Что означает личностно ориентированное обучение
Личностно-ориентированное обучение
Технология личностно-ориентированного обучения.
В своей педагогической деятельности учитель сталкивается с проблемами:
* на уроке ученики выполняют задания в разном темпе;
* одинаковые задания для одних учеников бывают лёгкими, а для других трудными;
* в классе есть ученики, которым нравятся задания повышенной сложности, где надо исследовать явления, есть ученики, которые любят творческие задания;
Идеей данной педагогической технологии является утверждение, что индивидуальный подход есть необходимый фактор развития индивидуальности. Развитие способностей эффективно, если мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен.
В начале 30-х годов Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся.
Идеи Л.С.Выгодского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий. Технологии Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Г.К.Селевко, И.С.Якиманской.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:
-технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
-адаптивная система обучения А.С.Границкой;
-обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова, Селевко Г.К.
Система работы педагога.
Личностно-ориентированное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:
1) учитель взаимодействует с одним учеником;
2) один учащийся взаимодействует со средствами обучения (книги, компьютер, алгоритм действий и т.п.).
3) развитие индивидуальности каждого ребенка
Главным достоинством индивидуализированного обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, за его продвижением от незнания к знанию вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность обучающегося и учителя. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, выполнять задания в оптимальное для себя время, что позволяет достигать успешных результатов обучения.
Индивидуальный подход – это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
· Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
· Содействие средствами индивидуальности выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
· Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
· Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
· Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Концепции индивидуализированного обучения.
· В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.
· В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80% времени учитель может уделить для индивидуальной работы с учениками.
· Развитие способностей эффективно, если давать ученику картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него возможен, доступен.
· Индивидуальный подход является необходимым фактором формирования индивидуальности.
· Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
· Предпосылкой индивидуального обучения является изучение особенностей школьников, которые следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы, особенности психического развития (память, мышление, творческие способности).
Особенности содержания и методики.
· Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, планирование к индивидуальной самостоятельной работе, индивидуальные задания по критической, учебной, справочной литературе, составление учениками своих проектов.
· Использование обобщенных схем, алгоритмов, дифференцированных заданий.
· Индивидуальное планирование деятельности отдельных учеников, которое позволяет вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, их творческому развитию.
Особенности технологий личностно-ориентированного обучения.
· Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).
· Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях умениях и навыках.
· Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
· Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
· Формирование общеучебных умений и навыков.
· Формирование адекватной самооценки учащихся.
· Использование технических средств обучения.
Ребенок живет своей полноценной жизнью. Каждый ребенок – индивидуальность.В школе он ученик. Но школа – это часть жизни ребенка, поэтому урок должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и учитывать все многообразие человеческой деятельности: интеллектуальное, эстетическое, нравственно-психологическое.
Учитывая возможности, способности и интересы каждого ученика, личностный подход и индивидуальная деятельность помогают развивать творческую, самостоятельную, активную личность. Использование современных образовательных технологий ( личностно ориентированного обучения, проектного обучения, развития критического мышления, игровых технологий) повышают эффективность урока.
Сущность личностно-ориентированного подхода
Личностно-ориентированный подход — сущность понятия
Личностно-ориентированный подход — это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.
Определение личностно-ориентированного подхода как одного из направлений обучения в педагогической науке, состоит в том, что весь процесс воспитания и образования, его методы и принципы завязаны на личности ученика. При этом подходе все его личностные качества используются для наиболее эффективного усвоения знаний и умений, раскрываются в полной мере.
При личностно-ориентированном подходе происходит не просто преподавание ребенку определенного материала, а именно его обучение. Здесь ученик является центральной фигурой, целью воспитательного и учебного процесса. Конечный результат обучения нацелен на его личностный рост, на самопознание и самореализацию, на развитие его индивидуальности и способностей, и опирается на неповторимость и самоценность личности ребенка.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает:
Характеристика подхода
Все педагогические методики можно поделить не две группы:
Методы и принципы, используемые в личностно-ориентированном подходе, находятся в противостоянии с общепринятыми обезличенными, авторитарными методами обучения. В противовес последним, они исходят из уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, который открыт для усвоения нового опыта, способен на основе личных мотивов и побуждений сделать осознанный выбор в разных ситуациях, стремится к полной самореализации.
Принцип воспитания и образования, ориентированный на индивидуальность ученика, использует те средства и методы, которые будут подходить каждому конкретному ребенку с учетом его уникальных особенностей, склонностей, интересов, присущих только ему черт. Он нацелен на создание особой атмосферы сотрудничества между педагогом и обучающимся, взаимопонимания между ними, на перспективу полного раскрытия творческих способностей ребенка, на выявление и развитие его прочих личностных возможностей.
Перечень задач, стоящих перед педагогом, при использовании такого подхода:
Основные принципы
Принцип самоактуализации
У всех людей природой и социумом заложены определенные способности и возможности. К ним относятся умственные, творческие (художественные, музыкальные, литературные, театральные) способности, физическая предрасположенность к определенным видам спорта, способности в области коммуникаций между людьми, и другие — врожденные или полученные в результате социализации. Очень важно вызвать у ребенка стремление выявить свои сильные стороны и всесторонне их развивать.
Принцип индивидуальности
В каждом человеке присутствует свое собственное неповторимое «Я», называемое индивидуальностью. Без нее наше общество стало бы похоже на армию роботов или клонов. Индивидуальные отличия между людьми, непохожесть их взглядов, мировоззрений, склонностей являются движущей силой прогресса, фактором развития общества. Именно поэтому необходимо при применении педагогических теорий учитывать особенности личности каждого учащегося, а также способствовать формированию, развитию и укреплению их индивидуальности.
Принцип субъектности
Субъектность — это свойство человека, проявляющееся в его активной жизненной позиции и в обладании свободой выбора при осуществлении всех его действий.
Задача педагога — помочь ученику выработать и развить в себе субъектность, способствовать проявлению ее в социуме при взаимодействии с другими субъектами и в целом отражать ее в своей деятельности.
Принцип выбора
Каждого учащегося необходимо постоянно ставить в условия, при которых он сможет проявить свою субъектность в части свободы выбора. Здесь речь идет о выборе таких важных условий учебной деятельности и воспитательного процесса, жизни коллектива в целом, как их формы, цели, содержание и способы организации.
Принцип творчества и успеха
Раскрытие творческих способностей учащихся посредством личной или коллективной деятельности способствует яркому выражению ими своей индивидуальности и ее развитию. Через творческую деятельность ученик выявляет свои сильные стороны, обнаруживает способности и таланты. Благодаря успешным результатам такой деятельности, ребенок с заниженной самооценкой имеет все шансы ее повысить и поверить в свои силы. Позитивные отзывы о его творческой деятельности со стороны окружающих формируют положительную самооценку, уверенность в себе, что в свою очередь является мощным стимулом для активизации процесса самоутверждения и самоактуализации.
Принцип доверия и поддержки
Сущность этого принципа в полном отказе от устаревших методов авторитарности и насильственности в воспитательном и учебном процессах. Старая идеология признавала непререкаемое главенство преподавателя перед учениками — им не позволялось иметь собственное мнение и чем-то выделяться среди остальных. Роль учеников сводилась к послушному повторению действий учителя и запоминанию выданной им информации. Формирование личности учащегося происходило методом насильственного внушения определенных правил поведения с применением наказания за их нарушение.
Основой же идеологии личностно-ориентированного подхода является принцип доверительного уважения между учеником и учителем. Педагог не навязывает свои взгляды ученикам, а стимулирует их к самостоятельному познанию, оказывая им всяческую поддержку в этом. Тем самым он способствует их самосовершенствованию и самореализации.
Применение на практике
Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации.
Дифференцированный подход
Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.
В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории:
Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).
Индивидуальный подход
Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.
На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.
Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.
С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.
Субъектно-личностный подход
Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.
Разноуровневый подход
Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.
Примеры в процессе обучения ребенка
Хорошим примером применения личностно-ориентированного подхода в обучении может служить его сравнение с классическим подходом. Последний ориентируется на среднестатистического учащегося и нацелен на простое воспроизведение полученной информации, на повторение действий преподавателя («повторяй за мной», «делай, как я»). Для всех учеников подбирается одинаковый объем изучаемого материала, построенного по принципу «от простого к сложному». При выстраивании обратной связи учитель обращается сразу ко всей группе учащихся. Урок проводится по стандартной схеме:
При этом педагог сам выбирает одну общую для всех тему и характер работы (индивидуальный или групповой). Оценку работе учащегося, его ответу на уроке дает единолично преподаватель, используя принятую в баллах оценочную шкалу. Задание для самостоятельной работы дома (его количество, степень сложности и форма выполнения) определяется учителем и является одинаковым для всех.
При личностно-ориентированном подходе обучение в первую очередь нацелено на индивидуальное развитие личности каждого конкретного ученика, призвано сформировать его критическое мышление и жизненные ценности. Объем получаемых знаний, их уровень сложности подбирается с учетом индивидуальных возможностей учащегося и его пожеланий.
Каждый ученик в меру своих способностей, склонностей активно вовлекается в учебный процесс и сам выбирает индивидуальный или групповой характер работы. Изучаемые на уроке темы могут отличаться для разных категорий учеников в зависимости от их познавательных особенностей. Учащемуся предоставляется возможность самому критически оценить свой ответ или результат работы на уроке. Последующая оценка со стороны преподавателя показывает не только количество набранных баллов, но и качество выполненной работы или данного ответа. Каждый ученик сам выбирает степень сложности домашнего задания, его количество и форму выполнения.
Приведенное сравнение наглядно показывает, что традиционная форма подхода обучения устарела, и наступила необходимость частичного или полного перехода к личностно-ориентированному подходу, отвечающему условиям современного общества.
Статья Технология личностно-ориентированного обучения
Технология личностно-ориентированного обучения
Учение как субъектная деятельность воспитанника, обесечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.
Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного обучения, т. е. образования:
В личностно-ориентированном образовании предполагается следующие позиции педагога:
развития личностного потенциала ребенка и умение максимально
стимулировать его развитие;
— отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по
собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)
каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования:
— помощь воспитаннику в выстраивании собственной личности и определении
собственной личностной позиции в жизни:
— выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной
— выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение
способов их решения,
— открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.
Личностно-ориентированный подход складывается из трех составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы, методы и приемы ЛОП-а: Теперь ответим на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностноориентированный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.
1. Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.
К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:
— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
— личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
— самоактуализированная личность — человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
-Самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
— субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
— Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
— выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
— педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О. С. Газман, Т. В. Фролова).
2. Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т. е. принципы.
— Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
— Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
— Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.
— Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
— Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.
— Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
3. Третья составляющая — это технологический арсенал личностноориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
— представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.
Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.
А личностно-ориентированные технологии – это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.
Различают четыре основные группы технологий:
Рассмотрим личностно-ориентированные технологии:
1. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
— индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.
— психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.
— опыт, включающий знания, умения, привычки.
2. Коллективное взаимообучения
Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. Начиная с начальной школы учителя и воспитатели уже должны использовать личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, занятиях, кружках, напр. рисования, хореографии, и других, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.
При переходе в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках труда, занятиях, учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои зуны. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.
При переходе в старшее звено обучения, предметные уроки и уроки труда, занятия проходят уже с элементами профориентации.
3. Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.
Методологические основы организации личностно-ориентированного занятия.
Личностно ориентированный урок (занятие) в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика (воспитанника). Изменяются позиции ученика (воспитанника) – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности
Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком (занятием).
Традиционный урок Личностно- ориентированный урок
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Деятельность воспитателя на занятии
С личностно-ориентированной направленностью
— Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех воспитанников в ходе урока.
— Сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной(воспитательной) деятельности в ходе занятия.
— Применение знаний, позволяющих воспитаннику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
— Использование проблемных творческих заданий.
— Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
— Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е. В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т. И. Кульпиной, В. В. Серикова, А. В. Петровского, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».
В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностноразвивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере воспитанника.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Список использованной литературы: