Что означает змеи на посохе патриарха
anchoret
Кое-что о кое-чём
Безмятежное созерцание несоответствия вещей
Вообще забавно, конечно, что в античности Гермеса считали своим покровителем торговцы и мошенники. Но православный архиерей, берясь за свой жезл, вряд ли об этом думает.
Будучи посланцем богов, Гермес выступает в роли посредника между ними и миром людей. Согласно толкованию жезл между двумя змеями разделяет и примиряет их. Тяжело представить, что хоть одно значение кадуцея может быть усвоено православному архиерейскому посоху.
Можно ли отрицать родственную связь при наличии столь явного сходства?
Знаете, в мире встречаются двойники, но они не обязательно родственники.
Итак, если вы помните, этот жезл становится у нас традиционным где-то с начала XVII столетия. Скорее всего, здесь действительно сказалось влияние латинского Запада, поскольку именно в ту эпоху греческое духовенство, утесняемое турецким султанатом, окончательно лишилось собственной образовательной базы. Оно вынужденно училось в европейских школах и переносило в православную среду многие католические заморочки (впрочем, это влияние было взаимным).
Возможно, что ещё тогда православный мир пытался осознать новый атрибут в собственном ключе. Например, кто-то сравнивал змей с двумя херувимами на крышке Ковчега Завета. Однако эти попытки так и не получили окончательного и всеобщего признания. Да, христианство заимствует и переосмысляет чужие символы, но, к сожалению, в данном случае такого переосмысления не произошло.
Да, в нашем случае на декор оказали влияние и библейская традиция, и западное христианство, и мифические стражи мифического древа жизни, и пресловутый кадуцей, но конкретного ответа на конкретный вопрос «кого (или что) символизируют змеи на жезле» просто не существует. Просто эти драконы постоянно мозолят глаза, они заняли неподобающе видное место, отчего возникла нужда в их каком-то вразумительном истолковании. Вот и повторяются уныло-безысходные басни про «символ мудрости». А почему эта мудрость представлена в виде двухголового дракона, никто не объясняет, потому что объяснить это, как мы видели, практически невозможно.
Ну и ладно. Теперь мы знаем, откуда змеи пришли (или приползли), и что значат на самом деле. Ничего они не значат. Что-то значит только крест между ними, декоративным обрамлением которого они служат.
anchoret
Кое-что о кое-чём
Безмятежное созерцание несоответствия вещей
Тем не менее, мне придётся повторить некоторые традиционные толкования, и если этот ликбез вам ни к чему, проматывайте в конец.
Есть и другие толкования. Типа это дорожный посох христианина, не имеющего приюта в земном мире, но вечно странствующего в Царство Небесное, или символ мудрости, поскольку на палку опираются старцы, в силу возраста умудрённые жизнью, или ещё с десяток значений и символов. Теоретически можно сесть хорошей компанией за бутылкой доброго вина и креативить такие символы в товарных количествах, пока бутылка не опустеет.
Но это о посохе вообще, безотносительно змей. Разумеется, и прежде многие сетовали, что «палка с гадюками», как её называл мой знакомый священник, так и не получила должного истолкования. Ну, давайте попробуем разобраться вместе, почему так получилось.
Для начала стоит определить, а змеи ли это? Да вот ни фига. Это типичные драконы, которых в изобразительном искусстве очень легко отличить от змей по следующим признакам: рыло, обозначенные надбровия, полная пасть зубов, характерная чешуя, ушки и крылья. Не обязательно у изображения все признаки присутствуют одновременно и, на самом деле, для классификации данных пресмыкающихся хватило бы одних ушей. Тем не менее, в дальнейшем мы будем использовать змей и драконов как синонимы. В конце концов, изображая драконов, их обычно толкуют как змей.
Теперь следует выделить три ключевых момента:
1. Жезл со змеями есть только у архиереев.
Легендарный жезл московского митрополита Петра (XIV в.), Оружейная палата Кремля. Золотые накладки на нём появились позже. В те поры посох архиерея от жезла монастырского игумена практически не отличался.
2. Двурогий жезл со змеями есть только у православных архиереев.
3. Такой жезл появился у православных архиереев только в XVII веке.
anchoret
Кое-что о кое-чём
Безмятежное созерцание несоответствия вещей
Есть ещё три версии.
Одна из змей означает Иисуса Христа. Представьте, некоторые искусствоведы даже до такого договорились. А вторая, соответственно, дьявола. И вот они, значит, то ли в гляделки играют, то ли на крест шипят. Откуда пришла эта светлая мысль?
На этой картине довольно точно изображён посох патриарха Никона (сер. XVII в.) На самом деле эти два петушка — типичные василиски, крылатые змеи с птичьим клювом. Ну всё равно драконы, в общем.
Змеи обозначают хтонических чудовищ. Это основательная точка зрения, но и у неё есть свои минусы.
В Ветхом завете они иногда позволяют отождествлять себя с Левиафаном, в Новозаветной традиции их можно встретить в молитвах и иконографии. При этом и морские чудовища, и загадочный Левиафан всегда очень близко соприкасаются с сатаной и силами ада.
Проблема здесь в том, что нет данных, будто змей на жезле изначально отождествляли с этими мифическими существами. Исключением были разве что противники никоновских реформ, нынешние старообрядцы (именно по Никону вползли греческие змеи в Русскую церковь). Эти как увидели змей на его посохе, так сразу объявили патриарха слугой сатаны. Подобное изображение змеев на иконе Крещения довольно редко и, вероятнее всего, перекликается с балканской традицией изображения змей (драконов) на иконостасе. А вот сами иконостасы со змеями, напротив, в Греции или Сербии чрезвычайно распространены.
Под крестом драконы теперь традиционно держат на себе иконы Богородицы и апостола Иоанна, стоявших у Креста на Голгофе. Таким образом христианские святые выступили в роли стражей, о которых см.ниже.
Классическое навершие иконостаса в восточно-средиземноморской традиции. Эти гады могут притвориться змеями, рыбами, дельфинами, растительным орнаментом, но если приглядеться, это всё те же драконы.
И тут мы плавно переходим к следующей версии:
Традиционные изображения Древа жизни предполагают наличие двух его стражей (на роль которых драконы вполне годятся!). Но в ассирийской культуре, например, ими были два неких крылатых гения.
Фрагмент изображения на бронзовом шлеме (VIII в. до Р.Х.) Древо жизни в культуре Урарту изображалось на стенах крепостей и доспехах воинов. Возможно, именно из-за своего обязательного атрибута — пары мощных защитников, способных отогнать любого агрессора.
Формируя собственную культуру, христианство всегда смело заимствовало из других культур атрибуты, символы, традиции, понятия и т.д., переосмысливая их в собственном контексте. Соответственно, в христианстве древом жизни в силу понятных причин называется Крест Господень. Но как были переосмыслены стражи древа жизни? А вот посмотрим в следующий раз.
В руке у патриарха напрестольный крест в образе древа жизни вечной, с двумя гадами-охранниками. Посох, заметьте, тот самый — митрополита Петра. Потому что это фото с интронизации, когда новому патриарху он вручается как наследнику первого московского святителя, а так-то посох обычно в Оружейной палате хранится.
Жезл спасения, жезл правоты
Юлия Валерьевна Маслова
По сообщению ТАСС от 22 сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл запретил наместникам и настоятелям монастырей иметь дорогие жезлы и призвал заказать взамен простые деревянные посохи. На Собрании игуменов и игумений, проходившем в Москве в честь 1000–летия русского присутствия на Святой горе Афон, патриарх сказал: «Каждому игумену выдается жезл как символ духовной власти. Я был инициатором того, чтобы игумены и игуменьи получили жезлы, но мне в голову не пришло даже, что игумены и игуменьи наши эти жезлы превратят в патриаршие жезлы: богато украсят, крест поставят. Я не благословляю такие жезлы». Обращаясь к наместникам и настоятелями монастырей, собравшимся в храме Христа Спасителя, патриарх сказал: «У вас должен быть простой игуменский жезл без всяких украшений, без всяких ювелирных побрякушек и без креста — это символ архиерейского служения». «Поэтому, когда вы приедете сейчас к себе домой, первое что вы сделаете, это закажете себе простые деревянные посохи» (см.: http://tass.ru/obschestvo/3643672).
Что тут скажешь? Патриарх возмутился не только драгоценным убранством жезлов, но и тем, что они превращаются в «патриаршие жезлы».
Иными словами, только патриарху можно иметь дорогой и украшенный? А ведь он знает не понаслышке о том, что посох святого митрополита Петра московского был довольно прост. Ведь в 2009 году одним из моментов чина интронизации патриарха Кирилла было вручение ему посоха святителя Петра. Напомним, что посох этот изготовлен русскими мастерами в начале XIV века из черного дерева. Древко посоха — восьмигранной формы, рукоять оправлена золоченым серебром, кольца, перехватывающие древко по всей длине, имеют скромный декор. С двух сторон на древко с рукоятки спускаются золоченые пластины с резными изображениями Голгофы. В навершии посоха надпись: «Смиренный Петр митрополитъ всея Руси». Вот, собственно, и все «украшения».
Однако мало кто обращает внимание на тот факт, что не столько богатое или бедное украшение имеет значение, сколько символика, заложенная в жезле. А символика, употребляемая ныне в современных посохах, очень разная и временами вызывает серьезные вопросы.
В знаменитом сочинении «Поморские ответы» есть отдельная глава «О жезле архиерейском», в которой приводится сравнение жезлов старорусского и нового, пореформенного образца. Сторонники старой веры сразу обратили внимание на то, что идет тотальное изменение не только вербальных форм христианской веры, но искажаются предметы материальной культуры русской церкви, освященные не одним столетием, и не одним, а целым сонмом святых. Авторы сочинения указывают, что жезлы «древлероссийских» архиереев «змиевых глав на себе не имущи».
Снимки с лубочной картины издания беспоповцев «Прежде и теперь». Опубл.: Изборник народной газеты. 1906. Цветные миниатюры из иллюстрированного сборника «Сказание от разных божественных писаний». Содержит отдельные изречения из книг Ветхого и Нового завета с толкованиями на них Иоанна Златоустого и Ипполита, папы римского. 19 в. Сборник из собрания Егорова, НИОР РГБ
«Богослужебные предметы и архиерейские облачения: старообрядческие и никонианские». НИОР РГБ Ф. 98 (собрание Е.Е. Егорова) № 1670. Листы 25 и 40
В качестве авторитетного примера приводятся жезлы митрополита Петра, московского чудотворца, и епископа Никиты, новгородского чудотворца.
Слева — посох епископа Никиты Новгородского. Дерево, резьба, кость. 16 в. Справа — посох святителя Стефана, епископа Пермского
В главе указано на видоизменение формы старинного жезла, ручки которых имеют завершение в виде якоря: «на версе крюки яко якори имеет, змиевых же глав не имеет». Жезл с ручкой в виде якоря трактуется авторами согласно словам Симеона Фессалоникийского: «власть знаменует Духа, и утвердительное народа, и пастырственное, и водити мощи, и наказати непослушных, и обращати к себе дальних». Из простого пастушеского посоха, символизирующего архиерейскую власть и обязанность пасти словесных овец, благодаря патриарху Никону он превратился в жезл с языческими символами в виде змей, которые в XVII веке многими трактовались как проявление власти антихриста.
Сейчас XXI век, поэтому попробуем посмотреть на проблему символики жезла глазами современного человека. При этом оговорюсь, что изложенное ниже — лишь одна из возможных версий трактовки символики, появившейся после церковной реформы. Ю. М. Лотман, известный исследователь в области семиотики (науки о символах в культуре), писал: «символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры — он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения». Символике архиерейского жезла посвящена статья К. А. Щедриной в Ставрографическом сборнике. [1]
Автор справедливо замечает, что до реформы патриарха Никона навершия русских архиерейских посохов традиционно представляли собой два отрога, изогнутых книзу. [2] Однако далее Щедрина сразу переходит к навершию со змеями, не давая объяснений символики дореформенных посохов.
«Архиерейские облачения: старообрядческие и никонианские». НИОР РГБ Ф. 98 (собрание Е.Е. Егорова) № 1670. Листы 75 и 77
Перебирая типы крестов (афонские, эфиопские, армянские), К. А. Щедрина только в конце статьи упоминает змеевидный жезл бога Гермеса — кадуцей. Вот от кадуцея и будем отталкиваться в наших рассуждениях, как от изначального символа, породившего символику архиерейского посоха XVII-го и последующих пореформенных столетий.
Но для начала небольшой исторический экскурс в область символики. В месопотамской традиции сплетенные змеи считались воплощением бога–целителя (возможно, отсюда происходит библейский образ медного змия, исцеляющего змеиные укусы).
В малоазийской традиции две змеи были символом плодородия. Прообразом кадуцея могло стать также изображение двух змей у мирового древа. В Индии кадуцей символизирует пробуждение кундалини. Кундалини, или Змеиный Огонь, «спит» в базисной чакре в виде свернувшейся змеи, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Сушумне и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, — Пингале (это правая, мужская и активная спираль) и Иде (левая, женская и пассивная). Скандинавы поклонялись Гермесу под именем Одина, тевтоны — под именем Вотана. Добрый и злой принципы древней Персии — Ахурамазда и Ариман изображались иногда в виде двух змей, обращенных головами друг к другу, борющихся за Яйцо Земли, старающихся вырвать его из чужих зубов.
В мире образов алхимии обе змеи символизируют находящиеся в равновесии химические элементы серу (Sulphur) и ртуть (Mercurius), то есть воспринимаются как дуальная система принципов текучести и горючести, причем ртуть олицетворялась самим богом Меркурием. [3] Египтяне уподобляли человечество стаду овец. Верховный и Непостижимый Отец был Пастухом, а Гермес — его овчаркой, сторожевым псом. Религиозно–символическое происхождение пастушьей палки можем найти в египетских ритуалах: три скипетра Египта включают пастушью палку, символизирующую силу, с помощью которой инициированный фараон вершит судьбы своего народа. Итак, кадуцей — это символ бога Меркурия или греческого Гермеса, герольда богов. Он состоит из волшебного или геральдического стержня, вокруг которого симметрично обвиваются две змеи с обращенными друг к другу головами.