что пили в 90е
5 главных алкогольных напитков, которые взахлеб пили в России в лихие 90-е
! Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.
Спиртным в 90-е обычно затаривались в круглосуточном ларьке возле дома
С распадом СССР в 1991 году в Россию через открывшиеся границы хлынул поток импортной продукции. Большая ее часть не отличалась высоким качеством или была откровенной подделкой, так как при повальной бедности позволить себе действительно качественные вещи могла только тонкая прослойка новых русских, а остальные россияне были рады и дешевому «паленому» товару из Польши в модной и яркой упаковке, которой не было в СССР.
Трезвость и здоровый образ жизни явно не были в моде в 90-е. Пытаясь уйти от безденежья и суровой реальности, россияне «усугубляли» по поводу и без, многие спивались и опускались на дно. Тем более, что горячительные напитки продавались круглосуточно и в любом ларьке за углом. Бутылки с «горькой» стали неизменными друзья и завсегдатаями постсоветских праздничных застолий, и уж конечно подростковых дискотек.
Давайте вспомним самые популярные спиртные напитки, которые и в радости, и в печали употребляли россияне и млад, и стар в безбашенные 90-е.
Любимый напиток подростков начала 90-х
1. Водка Блек Дед
Британский напиток крепостью 40 градусов в алюминиевой банке 330 мл.
Напиток имел сладковато-острый привкус и был лишен характерного запаха спирта. Обычно молодежь 90-х запивала водку популярной газировкой «Фанта» и «Кока-Кола». Повзрослевшие дегустаторы вспоминают, что «Черная» была довольно приятной на вкус, но хорошенько ударяла по мозгам уже от второй банки.
Помимо прямой функции, наряду с водкой напиток выполнял функции «жидкой валюты» в благодарность за оказанную услугу. Популярностью еще пользовались сигареты этой же марки. В середине 90-х продукция бренда по неизвестным причинам резко исчезла с российских прилавков.
2. Пиво Балтика №3 («Тройка»)
В начале 90-х европейское пиво как Tuborg или Heineken в Россию попадало редко и оттого ценилось дороже водки.
Поэтому с появлением в 1992 году на российских прилавках отечественного европива «Тройка» с мягким вкусом с чуть заметной горчинкой от питерской компании «Балтики» стала настоящей революцией и до сих пор является флагманским сортом бренда. В 1994 году линейка пополнилась темным пивом «Четверка», которое до этого в России почти не выпускалось.
Питерское пиво было значительно дешевле европейского, а по вкусу выгодно отличалось от противных на вкус советских «Жигулей». Запрет на рекламу крепкого спиртного на ТВ в середине 90-х породил настоящий пивной бум в России среди молодежи и ввел «Балтику» в лидеры рынка.
Их линейка расширилась молодежными Кулер и Party mix с лимонадом, и даже девушки подсели на пенный напиток, который до этого считался сугубо мужским.
3. Водка Rasputin
Секрет популярности напитка из Германии от компании Berentzen-Gruppe AG крылся главным образом в массивной телерекламе с «волшебной» подмигивающей голограммой бородатого Распутина, говорившего с утрированным немецким акцентом, наличие которой на бутылке говорило о ее подлинности.
О вкусе водки, которая была дороже российских аналогов, мало кто помнит, поскольку во время ее дегустации обычно обсуждали бородача Распутина. А привкус у нее к слову был резковатый, жженого сахара.
После запрета рекламы крепкого алкоголя на ТВ в 1996 году и многочисленных фальсификатов, от которых чудо-голограмма не спасла, во избежание репутационных потерь немцы ушли из России.
Голландский спирт для чистки оптики на ура употреблялся в России вовнутрь
4. Спирт Royal («Рояль»)
Технический спирт из Голландии для мытья окон и розжига костров крепостью 96 градусов в литровых бутылках, получаемый из перегона опилок, появился у нас в 1992 году как альтернатива отпускаемой по талонам водке. Благодаря дешевизне напиток пользовался большой популярностью у старшеклассников, студентов и их пап до введения акцизов в 1996 году.
Спирт был настолько популярен, что его часто подделывали, превращая в еще более опасную бурду.
5. Ликер Амаретто
Ядерно-миндальный сладковато-горький ликер из Италии (или Польши, никто точно не знает) темно-коричневого цвета крепостью 30 градусов считался дорогим романтическим напитком и часто покупался на свидания вместе с шоколадкой Виспа.
На западе напиток использовался для приготовления коктейлей, так как пить его вчистую было ядрено, но в России его естественно употребляли просто так. Отличительной чертой ликера была квадратная бутылка, а ларьки предлагали широкий выбор из десятка разновидностей популярного бренда. Естественно, что пользующийся спросом напиток часто подделывали.
Считалось, что миндальный вкус и большая крепость действовал на слабый пол быстро и безотказно, давая почти 100% гарантию приятного продолжения вечера, в связи с чем ликер частенько именовали «бабоукладчиком».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Вспоминая… Спиртное 90‑х
Рассказывает Сергей Анашкевич ака aquatek_filips: «Если вспомнить праздничный стол конца 80‑х годов, то очень часто он был достаточно однообразным как по набору блюд и «деликатесов», так и по набору спиртного. Я хорошо помню, как моя мама заранее начинала готовиться к Новому году, заранее закупая зеленый горошек, шпроты и майонез… А отец заранее наполнял бар неизменными Советским шампанским и Столичной водкой.
Почетное же место занимала какая-нибудь диковинная иностранная бутылка. И не важно что там могло быть – ром Havana Club, водка Smirnoff или сладкий ликер Amaretto. Иностранная – уже было круто… Это уже позже, в 90‑х, магазины и ларьки наводнились всевозможными Распутиными, ГорбачеФФами, ДанилоФФами, ПетроФФыми и прочими ФФ-ми. А ведь еще были спирт Royal, дынная или лимонная Stopka и много всего «вкусного». Всех названий уже и не упомнить. Так что, напоминайте…»
1. Неизменный атрибут почти любого праздничного стола – Советское Шампанское. Чаще всего покупались полусладкое и брют..
2. В нашем доме сухого я не встречал ни разу. Как-то не пользовалось оно у нас популярностью в семье.
3. Неизменные друзья и завсегдатаи праздничных столов). В последние годы СССР водка в длинных бутылках была все более дефицитной. Да еще и с закручивающейся пробкой.
4. Один из представителей винной классики
5. Болгарское каберне.
6. Бренди из Болгарии. Будучи студентами, мы его по какой-то причине очень даже жаловали. Может из-за невысокой цены.. не помню.
7. Тот самый Амаретто. Его просто пили)
8. Так же как пили чистоганом и кубинский ром. Какие там мохито…
9. Спирт Рояль в какой-то момент был очень популярным, часто заменяя водку. Разбавлялся в нужной пропорции и переливался в водочную бутылку.
10. Мегаклассика 90‑х. Реклама сделала эту водку одной из самых популярных за очень короткое время. Подмигивающего с этикетки бородатого мужика знали все
11. Еще одна классика 90‑х. Смирнофф – это было круто. И не важно – он был настоящий или паленый. Главное – этикетка.
12. Еще один продукт рекламной популярности – водка Белый Орел
13. 30-ти градусная израильская стопка была с разными вкусами – лимон, дыня, что-то там еще. Помню 1 сентября 1996 года. Мы отмечали заезд в общежитие студентов ХАИ. Дынной стопкой под арбуз… Я очень долго не мог смотреть ни на дыни, ни на арбузы..
14. Одна из многочисленных FF-ок…
15. Ну и тема великодержавия тоже была очень популярна
16. А эту водку человек назвал своим именем, благодаря чему и стал известен по всей стране…
17. Конечно же, как я мог забыть? Коньяк Napoleon. Продукт сотрудничества французского производителя коньяков Camus с СССР, в результате которого Camus Napoleon стал символом, олицетворяющим французский коньяк. Ну а позже этих Наполеонов развелось как и водки – миллион названий.
18. Винная классикая 90‑х. Болгарское белое вино Монастырская Изба
19. … и красное «Медвежья кровь»
20. Топовая позиция хорошего застолья. Считавшийся очень крутым Абсолют
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Алкогольные хиты 90-х. А вы их помните?
Спирт Royal 96%
Происхождение: спирт для технических нужд из Голландии. По слухам, в основном производился в Польше, как и множество другой нелегальной продукции, откуда пошел термин «паленый».
Секрет популярности: во времена «Сухого закона» алкоголь стал одной из теневых валют, его пытались добывать даже из денатурата. К началу 90-ых правила были смягчены, но в стране был катастрофический дефицит водки, ее продавали по талонам. Royal появился в 91-ом и стал первой доступной альтернативой продукции вино-водочных заводов СССР. В силу своей дешевизны оставался широко популярным до введения акцизов в 96-ом году.
