что символизирует радуга в христианстве
Как появилась радуга, и почему она – символ надежды?
Что никогда не покидает человека в самой отчаянной ситуации? Надежда на то, что положение изменится, что снова выглянет солнце.
Однажды на земле произошло стихийное бедствие, которое никто не мог предугадать – всемирный потоп. Дело в том, что человечество сильно развратилось, и Бог пожалел, что вообще однажды сотворил людей: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:5-9).
Тогда Бог повелел Ною построить большой корабль и войти в него со своей семьей, а также взять с собой по паре всех животных. Это повеление было выполнено, и вода покрыла всю землю. Ною ничего не оставалось, как надеяться.
И Бог не забыл о Ное: вода с земли сошла, и Ной с семьей ступили на берег. «И сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.…Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею… и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт.8-9).
Радуга – символ надежды, символ возрождения, символ спасения, символ прощения Богом человечества, печать, гарантирующая продолжение этого мира. А также намек на то, что грядут лучшие времена и более счастливое Царство. В нем, как говорит Библия, радуга окружает престол Всевышнего. Она – первый завет, который Бог заключил с человеком. Завет, знамение которого мы можем видеть и сегодня.
Такие разные радуги
C самого детства каждый улыбается, когда видит радугу. Действительно, сложно смотреть на радугу и не испытывать нечто восхитительное. Что же это такое – радуга?
Каждый охотник желает знать
С научной точки зрения, она – атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя в результате преломления солнечных лучей в каплях воды под углом 42 градуса. Солнечные лучи, летящие со скоростью 300 тыс. километров в секунду и встречающие на своем пути Землю, способны творить чудеса, достойные руки художника.
Принято считать, что в радуге присутствует 7 цветов, все их знают с детства. Свет, проходя сквозь капли дождя, как через призму, делится на спектр различных цветов. Но не все оттенки спектра способен видеть человеческий глаз. В древности считали, что радуга состоит из трех цветов. И только в XVII веке, когда наука развилась, ученые смогли выделить весь спектр цветов солнечного света, и мы получили современное законченное понимание о радуге. Кстати, в Китае радугу до сих пор делят на пять цветов, исключая при этом оранжевый и фиолетовый.
Белая и круглая радуги
Но радуги бывают разные. Вы когда-нибудь видели или слышали о белой или круглой радугах? А они бывают. Белая радуга появляется только ночью при лунном свете после дождя, если смотреть под определенным углом преломления света. Это достаточно редкое явление, тем не менее, его можно увидеть. Так же, как и круглую радугу. Вообще-то, радуга всегда бывает в форме круга, но человек способен видеть только половину данной окружности, потому что находится в определенной плоскости на земле. Если подняться на высоту птичьего полета и посмотреть на радугу с высоты, то можно увидеть весь круг радуги.
Перевернутая радуга
Перевернутая радуга – явление довольно редкое. Она появляется при определенных условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определенным углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевернутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу – красный.
Огненная радуга
Огненная радуга – редкое оптическое атмосферное явление. Она появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака под углом 58 градусов над горизонтом. Еще одно необходимое условие возникновения огненной радуги — шестиугольные кристаллы льда, имеющие форму листа, их грани должны быть параллельными земле. Солнечные лучи, проходя сквозь вертикальные грани ледяного кристалла, преломляются и зажигают огненную радугу.
Персональная радуга
Каждый из нас видит свою собственную, персональную радугу. Когда вы смотрите на радугу, то видите свет, преломленный от одних капель дождя, а человек, стоящий рядом с вами, смотрит на ту же радугу, но видит свет, отраженный от других капель дождя. Кроме того, каждый видит цвета по-разному в зависимости от света. Так же происходит и в жизни: каждый человек смотрит на проблему по-разному и решает эту проблему также по-разному.
Какова бы ни была радуга: обычная, круглая, огненная, перевернутая, двойная или тройная – она в любом своем случае несет надежду на будущее. Как для Ноя много лет назад радуга явилась началом новой жизни (эту историю можно прочесть в Библии, в книге Бытие с 6 главы), так и для нас пусть радуга всегда будет напоминанием о том, что Бог нас не оставит и не покинет, что впереди – лучшее.
Православная Жизнь
Об осмыслении завета Бога с человечеством (в лице праведного Ноя).
Во вторник четвертой седмицы Великого поста положено на вечерни читать отрывок из книги Бытия о завете Бога с человечеством (в лице Ноя), где говорится, что больше не будет «истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9:11). В знак этих слов, Бог дает знамение этому завету – радугу. Это внешний знак, в котором Бог не нуждается, но он так необходим человеку. Об этом как раз и пишет святитель Иоанн Златоуст: «и это не потому, чтобы Бог сам имел нужду в припоминании, но — чтобы мы, взирая на этот данный знак, не страшились никакой опасности, но тотчас, припомнив обетование Божие, были уверены, что не потерпим подобного несчастья».
Напрашивается весьма логичный вопрос: «А знало ли человечество такое атмосферное явление как радугу еще до Всемирного потопа? Или же радуга появилась только после потопа в знак заключения завета между Богом и Ноем?» На этот счет мнения экзегетов расходятся, одни считают, что радуги до потопа никогда не было, что она появляется впервые, ссылаясь при этом на слова: «но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Быт. 2:6). Из этого следует, что до потопа дождя не было, а земля орошалась только туманом и росою. Но другие экзегеты полагают, что радугу люди знали и видели и до потопа, но после потопа ей усваивается особое значение. Почему в знак завета избирается именно радуга? Профессор А. П. Лопухин об этом пишет следующее: «дело в том, что радуга, то есть видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь при том условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом».
Стоит отметить, что заветы заключенные с Богом всегда подтверждались видимыми знаками. На примере Авраама, это было обрезание, с Израилем – это суббота, и только Давидов завет не нуждался в таких знамениях, потому что Потомок Давида и был этим знамением. Если сравнить вышеизложенные знамения, то увидим, что радуга на их фоне особенная, ведь обрезание – это действие по отношению к человеку, суббота тоже самое. Понятно, что с Христом радуга не сравниться, но она была и есть постоянным напоминанием о том великом и страшном Всемирном потопе, который, впрочем, уже не повторится. Но она напоминала еврейскому народу и утешение, которое наступило, со дня Пришествия в мир Спасителя.
Многие экзегеты, в своих трудах обращают свое внимание на цвет радуги, и каждый выделяет цвета по-разному. Например, святитель Филарет (Дроздов), выделяет 3 цвета: «огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), они изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни». Преподобный Максим Исповедник, говорит, что радуга вообще состоит из 4 цветов (но не называет их) и далее он пишет: «Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения». Святитель Григорий Двоеслов выделяет два цвета: красный и лазуревый (один из оттенков синего цвета), эти цвета он сопоставляет с огнем и водой, которые в свою очередь по мысли свт Григория означают два суда: «чтобы быть свидетелем того и другого суда, то есть одного, имеющего быть, а другого, уже совершившегося, так как мир хотя и сгорит от огня суда, но не будет уже истреблен водою потопа». Епископ Виссарион (Нечаев) говорит о классических семи цветах радуги, но не дает на эти цвета какого-то особого прообразовательного значения. Таким образом, святые отцы и экзегеты Священного Писания имею различные мнения о значении цветов радуги, но каждый вариант несёт собой прежде всего назидательный характер. Поэтому, каждая теория имеет место быть. Так же, как и в некоторых спорных богословских и экзегетических местах, церковные авторы имеют разнящиеся мнения, но главное, что в основных догматах, доктринах мнения общие. Ведь, у всех вышеизложенных авторов, радуга – это символ завета между Богом и человечеством (в лице Ноя).
Примечательно, что Господь называет радугу Своею. Епископ Виссарион (Нечаев) делает на этом особый акцент, потому что красота ее (радуги) преимущественно свидетельствует о величии Его, как Художника мира, и невольно располагает зрителя к прославлению Его. Подобную мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст, говоря о Божественной любви к человечеству: «Видишь, как велико снисхождение Божие, какое прилагает Он попечение о нашем роде, какое оказывает человеколюбие, не потому, чтобы уже видел перемену (к добру) в людях, но — чтобы всем этим внушить нам мысль о безмерном величии Своей благости».
В других книгах Священного Писания, радуга также соотносится со знамением божественного величия и славы, например: «Взгляни на радугу, – говорит сын Сирахов, – и прославь Сотворившего ее: прекрасна она в сиянии своем» (Сир. 43:12), также, в таком же контексте о радуге говорит и пророк Иезекииль (Иез. 1:27–28), а также о ней говорится в книге Апокалипсис (Откр. 4:3, 10:1).
Замечательно о радуге как о божественном завете писал еп. Виссарион (Нечаев): «радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения человеческого».
Поэтому, когда мы будем видеть очередную радугу на небе, нужно обязательно поблагодарить Бога за Его человеколюбие к нам грешным, за Его великую любовь к нам. Ведь радуга – это напоминание нам о Его любви и о нашей будущей райской жизни, при условии хранения себя в чистоте и соединении с Богом.
А радужный ли символ?
