что символизирует метель в поэме двенадцать
Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»?
Безусловно, одним из ведущих и талантливейших поэтов Серебряного века можно назвать А. Блока. За свою короткую жизнь Блок оставил нам богатейшее литературное наследие. Оно включает в себя стихотворения, поэмы, критические статьи.
И именно образу вьюги-бури Блок уделил особое внимание в поэме. Произведение начинается словами:
Невероятной силы ветер охватывает весь свет, валит с ног прохожих. Дело в том, что образ разбушевавшейся стихии всегда играл в поэзии Блока особую, значительную, можно сказать, громадную роль. Ветер, буря, вьюга – все это для него привычные понятия романтического мироощущения. В данном контексте ветер символизирует и перемены, и хаос, царящий в мире.
«Двенадцать» открывается картиной зимнего Петрограда. Вокруг царит тревожная настороженность. По городу проносится ветер – злой, веселый, беспощадный. Наконец-то он вырвался на волю! Теперь ветер истинный хозяин площадей, улиц, закоулков. Он не на шутку разошелся, прохожим трудно устоять под его порывами и ударами:
Ветер веселый
И зол и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит…
Ветер сметает с лица земли весь «старый» мир. Не могут удержаться на ногах и его представители: «барыня в каракуле», «поп», «писатель Вития», «буржуй». Важно отметить, что ветер не валит с ног зябко ссутулившегося бродягу. Видимо, ему есть место в новом мире.
Вторая глава поэмы открывается единым образом двенадцати человек, идущих сквозь вьюгу:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Они спокойно переносят сбивающий с ног ветер. Видимо, для них привычно состояние хаоса. Это является для двенадцати синонимом свободы.
Я считаю, что образ ветра, вьюги в поэме нельзя трактовать однозначно. Буйство стихии символизирует для Блока революцию. Ветер – это естественное явление, но оно страшно своей стихийностью. Разгулявшаяся буря может принести невероятный урон всему сущему на земле. Так и революция естественна, но страшна своей бесконтрольностью. Она сметает все на своем пути, не присматриваясь и не размышляя.
Мне кажется, что вьюга, ветер, хаос царят не только в мире, но и в головах шагающих красногвардейцев. Не думаю, что они в полной мере осознают то, что происходит вокруг. Внутри у них перемешались старый и новый миры. Они собираются палить «пулей в Святую Русь», но в то же время по привычке призывают на помощь Высшие силы. Возможно, автор таким образом пытался передать всю неосознанность многих людей в период больших перемен. Интересно, что в поэме то и дело встречается фраза: «Эх, эх, без креста!». Чье это сожаление? Автора или самих красногвардейцев?
В десятой главе сильный, хлесткий ветер превращается в настоящую вьюгу:
Разыгралась, чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
Стихия бушует все с нарастающей силой. И вот, в последней двенадцатой главе мы видим образ, появляющийся из этой пурги. «Белой поступью надвьюжной» выходит на первый план «Исус Христос»:
Я считаю, что Блок образом вьюги хотел очень многое передать. Здесь можно увидеть и стихийность происходящих событий, и вселенский хаос, разруху, и определенную свободу, и неотвратимость жизненных перемен. Этот образ-символ помог поэту в полной мере раскрыть смысл своей поразительной поэмы.
Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока “Двенадцать”?
Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть большевиков. Между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых “буржуев” сотнями штыков и винтовок.
В поэме “Двенадцать” ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время. Александр Блок, с одной стороны,
Вьюга не просто беснуется на улицах города, на протяжении произведения она постепенно усиливается. В первых строках мы читаем:
Черный вечер –
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит
В “музыке” Блок видит возможность возрождения России, переход на новый виток развития.
Он не отрицает, но и не одобряет бунт “голытьбы” – разбои, кипение “темных страстей”, вседозволенность и анархию, которые воцарились в России. Поэтому Блок считает, что революция “сродни природе”, стихии. Она, как “грозовой вихрь”, как “снежный буран”, легко калечит в своем водовороте достойного. Революция часто выносит на сушу невредимыми недостойных.
Но это все ее частности, это не меняет общего положения вещей. Разрушению народом древних соборов, разгрому барских усадеб – этому бессмысленному и яростному разгулу поэма находит оправдание в том, что все старое принадлежит враждебному классу. В ней не делается различия между “добрым” и “злым” барином и “гулящей девкой”.
Что же получается?
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим…
… В белом венчике из раз –
Впереди – Иисус Христос.
Значит, вьюга – это символ очищения, через которое необходимо пройти России, прежде чем строить новое общество. Примечательно то, что созидание невозможно без первоначального разрушения. Это показано на протяжении всего произведения.
Вьюга скроет недостатки и промахи, именно для этого она и нужна в произведении – чтобы не обнажать все ужасы происходящего. Ведь патрулирующие отряды занимались откровенным мародерством, недаром кто-то восклицает: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”
С помощью вьюги происходит очищение общества. Но если красногвардейцы – это часть “старого мира”, и вьюга на их стороне, значит – полное очищение невозможно. Ответить на этот вопрос очень сложно, недаром критики и исследователи творчества Блока ведут постоянные споры: в чем смысл образа вьюги в поэме “Двенадцать”?
Что это – разрушающая революция, “прикрытие” погрешности революции или очищающая сила, которая необходима “строителям нового общества”.
Примечательно, что вьюга усиливается, и становится невозможным понять: “Что еще там впереди?” Что ждет новое поколение, каким будет оно, новое общество? Но не вызывает сомнения одно: по мнению Блока, оно будет лучше прежнего, старого мира. Теперь мы видим, что образ вьюги действительно является ключевым в поэме “Двенадцать”. Вопрос же о назначении этого символа остается открытым.
К сожалению, и сам Блок не дает нам точного ответа на этот вопрос.
Related posts:
Образ и символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»
Одно из противоречивых произведений А. Блока «Двенадцать» написано в эпоху перемен. Выразительная символика помогает понять видение поэта, почувствовать, что он испытывал в столь сложное время.
Один из главных образов, пронизывающих всю поэму от начала до конца, вьюга, переходящая в снежную бурю. Для символиста Блока это перемены, хаос, революционные преобразования. Стихия беспощадна, она готова снести все на своем пути. Но снежная вьюга не только природное явление, а главное действующее лицо.
С самых первых строк Петроград охвачен этим природным явлением. Ветер со снегом заметает, валит с ног, образует сугробы. В начале поэмы «…ветер веселый, зол и рад…», «завивает снежок». Наконец-то ветер свободен, он вырвался на волю, поэтому ведет себя весело и беспощадно. В его подчинении все улицы, закоулки и прохожие. Особенно он зол на тех, кто принадлежит к старому миру, кто боится революционных преобразований.
Это барышня, которая не может удержаться на ногах. Буржуй, который хочет спрятаться от ветра, уткнувши нос в воротник. Поп, идущий сторонкой по сугробам. Паршивый пес, поджавши хвост, жмется у ног буржуя. Но ветер не сбивает с ног «ссутулившегося бродягу», так как революционная стихия щадит обездоленных. Ему есть место в новом мире.
Через вьюгу проходит и отряд, состоящий из двенадцати красногвардейцев. У этих солдат такое же настроение, как и у ветра. Они так же кипят «черной злобой». Дозорные идут, не колеблясь, не прячась от разгулявшейся стихии. Для них привычен этот кружащийся вихрь, именно в нем они ощущают себя свободными и независимыми.
Вьюга — олицетворение революции. Обе они несут разрушение и беспорядок. Разгулявшаяся буря сметает все на своем пути. Революция так же стихийна, но бесконтрольна. Сдержать ее в привычных рамках не получиться. И завершение этого разгула пока не видно.
Но вьюга и буря не только на улицах города, она в головах людей, которые попали в водоворот событий. Двенадцать дозорных не понимают, что происходит, к чему нужно стремиться. Где граница между старым и новым? Они готовы «пальнут в Святую Русь», но просят «Господи, благослови». Возможно, автор хотел показать, насколько люди теряются в период грандиозных исторических перемен.
В десятой главе стихия становится все сильнее «Разыгралась чтой-то вьюга…» Значит, будущее неизвестно, что там будет впереди, никто не знает, поэтому тревога заполняет души идущих. Они пытаются спрятаться от страха, грабя и убивая тех, кто не сможет приспособиться к новым условиям.
