что плохого в расизме
«Белые — это не культура!» Как борьба с расизмом в США привела к травле белых людей и расколу в обществе?
Спустя год после гибели от рук полиции чернокожего американца Джорджа Флойда и начала массовых протестов под лозунгом Black Lives Matter (BLM, «Жизни чернокожих важны») нельзя не заметить, как сильно изменилось отношение американского государства и общества к проблеме расизма. Борьба с так называемыми привилегиями белой расы усилилась и затронула буквально все сферы жизни. При этом многие американцы считают, что борцы за права чернокожих порой заходят слишком далеко: в бизнесе, образовании и даже в законодательной сфере все ярче проявляется обратная дискриминация — угнетение белых. В рамках проекта «Проблемы первого мира» «Лента.ру» выяснила, каких результатов добились идеологи BLM в борьбе с привилегиями белых, почему стремление защитить угнетенные группы поставила американское общество на грань раскола и грозит ли США новая война из-за расового вопроса.
Врожденный расизм
«Я работаю на Black Lives Matter. Пожалуйста, встаньте на колени и извинитесь — у вас белые привилегии», — с такими словами темнокожий юноша подходит к белым жителям Нью-Йорка, снимая их на камеру. Некоторые реагируют с возмущением или недоумением, и тогда он не вступает в спор, а просто уходит. Другие встают — на одно колено или сразу на оба — и извиняются, искренне или не очень, за то, что родились с тем цветом кожи, который автоматически делает их расистами.
Вышедшее позже видео оказалось сатирой: автор — не член движения за права чернокожих, а блогер под псевдонимом Ровный Санчез, а его ролик — не более чем пранк. Но этого не знали невольные участники розыгрыша, послушно и с извинениями встававшие на колени.
Летом 2020-го такие акции, причем без всяких шуток и пранков, стали нормой: представители этнического большинства в США массово вставали на колено на акциях протеста BLM, порой к ним присоединялись и полицейские.
Современные активисты BLM считают себя наследниками правозащитного движения XX века: еще в начале 60-х годов в США действовали законы о сегрегации, жестко ограничивающие в правах чернокожее население. Чернокожих не допускали в общественные места вместе с белыми, они не могли поступить в университет или устроиться в компанию, где работают белые.
Эта сегрегация — наследие рабовладельческого строя, который держался в Соединенных Штатах дольше, чем в большинстве стран мира, и был отменен только по результатам Гражданской войны. После того как рабовладельцы Юга проиграли войну, они не согласились с равенством рас — в ходе так называемой Реконструкции в США появились «законы Джима Кроу», закрепляющие сегрегацию и усугубляющие угнетенное положение формально равных афроамериканцев.
Преодолеть такое положение дел удалось спустя почти столетие после отмены рабства — когда в 60-е годы правозащитное движение вывело на улицы миллионы людей. В ходе тогдашних массовых выступлений происходили и погромы, и стычки с полицией. Речи одного из лидеров движения — проповедника Мартина Лютера Кинга-младшего — сегодня изучают в американских школах. После событий 60-х годов расовые бунты еще случались, однако американское государство постепенно избавилось от законов, усиливающих неравенство.
В последние десятилетия казалось, что расовые предрассудки исчезли, но сторонники BLM придерживаются иного мнения.
Сейчас в американском обществе нет того расизма, который был очевиден в середине XX века. Ситуации, когда чернокожих не повышают по службе из-за цвета кожи, когда белые полицейские без веских причин избивают и арестовывают их, когда кто-то называет афроамериканцев запретным словом на букву «н», давно стали неприемлемыми в США. Общество и государство резко реагируют на любые проявления нетерпимости, наказывая виновных и морально, и юридически.
Но в последние годы борьба за расовое равноправие пошла дальше: несправедливость ищут почти в любых действиях потомков «угнетателей» — ведь их белые предки заработали за счет этого особые привилегии. В том, что последствия расизма есть повсюду, убеждены и политики, и журналисты, и даже университетские преподаватели.
Если в XIX веке чернокожих считали «низшей расой» в соответствии с научными теориями того времени, то теперь профессора университетов стыдят белых студентов за то, что их предки могли угнетать этнические меньшинства. Потомкам предполагаемых расистов в ответ остается только оправдываться.
Такое понимание равноправия может показаться абсурдным, но только тем, кто не знает, что думают о расизме левые активисты и поддерживающие их политики. В понимании сторонников BLM расизм — это не просто предубеждение, превозносящее ту или иную расу, а всеобъемлющая система распределения власти, которая делит общество на угнетателей и угнетенных.
Такие идеи называют общим термином «критическая расовая теория» (critical race theory, CRT). Это идеология, развившаяся в Гарварде в 1970-х годах.
Поэтому сторонники CRT считают, что сегодня главная задача белого человека в США (да и во всем мире) — восстановление социальной справедливости по отношению к тем этносам и группам, которые исторически угнетали его предки. Профессор философии из Университета Де Поля (Чикаго, штат Иллинойс), доктор наук и заслуженный деятель искусств Джейсон Хилл в беседе с «Лентой.ру» связал появление CRT с идеями нигилизма — они тоже отрицают практически все элементы общественного устройства.
Современные борцы за социальную справедливость, как свойственно нигилистам, неизбирательны в средствах, которыми они добиваются своих целей. Один из основных методов CRT — это cancel culture (культура отмены): в соответствии с ней всех несогласных подвергают порицанию, бойкоту и гонениям. Сейчас в США за несогласие с идеями расовой справедливости человека могут уволить с работы или отчислить из колледжа.
