Что означает встроенный контроль качества
Принцип встроенного качества
Данный принцип представляет собой комплекс различных мероприятий (по стандартизации работ, обеспечению обратной связи, проведению анализа и т.д.) для перемещения места обнаружения дефекта как можно ближе к месту его возникновения.
Для начала необходимо понять различия таких понятий как место выявления дефекта (там, где его обнаружили) и место возникновения дефекта (там, где в процессе произошла ошибка, в результате которой был заложен дефект). Чем дальше по ходу технологической цепочки находятся эти места и чем дальше ушёл дефект от места возникновения, тем дороже он стоит (тем больше суммарные затраты). Понятно, что дефект, обнаруженный самим же работником, будет стоить в разы дешевле, чем дефект, прошедший дальше по потоку несколько операций и обнаруженный позднее. Дороже всего стоит дефект, обнаруженный Заказчиком. В таком случае его стоимость складывается не только из затрат на инструмент, материалы, рабочую силу, электроэнергию и т.п., это еще и потеря потенциальных или существующих клиентов (Заказчиков). Возрастание стоимости дефекта наглядно можно представить в виде рисунка (см. ниже).
Разумеется, лучший вариант – это дефект, остановленный на стадии проектирования конструкторской и технологической документации, однако на практике приходится работать с тем, что есть. Традиционным решением при выявлении дефекта является введение дополнительного контроля на различных этапах изготовления продукта. Как известно, контроль – потеря по определению, несмотря на то, что иногда он бывает необходим в качестве контрмеры, предотвращающей распространение бедствия. Но часто после решения проблемы контроль остаётся «на всякий случай». Хотя это уже тема отдельного разговора. Как с этим обстоят дела в вашей организации?
Говоря о контроле, принципиально можно выделить три вида:
Принцип встраивания качества предполагает обеспечение возможностей наиболее раннего обнаружения дефекта, если отсутствует возможность вовсе его исключить. Ближе к этой идее третий вариант: самоконтроль. В традиционном понимании, самоконтроль – доплата работникам за определённое количество проверенных изделий, изготовленных ими. Но здесь существует несколько идеологических противоречий, препятствующих внедрению встроенного качества в традиционном мышлении.
Для полного изучения принципов и подходов к встраиванию качества, рекомендуем прочитать книгу «Встроенное качество«.
Встроенное качество в бережливом производстве
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение и необходимость встроенного качества
Встроенное качество делает акцент не на контроль вырабатываемой продукции методом пост-фактум, а напротив на устранение происхождения дефектов. При действии концепции встроенного качества осуществляется последовательный анализ несоответствий, выявление их причин, обработка корректирующих действий и контроль последствий.
Встроенное качество – это все события, нацеленные на недопущение выпуска некачественной продукции.
Готовые работы на аналогичную тему
Для удачного внедрения концепции встроенного качества нужно, чтобы операторы на рабочих местах осмысливали, то, что при возникновении дефекта, его в каждом случае необходимо будет устранять, но, тем не менее, есть разница в том, на каком этапе будет определен и устранен брак. Существует принцип, когда в случае перехода дефекта на следующую стадию переработки, затраты на его розыск и предотвращение возрастают десятикратно.
Принципы бережливого производства
Традиционно, к основным принципам бережливого производства относят:
Помимо данных принципов, выделяют следующие:
Это достигается при помощи разделения рисков, затрат, а также информации. Основной бережливого производства является работа по устранению потерь.
Потери включают в себя определенное действие, которое направлено на потребление ресурсов. Важно отметить, что потери не создают ни какой ценности для потребителя.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 27 02 2017
Ксения Вадимовна Дерюгина
Эксперт по предмету «Менеджмент организации»
Что означает встроенный контроль качества
В серии предыдущих заметок вниманию и критике читателей был представлен контроль качества в новом свете. Я надеюсь, вам пригодятся мои рекомендации, а также будет весьма полезен “мост” между контролем качества и встроенным качеством.
Предполагаю, что термин “встроенное качество” для многих читателей может быть незнакомым или неопределенным. Дабы избежать недопонимания, дадим определение и попробуем связать новый термин с некоторыми принципами, с которыми вы могли встречаться ранее.
Встроенное качество – это все действия, направленные на недопущение выпуска некачественной продукции.