И в двенадцатой главе, посреди этого белоснежного бурана возникает образ Христа. Он стоит выше, над вьюгой. Его трудно увидеть, он неподвластен силам природы. Исус — символ спасительного маяка, с помощью которого можно прийти к светлому будущему. Но красногвардейцы не понимают этого.
С помощью вьюги Блок хотел передать то стихийное движение, которое, сметая все на своем пути, приводит людей к вере в светлое будущее и неизбежности перемен.
Реферат на тему: «Символические образы в поэме «Двенадцать»
Муниципальное образовательное учреждение г. Барабинска средняя общеобразовательная школа № 93
тема: «Символические образы в поэме «Двенадцать»
ученица 11-Б класса
Символические образы в поэме «Двенадцать»
1. Образ стихии, революции
2. Образы старого мира
3. Образы красногвардейцев
5. Символика цвета, музыкального ритма
Список использованной литературы
Важно оценить в поэзии Блока силу и своеобразие символа, которому присуще мощное метафорическое начало. Он многозначен и объединяет разные планы действительности, имеющие внутреннее, не тотчас уловимое родство, Блок стремился проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и всей интуицией художника постигнуть его глубинную сущность, незримую тайну.
Цель данной работы: раскрытие символических образов поэмы «Двенадцать».
Задачи: 1. выявить символические образы;
2. дать их характеристику.
Символические образы в поэме «Двенадцать»
1.Образ стихии, революции
У многих поэтов были любимые «сквозные» образы, прошедшие через все их творчество. Такой образ был и у Блока. Это метель, снежная вьюга. В лирике поэта она символизировала высокую земную любовь, бури страшного чувства в душе. В поэме «Двенадцать» вьюга становится символом разыгравшейся революционной бури, имеющей космический размах. Первые строки поэмы:
звучат торжественно. Эта торжественность усиливается лаконичностью предложений. Сразу возникает ощущение, что метель разыгралась на всей планете, создается впечатление о мировом масштабе событий.
На всем божьем свете!
Неразрывно связан с метелью ветер, неудержимый ветер революции. Он активное действующее лицо первой главы.
Истинный герой поэмы – это есть разбушевавшаяся народная стихия, разрушившая «зачерепевший слой», сковывающий ее, и проносящаяся по улицам ощетинившегося штыками Петрограда,- колыбели Октябрьской революции.
И поэт – вместе с этой стихией, с этим ветром, сметающим все старое, отжившее, косное и несущимся с такою грозную и неодолимою силой, что захватывает дух. Горе тем, кто захочет противиться этой стихии и снова загнать ее в подполье,- он погибнет в ее неукротимом потоке,- и создателя «Двенадцати» мы видим в поэме как восторженного певца стихии.
Снежные вьюги врываются в поэму, посвистывают в ней, ведут перекличку между собой, и поэт напряженно вслушивается в говор, в гулы, шепоты, грозного, настороженного города, который волнует своим новым и небывалым обликом, ибо те, которые прятались прежде в подвалах и таились на чердаках, в темных и тесных конурах, вышли на улицу – и оказались подлинными хозяевами жизни. Принимайте их такими, каковы они есть! Полюбите их черненькими, беленькими их всякий полюбит!
Снежные вихри ранних стихов Блока также родственны тому ветру, который в поэме «Двенадцать» раздувает еще более жаркие и грозные костры; ветер, гуляющий «на всем божьем свете», издавна ворвался в лирику Блока как воплощение духа безграничной, безудержной, всемогущей стихии, сдержать которую никому не дано. В свисте ветра, в торжестве бури Блок слышит прекрасную музыку революции. « Безмузыкальной цивилизацией» назвал поэт буржуазное общество. Буря привела к гибели музыку мира. Революция ее воскресила.
2.Образы старого мира
В первой же главе поэмы возникают образы представителей «старого мира». Это не конкретные люди, а скорее, обобщенные образы – символы, социальные маски.
В духе незатейливой народной шутки поэт говорит о тех обывателях, которые попросту ничего не понимают в происходящих событиях и усматривают в них только нарушение привычного, а потому и милого их сердцу уклада:
Старушка как курица,
Ох, большевики загонят в гроб!
Символами старого мира являются «паршивый пёс» и «буржуй»:
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный
Стоит за ним, поджавши хвост.
Само очертание человеческой фигуры, напоминающее вопросительный знак, говорит о растерянности, «сломленности» старого мира.
