Что означает золотой век русской культуры

Характеристика золотого века русской культуры

Особенности эпохи «золотого века» русской культуры

«Золотой век» русской культуры в России наступил в XIX веке. Именно тогда в стране собралось такое количество гениев и творцов различных областей человеческих знаний и умений, сколько никогда не было и пока не повторилось.

Интересно отметить, что общественно-политические условия XIX века были очень тяжелыми – этот период истории называют мрачной эпохой николаевской реакции, что, собственно, повлияло на высокую адаптивность русской культуры

Исследователи считают, что высокий расцвет в истории, как правило, сопровождается глобальными изменениями. В России «золотой век» завершился стачками, народными волнениями, последующим отречением царя от престола и революцией.

Многие исторические события оказали огромное влияние на русскую культуру и формирование менталитета российских граждан. В частности можно выделить:

Развитие культуры России в XIX веке

Прежде всего, необходимо отметить небывалый подъем российского просвещения. Дворянская интеллигенция России того периода серьезно увлеклась идеями французской революции о свободе, равенстве и братстве. Рост городов и развитие промышленности, обусловившие появление новых капиталистических предприятий, безусловно, также повлияли на культуру России.

Еще до начала XIX века – на рубеже XVIII и XIX веков – началось формирование русской классической культуры. Благодаря первым русским классикам – Н.М. Карамзину и А.С. Пушкину – в культуре России сложились две тенденции:

В результате русская интеллигенция разделилась на две основные группы: западники и славянофилы. Основой славянофильства стала «русская идея» (Н. Бердяев, В. Соловьев), имевшая особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX века.

Славянофилы осознавали особенность исторического развития России, расположенной между Западом и Востоком, что повлияло на формирование определенной консервативности приверженцев этого направления.

Подобная славянофильская идея в отношении политики была особенно консервативной, поскольку не предоставляла человеку должной свободы

Основой западничества стала радикально-модернистская идея, сформированная на мысли, что Россия органически входит в европейскую цивилизацию. Этой идеи придерживались П.В. Анненков, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, М.Н. Катков, В.Г. Белинский, Б.Н. Чичерин, А. И. Герцен и др.

Таким образом, сложившаяся бинарность затрагивала все аспекты культуры и была ведущей в культуре России XIX века.

Достижения русской культуры XIX века

Литературе принадлежит значимая роль в рассматриваемый исторический период. Именно она являлась универсальной формой общественного самосознания. Это заключалось в том, что представители русского просвещенного общества ориентировали свои жизненные позиции на высокие литературные образы.

«Золотой век» в литературе начался с творчества А.С. Пушкина, который заложил основы для такого направления, как русский реализм

Произведения других великих русских писателей, среди которых А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.А. Крылов, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.А. Фет, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко и др., входят в сокровищницу мировой литературы.

В музыкальном искусстве М.И. Глинка стал основоположником русской классической музыки. Вторая половина XIX века для музыкальной культуры была связана с коллективом русских композиторов под названием «Могучая кучка». В ее составе были М.А. Балакирев – создатель коллектива – А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков.

Эти композиторы создавали шедевры музыкального искусства, следуя традициям классической музыки М. Глинки, но при этом их развивая. Они расширили границы музыкальных жанров и обогатили музыку новыми формами: оперной, симфонической, инструментальной.

Расцвет русской живописи XIX века начался с К.П. Брюллова и его картины «Последний день Помпеи», которая стала примером академической школы.

Свое развитие в живописи получил и реализм. Он связан с именами так называемых художников-передвижников: И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий.

Художники-передвижники так назывались, потому что организовывали передвижные выставки картин для просвещения народа

Русские ученые в течение «золотого века» сделали множество научных открытий мирового масштаба. В частности можно выделить:

Источник

Золотой век русской культуры

Первая треть XIX века в истории России названа Золотым веком, разумеется, неслучайно. Именно в этот период наблюдается стремительный рост искусства и науки.

Главные события, определившие развитие русской культуры XIX в.

Одним из главных событий, повлиявших на развитие России, стала Отечественная война 1812 года. Во-первых, война объединила людей против внешнего врага, что поспособствовало росту патриотизма и национального самосознания. Во-вторых, множество русских людей побывало за границей, увидели демократическое общество, либеральную власть. Вернувшись в Россию, наиболее развитые умы, преимущественно дворяне, начали бороться с консерватизмом русской власти. В 1826 году вышел цензурный устав, который значительно уступал в либерализме прежнему уставу. Согласно этому уставу, цензор имел право вымарывать любые куски текста, которые, на его взгляд, оскорбляли церковь и действующую власть.

Золотой век в искусстве

Русская культура в первой трети XIX века достигла своего небывалого расцвета, сумев синтезировать опыт прошлого века, а также опыт европейских деятелей искусства.

Литература

К Золотому веку русской литературы относят прозу всего XIX века, а Золотой век русской поэзии просуществовал лишь первую треть столетия. Именно в это время сформировался русский литературный язык, а также поэтический и жанровый каноны в литературе. Среди наиболее выдающихся деятелей этого периода выделяют А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Кроме того, в русскую литературу хлынул мощный поток новых жанров. В поэзии популярными становятся жанры элегии, романса и баллады, а в прозе – повести, исповеди, дневники, а также, исторический роман.

Литература популяризируется, благодаря изданию так называемых «толстых» журналов, самым читаемым из которых был «Современник», издававшийся под началом А. С. Пушкина. Важно отметить деятельность Н. М. Карамзина, который вводит в литературу понятие исторического романа и исторической повести. Карамзин создаёт объёмный трактат «История государства Российского», в котором повествует о прошлом Отечества, почерпнутого из летописей. Кроме того, Карамзин пишет художественные исторические повести, например, «Марфа Посадница» и «Наталья – боярская дочь».

Золотой век русской литературы ознаменовался также и стремительной сменой направлений. В первой трети века господствовал сентиментализм, его основоположником стал Н.М. Карамзин, а ведущим произведением его повесть «Бедная Лиза». Очень скоро сентиментализм вытесняется романтизмом, мэтром которого по праву считается В. А. Жуковский. Романтизм же сменяется реализмом, а самым известным писателем этого направления был А.С. Пушкин, раннее творчество которого, однако, относится к романтизму.

Архитектура и скульптура

В архитектуре и скульптуре того времени господствовал классцизм, который отличался чёткостью форм и возвышенностью, а также подражанием античной архитектуре. В Санкт-Петербурге именно в этот период времени были построены:

В это время преображается также и Москва. Благодаря отечественным и приглашённым архитекторам, в некогда провинциальном городе были возведены:

Живопись

В первой половине XIX века, художники отдавали предпочтение романтизму, черты которого можно проследить в творчестве О.А. Кипренского и С.Ф. Щедрина. Кипренский состоялся как блестящий портретист. Его кисти принадлежит лучший портрет А. С. Пушкина, а также Е. П. Ростопчиной. Щедрин же знаменит благодаря серии картин «Гавани в Сорренто». В своём творчестве Щедрин поэтизировал мир Италии. Уникально творчество К.П. Брюллова, который удачно соединяет романтизм с классицизмом. Среди известнейших картин Брюллова можно выделить «Последний день Помпеи», «Вирсавия».

В 1870 году возникло так называемое Товарищество передвижников, с которого началось распространения другого направления – реализма. Наиболее полно реалистические тенденции отражались в творчестве В.И. Сурикова, который написал знаменитые «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову», а также в работах И. Е. Репина. Именно Репину принадлежит знаменитая картина «Бурлаки на Волге».

Театр

Золотой век русской культуры – век расцвета театрального искусства. Попытки создать театр в России были в прошлом столетии, но эти попытки не двинулись дальше крепостного театра, в который набирали в качестве актёров крепостных крестьян. Наконец, XIX век породил таких высококлассных драматургов, как А. Н. Островский, Н. В. Гоголь. Перу Островского принадлежат пьесы «Гроза», «Бесприданница» и многие, многие другие. Мощный толчок развитию театра в России дала комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цензура отказывалась давать разрешение на постановку пьесы, и только личное вмешательство императора Николая I разрешило эту ситуацию. Несмотря на консервативную политику, Николай I оказался благосклонен к комедии Гоголя.

Музыка

Золотой век искусства подарил России великолепных музыкантов, творчество которых прославило страну за рубежом. Среди таких выдающихся гениев были М. И. Глинка и А.С. Даргомыжский. Творчество Глинки публика восприняла неоднозначно: опера «Жизнь за царя» была встречена восторженными овациями, а «Руслан и Людмила» не впечатлила зрителя. Непризнанным гением был А.С. Даргомыжский, музыка которого была не столь привычна слуху современника, как мелодичные мотивы Глинки. Музыка Даргомыжского отличалась экспрессией, поскольку композитор ставил перед собой цель отражать внутреннее состояние героев произведений при помощи музыки. Особенно холодно отнеслась публика к опере Даргомыжского «Русалка».

Достижения науки

Благодаря становлению единой системы образования, по указу Александра I, представители среднего класса получили возможность получить образование. Этот успех в области просвещения послужил мощным толчком к развитию науки. В области математики отличился Н.И. Лобачевский – создатель неевклидовой геометрии. Открытия в области физики изменили быт того времени: Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, П. И. Шиллинг – электротелеграф. Э. Х. Ленцем было установлено направление индукционного тока.

В области химии широко известна деятельность Д. М. Менделеева, благодаря которому был открыт Периодический закон химических элементов.

XIX век стал также и веком географических открытий российскими путешественниками. Именно в это время была открыта Антарктида экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

Благодаря открытиям Н. И. Пирогова и Н. Ф. Склифосовского в медицинской практике начал применяться наркоз, а хирургические операции проводились антисептическим методом.

Возникновение декабризма

Причинами возникновения декабризма стала экономическая и социально-политическая ситуация в стране. Лучшие дворянские умы того времени понимали, что крепостничество и консерватизм – это не лучший выбор для России, если она претендует роль развитого государства. Особенно это убеждение укрепилось после Отечественной войны 1812 года, когда многие дворяне побывали в заграничном военном походе и смогли сравнить жизнь в России и в других странах. Молодые люди, преимущественно дворянского сословия, которые были заинтересованы в будущем России, стали объединяться в кружки, которые впоследствии составили реальную оппозицию монархии.

Союз спасения (1816 г.) Это первое объединение декабристов, основателями которого стали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой.

Союз благоденствия (1818 г.) Довольно многочисленный кружок со своими филиалами в провинциальных городах. Его основали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С.И. Муравьев-Апостол, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. В 1821 году члены общества приняли решение о роспуске кружка из-за тактических разногласий.

Южное общество (1821 г.) Общество, образованное П.И. Пестелем на Украине.

Западники и славянофилы

В 1828–1830-гг. увидели свет «Философические письма» П. Я. Чаадаева, которые раскололи русские просвещённые умы на два враждующих движения, перед которыми стоял единый вопрос: как должна развиваться Россия. Представители одного движения, так называемого западничества, предлагали ориентироваться на европейский путь развития, а именно: заменить крепостничество наёмным трудом, установить конституционную монархию, отстранение церкви от государства.

Западникам противостояли славянофилы, которые ратовали за сохранение крестьянской общины, сохранении абсолютной монархии и за приоритет церкви при решении государственных вопросов. Славянофилы верили, что Россия должна пойти по своему собственному пути, который выражался формулой: «Православие, самодержавие, народность».

Среди известных западников можно назвать В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв.

К славянофилам причисляют: Н. М. Карамзина, А. С. Хомякова, К. С. Аксаков, В. И. Даль.

Особенности развития

В эпоху Золотого века, Россия шла по пути просвещения, но просвещения противоречивого. С одной стороны, было открыто множество школ, изучались гуманитарные науки, делались открытия, поспособствовавшие прогрессу не только России, но и всего мира.

С другой стороны, консервативная политика государства сдерживала развитие общества, поскольку ещё не была решена проблема крепостного права и жёсткой цензуры.

Таким образом, эпоху Золотого века в истории России можно назвать весьма противоречивой. Да, делались грандиозные успехи в области искусства и науки, начался культурный диалог с Европой, но в то же время государство было не согласно с развитием России по пути демократии, что доказала казнь декабристов, а также высокий градус ксенофобии, царивший в славянофильских кружках.

Балетное искусство в России достигло расцвета в «золотой век» русского искусства, и это единственное, чем мы можем похвастать на весь мир в наше время.

Самый что ни на есть золотой век! Расцвет, подъем культуры. Мы можем гордиться такими известными личностями, как Грибоедов, Фет, Пушкин, Матрос, Брюлов, Венецианов и многими другими. Они оставили огромное наследие для потомков. Отдельно можно развить тему про Пушкина, как он писал о простом народе русском, с любовью, с гордостью!

Не будем забывать и о роли «Могучей кучки»….

Всё происходило в Питере, а затем в Москве…

Какой хороший был век!

Интересно, что Пушкина решили «сделать» гением эпохи еще до того, как он создал что-то по-настоящему гениальное. Юным Пушкиным демонстративно восхищались все писатели и поэты поколением старше. Хотя в детстве и отрочестве, до окончания Лицея, он был просто талантливым юношей. Удивительно, что он оправдал все ожидания и действительно прославил Россию своим творчеством в дальнейшем.

Источник

Русская культура в 19 веке: даты, представители «Золотого века»

Золотой век русской литературы — описание

«Золотым веком» русской литературы принято называть XIX столетие. Это особенный период в истории России — время небывалого взлета культуры, когда Россия смогла дать миру гениев во всех сферах искусства: в литературе, в музыке, в науке, в живописи, в философии, в архитектуре и т.д.

Наша страна сделала огромный вклад в общечеловеческую культуру. Это стало возможным по двум причинам. Во-первых, в XIX веке завершилось формирование русского литературного языка. Во-вторых, достигло апогея национальное самосознание общества. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, бессмертным образцом для последующих поколений.

Это феноменальный момент в истории нашей страны, так как экономическое и социально-политическое развитие России сильно отставало от большинства европейских стран, тем не менее в культурных достижениях наша страна смогла их опередить. В мировой фонд вошли многие произведения литературы, музыки и живописи, авторами которых стали русские гении. Русские ученые того времени оказались актуальными и сегодня, поэтому находятся в центре политических, философских и социальных размышлений современности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Расцвету культурной жизни в стране способствовал ряд политических и социально-экономических событий:

Почему называют золотым веком, автор

Словосочетание «золотой век» стало крылатым. Его появление связывают с именами разных людей:

Это выражение первоначально относилось к русской литературе, в частности, к поэзии. Позже это выражение стали относить ко всей культуре России в XIX веке.

Годы периода

Точной периодизации «Золотого века» русской культуры нет. Но существует несколько предложенных разными литературоведами вариантов:

Принято считать, что даты «Золотого века» приблизительно совпадают хронологически с XIX веком.

Первая четверть 19 века

Этот период тесно связан с приходом к власти Александра I, который, приблизив к себе Н.М. Карамзина, ускорил реформу русского языка.

Особенности периода

Это время расцвета журналистики. Существовало большое количество журналов, самыми известными из которых считались «Русский вестник», «Вестник Европы», «Московский Меркурий», «Московский зритель», «Журнал российской словесности», «Цветник».

В литературе появляется новый тип героев. Яркими представителями можно считать Татьяну Ларину и Александра Чацкого, которые, каждый по своему, противостояли общепринятым устоям дворянской жизни.

Авторы и произведения

В этот период в литературе на равных сосуществовали несколько направлений:

Вторая четверть 19 века

Литература этого периода характеризуется гуманизмом, историзмом и психологизмом. Появляются два новых типа героев, которые надолго останутся в русской литературе:

В 1840-е формируется натуральная школа, которая окончательно закрепила позиции реализма в русской литературе. Представителями направления стали Н.А. Некрасов, В.И. Даль, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.

Введение цензуры

Условия для развития русской литературы и искусства существенно изменились. Николай I, испугавшись восстания декабристов, был против проявления любого свободомыслия. В 1826 году был создан жесткий цензурный устав. Официальной идеологией признана формула — «православие, самодержавие, народность». Несогласные с существующим порядком подвергались гонению, были закрыты многие литературные журналы.

Западники и славянофилы

В 40-х происходит раскол в общественной жизни России. Общество делится на западников (Н.В. Станкевич, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, М.П. Погодин).

Западники ратовали за отмену крепостного права и видели дальнейшее развитие России аналогично западноевропейским странам. Большинство западников были дворянами-помещиками, меньше было разночинцев и выходцев из купеческого сословия.

Славянофилы видели развитие России по-другому. Они считали, что у нашей страны свой особенный культурный путь, основанный на православии, и своя религиозная миссия. Они отрицали западноевропейский путь развития, обвиняли в ереси и атеизме европейские народы.

Вторая половина 19 века

Во второй половине XIX века литература приобретает первостепенное значение. Особой популярностью пользуются романы Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева.

Революционно-демократическое движение получило проявление в литературных работах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.Ф. Бажина и других.

Драматургия

Этот период необычайно важен в становлении русской драматургии, основанной на реалистическом репертуаре. Ее основными характеристиками стали простота и естественность, далекие от сценической условности.

Самыми популярными направлениями стали:

Отличительной чертой стали пьесы трилогии, объединенные одними героями и жизненными противоречиями, которые не получали разрешение в рамках одного произведения. Например, трилогия А.Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь».

Поэзия

Подъем поэзии происходит в 50-е годы XIX века. Его связывают с Н.А. Некрасовым, А.А. Фетом и Ф.И. Тютчевым. В поэзии выделяются два направления:

Литературные произведения и герои

В литературе появляется новый тип героя — человек, склонный к изменениям, но верный внутреннему «Я» (Базаров). Как правило, главный герой тесно связан с жизнью общества, готов пожертвовать собой ради блага других. Все герои — максималисты, личности высоко развитые, но таящие в себе типичную для России хандру и скептицизм.

Конец 19 века

«Золотой век» русской литературы подошел к своему завершению в конце XIX века.

Завершение «золотого периода»

Эпоха характеризуется отсутствием единой общественно-культурной мысли, разрозненностью писателей. Связано это с развитием буржуазии, изменением общественного порядка, искоренением крестьянской общины и общинного уклада.

В 80-е годы продолжают творить Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, В.М. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие. В творчестве многих из них ощущаются пессимистические настроения.

Типичные произведения этого времени

Проза 80-х годов отошла от крупных романов. Писатели тяготеют к небольшим по объему произведениям, рассказам. Господствующим направлением по-прежнему остается реализм. Однако это уже не тот исторический реализм, цель которого — познание бытия в целом. Писатели освещают текущую действительность, не имея глобальных целей. А.П. Чехов создает рассказы с героями из окружающей его действительности. Но все это «частные люди», хоть и яркие индивидуальности. В произведениях авторов четче выражено субъективное начало. Л.Н. Толстой занимается публицистикой, несущей моралистические и проповеднические функции. В творчестве В.М. Гаршина ощущается трагическое мироощущение.

Поэзия находится на более скромных позициях, нежели проза. На первую роль выходит творчество А.А. Фета с субъективно-психологическими мотивами. В лирике чувствуется разочарование поколения, душевная надломленность. Это особенно ярко проявилось в революционной поэзии С.Я. Надсона и поэта-народника П.Ф. Якубовича. Вторым направлением в лирике остается культ прекрасного, философское созерцание (поэзия А.Н. Майкова, Н.М. Минского, Я П. Полонского и др.).

Главными писателями-драматургами 80-90-х годов выступали А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Пьесы Островского были направлены на раскрытие женских образов («Невольницы», «Без вины виноватые»). В произведениях Толстого патриархальные устои противопоставляются буржуазному негативному влиянию на общество («Плоды просвещения», «Власть тьмы»). Особое место занимают произведения Чехова. Тем не менее драматургия переживает упадок, так как социально-бытовая драма изжила себя, а новая драматургия модернизма еще не сформировалась.

Представители золотого века русской литературы

XIX век подарил нашей стране целую плеяду талантливых людей в различных областях искусства. Но самые яркие звезды сияли на литературном небосклоне:

Ни одна эпоха в нашей стране не была такой щедрой на литературных гениев.

Источник

«Золотой век» русской культуры

«Золотым» веком российской культуры по праву считается 19 век. Именно в этом веке достигнуты были небывалые ранее успехи русского изобразительного искусства, русской архитектуре, литературе, скульптуре, философии, музыке и театре.

Изобразительное искусство

В первую половину 19 века главенствующая роль в изобразительном искусстве принадлежала таким направлениям, как романтизм и классицизм. В стиле романтизма работали художники Щедрин С.Ф. и Киперский О.А.. В классическом стиле работали художники Иванов А.А., Бруни Ф.А., их работы были связаны с мифологическими и библейскими сюжетами. В смешении этих двух стилей работал знаменитый художник Брюлов К.П.. Вторая половина века представлена в основном в стиле реализма, такими художниками, как: Репин И.Е., Петров В.Г, Суриков В.И..

Архитектура

В архитектуре главная роль принадлежала позднему классицизму, который называется «Русский Ампир». К самым ярким постройкам этого стиля можно отнести следующие архитектурные строения:

— Казанский собор (г. Санкт-Петербург, 1811 год);

— Адмиралтейство (г. Санкт-Петербург, 1823 год);

— Александрийский театр (г. Санкт-Петербург, 1832 год)

— Триумфальная арка (г. Москва, 1834 год);

— Большой театр (г. Москва, 1856 год);

— Иссаевский собор (г. Санкт-Петербург, 1858 год).

Также в 19 веке архитекторы активно в проектировании и сооружении зданий стали использовать стиль электика, который включает в себя совмещение нескольких исторических стилей. Примеры стиля электика ярко выражены в таких строениях:

— Оружейная палата (г. Москва, 1806 год);

— Храм Христа Спасителя (г. Москва, 1812 год);

— Строения вокзалов железной дороги (г. Москва, г. Санкт-Петербург, в 1842 году был составлен и одобрен проект зданий);

— Большой Кремлевский дворец (г. Москва, 1849 год).

Перечисленные строения относятся к смешению русского и византийского стилей. К концу 19 века архитекторы стали массово проявлять интерес к зодчеству в сочетании с русской архитектурой 16 и 17 веков. Изначально такие строения возводились из дерева, для построения маленьких деревянных домиков. Чуть позже строения в этом стиле стали возводить из белого и красного кирпичей, а для украшения фасада зданий использовали широкие колонны. В декорирование зданий широко применяли металлы, из которых ковали различные крупные элементы преимущественно с растительным орнаментом.

Литература

Девятнадцатый век – это, конечно же, время зарождения и колоссального развития русской литературы, которая сейчас стала классической, золотой, и получила мировую известность. Русская литература очень смело и уверенно взяла на себя роль главной духовной защитницей страдающего от постоянного угнетения русского народа и была его совестью.

Так же, как и в драматургии вначале преобладали такие стили, как романтизм и сентиментализм. Романтизм предполагает поклонение культу природы. Родоначальником романтизма по праву считается Жуковский В.А., а также такие поэты и писатели, как, Батюшков К.Н., Давыдов Д.В., Дельвига А.А, Тютчев Ф.И., Вяземский П.А., Языков Н.М., Баратынский Е.А., и самая ранняя поэзия А.С. Пушкина.

Сентиментализм появился в русской литературе, как вызов, протест, был ярым противником ложного классицизма. Сентиментализм является полной противоположностью романтизма. Представителями сентиментализма были Карамзин Н.М. и Дмитриев И.И.. В сентиментализме доминатом самой человеческой природы являются только чувства, разум вообще не учитывался. Главные герои произведений отличаются своей особой индивидуальностью, которые очень искренне способны сопереживать несчастьям других людей, помогать им.

Русский литературный романтизм и реализм напрямую взаимосвязаны с идейными направлениями, которые существовали ранее, еще в 18 веке, только в более активной форме, что породило множество проявлений, исходящих из этих стилей.

Чуть позже на смену романтизма и сентиментализма пришло новое направление в русской литературе, как реализм. Представителями, которого стали: Лермонтов М.Ю., Пушкин А.С., Гоголь Н.В. и другие поэты и писатели.

Ближе во второй половине века появляется в творчестве писателей произведения на темы моральной и христианской этики, поиски правды и справедливости. Яркими представителями этого направления являются: Тургенев И.С., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Чехов А.П..

Скульптура

В первой половине века произошел расцвет российской скульптуры, начавшийся с монументального искусства. В это время скульпторы в крупных масштабах изготавливали памятники и надгробия выдающимся людям того периода.

К выдающимся скульптором золотого века относится имя Федора Ивановича Шубина. Ему удавалось создавать с невероятной точности схожести бюстовые портреты. Из самых ярких работ можно выделить бюсты Екатерины II, Ломоносова М.В..

Представителем стиля классицизма в русской скульптуре стал Мартос Иван Петрович. Началом его творчества стали работы в мемориальном жанре. Чуть позже Мартос меняет стиль своих работ на монументальный. Его самые известные работы:

— скульптурный монумент Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, который изготовлен из цинка, меди, олова и других материалов (город Москва);

— скульптурный монумент Ломоносову М.В. (город Архангельск);

— скульптурный монумент Ришелье (город Одесса).

Ивану Петровичу удалось внести величайший вклад в единство архитектуры и скульптуры при строительстве знаменитого собора Казанского (город Санкт-Петербург).

Успешно работал в декоративно-монументальной скульптуре Феодосий Федорович Щедрин. В своих работах он с невероятным мастерством сумел передать все величество России. К самым известным его работам относятся все статуи, выполненный для Адмиралтейства в городе Санкт-Петербург.

Также в жанре декоративно-монументальной скульптуры работали скульпторы Василий Иванович Демут-Малиновский и Степан Степанович Пименов. Эти два очень талантливых скульптора трудились над убранством арок и фасадов дворцов, театров и различных строений в городе Санкт-Петербург.

Ближе к середине 19 века в развитии скульптуры происходят изменения в передачи образов, они теряют свою монументальность, а обретают более реальные черты. Эти очень явные изменения в развитии скульптуры ярко выражены в работах Бориса Ивановича Орловского. Его самые знаменитые работы:

— памятник Кутузову М.И.;

Ближе к концу 19 века в русской скульптуре образовались такие течения, как: импрессионизм, символизм и модерн.

Философия

Из самых известных направлений развития философии в золотом веке русской культуры:

— философия по творчеству Чаадаева П.Я;

— монархическая и религиозная консервативная философия;

— философские взгляды Толстого Л.Н и Достоевского Ф.М.;

— философские взгляды либералов;

Философия декабристов представляла собой творчество писателей и поэтов декабристов, таких как: Песталь П.И., Якунин И.Д., Кюхельбекер В.К. и других.

Философия либералов представляла собой всеединческое объединение духовной и материальных сторон бытия, ведь Бог – это добро, поэтому они яро веровали в Божественную мудрость.

Философия демократическо-революционная представляла собой полное отвержение экономического, общественно-политического строя. Представителями этого течения в философии были: Плеханов Г.В., Михайловский Н.К., Лавров П.Л. и другие.

Музыка

19 век для музыкальной культуры был очень плодотворным. Весь мир обрел замечательные произведения, ставшие великолепной классикой, таких композиторов, как Даргомыжский Александр Сергеевич, Мусоргский Модест Петрович, Балакирев Милий Алексеевич, Чайковский Петр Ильич и другие. Это великолепное наследие, достояние, в виде бессмертных произведений, которые нам достались от золотого 19 века, служат как неиссякаемый источник вдохновения.

Театральная деятельность

Огромной популярностью среди других искусств в обществе занимал русский театр. В начале века главенствующую роль занимали такие стили театрального творчества, как сентиментализм и романтизм. Стиль романтизм в театральной деятельности получил свое развитие из-за мотивов недовольствия, разочарованности в суровой действительности главных героев пьес. Самым ярким актером того века, представляющий этот стиль является знаменитый актер – Яковлев Алексей Семенович.

Важную роль на развитие театральной деятельности также оказали философские взгляды писателей, участвующих в российском оппозиционном движении. Драматурги создавали сюжеты на темы противостояния политическим угнетениям, с очень смелыми и вольнолюбивыми героями, способные на подвиг ради своей родины. Самой яркой представительницей актеров того века, работающей в этом стиле была актриса Семенова Екатерина Семеновна.

На смену этим двум направлениям главенствующая роль начала принадлежать реализму. Родоначальником русского реализма можно по праву считать знаменитого актера Щепкина Михаил Семенович.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *