что п сорокин не относил к основным формам социальной стратификации
Социальная стратификация Питиримы Сорокина
Однако этими тремя характеристиками стратификации он не ограничивается, выделяя небазисные, такие как возраст, культурно-речевая принадлежность и т. д. Из множества групп, на которые разделяется общество, важнейшими «простыми» расслоениями, Сорокин считает расслоения: по семейной принадлежности, по государственной, по расовой, по профессиональной, по имущественной, по религиозной, по объемно-правовой, по партийной.
Из сочетаний простых расслоений (группировок) складываются сложные группы. Сложные группы бывают:
— типичные и не типичные для данного населения. Причем, из типичных важны класс и национальность.
— внутренне антагонистические и внутренне солидарные.
Сорокин считает, также как и Вебер, что индивид, имеющий определенную позицию в экономической структуре общества, как правило, будет иметь на том же уровне и политическую, и профессиональную: «Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии».
П.А. Сорокин определяет политическую стратификацию так: «Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована». Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством.
В свою очередь, профессиональная стратификация определяется как разделение общества «на группы по роду их деятельности, занятиям», где некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими и «члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных». Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а накладываются друг на друга.
Концепция социальной стратификации П.А. Сорокина
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальная мобильность и социальная стратификация П. А. Сорокина
Концепция социальной стратификации Питирима Сорокина – это особое исследовательское учение о социальном пространстве, в котором индивид играет определенную роль и занимает свое место. Причем, это касается и горизонтального, и вертикального измерения. Данная концепция стала одной из основополагающих для многих современных теорий как в отечественной, так и в зарубежной науке.
Питирим Александрович Сорокин считается одним из главных теоретиков отечественной социологической науки. Именно он ввел в научный оборот понятие «социальное пространство». По его мнению, каждый индивид занимает в социуме свое особое место, причем это касается и вертикальной, и горизонтальной стратификации. социальный спуск и социальное восхождение индивида являются определяющими факторами, которые влияют на его успешность на его уровень самореализации и на целесообразность его деятельности. Движение индивида в социальном пространстве предполагает изменение его статуса. Именно на основании этого и была разработана теория социальной стратификации Питирима Сорокина.
П. Сорокин считал, что главная характеристика современного общества – это социальная мобильность. Под ней он понимает любой переход индивида от одной социальной позиции в другую.
Общество состоит из многочисленных социальных лифтов, ускоряющих процессы перемещения людей с одной позиции к другой. Особенно этот процесс может ускоряться под влиянием внешних факторов. Например, из-за революций и войн, народных волнений и потребностей жителей в том, чтобы в обществе наконец произошли исторически востребованные изменения. Мобильность может быть очень разной, Сорокиным выделено несколько ее разновидностей:
Готовые работы на аналогичную тему
Все эти формы тесно друг с другом связаны, поскольку они выражают специфику социальных институтов. Взаимосвязь обеспечивается тем, что человек может быть одновременно участником нескольких социальных категорий, он может принимать на себя различные роли и статусы, и в связи с этим стратификация может отражаться на различных жизненных условиях индивида.
Виды социальной стратификации по П. А. Сорокину
Выше уже были названы виды социальной стратификации. Начинать их рассматривать следует с первого вида – экономической стратификации. При анализе экономической стратификации исследователь учитывал два вида флуктуации (флуктуация – это случайное отклонение). Первый напрямую связан с экономическим подъемом или падением внутри той или иной группы. Результатом подъема или падения становится обогащение или обнищание группы. Второй вид флуктуации связан с увеличением или сокращением стратификации внутри отдельно взятой социальной группы. Он выражается в смене экономического профиля внутри группы.
Второй тип стратификации – политическая. Она изменчива и зависит от различных периодов. Изменения не всегда приводят к увеличению или выравниванию страт, поскольку именно политический профиль очень непостоянен и подвижен. Он колеблется в широких пределах, зависит от настроений населения, от внешней политической ситуации того, какие события происходят на международной арене. Политический профиль стратификации считается более импульсивным, чем профиль экономической стратификации. В разных обществах ведется постоянная борьба между политическим выравниванием и силами стратификации. Иногда победу одерживает политическое выравнивание, а иногда силы стратификации берут верх, и поэтому общество разделяется еще сильнее.
Профессиональная стратификация выражается в том, что определенные профессии в обществе имеют более высокий статус, чем другие. Это также определяет положение человека в обществе. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально или на одном и том же уровне, они скорее накладываются друг на друга. Чаще всего профессия может стать признаком успешности человека. Профессиональная стратификация сегодня проявляется в двух основных формах: первая – в форме иерархии профессиональных групп, так называемая межпрофессиональная стратификация, и в форме стратификации внутри профессиональной группы – соответственно, это внутрипрофессиональная стратификация. Изначально, еще после окончания школы, у индивида есть выбор профессии. Некоторые случаи профессиональной стратификации определяются еще на уровне семьи. Особенно это касается тех семей, где продолжается семейное дело, а семейная профессия является одной из ведущих.
Таким образом, социальная стратификация Питирима Сорокина – это концепция, которая дала толчок развитию очень многих социальных теорий. Сегодня социальная стратификация – это показатель положения человека в обществе. Стратификация дает индивиду конкретные характеристики, наделяет его свойствами и чертами. Благодаря такому разделению появляются четкие границы в социальных категориях. Игнорировать их нельзя, поскольку за счет такого разделения проявляются и иерархии в профессиях, социальных статусах в обществе, а у индивида появляется четкая мотивация получать образование, обучаться новым профессиям и навыкам, становиться частью социального или политического института.
Теория стратификации Питирима Сорокина
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Теория стратификации является стержнем философско-социологических взглядов Питирима Сорокина. Его динамическая модель социальной стратификации определила мейнстримное направление современной социологии. В этом видится острая актуальность изучения творчества П. Сорокина и прежде всего, работ “Системы социологии” и “Социальная мобильность”. Оценке вклада П. Сорокина в общечеловеческую сокровищницу науки и культуры посвящены содержательные книги русских исследователей И. Громова, А. Мацкевича, С. Семенова, Н. Канашевича, С. Новиковой, П. Тихонова, Н. Зюзева, Ю. Вешнинского и др.
Изучая теорию стратификации П. Сорокина необходимо сконцентрировать внимание на двух понятиях, которые впервые он ввел в мировую науку; это – “социальное пространство” и “социальная мобильность”. Характеризуя “социальное пространство”, Сорокин резко отделял его от геометрического. Люди, находящиеся рядом в геометрическом измерении, например, раб и рабовладелец, феодал и его крепостной в социальном плане отделен огромной дистанцией. А вот личности, находящиеся очень далеко друг от друга в пространстве, могут быть близки по своему социальному положению.
Выделяет П. Сорокин и две особенности социального пространства человеческой жизни: первая – стратифицированность (иерархия) отношений между людьми и, значит, существует возможность социального перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. И чем больше общество цивилизовано, развито, открыто, тем меньше в нем социальных перегородок, непоколебимых страт. Вторая особенность социального пространства заключается в его многомерности, в отличие от трехмерного геометрического пространства.
Для ориентирования в социальном пространстве П. Сорокин предложил систему координат, а именно отношение индивидуума к определенным социальным группам; отношение этих групп друг к другу; положение и функции человека в пределах каждой из основных групп. Таким образом, социальное пространство, по Сорокину, есть общая совокупность всех социальных образований. В том числе: расовые, половые, возрастные, семейные, языковые, профессиональные, территориальные, религиозные, партийные, статусные и государственные. В работе “Система социологии” П. Сорокин выделил и “кумулятивные” группы, объединенные вокруг нескольких признаков, такие как классы, нации, элиты и т.п.. Сорокинское описание элит стало вообще первым в российской литературе.
Особое внимание П. Сорокин уделил и таким разновидностям “кумулятивных” групп как классы, которые сочетают в себе три “элементарных” группировки: профессиональную, имущественную и правовую.
Полное представление о характере социальной стратификации конкретного общества можно составить лишь посредством рассмотрения ее динамической стороны, выражаемый понятием “Социальная мобильность”. На основании большого исторического материала П. Сорокин подробно проанализировал тенденции изменения экономической, политической и профессиональной стратификации в работе “Социальная мобильность”, изданной им в США в 1927 году.
П. Сорокин, вслед за М. Вебером, обратил пристальное внимание на то, что процессы стратификации являются безусловно многомерным явлением, а все измерения стратификации тесно переплетены и исключительно мобильны.
Мобильность может быть, как индивидуальной, так и групповой, семейной. П. Сорокин различал интергенерационную (между поколениями) т.е. “отец-сын” и интрагенерационную (внутри поколения) мобильность, то есть индивидуальную карьеру.
Понятием “Социальная мобильность” характеризуют социальные перемещения по всем осям координат “социального пространства” общественной жизни. По направлению перемещения социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной, а последняя – восходящей или нисходящей, писал П. Сорокин. Он также утверждал, что никогда не существовало абсолютно закрытого и неподвижного общества, и социальная мобильность никогда не была абсолютно свободной. П. Сорокин подчеркивал, что в истории социальных организмов улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности. Уровень социальной мобильности определяет степень “закрытости” или “открытости” общества. “Закрытое” общество характеризуется существенным ограничение и социального передвижения. Престижные позиции монополизируются отдельными относительно замкнутыми группами или лицами. “Открытым” обществом считается такое, где возможности социальной мобильности достаточно широки и группы или индивиды могут свободно передвигаться по ступеням общественной иерархии. “Закрытый” тип общество присущ, прежде всего, доиндустриализованым системам. Обычно в качестве классического примера “закрытого” общества называют кастовый строй в Индии, а “открытого” – буржуазные демократии, для которых характерно отсутствие формальных ограничений для продвижения по социальной лестнице.
Рассматривая структуру “социального взаимодействия”, П. Сорокин выделял его важнейшие элементы. Индивиды(минимум-два), находящиеся во взаимодействии и этим обусловливающие поведение друг друга. “Акты” (действия) – каждый акт является, с одной стороны, внутренней реализацией собственной психической жизни (потребности, способность реагировать на стимулы), с другой – стимулом(раздражителем), вызывающим реакции других людей. “Проводники” социальных действий – это способы передачи реакции между субъектами взаимодействия, которые могут быть материальными и символическими (язык, письменность, музыка, искусство, деньги, орудия труда, церемонии, памятки, предметы быта).
В общественной жизни П. Сорокин выделял различные уровни взаимодействия, которые в совокупности дают представление о социальном пространстве человеческой жизни и социальной дифференциации в нем. К основным видам социального взаимодействия он относил: межиндивидуальный, уровень элементарных и кумулятивных групп (классы, нации, элита), и межгрупповой. Взаимодействие может быть как антагонистическим, так и солидаристическим. Интегральным фактором всей социальной жизни П. Сорокин считал коллективный рефлекс. Эта установка отчетливо проявилась в его работе “Социология революции”, вышедшая в США в 1925 году, в которой причину революционных движений в обществе он усматривал в подавлении базовых человеческих инстинктов. Уже в ранней работе “Система социологии” (1920) П. Сорокин изложил основные положения социальной стратификации. Позднее эти идеи он развил в фундаментальный и новаторской по тем временам работе “Социальная мобильность”, которая произвела неожиданный эффект в США. По единодушному мнению, эта работа считается классическим для западной социологии трудом по проблемам стратификации. Она использовалась в свое время как учебник. По воспоминаниям Р. Мертона, ученика П. Сорокина, “Социальная мобильность” представляет собой изумительный синтез эмпирического и практического материала, а также первый в нашем столетии серьезный и всеохватывающий обзор социальной стратификации.
Особое значение для понимания социальной жизни П. Сорокина придавал состоянию “проводников” (материальных и символических), передающих реакцию от одного индивида к другому. Насыщенность “проводниками” социального пространства и времени, по его мнению, существенно изменяет социальные взаимодействия в обществе. Например, степень интенсивности взаимодействия находится в прямой зависимости от насыщенности социального пространства социальными “проводниками” (состояние железных дорог, количество писем и телеграмм, митингов и лекций, газет, библиотек, разговоров). В процессах аккумуляции “проводников” П. Сорокин усматривал специфическую особенность, отличающую человеческую общество от биологических существ. “Проводники” не исчезают как “акты”, а могут сохраняться и накапливаться. Они создают вокруг взаимодействующих людей неприродную среду-культуру, которая представляет собой как бы застывший результат прошлых взаимодействий людей, органически включенных в их настоящее взаимодействие. Так же как Э. Дюркгейм и Г. Зиммель, П. Сорокин приходит к выводу, что все элементы культуры являются реальными элементами общества наравне с индивидами и отношениями. Они включены в орбиту нашего сегодняшнего поведения, независимого от того, когда созданы. Поэтому любое общество, считал П. Сорокин, можно описать и понять только через призму присущей ему системы культуры, ядро которое составляют “значения, нормы, ценности”. Социоэмпирические исследования этих культурных качеств можно описать лишь, используя метод интегрального синтеза.
Интегралистские тенденции в творчестве П. Сорокина окончательно оформились в четкую теоретическую модель в его четырехтомной работе “Социальная и культурная динамика”, которая стала главным трудом ученого. Эта работа аккумулировала идеи почти всех отраслей гуманитарного знания. П. Сорокин различал социокультурные феномены различных уровней. В любой период истории, считал он, существует пять основных, стремящихся к постоянству культурных систем низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука. Интегрирующим понятием его главной работы стало понятие “социокультурная система”, сфера действия которой распространяется на общество. По П. Сорокину, социокультурные системы возникают в результате сочетания различных комбинаций между двумя важнейшими типами интеграционных связей каузально-функциональными и логико-значимыми. Суперсистемы различаются методами познания, а их ядром в итоге он считал мировоззрение.
Таким образом, социология П. Сорокина справедливо получила название интегральной: его исследование включало в актив социологического анализа все лучшие достижения гуманитарных дисциплин. Питирим Сорокин первым в социологии XX века предложил системный подход к исследованию социальной стратификации и социальной мобильности. Он проанализировал огромный эмпирический материал в этой области и разработал методологию и методику измерения социальной стратификации, которая не потеряла свою актуальность до настоящего времени.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992
Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. – М., 1994
Громов И., Мацкевич А., Семенов С. Западная социология. – СПб., 1997
Канашевич Н. М. Социология. Вопросы теории и методологии. Монография. – Могилев, 1999
Новикова С. История развития социологии в России. – М., 1996
Тихонова П. А. Социология П. Сорокина – М., 1999
Зюзев Н. Ф. Философия Питирима Сорокина. – Сыктывкар, 2004
Теория социальной стратификации Питирима Сорокина
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теория социальной стратификации Питирима Сорокина – это учение о социальном пространстве, в котором каждый индивид занимает определенное место, как в горизонтальном, так и в вертикальном измерении.
Питирим Сорокин считается одним из первых теоретиков отечественной социологии, он ввёл в оборот понятие «социальное пространство», согласно Сорокину каждый индивид занимает в нем определенное место, как в вертикальном, так и в горизонтальном измерении. В связи с этим имеют место социальный спуск и социальное восхождение, если индивид движется, то его статус меняется, на основе всего этого была разработана теория социальной стратификации.
Питирим Сорокин – российско-американский социолог и педагог, основоположник теории социальной мобильности и теории социальной стратификации.
Рисунок 1. Питирим Сорокин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Социальная мобильность
Сорокин главной характеристикой современного общества считает социальную мобильность. Впервые эту теорию он изложил в своем труде «Социальная мобильность» (1927 г.), который и сегодня является классической работой в этой области.
Социальная мобильность – это любой переход социального объекта от одной социальной позиции к другой.
В обществе функционируют «социальные лифты» которые ускоряют процесс перемещения от одной позиции к другой, особенно этот процесс ускоряется за счёт войн, революций. народных волнений. Свободное перемещение от одного слоя к другому и определяет общество, насколько она является открытым/закрытым.
Готовые работы на аналогичную тему
Мобильность также может быть разной:
Социальная стратификация
Социальная стратификация по Сорокину:
Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны, несмотря на это, всё сводится к трём формам: профессиональной, политической, экономической, естественно все три группы тесно связаны между собой, так представители высшего экономического слоя единовременно становятся и представителями и других высших слоев.
Малоимущие в свою очередь лишены многих прав, поэтому расположились на низших слоях всех перечисленных групп, таким является общее правило, но бывают и исключения, например, самые богатые не всегда находятся у власти, также не всегда бедные занимают самые низкие места в политике и в профессиональной иерархии, хотя зачастую это так и есть.
Экономическая стратификация
Имея ввиду экономический статус группы, стоит учитывать два вида флуктуации (случайное отклонение):
Таким образом, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания.
Политическая стратификация
Политическая стратификация изменчива, это зависит от разных периодов, такие изменения не всегда ведут к выравниванию или увеличению стратификации. Профиль политической стратификации подвижен, и колеблется он в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации.
В каждом обществе идет постоянная борьба между политическим выравниванием и силами стратификации. Иногда побеждают одни силы, иногда верх берут другие.
Профессиональная стратификация
Не для кого ни секрет, что определенные профессии в обществе всегда имеют более высокий статус, другие же напротив всегда находились в самом низу профессиональной пирамиды. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, так сказать, накладываются друг на друга.
Таким образом, профессиональная стратификация проявляется в двух основных формах:
в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация); в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (внутрипрофессиональная стратификация).
Сорокин в эмиграции
В условиях НЭПа Ленин ужесточил контроль за всеми общественными дисциплинами и отстранил всю «буржуазную профессуру», начались аресты научной интеллигенции.
НЭП – новая экономическая политика, проводилась в 1920-х гг. в Советской России и СССР.
Ленин очень жёстко выступил против П. Сорокина, назвал его растлителем, указав на то, что ему не место в стране, в итоге согласно постановлению Коллегии ГПУ Сорокин был выслан из Петрограда в Берлин, после какое-то время жил в Праге.
В 1923 году выехал в США, где читал лекции в разных колледжах и университетах. Через несколько лет Сорокин принял американское гражданство, позже основал социологический факультет в Гарвардском университете, которым руководил до1942 года.
После того как Сорокин был выслан из России он сосредоточил свои интересы на общих вопросах социологии и рассматривал социальную жизнь как сложную систему, разрабатывал концепцию социокультурной динамики, согласно которой каждый тип культуру циклически сменяется на другой и имеет свои законы развития.
Главная идея П. Сорокина как социолога это сама идея интегрализма, где социологическое знание будет развиваться в сторону создания общей теории структуры и динамики разных социокультурных систем, а противоречивое множество социокультурных систем в будущем будет видоизменяться в своего рода интегральный социокультурный строй.
В конце жизни Сорокин предположил, что социология в скором времени перейдёт на новый этап синтеза, когда другие теории будут меняться и интегрировать в теории социологии.
Реферат: Социальная стратификация П. Сорокина
Название: Социальная стратификация П. Сорокина Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат Добавлен 01:38:03 11 апреля 2011 Похожие работы Просмотров: 15875 Комментариев: 21 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать |