что пили крестьяне на руси

«ВЕСЕЛИЕ ПИТИ»

Кандидат биологических наук Б. КАЗАЧЕНКО (НИИ и Музей антропологии МГУ).

Вино стало известно на Руси с IX века, а после принятия христианства, в конце X века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Нужно сказать, что ввозимое из-за границы красное ритуальное вино 8-12° разбавлялось перед употреблением водой в два раза согласно греческой традиции.

Что касается водки, то как лекарство, спиртовая настойка, предназначенная для медицинских нужд, она впервые упоминается в новгородской летописи 1533 года. Название «водка» произошло от слова «вода», поскольку в процессе приготовления получаемый в русских монастырях напиток крепостью порядка 14-18°, точно так же, как вино, разбавлялся пополам водой.

ПИТЕЙНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РУСИ

Устраивая пиры княжеские, братские между семьями, соседями или одними мужчинами (так называемые братчины) и отдельно между девицами (складчины), на свадьбах или похоронных обрядах пили свои старинные напитки: брагу, пиво, квас и бархатный мед, которые каждая семья непременно варила к празднику. В больших городах напитки продавались в корчмах, питейных и съестных домах.

Со второй половины XVI века, после взятия Иваном Грозным Казани, в Москве появляются первые кабаки, например «большой царев кабак», располагавшийся у Каменного моста. Позднее даже в Кремле был открыт кабак, который назывался «Неугасимая свеча». В 1651 году «царевы кабаки» велено было называть «кружечными дворами», переименованными в 1765 году в «питейные дома».

С XVIII века в Москве наблюдается расцвет питейных заведений, появляются фартины, трактиры, герберги, ресторации, ренсковые погреба. С этого времени прекращается массовое изготовление домашнего пива, медоварение, и потребление спиртных напитков перемещается в кабаки.

ПО НАПИТКУ И ПОСУДА

Питейная посуда служила мерилом любой жидкости. За истекшее тысячелетие происходило постоянное уменьшение размеров питейных посудин, использовавшихся в быту россиян, и, как следствие, дробление питейных мер, что связано, по-видимому, с увеличением крепости потребляемых напитков.

Первые отечественные винные и мерные бутылки, выпускаемые с 1635 года Истринским стекольным заводом в Подмосковье, были равны одной шестнадцатой части ведра, тогда как бутылки торговые, получившие название водочных или пивных, равные полуштофу, соответствовали одной двадцатой части ведра = 0,6115 л. А современная «поллитровка» появилась уже в Советской России только в конце 20-х годов XX века.

Для кругового заздравного пития использовались большие рога быка, вола или барана, которые, однако, нельзя было поставить на стол; наполненный вином рог непременно нужно было держать в руках и выпить его до конца. Возможно, этот застольный обычай был унаследован нашими предками от викингов.

МЕРЫ ВОДЯНЫЕ, ЧАЙНЫЕ, СБИТЕННЫЕ…

Традиция пития на Руси предусматривала использование специальной посуды для каждого напитка.

Для воды и сыта, березовицы и морса, зельевых настоев и других безалкогольных русских фруктовых и ягодных напитков обычно использовалась любая подручная емкость вместимостью от 200 мл до 1,5 л.

Самым известным атрибутом русского стола конечно же являлся блестящий и пышущий самовар, который, как «водогрейный для чаю сосуд с медной трубой», по своим размерам мог быть большим (на несколько ведер), средним (около ведра) и маленьким (на 1-2 стакана).

Любопытно, что балакирем в Древней Руси называли еще и весьма упитанного человека небольшого роста, склонного к полноте.

В центральных областях России издревле были широко распространены разнообразные сорта хлебного кваса. Фруктовые и пенные квасы любили, их готовили и пили в огромных количествах; квас для великорусов был таким же национальным напитком, как питейный мед, хмельная бражка, а позднее и водка.

Культура пития продолжает изменяться. За последние столетия и без того многочисленные ряды питейной посуды умножились чрезвычайно, явив отдельные семейства бокалов винных, коньячных, ликерных, многие из которых вышли из рук хрустальных дел мастеров и стеклодувов настоящими шедеврами, не говоря уже о поистине драгоценных фарфоровых чайных и кофейных сервизах. Но эта тема лежит уже за пределами данной статьи.

Подробности для любознательных

Пришедший к нам из Европы бокал отличался по форме от всех известных видов питейной посуды; кстати, при Петре I он произносился как «покал» (от фр. bocal или boccalle). Любопытно, что классические бокалы изготавливались по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты, обезглавленной в Париже в 1793 году. Соответствующие размеру «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объему в 200 мл, согласно метрической системе, эти бокалы благополучно дожили до нашего времени.

С 1648 по 1701 год в царских кабаках хмельные напитки продавались ведрами и только на вес, например, вес ведра водки во всех кабаках России должен был быть неизменным и составлять 30 фунтов на всей территории до Урала и 40 фунтов в Сибири. Превышение веса свидетельствовало о том, что водка разбавлена.

СРАНИТЕЛЬНУЮ ТАБЛИЦУ СТАРОРУССКИХ МЕР СМ. В РИСУНКАХ К СТАТЬЕ.

Источник

История пьянства на Руси: от «Царёва кабака» Ивана Грозного до «сухого» закона Николая II

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Древняя Русь – хмельные напитки

В стародавние времена на Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли нечасто, на тризнах, игрищах, пирах. К тому же самыми популярными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили. Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Всем в детстве читали русские народные сказки, поэтому поговорка о меде и пиве, которые по усам текли-текли, а в рот так и не попали, знакома каждому. Что имелось под выражением «не попало в рот»? А смысл в том, что хмельные напитки не пили просто так, их подавали как приятное дополнение к щедрой трапезе.

Напитков было много, и все они были очень вкусные. Начиная со времен правления Владимира Великого и до середины XVI века использовали хмельные напитки на основе забродившего мёда или виноградного сока. Это были квас, сито, березовица, мед, вино, пиво, сикера, упомянутые выше и ставшие национальными напитками медовуха и брага.

Надо отметить, что письменных свидетельств, что в Древней Руси пьянство считалось тяжёлой социальной проблемой, нет. Старики времен Киевской Руси говорили молодёжи, чтобы они пили вино ради веселья, но не для того, чтобы сильно опьянеть: «пейте, да не упивайтесь».

Начало «пьяной эпохи»

Сегодня Россия у многих иностранцев ассоциируется с водкой. Когда этот напиток появился повсеместно, сказать невозможно. Однако есть некоторые документы, в которых можно найти сведения, что во второй половине XV века в России началась переработка ржи, научились изготавливать чистый спирт.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Чуть ранее, в 1533 году Иван Грозный выпустил приказ об открытии «Царёва кабака», который стал первым в стране питейным заведением. Начало XV века для России ознаменовалось появлением таких напитков, как хлебное, варёное и горячее вино. И это были уже не безобидные хмельные напитки из винограда или меда, а самый настоящий самогон, который получали при помощи перегонки.

Простой люд не мог позволить себе напиваться ежедневно, как это делали царские опричники. Рабочие люди баловались алкоголем в Святую неделю, на Рождество, в Дмитровскую субботу. К этому же периоду относятся и первые попытки борьбы с пьянством: если простолюдин напивался в неподобающая время, его безжалостно избивали батогами, а тому, кто перешел все границы, светила тюрьма.

Если рассмотреть пьянство как способ получения прибыли, то именно при Иване Грозном это явление стало распространяться. После «запуска» первого царёва кабака прошло немного лет, и в 1555 году царь разрешил открывать кабаки по всей территории Руси. Кажется, ничего особо страшного не произошло, однако в этих заведениях не подавалась еда, и ее запрещали приносить с собой. Дорвавшийся до спиртного человек, употребляя алкоголь без закуски, мог спустить за день всё, что у него было с собой, вплоть до одежды.

Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено изготавливать в своём доме хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные заведения всё чаще и чаще. Началась пьяная эпоха, когда кабаки получали огромные прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.

Вклад в развитие пьянство внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрыты все корчмы, где подавали не только алкоголь, но и еду. Монополия государства в торговле водкой была узаконена. В 1598 году царь выпускает указ, который гласит, что частные лица не имеют право торговать водкой ни на каких условиях. Прошло всего сто лет, а пьянство схватило Россию за горло своей железной рукой.

По словам прусского дипломата Адама Олеария, который создал известные «Описания путешествия в Московию», он был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили мужчины и женщины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы. К сожалению, такие русские национальные черты как гостеприимство, сыграли в распространении пьянства не последнюю роль. В России было принято встречать гостя радушно, с трапезой и алкоголем. Если гость мог выпить всё, что ему наливали, то к нему относились лучше, чем к тому, кто пил «худо». Это отмечал дипломат Питер Петрей в своих «Московских Хрониках».

Борьба с пьянством

Началом борьбы с пьянством можно читать 1648 год, когда начались так называемые кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в этих заведениях. Владельцы кабаков тоже не хотели остаться внакладе, поэтому кабацкая водка становилось всё хуже и хуже качеством. Бунты были настолько сильными, что без применения военной силы и их подавить не удалось.

Этот факт не прошел мимо царя Алексея Михайловича, которым в 1652 году был созван Земский собор, получивший историческое название «собора о кабаках». Результатом был указ об ограничении числа питейных точек на территории России и определении запрещенных для продажи алкоголя дней. Надо сказать, что их было немало, целых 180. Также царь запретил продавать водку в долг. Были повышены цены на этот продукт аж в три раза. Один человек мог купить только одну чарочку водки, которая тогда имела объем 143,5 грамм.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Всё бы было хорошо, если бы царский указ беспрекословно соблюдался в течение долгих лет. Нет, этого не произошло. Количество кабаков не уменьшилось, а остальные пункты указа работали примерно семь лет.

К сожалению, экономическая выгода не позволила сильно сократить торговлю алкоголем. Когда водочная выручка быстро поползла вниз, государственные интересы перевесили. Однако до того, как к власти пришел Петр 1, пьяницами становились в основном малоимущие люди, которые употребляли алкоголь в кабаках. Купцам и аристократам было можно лакомиться вином дома, используя обильную закуску, потому среди них спившихся личностей было значительно меньше.

Петр I тоже пытался бороться с пьянством. Например, он приказал выпустить медали весом более 7 кг и раздавать их всем, кто был замечен в сильном пьянстве. Носить такую медаль нужно было семь дней, снимать ее запрещалось.

Кампания за трезвость и ее результаты

В 1914 году была начата компания за трезвость. Во время мобилизации на основе царского указа продажа любого спиртного было строго запрещена. Это был тот самый Сухой закон, о котором сегодня много говорят. Чуть позднее местные общины получили право самостоятельно решать, осуществлять торговлю алкоголем или же нет.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Эффект превзошел все ожидания. Царский указ был поддержан в большинстве регионов, и всего за год потребление алкогольных напитков уменьшилась в 24 раза. Отмечалось уменьшение больных с диагнозом алкогольный психоз, снизилось количество прогулов и «пьяных» травм. Широко развернулись агитационные кампании, направленные против пьянства.

Однако эта продолжалась недолго. Постепенно достигнутые эффекты стали сходить на нет, самогоноварение и производство подпольного алкоголя увеличились очень сильно.

Производство спирта продолжалось, и появилась проблема его хранения. В сентябре 1916 года Советом министров оно было запрещено, а запасы продукта должны были быть уничтожены, что привело к существенному снижению доходов государства.

Чтобы компенсировать потери от сухого закона, повышались налоги. Дрова и лекарства, спички и соль, табак, сахар и чай – все подорожало. Были увеличены пассажирские и грузовые пошлины. А народ продолжал гнать самогон и пить.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Пьянство стало настигать не только простолюдинов, но и дворянство, интеллигенцию. Так называемые земские гусары (сотрудники службы обеспечения, которые не участвовали в боевых действиях), развернулись вовсю, воруя и спекулируя алкоголем. Между городскими думами и земствами возникла борьба за расширение влияния, проходящая под знаком компании за трезвость, что превратило сухой закон в причину расшатывания социально-экономического положения Российской империи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Какие горячительные напитки пили на Руси до того, как придумали водку

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Не пропадать же добру

В центральных регионах России с древних времён в начале весны практиковался сбор берёзового сока. Славяне давно заметили, что этот напиток обладает тонизирующим, общеукрепляющим и даже целебным эффектом. Однажды берёзовый сок, собранный в большие деревянные бочки, забродил. А бережливый крестьянин пожалел сразу же вылить испорченный продукт, предпочтя прежде попробовать его. К своему удивлению, человек обнаружил, что такой сок обладает пьянящим эффектом.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Именно так появился у славян один из первых алкогольных напитков, которому дали название “березовица пьяная”. Благодаря природному “сырью”, используемому при изготовлении этого алкоголя, березовица была мягкой. Для ускорения процесса брожения в берёзовый сок добавляли разнообразные фрукты. Это делало вкус березовицы ещё более приятным и освежающим.

Два разных меда

С древних времен в русской кухне мед был одним из самых “многофункциональных” продуктов. Кроме использования его как десерта или природного подсластителя для разных блюд, из меда делали тонизирующие прохладительные напитки. А со временем научились делать и алкоголь. Первыми, кто стал производить из меда “хмельное питие” на Руси, были бортники. При этом делали они мед двумя способами: его варили или же настаивали.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

В первом случае получался напиток довольно невысокого качества. При варке меда в него добавляли как фрукты, так и специи. Второй способ был более длительным: в бочки с мёдом добавляли свежий ягодный сок и затем оставляли “дозревать” содержимое в течении нескольких десятилетий. Конечный продукт отличался высокими вкусовыми качествами, а также мог храниться 25-30 лет.

Ягодно-медовое “питие”

Одним из древних русских алкогольных напитков, рецептуру которого экспертам удалось восстановить, был вишняк. Не трудно догадаться из названия, что готовился этот алкоголь из вишни. Ягоды мыли и наполняли ими большие дубовые бочки, которые после заливали их мёдом. Далее все емкости плотно закупоривали и оставляли в тёмном прохладном месте на 3 месяца для брожения.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Несмотря на то, что приготовления вишняка было по времени весьма продолжительным, этот спиртной напиток был очень популярен на Руси. И не только из-за своих отменных вкусовых качеств. Вишняк мог очень долго храниться. При этом не только не портясь, но даже становясь со временем ещё крепче и вкуснее.

Почти как пиво

Одним из первых русских горячительных напитков, которые делались без традиционной алкогольной дистилляции, был “ол”, или же “олус”. Первые упоминания об этом алкоголе датированы началом XIII века. Там же была и описана технология приготовления олуса. Варили его примерно так, как варят современное пиво.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

С той разницей, что вместе с хмелем обязательными ингредиентами были душистые травы. Такие, например, как полынь. Срок хранения ола был небольшой – примерно 2-3 суток. Поэтому его варили зачастую накануне торжества. Перед употреблением этот напиток, как и современное пиво, принято было охладить.

Алкоголь родом из Библии

Во времена древней Руси ещё одним весьма популярным в народе алкогольным напитком была похожая на вино “сикера”. Впрочем, если брать название, то этот алкоголь вряд ли можно именовать исконно русским – ведь упоминания об этом напитке встречается ещё в Библии.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Однако от библейской сикеры “русская” отличалась ингредиентами: для приготовления этого “пития” кроме сока фруктов и мёда на Руси добавляли ещё и квас. В итоге получался напиток, который по вкусу напоминал вареный мед, однако был более крепким и насыщенным. Как и олус, сикеру предпочитали употреблять охлаждённой.

Алкогольный напиток дворянской аристократии

Весьма популярным в XV веке среди зажиточных русских дворян был алкогольный напиток, называемый “лампопо”. Если разобраться правильно, то он не являлся отдельным спиртным напитком, а был по сути одним из первых алкогольных коктейлей. Само название является анаграммой русского слова “пополам”, что как нельзя лучше обозначает способ его приготовления. “Классический” лампопо готовили путём настаивания смеси пива и рома на кисло-сладком хлебе.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Однако многие любители этого напитка зачастую привносили в его рецепт массу поправок, добавляя другие ингредиенты. Такие, как лимонный сок или цедру, патоку, сахар и корицу. Данные ингредиенты в ту пору были доступны только зажиточным дворянам. Это в большой степени объясняет тот факт, что лампопо не был популярен среди простолюдинов.

Предшественник водки

Один из эталонов алкогольной крепости русской водки называется “полугар”. Однако мало кто знает, что до появления “беленькой” это было названием самостоятельного спиртного напитка. В начале XV века полугар ещё называли в народе “хлебным вином”. Готовился этот напиток, так же как и водка – способом брожения с последующей дистилляцией. Спиртовая крепость готового полугара составляла примерно 36-38%.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

В отличие от водки, которую придумали на столетие позже, у полугара своеобразный хлебный привкус был намного более выраженным. Да и оттенок полугар имел своеобразный, напоминающий больше виски или коньяк.

После изобретения водки большинство исконно русских алкогольных напитков было несправедливо забыто. И напрасно. Ведь они являются неотъемлемой частью истории народа, его быта, традиций и вековых обычаев. А уж о том, что их неповторимость и разнообразие однозначно могли бы дополнить “винную карту” любого русского ресторана, даже и спорить никто не станет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Что пили крестьяне на руси

Водка в России появилась примерно в середине XV века. Интересно, а какие хмельные напитки пили русские до этого? Оказывается, им было из чего выбирать! Правда, практически все напитки тех времен были слабоалкогольными.

Буза

Этот напиток пришел к нам от татар. На Руси он стал известен в XIII столетии. Делали его из просяной муки, варили на воде, пока он не превращался в однородную массу. Затем добавляли дрожжи. Русские усовершенствовали татарскую бузу за счет добавления солода и меда. Сваренную смесь накрывали крышкой и ставили бродить. В результате получался густой сладкий напиток крепостью примерно 4-6 градусов. Подавали его в конце трапезы «на десерт». Именно от забытой ныне бузы произошли такие русские жаргонные слова, как «бузить», «бузотер».

Березовица

И в наше время некоторые собирают березовый сок. Но ту березовицу называли пьяной. Сок от берез наливали в открытые бочки, где он начинал бродить. Хотя пьяная березовица была не слишком крепкой, она все же ударяла в голову.

Мед

Помните: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»? Действительно, мед был широко популярен на Руси еще в славянскую эпоху. В языческие времена он имел для наших предков сакральное значение, его использовали в различных ритуалах.

С приходом христианства мед не утратил своей популярности. На основе меда изготавливались вина двух видов: ставленое и вареное. Ставленые вина делались из смеси меда и ягодных соков с добавлением ягод и пряных трав. Смесь сбраживали и переливали в бочку, которую затем смолили и закапывали в землю – называлось это «ставить мед». Через 10-15 лет напиток доходил до кондиции. Но он был очень дорог и простым людям не по карману. Гораздо более распространенным являлся вареный мед. Для его изготовления обычный мед разбавляли водой, добавляли фрукты, ягоды, травы, варили, остужали, вводили закваску и ставили бродить.

Знаменитая медовуха появилась лишь после XIV века и представляла собой брагу с добавлением меда. Впоследствии в нее стали добавлять и водку.

Пиво

До появления водки пиво являлось на Руси одним из главных алкогольных напитков. В былинах даже говорится о том, что Илья Муромец должен был «выпить пива крепкого», чтобы стать могучим богатырем.

Поскольку пиво было доступно для всех слоев общества, его распитием сопровождались все значимые события, по поводу которых собирали гостей: рождение, крестины, новоселье, свадьба, похороны, поминки. Во время раскопок на территории Новгорода было найдено множество бочонков из-под пива – похоже, в древности его тут варили в каждом доме. Солод для пива чаще всего делали из ячменя, и лишь в некоторых северных регионах, в частности, на территории нынешних Архангельской и Вологодской областей – из ржи.

Ол

Сегодня о нем наверняка мало кто знает. Олом называли ячменный напиток, очень напоминающий пиво, куда добавляли хмель и полынь. Первые упоминания о нем относятся к середине XIII века. Считается, что по вкусу ол был похож на английский эль, который также готовили из ячменя с добавлением различных трав, в том числе вереска.

Виноградное вино

Первые упоминания о нем относятся к началу X века. Вино привозили из Византии, и было оно довольно дорогим, поэтому позволить его себе могла только знать. С приходом христианства вино стало играть роль ритуального напитка, ведь именно вино использовали во время причастий.

Кстати, несмотря на относительное разнообразие хмельных напитков, до появления водки особого пьянства на Руси не наблюдалось.

Источник

«Россия никогда не спивалась» Водка, мед и самогон: кто создал миф о пьяных русских

C начала XX века в массовом сознании формируются мифы о России и русских. Иностранцы слепо верят рассказам про русских медведей, ядерную угрозу и вездесущих агентов КГБ. Впрочем, первое место в списке самых убедительных мифов о России занимает миф о русском пьянстве. Он оказался настолько сильным и живучим, что в него поверили даже сами россияне. Неслучайно наши сограждане считают, что русский человек пил всегда, а праздничное застолье называют национальной традицией. Кто заставил весь мир поверить в банальные стереотипы? Почему все историки говорят обратное и кому выгоден миф о русском пьянстве? В поисках ответов на эти вопросы «Лента.ру» в рамках проекта «Мифы о России» изучила истоки формирования образа пьяного русского и многовековую историю употребления алкоголя.

Если взглянуть на отчет Всемирной организации здравоохранения о глобальном потреблении алкоголя от сентября 2018 года, список самых пьющих стран в нем возглавляет отнюдь не Россия. Она появляется только на 16 месте, после Сейшельских островов с показателем 11,7 литра алкоголя на душу.

Между тем миф о пьющей стране продолжает жить. Подогреваемый культурой и искусством, этот образ плотно укоренился в национальном сознании.

Достаточно вспомнить классических «Самогонщиков» Гайдая (1962), «Иронию судьбы, или С легким паром» (1975) Рязанова и, конечно, «Особенности национальной охоты» (1995), где русское питие возводится в абсолют. Образ алкоголика перестал быть антагонистическим и стал восприниматься как положительный, даже лирический — как известный персонаж Венички Ерофеева из повести «Москва — Петушки».

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Дошло до того, что даже официальные лица уверовали в миф о русском пьянстве. Об этом, в частности, любил заявлять скандально известный бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

Подобное восприятие сыграло на руку производителям алкоголя.

Это сейчас отсутствие рекламы алкогольных напитков на телевидении и недоступность их продажи ночью кажутся само собой разумеющимися. А вот в лихие 90-е и следовавшие за ними нулевые все было совсем иначе. Алкогольная продукция продавалась круглосуточно (до принятия поправок к федеральному закону N 171-ФЗ в 2010 году), а до 2012 года на ТВ в ночное время можно было рекламировать пиво.

Ужесточение технических регламентов, ограничение продажи спиртных напитков, запрет на рекламу алкоголя в СМИ сделали свое дело.

Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения, программа России по снижению чрезмерного потребления алкоголя была признана успешной. С 2003 по 2016 год объемы выпиваемого алкоголя упали на 43 процента.

Снизилась смертность, связанная с употреблением крепких напитков, значительно уменьшилась частота алкогольных психозов и заболеваний печени, существенно выросла продолжительность жизни россиян.

Но это статистические данные.

Совсем другое дело — какой наша страна воспринимается со стороны. В 2017 году британская организация Ipsos Mor провела соцопрос, по результатам которого оказалось, что самой пьющей страной мировая общественность считает именно Россию. Такое мнение высказали 43 процента опрошенных. На втором месте расположились США с 31 процентом, на третьем — Германия с 28 процентами

Как пили на Руси?

Любопытно, что Россия никогда не держала пальму первенства в плане употребления алкоголя.

В «Повести временных лет», где описывается, как князь Владимир выбирал веру для Руси, он якобы заворачивает исламских миссионеров из Волжской Булгарии со словами «Веселие на Руси есть пити, иначе нам не жити». Эта фраза зачастую расценивается как подтверждение мысли о том, что пили у нас всегда, испокон веков.

Вот только важно понимать, что изготовление крепких хмельных напитков в то время было чрезвычайно трудозатратным делом. Учитывая нужды и возможности простолюдина того времени, пьянствовать ему было не только некогда, но и просто нечем.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Вино на территорию Киевской Руси и впоследствии в Московское царство завозили из Византии и Малой Азии, стоило оно очень дорого, так что доступными алкогольными напитками были некрепкие пиво, брага и мед, из которых в домашних условиях было просто приготовить только последний.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

По словам историка, профессора РГГУ Игоря Курукина, это было невозможно по определению — «как вы сейчас не пойдете голым по улице». И дело было вовсе не в том, что тяжкий крестьянский труд мешал нашим предкам активно пьянствовать, — просто было не принято. Пьянство не входило в традиционный уклад деревенской жизни.

По словам историка, во многом сказывалась и малая мобильность населения деревни, когда все живут там же и так же, как их отцы и деды, и просто не могут помыслить о том, чтобы жить иначе:

Из года в год было одно и то же. Когда надо — праздновали всей общиной. Когда не надо праздновать — работали все. Никто не гулял в одиночку. Так было не только в России. Так весь мир жил в раннее Средневековье

Получалось, что вести праздный образ жизни могла себе позволить только знать, а простым людям позволялось гулять лишь в праздники, установленные сельской общиной. Другое дело — княжеские дружинники, которые полагали своей прерогативой пировать за счет своего князя. Как отмечается в Новгородской летописи, в 1016 году дружинники Ярослава Владимировича ругали его: «Меду мало варено, а дружины много».

Если говорить о действительно крепких напитках, то их ни на Руси, ни в Европе не употребляли до позднего Средневековья.

Первое упоминание о спирте в Московском княжестве относится к 1386 году, когда в Москву приехало генуэзское посольство, следовавшее в Литву. Оно привезло аквавиту — спирт, полученный алхимиком Арнольдом де Вилланова в результате перегонки виноградного вина. Напиток этот был признан невозможным к употреблению и использовался только как лекарственное средство.

Как отмечает в своей работе «К истории повседневности: очерк потребления спиртных напитков в России (конец XV века — 1936 год)» старший научный сотрудник лаборатории истории культуры исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Долгих, такой подход к спирту — aqua vitae — бытовал и в Европе до XV века: настойки на нем считались лечебными, и гнали его в основном аптекари.

Аптека — это не место производства алкоголя, это место, где производят разные лечебные настойки, которое обслуживает прежде всего двор, и к продаже алкоголя она не имела отношения

В Московское княжество винокурение пришло позже — в конце XV века. В «Домострое», то есть после 1547 года, этот процесс уже упоминается как обычная практика. Но о том, чтобы крепкие напитки употребляла значительная часть населения, речь все равно не шла. Иностранные путешественники в XVI веке по-прежнему упоминают мед, пиво и квас как основные напитки в Московии и лишь очень редко говорят об аквавите или хлебном вине. Именно под вторым названием крепкие спиртные напитки были известны населению.

Василий II и Иван III устанавливали дни, регламентирующие употребление меда и браги, а иностранные путешественники, посещавшие Россию в XV-XVI веках, подчеркивали строгий запрет простолюдинам пить иначе как по праздникам.

В середине XVI века посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве Михалон Литвин написал записки «О нравах татар, литовцев и москвитян», где восхищался московитянами, которые «воздерживаются от пьянства, города их славятся ремесленниками», при том что литовцы «собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою ученых медведей под звук волынки, (. ) они не способны ни к какому занятию и могут только спать».

Но во второй половине XVI века появляется то, что называется «государев кабак» — место, где государство продает населению «хлебное вино». Игорь Курукин отмечает, что впервые в письменных источниках упоминание этого заведения, видимо, единственного тогда в Москве, встречается в 1564 году, во времена правления Ивана Грозного.

В это время, отмечает он, «здоровые слои населения пытались сопротивляться распространению пьянства». Например, в полуфольклорной «Повести о Горе-Злочастии» говорится, что Адама и Еву выгнали из рая именно за пьянство, а запретным плодом была виноградная лоза. Ну, а образ дьявола сильно напоминает целовальника в кабаке.

Все изменилось в правление Петра I, когда, как отмечает писатель Валерий Рыжов в своей книге «Веселие на Руси», «были сломаны последние преграды, препятствующие распространению пьянства в России». Государь-император, славившийся своей любовью к Западу, предпочитал трезвым оставаться как можно реже, а гостей поить до упада. И именно при нем ту самую водку стали пить. Причем водкой называли вовсе не качественное хлебное вино, а низкокачественный алкогольный напиток, «по чарке которого по распоряжению этого царя ежедневно выдавали строителям Петербурга, рабочим верфей, солдатам и матросам».

Рыжов пишет, что в отличие от «доброго хлебного вина» новое «презрительно называли петровской водой» — или водкой. Тем не менее нельзя сказать, что Петр насаждал пьянство в России — так, в одном из указов он требовал заковывать непристойно ведущих себя пьяниц в вериги, а в аптеках Москвы запретил продажу вина.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

«Начитавшись в газетах о необыкновенном развитии у нас пьянства, я был удивлен тою трезвостью, которую увидал в наших деревнях. Конечно, пьют при случае — Святая, никольщина, покровщина, свадьбы, крестины, похороны, но не больше, чем пьем при случае и мы», — с удивлением писал русский публицист-народник XIX века, агрохимик Александр Энгельгардт. И это неудивительно — пьяным особо не поработаешь, а значит, и общину подведешь, и сам останешься голодным.

Это и способствовало формированию того уклада жизни, который сейчас принято (иногда с усмешкой) называть русской духовностью. В отличие от современной пропагандистской выдумки, она действительно существовала в российских деревнях.

Все, что пишется в газетах о непомерном пьянстве, пишется корреспондентами, преимущественно чиновниками, из городов

Этим он косвенно подтверждал, что панику относительно «русского пьянства» в то время поднимали власть имущие, которые наблюдали падение нравов в городе и зачастую сами принимали в этом процессе непосредственное участие. «Такие пьяницы, которых встречаем между фабричными, дворовыми, отставными солдатами, писарями, чиновниками, помещиками, спившимися и опустившимися до последней степени, между крестьянами — людьми, находящимися в работе и движении на воздухе, — весьма редки», — резюмировал публицист.

Здесь важно понимать, что даже к началу ХХ века сельское население в Российской империи составляло более 70 процентов — то есть это относится к подавляющему большинству жителей страны.

Масштабы потребления алкоголя в русской деревне сильно преувеличены в массовом сознании. Потребление было менее восьми литров в год на душу населения в селе, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, не так губительно для организма

Как считает эксперт по алкогольному рынку, главный редактор сайта «Алкоголь.ру» Михаил Смирнов, повальный алкоголизм русских — это миф, который запустили иностранцы, после чего его подхватили и жители России. По мнению Смирнова, первым источником этого мифа можно назвать французского маркиза Астольфа де Кюстина, который написал об этом в своих воспоминаниях о поездке в Россию в 1839 году. У нас в стране это заявление подхватили потому, что «заграница сказала», считает он.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Пьяный век истории

«Кабак до XIX века — это преимущественно городское удовольствие. В деревнях кабаков мало — и это в больших торговых селах. В обычной деревне кабаков никогда не было», — поясняет в беседе с «Лентой.ру» историк Игорь Курукин. По его словам, в деревне кабаки стали массово появляться уже после отмены крепостного права, когда была отменена и государственная монополия на продажу водки.

Проблемы, которые формировались в городах в XIX веке, стали очевидными лишь в начале следующего столетия. В 1914 году началась Первая мировая война, Николай II объявил о полном запрете на продажу водки (при этом, подчеркивает Игорь Курукин, речь шла именно о водке — в ресторанах продолжали подавать вино).

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Именно в это время в деревнях появляется самогон. Как подчеркивает историк, это произошло потому, что нарушился нормальный товарообмен между городом и деревней. По словам Курукина, крестьянину было невыгодно продавать хлеб, поэтому он переводил зерно на самогон, который обменивал на товары первой необходимости, отсутствовавшие из-за перебоев в снабжении.

«Время потрясений провоцировало людей искать способы снятия напряжения. Так, бюджет России накануне Первой мировой войны примерно на четверть состоял из доходов от продажи алкоголя. Фактически страна сидела на «алкогольной игле»», — утверждает Иван Шевченко.

«Вот ты, крестьянский парень, уехал в город подработать, выпал из деревенской жизни, несколько месяцев ты в городе. Там другие развлечения, удовольствия. Тебе приятели сказали — мол, пойдем сегодня дерябнем, надо что-то отметить. В деревне это невозможно, а в городе — всегда пожалуйста. Взял да и пошел», — объясняет Курукин.

Мировая беда

Потребление крепкого алкоголя к началу ХХ века стало проблемой не только в Российской империи и СССР, но и практически во всех западных странах. Достаточно вспомнить сухой закон, который был введен в США в 1920 году. Россияне знают о нем по фильмам и сериалам о гангстерах, но мало кто понимает, почему он был введен. «Во многих текстах того времени Америка представлена как нация забулдыг и алкоголиков. Такой стереотип появился не просто так — американцы действительно употребляли огромное количество алкоголя, особенно крепкого», — признает историк Анастасия Ушакова.

В те годы общества трезвости, состоявшие по большей части из консервативно настроенных женщин, требовали ввести сухой закон для исцеления американского общества. Образ пьяного рабочего, криво вытачивающего деталь и падающего у станка, использовался не только в советской социальной пропаганде, но и в США перед введением сухого закона.

В СССР же «смычка города и деревни» принесла не только трудовые успехи, но и массовую алкоголизацию сельского населения. Можно долго спорить, из-за чего это произошло, но в середине 20-х годов в деревнях начали активно варить самогон, а с началом коллективизации село запило. Вполне возможно, дело в том, что колхозный крестьянин уже не верил в то, что от него зависит семейное благосостояние, и потому пил.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Так что вековое пьянство на Руси — всего лишь миф, а алкоголизация населения активно происходила именно в годы советской власти. Власть постоянно пыталась бороться с этим с помощью неэффективных антиалкогольных кампаний, самая драконовская из которых началась в 1985 году и закончилась с распадом СССР.

Антиалкогольная кампания 1985 года стала самой громкой инициативой нового горбачевского политбюро. В партийном документе «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» говорилось: «Особое значение приобретают строгое соблюдение принципов коммунистической морали и нравственности, преодоление вредных привычек и пережитков, прежде всего такого уродливого явления, как пьянство».
С такими инициативами советская власть выступала не в первый раз, но впервые подобная кампания была настолько масштабной. Теперь винно-водочные магазины открывались в 14 часов, а любого пьяного на улице хватали милиционеры, чтобы выписать драконовский штраф в размере до 100 рублей или арестовать на 15 суток.
Активно взялись за культуру и массмедиа, причем со свойственным СССР залихватским размахом. Из фильмов изымались сцены распития спиртного, и даже в Большом театре сняли оперу «Борис Годунов». Куча музыкальных и литературных произведений попали в список нежелательных только за название, вызывавшее ассоциации с распитием алкоголя.
Пропаганда трезвого образа жизни велась с размахом. Ученые говорили о недопустимости употребления алкоголя в принципе, на местах проводились лекции о вреде спиртного. Партийных запросто исключали из рядов КПСС за употребление спиртного на рабочем месте, в добровольно-обязательном порядке требовали вступить в Общество трезвости.
Впрочем, особо строгие меры были ослаблены уже к осени, и магазины начали открываться с привычных для того времени 11 часов, но кампания продолжалась. Пожалуй, самым идиотским ее последствием стала вырубка почти трети площадей виноградников в СССР. Указания на это сверху никто не давал, но на местах, как обычно это бывает, инициативу партии поняли по-своему.
Экономический урон от сухого закона ощущался до середины 90-х. Только за первый год антиалкогольной кампании советский бюджет недосчитался 37 миллиардов рублей и испортил отношения с союзниками из соцблока — Болгария, Румыния и Венгрия не могли поставлять в Союз вино и были этим крайне недовольны.

Ключевым моментом кампаний за трезвость всегда были запретительные меры и публичное осуждение пьяниц. При этом советский человек пил вовсе не потому, что это в нем заложено на генетическом уровне, — советское государство просто не могло обеспечить ему качественный досуг, а на запреты народ всегда реагировал соответственно — запуская самогонный аппарат.

Важно отметить, как воспринимали советский народ его вожди.

«Советская статистика — вещь очень лукавая», — обращает внимание Игорь Курукин. По его словам, подобные решения принимались достаточно внезапно. «В данный момент вы считаете, что это нужно. Вы об этом пишете, подаете какие-то бумаги [в ЦК КПСС], а реакции никакой нет. А потом она почему-то появляется», — недоумевает он.

Советская власть неоднократно пыталась решить проблему, но все эти попытки ее лишь усугубляли. Дело тут даже не в том, что тотальная запретиловка и публичное осуждение не вели к долговременным положительным результатам, а в том, что алкоголь был ощутимой статьей дохода государства, поэтому практически все подобные начинания кончались отменой запретов.

Горбачевская антиалкогольная кампания завершилась полным крахом. Резкие запретительные антиалкогольные меры не только подстегнули самогоноварение, но и поспособствовали распространению наркомании.

Почему россияне почти не пьют?

В наши дни ситуация меняется — россияне все больше отдаляются от советского прошлого. В городах самогон заменяют качественные дистилляты и дорогостоящий крепкий алкоголь, пиво из безразмерных пластиковых бутылок (которые тоже запретили) вытесняется относительно дорогой и качественной продукцией многочисленных крафтовых пивоварен.

Водка, которая, как рассказывал в своей лекции историк русской культуры, профессор Оксфордского университета и Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки») Андрей Зорин, стала главным мифом о русском пьянстве, больше не привлекает молодых россиян. Ее заменяет пиво.

Социологи задавали и [молодым россиянам] вопрос: а что, водка не нравится? И получали довольно относительные ответы: выпьешь — а потом не соображаешь, что делаешь, что говоришь, не контролируешь себя

Все это связано с постепенно растущим уровнем жизни. Только в сельской местности все еще пьют много самогона, да и там появится то одна, то другая «трезвая» деревня: деревенские жители понимают, что молодежь уезжает в города, и если продолжать пить, поддерживая транслируемый в советских комедиях миф о русском пьянстве, в деревне уже не выжить.

что пили крестьяне на руси. Смотреть фото что пили крестьяне на руси. Смотреть картинку что пили крестьяне на руси. Картинка про что пили крестьяне на руси. Фото что пили крестьяне на руси

Возможно, именно развенчание мифов о вековом русском пьянстве должно стать основной антиалкогольной политики в современной России наряду с уже сделанными успешными шагами: запрет на рекламу, на продажу спиртного по ночам, на пятилитровые «баклахи» дешевого пива, проверка паспортов на кассе магазина. К счастью, даже официальные лица осознают, что по советской модели бороться с пьянством нельзя. Так, внештатный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн признавал, что советские лидеры хотели отучить население пить мощной пропагандой, нахрапом, с помощью массовых мероприятий. Вероятно, они поступали так именно потому, что сами охотно верили мифам о русском пьянстве или оправдывали ими собственную некомпетентность.

Россия никогда не спивалась. И повального пьянства не было. Иначе страна давным-давно развалилась бы, но страна как-то живет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *