Что означает заклинание экспекто патронум
«Акцио», палочка: как работают заклинания в «Гарри Поттере»
Удивительный фантастический мир, созданный Джоан Роулинг в книгах о «Гарри Поттере», теперь, кажется, живёт своей собственной жизнью. Произведения, которые создавались как фанфики, становятся основой для бродвейских пьес о жизни уже повзрослевших Гарри, Рона и Гермионы. Франшиза «Фантастические твари» тоже не перестает напоминать о себе – то скандалом с отстранением от съёмок Джонни Деппа, то объявлением о подзаголовке третьей части серии – «Тайны Дамблдора». Во всем этом как никогда хочется вернуться к истокам, к тому, с чего все начиналось – к магии и заклинаниям. В произведениях Роулинг их насчитывается несколько десятков, и все они, разумеется, имеют совершенно разные механики и предназначения.
Как колдуют в «Гарри Поттере»
Сила применяемого заклинания также всегда зависит от волшебника – кому-то для его применения необходимо совершить взмах палочкой и произнести магические слова максимально четко, а кому-то достаточно прошептать, а то и вовсе лишь подумать. Самых сильных волшебников Роулинг даже наградила способностью колдовать без применения палочки, что отражено в книгах и фильмах – способность Гарри говорить со змеями, эффектные появления Дамблдора и прочее.
Способы произнесения заклинаний при этом тоже отличаются друг от друга. Если самое известное заклинание из «Философского камня» «Вингардиум левиоса» требовало лишь четкого произнесения и определенных движений волшебной палочкой, то одно из сложнейших заклятий во вселенной «Гарри Поттера» «Экспекто патронум» применяется только благодаря силе волевого воздействия волшебника – его теплых воспоминаний.
Самая сложная магия в книгах Роулинг – невербальная. Увы, но в фильмах для ее демонстрации места не нашлось, хотя герои должны были изучать способы колдовства без произнесения заклинаний вслух на последних курсах Хогвартса.
Волшебство в «Гарри Поттере» делится на множество направлений и категорий, но самые часто используемые – заклинания защиты и нападения. Это разделение становится особо заметно на примере сражений протагонистов с темными волшебниками и последователями Темного лорда. В Хогвартсе по большей части учат применять именно защитные заклятия, для этого даже существует отдельный предмет – «Защита от темных искусств», преподаватели которого менялись каждый год.
Происхождение большинства заклинаний в самих книгах и фильмах о Гарри Поттере не раскрывается или упоминается вскользь. По задумке Роулинг, почти все известные нам заклятия были придуманы волшебниками и волшебницами настолько давно, что современному поколению колдунов существование этой магии кажется чем-то само собой разумеющимся. Однако, конечно, у всех заклинаний есть тот или иной автор, который наверняка был очень талантливым волшебником своего времени. К слову, процесс появления нового заклинания нам тоже показали – в «Принце полукровке» автором опасного заклятия «Сектумсемпра» оказался Северус Снейп.
Скрытые смыслы волшебства
И, разумеется, заклинания в «Гарри Поттере» это далеко не только сами заклинания. С помощью них Роулинг, а позднее и режиссеры фильмов по романам изображали различные стадии развития персонажей и их отношений.
Дружба. Это одна из главных тем «Гарри Поттера», а основное отличие протагониста франшизы от антагониста заключается в том, что у Гарри друзья есть, а у Волан-де-Морта – их полное отсутствие. А ведь дружба между главными героями начинается именно с заклинаний – в «Философском камне» при знакомстве в поезде Рон показывает Гарри несуществующее заклинание, которому в качестве розыгрыша научили его Фред и Джордж. Гермиона же отмечается эффектным появлением – и тоже с помощью заклинания. Она чинит Гарри сломанные очки в той же самой сцене в поезде.
Ещё одно интересное проявление дружбы в волшебстве происходит уже в более взрослой книге цикла – «Узнике Азкабана». Юные Джеймс Поттер, Сириус Блэк и Питер Петтигрю, чтобы помочь их другу Римусу Люпину, научились колдовству анимагии – то есть превращению в животных. Люпин страдал от ликантропии и по неволе превращался в волка во время полнолуний. Остальная же компания принимала облики других зверей, чтобы находиться с товарищем.
