Что означает выражение одним миром мазаны
Какое значение имеет выражение: «Одним миром мазаны»?
Что это значит? Откуда происходит?
Истоки происхождения выражения
Выражение «Одним миром мазаны» пришло в нашу лексику с принятием христианства. И в этом нет ничего удивительного. Ведь у христиан, причем как католиков, так и православных, есть один и тот же обряд. Это когда во время определенной церковной службы священник с помощью кисточки рисует крестики на лбу прихожан специальной смесью из масла, красного вина и благовоний. Этот обряд очень значим для верующих людей. Таким образом, они приобщаются к духовному миру.
Обряд миропомазания проводят, когда человек уже чувствует, что ему осталось жить совсем не долго. Тогда близкие приглашают к умирающему священника, который исповедует, причащает и мажет миром.
В те не очень далекие времена, когда государствами правили цари, восшествие на престол обязательно освящалось церковью. Во время церемонии коронации совершался и обряд миропамазания. Поэтому царствующих персон называли помазанниками божьими и покусится на их жизнь было страшным преступлением.
Значение фразеологизма «Одним миром мазаны»
Несмотря на то, что наше общество сейчас духовное, а не верующее, выражение «одним миром мазанные» по-прежнему активно употребляется в обыденной лексике. Надо полагать, в категорию устарелых оно перейдет очень не скоро.
Словари
Ирон. Похожи друг на друга по характеру, по поведению, по своим качествам и т. п.
— Авантюристическая компания, Григорий Иванович. Она может помириться и договориться с Астором и остальными бостонцами. Все они одним миром мазаны (В. Григорьев. Григорий Шелихов).
Одинаковы; один не лучше другого.
Имеется в виду, что лица (Х) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт. ✦ X-ы одним миром мазаны.
Именная часть неизм.
подлеж. вы употр. в знач. «ты и все остальные».
Часто со словом все.
Порядок слов-компонентов фиксир.
«Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны. » В. Максимов, Ковчег для незваных.
— Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны. (Реч.)
Первоначально фразеол. имел значение «одной веры». (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1997. С. 158.)
Компонент фразеол. одним соотносится с числовым кодом культуры и тесно связан с идеей единения, единства, одного целого. Компонент мазать соотносится с деятельностным кодом.
В основе образа фразеол. лежит религиозное представление о том, что все люди грешные и на основании этого равны между собой. ср. с текстом Евангелия: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8: 7).
В современном употреблении образ фразеол. подвергся десакрализации, т.е. первоначальное значение фразеол., переосмысленное в результате утраты навыков религиозной жизни, упростилось, свелось к обыденной жизни. Вероятно, этому способствовала и частичная омонимия слова миро и формы тв. п. ед. ч. слова мир. Компонент фразеол. миро воспринимается современными носителями русского языка как мир «сообщество людей». Принадлежность людей к одному кругу переосмысляется как их сходство в их негативных проявлениях.
фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о людях, обладающих одними и теми же качествами или недостатками.
Об очень похожих, сходных по каким-л. качествам людях. ДП, 854; БТС, 513, 545; Ф 1, 289; Мокиенко 1989, 44; Глухов 1988, 116.
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
«Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны. » В.Максимов, Ковчег для незваных.
— Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны. (Реч.)
Смотреть что такое ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ в других словарях:
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
• ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ coll, disapprov [AdjP; subj-compl with быть (subj: human, pl; usu. pres; fixed WO]===== ⇒ the people in question are identical, s. смотреть
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
Ирон. Похожи друг на друга по характеру, по поведению, по своим качествам и т. п. — Авантюристическая компания, Григорий Иванович. Она может помириться. смотреть
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
Об очень похожих, сходных по каким-л. качествам людях. ДП, 854; БТС, 513, 545; Ф 1, 289; Мокиенко 1989, 44; Глухов 1988, 116.Синонимы: два сапога пара. смотреть
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
Адзін чорт маляваў (намаляваў)Адным грэбенем прычасалісяЧэрці адной шэрсцісм. Два сапога парасм. Из одного тестасм. На один покройсм. Одного поля ягоды. смотреть
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
Адзін чорт маляваў (намаляваў) Адным грэбенем прычасаліся Чэрці адной шэрсці см. Два сапога парасм. Из одного тестасм. На один покройсм. Одного поля ягоды. смотреть
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
(похожи друг на друга по своим качествам, свойствам, положению и т. п.) одним миром мазані
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
перен. шутл. одним миром мировані (мазані).
