Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Волжская ГЭС.
1. Перед осмотром электростанции мы встретились с директором Волжской ГЭС, Бологовым Сергеем Николаевичем. Он поведал нам о происходящем на станции и о её влиянии на город, о уже достигнутом, и о планах на будущее. Всё это я потихоньку перескажу в этом посте.
Потихоньку перейду к видам на станцию и информации о ней. Волжская ГЭС предназначена для покрытия пиковой части графика нагрузки в ЕЭС России. При необходимости ГЭС способна в считанные минуты существенно увеличить объемы выработки электроэнергии, обеспечивая системную надежность Единой энергетической системы страны.
Электроснабжение потребителей региона осуществляется на напряжении 220 кВ. С объединенной энергосистемой Центра гидроэлектростанция связана ЛЭП 500 кВ. На напряжении 800 кВ осуществляется связь с энергосистемой Украины.
5. Осмотр станции мы начали с нижнего бьефа. Проходили мимо экспозиции, где выставлены некоторые элементы гидроагрегата и ОРУ. На переднем плане лопатка направляющего аппарата и за ней лопасть рабочего колеса гидротурбины. Всего в гидроагрегате 32 лопатки и 6 таких лопостей.
6. На причале у нижнего бьефа нас встретил ВОХР с автоматом калашникова и наш катер.
8. Водосливная плотина.
9. Волга сильно пенится после бурного перепада, созданного плотиной. Наверно, это не очень хороший показатель.
10. По сооружениям ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы.
Основным видом деятельности предприятия является производство и поставка электрической энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических нагрузок. Объем вырабатываемой ГЭС электроэнергии определяется в основном двумя факторами: объемом стока воды реки и готовностью оборудования электростанции к несению нагрузки.
На сооружении ГЭС трудились 10 000 комсомольцев, а также 20 000 заключённых Ахтубинского исправительно-трудового лагеря (входившего в Сталинградгидрострой МВД СССР; лагерь просуществовал до мая 1953 года).
13. Слава строителям коммунизма!
14. Строители капитализма.
15. Пролёт длиной в 725 метров.
16. Во время нашего визита велись работы по реконструкции и модернизации гадроагрегатов. Например, вот рабочее колесо гидротурбины в непривычной для него обстановке 🙂
17. Мостовой кран с грузоподъёмностью 30 тонн.
Генерирующие мощности Волжской ГЭС состоят из 23 гидроагрегатов производства филиалов ОАО «Силовые машины» («Ленинградский Металлический завод» и завод «Электросила») различной мощности: тринадцать гидроагрегатов имеют мощность 115 МВт, пять – 120 МВт, четыре – 125,5 МВт и один – 11 МВт.
18. Все 23 красавца в ряд!
Замена гидротурбин Волжской ГЭС по проекту 1-ой модернизации (123 МВт) окончена в 2006 г. и выполнена на 5-ти гидроагрегатах. Работы по замене гидротурбин по проекту 2-ой модернизации с увеличением максимальной мощности до 145 МВт выполнены на 7 гидроагрегатах. Замену оставшихся 10 турбин и 22 генераторов совместно с ОАО «Силовые машины» планируется выполнить до конца 2021 года.
20. Под ногами ротор, вал, турбина старого агрегата.
21. Демонтируют старый агрегат. Какое всё ржавенькое)
Реконструкция и модернизация оборудования позволят значительно повысить его надежность и эксплуатационные характеристики, а также увеличить установленную мощность Волжской ГЭС от проектной величины (2541 МВт) на 198,5 МВт. В итоге, к 2021 году установленная мощность станции составит 2739,5 МВт.
24. Система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей была разработана и впервые применена на Волжской ГЭС.
25. Система управления гидроагрегатом. Старый вариант, громоздкий, но выглядит круто!
26. Новая система. Гораздо компактней, но старая внешне больше впечатлила.
27. Старый гидроагрегат.
28. И новый. Старый, опять же, понравился больше.
29. Уровень масла в жёлтом цилиндре.
31. Теперь перейдём в Центральный пульт управления.
32. Он напоминает хорошо укреплённое бомбоубежище. Толстенные внешние стены, шлюзы с большими гермодверьми.
33. За всем следит диспетчер. Когда-то я горячо увлекался профессией диджея, и по старой памяти рабочее место диспетчера проассоциировалось с диджейским пультом)
35. Там же, в помещениях центрального пульта я наткнулся на чертёжик.