Любовь. Одно из самых сильных человеческих чувств тоже находит свое выражение в магии «Гарри Поттера». Мать главного героя, Лили Поттер, погибая от рук Темного лорда, сумела защитить сына от прикосновений его главного противника с помощью древней магии – комбинации силы любви и материнской воли.
Другой пример применения заклинаний для демонстрации любви тоже связан с Лили – именно ее всю жизнь отчаянно любил Северус Снейп, чей патронус от этого принял облик патронуса возлюбленной.
Взросление. Чем старше становились герои «Гарри Поттера», тем сложнее и опаснее оказывались заклинания, с которыми они сталкивались. Первый слом сказочного настроения, которое было характерно для первых двух книг и фильмов серии, происходит в третьей части – Гарри встречается с прошлым, с историей смерти своих родителей, а также с самыми страшными существами этой вселенной – дементорами. И именно в этой части ему предстоит изучить магию не по годам – заклинание «Экспекто патронум», которое требует огромной концентрации и эмоциональных усилий.
В следующей же части франшизы – «Кубке огня» – зрителя вместе с героями впервые знакомят с запрещенными заклинаниями – подчиняющим «Империо», пыточным «Круцио» и убивающим «Авада Кедавра». Это знаменует новый виток развития истории о волшебстве – теперь им можно не только спасать жизни, но и убивать, что в «Кубке огня» демонстрирует пример Седрика Диггори, первой жертвы в бесконечной череде смертей вселенной «Гарри Поттера».
Добро и зло. Как мы уже говорили ранее, разделение заклинаний на атакующие и защитные хорошо отражает четкую разделенность мира в книгах Роулинг на чёрное и белое, зло и добро. В фильмах эта идея тоже нашла визуальное отражение – в последних частях франшизы трансгрессия членов Ордена Феникса и слуг Волан-де-Морта выглядит по-разному (хотя по книгам она вообще не должна быть заметной глазу). Добрые волшебники перемещаются в белоснежной дымке, тогда как их противники трансгрессируют в черной. Разумеется, у этого решения с точки зрения устройства вселенной довольно мало логики, однако визуально оно действительно украсило и без того зрелищные сцены магических битв.
Самые известные заклинания
«Вингардиум левиоса». Одно из первых заклинаний, с которым знакомят нас, читателей-зрителей, а также юных первокурсников Хогвартса. Это левитационное заклинание, позволяющее поднимать в воздух окружающие предметы. Название заклинания на английском пишется как «Wingardium Leviosa» и явно говорит о том, что Роулинг при его создании вдохновлялась словами «wing» (крыло) и «levitate» (взлетать).
«Экспекто патронум». Одно из самых сложных заклинаний, выученных Гарри. «Экспекто патронум» является защитным в прямом смысле этого слова. Оно вызывает патронуса – магическую сущность, прогоняющую дементоров и прочих злых тварей. Патронусы выглядят как серебристые, похожие на дымку звери, определенным образом связанные с характером и прошлым своего владельца. Сильным волшебникам в мире «Гарри Поттера» удается даже отправлять своих патронусов на дальние расстояния, чтобы передавать с ними послания. «Expecto» с латинского переводится как «я ожидаю», а «patronus» — «защитник».
«Акцио». Часто применяемое заклинание для того, чтобы призвать к себе тот или иной предмет. Его можно использовать, чтобы отнять палочку в бою или призвать волшебную метлу во время сражения с драконом – последнее и сделал Гарри в «Кубке огня». Для создания названия этого заклинания Роулинг изменила латинский глагол «accerso», означающий «притягивать», «вызывать».
Expecto Patronum: 8 фактов о Патронусах, о которых не рассказали в фильмах
«И тогда из палочки вырвалось не бесформенное туманное облако, но сверкающий серебром зверь».
Поклонники франшизы знают, что Патронус – это могущественное заклинание, которое защищает волшебника от темных чар. Но неужели это все, на что способна светлая магия? Мы нашли для тебя 8 неизвестных фактов о Патронусах, которые не так очевидно показали в кино.
Патронус может передавать сообщения
Большинство людей знают, что заклинание «экспекто патронум» вызывает светящуюся магическую сущность, призванную помогать своему хозяину. Особенно часто волшебники вызывают патронуса в присутствии дементоров, ведь их волшебная энергетика отпугивает темную магию. При этом размер патронуса неважен: известны случаи, когда Патронус в виде мышки прогнал стаю дементоров.
Однако мало кто помнит, что Патронусов можно использовать для обмена посланиями. Например, мракоборец Кингсли Бруствер так предупреждает Орден Феникса о нападении Пожирателей смерти, когда волшебники веселилились на свадьбе Билла и Флер. Другой известный случай, когда Патронус использовался для предупреждения – лань Северуса Снегга показала Гарри, где в лесу спрятан меч Годрика Гриффиндора.
Большинство волшебников не умеет вызывать патронуса
Насколько заклинание «экспекто патронум» популярно в качестве защиты от дементора, настолько же оно сложно в исполнении. Нужно не только быть сконцентрированным и уверенным в себе, но и вспомнить самый счастливый момент жизни, что, согласись, непросто.
Бывает бестелесный патронус
Это самая распространенная форма воплощения заклинания – облако светящегося серебристого пара. Вспомни первые попытки Гарри и ордена Феникса вызвать Патронуса, у них как раз получались какие-то искрящиеся облачка.
Телесного патронуса, то есть в виде животного или существа, могут взывать только могущественные волшебники.
Но бывают случаи, когда способные маги сознательно выбирают бестелесную форму. Например, оборотень Ремус Люпин целенаправленно не вызывал телесного патронуса в виде волка, так как не хотел постоянно переживать насчет своей двойственной природы.
Темные волшебники могут вызывать патронус
Среди фанатов книг и фильмов не утихают дебаты, мог ли Волан-де-Морт вызвать Патронуса. Пожиратели Смерти и дементоры «воюют» за одну сторону, темную, а потому вряд ли им подвластна мощная светлая магия. Да и вспомнить действительно счастливое воспоминание, необходимое для заклинания, злым колдунам сложнее.
Тем не менее, некоторые волшебники, которых сложно назвать порядочными, вызывали патронуса. Долорес Амбридж, несмотря на репутацию манипулятора и мучителя, могла вызвать телесный патронус кошки.
Патронусы олицетворяют черты волшебника
Если ты проходила тест на Pottermore, то наверняка удивлялась полученному результату. Ты-то представляла себя бесстрашным тигром, но в итог получилась лошадь – как же так? Это не случайность: всего существует более 140 видов животных-патронусов, и это только на сайте. В реальности (а точнее – в вымышленном мире Роулинг) их гораздо больше.
Многие ошибочно предполагают, что им должно выпасть их любимое животное, но это не так. Чаще всего зверь, в форме которого появляется патронус, выражает характер человека. Потому тест просят проходить быстро и не задумываясь, чтобы работала не логика, а подсознание.
Форму телесного патронуса многих волшебников можно предугадать: например, как у родителей (Гарри и Джеймс Поттер – оба «олени»), как у возлюбленного или по символическим животным с малой родины. А для магов, не имеющих особенных характеристик или семьи, форма патронуса – всегда сюрприз. Вспомни про 140 разновидностей!
Как объясняют создатели Pottermore, патронус появляется в форме животного, чьи качества для волшебника сейчас нужней всего.
Бывают множественные патронусы
Могущественные волшебники кастуют телесного патронуса, а великие – аж несколько патронусов за раз. В «Гарри Поттер и Дары Смерти» профессор МакГонаглл посылает три серебряных кошки, чтобы предупредить других деканов факультетов Хогвартса об атаке Пожирателей смерти.
Экспекто патронум
Экспекто патронум – это заклинание, которое призывает телесного патронуса – магию отпугивающую дементоров. Для произношения заклинания необходимо представить самое счастливое воспоминание и произнести заклинание.
Самым трудным является в момент нахождения в близости от Дементоров найти те самые счастливые воспоминания.
Единственным назначением заклинания является отпугивание Дементоров и других злых сил, которым может быть противен свет. Иногда патронус используют для того чтобы освещать путь в странствии.
Заклинание вызывает специальное существо называемое Патронусом. Патронус выглядит почти у каждого волшебника по своему, и естественно есть маги, у которых он полностью похож. Например, у Лили Поттер и Северуса Снейпа он был полностью похож, это была Лань. Внешне патронус представляет собой какое-либо животное из серебристой материи.
Различают также различные формы патронуса, то есть всего 2. Это обычный патронус, который вырывается лучом серебристого света, иногда создавая несколько волн, в зависимости от силы мага. Также телесный партнус, в виде животного.
Нигде не говорится прямо были ли патронусы у Джеймса Поттера, Сириуса Блэка, Римуса Люпина и Питера Петтигрю. Но косвенные указания на это есть. Во-первых, когда Гарри Поттеру впервые удалось во время матча по квиддичу вызвать телесного патронуса, учивший его Люпин был не просто удивлён и обрадован, он был ошеломлён. И, как заметил Гарри, выглядел странно.
Вероятно, патронус Гарри имел вид патронуса Джеймса. Во-вторых, у Минервы Макгонагалл точно такой же патронус, как и её анимагический вид: полосатая кошка с «очками» вокруг глаз. Таких патронусов она рассылает к деканам других факультетов перед битвой за Хогвартс. Это даёт право предположить, что и у других анимагов патронусы принимают вид животного, в которого превращается волшебник. В этом случае надо полагать, что есть ещё патронусы. Хотя, Люпин довольно сильный маг, он не имеет телесного патронуса.
15 заклинаний из книг о Гарри Поттере: как их расшифровать
Давайте перенесемся в кабинет заклинаний и узнаем, что на самом деле означают эти слова!
1 Алохомора / Alohomora
Как сообщила Джоан Роулинг в ходе судебного заседания в 2008 году, это слово она позаимствовала из западно-африканской системы знаков Сикиди, используемых в геомантии (это гадание с помощью земли или камней).
Слово буквально переводится как «благосклонный к ворам», и идеально подходит для заклинания, которое отпирает закрытую магией дверь.
2 Ридикулус / Riddikulus
Все помнят, когда используется эта фраза? Да, она помогает при появлении боггарта, превращает страх в нечто смешное, а после «взрывает» его. Собственно, слово «ridiculus» в переводе с латыни обозначает «смешной» или «абсурдный»!
3 Круцио / Crucio
И опять для его названия Роулинг оживила латынь и использовала для заклятия «cruciatus» слово «crucio», что в переводе обозначает глагол «мучить, пытать, истязать». Практически дословное описание действия!
4 Акцио / Accio
Все поттероманы помнят, как слова «Акцио, метла» спасли Гарри на первом испытании в Турнире Трех волшебников. Тогда он призвал свою метлу и обхитрил опасного дракона.
Роулинг для этого заклинания вновь обратилась к латыни и использовала слово «accio», что переводится как «призывать» или «вызывать».
5 Авада Кедавра / Avada Kedavra
Впервые Джоан Роулинг заговорила о значении самого ужасного заклинания на Эдинбургском книжном фестивале в 2004 году. Она объяснила, что для убивающего заклятия она использовала аналогию с древним магическим словом «Абракадабра». Что на арамейском языке означало «пусть вещь будет уничтожена».
Роулинг объяснила, что сначала оно использовалось для лечения болезни, и под «вещью» подразумевалась болезнь. Она поиграла со смыслом и создала собственное, убивающее заклятие, где вместо «вещи» подразумевался тот, на кого заклятие направлено.
6 Империо / Imperio
Третье из Непростительных заклинаний лишает человека его собственной воли и может заставить делать все, что угодно.
7 Сонорус / Sonorus
8 Редукто / Reducto
9 Конфундо / Confundo
Заставляет противника запутаться, сбивает с толку. Очевидно, происхождение слова «confundo» можно объяснить сразу двумя способами.
10 Экспекто Патронум / Expecto Patronum
Все помнят, как часто его использовал Гарри. «Экспекто Патронум» может отогнать стражей Азкабана, дементоров, которые затем перешли на сторону Темного Лорда. Неоднократно это заклинание спасало жизнь Гарри и его друзьям.
11 Экспеллиармус / Expelliarmus
12 Легилименс / Legilimens
Помогает проникать в разум другого человека, и его особенно любил профессор Снегг. Неудивительно, что Роулинг составила его практически дословно. Слово «legilimency» скорее всего происходит от латинских слов «legere» (читать) и «mens» (разум).
13 Левикорпус / Levicorpus
С этим заклинанием поттероманы познакомились в Омуте Памяти, когда Джеймс Поттер подшутил над Северусом Снеггом. Оно заставляет жертву подняться в воздух и болтаться из стороны в сторону.
14 Морсмордре / Morsmordre
Мало использовалось в мире Гарри Поттере, ведь оно вызывало Черную метку, а это самое страшное знамение в мире волшебников.
15 Обливиэйт / Obliviate
Чаще всего волшебники применяют его для исправления последствий магического проявления в мире магглов. Гермиона применяла его в «Дарах смерти» на своих родителях, чтобы она могла отправиться за крестражами вместе с Роном и Гарри и не подвергать опасности родных.
Джоан Роулинг постаралась вложить в каждое слово, каждое заклинание свой определенный смысл. На самом деле, книги про Гарри Поттера имеют массу тонких намеков, аналогий и метафор!
Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!
Экспекто патронум: язык магии от древних заговоров до заклинаний из «Гарри Поттера»
Магические квадраты, аббревиатуры и христианские кресты Средневековья всегда привлекали внимание любителей оккультных наук. Сейчас тайные символы и заклинания то и дело всплывают в популярной литературе и фильмах: в «Коде да Винчи», «Гарри Поттере», «Мерлине», «Властелине колец», постепенно перекочевывая и в подростковые романы. Магические формулы выкрикивают, шепчут, пропевают и зачитывают с выражением, не забывая присыпать их непонятными терминами для большей таинственности. В наше время средневековые песнопения, возможно, и не вызывают былого трепета перед неизвестным, но все еще звучат эффектно. «Нож» погружается в глубину веков и ищет закономерности в заговорах, изучает символы и раскрывает секреты аббревиатур и старинных шифров.
Особенности заклинаний
С точки зрения языковой структуры заклятия, при всём их многообразии, можно разделить на три большие группы.
Первая включает обязательные элементы христианских источников — отрывки из Библии, псалмов, месс и молитв.
Во второй группе греческие, латинские слова и иврит смешиваются и меняются до неузнаваемости под воздействием местных диалектов. Для таких заклинаний ключевым становится произношение, в них много аллитераций и фонетических повторов, создающих более таинственное и монотонное звучание.
Там встречаются целые цепочки «словоформ» вроде заговора «Festella, festelle, festelle festelli festello festello, festella festellum», который излечивал от фистул (свищей).
Созвучными могли быть не только вариации одного слова, но и целые образы. Немецкий наговор на возвращение беглецов звучал так: «Peda inpeda. Prepeda. Conpeda prepedias Inpediae. Conpedia». Эти слова происходят от латинских impedio и prepedio «мешать» и compedus «то, что связывает ноги». Предполагалось, что заклятие обладает почти физической силой и способно сковать беглеца на расстоянии.
Еще один пример такого рода — заклинание от стоматита. Если произнести его вслух, соблюдая интонацию и ударения, то вы услышите очень ритмичную монотонную песнь, которая чем-то напоминает шаманские камлания: «Сanckera canckere canckere canckeri canckero canckera canckerum».
Третья и, возможно, самая интересная группа — аббревиатуры, состоящие из первых букв слов сакральных фраз. В христианстве это INRI — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» — или VRS — «Изыди, Сатана».
С одной стороны, акронимы представляют собой мнемонический прием, позволяющий запомнить некоторые массивы текстов. С другой — смысл таких заклинаний доступен лишь немногим посвященным и скрыт от рядового обывателя.
Читайте также
Известны и текстовые амулеты с вкраплениями символов: крестов, чисел и других графических элементов. Даже если их значения когда-то были понятны, сейчас в большинстве случаев они утрачены. В процессе копирования тексты часто трансформировались из-за невнимательности писца, изменения орфографии или нечеткого произношения диктующего. Но оттого, что «волшебные» фразы видоизменялись и утрачивали первоначальный смысл, они становились еще более сакральными. Главной была слепая вера в чудо, и люди полагались на силу и магический потенциал текстов, не вникая в содержание. Раз такая тарабарщина используется, значит она работает, и чем сложнее заклятие, тем сильнее эффект.
Кто сегодня догадается, что XV XR XI — это не модели айфона, а «Христос победоносный, правящий, повелевающий»?
Целые фразы сокращаются до набора букв, значение которых нам практически неизвестно. Крест Захарии от чумы состоял из 18 прописных литер — отсылок к отрывкам из псалмов.
Некоторые заклинания прочно закрепились в нашей культуре. Например, выражение «Сезам, откройся» или «Сим-сим, откройся» впервые встречается во французском переводе «Тысячи и одной ночи». Оно отворяет вход в пещеру, где спрятаны сокровища. «Сезам» — это европейский вариант названия кунжута. Французское Sésame в русском переводе превратилось в «сим-сим», что означает то же растение. Некоторые считают, что обе фразы восходят к каббалистической формуле šem-šamáįm, представляющей собой удвоенное имя Господа.
Магическое клише «фокус-покус», по одной из версий, происходит от латинского «Hoc est corpus meum» — «Сие есть Тело Мое». Считается, что в момент ее произнесения хлеб и вино превращаются в настоящую плоть Христа.
По другой версии, в начале XVII века в Англии так называли жонглеров и мошенников, которые скрывали свои истинные действия за плавными пассами, а фразу просто придумали, удачно сымитировав латынь.
У всем известной «абракадабры» более десятка возможных толкований. Одно из них взято из иврита, где avra v’davra — «говорю и творю». Другой вариант — арамейское ibra k’dibra — «создаю благодаря речи». Ни одна из гипотез пока не доказана.
Довольно часто заклинаниям и заговорам придавали определенную графическую форму. Чтобы сбить температуру, на шею больного вешали амулет с такой запиской:
H B R H C H T H B R H
H B R H C H T H B R
H B R H C H T H B
H B R H C H T H
H B R H C H T
H B R H C H
H B R H C
H B R H
H B R
H B
H
Удивительно, но это всё та же «абракадабра», просто букву А поменяли на Н, а D — на T.
Одной из самых интересных волшебных фраз считается «Sator Arepo Tenet Opera Rotas».
Это магический квадрат и палиндром, самое раннее изображение которого обнаружено в Помпеях и датируется 70 г. до н.э.. Позже он распространился по всей Европе в разных вариантах написания. Существуют сотни интерпретаций его смысла и назначения, но какая из них истинная, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Магическим квадратом пользовались для облегчения родов, врачевания скота и даже тушения огня.
Фразу можно грубо перевести как «Сеятель Арепо трудится с помощью плуга», но передать средствами русского (и любого другого) языка зеркальную красоту конструкции и силу ее воздействия на зрителя не получится. Даже в математическом плане она уникальна: сумма букв в любой строчке образует единицу. Кроме того что фраза читается во все стороны, в центре мы видим крест, составленный из слова tenet. Возможно, это намекает на ее христианское происхождение (и на то, что Нолан по-прежнему гений).
S A T O R
A R E P O
T E N E T
O P E R A
R O T A S
Истинные имена и ингредиенты заклинаний
Многие заклинания призваны защитить и оградить от болезней как людей, так и скот — то есть близки по назначению к медицинским рецептам. Их своеобразными «ингредиентами» становятся атрибутика и имена божеств. Большую часть заговоров средневековые христиане позаимствовали у язычников, добавив к ним идею греха. Таким образом, Бог становится всемогущим терапевтом, излечивающим от любых болезней, а крест и раны Христовы — незаменимыми символами в заклинаниях («Crux et passio Christi sint medicina mei» — «Крест и мучение Христа — мое излечение»). В английском заговоре второй половины XIV века также упоминаются слёзы Богородицы, трое волхвов и тайные имена Господа.
Каждая болезнь — это оковы, наложенные дьяволом и его приспешниками, и снять их могут только христианские святые. Причем, помимо хрестоматийных чертей, к нечисти также относят гномов, троллей и эльфов, пускающих в нас невидимые стрелы.
Для избавления от напастей в заклинания вплетались имена всех неприятных сущностей наравне с божествами или единым Господом. Истинное имя обладает огромным магическим потенциалом. Если же оно неизвестно, то перечисляются все имеющиеся, наудачу.
В Средние века список синонимов для обозначения Творца расширялся и пополнялся именами не только на латыни, но и на греческом, иврите и даже арабском. Из Библии были взяты аллюзии, метафоры и символы, хоть как-то намекающие на Бога. Для пущего эффекта добавлялись имена волхвов, апостолов, архангелов. На помощь больному должен был прийти весь христианский пантеон, включая Святую Троицу и Деву Марию. В черной магии применялась зеркальная тактика: главными участниками становились Сатана, черти и всяческая нечисть.
Quidquid latine dictum sit, altum videtur
Несмотря на разнообразие заклинаний, большая их часть создана не на экзотическом греческом или иврите, которые использовались только для ритуалов высшей магии. Из первого позаимствованы лишь несколько терминов и алфавит, а из второго — имена.
Основным «волшебным» языком со Средних веков вплоть до XIX столетия была латынь. Постоянные посетители церкви зачастую не понимали ни слова, даже если знали все песни и псалмы наизусть. Со временем латинские формулы искажались, а разговорные слова привычного языка оказывались латинизированы. Например, выражение «Jesus autem transiens per medium illorum ibat» («Но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк. 4:30) претерпело следующие трансформации:
«Jesus Hutem Abrasius rer medrum I lov rum ibat» (1789);
«Jesu en fentrans tius Poe mer dium Horum ibat» (1800);
«Thesus outrem trans sniper medium poramilet» (год неизвестен);
«Jesus aut antrocius † per Medium † Senum telb» (1827).
В течение последних веков латынь прочно ассоциируется с угрозой и окутана флером тайны. Возможно, это связано с былым величием Римской империи или с тем, что язык некогда могущественной державы Древнего мира остается официальным в католической церкви. Наводят жути и григорианские песнопения, даже если их исполнители просто делают каверы рок-хитов или читают телефонную книгу.
Многие всё еще изучают и используют латынь в качестве магического языка. Среди ее поклонников также фокусники, священники, врачи, ученые и ректоры университетов, выбирающие пафосные девизы. Неудивительно, что многие фэнтези-писатели стремятся украсить языком древних римлян свои романы, даже если для этого нет веских оснований, — он просто прибавляет 10 очков Гриффин… крутости. Римская католическая церковь ведет все записи на латыни, поэтому именно священникам приходится придумывать новые слова для обозначения современных технологий (угадайте, что такое Interrēte).
Может быть интересно
Магия в мире фэнтези
Существует немало способов добавить магию в повествование в жанре фэнтези. Хотя наиболее логичным методом кажется изобретение специального языка, это не так-то просто: подобная структура, с одной стороны, должна быть устойчивой, а с другой — открытой для изменений.
Опция для новичков и ленивых сценаристов — просто добавь латынь. Благодаря таинствам католической церкви она давно уже стала эквивалентом древности и чего-то загадочного.
Герои фильмов и сериалов вроде «Баффи» или «Сверхъестественного» прибегают к латыни в схватках с нечистью.
