что первое согласование или утверждение
Основы делопроизводства
ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ
1. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ
Гриф утверждения
Документ утверждается должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым документом. При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лиц утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.
Генеральный директор ОАО «Рога и копыта»
О.И. Бендер 18.12.2005
При утверждении документа приказом или протоколом гриф утверждения со- стоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНО, УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ)
(без кавычек), названия утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера, например:
приказом директора предприятия 20.03.2006 № 264/18
протоколом общего собрания акционеров от 17.03.2006 № 14
Допускается в реквизите «Гриф утверждения» документа центрировать эле- менты относительно самой длинной строки, например:
приказом директора предприятия 20.12.2003 № 264/18
-акты (проверок, ревизий, приема законченных работ, оборудования, списания, экспертизы, передачи дел, ликвидации организаций );
-договоры (о производстве работ, материально-техническом снабжении, о поставках, подрядах, научно-техническом сотрудничестве, материальной ответственности);
-задания (на проектирование объектов, на кап. строительство, на проведение НИР, ОКР и технологических работ);
-инструкции (должностные, техники безопасности, внутреннего трудового распорядка, документационному обеспечению управления);
-нормативы (расхода сырья, материалов, электроэнергии, численности работников и т.д.);
-отчеты (о производственной деятельности, командировках, НИР и т.д.);
-перечни (должностей работников с не нормируемым рабочим днем; типовых документов с указанием сроков хранения и т.д.)
-планы (производственные, НИР, строительно-монтажных работ, проектно- изыскательских работ, внедрения новой техники, по капитальному ремонту, научно-технического совета, ученого совета и т.д.);
-программы (командировок, проведения работ и мероприятий);
-положения (о структурном подразделении, премировании, о персонале организации);
-расценки на производство работ;
-структура и штатная численность;
-штатные расписания и изменения к ним;
-смета расходов средств организации;
-смета расходов на содержание специалистов организации.
Состоит из слова СОГЛАСОВАНО (без кавычек), наименования должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации),
личной подписи, ее расшифровки (инициалов, фамилии) и даты согласования, например:
Главный бухгалтер ЗАО «Компания АБВ»
Если согласование осуществляют письмом, протоколом и др., гриф согласования оформляют по следующей, форме например:
Протокол заседания Правления страховой компании «АБВ» от 21.09.2005 № 12
Внешнее согласование в зависимости от содержания документа рекомендуется осуществлять в следующей очередности:
-с организациями, интересы которых затрагивает документ;
-с организациями, занимающимися научными исследованиями в области, к которой имеет отношение содержание документа;
-с общественными организациями (при необходимости);
-с органами государственного контроля (надзора) в определенной области (санитария, экология, пожарный надзор и т.п.);
-с вышестоящими или межотраслевыми органами в случаях, когда законодательством предусмотрена возможность совершения управленческих действий только с разрешения этих органов.
Виза согласования
Используется для внутреннего согласования документов. Виза показывает, что должностное лицо ознакомилось с содержанием документа и выразило отношение к нему. Состав должностных лиц, визирующих документ, определяется нормативными актами (положениями, инструкциями) организации. Отказ от визирования не допускается.
Виза согласования включает:
международных связей К.И.Смехов
При согласовании возможны возражения со стороны визирующего, несогласие с представленным текстом или его частями. В этом случае виза дополняется надписями: «Не согласен», «Возражаю», «С п.7 не согласен», «Замечания прилагаются» и т.п.
Для документа, подлинник которого остается в организации, визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа. Для документа, подлинник которого отправляется из организации, визы проставляются в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.
Внутреннее согласование целесообразно проводить в следующей последовательности:
Последовательность согласования документа
-руководитель структурного подразделения, где составлен документ;
-заинтересованные должностные лица других подразделений предприятия;
-общественные организации (при необходимости);
-руководитель финансовой или бухгалтерской службы;
-заместитель руководителя предприятия, курирующий данное направление деятельности;
-руководитель юридической службы или юрисконсульт предприятия.
Виза используется и при оформлении процедуры ознакомления с документом. Виза ознакомления служит письменным подтверждением факта доведения документа до сведения работника и начинается словами: «С приказом (актом, протоколом и т.д.) ознакомлен». Виза ознакомления включает личную подпись работника, ее расшифровку и дату.
Печать
Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, предусмотренных специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами.
Ставится на наиболее важных документах, подтверждая их подлинность. Печати делятся на гербовые и простые. Гербовая печать – круглая с изображением в центре герба РФ, по окружности указывается полное название учреждения. Печати с воспроизведением герба могут иметь федеральные органы государственной власти, иные государственные органы и организации в соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.93 г № 2050.
В коммерческих структурах применяются простые круглые печати, приравненные к гербовым для государственных организаций.
Простые печати бывают различной геометрической формы – круглые, прямоугольные, треугольные, овальные. На них обычно воспроизводится название структурного подразделения организации. Их используют для самых различных
целей – от проставления на копиях документов до применения при опечатывании дверей, пакетов и т.д.
Оттиск печати проставляется так, чтобы захватить часть наименования должности лица, подписавшего документ. Иногда это место помечают буквами «МП» или изображением круга с пометкой «ставить точно в круг». Оттиск печати должен хорошо читаться.
Перечень документов, на которых ставится печать:
Акты, доверенности, договоры, задания на проектирование и технические, заявки, исполнительные листы, заявления (на аккредитив и т.д.), заключения и отзывы, нормы расхода драгоценных металлов, гарантийные письма, платежные поручения, протоколы согласования планов поставок, реестры чеков, сметы расходов, штатные расписания и изменения к ним, спецификации продукции, образцы оттисков печатей и подписей специалистов, имеющих право совершения хозяйственных операций, Устав организации, справки о начисленной зарплате.