что передает директор при увольнении
Что такое акт передачи дел при увольнении генерального директора и как его правильно оформить?
Смена руководителя предприятия, вне зависимости от повода и обстоятельств увольнения, сопровождается передачей дел.
Насколько законно требование о сдаче полномочий с оформлением акта, в какие сроки должна завершиться передача документов, как правильно оформить акт передачи дел при увольнении генерального директора?
На все эти вопросы дадим полный ответ в данной статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Оформление документов
Директор, как и всякий иной сотрудник компании, вправе сменить место работы и уволиться. Прежде чем покинуть свой капитанский мостик, руководитель, без учета причины и статьи ТК РФ, обосновывающей увольнение, должен передать дела. Обязательность сдачи-приемки дел директором – вопрос неоднозначный, так как нормативно-правовая база по этому поводу недостаточно разработана: упоминание о процедуре сдачи дел присутствует в таких законодательных актах:
Поскольку первый документ несколько утратил актуальность, а второй касается сугубо работы банковских структур, то остается полагаться на Методические указания по учету материально – производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н, в случае, если директор является материально-ответственным лицом. Во всех остальных случаях передавать фирму руководителями из рук в руки следует, опираясь на соответствующие положения Устава предприятия.
Практика же доказывает необходимость сдачи компании и ее клейнодов, а также бумаг от прежнего руководства новому, по старинке – с оформлением акта. Срок этого процесса диктуется ТК РФ. Так, при уходе по своей инициативе руководитель должен известить свое начальство о намерении уволиться не позже, чем за 1 мес. (ст. 280 ТК РФ), а если расставание продиктовано работодателем – то в период, оговоренный в приказе.
Статья 280 ТК РФ. Досрочное расторжение трудового договора по инициативе руководителя организации
Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц.
Что должен передать и кому?
Руководитель, покидая прежнее место работы, должен передать:
Лицо, принимающее дела от директора, должно быть указано в приказе по предприятию. Обычно это заместитель, исполняющий обязанности или же лицо, назначенное работодателем.
Если уже есть кандидатура наместника, то вполне принять дела может и он, ведь сама процедура протекает не с глазу на глаз, а в присутствии членов комиссии или лиц, упомянутых в приказе.
Как провести?
Директор, прежде всего, обязан известить о намерении уйти с поста свое руководство, которым является общее собрание членов ООО. Для этого созывается внеочередное общее собрание (ст. 35 Закона N 14-ФЗ), которому директор и подает свое заявление. Каждому, кто наделен правом присутствовать на вече, направляется уведомление, причем в конверт кладут не только приглашение с повесткой дня, но и ксерокопию заявления руководителя компании на расчет.
Приказ
На таком собрании решают, кто может принять дела, и издают приказ о сдаче-приемке, устанавливая состав комиссии и закрепляя за лицом, которому доверили выступать представителем ООО в процедуре приемки дел, право осуществить эту приемку и составить акт. Оговариваются сроки, когда акт должен быть готов, а увольняющийся директор может получить полный и окончательный расчет.
Завершение учетных процессов
Первое лицо не имеет права уйти, не закрыв полностью тот месяц или квартал, полугодие, который истек. Вместе с бухгалтером фирмы руководитель отчитывается в налоговую инспекцию, стат. управление, выполняет все необходимые платежи и отчисления в фонды, бюджет, подписывая всю документацию.
На первое число месяца, завершать который предприятие будет уже под руководством иного лица, пока еще работающий директор обязан завершить учетные процессы: отчеты, баланс, реестр дебиторской и кредиторской задолженностей, наличие свободных средств даю основание составить представление о том, каково финансовое состояние компании в текущем месяце.
Инвентаризация
Хотя ст. 277 ТК РФ и предусматривается материальная ответственность первого лица фирмы, но имеется в виду совершенно иное, чем прямая ответственность за материалы и изделий, числящиеся на подотчете сотрудников, использующих полученные материалы в своей производственной деятельности.
Статья 277 ТК РФ. Материальная ответственность руководителя организации
Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
В любом случае, даже если на подотчете директора нет материалов, конструкций и т.п., то все равно важно на момент увольнения руководителя наблюдательному совету ООО знать, как обстоят дела с ценностями, записанными на подотчет сотрудников – есть ли все они в наличии, или имеет место хищение. Поэтому инвентаризация должна быть проведена, если не в полном объеме, то хотя бы выборочно – по наиболее дорогостоящим или самым весомым по объему, количеству или стоимости материалам.
Для этого распечатываются ведомости остатков материалов по итогам списания за прошедший месяц. Указанное в остатках количество штук, кубометров, литров (в соответствии с номенклатурным учетным номером) должно быть в наличии и подлежит предъявлению комиссии. При нехватке количества должно последовать объяснение, причем отсутствие в наличии еще не обозначает недостачи. Дело в том, что материалы могут быть израсходованы в дело и пока что не могут быть списаны, так как текущий месяц не закончился.
Проверка
Если среди членов наблюдательного совета ООО нет людей, обладающих достаточной компетентностью, или при необходимости ревизии работы крупного предприятия логично поручить проверку аудиторской компании. Аудиторы быстро и качественно проверят финансовую деятельность фирмы, глава которой покидает компанию, и представят наблюдательному совету отчет, в котором будет дана объективная оценка состояния предприятия на текущий момент времени.
Что за документ?
Это документ, в котором удостоверяется факт передачи сдающим дела директором тому лицу, на которое в приказе указано наблюдательным советом ООО. Такая бумага может иметь вольную форму письменного вида. Наименование так и звучит: «Акт приема-передачи дел», обязательно должно быть вписано полное название предприятия, дата, название пункта, где находится фирма и проводится процедура сдачи дел, а также ФИО присутствующих при совершаемом действе лиц.
Важно написать ФИО и должность руководителя предприятия, который передает документы, и то же в отношении принимающего лица. Далее указывают, какие именно документы или папки передаются, например:
Образец акта приема-передачи дел при смене директора можно скачать ниже.
Подписать акт должны и присутствующие граждане.
Что делать, если срок предупреждения об увольнении завершен, а обязанности отдать не успели?
Если срок предупреждения об увольнении истек, а сдача дел так и не состоялась, то директор вправе созвать еще одно общее собрание, чтобы отсрочить на неделю-другую момент увольнения, но есть и иной вариант. Можно также пригласить нотариуса и передать ему по описи все то, что приготовлено для сдачи преемнику, в этом случае никто не упрекнет в том, что увольняющийся никому не передал свое наследие.
В ситуации, когда действующий руководитель решил сменить место работы, не стоит чинить ему препятствия, если решение твердое. Обе стороны только выиграют при оформлении факта сдачи-приемки дел актом.
Увольнение директора: приказ об увольнении и другие процедуры
Увольнение генерального директора по собственному желанию — процесс, требующий от работодателя соблюдения комплекса обязательных и своевременных процедур. Общие решаемые в этой ситуации вопросы — это фиксация полученного от работника заявления об увольнении, издание приказа об увольнении, проведение окончательного расчета и процедуры передачи дел, внесение записи в трудовую книжку и др.
В целом схемы увольнения рядового работника и руководителя фирмы схожи, но есть и отличия. К примеру, трудовым законодательством установлены разные сроки, в течение которых работнику и директору необходимо предупредить работодателя о своем желании уйти.
ВАЖНО! Перед тем как уволиться генеральному директору по собственному желанию, он вправе прервать трудовые отношения с фирмой, поставив собственников в известность об этом за месяц (ст.м280 ТК РФ). Свое намерение он должен выразить в письменной форме.
Процедура увольнения генерального директора по собственному желанию сложнее, чем процесс добровольного расторжения трудового соглашения с рядовыми работниками. Это объясняется необходимостью соблюдения дополнительных законодательно установленных процедур. К примеру, вопрос о прекращении полномочий генерального директора ООО решается общим собранием его участников (ст. 33 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
ВАЖНО! Если собственник затягивает с увольнением директора и по истечении месяца с момента получения заявления вопрос о прекращении полномочий не решен, согласно трудовому законодательству директор вправе прекратить работу (ст. 80 ТК РФ).
И директору, и собственнику в обозначенный законом месячный срок придется потрудиться. Перед тем как уволиться директору ООО по собственному желанию, необходимо подобрать подходящую кандидатуру на вакантную должность и оформить соответствующие полномочия, организовать передачу всех дел от увольняющегося директора его преемнику, осуществить документальное сопровождение процедуры увольнения прежнего директора.
Кроме того, предстоит осуществить ряд обязательных функций, в числе которых информационная — сообщение налоговикам, банкам и иным заинтересованным лицам об изменении данных о руководителе фирмы.
Об этом пойдет речь в следующих разделах.
Как уволиться по собственному желанию директору ООО – оформление
Передача дел
Если проводится увольнение директора ООО по собственному желанию, оформление такого деяния, как и для руководителя компании иной организационно-правовой формы, представляет собой сложносоставную процедуру. Передача дел от прежнего директора новому — один из этапов такой процедуры, хотя для ООО этот этап законодательством не предусмотрен.
Тем не менее передачу дел все-таки лучше оформить. В качестве документального подтверждения такой передачи может выступить акт приема-передачи в произвольной форме, в котором отразятся все необходимые нюансы. Порядок увольнения генерального директора по собственному желанию предусматривает, что в первую очередь увольняющийся директор должен зафиксировать в акте передачу документов, за сохранность которых отвечает именно он, в том числе:
При увольнении генерального директора ООО по собственному желанию не стоит пренебрегать и такой важной процедурой, как инвентаризация имущества. Необходимость ее проведения при смене материально ответственных лиц (МОЛ) предусмотрена Методическими указаниями по учету МПЗ (утверждены приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).
ВАЖНО! Директор фирмы является МОЛ (ст. 277 ТК РФ) и несет полную материальную ответственность за причиненный фирме прямой действительный ущерб.
Каковы нюансы увольнения материально ответственного лица по собственному желанию, детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Порядок информирования налоговиков и банкиров
Еще одно важное обязательное действие в данной ситуации — информирование налоговиков. Поскольку нормальное функционирование фирмы в отсутствие единоличного исполнительного органа невозможно, процесс увольнения генерального директора по собственному желанию происходит практически параллельно с назначением нового. Этот процесс называется сменой руководства, и одним из его элементов является информирование соответствующих инстанций.
ВАЖНО! Заявление о смене директора подается налоговикам по месту регистрации фирмы по форме Р13014 (ранее была форма Р14001). Подпись подателя заявления заверяется нотариально. Срок подачи не должен превышать 3 рабочих дней с момента вступления в должность (п. 5 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Налоговики настаивают на том, что сообщить о прекращении полномочий прежнего директора и смене руководства должен прежний директор, поскольку новый руководитель получит полномочия подписывать документы такого рода только после того, как сведения о нем появятся в ЕГРЮЛ.
ВАЖНО! Если заявление по форме Р13014 не будет своевременно передано налоговикам, возможен штраф в размере 5 000 руб. по ст. 14.25 КоАП РФ.
Налоговики по своим каналам уведомят о смене руководителя внебюджетные фонды, поэтому отвлекаться на решение этого вопроса нет необходимости.
С целью исполнения информационной функции собственнику необходимо уведомить и банкиров. Придется посетить все банковские учреждения, в которых у фирмы открыты расчетные счета, и представить целый пакет документов. Состав этих комплектов в разных банках свой, но в их числе могут быть следующие бумаги:
После этого переоформляется банковская карточка с образцом подписи нового директора.
Оформление приказа об увольнении и запись в трудовой книжке – где взять образец?
Поскольку директор — это тоже работник фирмы, документальное оформление факта его увольнения может быть реализовано посредством привычного для всех приказа об увольнении по форме Т-8.
Как заполнять необходимые при увольнении документы, и где взять при увольнении генерального директора образец их оформления, узнайте из статей на нашем сайте:
Директору придется самому подписать такой приказ и расписаться об ознакомлении с ним (ст. 84.1 ТК РФ).
Если увольняющийся директор не оформит приказ, в качестве обоснования в трудовой книжке (гр. 4) можно указать реквизиты протокола решения собственников о расторжении трудовых отношений с директором.
Итоги
При увольнении генерального директора необходимо соблюдать весь комплекс предусмотренных для такого случая действий — от получения заявления до оформления приказа и организации передачи дел.
Акт приема-передачи документов при смене директора
Для чего нужен акт передачи дел при смене директора?
При смене руководителя организации передача документов, до того находящихся в распоряжении предыдущего директора, — типичная процедура, проистекающая из логики корпоративных правоотношений. Как правило, речь идет об оригиналах соответствующих документов, и если предыдущий руководитель не передаст их новому — восстановить их во многих случаях крайне сложно. Особенно если это документы, относящиеся к следующим категориям:
Факт передачи указанных источников фиксируется в отдельном акте приема-передачи документов при смене директора организации. Он составляется в 2 экземплярах.
Подписываться данные экземпляры могут:
1. Бывшим (увольняющимся) и новым руководителем.
Но в этом случае может возникнуть проблема: с момента передачи документов увольняющийся руководитель может утерять фактический доступ к необходимым сведениям и не сможет полноценно исполнять еще актуальные обязанности.
2. Бывшим (увольняющимся) руководителем и его заместителем (штатным или назначенным).
В этом случае необходимые сведения еще действующий директор может запрашивать у заместителя, у которого будет доступ к документам. После выхода нового директора на работу заместитель может сразу же передать ему полученные документы (как вариант — с помощью аналогичного по структуре акта).
Если это необходимо, акт может дополняться различными приложениями, например:
Как передать дела при смене руководителя организации, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа, получите пробный онлайн-доступ к системе бесплатно.
Обязан ли бывший генеральный директор передавать документы по акту?
Обязанность увольняющегося или фактически прекратившего трудовые отношения с фирмой директора передать документы новому руководителю не закреплена на уровне общеотраслевых федеральных нормативных актов. Вместе с тем данная обязанность зафиксирована:
Кроме того, Арбитражный суд Свердловской области в решении от 21.01.2014 № А60-34604/2013 обязал ответчика — бывшего руководителя фирмы передать вверенные ему документы новому директору организации. Суд установил, что требование о передаче документов должно предъявляться бывшему генеральному директору, а при смене директора печать, учредительные, бухгалтерские и иные документы должны передаваться вновь избранному руководителю организации. Апелляция оставила решение арбитража в силе.
Таким образом, в локальных нормативах организации правомерно закрепить положения, регламентирующие обязательную передачу документов от бывшего руководителя новому.
Передача документов бывшим директором новому: локальные нормативы
Соответствующие нормативы могут быть закреплены на уровне положения, например, Положения «О передаче документов организации исполнительным органом при освобождении от должности». Оптимально, если оно будет введено в действие приказом учредителя организации. В рассматриваемом нормативе могут присутствовать формулировки:
1. Закрепляющие основные перечни документов, подлежащих передаче от бывшего директора к новому (заместителю).
В данные перечни могут входить, как мы отметили выше:
Также можно определить такие категории:
2. Регламентирующие составление директором, передающим свои полномочия, акта, в котором в соответствии с основными перечнями, также установленными Положением, будут передаваться документы.
Данный акт, как мы отметили в начале статьи, составляется в 2 экземплярах: первый отдается бывшему директору, второй — новому (или заместителю директора).
3. Регламентирующие дополнение директором акта приема-передачи документов различными приложениями.
Локальный норматив может дополняться положениями, устанавливающими должностную обязанность секретаря директора содействовать своему начальнику в подготовке акта и приложений.
Пошаговую инструкцию по смене директора подготовили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив бесплатный пробный доступ к правовой системе.
Акт приема-передачи документов от бывшего директора к новому: структура документа
В таком акте могут присутствовать следующие элементы:
1. Информационный блок, в котором отражаются:
2. Блок, в котором отражаются действия, удостоверяемые актом: передача увольняющимся директором и прием новым документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организации.
3. Блок с перечнем передаваемых документов (по категориям, которые отражены в Положении).
Данный блок оптимально представить в виде таблицы, столбцы которой отражают:
4. Блок с подписями:
В некоторых случаях данный блок может быть дополнен подписями главного бухгалтера и иных компетентных лиц. Кроме того, есть вероятность, что акт потребуется заверять подписью нотариуса. Рассмотрим, какими факторами это может быть обусловлено.
Передача документов по акту: нюансы
Речь идет о следующих нюансах:
1. Поскольку увольняющийся генеральный директор имеет статус материально ответственного лица (ст. 277 ТК РФ), то перед передачей документов ему нужно провести инвентаризацию имущества и бумаг, удостоверяющих имущественные права организации (п. 22 Методических указаний по приказу Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н), например ценных бумаг, векселей.
2. Одновременно с инвентаризацией имущества полезно инициировать аналогичную процедуру в отношении всех передаваемых документов. Если каких-то документов будет недоставать, сведения об этом можно отразить в акте или в отдельном приложении к нему (собственно в нем же могут фиксироваться результаты инвентаризации документов).
3. Подтверждение подлинности и комплектности переданных документов может быть осуществлено с привлечением третьих лиц, например главного бухгалтера, финансового директора. При этом они могут осуществлять указанные действия как члены специальной комиссии (порядок ее созыва также может регламентироваться локальным нормативом). В составе комиссии могут присутствовать и иные специалисты — например, документовед, бухгалтер.
Бывает, что компетенций нового генерального директора недостаточно для того, чтобы определить подлинность или комплектность того или иного финансового документа — в этом случае без привлечения специалистов фирмы (иногда и независимых экспертов) не обойтись.
В свою очередь, подпись на акте нового генерального директора (заместителя), удостоверяющая факт получения им документов от бывшего, а также подпись главного бухгалтера может заверяться присутствующим нотариусом.
Где можно скачать образец акта передачи документов при смене директора?
Загрузить заполненный образец акта приема-передачи документов при смене руководителя организации вы можете на нашем сайте.
Данный образец рассчитан на заверение обоих экземпляров акта бывшим и новым генеральным директором и главным бухгалтером организации. При необходимости свои реквизиты на нем может проставить нотариус.
Ознакомиться с иными полезными нюансами взаимодействия частной организации и нотариуса вы можете в статье «ФНС разъяснила, когда не нужно заверять у нотариуса решение об увеличении уставного капитала».
Итоги
Увольняющийся из компании генеральный директор должен передать вверенные ему документы новому. Процедура данной передачи может быть регламентирована на уровне локальных нормативов (установлена как обязанность в кредитно-финансовых и государственных организациях). Основным локальным правовым актом, удостоверяющим прием-передачу документов при смене директора, может быть акт, составляемый в 2 экземплярах.
Узнать больше об особенностях правоотношений, которые осуществляются в рамках корпоративного права, вы можете в статьях:
Как уволиться директору ООО
И как владельцы компании могут уволить ее руководителя
Увольнение директора похоже на расторжение трудового договора с обычным работником, но есть особенности — о них я и расскажу.
Если вы не знакомы с процедурой увольнения, почитайте нашу подборку статей:
Правовые аспекты
Правила увольнения руководителя компании можно посмотреть в трудовом кодексе. Там перечислены все основания, сроки увольнения, гарантии и компенсации при расторжении трудового договора.
Решение об увольнении директора принимает собрание участников ООО. В Федеральном законе № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» расписан порядок организации такого собрания.
О смене руководителя организации нужно уведомлять налоговую инспекцию. В статьях 5 и 9 Федерального закона № 129-ФЗ «О госрегистрации юрлиц и ИП» написано, кто и как должен это делать.
Иногда во внутренних документах работодателя, трудовом договоре или соглашениях к нему прописываются некоторые условия расторжения трудового договора. Например, это может быть пункт о «золотом парашюте» — дополнительных компенсациях при увольнении.
Как правильно: учредитель или участник
В этой статье я называю владельцев ООО то учредителями, то участниками, как будто это синонимы. На самом деле разница есть.
Учредитель — это тот, кто создал общество и сделал первоначальный взнос в уставный капитал. После регистрации компании учредитель автоматически превращается в участника. А участники, которые получили долю в компании уже после создания, никогда и не были ее учредителями.
Основания для увольнения директора
Рассмотрим семь стандартных ситуаций увольнения директора.
По соглашению сторон. Владелец и руководитель компании решили, что их пути расходятся. Они договорились об условиях увольнения и подписали между собой соглашение о расторжении трудового договора.
Если владельцев компании несколько, подпись под соглашением ставит председатель общего собрания участников.
Как правило, когда расторгают трудовой договор по соглашению сторон, бывшему директору выплачивают компенсацию. Но все зависит от договоренностей.
В связи с истечением срока трудового договора. Трудовой договор с директором может быть заключен на конкретный срок, который определяется уставом организации или устанавливается по соглашению сторон.
Если владельцы компании не планируют продолжать сотрудничество с руководителем, они должны письменно уведомить его об увольнении не позднее чем за три дня до истечения срока трудового договора.
В таком случае компенсация при увольнении не предусмотрена законом. Хотя стороны вправе договориться о ее выплате — это необязательно, но и не запрещено.
Если срочный трудовой договор закончился, но владельцы компании не сообщили руководителю об увольнении и он продолжает работать, то трудовой договор становится бессрочным.
По решению учредителей компании можно уволить только руководителя — с обычными работниками так не получится.
Например, владельцы фирмы хотят поставить другого человека на место нынешнего руководителя. Тогда они проводят собрание и выносят решение о прекращении трудового договора с директором. Для этого достаточно желания учредителей, никаких иных причин и объяснений не нужно.
При увольнении по такому основанию директору положена компенсация — не менее трех среднемесячных зарплат. Руководителям частных компаний могут заплатить и больше, если повышенная компенсация прописана в трудовом договоре или дополнительных соглашениях. А вот руководители государственных организаций получают ровно трехкратный среднемесячный заработок.
Есть некоторые категории директоров, с которыми запрещено расторгать трудовой договор по инициативе участников. Например, нельзя увольнять беременных, женщин с детьми до 3 лет, родителей-одиночек с детьми до 14 лет.
В связи с ликвидацией компании. Порядок увольнения зависит от того, участвует ли руководитель в ликвидации компании.
Если он попал в состав ликвидационной комиссии или назначен ликвидатором — трудовой договор с ним расторгают по решению собрания участников общества и выплачивают не менее трех среднемесячных зарплат. А потом заключают срочный трудовой договор на время ликвидации либо договор гражданско-правового характера.
В случае банкротства компании руководителя могут уволить без всяких компенсаций.
Сначала вводится процедура наблюдения: в компанию назначается временный управляющий, который изучает ее финансовое состояние и смотрит, что вообще происходит. На этом этапе директор все еще управляет организацией, но его полномочия ограничены.
Например, он не может без письменного согласия временного управляющего брать или выдавать займы, уступать права требования. Если директор нарушит ограничения, то управляющий может отстранить его через суд. В таком случае отстраненного директора увольняют по решению участников общества, причем без компенсации.
В случае введения процедуры внешнего управления или конкурсного производства полномочия директора прекращаются, а руководство компанией переходит к управляющему. Он и увольняет директора, причем компенсацию в таком случае тоже не выплачивают.
В связи с выходом на пенсию. Если владельцы компании решили отправить руководителя на пенсию, ему положена компенсация — не менее трех среднемесячных зарплат.
Если же директор выходит на пенсию по собственному желанию, работодатель не обязан выплачивать ему никакие компенсации. Но есть организации, которые выделяют сотрудникам материальную помощь при выходе на пенсию — такие условия прописываются во внутренних документах.
По собственному желанию. Руководитель компании вправе уйти со своей должности, если захочет.
Компенсацию в таких случаях обычно не платят: трудовым кодексом она не предусмотрена. Директор может получить деньги за увольнение по собственному желанию, если такое условие прописано в его трудовом договоре или дополнительных соглашениях к нему, что встречается редко.
И даже когда компенсация предусмотрена договором, совсем не факт, что ее удастся взыскать, если работодатель откажется платить. Суды скептически смотрят на такие договоренности: они считают, это странно, когда работник требует деньги за то, что уходит сам.
Сейчас расскажу, как правильно оформить увольнение по собственному желанию.
Оформление увольнения по собственному желанию
Руководитель не может просто бросить компанию и уйти. Сначала он должен созвать участников общества на внеочередное собрание и предупредить их, что собирается уволиться.
Срок и форма уведомления учредителей. Директор обязан письменно уведомить владельцев компании об уходе как минимум за месяц. О проведении внеочередного собрания тоже нужно сообщить не позднее чем за месяц. Так что день увольнения директора и дата собрания часто совпадают.
Директор вручает каждому участнику общества два документа: копию заявления об увольнении по собственному желанию и уведомление о созыве внеочередного собрания. Документы можно отдать лично под подпись либо отправить заказным письмом по почте.
Если решите уведомлять по почте, то учитывайте, что месячный срок начинается со дня получения письма, а не отправки. Поэтому к дате увольнения в заявлении и дате собрания в уведомлении следует «накинуть» еще примерно 14 дней на доставку.
Например, директор отправил письмо 15 июля, а дату увольнения и проведения внеочередного собрания поставил с учетом времени на доставку и месячного срока предупреждения — 28 августа.
Если у компании несколько владельцев, то датой уведомления будет считаться день, когда последний из них получит письмо директора.
Заявление на увольнение нужно адресовать работодателю. Для директора ООО работодатель — это участник, а если их несколько, то собрание участников. Также руководитель вправе обратиться к организации в целом. Так тоже будет правильно.
Уведомление о собрании содержит место и время проведения, а также повестку — список вопросов, которые будут обсуждаться.
Общее собрание учредителей нужно, чтобы выбрать нового руководителя. Если участники получили уведомление, но проигнорировали его, то директор не обязан бегать за ними и уговаривать собраться.
Как быть, если участники не хотят отпускать руководителя или просто не реагируют на уведомления, расскажу дальше.
Передача дел. Увольняющийся руководитель должен передать своему преемнику или собственникам компании ключи, печати, документы и прочее имущество организации. В таких случаях проводят инвентаризацию: проверяют и считают все передаваемое и получаемое имущество.
А подотчетные суммы директор возвращает в кассу или на расчетный счет работодателя.
Приказ об увольнении издает пока еще действующий директор на основании своего же заявления об увольнении.
Запись в личной карточке и трудовой книжке. Кадровый работник вносит в трудовую книжку и личную карточку директора запись об увольнении. Если кадровика в организации нет, то документы заполняет сам руководитель.
Расчет и оформление записки-расчета. В записке-расчете работодатель указывает, сколько денег должен получить работник при увольнении. Записку и сам расчет делают в последний рабочий день директора.
Дополнительно при увольнении работодатель обязан предоставить:
Выдача документов — это стандартная процедура: точно так же все происходит при увольнении любого работника по любому основанию.
Уведомление госорганов. Информация о директоре компании хранится в едином госреестре юрлиц (ЕГРЮЛ). Новый директор в течение трех рабочих дней со дня своего назначения должен сообщить в налоговую инспекцию о смене руководителя. Для этого он подает заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Особенности увольнения директора в различных ситуациях
Бывает, что руководитель хочет уволиться, но владельцы компании не отпускают. Либо они куда-то пропали и реагируют на уведомления. Расскажу, как действовать в некоторых частных случаях.
Как уволиться без согласия учредителей. Директору достаточно уведомить каждого участника об уходе и о том, что нужно собраться и назначить нового директора. Чтобы уволиться по собственному желанию, согласие учредителей не нужно.
Через месяц со дня уведомления руководитель издает приказ о своем увольнении, получает расчет, забирает документы и может больше не приходить на работу.
Увольнение через суд. Бывает такая ситуация: человек давно уволился, но по сведениям налоговой по-прежнему значится руководителем.
Проблема в том, что информацию смене директора может подать только новый руководитель компании. Если собственники не назначили нового руководителя или назначили, но он почему-то не отправил заявление в налоговую, то в ЕГРЮЛ будут висеть старые сведения.
Для экс-руководителя такая ситуация не предвещает ничего хорошего. Не исключено, что ему придется отвечать за ошибки и нарушения нынешнего директора либо каждый раз доказывать свою невиновность.
Например, новый директор что-то натворил и кого-то обманул, а полиция возбудила уголовное дело. Скорее всего, экс-руководителю придется ходить на допросы и объяснять, что он давно уволился.
На него могут сыпаться административные штрафы за нарушения, которые совершил нынешний директор. А если компания обанкротится, не исключено, что кредиторы попытаются привлечь бывшего директора к субсидиарной ответственности — об этом расскажу дальше.
Если же налоговая принудительно исключит компанию из ЕГРЮЛ, то у человека, который по реестру значится ее руководителем, будут проблемы. В течение трех лет он не сможет зарегистрироваться как директор другой организации.
В такой ситуации экс-директор вправе обратиться в суд и потребовать исключить запись о себе из ЕГРЮЛ. Причем подавать в суд нужно именно на налоговую инспекцию, а не на организацию, ее участников или нового руководителя.
Вот реальный случай из судебной практики. Алексей работал директором в одной частной фирме. А потом хозяин фирмы его уволил и сам стал руководителем, но забыл сообщить об этом в ФНС.
Вскоре Алексея вызвали в налоговую инспекцию в качестве руководителя его бывшей фирмы. Алексей очень удивился, что до сих пор числится директором, и письменно попросил удалить запись о нем из ЕГРЮЛ. Но налоговая отказала, ведь такое заявление может подать только руководитель, а Алексей уже им не был. Парадокс: Алексею нужно было стать директором, чтобы доказать, что он не директор.
Тогда Алексей подал иск в суд на налоговую. Суд подтвердил его правоту и велел убрать недостоверные сведения из ЕГРЮЛ.
Но можно обойтись и без суда. Бывший директор вправе подать в налоговую заявление о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. К заявлению нужно приложить подтверждающие документы, например копию трудовой книжки с записью об увольнении, заявление об увольнении с отметками о вручении, приказ об увольнении.
Заявление о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛPDF, 517 КБ
Инспекторы проверят информацию и предложат владельцам фирмы прислать актуальные сведения о руководителе. Если же владельцы не ответят, то запись о бывшем руководителе не удалят, но рядом с ней будет стоять отметка «данные недостоверны».
Такая отметка не несет ничего хорошего: ее видят все — клиенты, банки и контрагенты. Мало желающих сотрудничать с компанией, которой непонятно кто руководит. А если отметка сохраняется в течение шести месяцев, налоговая вправе исключить фирму из ЕГРЮЛ — тогда она не сможет работать.
Если генеральный директор — один из учредителей. В этом случае увольнение по собственному желанию или по соглашению сторон происходит без каких-то особенностей.
Но бывают конфликтные ситуации, когда совладельцы пытаются перехватить контроль над организацией друг у друга. Например, у общества пять участников, один из которых еще и директор. Два участника договорились между собой и хотят поставить своего человека на должность руководителя. Они созывают внеочередное собрание и предлагают сменить директора. Решение принимается голосованием: чем больше доля участника в уставном капитале общества, тем больше у него голосов.
Зачастую такие конфликты в итоге перетекают в судебные разбирательства. Например, смещенный директор — он же и совладелец — идет в суд, чтобы оспорить решение собрания участников.
Может ли директор уволить сам себя, если он является единственным учредителем. Такое возможно, но тогда он должен назначить руководителем другого человека.
Что делать, если учредители не утверждают нового директора. Тогда план такой:
Как происходит увольнение руководителя, если в организации есть совет директоров
Организацией может управлять совет директоров. Например, когда у компании очень много участников, которые разбросаны по всей стране и страшно заняты, чтобы собираться по пустякам. Тогда участники могут создать совет директоров и передать ему часть своих полномочий.
Какие вопросы решает совет директоров, прописано в уставе компании. В числе его полномочий может быть назначение и увольнение генерального директора.
В таком случае, если руководитель хочет уволиться, он должен предупредить об этом не участников общества, а совет директоров. То есть каждому члену совета нужно направить заявление об увольнении и уведомление о созыве собрания.
Если это предусмотрено уставом, то совет директоров вправе расторгнуть трудовой договор с руководителем без объяснения причин, но с компенсацией — не менее трех среднемесячных зарплат. Размер компенсации не зависит от того, кто принял решение об увольнении — совет директоров или собрание участников.
Ответственность генерального директора после увольнения
Увольнение не освобождает руководителя от ответственности. Если директор нанес вред компании, нарушил закон, совершил преступление, а потом уволился — ему все равно придется отвечать.
Гражданско-правовую ответственность несет руководитель, если фирма получила убытки из-за его недобросовестных или неразумных действий.
Недобросовестные действия — это когда человек понимает, что может причинить вред своей организации, но это его не останавливает. Например, руководитель:
Неразумные действия — это когда директор причинил вред фирме, но не со зла и не ради выгоды, а по невнимательности или беспечности — просто потому, что не проверил какую-то информацию.
Например, директор фирмы снял офис и подписал договор аренды без согласования с юристами и бухгалтером. Потом случился конфликт с арендодателем и суд, который фирма проиграла из-за опасных формулировок в договоре.
По внутреннему регламенту компании директор должен был сначала передать документы на проверку юристу и бухгалтеру, а только потом подписывать. Но он торопился и боялся упустить арендодателя, поэтому забыл согласовать формулировки. Это неразумные действия.
А вот если выяснится, что этот офис принадлежит супруге директора и он специально заключил договор на невыгодных условиях, то это уже недобросовестные действия.
Руководитель несет гражданско-правовую ответственность перед организацией. Требование о возмещении убытков вправе предъявить владельцы компании или новый директор. Если виновник не отдаст деньги добровольно, то ущерб взыщут в суде.
Срок давности для привлечения к гражданско-правовой ответственности — три года со дня, когда стало известно об ущербе.
Вот реальный случай. Фирма пристроила небольшой павильон к зданию базы. Этим павильоном заинтересовалась инспекция строительного надзора. Она потребовала предоставить проектную документацию и заключение экспертизы.
Материальная ответственность. По закону руководитель несет полную материальную ответственность за ущерб, который причинил организации.
Чтобы не запутаться, поясню: гражданско-правовая ответственность — это когда руководитель принял неверное решение, из-за которого организация понесла убытки.
А вот если директор забрал какое-то имущество компании, то наступает уже материальная ответственность, а в некоторых случаях еще и уголовная — о ней расскажу дальше.
Чаще всего речь идет о невозврате подотчетных сумм. Например, директор берет деньги у фирмы на хозяйственные, командировочные или представительские расходы. Потом он должен вернуть их либо отчитаться, на что потратил — предоставить авансовый отчет и подтверждающие документы: чеки, квитанции. Иначе организация может привлечь директора к материальной ответственности.
Руководитель снял со счета организации почти 1,5 млн рублей, за которые не отчитался перед бухгалтерией. Потом он уволился и деньги не вернул. Организация обратилась в суд и взыскала с экс-директора эту сумму.
Но материальная ответственность касается не только денег, но и любого имущества компании, которым распоряжался руководитель. С руководителя взыщут ущерб, если он, например, разобьет служебный автомобиль и окажется виновником аварии. Или если заберет товары домой, а они испортятся из-за неправильного хранения.
Привлечь директора к материальной ответственности можно в течение года со дня обнаружения ущерба.
Субсидиарная ответственность. Руководителя могут привлечь к субсидиарной ответственности при банкротстве компании, если ее имущества не хватает, чтобы погасить все долги.
Есть и другой случай: кредиторы могут привлечь директора к субсидиарной ответственности без банкротства, если он бросил компанию с долгами, а налоговая ликвидировала ее. Для этого нужно доказать, что директор действовал неразумно или недобросовестно.
При субсидиарной ответственности долг организации переходит на лиц, которые ее контролировали — например, на директора, учредителя, главного бухгалтера.
Субсидиарная ответственность — это не возмещение убытков, а возврат долга. Поэтому за его взысканием обращаются кредиторы: контрагенты, налоговая инспекция, банки, сотрудники, которым не выплатили зарплату.
Но не всякое банкротство заканчивается субсидиарной ответственностью: бывает, что руководитель не виноват в финансовом крахе компании. Должны быть основания, чтобы привлечь директора к ответственности, например:
Если руководитель видит, что его компания неплатежеспособна, он должен сам подать в арбитражный суд заявление о банкротстве. Если этого не сделать в течение месяца с даты, когда появились серьезные финансовые затруднения, директору грозит субсидиарная ответственность.
Руководитель фирмы выдавал займы ее же учредителю — тот деньги брал, но не возвращал. Несмотря на это директор выдавал ему новые займы и даже не пытался получить их обратно. И все бы ничего, но у фирмы были долги перед контрагентами.
В итоге контрагенты устали ждать: они обанкротили фирму и подали заявление в суд о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности. На суде директор так и не пояснил, зачем выдавал новые займы учредителю, если тот не возвращал старые, и в чем выгода для компании от таких сделок. Судья признал действия руководителя неразумными и привлек его к субсидиарной ответственности.
Срок исковой давности — три года. Он начинается со дня, когда кредитор узнал, что есть основания для субсидиарной ответственности руководителя.
Меру ответственности определяют сотрудники контролирующих органов или суд — это зависит от правонарушения. Например, за просроченный товар на витрине наказание назначает Роспотребнадзор, а при нарушении санитарных норм в кафе — суд.
Общий срок давности для привлечения к административной ответственности — два месяца со дня нарушения, а если дело рассматривает суд — три месяца.
Есть специальные сроки для некоторых проступков. Например, за несоблюдение законодательства о контрольно-кассовой технике могут наказать в течение года. А за нарушение в сфере бухучета срок давности еще больше — два года.
Уголовная ответственность. Кодекс административных правонарушений описывает относительно мелкие правонарушения, а для более серьезных деяний есть уголовный кодекс. В основном руководителей — и бывших, и действующих — наказывают за экономические преступления, они перечислены в главе 22 Уголовного кодекса РФ.
Уголовная ответственность может настигнуть и за нарушения трудового законодательства: за невыплату зарплаты, необоснованный отказ в трудоустройстве либо увольнение предпенсионеров, беременных, женщин с детьми до 3 лет.
Бывает, что другие виды ответственности переплетаются с уголовной. Например, директор взял деньги из кассы, потом не отчитался за них и уволился. Тогда организация вправе взыскать с него материальный ущерб в суде. Либо же она может обратиться в полицию: тогда экс-руководитель рискует получить судимость по статье 160 УК РФ — «Присвоение и растрата».
Срок давности зависит от тяжести преступления. Например, за увольнение женщины из-за беременности — преступление небольшой тяжести — к ответственности привлекают в течение двух лет.
Наказание назначает суд. Это может быть штраф, обязательные или принудительные работы, запрет занимать руководящие должности, лишение свободы.