Подчеркнутая часть определения – все действия – упрощена намеренно. Довольно часто в определении встроенного качества эту часть заменяют на “система мер”. Получается, что встроенное качество – это система мер, направленных на недопущение выпуска некачественной продукции. Безусловно, очень хорошо, когда все действия создают некую систему, однако даже разрозненные попытки – уже большой прогресс, который можно назвать встроенным качеством.
Также иногда уточняют, что в перечень действий или систему мер входят организационные, технические, логистические и прочие… Это уточнение (или подсказка) очень важно, так как встраивать качество можно и нужно всеми возможными способами. Однако если вы не принимаете никаких организационных мер, а ограничиваетесь лишь техническим уровнем (poka yoke, к примеру), то это уже большой прогресс, который можно назвать встроенным качеством. Не так страшен черт, как говорится…
3 ПРИНЦИПА ВСТРОЕННОГО КАЧЕСТВА
Кроме контроля качества, который также можно встраивать в процесс, и защиты от ошибок – poka yoke, – о которой вскользь упомянуто выше, существует три важнейших принципа встроенного качества:
В аптеке нельзя хранить все препараты в одной куче, в химлаборатории нельзя хранить все химикаты в куче, а на производстве нельзя хранить брак и годные изделия или полуфабрикаты вместе. Как только на детали обнаружено отклонение, её немедленно следует отделить. Иногда достаточно положить в другую тележку. Хорошо, если тележка (или куда там откладывается “подозрительная деталь”) визуально обозначена красным цветом или этикеткой “место для брака”. Еще лучше, когда само оборудование разделяет годные и негодные изделия, физически предотвращая их смешивание.
Бывает, что поток создания ценности напоминает течение горной реки, в которой всегда чистая и свежая вода. Если же вместо потока на вашем производстве “болотце”, в котором движение материала напоминает вихри, то не удивляйтесь, что в “воде” будет масса грязи.
Учредив поток, вы сможете существенно снизить риски повредить продукт, заменить один продукт другим, пропустить производственную операцию и т.д. Кроме того, турбулентное движение совершенно не способствует соблюдению первого принципа: разделения качественных и бракованных изделий. А вот что способствует – это не двигать брак и качественные изделия в одном русле.
Вам встречался слоган “Я не принимаю дефект. Я не произвожу дефект. Я не передаю дефект следующему процессу”? Это один из важнейших принципов встроенного качества, который отражается в производственной культуре сотрудников.
Если задуматься, то чтобы придерживаться этого принципа, следует обладать возможностью:
Принципы встроенного качества, приведенные выше, наиболее часто встречаются в производственных организациях. Тем не менее, существует масса других способов встроить качество в производственный процесс. С какими из них вы встречались? Поделитесь наблюдениями.
Что означает встроенный контроль качества
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства
Lean production. Guidelines for Integrated quality Management system and lean production
Дата введения 2018-01-01
Предисловие
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 11, 2018 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
Значимость настоящего стандарта определяется условиями быстро меняющегося рынка: увеличением конкуренции, постоянным ростом требований и ожиданий потребителей, под которые организации вынуждены постоянно адаптироваться и улучшать свою деятельность.
Задачи настоящего стандарта:
— определить границы СМК и СМБП в общей системе менеджмента организации;
— распределить ответственность и полномочия в области менеджмента качества и БП в организациях;
— определить элементы для интеграции системы менеджмента качества и системы менеджмента бережливого производства.
Принципы и рекомендации, изложенные в настоящем стандарте, позволят организации создать интегрированную систему менеджмента качества и бережливого производства, обеспечивающую результативность и эффективность бизнеса и удовлетворение интересов заинтересованных сторон.
Настоящий стандарт разработан на основе принципов и требований, изложенных в комплексе национальных стандартов ГОСТ Р 50 «Бережливое производство» и международных стандартах ИСО серии 9000.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения и рекомендации по созданию интегрированной системы менеджмента качества и бережливого производства.
Настоящий стандарт может быть использован во всех организациях, принявших решение повысить результативность и эффективность деятельности на основе совместного применения концепций бережливого производства и менеджмента качества.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 56020 Бережливое производство. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 56404 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
ГОСТ Р 56407 Бережливое производство. Основные методы и инструменты
ГОСТ Р 53893-2010 Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента
ГОСТ Р 55269-2012 Системы менеджмента организаций. Рекомендации по построению интегрированных систем менеджмента
ГОСТ Р 55272-2012 Системы менеджмента организаций. Рекомендации по структуре и составу элементов
ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 22514-1-2012 Статистические методы. Управление процессами. Часть 1. Основные принципы
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56020 и ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 встроенное качество: Методология приведения возможностей процессов и систем измерения в соответствие с требованиями потребителя к качеству продукции, в том числе предоставление доказательств выполнения данных требований.
2 Деятельность по встроенному качеству предусматривает, что ответственность за качество на этапе производства (оказания услуги) переходит к исполнителям.
3 Деятельность по встроенному качеству необходимо проводить в первую очередь на этапах проектирования продукции и производственных процессов.
3.1.2 синергетический эффект: Повышение результативности и эффективности деятельности в результате соединения, интеграции или слияния отдельных частей в единую систему.
3.1.3 цикл «Планируй-Делай-Проверяй-Действуй» (PDCA: Plan-Do-Check-Act): Цикл, позволяющий организации обеспечивать ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.
1 Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента в целом.
2 Описание цикла PDCA:
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Основные положения
4.1 Основные цели, принципы и преимущества интеграции систем менеджмента качества и бережливого производства
4.1.1 Во многих организациях российской промышленности функционируют одновременно несколько систем менеджмента (СМБП, СМК, система управления рисками, система экологического менеджмента, система охраны труда и промышленной безопасности и т.д.), что часто приводит к возникновению следующих проблем:
— конфликты интересов, целей и задач разных систем менеджмента;
— дублирование функций, процессов, документации;
— неоптимальное распределение ресурсов.
Настоящий стандарт рассматривает вопросы интеграции СМК и СМБП в единую интегрированную систему менеджмента (ИСМ) организации. Интеграцию с другими системами менеджмента (например, экологического менеджмента, менеджмента охраны труда и безопасности, энергетического менеджмента) организация может рассматривать самостоятельно [2] (ГОСТ Р 53893, ГОСТ Р 55269, ГОСТ 55272*).
Контрольный план для управления «встроенным качеством»
Каким должен быть план и зачем он нужен для управления системой встроенного качества?
Система «встроенное качество» подразумевает контроль не постфактум, а на каждом этапе производственной цепочки. Чтобы сделать такую систему максимально эффективной, был разработан контрольный план управления качеством. Что это за инструмент и какие задачи он позволяет решить?
Управление начинается со стандартизации
Инструменты и методики, призванные повысить эффективность различных процессов, оптимизировать затраты, снизить «потери», активно внедряются организациями. Это влияет на рабочую атмосферу и ключевые показатели.
Закрепление положительного результата и последующее устойчивое развитие компании и ее сотрудников становится приоритетной задачей и вектором дальнейшей работы.
Притом логическим завершением любого внедрения, улучшения и т.д. является стандартизация. Часто этот важный этап не принимается во внимание. Но стандартизация – понятие обширное, рассматривать его необходимо в контексте каждой внедренной меры, методики, инструмента.
Деятельность по стандартизации – важное звено в системе «встроенное качество», применяемой сегодня на многих предприятиях, преимущественно производственных.
Справка
Встроенное качество – система организационных мер, направленных на недопущение выпуска некачественной продукции.
Для достижения этой цели элементы контроля качества встраиваются непосредственно в процесс производства на каждом этапе.
В числе ключевых задач данной системы:
Проведение последовательного анализа отклонений от установленного стандарта.
Выявление коренных причин.
Оперативное реагирование с принятием эффективных мер.
Для решения этого перечня вопросов был разработан контрольный план по качеству. Инструмент приоритетно применяется в международных организациях. Он особенно актуален для тех компаний, где существуют производственные процессы с множеством параметров, оказывающих влияние на качество выпускаемой продукции.
План устанавливает четкие критерии по всем параметрам и описывает регламент управления с каждым контролируемым элементом. Однако, чтобы приступить к его составлению, нужно подготовить почву.
Подготовка к внедрению плана
Для создания контрольного плана по качеству потребуются человеческие ресурсы, поскольку необходимо:
собрать все технические данные в единую базу;
установить систему сбора и управления информацией на каждом процессе.
Если информацию не удается найти, то нужно провести исследовательские опытные испытания, чтобы определить недостающие критерии и параметры.
Перед составлением плана в активе должно быть 5 важных составляющих:
Карта потока процесса (картирование). В ней указана целиком технологическая цепочка, элементы процесса, оказывающие влияние на свойства продукции, и точки контроля параметров качества.
Стандарты и требования к качеству продукции. Это исчерпывающая информация о характеристике продукции и возможные допустимые отклонения.
Перечень возможных рисков, оказывающих влияние на качество продукции. Он составляется опытным путем, с применением различных методов тестирования продукции.
Параметры и критерии качества, которые устанавливаются исходя из целей компании, финансовых возможностей и других факторов.
Ответственный персонал определен. Не требуются специально обученные сотрудники, но необходим специалист или группа ИТР. Они не только смогут составить контрольный план по качеству, но и донесут необходимые требования до персонала, обучат его элементарным приемам контроля элементов системы встроенного качества.
Структура контрольного плана по качеству
Контрольный план по качеству – документ в формате Excel, в который внесены все элементы управления контролируемого процесса производства продукции. Он состоит из двух блоков – контроля и плана реагирования – и разделов к ним.
Блок контроля
1. Номер контролируемого параметра
Его можно применять при разработке стандартов по качеству, также он позволяет идентифицировать параметр.
2. Наименование процесса/операции:
нанесение краски и т.д.
3. Контролируемый объект
В данном случае имеется в виду непосредственно то, что является элементом контроля. Это может быть рабочий процесс или оборудование: транспортер, раствор, компоненты, манипулятор, фильтр, станция, перчатки и т.п.
В некоторых «чистых» производствах множество факторов, которые могут оказать влияние на качество. Значит, необходимо досконально оценить все элементы при оценке рисков.
Может быть как визуальный, так и инструментальный – с применением измерительных приборов и инструментов: гигрометра, линейки, термометра, измерительного стакана.
Если объектом является рабочий процесс, то методом контроля может являться соблюдение технологической инструкции.
5. Спецификация, в которой указан диапазон допустимых отклонений
В частности, это минимальный и максимальный параметры, а также нормальное (среднее значение) состояние объекта. Иногда в спецификацию также вписывают такие критерии, как:
Это вполне допустимо, если под каждый критерий будет разработан стандарт. Так, существует стандарт для «чистого» помещения, в котором прописано, что «чисто» означает не более 10 пылинок размером более 2 мм на квадратный метр.
6. Единица измерения
Относится к критериям, указанным в спецификации
7. Регулярность или частота проводимого измерения
Это может быть выборочный или постоянный контроль. Если регулярность контроля не указана в технологической документации, то она определяется опытным путем.
В данную ячейку вставляется гиперссылка на бланк контроля. Необходимо применять указанный формат бланка или заносить показатели в определенный документ, который будет применяться для дальнейшего анализа.
Указывается конкретное рабочее место или место, где необходимо контролировать установленный показатель.
10. Ответственный за контроль
Указана позиция или должность, ответственный за контроль на конкретном рабочем месте специалиста.
Здесь обычно размещают комментарии или ссылки на материалы, которыми необходимо руководствоваться при контроле.
Блок плана реагирования
В данном блоке описывается и/или схематично указывается порядок реагирования на выявленные отклонения. В норме существует несколько ступеней реагирования для следующих специалистов:
сотрудника, ответственного за снятие показателей;
руководителя, ответственного за оперативное реагирование на отклонение;
специалиста или инженера, который может провести анализ и скорректировать дальнейшее развитие ситуации, а также не допустит появления отклонения в будущем.
Управление качеством
Управлять планом рекомендуется при помощи единого центра, обычно это инженер по качеству.
Чтобы план работал, необходимо:
разработать стандарты и инструкции для мест контроля;
настроить систему сбора информации, которую можно оперативно анализировать и, основываясь на объективных данных, принимать управленческие решения.
Подобный контрольный план есть смысл разрабатывать, если существует множество факторов, влияющих на продукцию. Этот инструмент можно использовать полностью или частично, выбрав необходимые элементы управления.