что писал христос на песке
Что писал Иисус Христос на песке
«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин.).
Благая Весть об Иисусе Христе поколениями передавалась из уст в уста; записано Евангелие было лишь спустя десятилетия. И вот же зачем-то надо было пересказчикам упоминать о том, что Иисус, в то время, когда явилась толпа, влекущая на суд согрешившую женщину, «наклонившись низко, писал перстом на земле». И не раз, заметьте, а дважды это отмечено.
Люди, которые привыкли видеть в Иисусе подобие назидательного академического гомилета, должны недоумевать: то, что Он, наклонившись, что-то писал перстом, сказано, а о том, что именно Он писал, ни слова.
Когда Иисус разговаривал с самарянкой, рядом никого не было, и, тем не менее, их разговор передан с буквальной точностью, как будто кто-то за ними подсматривал и их подслушивал. Здесь же было полно народу – как же никто не увидел, что выводили на песке персты Сына Божия?
Напрашивается ответ: неважно, что они выводили. Что писалось безотчётно, то Он и писал.
Когда мы сидим на каком-нибудь унылом собрании, наша рука сама тянется к карандашу и потом рисует в блокноте каракули. Для Иисуса Христа эта толпа возбуждённая не была ли подобием такого же бессмысленного собрания? Вот Он и писал перстом на песке что-то такое же безотчётное.
Где написано, что Христос писал на земле, когда привели блудницу?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Мир Вам! Подскажите, пожалуйста, в каком Предании говорится о том, что Христос писал на песке грехи фарисеев, которые привели к Нему блудницу для суда? Спасибо!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Впоследствии некоторые из них были записаны. Например, вот что пишет, толкуя 8 главу Евангелия от Иоанна, в которой записана упомянутая Вами история, святой Августин:
«Ведая это, Господь Иисус, склонив голову, чертил на земле. Что же Он чертил, если не богодухновенные слова пророка Иеремии об Иехонии: «Земля, земля, запиши» (ср. Иер 22:29-30) этих мужей отвергнутыми?
Когда иудеи требуют наказания, их имена записываются на земле. Когда обращаются с просьбой христиане, не на земле, а на небе записываются имена верных. На земле записываются отвергнутые Отцом, искушающие Его и оскорбляющие Творца спасения» (Письмо 50, к Студию).
Когда искусители задали вопрос: “Ты что скажешь?”, наступила мертвая тишина. Тишина среди собравшегося народа. Тишина среди судей грешной женщины. Тишина с затаенным дыханием в душе жены-грешницы. Великая тишина наступает в больших цирках, в которых укротители зверей выводят укрощенных львов и тигров и приказывают им по своему желанию исполнять разные движения, номера и положения. Но перед нами находится не укротитель зверей, а укротитель людей, обязанность значительно труднее первой. Ибо часто гораздо труднее укротить сделавшихся дикими от греха, чем укротить диких от природы. “Ты что скажешь?”, еще раз продолжали наступать на него горящие злобой, искаженные лица.
Тогда Законодатель нравственности и человеческого поведения наклонился к земле, заравнял ладонью пыль и «писал перстом на земле» (Ин 8, б). Что же Господь писал на пыли? Евангелист промолчал об этом и не записал. Это было слишком отвратительно и гнусно, чтобы быть записанным в Книге Радости. Но осталось это в Предании, и это было страшно. Господь писал нечто неожиданное и поразительное для старейшин, обвинителей жены-грешницы. Он перстом по земле открывал их тайные беззакония. Ибо эти ловцы чужих грехов были искусны в сокрытии собственных грехов. Но напрасно скрывать что-нибудь от очей Всевидящего.
М(ешулам) похитил церковные драгоценности — писал перст Господень на пыли;
А(шер) совершил прелюбодеяние с женой своего брата;
Ш(алум) ложно поклялся;
Е(лед) ударил своего отца;
А(марих) присвоил имущество вдовы;
М(еррари) совершил содомский грех;
И(оел) покланялся идолам.
И так подряд писал на пыли страшный перст Праведного Судии. А те, к кому это относилось, наклонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. От страха они дрожали. Они не смели посмотреть в глаза один другому. О жене-грешнице они больше не помышляли. Думали только о себе и о своей смерти, которая была написана на пыли. Ни один язык больше не мог повернуться, чтобы произнести этот неприятный и лукавый вопрос: «Ты что скажешь?». Господь не произнес ничего. То, что так грязно, заслуживает только, чтобы быть написанным на грязной пыли. Другая причина, почему Господь писал на пыли, еще большая и чудесная. То, что пишется на пыли, быстро стирается и не остается. Христос не желал, чтобы их грехи разглашались всем и каждому. Если бы Он этого хотел, Он бы их объявил перед всем народом и, обвинив их, довел бы их до побиения камнями, согласно закону. Но Он, незлобивый Агнец Божий не помышлял о мести или смерти тем, которые готовили Ему тысячу смертей и которые больше хотели Ему смерти, чем себе вечной жизни. Господь хотел только их направить, чтобы думали о себе и о своих грехах. Он хотел напомнить им, чтобы под бременем своих беззаконий они не были строгими судьями чужих беззаконний. Только этого хотел Господь. И когда это было исполнено, пыль снова была заравнена, и написанное исчезло».
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Читайте также:
М. Журинская. Христос и грешница.
На заставке: «Христос и грешница» («Кто без греха?») (фрагмент). В. Поленов. 1888
Что Господь Иисус Христос писал перстом на песке?
Кто принесет нам радость в эту долину слез?
Се, радость приходит от истины. Кто нам явит истину среди капканов лжи, в которые мы попадаемся на каждом шагу?
Се, радость приходит от справедливости. Кто есть тот, кто в силах установить справедливость от земли до небес, чтобы светила она всем рожденным от жен, чтобы светила им и радовала?
Еще радость приходит от милосердия. Кто выведет милосердие из царства сказок и человеческой мечты и сделает его реальностью, что сильней злобы и жестокости?
Еще радость приходит от жизни; где же тот истинный свидетель жизни, которая лучше медленного умирания, присвоившего себе имя жизни?
Вот четыре вопроса, которые недавно поставил передо мной один простой несчастливый человек, каких много в больших городах. Не философ, который специально изучает глубинные тайны и загадки бытия; не нищий, которого нищета и одиночество заставили задуматься о лишениях, а самый обыкновенный человек, здоровый и благополучный. Весь его облик выдавал в нем человека вполне благополучного, но он чувствовал себя несчастным и на исповеди плакал от отсутствия радости жизни.
Эти вопросы задают себе и многие и многие души, живущие на земле. Не сомневаюсь, что такие вопросы задаете себе и вы, те, кто сегодня вновь стоит перед иконостасом, на котором изображен образ Царя и Господа в окружении Его воинства Ангелов и святых. Одна только Церковь знает ответ на эти вопросы, и она должна и хочет на них ответить, открыто и ясно ответить устами своих служителей.
Ответ краток: один только Христос, Сын Бога живого, Носитель, Источник, Открыватель и Залог истинной радости, к которой стремится каждая человеческая душа.
Может быть, вы знаете то, чего не знаю я? Может быть, вы знаете о том, что хоть когда-нибудь, хоть кто-нибудь из учителей народа назвал свое учение – Радостной вестью?
Индийцы назвали свои лучшие книги – Веды, что значит Знание. Будда назвал свое учение – Путь, ибо он проповедовал путь, а не цель, бесцельный путь в бесцельное – ничто. Египтяне свою мудрость именовали Книгой Мертвых. Указания Магомета названы его последователями – Коран, что значит просто «книга».
Рождество Спасителя в Вифлееме возвестил пастухам Ангел словами: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» ( Лк. 2:10 ). И хор небесного воинства приветствовал Его пришествие в мир песней радости «Радуйтесь и веселитесь» ( Мф. 5:12 ). И в последнем Своем обращении к ученикам Он вновь говорит о радости: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин. 15:11 ). А о том, что Он принес не сиюминутную, но вечную радость, говорят Его слова: «. и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин. 16:22 ).
Апостолы Христовы, прежде простые рыбаки, а позже духовные князья мира, были настолько обильно напоены этой таинственной радостью, влитую в них личностью и учением их Учителя и Господа, что невозможно объяснить ее никому, никому в мире, кто этой радости не испытал. Апостол Иоанн пишет верным о цели своего писания и говорит: «. сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» ( 1Ин. 1:4 ). Апостол Петр описывает радость верующих во Христа и говорит: «Радуетесь радостью неизреченною. » ( 1Пет. 1:8 ). Апостол Павел, исповедник и мученик за Христа, писал верным: «Радуйтесь и паки говорю, радуйтесь» ( Флп. 4:4 ), а об апостолах написано, что «они пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян. 5:41 ).
Что это за радость? Радость, а не наслаждение. Наслаждение не упоминается в Святом Писании, когда говорит оно о праведниках. Наслаждение знают и свиньи в канаве, но радость, кроме человека, никому не ведома.
Это, братья, та радость, которую принес на землю Господь Иисус Христос и которую не отнять у земли. Это неиссякаемая струя Божественной радости, которая непрестанно струится от Бога живого Христа Спасителя через Духа Святого и живит, и животворит мир, и делает христианство непобедимой силой. Это радость от явления истины, от воскресшей и вознесенной до небес, словно огненный столп, правды, от неиссякаемой милости и от бессмертной жизни. Радость от реальности, которую открыл нам Господь, а не от призрачных снов и красивых сказок. Эта радость предназначена праведникам, и не только праведникам, но и кающимся грешникам. Ибо слышали вы из светлейших уст и такое слово: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках. » ( Лк. 15:7 ). Видите ли вы, как небеса радуются тому, чему радуется всякое чистое сердце и на земле!
Се Господь и делами свидетельствовал эту небесную радость о кающейся грешной душе. Вот пример: некто из фарисеев позвал Господа на трапезу (см. Лк. 7:36 ). И милосердный Господь принял приглашение, не заботясь о том, что Ему придется перешагнуть порог дома грешника. Хозяин позвал избранных людей, он причислял к ним и себя. Он причислял к избранным и праведным тех, кто исполнял внешние законы, и кого было трудно уличить в преступлении. Этот хозяин ни за что не позволил бы, чтобы какая-нибудь грешная душа появилась в тот момент в его доме. И внешне все было благополучно, и трапеза шла обычным порядком.
Но Промысл Божий ткет свое полотно на удивление человеку. В доме фарисея неожиданно появилась женщина, известная грешница. В ее руках был сосуд с дорогими благовониями. Горько раскаиваясь в грехах, она упала на колени и плакала у ног Иисусовых. Ее слезы падали на ноги Спасителя – на Его пречистые ноги, которые фарисеи вскоре пронзят гвоздями – она отирала их своими волосами и миром из сосуда мазала. А Господь, благой и всевидящий, мирно сидел. Мирно сидел. Не противился. Он смотрел, кто что делает и кто что мыслит. Смотрел на людские помыслы. Глядя на это, хозяин насмешливо подумал о Хозяине мира: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» ( Лк. 7:39 ). О как ты ничтожна, дутая правда гордых! О самодовольная правда, как можешь ты оскорбить того, кому воздаешь внешние почести! О безрадостная правда самозванных праведников! Как глубоко ты вонзила свои когти и в наш святосавский 6 град! Сколько твоих грешников и грешниц хотели бы подняться из кала греховного и вознестись к небесам, но ты не позволила им!
Прозрел Всевидящий Господь грешную и насмешливую мысль в душе хозяина, и обличил, и поучил его, как вы читали об этом в Евангелии, а потом повернулся и сказал раскаявшейся грешнице: «Прощаются тебе грехи. вера твоя спасла тебя, иди с миром» ( Лк. 7:48–50 ).
Вот радость несказанная, о которой говорят апостолы. Вот радость, вытекающая из истины, ибо Тайновидец Господь прозрел покаянную душу грешницы, прозрел то, что было сокрыто от людей. Вот радость, изливающаяся из правды, ибо Господь оправдал грешницу, которую весь мир осудил. Вот радость, вытекающая из милости, ибо Милостивый Творец простил грехи покаявшемуся творению Своему, простил покаянному омытому слезами сердцу. Вот радость жизни, ибо Животворец вернул к жизни душу, которую весь мир счел умершей.
Вы, кто гнушается войти в дом грешника, две души губите – свою, ибо гнушаетесь того, чего не гнушался Царь Царей, и душу ближнего, ибо презрением делаете его еще хуже и грешнее. Вы, кто гнушается принять грешника в своем доме, две души губите – свою, ибо отвергаете пример Христа, и душу своего ближнего, перед которым закрываете двери и утверждаете его этим на пути греха.
В древнем православном Царстве Сербском на Славах 7 сербские вельможи ставили несколько круглых столов – «софр» – «Первая софра – светлым господам. Вторая софра – нищим и убогим».
Наши предки почитали дом как святыню и поэтому воздавали почести всякому, кто входил к ним в дом, был ли он богат или беден, праведник или грешник. Так же в храме Божием не смотрят на звание и состоятельность, на внешние богатство и украшения или лохмотья, а смотрят на самого человека. Поэтому есть у сербов чудесная пословица: «Гость – хозяин в доме». Предки наши знали, что странноприимство – заповедь Божия. И если сербы исполнили хоть одну заповедь Божию, то заповедь о странноприимстве исполнили сполна. За лохмотьями нищего могут скрываться Ангелы Божии. Так верил сербский народ, тот народ, который в своем верном библейском видении всюду искал и находил знаки неба на земле. Как принимали людей Божиих, так принимали и грешников. И на грешника смотрели как на убогого, Божьего, ибо, если убогий убог внешне, своими лохмотьями, то грешник убог внутренне – недостатком добродетели. Калеки и нищие – это люди, не имеющие здоровья и богатства. Разве грешники – не калеки и не нищие? Разве не калеки и нищие те, у кого нет духовного богатства и здоровья? Пусть грешники укрывают свое духовное убожество золотом и шелками, ничто им не поможет. Душевные язвы лечатся бальзамом не из золота и шелка, а совсем иным, а это, говорю вам, та духовная медицина, которую Спаситель людей принес с небес. Фарисейский метод оправдывать себя, осуждая других, здесь бесполезен. Уклонение от грешников не сделает тебя праведным, но в очах Божиих будешь еще грешнее.
Однажды восстали на благого Христа книжники и фарисеи, говоря ученикам Его: зачем едите и пьете с грешниками? На этот укор Господь дал неопровержимый ответ – не здоровые нуждаются в лекаре, но больные. Здесь умолкают все уста. Но остается вопрос, кто же болен? Только ли известные, явные грешники или еще кто-то?
Фарисей, пригласивший Господа на трапезу, брезговал этой явной грешницей. Но ведь Господь не брезговал им, тайным грешником, и потому грешником более тяжко больным, чем была та женщина. Ибо всем известная грешница каялась, и плакала, и перерождалась в слезах, становясь праведницей. Тот фарисей же гордился своей законнической праведностью, или вернее сказать, ловкостью в сокрытии своих грехов. О братья мои, то «что высоко у людей, то мерзость перед Богом» ( Лк. 16:15 ). Вот, что сказал Он, Прозорливый и Всезнающий. Берегитесь, братья мои, тайных грехов, а явных, знаю, бережетесь. И еще говорю вам: блаженны явные грешники и грешницы, ибо их унижение и одиночество приведет их к Богу и покаянию. Блаженны они, если покаются и перестанут грешить. Их явные грехи мир уже осудил, а Господь не осудит. Но горе ловкачам, скрывающим грехи, горе им! Ибо то, что они скрывают в себе от людей, видит Бог. И когда люди с почестями проводят таких из этого мира, Ангелы Божии отвернутся от них, отвернутся от удушающего смрада долго скрываемых и не исцеленных душевных язв.
Приидите же, чтобы присутствовать при величественном зрелище и научиться. Чтобы научиться и понять, чада Божии, Кто источник неизреченной радости, той радости, которой радовались апостолы и мученики Христовы.
Приидите и вы, грешники, ибо к вам сие особенно относится. Приидите к устам, которые вас не осуждают, приидите к деснице, которая вас милует, предстаньте пред очами, которые вас оплакивают. Приидите к Царю, все вы, больные и убогие духом, чтобы Он возвел вас в духовное дворянство, облек вас в царскую багряницу, венчал ваши главы царскими венцами, посадил рядом с Собой за трапезу вместе со Своими святыми Ангелами. Приидите, и услышите, и увидите, как Он, Всемилостивый, поступает с грешниками, чтобы радость осветила ваши сердца.
Однажды утром благой Господь сидел перед Иерусалимским храмом и питал Своим райским учением многие алчущие души. И весь народ шел к Нему (см. Ин. 8:2 ). О вечной радости говорил Господь народу. О вечной радости праведника в вечном Небесном Отечестве. И народ услаждался божественными словами, словно медом. И горечь многих огорченных, злоба многих озлобленных таяли, словно снег на солнце. И кто знает, сколько бы продолжался этот прекрасный диалог любви и мира между небом и землей, если бы не случилось нечто неожиданное. Человеколюбивый Мессия не уставал бы учить народ, а боголюбивый народ неутомимо внимал целительной и чудесной Мудрости.
Но случилось нечто ужасное, варварское, жестокое. И это нечто, конечно же, исходило, как и по сей день исходит, от книжников и фарисеев. Всегда, когда народ наслаждается миром и гармонией в Боге, появляются книжники и фарисеи, ничтожные вожди, чтобы вместе со своим союзником – дьяволом нарушить этот мир и внести хаос в божественную гармонию, непонятную и бесполезную их отупевшим и пустым душам.
Что же сделали книжники и фарисеи? Победили непобедимое войско? Или поймали разбойничьего главаря? Нет. Они притащили несчастную женщину, грешницу, взятую в прелюбодеянии, тащили ее с оглушительными криками и, гордо и победоносно поставив ее перед Христом, сказали: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» ( Ин. 8:4–5 ). Вот как поставили вопрос тайные грешники, ловцы чужих грехов и свои ловко скрывающие. Испуганный народ расступился, давая старейшинам довести до конца свой злой план. Некоторые в страхе разбежались, они не могли вынести этого ужасающего крика после благой беседы Господа, Который говорил о жизни и радости, когда как эти крикуны призывали к убийству. Господь сеял радость и веселье во всех сердцах, и семя всходило из них, как из доброй земли, а народные старейшины били по нежным всходам, словно град.
Разве сейчас не видите, какая темная градовая туча нависла над грешницей и над Безгрешным? Все присутствующие ожидали одного из двух, или Господь по милосердию Своему освободит грешницу и этим нарушит закон, или же исполнит закон и скажет – делайте так, как написано в законе, и этим нарушит собственную заповедь о прощении и милосердии. В первом случае Он был бы осужден на смертную казнь, во втором же был бы осмеян и посрамлен. Может быть, в этой толпе были такие, кто, затаив дыхание, ожидали от Иисуса чего-то третьего, великого и неизвестного. Это могли быть те, кто уже присутствовал на прежних испытаниях Христа злобными и скудоумными начальниками. Снова, здесь, эти же искусители, снова та же клика, которая занималась ловлей грешников в свои сети, снова те же кровожадные, которым кровь пророка слаще крови любого грешника. «Ты что скажешь. » Когда искусители поставили этот вопрос «Ты что скажешь?», наступила полная тишина. Тишина среди народа, между судьями и грешницей, и у нее перехватило дыхание.
Тишина наступает всегда, когда на цирковых аренах укротители заставляют львов и тигров выполнять команды, делать все, что они прикажут. Но сейчас перед нами стоит не укротитель диких зверей, а укротитель людей – призвание куда труднее первого, ибо много труднее укротить одичавших от греха людей, чем диких от природы животных.
«Ты что скажешь?» Перед белокаменным храмом стоял Тот, Который больше храма ( Мф. 12:6 ), вся площадь была заполнена людьми, негде было бы упасть яблоку, плечо к плечу, в полной тишине взоры устремились на Него. Никто в этой массе народа и думать не мог, что ответ, который Он даст в эту минуту, в этот солнечный день, пред храмом премудрого царя, стоя рядом с несчастным и грешным человеческим существом, которому через несколько минут предстояло быть раздавленным, разорванным на части, превращенным в месиво крови и мяса, никто, повторяю, никто не мог предположить, что Его ответу суждено будет звучать столетиями, что он станет вечным. Никто не мог подумать, что Его ответ на протяжении девятнадцати веков будут повторять с благоговением, удивлением и радостью в нашем городе, в Константинополе, в Риме, в Лондоне, в Нью-Йорке, в Токио, во всех концах земли. Только Он один знал об этом. Только Он один знал, что в этот час и в этом месте присутствуют не все Его слушатели. Только Он один знал, что Его тогдашний ответ услышат и будут повторять и в нынешнем поколении христиан XX века миллионы человеческих душ. А где те миллионы, миллиарды христиан, которые слышали и повторяли его до нас? Только Он, Всезнающий, знал, что Его тогдашний ответ станет нравственным законом поколениям, племенам и народам до конца времен.
Какое-то мгновение Господь молчал, молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «не смотрите на своих ненавистников и искусителей». Думал и молчал. Его образ мысли был иным, чем наш. Его размышление было созерцанием, духовным созерцанием. Он созерцал духом сокрытые тайны бытия, тайные предметы, тайны человеческих душ. Возвышенные тайны небес, глубокие тайны земли, далекие тайны времени и пространства. Я верю, что он в эту минуту видел и нас, собравшихся сегодня в этом храме, чтобы вспомнить и рассказать об этом событии. Когда все увидел, все прозрел, постиг духовным зрением всю историю тварного мира, ответ был готов. «Ты что скажешь?» Снова подступили к Нему фарисеи, с искаженными от злобы лицами.
Тогда Законодатель нравственности, наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и «писал перстом на земле». Вот то, третье, неожиданное, удивительное, драматически напряженное. Что писал Господь на земле? Это было слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Но, если евангелист не хотел донести до нас эти слова, мы находим подтверждение им в народном предании. Из предания мы узнаем, что именно Он писал перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он перечислял их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.
«Мешулам похититель церковных сокровищ» – перстом по земле писал Господь.
«Ашер – совершил прелюбодеяние с женой брата своего».
«Амарнах – присвоил имение вдовы».
«Мерари совершил содомский грех».
«Иоиль – поклонялся идолам».
Вот радость несказанная! Вот радость истины, ибо Господь открыл истину заблудшим. Вот радость правды, ибо Господь сотворил правду. Вот радость милости, ибо Господь явил милость. Вот радость жизни, ибо Господь сохранил жизнь. Все это – Евангелие Христово, все это Радостная Весть, одна из страниц Книги Радости.
Тот, кто хочет вкусить этой радости, незнакомой фараону египетскому и кесарю римскому, должен перестать грешить. Ибо грех – причина печали и убийца радости. Особенно опасен грех плотский, который совершила женщина-грешница. Что такое плотский грех? Этот грех ставит на службу себе все остальные грехи – клятвопреступление, клевету, воровство, непочитание родителей, убийство, отрицание Бога и, наконец, самоубийство. Совершающий плотские грехи почитает свое тело и не почитает Бога, Создателя тела. Найдется ли на всем свете безумный правитель, который использовал бы самую дорогую колесницу для перевозки мусора? Наши тела – драгоценнейшие колесницы, которые создал Господь на земле, из земли для того, чтобы в них путешествовали царские дети, царские души. Кто совершает плотский грех, тот, в безумии своем, употребляет эту драгоценную колесницу для перевозки мусора.
В Америке есть одно прозрачное озеро, индейцы назвали его Вода Смеха или Вода Радости. Это озеро очень известно и воспето во многих поэмах. Вода в нем никогда не возмущается и никогда и не стоит, но всегда трепещет, трепещет, трепещет, тихо и нежно, как будто смеется. Поэтому индейцы называют его Вода Смеха. В него любит смотреться солнце, в нем яснее видны звезды и луна. Леса вокруг озера в отблесках воды приобретают волшебную красоту. Говорят, что нигде нет сосен и елей прекраснее, и нигде птицы не поют веселее, чем на берегах этого озера. Все создания земли и неба, когда склоняются над ним, выглядят светлее, добрее и разумнее, чем в реальности. Говорят, что над этим озером всегда звучит легкий переливистый смех, тихий и удивительный, днем и ночью, зимой и летом. Помню, как стоя на берегу этого озера, мы вдруг испытали неожиданную неизъяснимую радость. Кто бы ни посмотрел на свое отражение в его водах, на его лице неизменно появлялась улыбка. Но когда я задумался и представил себе, что может произойти в будущем, меня охватила грусть, ибо представилось мне, что эти прекрасные сосны когда-то засохнут, власть смерти и тленность оставят свой отпечаток и здесь, и от этой мысли печаль снова пронзила мне сердце.
Но мы знаем, дети Божии, другое озеро, Которое называется Вода Жизни, никогда не увянет то, что растет на его берегах. Никогда не состарится и не умрет тот, кто пьет воду его. Будет чист и светел каждый, кто умоется его водой. Каждый, кто склонится над ним, увидит себя бессмертным Ангелом, а не смертным человеком. Увидит в его отражении все творение неизреченно прекрасным, таким как ни в одной из сказок описать невозможно. Это неиссякаемое озеро Воды Живой – Тот Самый Безгрешный Спаситель Господь Иисус Христос, Который писал перстом в пыли и спас жизнь грешницы. Тогда звал Он людей, взывая: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» ( Ин. 4:13 ). И ныне зовет Он с престола Небесной славы, зовет и призывает всех, кто имеет уши: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек». Блаженны вы, чада Царские, если оставляете мутные воды, воды печали и смерти, которые пьют грешники и, отравляясь, умирают духовно прежде, чем умрут физически. Блаженны вы, если припадаете к этому вечному озеру Воды Жизни, чтобы пить из Него и в этом мире, и в ином. В Нем сияет улыбка вечной радости и свет вечной жизни, из Него изливаются четыре реки радости и питают всю вселенную видимую и невидимую. Одна река зовется Радость Истины, другая – Радость Правды, третья – Радость Милости, четвертая – Радость Жизни. Этот вечный источник вечной истины, вечной правды, вечной милости и вечной жизни – Сам наш Господь Спаситель Иисус Христос, дарующий радость, Которому подобает слава с Отцом и Духом Святым на небеси и на земли ныне и вовеки.
Принятое определение сербского народа, сербства. Святой Савва – креститель и просветитель сербов. – Прим. перев.
Крестная Слава является одной из особенностей сербского православия. Этот праздник – чисто сербская традиция. Другие православные народы отмечают преимущественно именины. Однако празднование именин не имеет ничего общего с сербской Крестной Славой. Святой, память которого совершается в этот день, является защитником и покровителем всех членов семьи, поэтому он так особо почитается. Сербы крестились родами. Каждая семья выбирала день крещения и святого, чья память праздновалась в этот день, принимала как свою Славу. Сербская Православная Церковь установила определенный порядок празднования этого торжества – Прим. перев.
Источник: Творите дела правды: проповеди / святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, [3] с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»