Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании

ФНС России от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ (ред. от 06.09.2017) «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 27 июня 2017 г. N ЕД-4-2/12216@

ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ) ВНЕ РАМОК НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Список изменяющих документов

(в ред. письма ФНС России от 06.09.2017 N ЕД-4-2/17747)

Вышеуказанное условие имеет важное значение для оценки объема истребуемых документов (информации).

Истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов, снижению репутации Федеральной налоговой службы, а также не приводит к повышению эффективности осуществления налогового контроля.

Налоговым органам необходимо учитывать, что в судебной практике большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. Вместе с тем, при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности по статье 129.1 Кодекса за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика с целью проверки нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия налоговых органов права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судами принимается во внимание:

(в ред. письма ФНС России от 06.09.2017 N ЕД-4-2/17747)

(см. текст в предыдущей редакции)

реальная необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);

реальная возможность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов, а также были ли изучены все документы (информация), которые были представлены на основании конкретного требования, в том числе при частичном его исполнении;

реальная возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме. Одновременно изучается вопрос, принимались ли меры по добровольному исполнению требования налогового органа, и в каком объеме;

По результатам исследования судами вышеуказанных обстоятельств имеются случаи применения судами смягчающих обстоятельств в соответствии со статьей 112 Кодекса, иные способы удовлетворения исков вплоть до освобождения от налоговой ответственности в связи с отсутствием вины (пункт 1 статьи 109 Кодекса) в совершении налогового правонарушения.

Более того, учитывая, что налоговая ответственность по статье 129.1 Кодекса установлена в размере, не зависимом от объема непредставленных документов (информации), в случае истребования большого объема документов (информации) стимулирующая функция штрафа снижается.

(в ред. письма ФНС России от 06.09.2017 N ЕД-4-2/17747)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговый орган, истребующий на основании пункта 2 статьи 93.1 Кодекса значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде (при возникновении досудебного или судебного спора), а также при проведении аудиторских проверок внутреннего аудита все вопросы, возникающие в связи с вышеуказанными обстоятельствами.

На основании изложенного Федеральная налоговая служба сообщает о необходимости при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Источник

Правомерен ли запрос документов вне рамок налоговой проверки: объясняем за 2 минуты

Запрос документов вне рамок проведения налоговых проверок — это требование ФНС предоставить дополнительную информацию о деятельности налогоплательщика. Вид контроля правомерен и направлен на выявление нарушений фискального законодательства.

Право ФНС потребовать документы вне рамок проверки

Согласно п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ Федеральная налоговая служба вправе затребовать с налогоплательщика дополнительную информацию в части осуществляемой им деятельности. Это требуется для:

Не рекомендуем игнорировать требования Федеральной службы, так как за это предусмотрены штрафные санкции.

Что могут запросить

Закрытого перечня документации, которую вправе затребовать инспектура вне проверки, не предусмотрено. Все зависит от обстоятельств, при которых возникла необходимость дополнительного подтверждения информации.

В основном фискальные требования направлены на представление следующих видов документации:

По сути, ФНС требует в запросе от налогоплательщика подтвердить информацию, которую предоставил контрагент, в отношении которого сейчас проводится фискальная проверка.

Сроки ответа на запрос

Подготовьте ответ на запрос документов вне рамок налоговой проверки в течение 5 рабочих дней с момента его получения, если иного не предусматривает само требование от ФНС (п. 2, 6 ст. 6.1, п. 3, 6 ст. 88 НК РФ).

Ответственность налогоплательщика

Если налогоплательщик решит проигнорировать запрос ФНС о представлении документов, его привлекут к ответственности в рамках п. 2 ст. 126 НК РФ.

Фискальное законодательство предусматривает взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный в инспекцию документ. Помимо этого, ФНС вправе применить дополнительную санкцию — штраф в 5 000 рублей за несвоевременное предоставление информации по ст. 129.1 НК РФ.

Источник

Кого и как могут проверить вне рамок налоговой проверки?

Налоговые инспекторы могут запросить документы и вне рамок проведения налоговой проверки. Так инспекторы могут истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами или информацией об этой сделке. Рассмотрим подробно.

В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам во время проверки требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности. Такую проверку еще называют «встречной».

Налоговые инспекторы могут потребовать любые документы относительно конкретной сделки у любых лиц, обладающих такими сведениями, даже вне рамок налоговой проверки. В том числе те, которые касаются того или иного сотрудника этой фирмы или ИП (например, бумаги с его подписью).

Налоговики вправе запросить информацию о сторонах этой сделки, ее предмете и об условиях совершения сделки.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как запрашивают документы?

ИФНС направляет поручение об истребовании документов в инспекцию по месту учета налогоплательщика, у которого должны быть истребованы нужные документы.

В поручении указывается, при проведении какого мероприятия возникла необходимость в представлении документов, а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Из требования должно быть ясно, какая именно сделка имеется в виду. Должен быть указан контрагент, сделка с которым проверяется.

В течение пяти дней со дня получения поручения ваша ИФНС направит требование о представлении документов. К нему прилагается копия первоначального поручения об истребовании документов (ст. 93.1 НК РФ).

Запрашиваемые документы (информацию) нужно представить в налоговый орган в течение десяти рабочих дней со дня получения требования. Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок. Пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса позволяет при наличии объективных причин ходатайствовать перед инспекцией о продлении срока представления запрашиваемых документов.

Ответить налоговикам нужно в любом случае, даже если требование неправомерно.

Чтобы свести к минимуму, а возможно и полностью оградить себя от получения указанных требований, ФНС на своем сайте рекомендуют:

Штраф за отказ

Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов по контрагенту или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса.

А ответственность по статье 129.1 Налогового кодекса предусмотрена за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации о контрагенте.

За отказ предоставить инспекции по ее запросу документы по контрагенту фирме грозит солидный штраф – 10 000 рублей (ч. 2 ст. 126 НК РФ). Такая же ответственность предусмотрена и за несвоевременное предоставление, уклонение от предоставления документов и предоставление документов с недостоверными сведениями. А вот за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации о контрагенте предусмотрена другая ответственность – штраф в размере 5000 рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года – 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Смотреть фото Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Смотреть картинку Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Картинка про Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Фото Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Источник

Истребование документов по сделке вне налоговой проверки

В п. 2 ст. 93.1 НК РФ говорится: «Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки». Под участниками сделки здесь можно понимать в том числе стороны сделки, к которым относится налогоплательщик. Но рассмотрим вопрос более детально.

Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Смотреть фото Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Смотреть картинку Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Картинка про Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Фото Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании

Налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) по сделке вне проверки:

При этом должно быть соблюдено документирование мероприятия истребования документов (информации) о сделке вне проверки (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

Вот необходимые документы:

Выделяют два условия для действительности Требования об истребовании документов (информации) вне проверки.

Внимание! Верховный суд РФ в своём определении от 19.09.18 г. №37-КГ18-1438 указал, что отсутствие в Требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер. По определению же ВС РФ от 23.09.20 г. №А56-51770/2019, требование должно быть мотивированным.

Истребование всех первичных документов по сделке у налогоплательщика о нём же самом вне проверки недопустимо!

Проверить документы налогоплательщика можно только в рамках налоговой проверки (ст. 93 НК РФ) или дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Требование вне проверки – незаконно.

Требование налогового органа будет незаконным, если:

Срок исполнения Требования: 10 дней со дня получения Требования о представлении документов о конкретной сделке.

Ответственность – п.1 ст. 129.1. НК РФ (за невыполнение п. 2 ст. 93.1, выразившееся в несообщении (несвоевременном сообщении) сведений (документов) о сделке вне проверки).

Внимание! На «встречные мероприятия» распространяется гарантия ст. 93 НК РФ о невозможности повторного истребования налоговыми органами документов, которые ранее были представлены налогоплательщиком (контрагентом).

Форма Требования о предоставлении документов (информации)

Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Смотреть фото Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Смотреть картинку Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Картинка про Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Фото Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании

В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Кодекса истребуемые документы должны быть:

Алгоритм работы с Требованием, полученным вне налоговой проверки:

Общие рекомендации:

Источник

Какие документы могут запросить у вас налоговики по ст. 93.1 НК вне рамок проверок

Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Смотреть фото Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Смотреть картинку Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Картинка про Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании. Фото Что означает вне рамок налоговой проверки в требовании

Тема правомерности направления требований о предоставлении документов (информации) налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок, регламентированная п. 2 ст. 93.1 НК РФ широко представлена в литературе и судебной практике.

Это связано с сокращением в настоящее время выездных налоговых проверок при повышающейся роли налогового администрирования, в том числе посредством реализации такой формы налогового контроля как подтверждение действительности договорных отношений, достоверности сведений, содержащихся в них, посредством истребования информации (документов) у лиц, располагающих соответствующими документами (информацией) (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2018 по делу № А40-39237/2018, Письмо ФНС РФ от 14.10.2019 № СА-4-7/21065 «О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения»).

Несмотря на значительное количество материалов, при поступлении хозяйствующим субъектам соответствующих требований и при подготовке ответов зачастую возникают вопросы относительно правомерности представления тех либо иных документов, поскольку НК РФ не установлены четкие критерии видов истребуемых документов (информации).

Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@ «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок» запрещает произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля, поскольку при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности.

Приведенный в настоящей статье перечень документов – является обобщением как материалов судебной практики, так и поступающих в адрес хозяйствующих субъектов соответствующих требований и не является исчерпывающим:

Наименование документов

(информации)

Правомерность истребования, документов налоговым органом подтвержденная материалами судебной практики

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 по делу № А70-9661/2018

Договоры, дополнительные соглашения

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2018 по делу № А42-7751/2017

Спецификации, заявки на поставку товара,

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № А50-23230/2017

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, журнал-ордер № 01

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу № А71-14251/2018

Расшифровки счетов (показателей)

Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 по делу № А70-8627/2018

Акты о зачете взаимных требований

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А60-35586/2018

Акты сверки расчетов

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016

Акты приемки работ (услуг)

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № А38-8770/2018

Справки о стоимости

Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований

Справки о выполненных работах

Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714 по делу № А19-22283/2016

Сводный сметный расчет

Ведомости учета движения денежных средств

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу № А27-4903/2017

Товарно-транспортные накладные, товарные накладные

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу № А46-4917/2019

Универсальные передаточные документы

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016

Товарные (кассовые) чеки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу № А66-2724/2017

Расходные и приходные кассовые ордера

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу № А50-24114/2014

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу № А55-3967/2018

Ведомости аналитического учета по счетам

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017

Карточки бухгалтерских счетов

Сертификаты соответствия, технические паспорта

Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № А38-8770/2018

Реестры владельцев ценных бумаг, эмитентом которых является акционерное общество за период

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 по делу № А40-205181/2015

ФИО, должность, телефоны сотрудников, в обязанности которых входит поиск контрагентов, ведение переговоров

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № А50-23230/2017

ФИО, телефоны сотрудников, осуществлявших доставку товара, наименование и регистрационные номера автотранспортных средств, сведения о маршрутах (пункты погрузки-разгрузки)

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.01.2017 по делу № А09-6454/2016

Информация о наличии транспортных средств в собственности либо аренде

Копии трудовых договоров с дополнениями и изменениями за период, должностные инструкции, приказы о назначении и приказы о направлении работника в командировку за пределы РФ за период, документы, свидетельствующие о нахождении в командировке за пределами РФ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2018 по делу № А56-22139/2017

Нижеуказанные документы (информация) истребовались налоговым органом у обслуживающих Банков

Договор банковского счета

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2018 по делу № А42-3918/2017

Заявление на открытие банковского счета

Сертификаты ключа подписи

Карточки с образцами подписей и оттиска печати

Объявление на взнос наличными

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2018 по делу № А25-2985/2017

Акты приема-передачи программных и криптографических средств клиента

Протокол соединения по клиенту

Информация о лицах, имеющих право распоряжаться денежными средствами и о физических лицах, снимающих (обналичивающих) денежные средства с расчетных счетов

Приказ о приеме работника на работу в отношении руководителя и лиц, имеющих права подписи в карточке с образцами подписей и оттиском печати

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.11.2018 по делу № А14-23645/2017

Карточки регистрации электронных ключей, доверенности, заявления на изготовление и получение электронных ключей ЭЦП

Доверенности на лиц, представляющих в банке клиента

Таким образом, несмотря на открытый перечень документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, в каждом конкретном случае необходимо проверять законность, целесообразность, разумность и обоснованность истребования документов (информации).

Содержание требования о предоставлении документов (информации) должно быть конкретным, исключающим возможность неоднозначного толкования при отсутствии чрезмерного количества запрошенных документов.

В нижеуказанных судебных актах, судами была принята позиция лиц, у которых документы (информация) были истребованы:

Основания для отказа лицом, получившим требование в предоставлении налоговому органу документов (информации)

Правомерность отказа в предоставлении документов (информации) получателем требования налоговому органу, подтвержденная материалами судебной практики и/или разъяснениями ФНС

Требование не содержит информации относительно правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017

Налоговым органом истребованы аналитические справки, отчеты

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу № А40-247282/16, п. 4 Письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ «О налоговых проверках»

Не указаны основания для истребования документов (из направленного налоговым органом требования не следовало, что документы истребуются им в рамках проведения налоговой проверки)

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.09.2018 по делу № А17-9516/2017, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 по делу № А27-12323/2016

Не возможно идентифицировать документы (информацию), которую необходимо представить лицу налоговому органу

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.02.2018 по делу № А19-5080/2017

Перечень документов, носит неконкретный, обобщающий характер, из которого нельзя установить, в каком количестве и что непосредственно было истребовано налоговым органом. В требовании отсутствуют наименования и реквизиты истребуемых документов, не расшифрован состав «полученных и выданных счетов-фактур», «договоров», «актов выполненных работ», «товарно-транспортных накладных»; «контрактов на поставку импортируемых товаров», «грузовых таможенных деклараций», «платежных документов».

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу № А55-17265/2008

Документы истребованы не по конкретной сделке, а по всем сделкам с контрагентом за три года

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.04.2017 по делу № А14-14883/2015

Не обозначены идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой истребуется информация

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 по делу № А75-6717/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 по делу № А51-14515/2016

Требование не содержит информации в отношении какого конкретно контрагента налоговый орган истребует документы

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 по делу № А40-211149/2018

Запрашиваемые документы не имеют отношения к предмету проверки банка, поскольку не содержат информации относительно правильности исчисления и уплаты ООО земельного налога, транспортного налога, налога на имущество организаций и НДФЛ, из содержания требования не следует, что оно выставлено для представления конкретных документов по сделкам, и в отношении лица по которому проводится налоговая проверка.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017

Налоговым органом не представлено доказательств наличия истребуемых документов у ИП, который в устной форме давал пояснения об отсутствии у него хозяйственных отношений с проверяемым налогоплательщиком

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2018 по делу № А12-34808/2017

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *