что первостепенно для развития творческих способностей музыкальная психология тест
Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников
Теоретические основы развития музыкально-
творческих способностей учащихся младших классов на уроках фортепиано
творческих способностей
Проблема способностей подробно освещена в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. Д. Шадрикова, Я. А. Пономарёва, А. Н. Лука, Д. Кирнарской и других. В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.
Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обслуживающими возможность их приобретения.
Степень интенсивности переживаний, сила выраженности позитивных или негативных эмоций личности обуславливается как врождёнными способностями темперамента, так и преобладающим опытом переживаний, накопленных в социальных условиях жизнедеятельности индивида.
Развитие музыкальных способностей в практике музыкального образования можно понимать не только как формирование специальных, профессиональных навыков музицирования, но и как специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущений, внимания и образной памяти, воображения и мышления, волевой регуляции, т. е. познавательных свойств личности. Анализируя разные виды музыкальной деятельности (слушание, творчество, исполнительство) учёные показывают, как реализуются в них принципы формирования музыкальных способностей (А. Л. Готсдинер, Л. Л. Бочкарёв, К. В. Тарасова и др.).
В настоящее время исследованию общих способностей как компонентов специальных способностей посвящён ряд работ в области когнитивного обучения (Я. А. Пономарёв и др.). Ряд исследований (Г. С. Тарасов, И. В. Тихомиров) выявляют связь между музыкальными и общими умственными способностями, некоторые (Д. К. Кирнарской) посвящены теоретическому анализу и обоснованию различного рода сочетаний способностей, в частности, музыкальных с языковым, основанных на сходстве словесного и музыкального языка.
Музыкальные способности разрабатывались в трудах по теории исполнительства педагогами Л. А. Баренбоймом, С. И. Савшинским, В. Г. Ражниковым, а также освещались в монографиях выдающихся педагогов – пианистов Г. Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна, С. Е. Фейнберг. Музыкальные способности в этих работах рассматривались как условие успешной деятельности музыкантов.
Л. А. Баренбойм предлагает ввести в элементарный музыкальный комплекс такие, как умение наблюдать за течением музыки и читать её с листа, способность переживать музыкальную форму как процесс.
Большое внимание в музыкальной педагогике, музыкальной психологии и музыкознаний (М. Г. Арановский, А. Н. Сохор, Д. К. Кирнарская) уделяется интеллектуальным процессам, подчёркивается, что в основе их лежит «языковой слой музыкального мышления», делающий возможной музыкальную и исполнительскую коммуникацию.
Таким образом, проникновение в выразительно – смысловой подтекст интонации и есть основа, как музыкального, так и исполнительского развития.
Проведённый анализ теоретических подходов к проблеме развития музыкальных и творческих способностей оказывает влияние и на практические положения, которыми необходимо руководствоваться и в педагогической деятельности.
Музыкальные и творческие способности являются сложным сочетание природного (врождённого, социального и индивидуального, они развиваются лишь в практической музыкальной деятельности.
Все музыкальные способности развиваютсяв условиях взаимодействия: не может быть одной способности при полном отсутствии других.
В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано с именем Б. М. Теплова. Он считал, что структура музыкальных способностей состоит:
1) из ладового чувства;
2) слухового представления;
3) музыкально-ритмического чувства.
Эти три частные способности образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.
В процессе музыкальной деятельности развиваются общие способности ребёнка: внимание, память, эмоции, мышление, творческое воображение, укрепляется воля и др. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей и интереса.
Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие и музыкальная одарённость.
В трудах Б. М. Теплова были разработаны категории музыкальной одарённости «качественно своеобразного сочетания способностей, от которых зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности и которое определяется самой природой музыки как таковой», и музыкальности – «способности переживания музыки как выражения некоторого содержания», центром которой является «эмоциональная отзывчивость на музыку». Две стороны музыкальности – эмоциональную и слуховую Б. М. Теплов рассматривает в единстве, так как «взятые в отдельности, они лишают музыкального восприятия и переживания музыки предметной определённости».
В понятии музыкальной одарённости Теплов включает и не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности, которые участвуют ив музыкальной,и в художественно-творческой деятельности: силу, богатство и инициативность воображения, сочетания в нём слуховых и зрительных образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное произведение и концентрировать на нём все душевные силы; особенности внимания, памяти, уровень знаний, жизненный опыт.
Ю. А. Цагарелли в своей работе определяет структуру музыкальных способностей как синтез способностей, необходимых для творческого восприятия музыки. В общую структуру музыкальности автор включает шесть частных способностей, составляющих еёядро:
— музыкальный слух;
— музыкально–ритмическую способность;
— эмоциональную отзывчивость на музыку;
— музыкальную память;
— музыкальное мышление;
— музыкальное воображение.
К. В. Тарасова в своей монографии «Онтогенез музыкальных способностей» рассматривает структуру музыкальных способностейкак состоящую из двух основных подструктур:
2)познавательных музыкальных способностей сенсорных интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсомоторные данные) (Приложение 3).
В исследованиях Н. А. Ветлугиной была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности восприятие, исполнение, импровизации сочинения) музыки.
А. Л. Готсдинер в книге «Музыкальная психология» выделяет следующую структуру музыкальных способностей:
1) музыкальная память (общая и музыкальная);
2)музыкальный слух (микродифференциальный, абсолютный, звуковысотный, мелодический, гармонический, архитектонический полифонический);
4) психомоторные способности.
Старчеус М. С. В статье «Структура музыкальных способностей.
Уровни способностей»выделяет:
1) Элементарные музыкальные способности (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.);
2) Сложные музыкальные способности (способностикоторые связаны с осуществлением профессиональной деятельности: композиторская, исполнительская, чувство формы, чувства стиля, музыкальная обучаемость. Структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека: в разных возрастных группах наблюдается разное соотношение опорных, ведущих и фоновых компонентов структуры музыкальных способностей.
Д. К. Кирнарская в монографии «Музыкальные способности» определяет структуру музыкальной одарённости как совокупность нескольких компонентов:
1) интонационный слух
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, выделяет среди специальных способностей творческие способности,к которым относит:
1)способность видеть проблему там, где её не видят другие;
2)способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
3)способность применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
4)способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
5)способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
8)способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;
9) способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний;
10)способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
11)легкость генерирования идей;
13)способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей.
Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.
Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил
С. Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т. е. для развития способностей более высокого уровня.
Способности разделяются на общие и специальные. В современной отечественной психологии способности выделяют с точки зрения психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и творческие.
Творческие способности относятся к группе разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.
Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.
Консультация «Развитие творческих способностей» Развитие творческих способностей Одним из основных направлений модернизации общего образования является его деятельный характер, направленность.
Мастер-класс «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии музыкально-творческих способностей» Сценарий мастер-класса «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии музыкально-творческих способностей детей через.
Презентация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» музыкального руководителя Барт И. А. по теме:»Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей.
Проект по развитию музыкально-творческих способностей «Веселые ложкари» Тип проекта: продуктивный, подгрупповой. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники старшей группы, музыкальный.
Развитие творческих способностей дошкольников В нашем современном мире буйного развития техники и ИКТ самой жизненной и важной ролью общества является роль воспитания здорового, многогранно.
Развитие творческих способностей дошкольников Тема «Развитие творческих способностей воспитанников в проектной и исследовательской деятельности» была выбрана мной не случайно. Согласно.
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности. «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» Одной из актуальных.
Развитие творческих способностей воспитанников На первом этапе мы провели первый констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческих способностей старших.
Родительское собрание в форме игры-путешествия «Развитие познавательных процессов у младших школьников» Родительское собрание Тема «Развитие познавательных процессов у младших школьников» Задачи: Обратить внимание родителей на познавательный.
Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся.
Альманах педагога
Автор: Мальцева Марина Геннадьевна
Должность: преполаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО «Детская музыкальная школа №1 им. М.И. Глинки» г. Смоленска
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская музыкальная школа №1 им. М.И.Глинки» г.
Смоленска
Преподаватель высшей квалификационной категории Мальцева М.Г.
Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся
План 1. Введение 2. Понятия творчество, творческие способности, музыкально-твор- ческие способности. 3. Особенности и условия развития творческих способностей детей 4. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества 5. Заключение 6. Список литературы
1.
ческие способности.
Очень часто в нашем сознании творческие способности отожде- ствляются со способностями к различным видам художественной дея- тельности. Творчество – это личностное качество, которое базируется на раз- витии высших психических функций. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивиду- ально и может быть развито только самим человеком. Творчество – это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей: воображение, ассоциативность, фанта- зия, мечтательность. Таким образом, творческие способности – это индивидуальные ка- чества и способности человека, которые проявляются в умении приме- нить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Творческие способности подразделяются на различные виды: художе- ственные, технические, математические и т.д. Что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, яв- ляющиеся субъективными условиями успешного осуществления опре- деленного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям, на- выкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. Классификация способностей: музыкальные, лингвистические, ин- теллектуальные, творческие. Мы будем рассматривать музыкально – творческие способности. Музыкальные способности — это часть общих способностей. И если мы хотим развивать, например слух, мы должны развивать прежде всего общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литера- турой, и живописью, и танцами, и актерским мастерством, и музыкой. Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образова- нии», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игра на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух).
Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способ- ностей». Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоцио- нальную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением — музыкальный слух и чувство ритма. Неосновными компонентами комплекса музы- кальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсо- лютный слух. Воспитание музыкальной культуры школьников происходит од- новременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она актив- нее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и успешнее достигается цель музыкального воспитания. Иными словами, творческие способности – это индивидуально- психологические особенности личности, относящиеся к успешному вы- полнению какой-либо деятельности, результатом которой является но- вый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для обще- ства. Развитие творческих способностей у ребенка подразумевает прояв- ление собственной инициативы, стремление создать что-то новое, стремление расширить кругозор.
3. Особенности и условия развития творческих способностей детей.
Исследования психологов и педагогов указывают на связь творче- ских способностей с развитием личности и интеллекта. По мнению Л. С. Выготского, все, что связано с изобретением нового, нуждается в не- пременном участии фантазии, причем фантазия должна рассматриваться как функция, которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с ин- теллектуальной. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятель- ности человека. В фантазии ребенок предвосхищает свое будущее, и творчески приближается к его построению и осуществлению. Если го- ворить о формировании музыкальных способностей, необходимо оста- новиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют раз- личные сроки от полутора до пяти лет. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любозна- тельны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А на- копление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Дошкольный возраст, даёт пре- красные возможности для развития музыкальных способностей к твор- честву. Детям младшего школьного возраста изначально присуща та-
лантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в при- общении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсально- го средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное ум- ственное развитие человека”, — утверждал известный педагог В.А. Су- хомлинский. Мышление школьников более свободно, чем мышление взрослых, оно более независимо. Школьный возраст, даёт прекрасные возможно- сти для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Создание условий, способствующих формированию творческих способностей, является одним из важнейших факторов творческого раз- вития детей. Можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей: 1) раннее физическое развитие ребенка: плавание, гимнастика. Затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами; 2) создание обстановки, которая стимулировала бы его разнообразную творческую деятельность и развивала бы именно то, что в соответству- ющий момент способно наиболее эффективно развиваться; 3) характер творческого процесса, который требует способности разви- ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирает- ся «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот пото- лок все выше и выше; 4) предоставление ребенку свободы в выборе деятельности. Тогда жела- ние ребенка, его интерес послужат гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу; 5) ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых; 6) дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно посто- янно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам. Сфера искусства рассматривается как пространство, которое способно формировать эстетически активную личность. А раскрытию внутренних качеств личности в наибольшей степени способствует син- тез искусств.
4.
Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах
Разделы: Музыка
В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.
Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
2) применимы для массового исследования;
3) дают сравнимые между собой результаты.
Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.
До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя «нейтрально-развлекательный» игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.
При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.
При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.
Практические диагностические тесты
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра «Настоящий музыкант»
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)». После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей «партии» ребёнок играет «вступление» (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.
В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов).
После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением.
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
1. Детская песня «Дин-дон»
2. Детская песня «Петушок»
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.
4. Диагностика чувства тембра
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
5. Диагностика динамического чувства
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
6. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра «Незавершённая мелодия»
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.
Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест «Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского:
1. «Утреннее размышление»
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Тест «Музыкальный магазин»
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест «Хочу дослушать»
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор» (Приложение 1), с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и «сильные» структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.