Что означает выражение бог любит троицу
Бог троицу любит
(значение) — так говорят про число 3, когда предлагается сделать еще одну попытку или какое-то действие после двух неудачных (русская пословица).
Святой счет, что троица
Три перста крест кладут
Выражение от «Святой троицы» — центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Эти три ипостаси связаны между собой в качестве нераздельных и неслиянных.
В этом же словаре разъясняется:
В словарях
— пословица о том, что всё так или иначе происходит трижды, что любое дело завершается не с первого или второго, а только с третьего раза.
— то же, что Бог любит троицу.
— В христианстве: триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Троица.
✍ Примеры
Стивен Кинг
«Зелёная миля» (1996 г.), перевод – Виктор Вебер, Дмитрий Вебер, ч. 2, гл. 7:
«— Мой папаша, бывало, говорил, что Бог троицу любит.»
«Еще одной стычкой закончилось появление Джона Коффи, а уж Дикий Билл просто устроил жуткую драку. Так что три — действительно любимое число Господа.»
«Географ глобус пропил» (2000 г.):
«— Ну давай еще разик поглиссируем… — ныл Служкин. — Ну последний… Бог троицу любит…»
«Похождения бравого солдата Швейка» (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 – 1971)):
«Вышла она в третий раз опять за лесника и говорит: «Бог троицу любит. Если уж теперь не повезет, не знаю, что и делать».»
Швейк, перед тем, как выгнать посетителя в третий раз (ч. 1 гл. 13):
«— Пойдемте, сударь,— пригласил Швейк, схватив незваного гостя за плечо.— Бог троицу любит.»
«Дочь коммерции советника» (1883 г.) — хозяин предлагает еще выпить спиртного:
«— Не выпить ли нам по третьей? — предложил Механизмов. — Бог троицу любит и тово. трес хвациунт консылиум (Tres faciunt consilium (лат.) — трое составляют совет.). Латынь, братцы! Яшка, подай-ка, свиная твоя морда, с того стола селедочку! Господа дворяне, ну-кася! Без церемониев! Митрий Петрыч, же ву при але машер! (я вас прошу, начинайте, дорогуша! (искаж. франц. — je vous prie allez, ma chère).)»
Русские в своих пословицах :
«В старинной церкви святых мучеников Флора и Лавра (у Мясницких ворот) на обоих клиросах главного престола изображены Ермий, Солон, Платон, Фукидид, Стоик (?) и Аристотель с хартиями в руках. У Фукидида: Фикитид рече еще: едино три и три едино, бесплотное образно есть троица.»
Бог любит Троицу: откуда пошло выражение
Многие поговорки и пословицы основываются на числе три, даже фольклор включает в себя его: три испытания для богатыря, три дороги на развилке или три желания рыбака. А в православной культуре день Святой Троицы ставят наравне с Рождеством или Пасхой.
Тройка упоминается повсеместно, это число имеет особенное значение в каждой культуре планеты. Великие люди издавна интересовались этим числом. Например, математик Древней Греции Никромах говорил, что тройка — совершенное истинное число, ведь у него есть основание, середина и окончание.
Но самое привычное и близкое выражение с тройкой — «Бог Троицу любит», ведь буквально каждый русский человек слышал или использовал его. Конечно, большинство из русских людей догадываются, что оно значит, но сегодня мы расставим все точки над “и”.
Значение выражения: «Бог любит Троицу» откуда пошло
Люди привыкли употреблять фразу «Бог Троицу любит» как пословицу или поговорку, но зародилось оно из православных верований. В христианской культуре Бог является тремя личностями, иными словами, троицей:
Стоит отметить, что слова «Троица» нет ни в Библии, ни в Ветхом Завете, хоть оно и упоминалось в некоторых местах, но в культуру христиан полное учение о «Троице» ввел Феофил Антиохийский в II веке. Тройка в православной культуре упоминается довольно-таки часто: три чуда после смерти Христа, три сии — Вера, Надежда и Любовь, три дара волхвов Христу-младенцу…
Шаманизм
Даже в шаманизме есть число три — троичность миров, а именно: Верхний, населённый духами и божествами, Средний, заселенный людьми и Нижний, мир, где обитают низшие существа и духи, иными словами, ад.
Почему говорят: Бог любит Троицу, откуда пошло это выражение
Многие поговорки и пословицы основываются на числе три, даже фольклор включает в себя его: три испытания для богатыря, три дороги на развилке или три желания рыбака. А в православной культуре день Святой Троицы ставят наравне с Рождеством или Пасхой.
Тройка упоминается повсеместно, это число имеет особенное значение в каждой культуре планеты. Великие люди издавна интересовались этим числом. Например, математик Древней Греции Никромах говорил, что тройка — совершенное истинное число, ведь у него есть основание, середина и окончание.
Но самое привычное и близкое выражение с тройкой — «Бог Троицу любит», ведь буквально каждый русский человек слышал или использовал его. Конечно, большинство из русских людей догадываются, что оно значит, но сегодня мы расставим все точки над “и”.