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
-Уж мы плакали, плакали…
но «ветер веселый», еще не раз собьет с ног и эту «барыню», и всех тех, кто оплакивает безнадежно ушедшее прошлое и страстно жаждет его возвращения.
Первая глава поэмы завершается призывом:
Эти слова настойчиво напоминают о том, что враги революции не дремлют, замышляют все новые и новые козни, и что с ними необходимо вести жестокий, беспощадный бой.
Они могут отважиться не только на подвиг, на бой с врагами революции, но и на грабеж, на самосуд, и в поэме рядом с торжественно–героическими, пронизанными революционным пафосом и звучащими как клятвенное заверение строками:
Мы на горе буржуям
Мировой пожар раздуем…-
есть лихие, озорные выкрики, в которых и сказалась «бедовая удаль», присущая людям, не ведающим сомнений и страха в борьбе с враждебными им силами старого мира:
Позабавиться не грех!
Нынче будут грабежи!
Гуляет нынче голытьба!
Зубки блещут жемчугом…
— Из-за удали бедовой
Из-за родинки пунцовой
Катька не растратила в бесшабашной гульбе своей дивной прелести – недаром «бедный убийца», которого преследует ее лукавый, лживый и прекрасный облик, бормочет, словно в бреду:
-Ох, товарищи, родные,
Ночки черные, хмельные,
С той девкой проводил…
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!
Петрухина «заплачка» в главе 8-й поясняет социальный смысл его мести и злобы: он ненавидит «буржуя», тот старый уклад жизни, который в конечном счете повинен и в совращении Ваньки, и в гибели Катьки. Его душа продолжает метаться, его «заплачка» кончается возгласом:
Но личные страдания героев преодолеваются ими во имя общего движения вперед. Петруха присоединяется к товарищам-красногвардейцам.
Они идут революционным дозором. Они подхватывают мотив «Варшавянки». Мотив гульбы исчезает. Нарастает мотив революционного долга.
— Ох, пурга какая, спасе!
— Петька! Эй, не завирайся!
…Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
Впереди – Иисус Христос.
Христос в поэме Блока идет «с кровавым флагом», идет впереди «бедного убийцы» и его товарищей,- не мудрено, что иные читатели поэмы увидели в ней всего только кощунство и «поруганье заветных святынь». Но сам поэт совершенно иначе воспринимал этот образ и его трактовку, не напрасно же Христос идет «в белом венчике из роз», являющемся, согласно древним преданиям, символом чистоты, святости, непорочности.
Автор хотел в образе Христа воплотить символ нового мира, несущего человечеству нравственное очищение, вековые идеалы гуманизма.
Христос должен был выступить в поэме символом обновления жизни. Но для большинства реальных красногвардейцев Христос в действительности отождествлялся с религией и царизмом, против которых они боролись. Для поэта Христос был символом не смирения, а, наоборот, сопротивления властям. В представлении Блока он воплощает в себе народные идеалы, прямо противопоставляет своим земным служителям. В поэме это выражено достаточно отчетливо: во главе красногвардейцев идет Христос, а «товарищ поп» уничтожается иронией поэта, как чуждое ему воплощение церковности.
5. Символика цвета, музыкального ритма
Белой метели контрастно противопоставлено черное: в черную бездну рушится старый мир, черная злоба кипит в груди бродяги, черное небо, раскинулось над головой.
Стихия находит свое воплощение не только в цветовой символике поэмы, но и в разнообразии музыкальных ритмов практически каждой главы.
Этой музыкой разыгравшейся стихии наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка – на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен, его стенания сопровождаются лишь душещипательной пошловатой мелодией городского романса («неслышно шуму городского»).
Когда, например, в поэму вступает отряд двенадцати, ритм становится четким, маршевым. Смена ритма обуславливает необычайную динамику стиха. Благодаря энергии ритма «работает» буквально каждое слово: «Сила ритма поднимает слово на хребте музыкальной волны…».
Шаг красногвардейцев становиться поистине «державным шагом», и маршевый, четкий, грозный строй стихов закономерно завершается словами, звучащими как лозунг, приказ, призыв, к борьбе за новую жизнь:
С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина.
Всё в поэме кажется необыкновенным: мировое переплетено с будничным; революция с гротеском; гимн с частушкой; «вульгарный» сюжет, взятый словно из хроники газетных происшествий, завершается величественным апофеозом; неслыханная «грубость» словаря входит в сложное соотношение с тончайшими словесно-музыкальными построениями.
Поэма насыщена символическими образами. Это и образы стихии, ветра, символизирующие революционные перемены в России, которые никому не дано ни удержать, ни остановить; и обобщенный образ старого, уходящего, отжившего мира; и образы красногвардейцев – защитников новой жизни; и образ Христа как символ нового мира, несущего человечеству нравственное очищение, вековые идеалы гуманизма, как символ справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, как символ святости дела Революции. Символично у Блока даже использование цвета, музыкального ритма.
Список использованной литературы
Какова символика вьюги в поэме Блока “Двенадцать”?
Безусловно, одним из ведущих и талантливейших поэтов Серебряного века можно назвать А. Блока. За свою короткую жизнь Блок оставил нам богатейшее литературное наследие. Оно включает в себя стихотворения, поэмы, критические статьи.
Поэт жил в очень острое время, на переломе двух эпох. Чувствуя постоянную неудовлетворенность старыми порядками, царящими в его стране, Блок восторженно принял революцию. В ней он увидел живительное обновление России. Но позже он не мог не увидеть, какие стихийные беспорядки, убийства, грабежи принесла с собой
Именно в это стремительное и хаотичное время Блок написал свою знаменитую поэму “Двенадцать”. “…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы и искусства”, – говорил поэт.
И именно образу вьюги-бури Блок уделил особое внимание в поэме. Произведение начинается словами:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!
Невероятной силы ветер охватывает весь свет, валит с ног прохожих. Дело в том, что образ
В данном контексте ветер символизирует и перемены, и хаос, царящий в мире.
“Двенадцать” открывается картиной зимнего Петрограда. Вокруг царит тревожная настороженность. По городу проносится ветер – злой, веселый, беспощадный. Наконец-то он вырвался на волю!
Теперь ветер истинный хозяин площадей, улиц, закоулков. Он не на шутку разошелся, прохожим трудно устоять под его порывами и ударами:
Ветер веселый
И зол и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит…
Ветер сметает с лица земли весь “старый” мир. Не могут удержаться на ногах и его представители: “барыня в каракуле”, “поп”, “писатель Вития”, “буржуй”. Важно отметить, что ветер не валит с ног зябко ссутулившегося бродягу.
Видимо, ему есть место в новом мире.
Вторая глава поэмы открывается единым образом двенадцати человек, идущих сквозь вьюгу:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Они спокойно переносят сбивающий с ног ветер. Видимо, для них привычно состояние хаоса. Это является для двенадцати синонимом свободы.
Я считаю, что образ ветра, вьюги в поэме нельзя трактовать однозначно. Буйство стихии символизирует для Блока революцию. Ветер – это естественное явление, но оно страшно своей стихийностью. Разгулявшаяся буря может принести невероятный урон всему сущему на земле.
Так и революция естественна, но страшна своей бесконтрольностью. Она сметает все на своем пути, не присматриваясь и не размышляя.
Мне кажется, что вьюга, ветер, хаос царят не только в мире, но и в головах шагающих красногвардейцев. Не думаю, что они в полной мере осознают то, что происходит вокруг. Внутри у них перемешались старый и новый миры. Они собираются палить “пулей в Святую Русь”, но в то же время по привычке призывают на помощь Высшие силы.
Возможно, автор таким образом пытался передать всю неосознанность многих людей в период больших перемен. Интересно, что в поэме то и дело встречается фраза: “Эх, эх, без креста!”. Чье это сожаление?
Автора или самих красногвардейцев?
В десятой главе сильный, хлесткий ветер превращается в настоящую вьюгу:
Разыгралась, чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
Стихия бушует все с нарастающей силой. И вот, в последней двенадцатой главе мы видим образ, появляющийся из этой пурги. “Белой поступью надвьюжной” выходит на первый план “Исус Христос”:
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Я считаю, что Блок образом вьюги хотел очень многое передать. Здесь можно увидеть и стихийность происходящих событий, и вселенский хаос, разруху, и определенную свободу, и неотвратимость жизненных перемен. Этот образ-символ помог поэту в полной мере раскрыть смысл своей поразительной поэмы.