Еще при проектировании ГЭС в её конструкцию был включён рыбоподъёмник шахтного типа, расположенный между зданием ГЭС и водосбросной плотиной. Такое его расположение не случайно – инстинкт заставляет рыбу идти против течения, т.е. на поток, создаваемый работающими гидроагрегатами станции. Однако, течение там очень сильное, и рыба вынуждена отходить вбок от потока, идя по его границе, где и расположен рыбоподъёмник.
36. К моему сожалению, фото с рыбзавода вышли далеко не лучшими. Мой старенький Canon 5D не тянет съёмку на высоких исо. Я отсеял бы эти фото, как брак. Но пусть будет «для галочки». Гермодвери внутри тела плотины.
37. Целая стая здоровенных осетров.
38. Вот она, вот она! Рыба моей мечты!
39. Сухогруз заходит в шлюзовую камеру.
40. Створки закрыты, вода из верхнего бьефа наполняет шлюзовую камеру. В итоге получается такой перепад. Прибавим ещё один такой же перепад в следующей камере, и сможем представить, какой перепад создал гидроузел Волжской ГЭС.
41. Лишняя вода уходит в водосброс.
42. В этот же водосброс идёт вода с двух гидроагрегатов внутри шлюзов. Размерами они поменьше, чем те, что мы видели в машзале Волжской ГЭС, но выглядят круто. Стимпанк какой-то)
43. Вид на верхний бьеф и верхние шлюзовые камеры.
44. За те 50 лет, что существует гидроузел, здесь было осуществлено почти 423 тысячи шлюзований, через створки главных ворот прошли 950 тысяч судов. Общий объем грузоперевозок превысил 802 миллиона тонн.
45. А теперь вернёмся к видам на ГЭС.
46. Закат я отправился снимать на волнолом на нижнем бьефе. Там полуметровыми буквами написано «Ловля рыбы запрещена!». Но не волжским рыбакам.
47. Один из них прямо у нас на глазах выловил здоровенного ЯЯЯЯЗЯ! судака.
48. Ну а позже разгорелся феерический закат!
49. Небо воистину было очень неплохое! Товарищ dervishv долгое время возился с телевиком, снимая этот кадр, и всё негодовал, почему его 70-200 мылит именно на этом кадре. Приехав домой, и сев за обработку, я понял, в чём было дело) После дневного зноя дрожал воздух от восходящего от земли тепла, а на фокусных расстояниях телевика с длинной выдержкой такие искажения в воздухе превращались в нерезкую картинку)
51. Жаль, лишь дома я заметил, что на этом, на первый взгляд пустом фото, виден силуэт рыбака. Так бы снял покрупней. А так, перед вами почти 100% кроп.
На этом всё. Спасибо РусГидро за гостеприимство, отдельное спасибо Попову Юрию Николаевичу и специалисту по связям с общественностью Волжской ГЭС Шацкой Галине Николаевне.
Во́лжская гидроэлектроста́нция (Сталинградская/Волгоградская ГЭС, им. XXII съезда КПСС) — ГЭС на реке Волге в Волгоградской области, в городе Волжском. Крупнейшая гидроэлектростанция в Европе. Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС.
Содержание
Общие сведения
Строительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1961 году. ГЭС является средненапорной гидроэлектростанцией руслового типа.
По сооружениям ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы.
Мощность ГЭС — 2592,5 МВт, среднегодовая выработка — 11,1 млрд.кВт·ч. В здании ГЭС установлены 22 гидроагрегата с поворотно-лопастными турбинами ПР 30/587а-В-930 (ст. №1), ПЛ587-ВБ-930 (ст. №№ 2, 5-8, 10, 12-15, 18, 20, 21) и ПЛ 30/877-В-930 (ст. № 3, 9, 11, 16, 17, 19, 22), работающими при рабочем напоре 20 м: 16 — мощностью по 115 МВт, 3 — мощностью по 125,5 МВт и 3 — мощностью по 120 МВт, а также агрегат рыбоподъёмника ПЛ30-В-330 мощностью 11 МВт. В здании Межшлюзовой ГЭС, конструктивно являющейся частью гидроузла, но юридически не относящейся к Волжской ГЭС, установлено два гидроагрегата с поворотно-лопастными турбинами ПЛ30-В-330 и генераторами ВГС-525/84-32, работающих при расчётном напоре 17 м.
Производитель гидротурбин основных гидроагрегатов станции (6 лопастей, диаметр рабочего колеса 9,3 м) и всех гидрогенераторов — ОАО «Силовые машины», гидротурбин рыбоподъемника и межшлюзовой ГЭС (6 лопастей, диаметр рабочего колеса 3,3 м) — харьковское предприятие «Турбоатом».
Максимальная пропускная способность гидроузла составляет 25 000 м³/сек. [1] Напорные сооружения ГЭС, с общей длиной напорного фронта 4,9 км, образуют крупное Волгоградское водохранилище.
Электростанцию проектировали 11 научно-исследовательских институтов во главе с «Гидропроектом».
Волжская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро» на правах филиала.
Экономическое значение
Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса и объединении между собой крупных энергосистем Центра, Поволжья, Юга. Экономический район Нижнего Поволжья также получил мощную энергетическую базу для дальнейшего развития народного хозяйства. Важную роль играет ГЭС и в создании глубоководного пути на всем протяжении Нижней Волги — от Саратова до Астрахани. Сооружения гидроузла использованы для устройства по ним постоянных железнодорожного и автодорожного переходов через Волгу. Они обеспечивают кратчайшую связь районов Поволжья между собой. Кроме своей основной функции — выработки электроэнергии — Волжская ГЭС создаёт возможность для орошения и обводнения больших массивов засушливых земель Заволжья.
Электроснабжение местных потребителей — «Волгоградэнерго» — осуществляется на напряжении 220 кВ. С Объединённой энергосистемой Центра гидроэлектростанция связана двумя линиями электропередачи 500 кВ. На напряжении 800 кВ по линии «Волгоград — Донбасс» осуществляется связь с объединённой энергосистемой Юга. Управление, регулирование и контроль работы электромеханического оборудования гидростанции осуществляется автоматически с использованием средств телемеханики ближнего действия. Контроль и регулирование режима гидроэлектростанции могут выполняться телемеханически по линиям электропередачи с объединенного диспетчерского пункта из Москвы.
Показатели деятельности
Экологические аспекты
Плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. Особенно пострадали белуга, русский осётр, белорыбица, волжская сельдь. Для поддержания их поголовья применяется искусственное рыборазведение. Построенный рыбоподъёмник оказался недостаточно эффективным (так, с 1962 по 1967 через плотину Волжской ГЭС осетровых пропускалось от 17 до 67 тысяч особей в год, сельдевых — от 435 до 1228 тысяч в год, кроме того, проходило также много сомов, сазанов, судаков, лещей и других рыб; однако, это не более 15 % от необходимого). Меньше пострадали виды, нерестящиеся ниже плотины ГЭС, например, севрюга и вобла. Ухудшились условия воспроизводства рыб и в результате перераспределения стока — впрочем, здесь виноват весь Волжско-Камский каскад ГЭС.
Как и другие крупные равнинные ГЭС, Волжская гидроэлектростанция критикуется за большие потери земель в результате затопления, подтопления и переработки берегов.
История строительства
6 августа 1950 года было подписано постановление Совмина СССР № 3555 о сооружении севернее Сталинграда гидроузла мощностью не менее 1,7 млн. кВт. Уже 31 августа в печати было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве Сталинградской ГЭС. Этим постановлением правительства образована строительная организация «Сталинградгидрострой».
Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 году. На сооружении ГЭС трудились 10000 комсомольцев, а также 20000 заключенных Ахтубинского исправительно-трудового лагеря (входившего в Сталинградгидрострой МВД СССР; лагерь просуществовал до мая 1953 года). [4]
Многое на гидростанции делалось впервые в истории отечественной энергетики. В декабре 1959 года впервые была введена в эксплуатацию высоковольтная линия электропередачи напряжением 500 кВ «Сталинград — Москва». Впервые в мировой практике была построена, испытана и сдана в промышленную эксплуатацию передача постоянного тока 800 кВ «Волгоград — Донбасс». После ввода в постоянную эксплуатацию Волжская ГЭС стала испытательным полигоном электротехнического и гидромеханического оборудования для строившихся в 1960-70-е годы сибирских и зарубежных гидростанций. Первый гидроагрегат был пущен 22 декабря 1958 года. В эксплуатацию ГЭС была принята правительственной комиссией 10 сентября 1961 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР ей было присвоено название «Волжская гидроэлектростанция имени XXII съезда КПСС».
Волжская ГЭС — крупнейшая гидроэлектростанция Европы
Волжская гидроэлектростанция сегодня — крупнейшая в европейской части России, а в 1960-е годы, после запуска в эксплуатацию, была крупнейшей в мире, причем не только среди гидроэлектростанций, но и среди электростанций вообще. Её установленная мощность составляет 2671 МВт. ГЭС расположена в северной части Волгограда и входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь его нижней ступенью. Волжская ГЭС играет важную роль в обеспечении надёжности работы Единой энергосистемы России, а также обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, орошение засушливых земель. Станция является филиалом крупнейшей гидрогенерирующей компании России ПАО «РусГидро».
ГЭС была воздвигнута в рекордно короткие сроки: советским инженерам и строителям потребовалось всего 6 лет, чтобы запустить первый гидроагрегат тогда еще Сталинградской ГЭС, а окончательно строительство было завершено в 1961 году. Сразу после запуска это была крупнейшая гидроэлектростанция в мире. Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса и объединил между собой крупные энергосистемы Центра, Поволжья, Юга.
Гидроэлектростанция стала «визитной карточкой» Советского Союза. Ею гордилась вся страна наравне с освоением высоких технологий, первыми в мире атомными электростанциями, первым полетом человека в космос. Посмотреть на Волжскую ГЭС приезжали представители из всех стран мира: президент Франции Шарль де Голль, президент Египта Гамаль Абдель Насера, президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин, президент Югославии Иосип Броз Тито, вождь кубинского революционного движения Фидель Кастро, герой Кубинской революции Че Гевара и многие другие.
Сегодня ГЭС является одним их основных звеньев единой энергетической системы европейской части России, выработанная электроэнергия обеспечивает энергией и светом центральные и южные районы России.
Гидроэлектростанция является важным звеном Единой энергетической системы России и соединена с нею высоковольтными линиями электропередачи напряжением 500 и 220 кВ переменного тока и 800 кВ постоянного тока.
ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ КАСКАД ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА РАСПОЛОЖЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГИДРОУЗЛА
ХАРАКТЕРИСТИКА ГИДРОУЗЛА
Компоновка основных гидротехнических сооружений гидроузла определяется особенностями геологического строения створа.
Русло Волги перекрыто земляной плотиной. К ней слева (если смотреть со стороны верхнего бьефа) примыкает здание гидроэлектростанции. Перед зданием ГЭС расположено сороудерживающее сооружение.
С левой стороны к зданию ГЭС примыкает бетонная водосливная плотина. Пойма реки между водосливной плотиной и левым берегом перекрыта левобережной земляной плотиной. Судоходные сооружения расположены у левого берега. Б состав сооружений гидроузла также входят: постоянный железнодорожный и шоссейный переходы, открытые распределительные устройства напряжением 220 и 500 кB.
ОСНОВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГИДРОУЗЛА
СТРОИТЕЛЬСТВО ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Подготовительные работы были начаты в конце 1950 г.
Создание напорного фронта гидроузла было завершено в течение 1959-1960 гг. и 17 июня 1960 г. водохранилище было наполнено до нормального подпорного уровня. В процессе строительства гидроузла были выполнены большие объемы строительных и монтажных работ:
земляных более 130 млн. м 3 бетонных и железобетонных 5462 тыс. м 3 смонтировано металлоконструкций и механизмов 85 тыс. т
Торжественное открытие гидроэлектростанции состоялось 10 сентября 1961 года.
КОМПЛЕКСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОЛЖСКОЙ ГЭС
В результате сооружения Волжского гидроузла решены крупные народно-хозяйственные задачи, главными из которых являются: — обеспечение важнейших районов — центрального (включая Москву), Поволжья, Донбасса дешевой электроэнергией; — создание глубоководного пути на всем протяжении Нижнего Поволжья от г. Саратова до г. Астрахани; — создание возможностей для орошения и обновления больших массивов плодородных засушливых земель Заволжья и Прикаспийской низменности; — создание на базе дешевой электроэнергии нового крупного промышленного центра на левом берегу Волги в районе г. Волжского, коренное улучшение транспортных связей путем сооружения магистрального железнодорожного и шоссейного мостовых переходов через Волгу.
Добавление новых комментариев заблокировано в связи с истечением времени.