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
одним миром мазаны см. одинаковый, подобный
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ
одним миром мазаныСм. одинаковый, подобный.
Одним миром мазаны
Смотреть что такое «Одним миром мазаны» в других словарях:
одним миром мазаны — См. подобный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. одним миром мазаны прил., кол во синонимов: 22 • … Словарь синонимов
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ — кто Одинаковы; один не лучше другого. Имеется в виду, что лица (Х) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт. ✦ X ы одним миром мазаны. Именная часть неизм. подлеж. вы употр. в знач. ты и все … Фразеологический словарь русского языка
Одним миром мазаны — Об очень похожих, сходных по каким л. качествам людях. ДП, 854; БТС, 513, 545; Ф 1, 289; Мокиенко 1989, 44; Глухов 1988, 116 … Большой словарь русских поговорок
одним миром мазаны кто-л — О людях с одинаковыми недостатками … Словарь многих выражений
Они везде одним миром мазаны. — Они везде (Они все) одним миром мазаны. См. РОЗНОЕ ОДНО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
одним пальцем деланные — прил., кол во синонимов: 24 • два сапога пара (30) • из одного теста (24) • на один покрой … Словарь синонимов
МИРО — Одним миром мазаны. Об очень похожих, сходных по каким л. качествам людях. ДП, 854; БТС, 513, 545; Ф 1, 289; Мокиенко 1989, 44; Глухов 1988, 116 … Большой словарь русских поговорок
одинаковые — одного дуба желуди, птицы одного полета, одинакие, одного сукна епанча, один в одного, той же масти, похожие, один к одному, одним пальцем деланные, под масть, как под копирку, одним миром мазаны, на одну колодку, из одного теста, под одну стать … Словарь синонимов
два сапога пара — той же масти, одинаковые, под масть, одной масти, такой же масти, под одну масть, парочка, пара, птицы одного полета, шерочка, на одну стать, сладкая парочка, одним пальцем деланные, под одну стать, из одного теста, один другого стоит, одним… … Словарь синонимов
из одного теста — под масть, на один покрой, два сапога пара, на одну стать, одним лыком шиты, один другого стоит, под одну масть, под одну стать, на одну колодку, одного сукна епанча, такой же масти, одного покроя, одинаковые, одним миром мазаны, одного полета… … Словарь синонимов
Одним миром мазаны
Одним миром мазаны
«Одним миром мазаны» — сейчас так обычно говорят о людях, которых в глазах общества объединяет какая-то внутренняя отрицательная черта, скрываемая за высказываниями и внешними приличиями, но в конце концов обязательно проявляющаяся в их поступках. В новейшем толковом словаре это выражение имеет категорическую помету о его стилистическом употреблении: неодобрительное.
Прежде поговорка «Одним миром мазаны» не имела такого оттенка, но была стилистически нейтральна, обозначая просто общность какой-либо группы людей. Например, известная писательница 1950–1960-х годов Галина Николаева, сказав о рабочих завода, что они честные, хорошие, трудолюбивые люди, подытожила свое высказывание: «все одним миром мазаны».
Эту двойственность поговорки обусловило ее происхождение и то, что речь в ней идет о вещах и обстоятельствах, известных сейчас лишь незначительному кругу людей.
Сыграла свою роль и современная орфография, упразднившая некоторые буквы, имевшиеся в традиционной «русской азбуке»: «ять», «фиту», «ижицу», «и — с точкой или десятиричное». Тем самым создалось затруднение в понимании значения некоторых слов, в которых эти буквы имели смысло-различительное значение. Таковы слова «мир» — состояние, противоположное войне и «мир» — Вселенная, общество. Первое писалось с «и» обычным, второе — через «и с точкой». Название романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в современном написании дает право толковать его в обоих значениях: годы войны — и годы мира, а также война — и общество. У Толстого «мир» написан через «и», замысел автора был отображен не только в содержании романа, но и в его названии.
А вот в заглавии поэмы В. В. Маяковского «Война и мир», написанной в 1916 году, слово «мир» напечатано через «и с точкой», речь идет о войне, охватившей все страны, весь мир.
Сейчас в выражении «одним миром мазаны» слово «миром» воспринимается каким-то непостижимым образом однокоренным с теми словами, о которых шла речь выше. На самом деле здесь слово «миром» не имеет с теми двумя ничего общего, кроме звучания. Путаницу опять же внесла реформа прежней орфографии: в слове «миром» звук «и» обозначался буквой «ипсилон», или, как она называлась в русской азбуке, «ижицей», кроме того, это слово в именительном падеже состоит из двух слогов — миро.
Миро — это специально приготовленное благовоние, которое употребляется в обрядах христианских церквей, им в определенных случаях производится помазание, то есть нанесение мира специальной кисточкой на лоб, глаза, уста, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. Миропомазанием сообщается благодать Божия, и оно является одним из христианских таинств.
Поэтому исконное значение поговорки «одним миром мазаны» обозначает принадлежность людей к одной вере.
В XVII веке русской православной церковью было принято решение приготавливать — варить — миро для всей России только в одном месте — в Москве, в Кремле, в Патриаршем дворце, потому что в провинциальных городах существовали затруднения с получением нужных для мира составных элементов, что не позволяло приготовить его по всем правилам.
Состав мира, по чиноположению православной церкви, состоял из определенного набора благовонных смол, трав и масел. В него входили следующие вещества: елей, белое виноградное вино, стиракс; ладаны — росный, простой белый и черный; мастика, сандарак, розовые цветы, базилик; корни — фиалковый белый, имбирный, ирный, калганный, кардамонный; масло оливковое, мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин венецианский; благовонные масла: бергамотовое, лимонное, лавандуловое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, розовое, коричное, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое.
В этом перечне современный читатель встретит целый ряд веществ, о которых он и не слышал, но зато может получить представление о невероятной сложности состава мира.
Сам процесс мироварения происходил в парадной Крестовой палате Патриаршего дворца в Кремле, называвшейся также Мироварной, и по специальному, строго соблюдаемому ритуалу.
Крестовая палата, построенная в середине XVII века, была украшена росписями и иконами лучших царских художников — Симона Ушакова и Федора Козлова. Палата освещалась большим медным паникадилом.
Посреди палаты находился каменный очаг под сенью, на очаг ставились два котла серебряных вызолоченных для варения мира, рядом на подставке стояла большая серебряная кадь для сливания мира, покрываемая серебряной крышкой. Тут же находилась деревянная ступенчатая пирамида, на ступенях которой раскладывались вещества, нужные для приготовления мира.
Мироварение производилось на Страстной неделе. В понедельник патриарх со старшим духовенством совершал богослужение, водоосвящение, кропил святой водой все, приготовленное для мироварения. Затем все составные части мира помещались в котлы, патриарх собственноручно зажигал под котлами огонь.
Миро варилось беспрерывно в течение трех дней, диаконы в облачениях промешивали миро, а священники беспрерывно читали Евангелие. Вечером в среду миро разливали по особым сосудам, в четверг при звоне колоколов с крестным ходом миро доставляли в Успенский собор, и на литургии оно освящалось. О том, насколько важным событием в русской православной церкви считался этот акт, свидетельствуют сообщения о нем в крупнейших газетах, например в «Московских ведомостях» от 11 апреля 1902 года: «В Успенском соборе состоялось освящение вновь приготовленного мира».
Освященное миро возвращалось в Патриаршую ризницу, и оттуда оно рассылалось по всем епархиям. Поэтому все православные по всей России были помазываемы одним и тем же миром.
Вот так родилась в православной России поговорка «одним миром мазаны», и это было действительно так.
Иронический оттенок это выражение начинает приобретать в середине XIX века с распространением в обществе материалистических и нигилистических взглядов. Поскольку деятели революционно-демократического лагеря в детстве, как правило, получили традиционное православное воспитание, к тому же значительная часть их, например Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, происходили из духовного сословия, они, хорошо зная церковные тексты и изречения, цитировали их в речи, вкладывая в них иной смысл.
В советские времена атеизм стал государственной политикой, атеисты в своей пропаганде использовали религиозные тексты и образы в юмористическом и сатирическом, кощунственном контексте. Так в обществе и утвердилось «неодобрительное» значение выражения «одним миром мазаны», которое и зафиксировал советский языковед.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
5. Одним из имён Андроника-Христа было Евклид, а одним из его занятий была геометрия
5. Одним из имён Андроника-Христа было Евклид, а одним из его занятий была геометрия В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку
22.8. Пять городов взять одним ударом
22.8. Пять городов взять одним ударом Когда требуется прибегнуть к стратагеме 22, то, согласно пекинскому автору книги по стратагемам Ли Бинъяню, необходимо исходить из общей оценки положения и верного выбора времени и места запирания ворот. Свое мнение он подкрепляет
28.0. Одним приемом побороть застенчивость
28.0. Одним приемом побороть застенчивость «Сокурсник Ли с факультета китайского языка был блистателен во всех отношениях, только был слишком замкнутым. Ничто его так не пугало, как выступление перед аудиторией. За это над ним частенько подтрунивали.Однажды его хороший
Зимой и летом одним цветом
Зимой и летом одним цветом Один из наиболее глубоко укоренившихся современных мифов относительно питания — миф о том, что еда должна соответствовать сезону, что существует гармоническая связь между человеком (потребляющим) и природой (производящей), которая сохранялась
ОДНИМ ПАРАДОМ МЕНЬШЕ
ОДНИМ ПАРАДОМ МЕНЬШЕ Был такой популярный штамп времен Горбачева — Донахью: «Диалог поверх барьеров», траектория же моего исследования — скорее «под барьерами». Возможные сопоставления с сапером, кротом не отменят моего интереса к глубинным, тектоническим сдвигам,
Одним увидел то, что и двумя не разглядишь
Одним увидел то, что и двумя не разглядишь Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический был славен не только Крымом (Таврией), но и Кавказом.Еще в 1777 году, по весне, он, тогда генерал-губернатор Кавказа, представил Екатерине II записку, в которой наметил
Фельдман избран одним из руководителей Ассамблеи
Фельдман избран одним из руководителей Ассамблеи На очередной конгресс парламентского еврейства, который состоялся на днях в Израиле, была приглашена делегация евреев-депутатов Верховной Рады Украины во главе с одиозным Александром Фельдманом. Досконально известно,
«СВЯТОЙ ДУХ» с одним яичком
5. ОДНИМ ИЗ ИМЕН АНДРОНИКА-ХРИСТА БЫЛО ЕВКЛИД, А ОДНИМ ИЗ ЕГО ЗАНЯТИЙ БЫЛА ГЕОМЕТРИЯ
5. ОДНИМ ИЗ ИМЕН АНДРОНИКА-ХРИСТА БЫЛО ЕВКЛИД, А ОДНИМ ИЗ ЕГО ЗАНЯТИЙ БЫЛА ГЕОМЕТРИЯ В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку
ГЛАВА 3. «БЕЗУМЬЕМ ОДНИМ ОДЕРЖИМЫ…»
ГЛАВА 3. «БЕЗУМЬЕМ ОДНИМ ОДЕРЖИМЫ…» Поражения, преследовавшие организацию, достигли своей кульминационной точки с убийством Яира. Но и после его смерти группу Яира продолжали сотрясать тяжелые удары, которые грозили уничтожить ее окончательно.Немногие из оставшихся в
Одним махом, или Закон 122
Одним махом, или Закон 122 Что из себя представляет пресловутый закон, перебаламутивший Россию? Во-первых, он отменяет или переиначивает статьи двух сотен (!) прежних законов. Он затрагивает широчайший спектр вопросов — от перераспределения функций между Центром и
За одним абсурдом – другой
За одним абсурдом – другой В политике администрации Картера начали все более отчетливо проступать милитаристские устремления, которые в конечном счете преследовали цель сломать сложившийся примерный паритет военной мощи Востока и Запада. Словно бы и не было