что печатали в сатириконе
Сатирикон (журнал)
«Сатирикон» — русский дореволюционный литературно-художественный журнал сатиры и юмора, издававшийся в Санкт-Петербурге еженедельно с 1908 по 1914 годы.
Попытки возрождения издания предпринимались в Париже (1931 год) и Мюнхене (1951—1953 года).
История
Журнал появился в недрах старого русского еженедельного журнала «Стрекоза» (1875—1908 годов), утратившего свою популярность. До конца 1908 года оба журнала выходили одновременно, причем № 9 — 13 «Сатирикона» и № 23 — 27/13 «Стрекозы» вышли с одинаковым текстом и иллюстрациями.
Издавался в Санкт-Петербурге с 1908 года по 1914 год. Название было дано в честь античного романа «Сатирикон». Первый номер журнала вышел 1 апреля 1908 года. Каждый номер имел 12 — 16 страниц, множество иллюстраций-карикатур.
Характеристика
Журнал сочетал как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны, против черносотенцев), так и безобидную юмористику.
Преемники
В 1913 году основная часть сотрудников и редактор «Сатирикона» вышли из состава редакции и приступили к изданию журнала «Новый Сатирикон», издававшийся вплоть до июля 1918 года (вскоре после революции он был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции).
В 1914 году вместо приостановленного «Сатирикона» подписчикам стали рассылать журнал «Лукоморье».
В 1931 году Михаил Корнфельд и Лоло (Леонид Мунштейн) на несколько месяцев возродили в Париже издание «Сатирикона».
В 1951 году во Франкфурте было начато издание журнала «Сатирикон. Общественно-политический журнал сатиры и юмора» (Satirikon); с 1953 года печаталось в Мюнхене. Смогло просуществовать всего два года (1951—1953) выпустив 25 номеров. В редакционную коллегию входили Ф. Тарасов, А. Михайлов, С. Юрасов, главный редактор — Ф. Тарасов (с № 2), И. Ирклеев (с № 25).
Сотрудники
Деятели русской культуры Серебряного века, принимавшие участие в издании журнала, обобщенно называются «сатириконовцами».
Редакторы
Писатели
Художники
Содержание
Список номеров
Приложения
Помимо журнала выпускалась Дешевая юмористическая библиотека «Сатирикона»: в 1908—1913 было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов.
Презентация по литературе на тему «Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий». (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий Работа учителя русского языка и литературы Зуевой Надежды Алексеевны, МАОУ «СОШ №8» г.Шарыпово Красноярский край
Сатира произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами, злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления. Пример: насмешка над катастрофой, в которой пострадали люди.
«Сатирикон» — русский еженедельный сатирический журнал
Возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза» (1875—1918) Издавался в Петербурге с 1908 по 1913 г. Название — в честь античного романа. В 1913—1918 годах выходил журнал «Новый Сатирикон». После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции Он объединял вокруг себя кадры талантливых писателей и художников-юмористов.
В редакции «Сатирикона». Слева направо: П.Д. Маныч, А.Т.Аверченко,А.А.Радаков,А.И.Котылев, А.И.Куприн. Стоит А.П.Каменский. 1909 г.
Задача журнала: Моральное исправление общества с помощью сатиры в годы реакции. «Вся Россия больна» – требуется лечение. Рецепты просты: Больше вина, больше смеха, здоровой еды, чтобы обыватели жили, а не боролись. («Рассказы для выздоравливающих» А. Т. Аверченко)
Журнал сочетал как политическую сатиру, направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны, так и безобидную юмористику.
Аркадий Тимофеевич Аверченко Родился 15 марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого коммерсанта Тимофея Петровича Аверченко. Аркадий Аверченко окончил всего два класса гимназии, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься и к тому же в детстве, в результате несчастного случая, сильно повредил глаз. Но недостаток в образовании со временем компенсировался природным умом. Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым (Реми), и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны.
Кроме А.Т. Аверченко, печатавшего в журнале много своих рассказов, в журнале принимали участие писатели:Тэффи, Саша Чёрный, О. Дымов, Я. Гордин, Скиталец и др.
Саша Чёрный (Александр Гликберг) Саша Чёрный родился в многодетной еврейской семье провизора, агента торговой фирмы. Чтобы дать ребёнку возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома, стал нищим-попрошайкой. О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние. В 1906-1908 годах жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Петербург в 1908 году, сотрудничает с журналом «Сатирикон», выпускает сборники стихов «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры».
Осип Дымов (Иосиф Исидорович Перельман) Псевдоним взят из рассказа А. Чехова «Попрыгунья». Отец Исидор Перельман, счетовод, был родом из Польши; рано умер. Мать, Генриета Исааковна Эрлих, воспитывала детей одна. Иосиф Перельман окончил Лесной институт в Санкт- Петербурге, был сотрудником ряда журналов, в том числе «». Первую пьесу написал в 1903 году. Проза Дымова пользовалась широкой популярностью. В 1913 году эмигрировал в США, некоторое время жил в Германии, где приобрёл известность благодаря переводу нескольких своих произведений на немецкий язык.
Журнал иллюстрировался и оформлялся художниками-сатириконцами: А. Радимовым, Н. Ремизовым, И. Билибиным, Л. Бакстом, Б. Кустодиевым, А. Юнгером и др.
В 1911 г. выходит «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом». Первую главу написала Тэффи. «Средние века» для книги подготовил О. Дымов, а последняя глава, посвященная «Новой истории», была написана А. Аверченко.
Среди мистификаций, созданных русской литературой XX века, «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (1910) по сей день занимает уникальное и никем не оспариваемое место: перед нами не просто исполинский капустник длиной во всю человеческую историю, а еще и почти единственный у нас образец черного юмора – особенно черного, если вспомнить, какое у этой «Истории» (и просто истории) в XX веке было продолжение. Книга, созданная великими сатириками своего времени – Тэффи, Аверченко, Дымовым и О.Л.д’Ором, – не переиздавалась три четверти века. ИЗДАНИЕ М.Г.КОРНФЕЛЬДА С.-ПЕТЕРБУРГ, 1911.
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ПРЕДИСЛОВИЕ Что такое история как таковая — объяснять незачем, так как это каждому должно быть известно с молоком матери. Но что такое древняя история — об этом нужно сказать несколько слов… В те времена, о которых ровно ничего не известно, люди жили в шалашах и ели друг друга; затем, окрепнув и развив мозг, стали есть окружающую природу: зверей, птиц, рыб и растения. Потом, разделившись на семьи, начали ограждаться частоколами, через которые сначала в продолжение многих веков переругивались; затем стали драться, затеяли войну, и, таким образом, возникло государство, государство, государственный быт, на котором основывается дальнейшее развитие гражданственности и культуры.
ВОСТОК ЕГИПЕТ Египет находится в Африке и славится издавна пирамидами, сфинксами, разлитием Нила и царицей Клеопатрой… Фараоны были люди заботливые и не доверяли даже самым близким людям распоряжаться своим трупом по их усмотрению. И, едва выйдя из младенческого возраста, фараон уже присматривал себе укромное местечко и начинал строить пирамиду для своего будущего праха. После смерти тело фараона с большими церемониями потрошили изнутри и набивали ароматами. Снаружи заключали его в раскрашенный футляр, все вместе ставили в саркофаг и помещали внутри пирамиды. От времени то небольшое количество фараона, которое заключалось между ароматами и футляром, высыхало и превращалось в твердую перепонку. Так непроизводительно тратили древние монархи народные деньги!
АССИРИЯ Ассирийские цари были очень воинственны и жестоки. Врагов своих поражали более всего своими именами, из которых Ассур‑Тиглаф‑Абу‑Хериб‑Назир‑Нипал было самым коротеньким и простеньким. Собственно говоря, это было даже не имя, а сокращенная ласкательная кличка, которую за маленький рост дала юному царю его мамка… В Ассирии не только люди, но и львы не пренебрегали парикмахерскими щипцами.
ПЕРСЫ На Иране жили народы, название которых оканчивалось на «яне»: бактряне и мидяне, кроме персов, которые оканчивались на «сы»… Скифы были очень храбры и жестоки. после сражения устраивали пиршества, во время которых пили и ели из черепов свежеубитых врагов. Те из воинов, которые не убили ни одного врага, не могли принимать участия в пиршестве за неимением своей посуды и наблюдали издали за торжеством, терзаемые голодом и угрызениями совести… Прежде персидские юноши ели только хлеб и овощи. Развратясь, они потребовали супу (330 г. до Р. Х.). Этим воспользовался Александр Македонский и завоевал Персию…
СПАРТА Как высокий пример мужественности спартанской женщины приводится следующая история. Однажды женщина по имени Лэна, знавшая о противозаконном заговоре, чтобы не выдать случайно имени заговорщиков, откусила себе язык и, выплюнув его, сказала лаконически: – Милостивые государи и милостивые государыни! Я, нижеподписавшаяся спартанская женщина, имею честь сказать вам, что если вы думаете, что мы, спартанские женщины, способны на низкие поступки, как‑то: а) доносы, б) сплетню, в) выдачу своих сообщников и г) клевету, то вы сильно ошибаетесь и ничего подобного от меня не дождетесь. И пусть странник передаст Спарте, что я выплюнула здесь свой язык, верная законам о гимнастике своего отечества. Ошеломленные враги вставили в Лэну еще одно «э», и она стала Лээна, что значит «львица».
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ И ПЕРВЫЙ ТРИУМВИРАТ Юлий Цезарь по рождению был человек образованный и привлекал к себе сердца людей… Но под его наружность скрывалось горячее честолюбие. Более всего хотелось ему быть первым в какой‑нибудь деревне. Но достичь этого было очень трудно, и он пустил в ходи различные происки, чтоб быть первым хоть в Риме. Для этого он вступил в триумвират с Помпеем и Крассом и, удалившись в Галлию, стал завоевывать расположение своих солдат. Юлий сказал: «Жребий брошен», — и полез в воду.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-619965
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как появился и исчез журнал «Сатирикон»
14 апреля 1908 года (1 апреля по старому стилю), 112 лет назад вышел первый номер юмористического еженедельника «Сатирикон» и стал одним из самых любимых в Петербурге журналов начала ХХ века.
«Сатирикон» родился в недрах редакции старого юмористического журнала «Стрекоза», в свое время тоже любимого читателями, но к 1905 году уже порядком надоевшего. На редакционное совещание «Стрекозы» был приглашен молодой сатирик Аркадий Аверченко, выпускавший в Харькове журнал «Бич» и переехавший в Петербург. Его появление сначала вызвало всеобщее недовольство и ворчание, но уже через неделю Аверченко, предложивший несколько острых и смешных тем для карикатур, стал незаменимым и начал работать секретарем редакции.
Сатириконцы были очень дружны между собой, их объединяли молодость, талантливость, общие сатирические цели, умение смеяться. «Сотрудники «Сатирикона», — вспоминал Корней Чуковский, — молодого журнала, одно время были неразлучны друг с другом и всюду ходили гурьбой. Завидев одного, можно было заранее сказать, что сейчас увидишь остальных. Впереди выступал круглолицый Аркадий Аверченко, дородный мужчина, очень плодовитый писатель, заполнявший своей юмористикой чуть ли не половину журнала. Рядом шагал Радаков, художник, хохотун и богема, живописно лохматый…»
Русские эмигранты в 30-е годы попытались возродить «Сатирикон», но в свет вышло всего около 20 номеров. Саша Черный, живший в Париже, в память о дорогом ему журнале сочинил в 1931 году такие стихи:
Над Фонтанкой сизо-серой
В старом добром Петербурге
В низких комнатках уютных
Расцветал «Сатирикон».
За окном пестрели барки
С белоствольными дровами,
А напротив Двор Апраксин
Впился охрой в небосклон.
В низких комнатках уютных
Было шумно и привольно…
Сумасбродные рисунки
Разлеглись по всем столам…
Что печатали в сатириконе
Одним из самых любимых в Петербурге журналов начала ХХ века был «Сатирикон». Зародился он в недрах редакции старого юмористического журнала «Стрекоза», в свое время тоже любимого читателями, но к 1905 году уже порядком надоевшего. На редакционное совещание «Стрекозы» был приглашен молодой сатирик Аркадий Тимофеевич Аверченко, выпускавший в Харькове журнал «Бич» и переехавший в Петербург. Его появление сначала вызвало всеобщее недовольство и ворчание – зачем приглашать постороннего на обсуждение внутриредакционных дел? Но уже через неделю Аверченко, предложивший несколько острых и смешных тем для карикатур, сделался незаменимым и начал работать секретарем редакции.
В то время со «Стрекозой» сотрудничал ряд талантливых молодых художников: Ре-Ми (Н.В.Ремизов-Васильев), А.Радаков, А.Яковлев, Мисс (А.В.Ремизова), поэт Красный (К.М.Антипов). Под влиянием Аверченко в редакции было принято решение издавать новый журнал «Сатирикон». Название это предложил Радаков – по аналогии с известным романом античного писателя Гая Петрония Арбитра «Сатирикон». Направление нового журнала предполагалось иронически-ядовитым, но ирония должна была быть изящной и спокойной, без гнева и ярости – как в вышеупомянутом романе.
«Сатирикон» начал выходить с апреля 1908 года. В июне обе редакции – «Стрекоза» и «Сатирикон» – объединились под новым названием. К работе в «Сатириконе» привлечены были, кроме названных художников и поэтов «Стрекозы», лучшие сатирики и юмористы столицы – Петр Потемкин, Саша Черный, Тэффи.
Новый журнал возник в сложных условиях, когда уныние и упадок все усиливались, а смех из обличительного и дерзкого превращался в средство забвения, отвлечения от бед и боли. Сами сатириконовцы это чувствовали. Недаром Саша Черный, один из самых ярких поэтов журнала, писал:
И смех, волшебный алкоголь,
Наперекор земному яду,
Звеня, укачивает боль,
Как волны мертвую наяду.
Едет чижик в лодочке
В адмиральском чине,
Не выпить ли водочки
По этой причине?
Водочка откупрена,
Плещется в графине.
Не ругнуть ли Куприна
По этой причине?
Высказывание Столыпина: «Правительство и государство неуклонно будут стоять на страже народного представительства, защищая Думу от бессильных покушений черного воронья» – сопровождалось карикатурой: черный двуглавый орел когтит Думу.
Сатириконцы были очень дружны между собой: их объединяли молодость, талантливость, общие сатирические цели, умение смеяться. «Сотрудники «Сатирикона», – вспоминал Чуковский, – молодого журнала, одно время были неразлучны друг с другом и всюду ходили гурьбой. Завидев одного, можно было заранее сказать, что сейчас увидишь остальных. Впереди выступал круглолицый Аркадий Аверченко, дородный мужчина, очень плодовитый писатель, заполнявший своей юмористикой чуть ли не половину журнала. Рядом шагал Радаков, художник, хохотун и богема, живописно лохматый. »
Но времена становились все суровее. Приходилось все чаще печатать сатиры «на турецкого султана», вводить рубрику «Дела персидские». Журнал все чаще начинал выходить с «белыми пятнами» и объявлениями редакции об изъятых из номера цензурой материалах. Сатира мельчала, обращала свое острие на обывателя и его пороки. В «Сатириконе» смех становился горьким, в нем звучали трагические, безысходные нотки.
В 1913 году был введен новый закон о печати, на который журнал отозвался карикатурою Ре-Ми «Печальная нота» с подписью: «Редактор (стоя над черным гробом). Я, конечно, знал, что законопроект о печати будет отложен в долгий ящик, но я не думал, что этот ящик будет такой формы». Тут же сообщалось о смерти Фомы Опискина – это был псевдоним Аверченко, стоявший под наиболее острыми материалами. В этом же году произошел окончательный раскол в редакции «Сатирикона»: группа сотрудников во главе с Аверченко начала издавать «Новый Сатирикон», который продержался до начала 1918 года.
Русские эмигранты в 30-е годы попытались возродить «Сатирикон». В 1931 году М. Корнфельд в Париже собрал группу сатириконцев и снова начал издавать журнал. Первый номер возрожденного «Сатирикона» вышел в апреле 1931 года. В нем приняли участие В.Азов, И.Бунин, В.Горянский, С.Горный, Дон-Аминадо (А.П. Шполянский), Б.Зайцев, А.Куприн, Lolo (Мунштейн), С.Литовцев, А.Ремизов, Саша Черный, С. Яблоновский. Художественный отдел составляли А. Бенуа, И. Билибин, А. Гросс, М. Добужинский, К. Коровин и другие. Особого успеха возрожденный «Сатирикон» не имел (вышло всего около 20 номеров). Отсутствие связей с родиной вредило ему гораздо больше, чем отсутствие средств.
Саша Черный в 1931 году в память о дорогом его сердцу журнале сочинил такие ностальгические стихи:
Над Фонтанкой сизо-серой
В старом добром Петербурге
В низких комнатках уютных
Расцветал «Сатирикон».
За окном пестрели барки
С белоствольными дровами,
А напротив Двор Апраксин
Впился охрой в небосклон.
В низких комнатках уютных
Было шумно и привольно.
Сумасбродные рисунки
Разлеглись по всем столам.
Как оценивали журнал Сатирикон современники?
1 апреля 1908 года в Санкт-Петербурге на Невской проспекте под редакцией Радакова, вышел первый номер журнала «Сатирикон». Издание отличалось едким и насмешливым слогом, страницы наполнены различными шаржами и карикатурами. Анекдоты, юморески, пародии, все это вперемешку с талантливыми зарисовками произвело на публику неизгладимое впечатление. Николай II был в кругу читателей «Сатирикона», хотя журнал и имел откровенно оппозиционные взгляды. В круг «сатириконцев» входили лучшие писатели и художники своего времени, среди них были Саша Черный, Маяковский, Потемкин, Тэффи и многие другие.
Одобрение
Сатира и юмористический жанр в послереволюционной России находились в упадке, а народ после пережитых тягот стремился к юмору и беззаботности. Многие века цензура притесняла творческие порывы авторов и жестоко отсеивала неугодное. Сам смех был под запретом.
Первый выпуск журнала пестрил дерзким заявлением редакторов:
«В «Сатириконе», как в зажигательном стекле, мы сосредоточим жалкую и кошмарную действительность и силою ядовитой сатиры будем „жечь сердца“, а буде некоторые читатели не верят, то сатириконцы доверительно им сообщают, что по отношению к этой самой действительности они держат в кармане — нет, не браунинг, а известную комбинацию „из трех пальцев“».
Главной направленностью была политическая сатира. Один из современников писал: «Была сатира, но не было смеха. Появление «Сатирикона» означало рождение смеха». Сатириконовцы воодушевленно занимались своей работой. Собираясь шумной компанией в одном из петербургских ресторанов, они наперебой обсуждали выход нового номера. Те наблюдатели, которым посчастливилось быть рядом в этот момент, восхищенно описывали уведенное:
«Шум вокруг столика стоит невообразимый… Художники между тем в балагурстве и празднословии обсуждают темы и рисунки для следующего номера, поэты и прозаики выслушивают «проказы» батьки… Совершенно незаметно, шутя составляется номер. Каждый знает, что ему нужно приготовить к четвергу».
Сатириконовцы были молоды, талантливы, дружны. Их объединяло самое главное — умение смеяться. Таким образом, журнал был свежим веянием в журналистике и имел большую популярность.
Осуждение
В 1913 году в редакции журнала происходит разлад, и он прекращает свое существование. Ему на смену приходит «Новый сатирикон», но былой славой издание не имеет. Пошлость и безыдейность пришли на смену искрометному интеллектуальному юмору. Появляется проект «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом», который вызывает бурную критику и недовольство. Царская цензура не выдержала зубоскальства над историей отечества. На сочинения авторов был наложен арест. Да и современники не очень хорошо отзывались о новом проекте, называя цикл работ «дурдом». Вот что писал о сатириконовцах друг Маяковского, советский писатель и ученый Виктор Шкловский:
«Видеть и не увидать, слышать и не услыхать — обычная судьба людей, стоящих в конце своих эпох. Тут не помогут глаза и слух, потому что все закрыто запретностью, неприятием хода истории».