Органолептические качества: Спирт разбавляли в пропорции 1:2, чтобы получить крепость в 40 градусов. Без присадок и добавок даже нормальный этанол в смеси с водой довольно сложно употреблять. Не говоря о поддельном спирте. Как правило, в эту смесь обязательно что-нибудь добавляли.
Дополнительные ингредиенты: В то же самое время широкое распространение получили сухие соки: Zuko, Yupi, Invite. В пакетик с порошком предлагалось «просто добавить воды». Добавляли естественно и спирт. Дешево и сердито.
Самопальные фруктовые ликеры и водки 25-45%
Происхождение: маркировка о месте происхождения была произвольная.
Секрет популярности: первые российские бизнесмены осознали магическую силу маркетинга: одно дело, когда потребитель сам дома разбавляет порошок водой сахаром и спиртом, совсем другое, когда ту же самую смесь он покупает в красивой бутылке с яркой наклейкой и каким-нибудь веселым названием латинскими буквами. Так, например, известен рецепт российского Baileys того времени: спирт, вареная сгущенка, яичные желтки. Подобная продукция также исчезла в 95-ом.
Органолептические качества: одно из недавних исследований показало, что даже специалисты по-разному оценивают вкус вина в зависимости от его цены: чем дороже напиток, тем вкуснее по умолчанию он кажется. То же самое касается и оформления: привыкшим к однотипным бесцветным этикеткам советским гражданам все яркое по умолчанию казалось привлекательным и вкусным.
Дополнительные ингредиенты: Достойным сопровождением подобного напитка были широко распространенные в то время фруктовые бабл-гамы: Mamba, Love is, Donald Duck.
Ликер Amaretto 21-30%
Происхождение: Италия, Польша.
Секрет популярности: в 93-94 гг. в некоторых торговых точках можно было найти около двух десятков разновидностей известного бренда. Характерным признаком была квадратная бутылка. Возможно, пользовался спросом, потому что считался романтическим напитком и часто покупался для свиданий. Будучи сладким и довольно крепким довольно быстро действовал на женщин. Однако понять, почему именно миндальный вкус стал таким безотказным орудием соблазна — сложно.
Органолептические качества: темно-коричневый сладкий алкогольный напиток с горьковатым привкусом и запахом миндаля. Естественно подделывался в огромных количествах. Пить его теплым и вчистую было довольно сложно, но это никого не останавливало.
Дополнительные ингредиенты: лучшим дополнением к бутылке Amaretto была еще одна иностранная сладость: батончик Mars или Snickers.
Водка Rasputin 40%
Секрет популярности: совершенно невероятная для того времени реклама, которая вполне неплохо смотрится и сегодня. Ролик 1993 года, в котором «волшебный» голографический портрет Распутина подмигивал потребителю в доказательство подлинности продукта, стал настоящей классикой. Однако голография не спасла марку от пиратов, что подорвало доверие покупателей к ней. Стоит отдельно отметить, что бренд до сих пор имеет высокую узнаваемость в России.
Органолептические качества: никто не помнит, поскольку во время распития принято было обсуждать подмигивающего бородача.
Дополнительные ингредиенты: В то же время распространилась практика запивать водку лимонадом. Самой знаменитой после Pepsi и Coca некоторое время была «Херши-кола».
Smirnoff 40%
Секрет популярности: в противоположность 10-м годам нынешнего столетия, в конце 80-х и в начале 90-х прошлого надпись Made in USA была лучшей рекламой любому товару. Название Smirnoff подкупало еще и тем, что это была русская фамилия как бы натурилизованная и получившая признание за океаном. Сюрреалистическая реклама тоже сыграла важную роль.
Органолептические качества: никто не обращал внимание, главным была бутылка — знак успеха и нового времени.
Дополнительные ингредиенты: в 92-м непременным атрибутом приличной пьянки была сырокопченая колбаса и какой-нибудь экзотический фрукт, скажем, ананас.
Вино «Монастырская изба» и «Медвежья кровь» 10%-11%
Секрет популярности: После того, как в Грузии началась гражданская война, в магазинах практически исчезло вино оттуда, заменявшее в то время дешевое испанское и чилийское. В какой-то момент купить что-то нормальное было просто невозможно: это был или портвейн, или какое-то пойло. Между тем, в больших городах всегда хватало любителей вина. На фоне других «Монастырская изба» и «Медвежья кровь» выгодно выделялись соотношением цена-качества.
Органолептические качества: тогда это казалось вполне приличным полусухим вином.
Дополнительные ингредиенты: черный чай и песни под гитару.
Сангрия 7-9%
Происхождение: Испания, Германия, Болгария.
Секрет популярности: похожий на компот легкий алкогольный напиток хорошо пошел среди молодежи, особенно среди тех, кто любил посидеть в компании, но не любил напиваться, как изящная альтернатива пиву. Другое важное достоинство: бутылка полтора литра или даже два литра стоила, как обычные 0,7.
Органолептические качества: винный напиток с фруктовым ароматом и минимальным похмельным эффектом. Уже через много лет выяснилось, что это испанский рецепт для изнурительной жары, фрукты и много льда добавляются непосредственно перед употреблением.
Дополнительные ингредиенты: виноград, фрукты.
Вермут «Букет Молдавии» 16%
Вермут «Букет Молдавии» 16% Происхождение: Молдавия.
Секрет популярности: года до 97-ого крепленое вино было представлено исключительно традиционными «777» или «Агдамом» в розлив. При этом, как выяснилось, недоступные Martini и Campari — это тот же вермут, то есть «Букет Молдавии» почти благородный напиток. Он оказался идеальным для умеренных пьянок: и приличную девушку угостить не стыдно и напиваются все не так быстро и мрачно. Место «Букета Молдавии» во второй половине десятилетия успешно занял Salvatore и другие недорогие вермуты.
Органолептические качества: сладкий напиток с приятным травяным вкусом. Важная особенность: продавался в литровой таре. Бутылка без закуски на двоих имела гарантированный эффект.
Дополнительные ингредиенты: жареные пельмени, шоколадка «Аленка».
Gin&Tonic 6-7%
Происхождение: Финляндия, Польша, Россия.
Секрет популярности: другая важная потребительская проблема начала 90-ых — дефицит легкого дешевого алкоголя. Пиво — мужской напиток, девушкам нужно что-то более изящное. На эту роль отлично подошла баночка с можжевеловой газировкой. «Джин-тоник» был самым популярным алкогольным коктейлем у старшеклассниц задолго до «Яги».
Органолептические качества: углекислый газ, легкий синтетический елочный запах и горьковатый вкус, которые хорошо скрадывали резкость алкоголя. Одной банки после школы вполне хватало, чтобы запьянеть, после двух еще в тот же день успевала поболеть голова.
Дополнительные ингредиенты: длинная ментоловая сигарета.
«Балтика» №№3 и 4
Секрет популярности: пиво — священный грааль позднесоветского любителя выпить. Западное пиво тем более. В 90-ом Баночка Tuborg или Heineken ценилась больше бутылки водки. После крушения СССР хмельное из Европы появилось в свободной продаже, но стоило поначалу довольно дорого. «Тройка», которая не уступала иностранным аналогам, если не превосходила, стала настоящей революцией и в немалой степени положили начало успеху отечественного пивоварения. Второй революцией стала «четверка», поскольку до этого в стране практически не продавалось темное пиво.
Органолептические качества: обычное советское «Жигулевское» как правило было довольно противным на вкус. «Балтика» №№3 и 4 поначалу казались совершенно фантастическими. Автором зафиксированы случаи, когда первая бутылка этого пива употреблялась на троих так, словно это был хороший коньяк.
Дополнительные ингредиенты: к темному пиву — светлое и наоборот.
P.S Ну и подборка менее популярных, но не менее «душевных» напитков. Без комментариев.
Легенды алкопрома! Славные 90 ые!
Привет читающим!
Хочу открыть новую тему о знаковых напитках на советском и постсоветском пространстве! В качестве дебютирующего продукта, речь пойдёт о…»лице» 90х!
Спирт Рояль (ROYAL)!
Как известно, водка во второй половине 80-х была редкостью. Желтые талончики выдавались, их можно было отоваривать в ближайшем винно-водочном магазине — но где ж там взять водку? В принципе, существовали мифические таксисты, которые продавали водку дорого (по 10 руб. за бутылку), но зато в ночное время (круглосуточных магазинов тогда еще не существовало). И в итоге случилось то, что часто происходит с дефицитными вещами, — водка стала валютой! За водку можно было то, что нельзя было за деньги. Например, пригласить трактор на дачу или купить машину навоза. Или наконец-то заманить сантехника к себе домой. Или сварить стальную дверь. Естественно, водка стала иметь ценность даже в тех семьях, где никто и не пил.
И вот прошли 80-ые и с приходом 90-х, в их первой половине, (примерно в 1992 году) появился голландский спирт «Royal» (в простонародье – «рояль»; когда народ хотел выпить, говорили «ударим по клавишам»), да еще и в свободной продаже, да еще и в больших бутылках!
В журналах и газетах в изобилии публиковались статьи, рассказывающие, чем настоящий «рояль» отличается от «паленого» (это слово появилось в то же времечко и означало фальсифицированное винно-водочное изделие). В то время никто не задумывался о реальном предназначении этой «жидкости».
Одни говорили, что переведя инструкцию к спирту, в тексте обнаружили, что это жидкость для мойки стекол – окон. Другие утверждали, что это все ерунда и настоящее предназначение этого «музыкального инструмента» — быть жидкостью для разжигания костров и каминов. Третьи придумывали еще невероятнее истории, но первые две укоренились и шли «рука об руку», соревнуясь между собою. Ну а страна, не задумываясь над тем, что они пьют, «ударяла по клавишам» в полную силу – свадьбы, юбилеи, дни рождения, похороны и др. поводы, когда в России употребляется спиртное. Да и почему – «поводы» — чаще «по клавишам» били и без повода!
Вообще весь продаваемый в магазинах и ларьках «Рояль» можно было разделить на три вида: С запахом жжёной резины, со вкусом шампуня и вообще без запаха и вкуса, но с опалесценцией (это такая волшебная муть, которая не осаждается).
«Рояль» потребляли по-разному! Просто разводили с водою из-под крана. Приносили специально воду из природных источников – ключевую, аргументируя это тем, что вкус получался совсем другой – без привкуса хлора. Хотя запах жженой резины мне кажется никаким хлором нельзя было перебить.
Настаивали на марганце, кедровых орехах, кидали в разведенный спирт таблетки с активированным углем, пропускали разведенный «раствор» через бытовые фильтры – тогда были такие настенные – «Родник». Настаивали на ягодах – лесных и садовых – делая «крепленые настойки» — короче страна «играла» на полную катушку!
Так и жили – каждый изгалялся так как мог. Но, вот самым я думаю распространенным было сочетание разведенного спирта «Рояль» с еще одной легендой середины 90-х – сухими, концентрированными соками – «Зуко», «Юпи», «Инвайт» — не знаю продаются ли сейчас они, но тогда прилавки просто ломились от изобилия сего «иностранного лакомства».
Ну так вот – чтобы хоть как-то заглушить запах жженой резины, от этого «пойла» — в приготовленный «раствор» высыпался один или два пакетика сока-концентрата. Сегодня, когда мы уже благодаря таким передачам как «Среда Обитания», да и вообще телевидению, интернету и прессе стали «мудрёнее» во всяких там вопросах – «что полезно, а что нет» — мы можем осознать какое «зверское питие» мы готовили – бедная наша печень! Но это сегодня, а тогда – тогда в 90-е, вся страна, жутко соскучившаяся и изголодавшаяся по водке, тоннами потребляла этот «музыкальный спирт» в сочетании с «сухим соком»! Тогда еще и шутка появилась – «Разведу рояль с сухим соком и приглашу в гости резиновую женщину…».
По цене это получалось крайне дешевое «питье», ибо никаких акцизов и проч. никто не платил. Спирт скупался в огромном количестве и вызвал поток подделок, в том числе, опасных для здоровья. «Акцизы» платили люди – своею жизнью и здоровьем – ох помню отравилось этим «Роялем» людей-то, но меньше пить его не стали! Куда там!
Поток спирта начал иссякать примерно в середине 90-х, когда государство решило наконец немного подрегулировать рынок. Завалявшиеся остатки «роялей» народ стал использовать в сугубо технических целях, например, для очистки холодильника от наклеек которые туда «определило» драгоценное чадо.
Использован материал взятый тут
От себя лично, хочу добавить…то время, время рояля и прочих атрибутов постперестройки для меня определяются словами…Как вспомню, так вздрогну))))!
Кто ещё, засвидетельствовал рояльное время?))))
Всем крепкого здоровья!