Что означает культура брачных отношений
Безопасность жизнедеятельности
Шпаргалка по предмету основы безопасности жизнедеятельности. Учебный минимум для сдачи экзамена и зачета.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность жизнедеятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
13. Брак и семья, культура взаимоотношения полов
Качества, которыми должны обладать супруги для создания прочной семьи: умение общаться с лицами противоположного пола, умение находить взаимопонимание в любых ситуациях. Говоря о психологической загадке полов, мужчине не доступна женская логика и наоборот, а именно: логика чувств, эмоций. Женщины не понимают оторванности мужчин от повседневных забот, они в большей степени склонны к доверительному общению, более эмоциональны, менее сдержанны. У женщин и мужчин по отношению к любви свои особенности. У женщин на первом месте этика, психологическая привлекательность мужчины, поэтому им всегда хочется слышать в свой адрес ласковые слова, мужчины же «любят глазами».
Важно серьезно и обдуманно подходить к вопросу создания семьи, которая базировалась бы на основе взаимного влечения, уважения друг к другу и общности интересов. Однако выбор партнера обычно происходит в молодости, когда жизненный опыт невелик.
Незнание основных условий половой жизни юношами и девушками, молодыми супругами лишает их необходимой осторожности и нередко ведет к непоправимым ошибкам.
Важно иметь представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов — мужских и женских, знать механизм зачатия, зарождения новой жизни.
Вступая в интимные добрачные отношения, молодые люди не очень представляют их последствия, не задумываются о возможной беременности, заражении венерической болезнью или СПИДом. Вначале ребенок — повод для создания семьи, а затем тот же ребенок оказывается причиной развода. Половая жизнь влияет на формирование таких общественных сторон жизни, как семья и воспитание детей.
Прежде всего необходимы общность интересов, примерно одинаковый уровень развития, серьезность и глубокое уважение, чувства любви и дружбы. Сексуальные отношения супругов основаны на глубоком эмоциональном влечении, но не только они определяют прочность семьи.
Здоровый образ жизни связан с умелым планированием семьи, основанным на идее сохранения здоровья людей.
Планирование — это рождение ребенка в тот срок, когда для этого появились необходимые условия в семье. Характер взаимоотношений супругов определяет рождаемость, сказывается на исходе беременности, влияет на различные показатели здоровья. По наблюдениям врачей здоровые дети рождаются от женщин в возрасте 25–35 лет и от мужчин в возрасте 24–40 лет. Избавление от нежеланного ребенка посредством аборта приносит зачастую непоправимый вред здоровью женщины. Первый аборт в 15 случаях из 100 становится причиной вторичного бесплодия.
Жизнь человека не может считаться полноценной, если он не знает счастья материнства и отцовства.
Культура брачных отношений
Правовые основы взаимоотношения полов
Брак и семья
Семья являет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека.
Семья— основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Брак– семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт.
В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах).
Брак (брачный союз)— постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода. Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж, женщина – жена.
Брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).
Кроме того, в ряде стран Европы с недавних пор регистрируют однополые брачные союзы.
Выделяют три основные ступени готовности молодѐжи к браку:
Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.
В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребѐнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещѐ и способность выносить и родить здорового ребѐнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Половая зрелость ещѐ не показатель социальной и психологической готовности к браку. Необходима ещѐ и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания.
Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие:
— приобретение профессии или продолжение получения высшего образования;
— начало самостоятельной трудовой деятельности.
С этим неразрывно связанно социально-экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещѐ пять-семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие – серьѐзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.
Этико-психологическая готовность к браку включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство.
Виды брака.
Церковный брак – освящѐнный какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В Православии и в Католичестве бракосочетание составляет одно из Таинств – Венчание.
Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также гражданским браком часто неправильно называется фактический брак.
Временный брак — в отдельных странах законодательство признаѐт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаѐт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключѐн, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.
Фактический брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» — отношения между партнѐрами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признаѐтся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926-1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождѐнных в браке, не отличаются от прав детей, рождѐнных вне брака. Законодательством некоторых зарубежных стран признаѐтся на правах конкубината (сожительства).
Фиктивный брак — притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным. Фиктивный брак может заключаться по разным мотивам: перспектива получения жилой площади, постоянной регистрации, наследования имущества в случае смерти престарелого супруга, получение пенсии, другие корыстные и иные цели.
Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причѐм возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жѐн — не более четырѐх. Все остальные жительницы гарема жѐнами не считаются, однако у них есть определѐнные гарантии (от хозяина гарема) признания ребѐнка в случае его рождения. Тем не менее, их положение существенно ниже, чем у жѐн, и скорее напоминает рабство.
Однополый брак — сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Испания, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак.
Культура брачных отношений
Психологическая совместимость — совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок брачных партнеров.
Психологическая совместимость основана на взаимной комплексной оценке образа мыслей, поведения, намерений и желаний брачных партнеров.
Из-за чего же бывают конфликты в семейных отношениях?
А. И. Кочетов называет семь основных причин, перечисляя их в соответствии с частотой встречаемости:
— нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);
— неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми — родственниками, знакомыми, сослуживцами и т. д.;
— несовместимость интересов и потребностей;
— различные педагогические позиции по отношению к ребенку;
— наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов;
— отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.
Культура брачных отношений
Правовые основы взаимоотношения полов (2 часа)
План:
2. Культура брачных отношений.
3. Основные функции семьи.
4. Основы семейного права в Российской Федерации.
5. Права и обязанности родителей.
6. Конвенция ООН «О правах ребенка».
Список источников и литературы
1.Конвенция о правах ребенка [Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL http://education.simcat.ru/school61/files/1453581184_konvenciya_o_pravah_rebenka.pdf (дата обращения: 25.09.2018).
2.Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями): [Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: принят Государственной Думой: по состоянию на 4 мая 2011 года № 98-ФЗ] // Российская газета. – 2011. – № 7.
3.Косолапова Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – 10-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с., с.46-49.
Брак и семья
Семья являет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека.
Семья— основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Брак– семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт.
В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах).
Брак (брачный союз)— постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода. Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж, женщина – жена.
Брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).
Кроме того, в ряде стран Европы с недавних пор регистрируют однополые брачные союзы.
Выделяют три основные ступени готовности молодѐжи к браку:
Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.
В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребѐнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещѐ и способность выносить и родить здорового ребѐнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Половая зрелость ещѐ не показатель социальной и психологической готовности к браку. Необходима ещѐ и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания.
Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие:
— приобретение профессии или продолжение получения высшего образования;
— начало самостоятельной трудовой деятельности.
С этим неразрывно связанно социально-экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещѐ пять-семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие – серьѐзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.
Этико-психологическая готовность к браку включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство.
Виды брака.
Церковный брак – освящѐнный какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В Православии и в Католичестве бракосочетание составляет одно из Таинств – Венчание.
Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также гражданским браком часто неправильно называется фактический брак.
Временный брак — в отдельных странах законодательство признаѐт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаѐт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключѐн, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.
Фактический брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» — отношения между партнѐрами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признаѐтся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926-1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождѐнных в браке, не отличаются от прав детей, рождѐнных вне брака. Законодательством некоторых зарубежных стран признаѐтся на правах конкубината (сожительства).
Фиктивный брак — притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным. Фиктивный брак может заключаться по разным мотивам: перспектива получения жилой площади, постоянной регистрации, наследования имущества в случае смерти престарелого супруга, получение пенсии, другие корыстные и иные цели.
Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причѐм возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жѐн — не более четырѐх. Все остальные жительницы гарема жѐнами не считаются, однако у них есть определѐнные гарантии (от хозяина гарема) признания ребѐнка в случае его рождения. Тем не менее, их положение существенно ниже, чем у жѐн, и скорее напоминает рабство.
Однополый брак — сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Испания, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак.
Культура брачных отношений
Психологическая совместимость — совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок брачных партнеров.
Психологическая совместимость основана на взаимной комплексной оценке образа мыслей, поведения, намерений и желаний брачных партнеров.
Из-за чего же бывают конфликты в семейных отношениях?
А. И. Кочетов называет семь основных причин, перечисляя их в соответствии с частотой встречаемости:
— нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);
— неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми — родственниками, знакомыми, сослуживцами и т. д.;
— несовместимость интересов и потребностей;
— различные педагогические позиции по отношению к ребенку;
— наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов;
— отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.
Тема 5. Культура и этика семейно-брачных отношений.
1. Понятие, структура и функции культуры брачно-семейных отношений
Попытки использовать это понятие для анализа брака и семьи предпринимались в нашей стране еще в 20-30 годы XX в. В работах, посвященных половому воспитанию молодежи, некоторыми авторами высказывалась идея необходимости формирования «культуры любви», «культуры чувств», «культуры личных отношений». Современные исследователи брака и семьи также используют термин «культура» для характеристики отдельных сторон брачно-семейных отношений.
Понятие «культура брачно-семейных отношений» по своему содержанию значительно шире. Ее следует трактовать, прежде всего, как меру «очеловечения» всей совокупности семейных отношений, включая не только супружеские, но и детско-родительские отношения и взаимоотношения поколений в семье в целом, на основе выработки развития и усвоения единых интеллектуальных, моральных и этических ценностей. Таким образом, термин «культура брачно-семейных отношений» можно употреблять в широком и в узком смысле слова.
В узком смысле слова «культура брачно-семейных отношений» – это характер, стиль общения, обеспечивающий оптимальное функционирование семьи, это нормы и правила поведения человека в семье, это этикет, которому следует обучиться и придерживаться в течение всей жизни. На основании стиля и характера взаимоотношений всех членов семьи, на основании отношения мужчины к женщине можно судить об уровне культуры брачно-семейных отношений и о степени общей культуры человека. Культура брачно-семейных отношений в широком смысле рассматривает брак как союз двух людей, основанный исключительно на чувстве восхищения друг другом, а семью, как общность людей, возникающую на базе определенных биологических предпосылок. Далее естественные отношения полов наполняются социально значимым содержанием и имеют непосредственное общественное проявление. В широком смысле культура брачно-семейных отношений выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, уровень и способ социального воспроизводства человеческой жизни.
Главное противоречие в семье вовсе не между мужчиной и женщиной, как принято думать и считать на уровне обыденного сознания, а противоречие между биологическим и социальным в ней. Поиск счастья есть яростная попытка преодолеть это противоречие.
Культура брачно-семейных отношений включает в себя различные по характеру и содержанию компоненты: медико-гигиенические, хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, психологические. Структурные компоненты культуры брачно-семейных отношений формируются в зависимости от пола, возраста, образования и личностных качеств людей.
Показателями культуры брачно-семейных отношений выступают с одной стороны, духовные ценности: представления и установки и идеалы о браке и семье, сформированные в детстве и подростковом возрасте, знание норм и правил семейной жизни, знание закономерностей развития и утверждения социально-психологического единства в семье, а с другой – материально-духовные отношения: навыки и умения, определенные стереотипы поведения, реализуемые во взаимоотношениях полов в процессе становления и функционирования семьи. Отсюда очевидно, что подготовка молодежи к браку должна охватывать все компоненты культуры брачно-семейных отношений и строиться с учетом специфики их освоения молодежью в зависимости от возраста, уровня образования и пола.
На уровень культуры брачно-семейных отношений оказывают воздействие различные объективные и субъективные факторы, которые влияют по-разному в зависимости от социально-демографических характеристик и психологических особенностей человека. Более того, не все из них поддаются достаточно результативному контролю и регулированию. Большое значение имеет семейное воспитание, в процессе которого складываются идеалы и представления о взаимоотношениях полов, о ролях и функциях супругов, о значении брака и семьи. Однако основное воздействие на молодых людей оказывают не сознательно организованные воспитательные мероприятия и программы, а сама модель семьи, реальные отношения между родителями, семейные традиции, стиль и характер ежедневного общения между членами семьи, распределение и выполнение ими различных обязанностей. Таким образом, воздействие семейного воспитания определяется, с одной стороны, подготовленностью родителей по вопросам брака и семьи, с другой – положительным примером семейной жизни самих родителей.
Существенное влияние, чаще негативное, на представление молодых людей об интимной жизни будущих супругов оказывает окружающая среда сверстников. Информация, идущая по этому каналу, носит стихийный характер и регулированию поддается слабо. Однако, влияние сверстников тем сильнее, чем ниже уровень научной осведомленности молодежи. Отсюда следует, что подготовка молодежи к браку и семейной жизни должна опережать стихийное воздействие среды. Только так возможно нейтрализовать вредное влияние случайной информации. Поэтому по вопросам семейно-брачных отношений необходимо существенно улучшить подготовку как будущих учителей (обучить в системе повышения квалификации работающих в школах и вузах преподавателей), так и бакалавров по социальной работе в области гендерных и семейных отношений.
Культура брачно-семейных отношений представляет собой сложное и многогранное явление, охватывающее все стороны существования человека в семье. В силу этого она призвана выполнить ряд определенных социальных функций.
1. Гносеологическая (познавательная) функция.
Культура брачно-семейных отношений позволяет человеку подняться над его природными, чисто биологическими инстинктами. Культура брачно-семейных отношений дает всестороннюю целостную картину жизни семьи с момента ее зарождения и до последних дней пребывания человека в семье. Через культуру брачно-семейных отношений человек познает себя и становится способным формировать, развивать и преобразовывать себя в лучшую сторону, приобретая новые навыки и умения жизни в семье и управления семьей.
2. Информационная функция или функция передачи социального опыта прошлых поколений молодежи.
Другого способа передачи социального опыта, сохранения традиций и обычаев в семье, кроме, как через культуру брачно-семейных отношений, человечество не знает, поэтому информационная функция – это функция исторической преемственности. Нравственность, соцальные качества человека не передаются по наследству и не могут быть заложены в генетической программе. Поэтому каждое следующее поколение должно пройти свою школу нравственности и к моменту вступления в брак уже иметь свои четкие определенные представления о жизни в современной семье на основе объективно обусловленной социальной программе, в которой находит отражение состояние как материального, так и духовного аспекта культуры брачно-семейных отношений. Следует подчеркнуть, что культура брачно-семейных отношений не просто накапливает человеческий опыт, транслируя его от одного поколения к другому, она обобщает и перерабатывает этот опыт, отбирая многосложную информацию применительно к потребностям современного общества.
3. Коммуникативная функция культуры брачно-семейных отношений.
Закрепляя обычаи и традиции народа, семьи, быта прошлого в современной жизни, мы как бы связываем поколения. Культура брачно-семейных отношений предполагает знание, восстановление и сохранение своей родословной, тем самым сегодня живущие люди вступают в косвенное общение со своими возможно далекими предками, что в свою очередь способно обеспечить и уважение к себе.
4. Культура брачно-семейных отношений выполняет регулятивную, нормативную функцию.
Она представляет из себя систему норм и требований к членам семьи с целью упорядочения семейных отношений в целом. Культура брачно-семейных отношений покоится, строится и развивается вместе с моралью и правом того общества, в котором она создается. Она отражает господствующую в обществе мораль, как бы оценивая степень соответствия поведения и деятельности человека в семье тем определенным социально-нравственным нормам, которые заложены в кодексах права.
5. Гуманистическая функция завершающая и обобщающая все предыдущие.
Культура брачно-семейных отношений направлена на создание и укрепление семьи, в которой взрослому работающему человеку, ребенку и старику было бы очень комфортно, в которой господствовал бы мир и взаимопонимание, проявление лучших человеческих чувств друг другу на основе доверия, взаимопомощи и любви. В этом смысле целью культуры брачно-семейных отношений общества является формирование гуманистической личности, способной к созданию такой семьи, независимо от внешних часто неблагоприятных условий, независимо от предначертаний судьбы. Человек не последнюю роль играет в том, что с ним происходит, в особенности в личной жизни.
Культура брачно-семейных отношений не сводится к адаптации человека к условиям семейной жизни, она является средством воспитания человека, формирования его здоровья и жизненной позиции. Культура брачно-семейных отношений создает механизм, который обеспечивает, с одной стороны, осуществление социализации личности, с другой, обеспечивает подлинную индивидуальную неповторимость каждого человека. И то, и другое, находит свое выражение в структуре культуры брачно-семейных отношений.
Структурными элементами культуры брачно-семейных отношений как целостной системы являются:
— Культура этического мышления (знания и умения, приложенные к определенной жизненной ситуации).
— Культура поведения, умение строить свое поведение в соответствии с принципами и нормами морали, в соответствии с договоренностями до брака, с учетом третьего члена (т.е., с появлением детей).
— Этикет как регламентация определенной манеры поведения. В этом смысле семейный этикет выступает в двух формах, как общий этикет, присущий всем семьям, живущим в одну историческую эпоху, так и частный, присущий отдельным семьям, как результат договоренности или утвердившейся и бережно хранимой родословной привычки. Именно в этикете сохраняется и отражается неповторимая индивидуальная специфика каждой отдельно взятой семьи. Принятие этих этических правил и норм как раз и составляет содержание адаптационного периода после свадьбы.
2. Уровни культуры брачно-семейных отношений
Семья есть потребность человека, его интерес и его ценность. Эти три аспекта понимания семьи лежат в основе осмысления уровней культуры брачно-семейных отношений. Потребности, интересы и ценности неразделимы и пронизывают всю жизнь семьи.
Существует некая иерархия, определенная последовательность построения, если мы говорим о формировании культуры брачно-семейных отношений.
Существует культура потребления и отношения людей по поводу потребностей – это 1-ый уровень культуры брачно-семейных отношений.
Существуют интересы семьи и интересы индивида – механизм взаимодействия интересов – это 2-ой уровень культуры брачно-семейных отношений.
Наконец, существуют ценностные ориентации, идеалы, направления развития семьи, что в совокупности формирует сознание семьи – это уже 3-ий уровень культуры брачно-семейных отношений.
Семья начинается с потребности 2-х людей (мужчины и женщины) быть вместе. С удовлетворения этой потребности в их жизни происходят существенные изменения, меняется не только общая картина, общий план (люди становятся семейными), но и корректируются, уточняются, видоизменяются их поступки под воздействием реальных жизненных ситуаций, вызванных совместным проживанием. Потребностей у людей с началом семейной жизни возникает очень много. Сразу же появляются материальные потребности семьи, удовлетворение которых требует высокой активности обоих участников брачного договора. Сексуальная потребность – базовая потребность семьи, и не только на начальном этапе ее развития. Игнорирование, забвение или простая недооценка этой потребности хотя бы одним из партнеров может привести и часто приводит семью к тяжелым потрясениям.
На основе выявления первых материальных и духовных потребностей в семье выкристаллизовывается и первый уровень культуры брачно-семейных отношений, определяются социальные роли, осваивается определенная культура потребления в целом. В освоении культуры брачно-семейных отношений семье очень важно подняться до уровня общих интересов, и далее выработать общую систему ценностей. Часто семья самостоятельно это не может сделать и остается на уровне полукультуры. Здесь очень важно воздействие на семью всей системы общественных отношений, помощь семье через длительное целенаправленное воздействие.
В развитии культуры брачно-семейных отношений есть две опасности: игнорирование индивидуальных интересов отдельного члена семьи и недооценка общих интересов. И то, и другое опасно для сохранения гармонии и внутреннего мира.
3. Основные факторы формирования культуры брачно-семейных отношений
Часто возникает вопрос, почему в одинаковых социальных условиях формируются различные семьи с разной судьбой и различным стилем межличностных отношений.
Жизнь каждого человека при многих повторяющихся процессах и явлениях есть неповторимая история индивидуального познания и личного опыта. У каждого своя определенная линия встреч и общений, свой стиль осмысления увиденного, услышанного и пережитого.
Общественное и индивидуальное сознание находятся здесь в сложном взаимодействии, так как факторы окружающей среды отражаются на индивидуальном сознании не непосредственно, а в преломленном виде через чувства, настроения, эмоции, привычки и т.д. Здесь человек также относительно самостоятелен.
Культура брачно-семейных отношений, господствующая в обществе по отношению к каждому отдельному человеку объективна, равно как и общественное сознание. Из нее отдельный индивид черпает свой жизненный материал. Культура брачно-семейных отношений того или иного народа есть своеобразная матрица, на основе которой вычерчивается личностный сценарий.
Распространение среди населения культуры брачно-семейных отношений требует определенной системы. Эта система представляет собой целый ряд социокультурных институтов, которые в своей деятельности планомерно и целенаправленно проводят широкое повседневное распространение культуры брачно-семейных отношений.
К системе факторов, обусловливающих формирование культуры брачно-семейных отношений, относятся:
– поддержание и закрепление положительного опыта современной семьи;
– перестройка системы образования и создание комплексной системы воспитания детей, юношества, молодежи в плане культа семьи;
– включение населения в широкую дискуссию по данному вопросу;
– организация социального контроля за содержанием передач средств массовой информации.
Основные задачи системы распространения культуры брачно-семейных отношений:
– широкая пропаганда положительного опыта семьи;
– формирование у молодежи высоких нравственных ориентаций;
– расширение знаний о семье, закономерностей ее развития, психологии пола;