Значение выражения: «Бог любит Троицу» откуда пошло
Люди привыкли употреблять фразу «Бог Троицу любит» как пословицу или поговорку, но зародилось оно из православных верований. В христианской культуре Бог является тремя личностями, иными словами, троицей:
Стоит отметить, что слова «Троица» нет ни в Библии, ни в Ветхом Завете, хоть оно и упоминалось в некоторых местах, но в культуру христиан полное учение о «Троице» ввел Феофил Антиохийский в II веке. Тройка в православной культуре упоминается довольно-таки часто: три чуда после смерти Христа, три сии — Вера, Надежда и Любовь, три дара волхвов Христу-младенцу…
Интересно! Даже в шаманизме есть число три — троичность миров, а именно: Верхний, населённый духами и божествами, Средний, заселенный людьми и Нижний, мир, где обитают низшие существа и духи, иными словами, ад.
Бог троицу любит смысл. Магия числа «3» или «Почему Бог Троицу любит»
В старинной церкви святых мучеников Флора и Лавра (у Мясницких ворот) на обоих клиросах главного престола изображены Ермий, Солон, Платон, Фукидид, Стоик (?) и Аристотель с хартиями в руках. У Фукидида: Фикитид рече еще: едино три и три едино, бесплотное образно есть троица.
Ср.
Снегирев. Русские в своих пословицах.
Ср.
Aller guten Dinge sind drei.
Toutes les bonnes choses sont au nombre de trois.
Ср.
Numero deus impare gaudet.
Богу нравится нечетное число.
Вергилий намекает на суеверие древних и на мистическое значение, которое они придавали нечетным
числам. Пифагор в числе
один
видел представление о Божестве.
Два
— дурное начало,
три —
символ гармонии. Древние пили три раза в честь трех граций и отплевывались три раза для отвращения колдовства. Миром управляли трое — Юпитер, Нептун и Плутон. У Дианы было три лица.
Ср.
три Парки, три Фурии, три Грации. Цербера представляли трехголовым. При жертвоприношениях ходили три раза кругом жертвенника и пр. Многое перешло и к нам…
Смотреть что такое «бог любит троицу» в других словарях:
— Бог не дурак, любит пятак (Бог не нищий, любит тыщу) диал., погов. перед.: Бог любит троицу. Говорящий оправдывается, почему он(она) пользуется чьими то услугами неоднократно … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий
Богъ любитъ троицу. Ср. Въ старинной церкви С. М. Флора и Лавра (у Мясницкихъ воротъ) на обоихъ клиросахъ главнаго престола изображены Ермій, Солонъ, Платонъ, Фукидидъ, Стоикъ (?) и Аристотель съ хартіями въ рукахъ. У Фукидида: Фикитидъ рече еще … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
См. Три перста крест кладут … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Бог не дурак, любит пятак
— (тыщу тысячу; от посл. Бог любит троицу что л. возможно или неизбежно в третий раз) говорящий предлагает собеседнику удовлетвориться тремя предметами; отвечающий предлагает увеличить количество требуемого (до пяти, до тысячи) … Живая речь. Словарь разговорных выражений
Бог не нищий, любит тыщу
— (тыщу тысячу; от посл. Бог любит троицу что л. возможно или неизбежно в третий раз) говорящий предлагает собеседнику удовлетвориться тремя предметами; отвечающий предлагает увеличить количество требуемого (до пяти, до тысячи) … Живая речь. Словарь разговорных выражений
— [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Бог (значения). Бог монотеистических культур основные понятия … Википедия
ТРОИ А, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
— «весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову «Бог», которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или… … Философская энциклопедия
Книги
Все мы, читая в детстве сказки, невольно задумываемся: почему там всегда всего по три? Три дочки у царя, три сына у старика, три подземных царства: золотое, серебряное и медное, три задания, которые должен выполнить герой и т.д.? Обычно бабушки объясняют нам – «Потому, что Бог Троицу любит!» А раз Бог «любит» – значит, число «три» должно быть основой Мироздания.
Народная поговорка – «Бог Троицу любит» – требует некоторого уточнения: правильней будет сказать «Бог Троицей является». Представление о троичности Бога, о Его единстве в трёх лицах – это одна из основ христианской веры, если в каком-то направлении оно отвергается – это уже не христианство. Ведь вера в Единого Бога характерна и для других религий (ислам, иудаизм), вера же в Троицу – одна из отличительных черт именно христианства.
Что же такое Святая Троица? Понять это пытались многие великие умы, в их числе Августин Блаженный, один из первых христианских богословов. Он размышлял об этом постоянно, и как-то раз продолжал это делать, прогуливаясь по берегу моря. Вдруг философ увидел мальчика, который выкопал ямку в песке и лил в неё воду, черпая из моря ракушкой. «Что это ты делаешь?» – спросил Августин. Мальчик объяснил, что хочет вычерпать всю воду. Августин объяснил малышу, что это невозможно, но ребёнок ответил: «Скорей я вычерпаю море, чем ты постигнешь тайну Святой Троицы!» Тогда философ понял, что перед ним ангел, посланный Богом, чтобы объяснить ему: он пытается понять то, что выше пределов человеческого разума.
Но всё же кое-что по этому поводу сказать можно, ведь в течение всей истории Бог так или иначе являл себя человечеству. И главное, что мы смогли понять их этих явлений – это то, что «Бог есть Любовь». Но ведь любовь не бывает сама по себе, она всегда направлена на кого-то! На кого направлена Божественная Любовь? Понятно, что Бог любит мир, сотворённый им, и именно Любовь была причиной и орудием Творения, но ведь так было не всегда, у мира есть начало во времени, а Бог безначален и вечен. Кого Он любил до сотворения мира? Теоретически, пока не было ничего и никого, кроме Бога, Он мог любить только себя… все мы встречали людей, которые никого, кроме себя, не любят, с Божественной Любовью их душевное состояние точно не имеет ничего общего. Таким образом, изначальная Божественная Любовь была любовью к кому-то и одновременно к самому Богу… И мы легко разрешаем это противоречие, вводя понятие Святой Троицы: это любовь, существующая между Её ипостасями!
Ипостаси эти – Бог-отец, творец всего сущего, Бог-сын, предвечно от него Рождающийся, и Бог-Дух Святой, предвечно от Отца исходящий. Тем не менее, говоря о трёх Лицах Святой Троицы, мы в молитвах никогда не говорим: «Вы», «Вседержители», «Боги» и т.д., мы говорим «Ты», «Вседержитель», «Боже»… это значит, что Бог, имя три ипостаси, всё-таки остаётся Единым. «Он – свой же Сын!» – говорит английский богослов К.С.Льюис, подчёркивая творческую силу Бога, а св. Иоанн Дамаскин сравнивает св.Троицу с огнём: мы ведь не можем отделить свет и тепло от огня как такового, хотя вообще-то это разные вещи.
Иногда от противников православия приходится слышать, что Троица – это человеческое измышление, что в Библии этого понятия нет. Самого термина «Троица» там действительно нет, его потребовалось ввести для обозначения явления, указания на которое разбросаны по всему Священному Писанию. Самое главное из них – это повеление, которое адресует апостолам сам Иисус Христос: крестить во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Мог ли Спаситель, который, как известно, пришёл «не нарушить закон, но исполнить», причём речь идёт о законе религии, которая всегда было монотеистической – повелевать крестить во имя кого-то, кроме Единого Бога? Следовательно, Отец, Сын и Святой Дух – это и есть Единый Бог. Понять это разумом действительно сложно, это именно то, во что надо верить – верить безоглядно, как влюблённый верит в чистоту своей возлюбленной.
Но хоть Святая Троица и недоступна человеческому восприятию, на иконах же надо как-то изображать! Выход из положения был найден благодаря моменту, описанному в Ветхом Завете: Бог явился Аврааму и Сарре в образе трёх ангелов (вот, кстати, хороший вопрос противникам догмата о Святой Троице: почему Он так поступил, если не является Троицей?). Пожалуй, самое совершенное творение на эту тему – «Троица» А.Рублёва…
А что с самим числом «три», с которого мы начали разговор? Пожалуй, его действительно можно найти в основах мироздания: вещества существуют в трёх состояниях; атомы состоят из частиц трёх типов – протонов, нейтронов и электронов; молекула воды – вещества, без которого невозможна жизнь – состоит из трёх атомов… А семья становится действительно семьёй, а не просто супружеской парой, достигает совершенства любви только тогда, когда двое рождают третьего!
На вопрос Почему Бог троицу любит? заданный автором L-e
лучший ответ это В христианстве это Святая Троица: Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух; три дара волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной жертве, три образа Преображения, три отречения Петра, три креста на Голгофе, три явления после смерти, три добродетели – Вера, Надежда, Любовь.
Ответ от хромосомы
[гуру] Как не любить отца, сына и святого духа.
Ответ от Мария Истомина
[новичек] Бог (Троица) любит нас (человека), потому что сотворил человека по Образу и Подобию Своему.
Ответ от Великороссы
[гуру] А вам Бог сам сказал, что Он эту троицу любит, или в Его слове, Библии нашли? Поделитесь.
[гуру] Из чего Вы взяли, что Бог троицу любит? Это не Библейское учение и под ним НЕТ никакого ОСНОВАНИЯ. Если учение о Троице истинное, оно должно быть ясно и последовательно изложено в Библии. Ни в 39 книгах Еврейских Писаний, ни в27 книгах Греческих Писаний НЕТ ЯСНОГО УЧЕНИЯ О ТРОИЦЕ. Учили ли о Троице первые христиане? НЕТ. Бог- только один Всевышний, Творец, Создатель всего что существует, он отдельная личность которой нет равных. Иисус Христос- сын Бога тоже отдельная и индивидуальная личность, даже во время его дочеловеческого существования. Святой дух- НЕ ЛИЧНОСТЬ, а действующая сила Бога. НИГДЕ В БИБЛИИ НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ СЛОВО » ТРОИЦА»
Ответ от Елена Бойко
[гуру] Мне больше нравится число 7. А то, что троадам богов поклонялись язычники это известно еще со времен древнего Вавилона.
Ответ от Пользователь удален
[мастер] Потому, что Господь сам и есть Святая троица и Он создал людей по этому принципу. Господьодин-един 3-и в одном: Сын, Отец, Св. Дух. Человек, это 3-и в одном:1тело и 2душа (душа состоит из разума, эмоций и инстинктов) и 3 дух. 1-е послание от иоанна5:7 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. » и читаем в евангелие от иоанна 1:1-3 » В НАЧАЛЕ было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог…. » 14. » И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца»
Ответ от Viktoriya
Древнегреческий математик Никомах на заре нашей эры сочинил «Введение в арифметику», в котором утверждал: «…единица есть разум, добро, гармония, счастье и в то же время материя, тьма, хаос; она соединяет в себе четное с нечетным и женское с мужским. Два есть начало неравенства, противоречия; оно есть мнение, ибо во мнении встречаются истина с ложью, три есть первое настоящее число, так как оно имеет начало, середину и конец и потому есть число совершенное».
Тройка так часто фигурировала в приметах и поверьях, что и в дальнейшем не давала покоя ученым умам. Так, Дж. Ч. Кроче в 1627 году опубликовал в Болонье книгу, которая так и называлась — «II tre» (Тройка), в ней были собраны пословицы и поговорки, связанные с этим числом. Себастьян Гуткнехт вскоре после этого (1635 г.) выступил с докладом «Omne Trinum perfectum. Geistliche Erklarung des gemeinen Sprichwortes: Aller guten Dingen Drey», — в переводе с латыни и немецкого эта тема звучит так: «Все совершенство троичности. Религиозное толкование общеизвестной пословицы: всего хорошего бывает по три».
Религии мира тоже не обошли вниманием это число. В христианстве это Святая Троица: Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух; три дара волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной жертве, три образа Преображения, три отречения Петра, три креста на Голгофе, три явления после смерти, три добродетели — Вера, Надежда, Любовь.
В Каббале тройка обозначает понимание, триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания. В индуизме Тримурти — троичная сила творения, разрушения и сохранения. В японской традиции представлены Три Священных Сокровища, императоры страны имели соответствующие этим святыням регалии: железное зеркало Ята-но-Кагами, ожерелье из драгоценных камней Якасани-но-Магатама и меч Кусанаги. А означали они истину, мужество и сострадание. В Китае тоже признавались Три Сокровища, называемые еще Тремя Истоками: цзин (семя-сущность), ци (внутренняя энергия), шень (дух). Три Драгоценности лежат в основе буддизма: Будда, Дхарма, т.е. Закон, открытый просветленным и Сангха — община носителей Закона.
Ну, а мы с вами сколько сможем припомнить народных выражений, в которых используется число три? Насчет того, что в трех соснах заблудиться, а с песней хоть за три моря, — наверное, все помнят. И про то, что обещанного три года ждут — тоже. И Бог, как известно, любит троицу. Непонятно, как можно плакать в три ручья или согнуться в три погибели, или наврать с три короба, но тем не менее, эти словесные обороты существуют многие века, не теряя популярности в народной речи.
А сколько фольклорных источников повествует о трех желаниях, трех попытках, трех испытаниях, трех братьях/сестрах/феях/богатырях, драконах о трех головах…
Французы говорят: «Где есть два, там будет три», имея в виду, что за одним повтором непременно последует другой. А вот китайцы заявляют о другом: «Если хорошую речь повторить три раза, даже у собак появится отвращение». Мудро, ничего не скажешь. В культурной традиции всех народов мира тройка занимает почетное место. Почему? Она лежит в основе мирозданья: с самых древних времен люди повсеместно признавали его троичность, составленную Небесным, Земным и Подземным мирами.
Число три встречается во многих русских поговорках и выражениях: наврать с три короба, лить слёзы в три ручья, согнуться в три погибели, заблудиться в трёх соснах, обещанного три года ждут… В культурных традициях всех стран мира число три выделяется особо, входя в поговорки, пословицы, крылатые выражения, сказки (три желания, три испытания, три головы у дракона).
Не обходится без числа три ни одна религия. В индуизме, например, Тримурти — троичная сила творения, разрушения и сохранения. В буддизме есть Три драгоценности — Будда, Дхарма, Сангха. В христианстве Бог един в трёх лицах (триипостасность Бога или Троица) — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух (а также: три волхва принесли дары родившемуся Христу, воскресение Христа на третий день, три года общественного служения Иисуса Христа, трижды отрёкся от Иисуса апостол Пётр).
Даже в науке законы имеют свойство объединяться в тройки: три закона классической механики Ньютона, три закона Кеплера, три закона диалектики (Энгельс), три газовых закона (т. к. термординамическое состояние газа определяется тремя основными параметрами) и т. д. Трёхкомпонентность, трёхсоставленность на каждом шагу встречаются в науке и технике. Пространство трёхмерно, т. е. для описания положения тел используется три координаты. Любой цвет на экране телевизора или компьютера создаётся сочетанием трёх цветов: зелёного, синего, красного.
Можно привести много других примеров обнаружения числа три в нашей жизни. Не всегда приверженность этому числу имеет рациональное объяснение — например, А. Дюма назвал книгу «Три мушкетёра», хотя в ней мушкетёров четверо. Но вернёмся к выражению «Бог троицу любит».
Слово «троица» в словарях имеет два значения: 1) догмат христианства о триедином Боге (тогда слово «Троица» пишется с заглавной буквы), 2) три человека, три лица («неразлучная троица», «весёлая троица — Трус, Балбес, Бывалый»).
Ни одно из значений слова «троица» не делает осмысленным выражение «Бог любит троицу». Какую такую «троицу» любит Бог? Бог любит Троицу, т. е. самого себя? — Глупость. Бог любит каких-то трёх человек? — Тоже бессмыслица. Почему же люди продолжают безграмотно говорить, что Бог любит троицу? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, в каких случаях используют данное выражение. «Бог троицу любит» — говорят, когда что-то выпрашивают в большем количестве, чем один или два, или предлагают повторить некое действие три раза (выпить, например). Здесь слово «троица», таким образом, имеет значение «число три», «три предмета», «три раза», «три попытки», и истинный смысл данного выражения: Бог любит число три. Близкими по смыслу выражениями являются: «Бог не дурак, любит пятак», «Бог не нищий, любит тыщу».
Почему говорят: «Бог любит Троицу»
«Бог любит Троицу» — поговорка, которую употребляют, предлагая сделать что-то в третий раз после двух неудачных попыток. Есть и пословица, значащая то же самое: всё, так или иначе приходит трижды, и любое дело завершается с третьего раза. Фразу придумал народ, ведь по православным законам произносить имя Бога напрасно нельзя. В основе выражения лежат суеверные представления и мистический смысл, которые придавали числу “3” наши древние предки, считая его священным.
Значения фразы «Бог Троицу любит», которые первыми приходят на ум: «Бог любит трёх человек» или «Бог сам любит себя», однако, они не верны. Настоящее значение слова «троица» в данном предложении: число три, три какие-либо предмета. То есть, данная поговорка значит «Бог любит само число три». В русском языке есть похожие поговорки: «Бог не нищий, любит тыщу» и «Бог не дурак, любит пятак». [no_toc]
О Пресвятой Троице. О Боге Сыне – Христе
Что такое Троица в Православии
Понятие «Святая Троица» (тринитарный монотеизм) отражает учение Христианства, что Бог един в трёх лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Догмат о Пресвятой Троице является основой Православной Церкви и зафиксирован в Никео-Цареградском Символе веры. Он был принят на Первом Никейском соборе в 325 году. Затем закреплён на Первом Константинопольском соборе в 381 году. Это учение отличает христианство от других религий, исповедующих единобожие: иудаизма и ислама.
Человек не может постичь догмат о Пресвятой Троице своим разумом, используя только рационалистический подход. Эта величайшая Тайна приоткрывается лишь в откровениях подвижнической духовной жизни. Святитель Афанасий Великий в Послании к епископу Тмуисскому Серапиону пишет, что Святая Троица познаётся
«не человеческой мудростию, но слухом веры».
День Святой Троицы (Пятидесятница) — великий двунадесятый Праздник. В этот день вспоминается Сошествие Святого Духа на апостолов, когда стала очевидной троическая природа Бога. День Святой Троицы не имеет закрепленной даты в православном церковном календаре. Дата привязана к Пасхе и отмечается на 50-ый день после Воскресения Христова.
Ветхозаветная Троица (Три Ангела) — аллегорическое изображение Святой Троицы
Почему «Бог троицу любит»?
Все мы, читая в детстве сказки, невольно задумываемся: почему там всегда всего по три? Три дочки у царя, три сына у старика, три подземных царства: золотое, серебряное и медное, три задания, которые должен выполнить герой и т.д.? Обычно бабушки объясняют нам – «Потому, что Бог Троицу любит!» А раз Бог «любит» – значит, число «три» должно быть основой Мироздания. Народная поговорка – «Бог Троицу любит» – требует некоторого уточнения: правильней будет сказать «Бог Троицей является». Представление о троичности Бога, о Его единстве в трёх лицах – это одна из основ христианской веры, если в каком-то направлении оно отвергается – это уже не христианство. Ведь вера в Единого Бога характерна и для других религий (ислам, иудаизм), вера же в Троицу – одна из отличительных черт именно христианства.
Что же такое Святая Троица? Понять это пытались многие великие умы, в их числе Августин Блаженный, один из первых христианских богословов. Он размышлял об этом постоянно, и как-то раз продолжал это делать, прогуливаясь по берегу моря. Вдруг философ увидел мальчика, который выкопал ямку в песке и лил в неё воду, черпая из моря ракушкой. «Что это ты делаешь?» – спросил Августин. Мальчик объяснил, что хочет вычерпать всю воду. Августин объяснил малышу, что это невозможно, но ребёнок ответил: «Скорей я вычерпаю море, чем ты постигнешь тайну Святой Троицы!» Тогда философ понял, что перед ним ангел, посланный Богом, чтобы объяснить ему: он пытается понять то, что выше пределов человеческого разума.
Но всё же кое-что по этому поводу сказать можно, ведь в течение всей истории Бог так или иначе являл себя человечеству. И главное, что мы смогли понять их этих явлений – это то, что «Бог есть Любовь». Но ведь любовь не бывает сама по себе, она всегда направлена на кого-то! На кого направлена Божественная Любовь? Понятно, что Бог любит мир, сотворённый им, и именно Любовь была причиной и орудием Творения, но ведь так было не всегда, у мира есть начало во времени, а Бог безначален и вечен. Кого Он любил до сотворения мира? Теоретически, пока не было ничего и никого, кроме Бога, Он мог любить только себя… все мы встречали людей, которые никого, кроме себя, не любят, с Божественной Любовью их душевное состояние точно не имеет ничего общего. Таким образом, изначальная Божественная Любовь была любовью к кому-то и одновременно к самому Богу… И мы легко разрешаем это противоречие, вводя понятие Святой Троицы: это любовь, существующая между Её ипостасями!
Ипостаси эти – Бог-отец, творец всего сущего, Бог-сын, предвечно от него Рождающийся, и Бог-Дух Святой, предвечно от Отца исходящий. Тем не менее, говоря о трёх Лицах Святой Троицы, мы в молитвах никогда не говорим: «Вы», «Вседержители», «Боги» и т.д., мы говорим «Ты», «Вседержитель», «Боже»… это значит, что Бог, имя три ипостаси, всё-таки остаётся Единым. «Он – свой же Сын!» – говорит английский богослов К.С.Льюис, подчёркивая творческую силу Бога, а св. Иоанн Дамаскин сравнивает св.Троицу с огнём: мы ведь не можем отделить свет и тепло от огня как такового, хотя вообще-то это разные вещи.
Иногда от противников православия приходится слышать, что Троица – это человеческое измышление, что в Библии этого понятия нет. Самого термина «Троица» там действительно нет, его потребовалось ввести для обозначения явления, указания на которое разбросаны по всему Священному Писанию. Самое главное из них – это повеление, которое адресует апостолам сам Иисус Христос: крестить во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Мог ли Спаситель, который, как известно, пришёл «не нарушить закон, но исполнить», причём речь идёт о законе религии, которая всегда было монотеистической – повелевать крестить во имя кого-то, кроме Единого Бога? Следовательно, Отец, Сын и Святой Дух – это и есть Единый Бог. Понять это разумом действительно сложно, это именно то, во что надо верить – верить безоглядно, как влюблённый верит в чистоту своей возлюбленной.
Но хоть Святая Троица и недоступна человеческому восприятию, на иконах же надо как-то изображать! Выход из положения был найден благодаря моменту, описанному в Ветхом Завете: Бог явился Аврааму и Сарре в образе трёх ангелов (вот, кстати, хороший вопрос противникам догмата о Святой Троице: почему Он так поступил, если не является Троицей?). Пожалуй, самое совершенное творение на эту тему – «Троица» А.Рублёва…
А что с самим числом «три», с которого мы начали разговор? Пожалуй, его действительно можно найти в основах мироздания: вещества существуют в трёх состояниях; атомы состоят из частиц трёх типов – протонов, нейтронов и электронов; молекула воды – вещества, без которого невозможна жизнь – состоит из трёх атомов… А семья становится действительно семьёй, а не просто супружеской парой, достигает совершенства любви только тогда, когда двое рождают третьего!
Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух
Согласно учению о Пресвятой Троице, в Боге три Личности, но одна природа: Отец, Сын, Святой Дух. Каждый из них есть Бог. Однако это не три отдельных Бога, а триединый Бог в разных Своих самостоятельных Ипостасях. Каждое Лицо при этом имеет собственное ипостасное свойство.
Так, Бог Отец является Источником предвечного бытия Бога Сына и Бога Святого Духа, а также Источником воли и действия Святой Троицы. Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит. От Него предвечно рождается Бог Сын, через Которого совершается воля Святой Троицы, и предвечно исходит Бог Святой Дух, через Которого действует Бог Сын. Все три Божественные Ипостаси, несмотря на единоначалие, не подчиняются друг другу. Они пребывают в единстве и взаимной любви, у Них одна воля, сила и власть.
Святая Троица невидима и непостижима, поэтому в Православии допускается лишь символическое Её изображение. Образцовой считается известная икона Святой Троицы Андрея Рублёва, написанная в 15 веке. На ней Личности Бога представлены в виде трёх ангелов. На иконе подчёркивается и равенство, единство всех трёх Лиц Троицы. Но вместе с тем и Их самостоятельность, у ангелов разные лики и одежды.
Святая Троица и аналоги троичности в природе
Тайна Святой Троицы в полной мере недоступна не только для людей, но и для ангелов. Чтобы хоть немного приблизить учение о Троице к человеческому восприятию, Святые Отцы приводили в пример аналоги троичности в природе. Например, Троицу сравнивали с солнцем и исходящими из него теплом и светом. Также использовались сравнения с источником воды и вытекающим из него ключом, которые вместе образуют реку.
Известны и аналогии, основанные на человеческой психологии. Лица Троицы сравниваются с памятью, мышлением и волей, которыми обладает личность. Существует также сравнение Троицы с радугой, то есть со светом, неизмеримым и непрерывным в самом себе, но многоцветным. При этом все цвета в совокупности образуют один белый цвет. Однако, осознавая относительность и несовершенство этих аналогий, Святые Отцы подчеркивали, что с помощью примеров из материального мира постичь Тайну Троицы в полной мере невозможно.
Свидетельства о Троице в Ветхом и Новом Заветах
В Ветхом Завете присутствуют косвенные указания на множественность Лиц в Боге. Например, действия Всевышнего описываются глаголами в форме множественного числа. Или же наоборот – слово «Бог» в оригинальном древнееврейском варианте в некоторых местах имеет форму множественного числа при глаголах в единственном числе.
Также примером указания на троичность Бога служит история Его явления Аврааму в виде трёх ангелов. Тип икон, на которых Троица изображена в виде ангелов, называется «Троица Ветхозаветная». Свидетельства об образе происхождения Сына от Отца и об Их различии содержатся в мессианских пророчествах Ветхого Завета. Также в описании сотворения Богом мира присутствует указание на соучастие Святого Духа как самостоятельной Личности.
В Новом Завете откровениями о Святой Троице являются описания Крещения Иисуса Христа и Его Преображения. Эти священные события сопровождались голосом Бога Отца и зримым присутствием Святого Духа. Во время Крещения – в виде голубя, а во время Преображения – в виде сияющего облака, которое осенило апостолов. Лица Троицы упоминаются также в данной апостолам заповеди Господа учить и крестить народы. Кроме того, в Посланиях апостола Павла и во многих других местах Нового Завета.
Бог любит Троицу
Праздник Святой Троицы, один из самых красивых и всенародно почитаемых на Руси, завершает собой Пасхальный цикл. Великий пост, как известно, начинается за семь недель до Пасхи, Троица же следует семью седмицами позднее. Духовенство и прихожане как бы проходят с Господом крестный путь, радуются Воскресению Спасителя, отмечают Его Вознесение на Небеса. Далее начинают звучать повсюду особые молитвы о ниспослании Святого Духа. В нынешнем году Троица отмечается 4 июня.
В этот день принято украшать церкви срубленными березками, цветами, устилать полы в храмах свежескошенными благоухающими травами. Сорные березки, к слову, распространяются в наших краях быстро и повсеместно, а при расчистке полей их — особенно в годы более или менее интенсивного аграрного развития — все одно вырубали. Народные обычаи, связанные с популярным праздником, отчасти перешли к нам из древности, от летних дохристианских ритуалов. У русских крестьян тогда выпадала передышка между весенними посевными работами и уборочной страдой. Можно было немного расслабиться, в меру повеселиться. Для молодежи — порезвиться, поводить хороводы, а там, глядишь, и невесту присмотреть, чтобы осенью, на Покров, посватать. Для тех, кто постарше, — самое время подумать о душе, помянуть усопших родичей: Господь из царства мертвых взошел на Небо, к Отцу, вот и людям за своих близких, ушедших в мир иной, надо бы помолиться.
Учение о Святой Троице — основа основ всего христианства. Бог Отец создал Вселенную, законы мироздания, а высшим Его творением стал человек.
Бог Сын Своим воплощением, земной жизнью и смертью связал людей с Отцом, даровал им возможность тоже стать Его любимыми, полноправными чадами, войти по прошествии лет в Его Царство.
Святой Дух — Бог, незримо присутствующий в мире, непосредственно влияющий на наши помыслы и чаяния: сперва Отец посылал Его к избранникам, пророкам, а после крестной жертвы Сына Божия Дух Святой нисходит ко многим, освящает Своим присутствием храмы, приносит благодать в церковных таинствах любому из прихожан: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера… иному дары исцелений, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12, 8–10).
Три ипостаси по своим проявлениям в мире различаются, но в то же время Они неразрывны, не существуют и не действуют по отдельности. Потому и говорят о едином Боге в трех лицах — Святой Троице. Иисус Христос свидетельствовал, что не может творить без воли Отца. От Отца же посылается и Святой Дух. Далеко не все в этих сущностях для нас постижимо, доступно нашему пониманию, и в раннехристианскую эпоху сей краеугольный теологический вопрос был предметом острейших споров, порождал ереси. Истина же утверждалась как раз с помощью Святого Духа, на Вселенских соборах, где заседали многие прославленные подвижники. Они не только тщательнейшим образом исследовали Священное писание, но и совместно молились, прося у Господа наставить их на путь истинный, привести к верному решению и всеобщему согласию.
Суть Божественного Триединства вкратце сформулирована в Символе веры, который произносится в обряде крещения, повторяется регулярно в утренних молитвах на каждой литургии. Тот, кто отвергает хотя бы один пункт раз и навсегда установленного правила, не может называться христианином. А чтобы несовершенный человеческий ум мог воспринять, как-то представить тайну Святой Троицы, отцы церкви употребили сравнение «свет от света». То есть один свет исходит от другого. Они не сливаются вполне, сохраняют свои уникальные особенности, однако «дифференцировать» их недопустимо.
Здесь нужно отметить крайне важное для всей мировой истории обстоятельство. Разделение христианской церкви на православную, восточную и все остальные, западные, произошло именно вследствие разногласий относительно Символа веры. Догматы православия утверждают: Святой Дух исходит единственно от Бога Отца, как это и было изначально записано в священных книгах. Будущих католиков на момент исторического раскола такое положение дел и вещей, по-видимому, не устраивало, и они принялись вносить в Символ веры свою, ставшую для них вдруг принципиальной поправку.
