Что означает жанр игры рпг
RPG игры — что это такое?
Как переводится RPG. Что такое RPG
RPG – это аббревиатура на английском языке, которую можно расшифровать как Role-Playing Game, что переводится буквально как «ролевая игра».
В свое время компьютерные ролевые игры родились благодаря настольным ролевым играм, а именно Dungeons and Dragons 1974-го года выпуска. Наверняка многие слышали о Подземельях и Драконах в массовой культуре много раз, и это неудивительно, ведь D&D стал первым успешным коммерческим проектом в жанре настольных ролевок. Основные принципы для компьютерных ролевых игр были заимствованы из D&D, а именно – роли персонажей, их способности, фантастический мир и приключения.
История жанра
Неудивительно, что первыми компьютерными RPG стали именно текстовые. Перед вами на экране история, персонажи, события, а при помощи текста вы делаете тот или иной выбор, продолжая развитие.
С развитием технологий стали появляться 2D-игры, примерно к концу 80-х. Это Neverwinter Nights, Might & Magic, и другие игровые проекты.
Конец 90-х знаменуется выходом первой многопользовательской RPG – Ultima Online. Кроме того, выходят знаменательные для развития жанра игры вроде Diablo, Baldur’s Gate, а среди отечественных Аллоды: Печать тайны.
К новому тысячелетию начался, так называемый, серебряный век RPG, во время которого вышли продолжения ставших культовыми серий. Но помимо того появились некоторые новые хиты вроде Icewind Dale, Gothic, Arcanum. Это время знаменательно и тем, что от партийных РПГ в стиле настольных игр и изометрии в графике стали отходить, сосредотачивая внимание на полном погружении в мир. Именно игра Gothic является отличным примером такого новаторства, ведь становятся популярными игры от третьего лица и с 3D-графикой.
3D технологии развивались, а вместе с ними и развивался жанр, точился, отпиливал лишнее, сглаживал углы и становился глубже. Многие жалуются, что в современных РПГ как раз отсутствует глубина мира и значение мифологии, однако отличным опровержением таких высказываний станут серии The Witcher и Dark Souls. Таким образом, я перейду к определению жанра, основополагающим элементами.
Ролевые игры, как они есть
Что же такое ролевые игры? Один из наших авторов решил написать подробную и большую статью, в которой разобраны все аспекты традиционной ролевой игры, с множеством примеров и сравнений.
Кто знает, может она сумеет помочь вам разобраться, во что мы играем в последние годы и понять, сколь сильно изменился жанр RPG.
Что же такое RPG? Эта аббревиатура красуется в графе «жанр» у множества игр и, казалось бы, объясняет их суть. По мнению большинства, Role-playing game – это продукт в котором обязательно присутствует масса диалогов, прокачка и огромное количество всевозможных предметов (мечи, доспехи, зелья, травы и т.д.).
Однако немногие понимают жанр: путаются, принимают желаемое за действительное, ведутся на поводу рекламы. Естественно, проще прочитать на обложке три знакомые буквы и играть в непонятное нечто, полагая, что ты отыгрываешь роль. Но что такое этот «отыгрыш роли»? Разве играя в Марио, мы не отыгрываем роль водопроводчика, помешанного на грибах?
Нынче RPG представляется как монстр Франкенштейна. Это не игра, а набор стереотипов, которые якобы формируют основу жанра. Но так ли это? Разве «ролевая» система и кучи диалогов делают игру ролевой? Разве большой открытый мир даёт свободу для отыгрыша роли? Разве хороший сюжет и глубокие диалоги способствуют отыгрышу своей роли?
Много разных RPG
Если сейчас взглянуть на поджанры ролевых игр, то можно увидеть множество страшных букв:
RPG, CRPG, JRPG, MMORPG, Action/RPG – много их.
По сути своей все эти жанры имеют один стержень, на который буквально нанизывают игровую плоть. Но стоит вдаться в подробности, то станет понятно, что каждый из этих поджанров имеет свои особенности.
В свою очередь название поджанра таит в себе подвох. Как ни удивительно, JRPG разрабатываются не только в Японии. Взять хотя бы Sudeki – она следует многим традициям JRPG: похожа визуально, сценарием, механикой, да и вообще, многими игроками принимается за японскую. Хотя игра имеет английские корни. Нельзя не вспомнить и недавний South Park: The Stick of Truth, который позаимствовал немало особенностей JRPG.
CRPG
CRPG – самый понятный и очевидный поджанр. Computer Role-Playing Game – казалось бы сюда можно отнести все RPG, посетившие PC платформу. Но это утверждение было бы в корне неверным.
CRPG (или европейские RPG) являются примером одних из самых «настоящих» ролевых игр (если хотите «чистокровных») и берут своё начало с настолок. Обычно CRPG используют сложную ролевую систему (Dungeon & Dragons, S.P.E.C.I.A.L.)
Традиционно CRPG – это игры с продуманной историей, глубоким игровым миром и обязательной сложной ролевой системой, которая влияет как на сюжет, так и на бои. И вот здесь кроется корень всех бед.
Отсюда вытекает очередной поджанр, довольно близкий, но имеющий существенное отличие:
Action/RPG
Авторы CRPG взяли традиционную ролевую игру и полностью переделали боевую систему. К этому жанру необходимо относить такие серии как Gothic, The Elder Scrolls, Fable и им подобные.
Action/RPG видно сразу. Диалоги в таких играх не слишком длинные, выбора не очень много и он редко на что-то влияет. По сути, авторы дают иллюзию выбора, только иногда кидая игроку кость в виде последствий, которые, опять же, мало на что влияют.
Сюда же можно отнести и популярный нынче Mass Effect, серию Souls и многое другое.
Hack and slash
Бегай и руби – вот и вся суть этого жанра (замечу, я сказал именно жанра) игр. Это настолько упрощённая CRPG, что аббревиатура RPG уже вовсе не уместна. В этих играх диалоги сосредоточены лишь на том, чтобы донести до игрока информацию, а выбор заключается в «принять»/«отказаться». Прокачка сведена к минимуму и наполнена лишь боевыми навыками. Локации линейны и состоят из длинных кишок, ведущих от одного подземелья к другому. И эти кишки забиты врагами, которых значительно больше, чем в RPG. Сюжет также отодвинут на задний план и существует исключительно для мотивации игрока, а не для создания глубокого мира или грамотной истории.
Этот жанр включает в себя три части Diablo, серии Sacred, Dungeon Siege и им подобные.
MMORPG
Massively multiplayer online role-playing game – об этом поджанре говорить можно долго. Из-за развития сети Интернет, многие игры стали углубляться в онлайн и самым большим успехом стал пользоваться жанр онлайновых ролевых игр. Ведь куда интереснее жить в виртуальной реальности и быть кем угодно – благородным магом, мерзким разбойником или чудесной эльфийкой, – чем ютиться в небольшом мирке однопользовательской игры.
Промежуточный вывод:
Есть ещё множество поджанров, со своими нюансами, но мы остановимся именно здесь. Не приходится сомневаться, что однажды вы встретили и другие аббревиатуры, но перечисленные в этом разделе поджанры попадаются на глаза чаще всего и заполонили большую часть рынка.
Диалоги
Среди многих игроков сложилось мнение, что именно диалоги являются основным аспектом ролевой игры и отыгрыша роли в частности. Это не правда. По сути своей, диалоги являются способом подачи сюжета и истории игрового мира, а именно сюжет является тем, что противоречит самому определению отыгрыша роли.
В типичных диалогах с персонажами игроку довольно редко дают какой-то выбор. Обычно есть две или три реплики, которые раскрывают элементы задачи, и только одна строчка влияет на исход задания. А исход традиционно бывает двояким: плохой и хороший.
Допустим, надо нам забрать золото у должника купца. Приходим мы к этому должнику и требуем отдать необходимую сумму… Как правило, всё идёт к двум схемам: либо он соглашается, либо мы его избиваем и забираем деньги. Особенно сильно это заметно в серии Gothic.
– Отыгрыш роли? – Спросите вы.
– В каком месте это отыгрыш? – Отвечу я.
Игрок воспользовался заранее заготовленной репликой, при этом придя к одному из двух готовых исходов этой ситуации. Но игрок не делал выбора. Он не может пойти к купцу и послать его подальше, заявив, что тот требует слишком многого (хотя в подобной ситуации авторы Gothic 2 всё-таки предусмотрели третий вариант).
Взять тот же Mass Effect – обычно игроку дают на выбор две строчки диалога, причём окрашенные в соответствующий цвет: красный и синий. И игрок не выбирает, что ему делать. Игрок идёт на поводу развитых навыков, которых хватит для активации, опять же, красной или синей «кнопки». Ведь игрок знает, что эти реплики сведут на нет конфликт. Разве это отыгрыш роли? Иллюзия отыгрыша!
Ещё много лет назад в Wizardry 8 от Дэвида В. Брэдли можно было с клавиатуры набирать реплики своего персонажа и NPC реагировали на них, подбирая схожие шаблоны. Вот там диалоги на что-то влияли и давали простор для отыгрыша, но не сейчас.
– Без диалогов RPG – не RPG! – Прокричите вы.
Но диалоги являются отнюдь не элементом ролевой игры! Диалоги – главный геймплейный (да-да, вам не показалось) элемент текстовых новелл! И именно в новеллах диалоги влияют на развитие событий и дают полную свободу игроку. Именно там есть сотни вариаций и столько же возможностей для ведения беседы с персонажем. А диалоги в RPG это не более чем попытка приблизить историю игры к традиционной книге (или фильму). На деле они не только не помогают отыгрышу роли, но и противоречат самой сути.
В свою очередь давайте задумаемся, а есть ли RPG вообще без диалогов? Конечно же, есть! Взять в пример тот же Dark Souls. В игре нет реплик для выбора, персонажи являются источниками информации, но никак не участниками сюжета. Взяли вещь – отдали вещь. Никакой обратной связи, никаких длинных и тягучих разговоров.
Прокачка
Вот мы и перешли к любимому всеми элементу. Для большинства наличие стандартных навыков и перков уже является прямым указанием на жанр компьютерной игры. Но давайте подумаем как следует: а что такое прокачка?
Как правило, ролевая система состоит из набора навыков, которые игрок развивает по ходу игры. Получая уровни, игрок тратит очки на улучшение каких-то способностей и приобретения новых.
Сила. Выносливость. Ловкость. Интеллект. Харизма. Мудрость.
Показатели здоровья. Показатели маны. Показатели выносливости.
Навыков много и они разбиты на классы. Допустим, играя за мага, мы должны развивать мудрость, интеллект и ману. За воина, что логично, силу и выносливость. По сути, классовость сводит значимость большинства навыков и способностей к нулю. Мы получаем типичных бойцов, магов или воров (снайперов, пехотинцев) из экшенов. Отличие ролевой системы от типичной классовой из практически любого шутера заключается только в наличие определённых циферок.
А в последние годы грань между прокачкой в RPG и прокачкой в FPS/TPS окончательно стёрлась. Запустив Battlefield или Titanfall, ролевик увидит привычные очки опыта и уровни. Более того, в современных экшенах появились навыки, перки и даже те самые циферки, что раньше были особенностью только RPG.
Проекты вроде Devil Мая Cry, Batman: Arkham, Darksiders и прочие уже давно в плане системы прокачки неотличимы от ролевых игр.
Кто-то скажет, что идеальна прокачка в The Elder Scrolls и больше нигде её аналогов не было. Отнюдь… Ещё в 2004 году известнейшая игровая серия Grand Theft Auto обзавелась собственной прокачкой.
Играя в San Andreas, игрок мог развить десятки навыков: вождение, стрельба, бег, плавание, и т.д. Да что уж там! Игрок мог наращивать мышечную массу, тем самым меняя облик модели персонажа. И где искать отличие от такой же системы в The Elder Scrolls?
Промежуточный вывод:
Прокачка не является отличительной чертой присущей только жанру RPG и используется практически везде. Играя в стратегии, мы развиваем солдат и каких-нибудь героев. Играя в шутеры, получаем уровни и ранги, которые действительно влияют на геймплей.
Боевая система
Традиционные ролевые игры строились на пошаговой боёвке. Игроку давалось достаточно времени на использование навыков и обдумывание своего хода. Такие бои базировались на тактике и частых переигрываниях, чтобы свести потери к минимуму. В итоге игрок думал на несколько шагов вперёд и пытался угадать действия противника. Типичные шахматы. Для примера можете сыграть в Fallout 1, 2.
Для увеличения динамики в некоторых классических играх стали подправлять боевую систему, превращая её в пораундовую (неофициальный термин). Такая боёвка была уже ближе к жанру «экшен», но всё равно базировалась на навыках и тактике. Отличие её от пошаговой заключалось в том, что персонаж мог действовать независимо от решений игрока, и на каждый ход отводилось строго ограниченное количество времени. Таким образом, казалось, что бой идёт в реальном времени. В подобных играх важную роль играло наличие тактической паузы, которая останавливала действие и позволяла раздать приказы и использовать навыки. Пример: Baldur’s Gate, Neverwinter Nights.
Промежуточный вывод:
Отыгрыш роли
Вот мы и добрались до камня преткновения всех ролевых игр. Что же это такое отыгрыш роли?
Пожалуй, это выражение не имеет под собой конкретного определения. В представлении большинства людей, отыгрыш и есть набор особенностей, о которых мы говорили на протяжении всей статьи.
Наконец-то пришло время затронуть ещё один важный, при том не до конца признанный, фактор, который и создаёт возможности для настоящего отыгрыша роли.
Принцип трёх «С» (он же принцип трёх «У»).
По сути своей этот принцип существует только в умах прожженных ролевиков, ведь почти нереально найти его описание на официальных ролевых ресурсах. Но на деле, принцип трёх «С» чётко прослеживается во всех классических ролевых играх, некогда основавших сам жанр.
Принцип основан на трёх вариантах решения одной и той же задачи. Из названия можно понять, что три «С» («У») – это «Сила. Скрытность. Слово» («Убить. Украсть. Уговорить»).
Если рассматривать это принцип с точки зрения наглядного примера, то всё довольно просто. Раньше мы уже рассматривали ситуацию с выбиванием денег из должника. Так вот, для полноценного отыгрыша роли необходимо хотя бы три варианта решения проблемы: игрок должен иметь возможность уговорить должника отдать деньги, украсть у него эти деньги или избить его и забрать их. Только такие варианты создают настоящий образ ролевой игры и никак иначе.
И снова возвращаемся к отыгрышу роли.
На самом деле отыгрыш роли это не диалоги, не прокачка и даже не возможность выбирать направление сюжета.
Настоящий отыгрыш роли – это возможность заниматься в мире игры чем угодно, не следуя рамкам определённой истории. Кто-то любит гулять по полянам и собирать цветочки, кто-то крафтить вещи, а после продавать их. Никакие сюжеты не подразумевают отыгрыша роли и даже мешают ему. В игре должна быть полная свобода действия, приправленная десятком путей развития и множественностью выбора.
Так что же такое RPG?
Понимаете… В последние годы мы не видим настоящих RPG. Мы встречаем RPG без RPG. Неслабое противоречие?
По сути своей, ролевая игра – это тот самый монстр Франкенштейна, который был упомянут в начале этого большого текста. И трудно понять, какой элемент является лишним. Важно, что в современной ролевой игре обязательны все элементы и только их совокупность и правильное исполнение создают настоящую ролевую игру.
Вывод:
RPG – самый непонятный и неоформленный жанр в индустрии. И это хорошо хотя бы потому, что именно размытые рамки делают ролевые игры такими разнообразными и увлекательными. Но если вы хотите сыграть в качественные и «чистокровные» ролевые игры, обратите взгляд в прошлое.
Играйте только в хорошие RPG! Спасибо за внимание!
RPG/не RPG. Да что такое это ваша RPG?!
Да. Есть такой фильм, называется «Пятый элемент». Смотрели? Или лучше сказать – да как вы могли его не увидеть, учитывая то, КАК ЧАСТО его раньше показывали по телевизору? Это можно сказать народное кино. А знали ли вы, что с момента выхода этого фильма существует дискуссия по поводу жанра этого фильма?
Вы сейчас, наверное, удивитесь, но люди спорят об этом с момента его выхода в кинотеатрах. Есть два мнения по этому поводу. Первое мнение – да, это фильм в жанре киберпанк. Смотрите сами.
Мир будущего с такими высокими технологиями как генетическая реконструкция, летающие машины и роботы-прислуги. Жесткий государственный контроль. У каждого гражданина есть досье. Автомобили правоохранительных органов оснащены программным обеспечением для распознавания лиц. На дверях жилых квартир есть специальные желтые точки, на которые нужно класть руки, когда приказывает власть (сцена в квартире Корбена). Ставим галочку.
Низкий уровень жизни. Главный герой Корбен Даллас живёт в маленькой квартире в многоэтажном футуристическом здании, где время от времени подвергается нападению преступников. Он работает в компании такси, которая принадлежит корпорации злодея фильма. Нью-Йорк будущего распростерся так высоко в небо, что мы можем только догадываться, что происходит на земле. В финале сцены, где Корбен и Лилу уходят от погони полиции, мы видим, что самые низкие уровни города покрывает густой туман и, судя по всему, эта часть города либо непригодна для проживания, либо предназначена для жителей с самым низким уровнем заработной платы. И ставим галочку!
Как видите, элементы жанра «киберпанк» в картине действительно присутствуют. С этим не поспоришь. Ну, только если вы упоротый, тогда я сдаюсь.
Вот такой вот можно сказать неразрешимый вопрос среди поклонников научной фантастики. Кстати, напишите в комментариях, к какому из двух мнений склоняетесь вы. Как бы то ни было кино отличное. «Лилу Даллас мультипаспорт навсегда!»
Ваши аргументы абсурдны, господа! Неужели вы этого не видите?
Поскольку я нередко становился свидетелем подобных споров в комментариях среди обычных людей, мне запомнилось несколько особенно часто встречающихся мнений, какой элемент жанра RPG самый важный. Начну с моего самого любимого аргумента:
«В ролевой игре важнее всего РОЛЕВОЙ ОТЫГРЫШ»
Так вот если следовать этому тезису, то The Sims – это лучшая RPG на планете Земля. А вы не знали? В какой ещё ролевой игре вы сможете отыграть мамочку-маньяка, которая то ли случайно то ли нарочно утопила своего ребенка в бассейне, а после заперла папу семейства в спальне, забаррикадировав дверь мебелью, и тот потом умер от плохой гигиены в собственных … ну вы поняли? Такого ролевого отыгрыша нет ни в Fallout’е ни в Skyrim’е ни в одной из этих игр или похожих на них, даже вместе взятых! Так что же это получается, ребятки. The Sims непревзойденная никем RPG всех времен и народов?!
Проблема заключается в том, что в The Sims нет системы квестов, прокачки персонажей и самое главное – приключения. Исследование мира там, поиск предметов или ещё чего-нибудь. Знаете, как некоторые пишут «Ведьмак это больше адвенчура, чем ролевая игра». Возникает вопрос. Эм … а вы можете мне назвать RPG, которая не является адвенчурой? По-моему они все приключенческие. Жанр на то обязывает как бы! Если я ошибаюсь, поправьте меня.
Между прочим! Если верить поисковику Google «The Sims это RPG». Так что можно смело ставить игры этой серии в один ряд с мастодонтами жанра. Подвинься Fallout 2, снимай свою корону, в городе новый король. Вот так вот каждый день узнаешь что-то новое …
Ролевые игры без ролевого отыгрыша не ролевые игры?
А если в игре нет ролевого отыгрыша «от слова совсем», но все остальные элементы жанра на месте, то, что это тогда? Ну, например, Final Fantasy 7 (ну или, наверное, вообще вся серия). Классическая игра, а не её ремейк. В неё я просто ещё не играл. Там выбор фраз в диалогах главным героем абсолютно ни на что не влияет. Вы как игрок никак не можете изменить ход событий или концовку сюжета. Главного героя FF7 зовут Cloud (Облако), но игрок волен обозвать его Фёдором. Но опять же существенным образом это ни на что не повлияет.
Ролевой отыгрыш и его разновидности
Под одной из новостей на портале StopGame был такой комментарий:
«Persona 5 – это не RPG, потому что там выбор строчки в диалоговом окне почти ни на что не влияет»
Ну, во-первых, это не совсем правда. На свиданиях с персонажами герой игры может случайно обидеть своего собеседника, выбрав неправильные слова, тогда игроку придется дольше за этим персонажем «ухаживать», чтобы в дальнейшем заручиться его крепкой дружбой.
Во-вторых, другой вопрос – а что вы понимаете под ролевым отыгрышем? Есть же разные виды ролевого отыгрыша в RPG играх. Примеры.
В JRPG играх серии Persona ролевой отыгрыш – это тайм-менеджмент. Игра устроена таким образом, что вы не сможете завязать крепких дружеских отношений со всеми персонажами, которые есть в игре. Вам придется выбирать.
Примечание. Это можно сделать только в режиме «Новая игра +» и даже там вам всё равно придётся выбирать, с кем больше общаться, а с кем поменьше, составляя распорядок дня своего героя.
Общаясь с фанатом и завязав с ним крепкую дружбу, наши герои будут гораздо быстрее прокачиваться. Ну, вы поняли, потому что он их фанат и морально их поддерживает.
А если заведете крепкую дружбу со своей учительницей (или роман хо-хо-хо), она будет делать вам массаж после тяжелого рабочего дня, и вы сможете больше дел сделать за день. Ну, вы поняли, потому что она milf … заботливая то есть!
Выбирать есть из чего. Все примеры вот так сразу и не перечислишь. От вашего выбора будет зависеть то, какие ваш герой получит способности, всевозможные бонусы, предметы, дополнительные сценки в сюжете и много чего ещё. Что самое главное – это, так или иначе, влияет на ваш личный игровой опыт. Ну, так что, это разве не ролевой отыгрыш?
«Нет, ролевой отыгрыш – это когда ты выбираешь строчку из диалога, и дальнейший ход разговора персонажей меняется, а вместе с ним и сюжет. Никакой другой тип ролевого отыгрыша в играх существовать не может. »
(это тоже реальный комментарий, да)
Ах, ну да ну да, глупый я.
Однажды я был свидетелем такого диалога:
— А Dark Souls это ролевая игра?
— Тю! Это же слэшер как Bayonetta. Ты чего? Стыдно не знать …
Я скажу, банальную вещь, наверное, но я считаю, что Dark Souls это ролевая игра. Потому что игрок может персонализировать свой игровой опыт так, как он пожелает. Хочешь быть казуалом магом – пожалуйста! Хочешь быть хардкорщиком и выходить на врагов в одних трусах с дубиной – пожалуйста! Хочешь побеждать хитростью? Ну, например, скинуть босса с края платформы, как того здоровяка с длинным топором в Dark Souls 2? Пожалуйста!
И вот, казалось бы, более-менее разобрались, но не тут то было …
Трудности определения жанра
Я решил спросить у Google.
GTA V can be considered an RPG (пер. GTA V можно считать RPG)
Что-о-о-о?! То есть GTA V можно считать ролевой игрой? Не ну в каком-то смысле. Определенные ролевые элементы там есть, конечно. Различные характеристики персонажей, которые можно прокачивать. Внешний вид героев изменять. Машины усовершенствовать в автомастерских. Да нет, бред какой-то. Google нам не помощник в этом вопросе. Все же знают, что GTA – это файтинг … Глупый Google.
Но если серьезно. Вы можете дать ответ на вопрос:
Какие элементы ролевой игры делают игру на сто процентов точно и безоговорочно ролевой? Ехал Грека через реку, видит Грека в реке – рак! Простите за столь частые повторы. Сами понимаете, что тяжело без этого обходиться, обсуждая эту тему.
Всё познается в сравнении. Cyberpunk 2077 это ролевая игра. По крайней мере, на странице с игрой на этом сайте, написано, что да. Ну и в целом её причисляют к этому жанру. GTA V это не ролевая игра. Я никогда не слышал, чтобы кто-то её такой называл. Кроме Google, of course! В остальном обе игры как мне кажется, очень похожи. У них много общего. Так вот. Если сравнивать обе, каких элементов недостаёт GTA V, чтобы полноправно считаться ролевой игрой? Я насчитал два. Это обширная система прокачки и диалоговое окошко с выбором фраз. Если в следующей игре в серии GTA Rockstar добавят эти два элемента, она сразу станет RPG?
Это не риторический вопрос! Мне правда интересно знать, так это работает или нет.
Ну и раз уж я тут пустился так сказать во все тяжкие, осталось выяснить, к какому жанру принадлежит Call of Duty. Хотя бы одна из них точно должна быть RPG!
Если верить статье автора (его имя не указано) на портале time24.news.com Black Ops Cold War это RPG, но в стиле Call of Duty. Отрывок его статьи звучит так:
«Игроки, успокойтесь. Call of Duty не стала Final Fantasy. Но когда «Cold War» преподносит ветки диалога и выбор между убийством или захватом в плен на первом этапе кампании, вы понимаете, что что-то изменилось.
Вскоре мои подозрения подтвердились, когда мне понадобилось составить «характеристику» главного героя в сюжете, выбрав ему имя, тон кожи и пол, как если бы это была какая-нибудь Fallout. Эта процедура даже включала выбор «биографии», как в случае с Шепардом в Mass Effect.»
На самом деле многие рецензенты отметили наличие RPG элементов в новой Call of Duty. По-моему, я просто уже забыл, в видеообзоре от StopGame об этом тоже говорилось. Причем что самое интересное, так это то, что выбор между ветками в диалогах и действиями игрока действительно влияют на игровой процесс и сюжет по ходу игры. И даже концовок в Black Ops Cold War несколько! Если ничего не путаю, их три? Вроде да.
Эти элементы добавлены не просто ради красоты. Они работают! Это центральная часть игровой механики. Удивительно, неправда ли?
С другой стороны ну есть же у нас Mass Effect 3. Она ведь тоже больше про стрельбу, взрывы и пафос. Там выбор ветки в диалогах или действия по ходу игры вроде как на что-то влияет, но в конечном итоге вообще ни на что не влияет. Black Ops Cold War в этом смысле даже больше «ролевая игра», чем финал космооперы от BioWare. Да вот только попробуйте назвать Mass Effect 3 просто стрелялкой так вас сразу в комментариях кто-нибудь обидит.
Ладно-ладно, я просто так, размышлял вслух. Чувствую, мне за это достанется от вас в комментариях. Сам понимаю, что сравнение очень грубое. Но согласитесь, что в обоих случаях экшн составляющая этих игр с кинематографическими сценами на манер дорогостоящего боевика затмевает всё то, что есть в них от жанра RPG.
Заключение
Где-то в интернете я наблюдал спор между людьми о том, какие игры можно отнести к ролевым, а какие нельзя и один человек написал с грустным смайликом – я уже и сам не знаю, что такое RPG. Мне это показалось смешным, потому что это то, что чувствую я порой. А может быть все мы немножко как он?
Так что если вы зашли сюда, узнать является ли The Witcher 3: Wild Hunt RPG? Во-первых, спасибо, что заглянули. Во-вторых, мне придётся вас разочаровать. Я отвечу то, что вы и так знаете – это гибрид приключенческого боевика и ролевой игры. На мой скромный взгляд, очень хорошее сочетание двух этих жанров. Есть гибриды и намного хуже.
Что для меня самый важный элемент в RPG? Я думаю, что это персонализация игрового опыта. Это для меня важнее диалогового окошка и системы прокачки. То есть когда моё прохождение отличается от прохождения моего друга или Василия Гальперова или Джуби или конкретно вашего. Но даже когда этого нет, скажем как в JRPG (но они тоже бывают разными), например в Final Fantasy VII, это всё равно отличная запоминающаяся игра и увлекательный игровой опыт. Остальное вообще пофиг.
Такой удобный редактор блогов. Прям не редактор, а сказка какая-то. Мне очень понравился. Лучше чем было раньше.
Проблема заключается в том, что в The Sims нет системы квестов, прокачки персонажей и самое главное – приключения. Исследование мира там, поиск предметов или ещё чего-нибудь
Cамое смешное. Что всё это там есть. Пускай и в довольно примитивном виде. А если взять ответвление «Stories», то там ещё прописанный сюжет завезли, в который вплетены самые настоящие квесты, есть и исследования и далее по списку. )
Тоже, когда увидел споры о том, что Киберпанк — РПГ/ не РПГ захотел разобраться в том, что же такое «настоящая», «трушная» ролевая компьютерная игра, но окончательных критериев, говорящих о стопроцентности и трушности компьютерной РПГ, так и не нашёл. К сожалению (или к счастью), тут нельзя как в научной сфере собрать международную конвенцию, которая установила бы чёткие и однозначные формулировки и стандарты, с которыми пришлось бы считаться всему миру.
В общем, главное — не стремиться навесить на игры ярлыки с надписью «РПГ», «Шутер», «Не игра, а кинцо-мыльцо» и так далее. Ведь главное — это приносят ли игры и их игровые механики вам удовольствие, не так ли?
А ещё вспомнил, что на эту же тему рассуждал Максим Милязев в двух видеороликах «АНАТОМИЯ ЖАНРА РОЛЕВЫХ ИГР». Если вам интересна эта тема, то советую ознакомиться.
P.S. Автору спасибо. Ох, надеюсь здесь не начнётся холивара. Тема-то благодатная. 🙂
Хорошая тема, но автора повело явно не туда в итоге получилась сплошная вода. Разбирать любое понятие так и не дав ему определение сомнительное занятие. Как и пояснение за РПГ разбором современных гибридов, а не уходом к чистокровным корням жанра.
Так скажем на одном трехбуквенном ресурсе кто-то в комментах отлично пояснил за киберпанк(как жанр). Так что можно смело сказать что «Пятый элемент» не киберпанк — во-первых проблематика не та(не подходит как жанр), во-вторых у нас там президент мира с реальной властью(не подходит как сеттинг).
Симс это всего навсего навороченный тамагочи.
ГТА началось не с Сан Андреаса, в котором появилась «прокачка».
Первые Зелды эталонными Экшен-Адверчурами, а вот одна из первых компьютерных РПГ это Rogue. И вот тут можно понять, что что-то пошло не так, ведь не каких диалогах и отыгрыше в рогаликах даже намека нет. А значит надо обратиться к настолкам и разобрать почему определенные разговорные посиделки за столом стали называться ролевой игрой и что такое «ролевая система». =)
Очень занимательная тема, интересная и дающая много пищи для размышлений.
Основная трудность как раз в том, что с развитием индустрии, чистых жанров уже и не осталось. Практически всегда (если не всегда) в произведениях медиа намешено элементов из кучи разнообразных жанров, и эта смесь жанров так раздула и абстрагировало жанровую принадлежность, что иногда лишний раз и не знаешь, действительно, к какому конкретно жанру относится то, или иное произведение.
Лично я всегда решаю для себя вот что, какой жанр в произведении наиболее лучше выражен, такого жагра это произведение и есть.
ИМХО: Что такое RPG?
RPG — это действительно отыгрыш, но не в том плане, в котором имели ввиду комментаторы которых встречал автор в интернете. Отыгрыш это не тот случай, когда тебя закидывают в игру и ты творишь там что хошь, позволяли бы только игровые механики, в сфере гейм-дева, подобные штуки называются песочницами, коей The Sims и является.
Отыгрыш — это когда разработчики тебя поставили в такую ситуацию, в которой тебе нужно принять определённое решение, которое определённым образом разрешит ситуацию, и помимо того что напрямую повлияет на сюжет игры, заодно повлияет на портрет твоего персонажа и на окружающий мир и его отношения к твоему персонажу.
В RPG ты создаёшь персонажа всю игру. Ты отыгрываешь определённую роль создавай типаж своего персонажа? Кто он, твой персонаж? Светоносный паладин? Трикстер — интригант? Злой варвар — берсерк, всегда грубый и прямолинейный? В RPG — это важный вопрос.
Есть разные виды RPG. Но я их для простоты всегда делю на три категории. Сюжетные RPG, Экшн-RPG тут упомянутые, и ММО RPG, тут не упомянутые.
1) Сюжетные RPG — это когда мы строим историю своего персонажа и он проходя по пути, которому мы ему прокладываем, приобретает свой характер, приобретает друзей, врагов, на судьбу которых он и сам повлиял и они повлияли на него.
Серия Dragon Age — хрестоматийный пример.
И разветвлённый сюжет с несколькими концовками и диалогами — вещь необходимая, в этом случае.
2) Экшн-RPG — это когда мы имеем множество возможностей для строительства боевых билдов, и наше прохождение будет меняться, от нашего боевого билда, вот есть экшн сегмент, маг его пройдёт одним образом, воин-паладин другим, вор с двумя кинжалами третьим, для кого-то одни враги будут проще других, кто-то сможет использовать локацию по своему, и прочая вариативность.
В таких играх есть варианты для манёвра, во время экшн-сегментов ну и очень широкое древо прокачки и разные виды врагов.
как пример: Киберпану вот.
3) Ну и ММО — это игры с социальной составляющей, где персонаж — это аватар игрока, игрок находит отыгрыш в социальном взаимодействии, соперничестве с другими игроками, или наоборот в сотрудничестве, вступает в альянсы, кланы, гильдии, присягает одной из фракций и так далее, ну и ломает лица враждебным альянсам и гильдиям, торгует, общается — это тоже большой ролевой отыгрыш.
Как пример: World of Warcraft
И ещё нельзя забывать про преобладание жанра. Игра может содержать ролевые элементы, но при этом RPG её назвать не поворачивается язык. Ну COD:BO CW как по мне тоже их таких, хоть я не играл, сужу чисто по тому что видел, если я ошибаюсь, меня поправят. Это скорее широко-вариативный Экшн-шутер с элементами RPG.
Такие дела. Плюс на статью я поставил, очень интересно было порассуждать.
P.S. Я бы не назвал Пятый Элемент Космо-оперой — ибо для космо-оперы там маловато космоса. Но и чистокровным киберпанком не назвал тоже, киберпанк там — скорее вопрос стилизации и эстетики. Та же история могла развернуться в мире гангестерских двадцатых и в фентезийном средневековье.
Пятый элемент для меня всегда был юмористическим-боевиком, в обёртке киберпанка.
В детстве, когда смотрел «Пятый элемент», на волне наверное с такими фильмами, как «День независимости», «Звездный десант», «Звездные Войны» и прочее, все они для меня просто были обычной космической одиссеей. И именно «Пятый элемент» выбивался из общей картины всех космических новелл. Было что-то, что ты смотришь и думаешь: УАУ, как же круто, роботы, бластеры, разные расы пришельцев, у всех разная и непонятная одежда, костюмы, эти загаженные районы, мусор и т.д. И вот уже повзрослев, и пересмотрев снова «Пятый элемент», я действительно задумался, что вот он киберпанк будущего, космо-киберпанк. И честно сказать, как раз киберпанк никуда на задний план и не отходит. А больше показывает, как в загаженном мире космо-киберпанка люди пытаются выживать: тоже разделение социального слоя, люди побогаче ходят в самых лучших шмотках, лучше выглядят, имеют мейкап на лице, который обычные работяги не могут себе позволить, в тоже время как люди не особо богатые в лице главного героя, пытаются выжить хоть как-то и работая на тех же КОРПОВ, которые ходят задрав нос к верху не видят реальной проблемы, которая затронет и их жизни. Но все проблемы как всегда разруливает «дитя улиц» и потом все живут счастливо и мирно. Так что мое мнение, «Пятый элемент» вполне тянет на хороший такой киберпанк, да это не что-то из ряда «Бегущего по лезвию», где все так тленно и неоново.
За статью спасибо, очень понравилась.
Думаю перечисленные игры не стоит воспринимать как отдельные жанры, лично я никогда не смотрю на жанр и сеттинг вовсе (лично я так делаю). Спасибо за блог! За косарь держу кулачки!
«Zelda не просто экшен-адвенчура – это RPG!»
Ну разве что JRPG, на большее не тянет =/\
с момента выхода этого фильма существует дискуссия по поводу жанра этого фильма?
Нет, никогда не задумывался.
Расскажите пожалуйста, как в DS2 стать магом-казуалом?
На моей памяти магом было очень больно. и в итоге оказалось что в DS быть чистым магом (как я привык в ролевых играх) нельзя. Магия только довесок.
Ну или надо задрючить игру до тошноты что бы суметь. Уж не знаю возможно ли это.
По крайней мере, на странице с игрой на этом сайте, написано, что да.
Очень плохой пример смотреть жанр игры на этом сайте. Тут часто всё перепутано, видимо из-за ограниченности системы.
Ладно-ладно, я просто так, размышлял вслух.
Это заметно. Статья хорошо началась, а дальше пошло переливание из пустого в порожнее.
Имхо, определять жанровую принадлежность(если уж кому-то это так важно) нужно по ключевой механике.
как итог есть два штуки которые сделают из игры рпг:
1. возможность определять характер своего персонажа(не влиять на развитие сюжета, не 15 концовок, нас интересует именно наш персонаж).
2. прокачка определяет геймплей.
должно быть хотя бы что-то одно, лучшие представители используют сразу два пункта.
Тут немного другой случай. Жанр RPG — это не столько то, какими признаками игра обладает, а то какое наследие в себе несёт. Изначально ролевые игры — это обычные настолки на системах вроде D&D. Когда появились компьютерные игры, то и ролёвки туда постарались перенести настолько хорошо, насколько это было возможно. И уже со временем разработчики начали фантазировать на тему и придумывать новые интересные фичи, чтобы разнообразить игровой процесс. Определение жанра зависит в первую очередь от того из чего родилась игра и на что в ней в первую очередь была сделана ставка. The Sims не может быть ролевой игрой, потому что цель была в том, чтобы симулировать общество и людей, а не в том, чтобы отыгрывать. Чтобы симсы стали ролевой игрой необходимы лор мира и нпс с прописанными характерами и поведением, чтобы игрок оказался в ситуации, где он может отыгрывать, в обратной ситуации он — лишь болванчик в городе болванчиков. Тут важно понять, что такое отыгрыш, он невозможен, если единственный проработанный перс — это ты.
Ситуации, когда игру называют ролевой, где нет отыгрыша, вроде jrpg — это нормально, потому что, как я писал в своём блоге про японские ролёвки, они являются частью наследия. Это длинная цепочка перерождения, когда механика D&D превратилась в то, что мы сейчас имеем. По аналогии могу привести пример: дворцами раньше назывались резиденции аристократии и королей, а теперь дворцы — это просто величественные общественные здания, в которых могли жить в прошлом важные люди или вообще они были построены буквально недавно.