Профессор Хилл — темнокожий выходец с Ямайки, но он не считает радикальные идеи BLM правильными для общества. По его мнению, за последние десятилетия у людей заметно ослабла вера в западную цивилизацию, общие ценности разрушаются, а активисты помогают их доламывать. «Они ломают замки из песка, как дети, но не готовы ничего строить взамен», — объясняет ученый.
Школа расовой грамотности
По мнению современных борцов с расизмом, белые американцы должны пройти глубокую культурную трансформацию, чтобы избавиться от дискриминирующих предрассудков. Эти идеи пока не слишком понятны основной массе населения, однако крупные корпорации уже берут их на вооружение. Это наглядно продемонстрировал скандал с тренингом по развитию расовой грамотности, который предложила своим сотрудникам Coca-Cola.
Такие формулировки возмутили пользователей социальных сетей, на них обратили внимание и политики-республиканцы. В Coca-Cola заявили в ответ, что участие в тренинге было добровольным, и он не включен в список официальных образовательных программ. Содержание тренинга в компании никак не прокомментировали.
Этот частный случай — яркий пример борьбы с так называемой «белизной» (whiteness) в американском обществе. Социолог Робин Джоан ДиАнджело, на работы которой во многом опирается новое поколение идеологов BLM, фактически поставила каждому белому человеку клеймо угнетателя. В рамках ее концепции белый — расист с рождения, ведь он с малых лет впитывает расовые установки своего белого окружения.
При этом в собственной идентичности белым американцам новая идеология отказывает. По одной из версий, само обозначение людей с белым цветом кожи появилось лишь благодаря сегрегации и на самом деле никого не объединяет, кроме угнетателей.
Белому большинству предлагается с самого детства приучать детей следить за словами, манерами и поступками, оглядываясь на то, что они белые. В понимании профессора ДиАнджело, даже когда белые люди говорят, что относятся ко всем расам одинаково, они угнетают этнические меньшинства. Из уст белого человека такие заявления звучат как снисхождение к более слабым группам, у которых нет доминирующего положения в обществе, а значит, и равенства быть не может.
И хотя на акции протеста BLM против неравенства, в том числе с помощью погромов, поджогов и драк с полицией, в 2020 году выходила в основном чернокожая молодежь и левые активисты-маргиналы, куда более важные центры развития этой идеологии сосредоточены в американских университетах.
Например, профессор социологии из Пенсильванского университета на занятиях предлагает студентам объяснить, как решить проблему их белокожести. Слушатели его лекций перед всей аудиторией рассказывают, как грустно и неловко им быть белыми и что они не выбирали такими родиться.
Многие студенты берут такие взгляды на вооружение и сами «наводят порядок» в университетах. Недавно в социальные сети попало видео, на котором две чернокожие студентки выгоняют белых юношей из «мультикультурной» комнаты отдыха в кампусе Аризонского университета. Девушкам не понравилось, что у одного из них на ноутбуке был наклеен стикер «Жизни полицейских важны» (Police Lives Matter) — это лозунг противников BLM, недовольных всеобщей ненавистью к полиции. Перебранка между студентами дошла до того, что студентки стали кричать «белые — не культура!». Юноши удалились, чтобы избежать конфликта, — из-за «неприемлемых» взглядов они не смогли присутствовать в пространстве, предназначенном для «представителей всех рас и культур».
Профессор Хилл считает, что осторожность, с которой теперь белые относятся к чернокожим, сродни расовой нервозности.
У нас фактически вернулась сегрегация. Она имеет место во многих университетских городках, где чернокожие просят общежитие только для них, университетские библиотеки и кафетерии, куда запрещен вход белым. Мартин Лютер Кинг умер не за это
Отказ от белых привилегий пропагандируют не только в университетах, но и в школах: штат Калифорния в сентябре добавил курс об этнических меньшинствах в обязательную школьную программу. А в ряде случаев обучение «антирасизму» начинают с детского сада.
Родителей, не согласных с таким подходом к образованию, легко клеймят расистами. А для согласных авторитетные ассоциации психологов выпускают руководства по воспитанию белых младенцев, свободных от расистских ценностей.
Еще одним показательным случаем борьбы с белым превосходством стало увольнение более сотни смотрителей-волонтеров из Чикагского института искусства. Это один из старейших арт-музеев мира, в котором с XIX века собрано почти 300 тысяч экспонатов. В марте 2021 года туда пришла новый директор по работе с общественностью и учебным программам — чернокожая Вероника Стайн. Ее задачей было повышение инклюзивности: привлечение в музей людей «всех возрастов, происхождения и способностей». Однако уже в октябре она потребовала уволить из музея всех волонтеров, знакомивших посетителей с коллекциями.
Многие из них были пожилыми людьми на пенсии, некоторые имели сторонний доход, что позволяло им работать в институте бесплатно, но все они оказались белыми мужчинами и женщинами. По мнению Стайн, такое положение дел противоречило принципам инклюзивности. За долгую службу музею бывшим смотрителям позволили два раза в год бесплатно его посещать. Всех несогласных с этим решением Стайн обвинила в покушении на государственные гражданские институты.
Наряду с искоренением «белизны» в учреждениях образования и искусства продолжается война с угнетающим американским прошлым. 19 октября в Нью-Йорке приняли решение до конца 2021 года убрать из здания мэрии статую одного из отцов-основателей, третьего президента США Томаса Джефферсона. В 2020 году памятник Джефферсону уже демонтировали в городе Портленде (штат Орегон). Сторонники BLM часто указывают на то, что США основали рабовладельцы. При жизни у Джефферсона во владении было около 600 рабов, однако автор Декларации независимости США часто отмечал несправедливость рабства и был гуманным по отношению к своим слугам, поощряя их усердие и честность.
План Байдена
Борьбу с белыми привилегиями активно поддерживают крупные медиа и корпорации. В 2017 году выяснилось, что руководители 25 подразделений видеохостинга YouTube (часть экосистемы Google) требовали от HR-отделов не набирать на работу белых американцев и американцев азиатского происхождения.
Таким образом компания хотела добиться расового разнообразия. На тот момент 91 процент работников Google были либо азиатами, либо белыми. Впрочем, исправить ситуацию не удалось: в 2021 году белые и азиаты занимали 92 процента должностей в Google.
Более успешными в плане идеологической работы оказались крупнейшие американские СМИ: за последние десять лет почти во всех главных медиа США термины, связанные с критической расовой теорией, стали использовать в несколько раз чаще.
В июле 2021 года журнал Time опубликовал статью активиста Чандрана Наира, в которой он призвал к глобальной борьбе с превосходством белой расы. Наир, противник привилегий европейцев, подчеркнул, что нельзя покончить с угнетением небелых этносов, концентрируя свое внимание лишь на США: белые всего мира обязаны отказываться от своей власти в глобальной экономике и политике.
С такой точкой зрения согласны левые политики не только в Америке, но и в Европе. Но главным лоббистом идеологии BLM на сегодняшний день считается президент США Джо Байден. Лидер демократов не раз высказывался в поддержку чернокожих американцев — и тоже показательно вставал на одно колено. Уже в феврале 2021-го, спустя месяц после инаугурации, Байден назвал главной террористической угрозой США именно белый расизм.
Важнейшей из последних инициатив Байдена стал «Двухпартийный законопроект об инфраструктуре и улучшении повестки дня».
Американские консерваторы назвали законопроект «антибелым» и «расистским», поскольку большая часть выделенных средств придется на поддержку чернокожего населения. Дело в том, что приоритет в финансировании получат компании, которыми владеют представители этнических меньшинств. Субсидии на строительство и ремонт дорог тоже в первую очередь выдадут бизнесменам из угнетенных групп. Критики закона напомнили, что в проблемных регионах белые подрядчики испытывают точно такие же экономические проблемы, как и их чернокожие конкуренты, а значит, решение администрации — чисто идеологическое.
Законопроект прошел слушания в Сенате, но встретил препятствия в Палате представителей. Примечательно, что против выступили уже не только республиканцы. Разногласия начались и в стане демократов, большинство которых все же не разделяют неомарксистских убеждений. Закон в итоге ушел на доработку, его парламентские обсуждения продолжаются.
Статистика расизма
За последние 50 лет в США исчезли законы о расовой сегрегации и расовые предрассудки, но стараниями академиков и журналистов большинство американцев теперь убеждены, что проблема расизма в обществе очень остро стоит именно сейчас. Согласно последним опросам Gallup, 59 процентов белых респондентов считают, что расизм широко распространен в их стране.
Принадлежность к белой расе автоматически означает вину, и потому неудивительно, что открыто считать себя белым и гордиться этим становится все большим позором. Результаты исследования Pew Reserch Center от 2019 года показывают, что белые американцы лишь в 15 процентах случаев называли расу центральным элементом своей идентичности. В отличие от них, на первое место расовую идентичность поставили 56 процентов азиатов, 59 процентов латиноамериканцев и 74 процента чернокожих.
По данным другого исследования того же года, белые американцы испытывают неловкость и даже сожаление из-за принадлежности к своей расе, тогда как чернокожие, азиаты и латиноамериканцы гордятся своими корнями.
Блог Ideas and Data подошел к вопросу расового неравенства с точки зрения статистики и пришел к неожиданным выводам о реальной дискриминации и основаниях для расизма. Его авторы составили обзор исследований на эту тему за период с 2000 по 2020 год. Выяснилось, что при схожих образовании и когнитивных способностях чернокожие и белые американцы получают в среднем одинаковый доход и с одинаковым успехом получают работу. Также выяснилось, что с 1980 года из бюджетов штатов на обучение чернокожих тратится в среднем на один процент больше, чем на обучение белых. Афроамериканцы имеют на 20 процентов больше шансов поступить в университет, чем их белые соотечественники.
Тем временем борьба с белыми привилегиями приносит ее идеологам немалую прибыль. Одна из основательниц BLM Патрисс Хан-Каллорс (Patrisse Khan-Cullors) за 2020 год получила доход более 90 миллионов долларов. Эти деньги активистка собрала с помощью пожертвований и грантов через сеть некоммерческих организаций под брендом своего движения. Сейчас, по данным NY Post, убежденная марксистка Каллорс владеет элитной недвижимостью общей стоимостью 3,2 миллиона долларов в престижных и преимущественно белых районах Лос-Анджелеса.
Но активисты BLM все же уверены, что государственная система — не на их стороне. Главным доказательством этого они считают отношения с полицией: гибель Джорджа Флойда при задержании и ряд других громких смертей стали символами полицейского беспредела в отношении чернокожих.
Более 70 процентов чернокожих американцев в 2021 году сообщили, что не доверяют полиции, поскольку внимание к ним со стороны правоохранителей намного выше, чем к белым. Однако по последним данным Федерального бюро расследований (ФБР) США, за 2020 год было арестовано 3,77 миллиона белых американцев и всего 1,4 миллиона чернокожих. Это при том, что чернокожие совершили 273,5 тысячи преступлений, а белые американцы — 270,2 тысячи.
Выходит, что полиция намного чаще арестовывает белых, хотя они совершают примерно равное с чернокожими количество преступлений. Впрочем, никакая статистика, даже самая подробная, не может переубедить основную массу американского населения, ведь ее уже убедили идеологические и эмоциональные аргументы, а не холодные цифры.
В итоге полиция вынуждена идти на уступки, в том числе законодательные. 10 октября 2021 года совет города Филадельфия запретил полиции останавливать автомобили за незначительные нарушения. Вместо этого стражи порядка будут посылать водителям предупреждения. Закон приняли, поскольку 72 процента штрафов, выписываемых за мелкие правонарушения за рулем, пришлись на чернокожих водителей. Это заставило демократа-афроамериканца, члена совета Филадельфии Исайю Томаса пролоббировать правило, которое должно победить очередное проявление расизма в полиции.
За что боролись?
В мае 2021 года The Economist выпустил специальный репортаж о том, почему белокожие полицейские в США проявляют большую предвзятость к афроамериканцам, чем их чернокожие коллеги. Авторы предложили гипотезу, по которой нетерпимость белых к расовым меньшинствам связана именно с доминирующей идеологией: «социальной справедливостью» и борьбой с «белыми привилегиями».
Белые не чувствуют, что государство находится на их стороне, и начинают воспринимать себя как меньшинство: многие из них, вопреки давлению общества, прочнее ощущают свою идентичность и чувствуют солидарность с другими белыми. Исследователи считают, что такое положение дел может привести к началу борьбы белых за социальную справедливость — то есть к усилению раскола в обществе.
Профессор Джейсон Хилл считает, что США уже сегодня находятся в состоянии культурной войны, которая может перерасти в гражданскую. Афроамериканец, 25 лет проработавший в университете, он считает, что большинство расовых проблем в США решены, однако продолжающееся развитие борьбы с «превосходством белых» дошло до невиданных масштабов. Убеждение о «первородном грехе» белого расизма Хилл считает опасным: оно напрямую ведет к уничтожению свобод, а значит, мешает развитию целого поколения американцев.
По мнению сторонников критической расовой теории, белые младенцы являются расистами, даже не подозревая об этом
По его словам, то, чем сейчас занимаются идеологи BLM, больше похоже на стремление стереть белых людей с лица земли.
Так называемые законы Джима Кроу о расовой сегрегации, которые массово принимались в разных штатах США с 1890 по 1964 годы, расчеловечивали и дискриминировали чернокожих. Но Закон о гражданских правах, принятый в 1964 году, официально объявил расизм в США вне закона — как явление, разжигающее ненависть. Чернокожим давали дополнительные льготы и преимущества перед белыми при поступлении в вуз и устройстве на работу, такую политику называли «позитивной дискриминацией».
По мнению профессора Хилла, эта политика помогла решить множество расовых проблем, однако в наше время ущемление белых людей при продвижении по службе и при получении социальных льгот — это откат в прошлое, настоящая дискриминация и расизм. Хилл считает, что ради выживания западной цивилизации и свободного общества от таких практик и оправдывающих их идей следует отказаться.
Доцент социологии из Университета Центральной Флориды (UCF) Аманда Кунц, в свою очередь, называет BLM конфликтным явлением. По ее мнению, американское общество унаследовало от эпохи расовой дискриминации слишком много скрытых конфликтов.
«Сегодня они выходят на поверхность, поскольку о них слишком долго молчали, — говорит Кунц. — Это приводит к всплескам взаимных обвинений и черно-белой риторике, в которой у человека только два пути: либо поддерживать одну из сторон, либо враждовать с ней».
Однако, по словам социолога, вопросы расовой дискриминации настолько сложны и многосоставны, что на них нельзя отвечать простыми лозунгами и тем более поиском виновных. Долгое и беспристрастное их изучение, по мнению Кунц, может привести к подлинному компромиссу между сторонами и разрешить разногласия без дискриминации белых или черных американцев.
Сегодня белое население США превратилось в объект жарких идеологических споров. Под давлением медиа, корпораций и государственных институтов белые американцы все чаще отказываются от своей расовой идентичности и каются за годы угнетения чернокожих. Однако даже в насквозь левой университетской среде есть эксперты, которые считают, что расовые проблемы афроамериканцев давно преодолены, а причины их социальных трудностей не имеют ничего общего с расовой дискриминацией.
Та часть белых американцев, которая противится навязыванию «расовой справедливости», все больше ощущает себя дискриминируемым меньшинством. Неясно, к чему это приведет. Вполне возможно, что, осознав себя ущемленным меньшинством, белые рано или поздно прибегнут к насилию, — как когда-то первую Гражданскую войну, новый конфликт в современных США может спровоцировать расовый вопрос. У американцев еще остались возможности достичь консенсуса и пересмотреть взгляды на расовую дискриминацию. Но с каждым годом шансов найти общий язык будет все меньше, ведь идеология BLM, а с ней и дискриминация белых людей все больше проникает во все сферы жизни американского общества. И рано или поздно это приведет к взрыву недовольства и серьезным последствиям.
Что такое расизм и почему он вреден
Одной из фундаментальных прогрессивных ценностей является равноправие людей независимо от их расы или нации. Однако людям свойственно на основе отдельных случаев выводить некое правило, которое они считают верным для целого ряда случаев. Особенно, если это подпитывается стереотипами. Допустим, при распространённости стереотипа о «жадных евреях» человек может встретить одинаковый процент жадных людей еврейской и какой-либо другой национальности, но при этом сделает для себя вывод, что жадными являются только евреи. Расистские стереотипы — одни из самых распространённых, но они являются заблуждениями, причём довольно опасными для общественного благополучия. Давайте по пунктам рассмотрим, почему расизм мешает прогрессу и повышению уровня жизни. Отметим также сразу, что недостатки расизма не только применимы к нацизму, но и существенно усиливаются при нацистском государстве.
Что такое расизм
1: Вера в то, что принадлежность к расе является фундаментальным и определяющим фактором человеческих качеств и способностей и что расовые различия порождают естественное превосходство конкретной расы;
Также: поведение или отношения, отражающие и поддерживающие это убеждение, расовая дискриминация или предрассудки;
2а: Системное угнетение одной расовой группы другой ради социальных, экономических и политических преимуществ;
Суммируя определения, мы будем исходить из того, что расизм – это система взглядов, закрепляющая деление людей на группы с общими биологическими или этническими признаками, закрепляющая веру в то, что принадлежность к одной из этих групп является определяющим фактором человеческих качеств и способностей, и утверждающая превосходство одной группы над другой (остальными). Фактически любая фраза, смысл которой заключается в доказательстве неравноценности рас или национальностей, является расизмом. Любая политика, которая производит ущемление либо возвышение прав одной/нескольких рас/национальностей над другими, является расистской. Поэтому если вы делаете предположения о поведении или ценности человека на основании его этнической или расовой принадлежности – вам нужно честно признаться себе в том, что вы расист, прочесть эту статью и подумать, нужен ли вам расизм или нет.
Псевдонаучность расовой теории
То, что следует понять прежде всего – ни мы, ни кто-либо из учёных не говорит о том, что, скажем, темнокожий ничем не отличается от человека со светлым цветом кожи. Напротив – каждый человек внешне отличается от остальных. Но расизм, как мы видели из определений, заключается не в признании различий, а в предположении, что люди опредёленного этнического или расового происхождения обладают некими изначально им присущими свойствами поведения, и какая-то раса либо национальность вследствие этого имеет большую ценность. И вот это уже отрицается учёными, так как не подтверждается ни практически, ни экспериментально.
Поэтому мы не можем выделить какую-то одну расу или национальность: допустим, если мы попадаем под расистскую пропаганду и соглашаемся, что «в правительстве должны быть только русские», мы не сможем найти чистых русских. И тогда за нас будут решать те, кто определяет «русскость». Это и есть цель расистских политических движений – расизм для них лишь инструмент получения и распределения власти.
Декларация о расе и расовых предрассудках
Возможно, расисты считают себя умнее, чем ООН, доктора наук, генетики и ведущие учёные развитых стран (в соответствии с эффектом Даннинга-Крюгера), однако согласитесь, что со стороны выглядит очень смешно, когда, к примеру, мужик из бара учит авиаконструктора тому, что «железная птица не может летать». В данном случае мы имеем дело с явлением того же порядка.
Использование элитами в своих целях
Элиты общества (номенклатура, крупный капитал и так далее) с помощью расизма переводят негодование общества с самих себя (реально имеющих отношение к низкому уровню жизни в стране) на евреев, темнокожих, азиатов и так далее. Таким образом, вместо того, чтобы реально решить какую-либо проблему и надавить на правительство, либо на «заигравшуюся» олигархию, граждане устраивают, скажем, еврейский погром. Результат – проблема не решена, элита развращена своей безнаказанностью и усугубляет проблему ещё больше, а граждане враждуют между собой.
Без расизма им вряд ли бы удалось решать, как сложатся судьбы миллионов людей
Политики-расисты прекрасно понимают, что расизм – это лишь способ управления толпой, и им не угрожает, даже несмотря на их национальность (ввиду самой абсурдности расизма как принципа)
Расисты создают себе врагов
Если национальность или раса ставит себя выше других, выделяет себя среди других, объявляет свое превосходство или заявляет целью своё доминирование, то это настраивает и объединяет остальные национальности и расы против неё. Кроме того, если вы будете угнетать какую-либо национальность по национальному признаку, то будьте уверены, что она тоже будет объединяться против вас, и тоже по национальному признаку.
Народы, не заявляющие о наличии у них некой «национальной гордости», особых достижений и заслуг, с гораздо большей вероятностью получат поддержку и помощь от других народов в случае необходимости. Это абсолютно естественно – вы же не любите хвастунов, которые всем своим видом стараются показать, что они лучше вас? Люди во всём мире тоже не любят.
Может обернуться против самого расиста
Расист не привык ставить себя на место других людей, однако он легко может оказаться на этом месте. Потому что если вы признаёте, что расистские оскорбления допустимы, то вы тем самым признаёте и то, что и вашу расу/нацию и всех её представителей можно называть свиньями, рабами, зверьми и призывать к их уничтожению.
Давайте проведём простой тест. Итак, вопрос — вы против оскорблений на расовой и национальной почве? Если ответ «нет», то вы только что официально разрешили называть в том числе и представителей вашей национальности и расы неполноценными животными, обезьянами, полулюдьми и так далее. Именно так начинается путь человека в концентрационный лагерь.
Также есть точка зрения, что даже в случае своей победы расисты не остановятся на уничтожении людей других рас. Логическим продолжением этого может служить уничтожение людей с другим цветом глаз, или, допустим, другого роста.
Забавно, но если расисту небольшого роста сказать, что все люди малого роста – очень глупые, или расисту с карими глазами сказать, что все люди с карими глазами – неудачники, то в большинстве случаев мы увидим в качестве реакции возмущение и недовольство. Но ведь в данном случае используется та же логика – разделение по внешним признакам и предположение о наличии у людей с этими признаками особых свойств.
Утечка талантов
Альберт Эйнштейн и Роберт Оппенгеймер
И поскольку Советский Союз не проводил открытую политику расизма, Оппенгеймер и Эмиль Фукс были согласны передавать советским агентам важнейшие данные об атомном проекте. Существенную помощь оказал советским учёным и Нильс Бор, симпатизировавший большевикам (тогда ещё мало кто понимал сущность сталинского консервативного переворота), как отмечает Павел Судоплатов, руководивший в НКВД отделом, собиравшим информацию о ядерных разработках за рубежом:
Именно по этой причине общества, свободные от расизма, обречены быть более развитыми, более прогрессивными. Тот, кто поддерживает расизм, формирует в своей стране замкнутость, деградацию и отсталость.
Основа для убийств невинных людей
Идея о том, что некая национальность или раса превосходит другую, логически рождает тезис: «если мы такие превосходные, зачем нам эти недочеловеки, которые будут мешать нашему развитию?». Соответственно, любое правонарушение, совершённое лицом другой национальности или расы, будет убеждать расиста в том, что причина этого правонарушения – это национальность или раса преступника.
Со временем, если в обществе распространён расизм, расистские стереотипы нарастают, как снежный ком, и это может привести, со стороны государства, к геноциду или этническим чисткам, а со стороны масс – к этническим погромам или преступлениям на почве расизма. Во всех этих случаях неизбежны убийства ни в чём не повинных людей.
Дети – жертвы погрома в Екатеринославе, 1905
В обществе, где нет сострадания невинным людям, не найдётся сострадания для вас и ваших близких в тяжёлый момент.
Некоторые расисты рассчитывают, что они будут у власти или хотя бы «надсмотрщиками». Им следует помнить судьбы, к примеру, Эрнста Рёма, Грегора Штрассера, Бернхарда Штемпфле, Артура Небе и многих других
Культивирование неравенства
Расизм делает неравенство легитимным. Если мы спокойно относимся к мысли, что какая-то национальность должна быть хуже нашей и это нормально, то мы спокойнее отнесемся и к тому, что наша профессия (учитель, водитель, рабочий и так далее) должна быть хуже, чем сотрудник ФСО, владелец игровых автоматов и так далее, и это нормально. Кто-то скажет, что, скажем, организатор производства должен получать больше денег, чем рабочий – возможно, что и так, и мы даже писали статью о том, что справедливое неравенство лучше несправедливого равенства. Но совершенно ненормально, когда этот рабочий считает, что он хуже организатора производства, и не должен поэтому стремиться к равенству с ним. Он перестаёт бороться за свои права, становится ленивым и аморфным, и это приводит к обнищанию общества в целом, мешает добиваться сокращения социального неравенства – ведь зачем это нужно, когда неравноправие – это норма? Проблему неравенства (и к каким катастрофам оно может привести) мы уже рассматривали в статье с критикой свободного рынка.
Создаёт ложное представление об «эффективном правительстве»
Из расистской идеологии логически вытекает тезис, что самым эффективным правительством будет то, которое составлено из людей «правильной» национальности или расы (а не то, которое составлено из наиболее компетентных кадров). Однако, во-первых, мы выше уже упомянули, что «правильность» будут определять сами политики-расисты. Во-вторых, такой принцип формирования правительства имеет с эффективностью мало общего.
«Фольксваген Жук» был разработан ещё при нацистах, однако, собрав с населения взносы на его производство, они выпустили лишь 210 машин. Народным автомобилем он стал уже после войны
Россия имеет похожий опыт. В начале ХХ века и в конце 1980-х годов процент русских в правительстве был, вероятно, одним из самых высоких в истории (тяжело посчитать точно, так как выше мы объяснили, что расизм – это не наука), что не спасло страну от экономических проблем и распада. Очень высок процент русских в правительстве и сегодня. В период же коллективного руководства большевиков, когда национальность не играла большой роли и в правительстве были широко представлены различные национальности, правительству удалась реализация целого комплекса достижений, который мы рассмотрели в отдельной статье.
Создаёт ненависть к собственной национальности или расе
В 1945 году Гитлер ещё раз повторил, на этот раз Альберту Шпееру: «Если война будет проиграна, нация также погибнет»
Это характерно не только для нацистов эпохи Гитлера. Так, многие русские праволибералы, не получая никакой поддержки в народе, делают вывод не о наличии ошибок в их мировоззрении, а в том, что русские – это быдло, «шариковы» (в данной статье мы это подробно рассматривали). Таким образом, расизм имеет свойство перетекать в ненависть к своей национальности, к самому же себе.
Поддерживает расизм других рас и национальностей
Одна из причин вреда расизма — это его распространение в другие расы, национальности, культуры, и создание в них ненависти к «чужакам». То есть вы можете не придать значение расистскому высказыванию, сказанному на улице, но услышавший его человек другой национальности может его «подхватить» и начать мыслить в том же ключе, распространяя это мышление на своих знакомых. И кто знает, может это создаст расистов, которые потом нападут на ваших близких или родных. Поэтому требование осуждения расистских высказываний обусловлено прежде всего безопасностью.
Подавляя свой собственный расизм, мы этим помогаем подавлять и расизм других в отношении нас самих.
Культивирует глупость
Расисты ищут простые объяснения сложным вещам. Допустим, если в стране разруха, исследовать и установить истинные её причины довольно непросто. А сказать, что в ней виноваты, скажем, евреи или нелегальные мигранты – очень просто (такой пример мы разбирали, опровергая миф о том, что рост количества мигрантов ведёт к росту преступности — все исследования опровергают этот миф, но расисты предпочитают верить политикам-популистам, потому что это доступнее их интеллектуальному уровню). Находя такое «объяснение», расисты делают невостребованными в обществе научные исследования, которые могут помочь решить проблему. Чем меньше людей будут ограничиваться упрощёнными решениями вместо того, чтобы разбираться в вопросе с точки зрения научного исследования, тем самым общество в целом будет более прогрессивным, а следовательно – благополучным.
Создаёт проблемы в живом общении
Расист может общаться с какими-нибудь людьми, и обронить в разговоре один из расистских стереотипов. А у человека, с которым он общается, могут оказаться родственники, пара или другие близкие люди «неправильной» национальности. Есть большая вероятность того, что это либо приведёт к конфликту, либо собеседник расиста решит попросту относиться к нему, как к необразованному «гопнику». Это создаёт проблемы в повседневной жизни прежде всего для самого расиста. Стоит ли создавать для себя проблемы ради надуманной идеологии, которая используется политическими демагогами в своих корыстных целях?
Обратный расизм
Прогрессивные социал-демократы борются не только с тем расизмом, который мы все привыкли видеть, но и с расизмом со стороны представителей исторически угнетённых групп.
Мы считаем важным также упомянуть здесь — зачастую то, что считают проявлениями антисемитизма, русофобии, англофобии и так далее, является на самом деле расизмом (если говорящий высказывает неприязнь также и к другим национальностям/расам — мы говорили об этом в статье о русофобии). Всё это — расизм. Когда вместо понятия «расизм» используют термин, обозначающий неприязнь лишь к одному народу, в большинстве случаев это обусловлено расистской конъюнктурой, требующей особенного отношения к одной национальности/расе, и поэтому такие действия являются обратным расизмом. Даже если угнетают лишь одну национальность — это расизм, с которым нужно бороться, а не использовать без веской причины термины, запрещающие расисту ненавидеть только одну национальность или расу (это поможет ему переключиться на другую).
Заблуждения расистов
Часто расисты считают свои предубеждения и стереотипы безобидными. Например, многие из них говорят: «Причём здесь какой-то геноцид или погромы? Я против этого, я просто за то, что люди разные!»
Сейчас вы можете не воспринимать проблему расизма всерьёз, но перед Второй мировой войной люди мыслили похоже, и заплатили за это очень высокую цену. Так, узник концлагерей Третьего рейха Симон Визенталь вспоминал:
Мы недооценили Гитлера, приняв его при первом появлении за смехотворного и закомплексованного недоучку… Мир не принимал Гитлера всерьёз, мир рассказывал о нём анекдоты. Мы были так влюблены в прогресс нашего столетия, в гуманность общества, в растущее согласие в мире, что не распознали вовремя опасность. Наше поколение дорого заплатило за свой оптимизм… 44
Вы не заметите, как лозунги «мы просто за то, что люди разные» поменяются на «мы просто настороженно относимся к другим национальностям», а потом на «мы просто не любим (ненавидим) другие национальности». Такие вещи всегда происходят незаметно. Если вы поддерживаете расизм, то вы помогаете усилению его политических движений.
«Значит, я должен одобрять, как режут русских?» Если русских режут из-за национальности – то это как раз расизм, с которым мы боремся. Если их режут по другой причине – значит это преступность, с которой мы также боремся. Вы не должны это одобрять. И во всяком случае это не причина, чтобы одобрять расизм.
«Значит, я должен одобрять, как они в автобусах взрываются, лезгинку на улице танцуют или из автоматов в воздух палят?» В автобусах взрываются религиозные экстремисты. Социал-демократы ведут борьбу с экстремизмом и религиозным фундаментализмом. Палят в воздух из автоматов дикари, чувствующую свою безнаказанность (во всех нациях есть свои идиоты) – с этим явлением также следует бороться. Со многими адекватными людьми той же национальности они имеют мало общего. А в танцевании лезгинки мы не видим ничего плохого. Напротив, если вы увидите танцующих лезгинку – присоединяйтесь: скорее всего, весело проведёте время.
«Вы что, хотите, чтобы евреи нами управляли?» Социал-демократы добиваются полноценной демократии и расширения демократических институтов. То есть того, чтобы любой человек, независимо от его национальности, имел возможность эффективно влиять на свою судьбу в своих интересах. И мы не делаем различия между национальностями в политическом и повседневном плане – в этой статье показано, почему. Сам вопрос «хотите, чтобы евреи управляли» для нас звучит так же нелепо, как «хотите, чтобы нами блондины управляли?».
Мы будем разбирать также и другие расистские стереотипы в будущем.
Социал-демократам проще всего было бы одобрять расизм, получая тем самым лёгкое одобрение у консервативно настроенных масс и возможность использования популистских лозунгов. Однако мы не можем этого сделать ввиду очевидной для нас контрпродуктивности расизма. Поэтому борьба с ним обусловлена, помимо всего прочего, чисто практическими целями.
Расизм – это один из механизмов, работающих на сдерживание прогрессивных ценностей: равенства возможностей, равенства всех перед законом и так далее. Прогрессивные социал-демократы поэтому принципиально ведут борьбу со всеми его проявлениями.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Про позитивную дискриминацию:
https://www.youtube.com/watch?v=37pAwqtTWMk
Мнение Валлерстайна и Балибара по расизму:
«Расизм… служил средством удержания низкостатусных групп в определенных социальных границах и использования среднестатусных групп в качестве неоплачиваемых солдат мировой полицейской системы»
Аргументация слабенькая, со статьёй не вполне согласен.
Гитлеровские бандиты захватывали страны и уничтожали людей лишь ради выгоды, верно? Расистской и нацистской идеей они лишь прикрывали захватническую политику Третьего рейха. Боюсь себе представить, какое состояние сколотили Гитлер и его ОПГ за счёт захватов и убийств народов. Если это не так, то каковы причины нацизма в Третьем рейхе, не кризис ли? Что, современный расизм существует лишь потому, что он кому-то выгоден? В чём же его причины?
Гораздо больше проблем в живом общении создаёт не расизм, а грубость, невежливость, эгоизм, заносчивость, игнорирование и некоторые другие отрицательные качества.
Убийца Петлюры был оправдан — а не связано ли это с банальной коррупцией (подкуп судей и т.п.)?
Культивирование неравенства: в СССР тоже культивировали неравенство — почитайте про советскую номенклатуру, магазины типа «Берёзка», товары «для своих» и т.п.
Хотелось бы поподробнее про расизм в отношении негров. В чём причина расизма в отношении негров? Про евреев (славян, поляков…) бандиты из ОПГ под названием «Третий рейх» так говорили, потому что им было удобно объявить им любого неугодного или неудобного человека, так как они той же расы (а иногда и происхождения), что и немцы. Фактически гитлеровцы уничтожали людей без разбора. (Если это не так, то почему немцы ненавидели евреев и славян?) Не скажешь же: «Здесь я решаю, кто негр»…
Культивирование глупости: любая псевдонаука культивирует глупость. Чем больше лженауки в обществе, тем оно темнее и глупее. Не обязательно расизма.
p.s. Хотел бы прочитать вашу статью про ксенофобию, очень интересно!
«Если это не так, то каковы причины нацизма в Третьем рейхе, не кризис ли? Что, современный расизм существует лишь потому, что он кому-то выгоден? В чём же его причины?»
Причин комплекс всегда. Нигде не было сказано, что выгода — единственная причина расизма. Происхождение и причины — другой вопрос, в статье разбирается вопрос, в чём вред расизма.
«Убийца Петлюры был оправдан — а не связано ли это с банальной коррупцией (подкуп судей и т.п.)?»
Если докажете, то да. Если не докажете, то нет. Никто пока этого на моей памяти не доказал.
«Культивирование неравенства: в СССР тоже культивировали неравенство — почитайте про советскую номенклатуру, магазины типа «Берёзка», товары «для своих» и т.п.»
Я сам эти статьи пишу. То, что в СССР было неравенство, расизм не оправдывает.
«Хотелось бы поподробнее про расизм в отношении негров. В чём причина расизма в отношении негров?»
В статье причины не разбираются, разбирается вред расизма.
«Культивирование глупости: любая псевдонаука культивирует глупость. Чем больше лженауки в обществе, тем оно темнее и глупее. Не обязательно расизма»
Да. Это тема для отдельного материала, здесь только вред расизма разбирается
«Хотел бы прочитать вашу статью про ксенофобию, очень интересно!»
Пока нет времени писать статью на эту тему, к сожалению. Тем очень много ещё
ОК. Подаю темы для статей:
Расизм в отношении негров.
Причины расизма и нацизма.
Причины нацизма в гитлеровской Германии.
Вред ксенофобии.
Вред псевдонауки.
Еще один вред расизма — потеря друзей и затруднение в поиске новых друзей. Человек, ненавидящий какую-либо расу, например, негроидную, вычёркивает из списка потенциальных друзей внушительное количество людей. А если у него уже есть такие друзья, то, став расистом, человек теряет их.
«Одной из фундаментальных прогрессивных ценностей является равноправие людей независимо от их расы или нации.»
А разве нация — не искусственный конструкт?
«Фактически любая фраза, смысл которой заключается в доказательстве неравноценности рас или национальностей, является расизмом.»
Насчёт национальности — спорно. Это скорее нацизм.
«Поэтому мы не можем выделить какую-то одну расу или национальность: допустим, если мы попадаем под расистскую пропаганду и соглашаемся, что «в правительстве должны быть только русские», мы не сможем найти чистых русских. И тогда за нас будут решать те, кто определяет «русскость».»
Если ваш родной язык — русский/немецкий/китайский, и считаете вы себя русским/немцем/китайцем, то вы чисто русский/немец/китаец.
«А разве нация — не искусственный конструкт?»
В общем-то искусственный, да. Вне зависимости от него все равно.
«Насчёт национальности — спорно. Это скорее нацизм»
Нацизм всё же больше политический строй
«Использование элитами в своих целях»
Про это есть хороший анекдот, можете включить в статью.
Сидят за столом правацкий депутат, рабочий и узбек. На столе 20 пирожков. Депутат съедает 19 и говорит рабочему: «Будь бдителен, узбек хочет съесть твоё пирожное!».
«Так, нацистский начальник Герман Геринг, после того, как возникла вероятность ареста его заместителя Эрхарда Мильха на основе «расовой неполноценности» (Мильх был наполовину евреем), заявил знаменитое: «Здесь я решаю, кто еврей»1617.»
Можно ещё вспомнить то, что список арийцев у Гитлера удивительным образом совпадал с списком государств Оси и их союзников, почти не коррелируя с национальным и расовым родством.
У вас пункты «Расисты создают себе врагов», «Может обернуться против самого расиста», «Создаёт ненависть к собственной национальности или расе» тождественны, а первые два мало соответствуют своим названиям. Стоило бы отредактировать.
Ошибся, третий тождественный — это «Поддерживает расизм других рас и национальностей».