идёте навстречу опасности |
Прошу помощи. |
Требуется медицинская помощь |
«Прекратите выполнение того, что делаете. Наблюдайте за моими сигналами» |
Я поднимаю якорь |
Мне нужен буксир |
Для обозначения цифр существуют специальные вымпела. В Международном Своде сигналов всего три заменяющих флага. Но суда НАТО (в дополнение к этим трём) обычно используют и четвертый заменяющий флаг – красный вымпел с жёлтым квадратом у шкаторины. Вымпел свода – красное полотнище с 2 вертикальными полосами. Он же используется как «ответный вымпел». В передаче цифр он обозначает десятичную точку. Когда вымпел свода поднимается в начале сигнала, это означает, что дальнейшая передача сигнала будет идти по правилам свода, а не по неким другим, например, военным кодам. Этот вымпел остается поднятым все время, пока корабль передает сообщения по МСС. Размеры сигнальных флагов могут быть различными. Основные типоразмеры: Сигнальные флаги в РФ изготавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51131-98. |
Считается, что флаг не должен реять на флагштоке круглые сутки. Утром с восходом солнца флаг должен подниматься, а вечером спускаться. В США, например, круглосуточное вывешивание национального флага разрешено лишь в трёх местах (мемориалах). Во многих странах за соблюдением этого ритуала ревностно следят в государственных учреждениях и даже университетах и школах (в России, к сожалению, таких обычаев нет, а флажный протокол исполняется разве что в военном флоте. )
Флаг или знамя ни в коем случае не должны касаться земли, даже краем. Нельзя помещать флаг в могилу. Например, если в похоронной церемонии флаг используется как покрывало гроба; то перед опуском в могилу флаг должен быть снят и передан на хранение родственникам погибшего.
Также запрещается вывешивать флаг перевёрнутым (за исключением специально оговоренных случаев). Это считается оскорблением государству и нации.
Правила совместного вывешивания флагов нескольких государств, флагов государства и мунициапального образования или предприятия описываются в соответствующих Положениях. Общее правило таково: флаги двух равноправных субъектов должны быть одного размера, флаг части страны (города, предприятия) не может быть больше флага государства. Если несколько равноправных флагов располагаются на флагштоках в ряд, то значение имеет их порядок. Наиболее привилегированными местами в ряду флагов считается центр и левый от зрителя фланг. В этих местах обычно помещают флаги международных организаций, форумов и т.п. Остальные флаги целесообразнее всего расположить по алфавиту.
В США и ряде других стран флаг принято поднимать на флагшток быстро (полотнище должно как бы «взлетать» вверх). Спуск флага наоборот производится медленно и торжественно. В российском флоте в ритуале подъема флага предусмотрено, что флаг и поднимается медленно. Если поднимаются несколько флагов, то первым следует поднять флаг с более высоким статусом (государственный), при спуске флагов он спускается последним.
На моторных катерах флаг может быть поднят на гафеле сигнальной мачты.
Государственный флаг можно не поднимать на стоянке своего клуба в гавани. При плавании по внутренним водам спортивные яхты могут вместо Государственного флага нести флаг своего спортивного общества или яхт-клуба.
Флаг или брейд-вымпел яхт-клуба или спортивного общества (т.н. Burgee) поднимается над клотиком мачты. Если это невозможно из-за конструктивных особенностей корабля, то флаг яхт-клуба поднимается под краспицей правого борта. Место под краспицей правого борта на яхтах вообще «забронировано» под флаг страны захода или т.н. «флаг вежливости», т.е. государства в территориальных водах которого находится яхта, под флагом страны захода может также размещаться карантинный флаг. Возможно также под флагом страны захода поднимать региональные флаги страны захода. Когда правая краспица занята, то флаг яхт-клуба может быть перемещен на левую краспицу.
Флаг вежливости поднимается после поднятия кормового флага, а спускается непосредственно перед спуском кормового флага.
Под левой же краспицей поднимается и флаг судоходной компании или порта приписки (т.н. House Flag), а также национальные флаги отдельных членов экипажа или гостей яхты.
На моторных лодках флаг вежливости поднимается справа от сигнальной мачты. Слева от сигнальной мачты может быть поднят флаг страны почетного гостя.
В торжественных случаях (Государственные и национальные праздники) судно украшается флагами расцвечивания. Расцвечивание производят только на стоянке на бочке или у причала, на ходу расцвечивание не производится. Флаги расцечивания находятся на фалах, натянутых между штевнями корабля и клотиками мачт. Торговые суда и яхты используют для расцвечивания флаги Международного Свода Сигналов (сам вымпел Свода для этого не используется). Корабли ВМФ используются флаги Военно-морского свода сигналов. В общем случае для расцвечивания могут использоваться все флаги, имеющиеся в корабельном комплекте. Запрещается использовать для расцвечивания лишь государственный флаг, флаг ВМФ, гюйс, флаги вспомогательных судов и судов пограничной охраны должностные флаги и брейд-вымпелы, а также иностранные государственные или военные флаги. Необходимо также следить, чтобы сочетание сигнальных флагов, поднятых в качестве флагов расцвечивания, не образовывало никаких фраз.
- Что означает красный флаг на пляже в турции
- Что означает красный флаг у проводника