Что означает земля в библии
ЗЕМЛЯ (EARTH; LAND)
«Кто. вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним» ( Ис. 40:12, 22 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь» ( Ис. 66:1–2 ). В показанных Исаией образах земли как подножия Бога и взвешивания Богом праха земли выражается мысль о величии Бога, возвышающегося над творением. В отличие от богов плодородия в языческих религиях и от рукотворных идолов, Он превосходит все созданное Им.
Для понимания образа земли в Библии первостепенное значение имеет взаимосвязь человека с землей. «И создал Господь Бог человека [ʾadam] из праха земного [ʾ a dama]» ( Быт. 2:7 ). Будущее человечества и земли тесно связаны. После акта неповиновения Адама и Евы в Едемском саду Бог вынес приговор: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» ( Быт. 3:17–19 ).
Человеческие дела оскверняют и растлевают землю: «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» ( Ис. 24:5–6 ). Осия, Иеремия и Амос пользуются образом плача земли из-за злых дел человека ( Ос. 4:1–3 ; Иер. 12:4, 23:10 ; Ам. 1:2 ). Осия сетует, что «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» ( Ос. 4:1 ). В результате «восплачет [иссохнет] земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» ( Ос. 4:3 ). Как мы знаем, земля испорчена и ожидает обновления. В своих пророчествах о будущем земли некоторые библейские авторы пользуются образом одежды для выражения мысли о быстротечности ( Пс. 101:26–28 ; Ис. 51:6 ). Автор Послания к евреям цитирует Пс. 101 :
В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих;
они погибнут, а Ты пребываешь;
и все обветшают как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся;
но Ты тот же, и лета Твои не кончатся ( Евр. 1:10–12 ).
Будут «новое небо и новая земля» ( Ис. 65:17 ; 2Пет. 3:13 ; Откр. 21:1 ). Исаия рисует замечательную картину обновленной земли, «наполненной ведением Господа, как воды наполняют море» ( Ис. 11:9 ). «Вместо терновника выростет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» ( Ис. 55:13 ). Символы смерти и проклятия заменятся символами жизни.
В Библии образ земли выражается с помощью нескольких слов, таких как еврейские eres (обычно «земля», но зачастую «суша») или ʾ а dama (обычно «почва» или «земля») в Ветхом Завете и греческое ge в Новом Завете. Образы можно разделить, в основном, на две категории. Одна из них относится к конкретным географическим районам. Они обычно связываются с определенными группами людей или народностями (напр., Мф. 4:15 ), хотя обетованная земля воспринимается таковой как выражение Божьего обетования Аврааму. Вторая категория относится к самой земле как к глобальному понятию ( Быт. 1:1 ) или как к суше или почве ( Быт. 1:10 ). В обоих случаях значение образа земли для духа и сути Ветхого Завета невозможно переоценить, причем не только в том, что касается обетованной земли, которая в итоге была получена, но и в связи с апокалиптическими видениями грядущего века. Вслед за жаждой общения с Самим Богом на втором месте у израильтян стоит страстное желание обладать землей.
Что же земля означает в Библии? Прежде всего это часть творения. В таком качестве она предстает одной из сфер взаимоотношений людей с Богом. Фактически человек назван ʾadam поскольку он был создан из ʾ a dama ( Быт. 2:7 ). Земля служила мерилом послушания человека Богу, как в широком смысле данного Адаму поручения наполнить землю и обладать ею ( Быт. 1:26, 28 ), так и в более конкретной обязанности ухаживать за Едемским садом, в котором Бог поселил его ( Быт. 2:15 ). Эта последняя обязанность не ограничивалась задачей возделывания сада, но и подразумевала его защиту. В этом отношении Адам потерпел неудачу, допустив на святую землю змея. Результатом символического действия Адама стало грехопадение вселенского масштаба, сопровождавшееся зарастанием земли терниями и волчцами ( Быт. 3:17–19 ). В проклятии земли отражается общее отчуждение людей от мира в результате греха. Итак, один из библейских образов земли – физическое место, на котором живет человек, с которым он связан телесно. Хорошая в принципе земля была проклята в результате человеческого греха, и люди стали не только соединенными с ней, но и в такой же мере отчужденными от нее.
Второй мотив выражается в образе земли как объекта заветного обетования и представляет собой один из наиболее ярких библейских образов страстного желания. Тема начинается уже в рассказе об Аврааме, с которым Бог заключил завет, в который входило обетование земли ( Быт. 12:1 ). С тех пор обретение обетованной земли стало буквально навязчивой идеей патриархов, чье положение странников предполагало обретение в конечном счете места, где они могли бы поселиться. То же самое можно сказать о рассказе об исходе с примерно четырехстами упоминаниями о земле в последних четырех книгах Пятикнижия. Желанная земля становится образом изобилия (см. ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД) и символом долгожданного покоя после странствий. Подробные законы, регулировавшие использование земли после овладения ею израильтянами, свидетельствуют, помимо прочего, что она была ареной важного духовного испытания, служившего показателем соблюдения израильтянами требований завета. После завоевания Ханаанской земли израильтянами и поселения в ней к образу добавились другие значения. Одно из них – исполнение: давно обещанное и предвосхищавшееся стало реальностью. Второе значение – овладение: Бог позволил народу «овладеть сею доброю землею» ( Втор. 9:6 ). Кроме того, после странствий земля стала образом оседлой жизни и покоя: «Господь, Бог ваш, успокоил вас, и дал вам землю сию» ( Нав. 1:13 ). Иными словами, эта земля стала родиной. Еще один мотив – распоряжение: землю дал Бог (во Втор. 5:31 говорится о «земле, которую Я даю им во владение»), и, разделив ее между коленами и родами, народ распределил ее для ведения хозяйства.
На следующем этапе ветхозаветной истории – пленения и приведших к нему событий – основным образом, связанным с землей, стал суд. Земля не только сама по себе оказалась физически далекой, когда народ отправился в ссылку, но и занимала видное место в пророческих обличениях пороков и в предсказаниях грядущего суда как символ Божьего наказания своенравного народа. В число образов входят осквернение, упадок и засуха, и в этом отпадении от благодати можно увидеть аналогию с первоначальным изгнанием из Едемского сада. В израильской истории земля служит барометром взаимоотношений с Богом, показывающим благословение при послушании и проклятие при непослушании.
Наконец, пророчества о «золотом веке» грядущего восстановления никогда не упускают из виду влияние образа земли на воображение иудеев. При восстановлении Бог «поселит их на земле их» ( Ис. 14:1 ), «возвратит их в землю их» ( Иер. 16:15 ), сделает так, что Израиль будет «жить на земле своей» ( Иез. 28:25 ), «водворит их на земле их» ( Ам. 9:15 ) и так далее.
Ветхозаветная тема земли как образа страстного желания и заветного благословения в Новом Завете в значительной степени уступает место Христу и Царству Божьему. Символика земли принимает универсальное значение в словах Павла об обетовании Аврааму и его потомкам «быть наследником мира» ( Рим. 4:13 ). А тема исхода с последующим овладением землей перекликается с образом Христа, «избавившего нас от власти тьмы» и «призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» ( Кол. 1:12–13 ). Это не значит, что образ земли полностью потерял притягательную силу: кротким по-прежнему обещается, что они наследуют землю ( Мф. 5:5 ), а странники по-прежнему «ищут отечества» ( Евр. 11:14 ). Тем не менее в Библии земля остается в основном ветхозаветным образом, который в Новом Завете принимает новый смысл, указывающий на эсхатологическое обновление неба и земли.
Библиография: W.Brueggemann, The Land: Place as Gift, Promise and Challenge in Biblical Faith (Philadelphia: Westminster, 1977);
W.D. Davies, Gospel and the Land (Berkeley: University of California Press, 1974);
C. J. H. Wright, Gods People in Gods Land: Family, Land, and Property in the Old Testament (Grand Rapids: Eerdinans, 1990).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
ЗЕМЛЯ — ПЛОСКАЯ!
Видео 40 стихов из Библии против гелиоцентризма
По Библии Земля это не шар. Согласно Писанию, с очень высокого места (неба, например) можно видеть всю Землю так, что ничто не может быть скрыто от взора. Если бы Земля была шаром, такое, по понятным причинам, было бы невозможно. Этот факт предполагает, что Земля плоская (или плоско-выпуклая).
Ибо Он смотрит до концов земли и видит под всем небом.
(Иов.28:24)
По всей земле проходит звук их (небес), и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
(Пс.18:5-7)
У неба, как и у Земли, есть края (пределы). Солнце перемещается по небу (твердотельному куполу), и за время его перемещения от восхода до захода оно успевает обогреть всю Землю.
…я видел, вот, посреди земли дерево весьма высокое.
Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли.
(Дан.4:7,8)
Применительно к сфере слово «посреди» может означать только центр сферы. А вот с плоским кругом таких проблем не возникает.
Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча [пред Ним]; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
(Ис.40:22)
Логичнее представить «восседание» над выпуклым с одной стороны диском, нежели над шаром. Ибо непонятно, над какой стороной шара имеет место восседание. А вот с выпуклым диском — тут понятно, с выпуклой стороны. Да и «круг» — это никак не «шар», насколько я понимаю в геометрии. Круг Земли — это ее граница в виде окружности. Бог, восседающий над этим кругом, видит все, что происходит на Земле, подобно тому, как человек видит сверху стаю саранчи. Кроме того, сферу нельзя сравнить с шатром. А вот полусферу (а небо, по Библии имеет форму полусферы) — можно.
Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их.
(Матф.4:8)
Не суть важно, что имел ввиду Матфей — некую буквальную гору, или все это происходило в состоянии видения, и поэтому «гора» была символическая, все равно, по представлениям Матфея, с нее можно было видеть все царства мира (что было бы невозможно, если бы Земля представлялась в виде шара).
Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великой горой и наполнил всю землю.
(Дан.2:35)
Обратите внимание, камень, наполняя собой всю Землю, приобретает форму не шара, а большой горы! Древние вавилоняне — современники бревних израильтян — представляли себе Землю (сушу) в виде одной гигантской мировой горы, на западном склоне которой расположен Вавилон.
Библия несколько раз называет небо престолом Бога, а Землю — подножием для Его ног:
Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?
(Ис.66:1)
и клянущийся небом клянется престолом Божьим и Сидящим на нем.
(Матф.23:22)
Для сферического неба и шарообразной Земли довольно трудно представить себе, как такое может быть. А вот плоскую Землю, наоборот, легко представить в качестве подножия. Да и с куполообразным небом в качестве престола тоже особых проблем не возникает. Кстати, если бы авторы Библии считали, что небо находится не в твердом состоянии, а газообразном, то как тогда его можно было бы сравнить с престолом, и как можно было представить Бога, сидящего на этом газообразном сферическом престоле?
Ув. участники, как вы считаете, где находится край севера (северный край Земли)? Это не то же самое, что «Крайний север» в нашем понимании. Именно там, на краю севера, согласно Исаии 14:13 находится высокая гора собрания богов (ангелов), на которой встречаются Земля и небо (со звездами и облаками). Чтобы добраться до этого библейского Олимпа, надо пойти до северного края Земли и подняться на эту гору, что и намеревался проделать царь вавилонский. За это его и отправили в противоположном направлении — в ад, в глубины преисподней.
Правда, на краю севера жили и некоторые народы типа Гога. По видимому, «край севера» («край Земли») включал в себя и этот «Олимп», и крайнюю северную территорию земного блина.
Вернемся к Ис.40:22. Конечно, с большого расстояния сфера может казаться кругом. И тогда можно предположить, что фраза «круг Земли» указывает на контур Земного шара. Однако следующие тексты исключают это предположение:
распростер (так в оригинале) землю на водах, ибо вовек милость Его.
(Пс.135:6)
…Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю.
(Ис.44:24)
Если бы Земля была сферической, для описания ее творения было бы использовано другое слово, нежели «распростер, разостлал» (например, «скатал»). Разостлать можно скатерть, но никак не снежный ком.
В оригинале в этих текстах применительно к Земле используется слово «raka», которое обозначает работу по расплющиванию металла в пластины (Исх.39:3; Чис.17:4; Ис.40:19; Иер.10:9).
2. Протяженность Земли
Упоминание пределов (границ) Земли служит еще одним доказательством того, что по Библии она плоская.
как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши.
(Пс.102:12)
По сферической Земле можно до бесконечности перемещаться в западном или восточном направлении. А из этого текста следует, что есть предел при перемещении на запад или на восток. Это же вывод можно сделать и на основании множества других текстов:
И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли…
(Втор.28:64)
…рога его, как рога буйвола; ими он будет бодать все народы до пределов земли.
(Втор.33:17)
…чтобы она (заря) охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых.
(Иов.38:13)
Господь будет судить концы земли…
(1Цар.2:10)
ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя».
(Ис.41:9)
И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
(Мар.13:27)
См. также Пс.21:28; 45:10; 47:11; 58:14; 60:3; 64:6; Иер.51:16.
Чертой обвел поверхность вод, до границы света и тьмы.
(Иов.26:10)
Окружность, на которой кончается вода, служит одновременно и границей между светом и темнотой.
Библия часто упоминает о 4-х краях Земли. Однако это, конечно же, не означает, что Земля (по Библии) имеет форму квадрата. 4 края Земли — это просто 4 направления к северному, южному, западному и восточному краям Земли (с привязкой к заходу и восходу солнца). Когда говорится о «4-х краях покрывала», на которых следовало сделать специальные кисточки (Вт.22:12), это не означает, что края одежды были квадратные. Вероятно, кисточки просто размещались спереди, сзади, справа и слева.
В связи с этим примечательны следующие тексты:
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
(Откр.20:7,8)
Как уже упоминалось, народ Гога жил в северном краю (угле) Земли (Иез.39:2). И слово «широта (равнина) Земли» неприменимо по отношению к сфере. Такое впечатление, что эти народы спустились с гор и вышли на равнину, где их и постигнет полное уничтожение.
И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
(Откр.7:1)
Если Земля имеет форму сферы (а так оно и есть, поверьте мне), то совершенно непонятно, где именно находятся эти 4 угла Земли. Ну 2 угла еще можно разместить на северном и южном полюсах, а где же тогда другие два?
В защиту идеи, будто в Библии содержатся идея шарообразной Земли принято приводить следующий текст:
Он распростер север над пустотой, повесил землю ни на чем.
(Иов.26:7)
Однако следует признать, что «ни на чем» и выпуклый диск может висеть, и пирамида, и конус.
Кроме того, текст Иов.26:7 вызывает ряд трудноразрешимых вопросов:
— что это значит «простер север»?
— о какой вообще пустоте здесь говорится? Не сказано «повесил в пустоте», но «над пустотой».
3. Подвижность солнца
Наиболее важная библейская цитата в поддержку геоцентрической Вселенной содержится в книге Иисуса Навина. Этот текст можно использовать в качестве отправной точки для понимания библейской космологии.
Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицом сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!
И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? (И.Нав.10:12,13)
На это чудо Иисуса ссылается пророк Аввакум:
солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих.
(Авв.3:11)
Иисус Навин повелел солнцу стоять неподвижно, а не приказал Земле прекратить вращение. В его утверждении не содержится никаких намеков на то, будто это якобы лишь казалось, что солнце оставалось неподвижным, а на самом деле остановилось вращение Земли вокруг своей оси.
Движение солнца по небу в Библии нередко описано довольно поэтическим языком:
Он поставил в них (в небесах) жилище солнцу,
и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его. (Пс.18:5-7).
Кстати, если небеса имеют форму сферы, то где же у нее находятся края? А вот у полусферы, в отличие от сферы, действительно есть края.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. (Еккл.1:5)
• (Взято на одном из интернет форумов, автор некто: GRAMMATEUS — книжник)
Основываясь на буквальном прочтении Библии и примитивном «здравом смысле», с представлением о шарообразности Земли боролся знаменитый латинский богослов Лактанций. Буквальное прочтение Библии, согласно которому Земля является плоской, отстаивали и богословы Антиохийской школы, в том числе Севериан Габальский, Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский, Феодор Мопсуестийский, Ефрем Сирин. Основываясь на сочинениях антиохийских отцов Церкви, путешественник и купец Козьма Индикоплевст в сочинении «Христианская топография» представил целую космографию, основанную на представлении о плоской Земле.
Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним. (Ис. 40:22)
Ты из всего круга земного избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию. (3Езд. 5:24)
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их (Мф. 4:8)
Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое.
Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли. (Дан. 4:8)
Под всем небом раскат его, и блистание его — до краев земли. (Иов. 37:3)
И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырёх концов земли. (Ис. 11:12)
А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, —
ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев её, и сказал тебе: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:8-9)
И после сего видел я четырёх Ангелов, стоящих на четырёх углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. (Откр. 7:1)
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. (Откр. 20:8)
Ис.40:22 Он есть Тот, Который восседает НАД КРУГОМ земли, (круг не шар) и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, КАК ШАТЁР (твёрдый купол) для жилья. Бытие 1:7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, ОТ ВОДЫ, КОТОРАЯ НАД ТВЕРДЬЮ. И стало так. Битие 1:16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 И ПОСТАВИЛ ИХ БОГ НА ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ чтобы светить на землю, (звёзды закреплены на ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ и они не такие огромные как нас учат. В Библии о планетах вообще ничего не говорится.) Иов 37:18 Ты ли с Ним распростер НЕБЕСА, ТВЁРДЫЕ, как литое зеркало?» Пс.148:4 Хвалите Его, небеса небес и ВОДЫ, КОТОРЫЕ ПРЕВЫШЕ НЕБЕС. В Библии говорится о водах которые превыше небес т.е. выше ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ. Иов.9:6. Сдвигает землю с места ее, и СТОЛБЫ ЕЁ ДРОЖАТ.( На чём стоит земля? на столбах.) Иерем10:13 По гласу Его ШУМЯТ ВОДЫ НА НЕБЕСАХ, и Он возводит облака ОТ КРАЁВ ЗЕМЛИ, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ. Воды на небесах т.е. над твердью небесной, от краёв земли т.е. у земли есть края, а у шара нет краёв. Иеремия 16:19 Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! к Тебе придут народы ОТ КРАЁВ ЗЕМЛИ и скажут: «ТОЛЬКО ЛОЖЬ НАСЛЕДОВАЛИ НАШИ ОТЦЫ, пустоту и то, в чем никакой нет пользы «. Какие могут быть у земли края или концы у шарообразной земли? ИОАНН ЗЛАТОУСТЫЙ «БЕСЕДЫ НА КНИГУ БЫТИЯ»
… Во второй день Бог сказал: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды (Быт.1:6). Так Бог сотворил небо, не то — горнее, а это — видимое, создав его на подобие льда из отвердевших вод. Хочу я представить это дело наглядно, потому что многое можно легче понять чрез рассмотрение, чем изъяснить словом. Допустим, что вода поднималась над землею на тридцать локтей. Теперь, Бог сказал: да будет твердь посреди воды, и вот в середине вод образовалось сгущение на подобие льда, которое подняло половину воды вверх, а половину оставило внизу, как и написано: да будет твердь посреди воды и будет да отделяет она воду от воды. Почему же Бог называет его твердью? Потому, что сделал его твердым из неплотного и разреженного естества вод… Итак, будучи утверждено среди вод, небо подняло половину вод вверх. Но для чего вверху воды? Ради какой нужды? Чтобы кто-нибудь пил? Чтобы кто-нибудь плавал? А что вверху есть воды, свидетельствует Давид, говоря: небеса небес и вода, которая превыше небес (Пс.148:4). Заметь же мудрость Создателя. Небо, сгущенное из вод, было ледяное. Между тем оно должно было принять огонь солнца и луны и безконечное множество звезд, должно было все наполниться огнем. Чтобы от такого жара оно не сожглось и не уничтожилось, Бог и распростер на хребте его эти моря вод, для защиты последнего, дабы, таким образом, оно могло противостоять пламени и не сгорать.
Палея Толковая дошла до нас в семнадцати списках XIV — XVII вв… В Палее формулировались основы православного мировоззрения… Возможно, он получил распространение уже с XII в., но дошел до нас в списках XIV–XVI вв.
И вот что эти «основы православного мировоззрения» говорят по рассматриваемому вопросу:
…После этого «сказал Бог: «Да будет твердь»» (Быт. 1: 6) — [это] день второй. Тотчас сгустился состав, с виду похожий на лед и [твердый], как хрусталь. Он называется твердью вследствие того, что Он отвердил ее из жидкой и слабой воды. Как дым, исходя от горящего дерева редким и слабым, наверху превращается в густое облако, так и водная стихия, будучи жидкой и редкой, вознесенная, отвержденная и поставленная Богом наверху, становится подобной льду. И разделяет Владыка воды: половину их возводит над твердью, половину же оставляет под твердью (см.: Быт. 1: 7), ибо Владыка хотел устроить и поставить под твердью светила — Солнце, Луну и бесчисленное множество звезд — той же огненной природы. Поэтому Бог посылает на небесные хребты воды, чтобы они смачивали и остужали небесный свод. РОГОЖСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
Летописец Рогожский создан тверскими летописцами в первой половине XV в. и сохранился в единственном списке середины XV в.
… Во второй день, в понедельник, сотворил Бог твердь внизу, наш покров, небеса эти. Половина воды взошла на твердь, и тотчас превратилась вода в ледовидный хрусталь, почему и назвалась твердь, ибо из жидкости среди неба и земли утвердил ее
Черниговский архимандрит Кирилл Транквиллион-Ставровецкий «Зерцало богословия»
…Вода двух родов: одна — над твердью небесною, другая — под твердью на земле. Твердь небесная есть сухая, легкая, непроникательная материя, сверху которой Бог разлил воду для предохранения от верхнего эфирного огня, который бы иначе зажег твердь; но, чтобы не было темно на земле, Бог coтворил на тверди солнце, луну и звезды и вложил в них части эфирного света.
В главе 38 Книги Иова приведены слова самого Бога: «Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее,
чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых,
чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда,
и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?» — Иов 38:12-15.
И где это у Земли края и как это можно стряхнуть нечестивых, если Земля не плоская? «Земля, как глина под печатью» — о шарообразной или плоской Земле идет речь?
А также: «Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града,
которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» — Иов 38:22-23.
Казалось бы, ладно, снег и град вправду на небе есть, но тут говорится о неких амбарах-закромах где он содержится на чёрный день.
В Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит:
«и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.» — Мф. 24:31.
Что за края небес имеются в виду, если Земля шарообразная?
В Евангелии от Марка:
«И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.» Мк. 13:27.
В Евангелии от Луки Дьявол поднимает Иисуса на вершину горы и показывает ему «все царства мира». Это может быть возможно только на плоской, в форме диска Земли. — От Лк 4:05.
Во Второзаконии: «Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба : бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?» — Вт 4:32.
Мы подозреваем, что здесь говорится о тверди небесной, как твёрдом куполе над земной поверхностью.
Цитируя книгу Иова («Он [Бог] распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем», 26: 7-8;), не плолскоземельные креационисты замалчивают другое высказывания («Он основал ее [землю] на морях и на реках утвердил ее», — Псалмы 23: 2)