В чем заключается неправота основоположников сих западных вероучений? Не будем тут вдаваться в подробности известной латинской ереси, обозначаемой термином filioque, заметим только: сакральные загадки мироздания, непостижимую Божественную тайну католики вознамерились разгадать посредством «алгебры», отнюдь не совершенной человеческой логики. По прошествии многих веков стало окончательно ясно, чем характерна та «алгебра», читай, западный — агрессивный и сугубо утилитарный — рационализм и во что это вылилось для мирового христианства…
Если откроем историю Ветхого Завета, то увидим четкие параллели с событиями, известными нам по Евангелиям и Деяниям святых апостолов. Обратим внимание на ветхозаветную Пасху. Итак, Бог выводит избранный Им народ из египетского рабства, из кромешной духовной тьмы и состояния обреченности. Дает ему Землю Обетованную — прекрасную, цветущую, плодородную, открывает дорогу к ней. Дойти до конечной цели сможет не каждый, а лишь тот, кто сохранит твердую веру. На пятидесятый день после Исхода пророк Моисей поднимается на гору Синай и получает от Господа скрижали с заповедями. Приносит евреям Закон — тот самый, который отныне будет определять их веру.
В память об этих событиях Бог повелел им учредить два великих праздника: Пасху — в честь Исхода из Египта, а через семь недель — Шавуот, символизирующий обретение скрижалей. Так возник ветхозаветный иудаизм. В древней Палестине Шавуот связывался с окончанием сельскохозяйственного цикла, со сбором урожая (в отличие от русской Троицы, которая в наших климатических условиях приходится на период роста и созревания культур). Множество паломников съезжалось тогда в Иерусалим. В храм несли хлебы, испеченные из только что вызревшей пшеницы, свежие фрукты и овощи. Синагоги украшались зеленью в ознаменование плодородия и животворящих сил природы.
Миновали века, и на смену Ветхому пришел Новый Завет. Бог Сын явился в мир, чтобы исполнить волю Отца, пройти через людские скорби и страдания, принести Себя в Жертву за все человечество, слабое и заблудшее. Воскрешение Христа свершается на Пасху. Это тоже Исход — из рабства смерти, греха и тлена. Христос открывает людям дорогу в новую Землю Обетованную, в светлое Царство Божие. Объясняет Своими заповедями, как пройти означенный путь с честью.
Спаситель еще при земной жизни указал апостолам, Кто станет их постоянным Учителем и Наставником: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя… Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 16–17). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 13–14).
Господь в тот раз велел им, чтобы они 50 дней не расходились из Иерусалима. На сороковой день Он вознесся на небо, воссоединяясь с Отцом. А на пятидесятый к людям снизошел Утешитель, Святой Дух. Мы снова видим отчетливую параллель с ветхозаветными событиями, но уже на новом, несравненно более высоком уровне: ведет людей за собой не пророк, но Сын Божий, восходит не на земную гору, а на небеса; и оттуда люди получают неписаный Закон для пунктуального соблюдения, а живую благодать, которая впредь будет действовать и вокруг, и в них самих.
Как это происходило, отражено в Деяниях апостолов. Отмечался праздник иудейской пятидесятницы, Шавуот. По обыкновению, в Иерусалим отовсюду пришло и приехало множество паломников. А двенадцать апостолов (их число осталось неизменным, вместо Иуды был избран Матфий) по обыкновению собрались в одном из городских зданий на горе Сион. В горнице этого дома Господь после Своего Воскресения уже дважды являлся ученикам, и в литературе она получила особое название — Сионская. Известно также, что апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и братьями Его» (Деян. 1, 14).
Утром, когда весь народ направлялся в храм для молитвы и жертвоприношения, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились». Их взорам предстали языки пламени, которые опускались на голову каждого. Огонь необычных языков светил, но не обжигал. Принес с собой мощный прилив внутренних сил, ярчайшую радость, наполнил всех уверенностью, умиротворенностью, искренней любовью к Богу. Эти чувства выплеснулись общим прославлением Господа, воодушевленными восклицаниями. Мало того, апостолы вдруг заговорили на языках, которых раньше совершенно не понимали.
На шум стекались прохожие. Приезжие изумлялись: «каждый слышал их говорящих его наречием». Некоторые насмехались, «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2, 13). Но апостолы вышли и объяснили, что случилось: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме. внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2, 14–18). Таким образом, день Пятидесятницы приобрел в христианстве иное содержание и новое название — Святой Троицы. Она и прежде несколько раз являла Себя людям. Так случилось в ветхозаветные времена, когда к праведному Аврааму пришел Бог в облике трех ангелов. В минуту Крещения, когда Христос погрузился в воды Иордана, раздался голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3, 17), Святой же Дух сошел на Иисуса в виде голубя. В момент Преображения Господня Отец также свидетельствовал о Сыне, тогда как Святой Дух покрыл гору Фавор небесной благодатью.
В день Пятидесятницы Святая Троица явила миру полную силу. Спаситель, завершая Свою высшую миссию, соединился с Отцом, обрел законный престол в Небесном Царстве, а Святой Дух был послан к людям и начал действовать среди них.
Это — день рождения Церкви. Апостолы получили Божию благодать и пошли проповедовать в разных странах. Донесли ее и до нашей земли, куда добрался св. Андрей Первозванный.
Учение о Святой Троице в России особенно важно. Русской церкви постоянно приходилось бороться с различными ересями, попытками исказить истинную веру. Один из отцов и собирателей Московской державы св. Сергий Радонежский вовсе не случайно начал свое служение основанием монастыря Святой Троицы. Оттуда стала разрастаться сеть храмов и обителей, определившая духовное и историческое возвышение Руси.
Иллюстрация на анонсе: М. Врубель. «Сошествие Святого Духа на Апостолов». 1885