На этом фоне выделяется «Мерлин», где в той же функции используется древнеанглийский. Возможно, его выбрали из-за особенностей произношения: он достаточно глубок, в нем есть привычный для нас почти русский [р], поэтому для современных англоязычных слушателей такая речь звучит странно и таинственно. Любопытно, что в общении с драконами Мерлин выбирает древнегреческий.
Создатели японской игры Treasure of the Rudras пошли более сложным путем. В ней пользователи могут конструировать собственные заклинания, подбирая части магических слов. Корень служит семантической «базой», а суффиксы и приставки добавляют очки силы и дополнительные эффекты. Это элегантное решение позволило разработчикам не создавать целый язык со своими правилами, а игрокам — почувствовать себя ответственными за развитие персонажей.
В The Elder Scrolls, где звучит драконье наречие, пользователям дается меньше свободы. По ходу развития сюжета они узнают магические заклинания и письменность, но всё равно могут лишь прочесть некоторые шифры. С другой стороны, игроки начинают понимать драконов. Выдыхая пламя, те вербально приказывают огню появиться, потому ужасные схватки фантастических рептилий в «Скайриме» — это просто очень громкие споры.
Автор цикла о Плоском мире Терри Пратчетт знатно развлекся, используя искаженную латынь где ни попадя. Чаще всего ее можно встретить в девизах гильдий и отдельных семей: Невидимый университет насмехается над новоприбывшими мошенническим изречением «Nunc id vides, nunc ne vides» («Видишь — не видишь»). А глава города лорд Витинари использует практичное «Si non confectus, non reficiat» («Работает — не трогай»).
В реальной жизни латинские девизы иногда вызывают усмешку. Претенциозное «Domine dirigi nos» Лондона звучит внушительно, но переводится всего лишь как «Помоги нам Господь». В образовательных учреждениях тоже порой встречаются помпезные вывески.
Так, девиз Йоркского университета — «In limine sapientiae», «На пороге знаний». А вот один из его колледжей, носящий имя Джеймса, повел себя более дерзко: все прибывшие видят надпись «Oderint dum metuant» — «Пусть ненавидят, лишь бы боялись».
В «Гарри Поттере» большая часть заклинаний создана на основе латыни. Было бы логично предположить, что ее знание значительно упрощает волшебникам жизнь, но в книгах и фильмах об этом ничего не говорится.
Интересна история переложения заклятий на разные языки. Хотя в большинстве случаев переводчики предпочитают оставлять псевдолатинские фразы, некоторые всё же придумывают свои варианты. Например, в индийской версии «Гарри Поттера» заклинания представляют собой классический санскрит. Французы просто написали часть магических формул на родном языке ради благозвучия, поэтому Obliviate превратилось в Oubliettes, а Stupefy — в Stupéfix (сценаристам фильмов об Астериксе и Обеликсе на заметку, если им понадобится новый персонаж). Венгерский вариант заклинания против боггартов Ridiculous — Commikulus (от komikus «комик»).
Трудно сказать, существует ли идеальная модель языка магии. Возможно, он должен напоминать протоязык, на котором человечество говорило до строительства Вавилонской башни. В нем наверняка сконцентрирована невиданная мощь, и любая песнь, заклинание или даже имя впитывает его силу.
Можно ли утверждать, что некоторые языки ближе к такому идеалу, чем другие?
Волшебный спич в любом случае должен звучать как можно более странно, а всякая родная речь слишком привычна, чтобы вызывать магический и гипнотический эффект.
Даже полилингвальные племена и народности выбирают для ритуалов менее разговорный язык. Зачастую его знают только самые образованные члены племени, следовательно, он обладает большей силой и доступен не для всех. В письменных формах заклинаний нередко встречается несколько языков, например рунический, древний или эзотерический, к которому будут более благосклонны высшие силы, и местный диалект для комментариев, инструкций и любой другой информации.
Магические заклинания невозможно перевести полностью, поскольку важная их часть — тайна — почти всегда будет утеряна. Язык волшебства уникален тем, что не похож ни на один известный и очень необычен. Это необходимо для изменения сознания слушающего — чтобы пробудить в нем страх перед неизведанным.