Что означает круг в орнаментах игрушек
Круг и сфера
В глубокой древности круг считался символом годовых сезонных циклов, которые обозначались при помощи звуков, во время произношения которых рот принимал кольцеобразную форму. Геометрическая символика круга имеет тройное значение: это и круговорот жизни, и временной цикл, и божественное начало. В центре круга находится точка, из которой берет начало движение, а сама эта фигура является своеобразным «развитием» этого центра. Таким образом, точка толковалась как начало жизни, тогда как сам круг служил олицетворением цикличного повторения времен года, жизни и смерти, времени суток.
Зодиакальный круг изображает хоровод планет вокруг Солнца, который находит отражение в архитектуре кругоподобных храмов, круговом танце дервишей, движении мусульманских паломников вокруг Каабы в Мекке, а также православного священника с кадилом в руках вокруг алтаря. Все эти обряды символизируют собой участие в великом ритме Вселенной.
Символ Уроборос — круг, представленный в образе змеи, кусающей свой хвост, — олицетворяет вечность и жизнь. В астрологии круг ассоциируют с солярным символом, порождающей силой Солнца, перед которой преклонялись еще древние египтяне, что нашло свое отражение в изображении кнефа — крылатого диска. Древние люди также использовали идею круга в ритуалах поклонения солярному богу. Неотъемлемой частью таких ритуалов стали замкнутые кольцеобразные шествия-хороводы. Считалось, что так можно оказать содействие божеству в трудные периоды его годового цикла: во время солнцестояния, равноденствия, затмения.
Круг использовался как мощное средство защиты от злых духов, которые не могли вступить в пространство, ограниченное этой геометрической фигурой, прочерченной на земле или полу железным стержнем, а позднее просто мелом. Как пример, можно вспомнить произведение Гоголя «Вий», в котором описывается, как нечистая сила не могла заметить и, следовательно, навредить Хоме, очертившему вокруг себя круг. В Китае вокруг костра, на котором сжигают заключенных в сосуд злых духов, мелом рисуют окружность, олицетворяющую крепость, лишенную выхода, из которой невозможно сбежать.
Схожую функцию выполняет земляной вал, который китайцы возводят вокруг могил, чтобы отпугнуть злых духов, крадущих приношения, предназначенные для усопших. Китайцы также используют амулеты в виде золотого обруча, который снабжают широкой защелкой, носящей название застежки долгой жизни. Эта застежка служит олицетворением того, что дух долголетия и счастья находится в безопасности (буквально «закрыт на замочек») и впредь сможет посылать благодеяния владельцу оберега. Обычно такие своеобразные замки родители дарят новорожденному на 19-й день второго лунного месяца, на который выпадает день рождения Будды.
К символике магического круга достаточно близки цепочки защиты, которые маги вычерчивают вокруг людей и растений. Считается, что таким образом последние смогут приобрести сверхъестественные свойства, а человек сможет оградить себя от дурных влияний. В Японии аналогичную функцию выполняет священная веревка из рисовой соломы, называемая шименава. Согласно мифологическим представлениям японцев, она препятствует окончательному исчезновению солнца. Также, в целях защиты от вредоносных духов, ее набрасывают на деревья, священные холмы, участки, на которых планируется вести строительство, различные сооружения и т.д.
Под Новый год шименава укрепляют над входом в частные дома или храмы. Говоря о символизме круга, следует также упомянуть и волшебные кольца, которые носили кудесники, чтобы защитить свои пальцы от опасных влияний (именно от них и произошли различного рода кольца, браслеты и т.д.), а также для обеспечения связи между душой и телом. После смерти человека они снимались, чтобы дух мог вознестись на небо, а не остался прикованным к телу усопшего. Тибетские ламы также имеют магический инструмент кольцеобразной формы. Это киилор — круг, предназначенный для медитации. Буддисты верят, что он очерчивает духовные флюиды и мандалу — цветную диаграмму, которую рисуют на ткани, бумаге, металле или земле.
Изобразительное искусство. 1 класс
Конспект урока
Изобразительное искусство. 1 класс.
Урок №4 «Русская глиняная игрушка»
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Каргопольские игрушки представляют собой, в основном, одиночные фигурки, окрашенные, чаще всего, в белый цвет. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб.
Встречаются и другие сказочные герои: лев, птица Си́рин, двухголовый конь.
В росписи каргопольских фигурок сочетается множество элементов. Это круги, овалы, кресты, палочки, напоминающие собой древнейшие орнаментальные мотивы.
Все эти элементы каргопольского узора нанесены на фигурки неспроста. Это настоящие знаки-символы, являющиеся пожеланием благополучия.
Солнце – изображено в виде круга или розетки;
Земля – в виде ромба;
Зерно – в виде смыкающихся скобок;
Древо жизни – обозначено ростком, на концах которого обозначены плоды.
Все эти знаки-символы вполне узнаваемы, ведь они схожи по форме и цвету с реалистичным изображением. Это говорит о том, что люди передавали свои представления об окружающем мире с помощью узоров.
Существует несколько приёмов лепки игрушек из глины:
— вытягивание из целого куска;
— примазывание отдельных частей;
Рассмотрите народные игрушки. Выберите изображения игрушек, которые производят в городе Каргополе.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.
Найдите спрятанные названия игрушек.
Вопрос 1 – Название города, где появилась глиняная каргопольская игрушка.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.
Вопрос 1 – Каргополь.
Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 160 с.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 1 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 48 с.
Древние символы в современной игрушке
Разделы: МХК и ИЗО
Цель урока: Выполнение творческой работы на примере Филимоновской, Дымковской и Каргопольской глиняной игрушки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Зрительный ряд: образцы элементов росписи игрушек, игрушки.
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Сегодня у нас не обычный урок, а народная ярмарка, на которой будут представлены разнообразные игрушки трех известных художественных промыслов.
Вопрос. Вспомните, что это за художественные промыслы, как они называются?
Ответы. Дымковская, Филимоновская и Каргопольская глиняные игрушки.
На прошлом уроке вы лепили игрушки из глины и пластилина. Посмотрите, чего не хватает на ваших поделках?
Ответы. Узоров, цвета, красок.
Вопрос. Как вы думаете, в чем заключается цель сегодняшнего урока?
Ответы. Расписать игрушки узорами и орнаментом.
Так как предмет изобразительное искусство является творчеством, то и работа ваша будет заключаться в выполнение творческой работы на примере Филимоновской, Дымковской и Каргопольской глиняной игрушки. Презентация.
Ребята разделились на 3 группы, это художественные мастерские, каждая из которых представляет свой промысел.
Прошу представиться группам.
1. Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Дымковские игрушки мастерят в Кировской области под г. Вяткой. (Презентация. Слайд 2)
2. В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары. Там лепят Филимоновские игрушки. (Слайд 3)
3. Каргопольские игрушки родом из Архангельской области, из деревни Каргополье, что на севере России. (Слайд 4)
Вопрос. Давайте вспомним, кого изображали в игрушках мастера?
1. Ассортимент Дымковских игрушек разнообразен: барыни под зонтиком, румяные кавалеры, кони, медведи, олени, уточки, петухи. Корова, баран, козел очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. (Слайд 5)
Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе.
2. Филимоновские игрушки разнообразны: барыни и кавалеры, невеста с женихом, солдат всадники, птицы, петухи, собачки, лошади, свиньи, коровы, медведи. (Слайд 6)
3. Каргопольские игрушки– сцены из повседневной жизни: баба, мужик, пахарь, сеятель, кузнец. (Слайд 7)
Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке, гармонист. Есть и сказочные герои: лиса, медведь – одетые как люди, лошади, тройки, сани.
Вопрос: Какой цвет использовали художники для росписи игрушек? (Слайд 8)
Ответ: Для росписи Дымковских игрушек художники брали все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, синий, голубой, зеленый, фиолетовый, розовый.
Ответ: Для росписи Филимоновских игрушек брали три главные цвета – малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета.
Ответ: Для Каргопольских игрушек использовали красный, оранжевый, синий, зеленый, коричневый, черный.
Вопрос: А какое значение имели цвета в росписи? (Слайд 9)
белый – чистота, правда, добро;
красный – огонь, красота, здоровье, сила, слава;
желтый – солнце, свет, радость;
синий – небо, вода;
зеленый – жизнь, молодость;
черный – земля.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Один из них – весенний праздник “свистопляска”, который был посвящен солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Присмотритесь к игрушкам. У каждого промысла есть похожие игрушки. Назовите их.
Ответ: это конь, птица и баба.
Вопрос: Какой смысл выражают эти образы? (Слайд 10, 11, 12)
конь – кормилец, защитник,
птица – счастье, удача,
баба – плодородие, продолжение рода, берегиня, женщина, мать, хранительница семейного очага.
В них живут память народа, его древние традиции. Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом.
Вопрос: Вспомните, какое значение имеют символы орнамента росписи? (Слайд 13)
Ответ: Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни, синяя волнистая полоса – это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Орнаменты, используемые при росписи глиняной игрушки.
Вопрос: Где еще можно встретить древние знаки орнамента, которым украшены игрушки?
Ответ: Знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в резьбе.
3. Динамическая пауза.
Вижу, вы сидеть устали, ну-ка, дружненько все встали!
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахали,
Друг на друга посмотрели,
Шесть – на место тихо сели.
4. Знание темы урока вы усвоили хорошо, молодцы. А сейчас приступайте к выполнению росписи игрушек, которых вы представите на нашей ярмарке.
Учащиеся приступают к выполнению росписи, звучит музыка, сборник русских народных наигрышей. Перед показом игрушек, когда все закончили работу, включается песня В. Леонтьева “Ярмарка”.
Учащиеся выставляют свои игрушки на стол. Просмотр работ.
5. Завершение урока.
Посмотрите, какая замечательная ярмарка игрушек у нас получилась!
Какими эпитетами можно охарактеризовать эти поделки?
Ответы: яркие, нарядные, красивые, праздничные, веселые.
Продолжите фразу: – я сегодня на уроке…
Какое применение вашим игрушкам вы бы нашли?
Что нового вы узнали на уроке?
Понравилось вам расписывать игрушки?
Мы с вами будем расписывать другие народные игрушки, об этом вы узнаете на следующем уроке.
Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни
Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.
История и традиции дымковской росписи
Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.
Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.
Элементы и орнаменты
Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.
Различные круги — символ солнца, волны — неба
Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.
Цветовая палитра
Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.
Материалы
Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.
Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.
Мастер-класс росписи дымковской барыни
Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.
Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.
Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.
Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
Содержание:
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
↑ Символика узора
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
↑ Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия
↑ Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
↑ Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
↑ Узоры в косой клетке
↑ Ленточный орнамент
↑ Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
↑ Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.