Если речь заходит об ЛГБТ-сообществе, оных правах, месте в мире, то рано или поздно речь зайдет о Христианско-Библейском взгляде на эти животрепещущие вопросы современного общества. Внутри информационного пространства ЛГБТ-прайда давно разобраны вопросы относительно конкретных мест в Библии. Псевдобогословской риторики довольно много, но сейчас хотелось бы коснуться конкретного вопроса с Библейской точки зрения.
Каждый охотник желает знать сидит фазан. Где?
Если посчитать количество цветов на якобы радужном флаге ЛГБТ, то окажется, что их не семь, как должно быть в радуге, а только шесть. Отсутствует, как ни удивительно, именно голубой цвет. Конечно, этот ЛГБТ символ имеет свою конкретную историю, связанную с неким американским художником Бейкером, который нарисовал почему-то вместо голубого розовый, но в типографии цвет не смогли подобрать и потому осталось шесть. До того, кстати, радужный флаг использовался последователями различных мистических движений ХХ века, в том числе Нью Эйдж. Ну, шесть цветов и шесть, что такого? Но мы же говорим о Библейском взгляде.
Сама радуга в Библии упоминается еще в книге Бытие (первая книга Священного Писания). После всемирного потопа Бог полагает радугу на облаке: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Книга Бытие 9:13). Радуга в библейском понимании – это знамение завета между Богом и землей. Пожалуй, настоящая семицветная радуга вполне могла бы украшать символику христиан и иудеев.
Шесть – это почти что семь, близко, подобно, но не семь.
Радуга в облаке
Одна из целей нашего журнала — помочь читателю (а для начала, конечно, самим себе) открыть Ветхий Завет. Не просто перелистать древние священные страницы, а понять, почувствовать их духовный смысл, осознать единство Священного Писания, неразрывность двух Заветов — Ветхого и Нового. Сегодняшний наш помощник в этом непростом труде — заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин. Мы поговорим с ним о начале мира, о первых главах Книги Бытия и, в частности, о Всемирном потопе: что ему предшествовало и что началось после него?
— История Всемирного потопа не утратит актуальности до конца дней земных, потому что в ней мы видим и падение человека, и Божие наказание, и спасение праведника, и спасение человечества благодаря одному праведному человеку. Темы эти проходят через все Священное Писание, но в Книге Бытия они выражены в особой степени. Если мы вдумаемся в эти страницы, по-настоящему осознаем, что кара тогда постигла землю из-за крайнего развращения людей, то поймем, насколько это возможно и вероятно именно сегодня. Да, в главе 9 Бог обещает, что не будет уже потопа на опустошение земли (Быт. 9, 11), но из этого не следует, что человечество не может постигнуть кара иного характера, хотя бы и более «частная». Видя перед собой такой пример — вот до чего может довести крайняя степень греха, — мы должны бы остановиться, не доводить землю до такого плачевного состояния, не губить ее.
— Расскажем о событиях, предшествовавших потопу; представляется, что в этих главах Книги Бытия мы видим первые плоды той свободы выбора, свободы воли, которую дал человеку Творец: люди начали делиться на… хороших и плохих, нравственных и безнравственных. Причем дети наследовали грех родителей или же пользовались плодами их праведности.
— Это уже не первые плоды: ведь и грехопадение, падение прародителей в Едемском саду, тоже было результатом их свободного выбора. Однако мы видим, что если в родословной Каина нечестие вырастает как снежный ком (если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро — так говорит о себе сам Ламех, прямой потомок первого убийцы — Быт. 4, 24), то линия Сифа дает праведников. В их числе и Енох, один из трех в Священной истории людей, избежавших телесной смерти (И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его — Быт. 5, 24), и, наконец, Ной. Однако не следует думать, что принадлежность к «хорошему» роду гарантирует человеку спасение: ведь все потомки Сифа тоже истребляются потопом! Они оказались недостойны своего праведного предка. И это еще раз говорит о том, что спасение человека — дело его свободного выбора.
Но люди делают другой выбор: грех разрастается все шире, и достойным спасения оказывается лишь Ной со своим семейством (вспомним, что вместе с Ноем в ковчег вошли и таким образом избежали гибели в водах потопа еще семь человек: его жена и трое его сыновей со своими женами).
— В 6‑й главе Книги Бытия мы читаем загадочные слова о сынах Божиих, которые увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены (ср.: Быт. 6, 2). Это смешение становится, как можно понять, одной из причин распространения греха. Кто такие сыны Божии в данном случае? Есть ведь несколько версий?
— Да, несколько. Есть такая, правда всерьез не рассматриваемая: что это были полубоги вроде тех, которых будет много потом в античной мифологии. Святыми отцами Церкви рассмотрены две другие версии. Первая — что сыны Божии — это падшие ангелы (ангелы именуются сынами Божиими, в частности, в Книге Иова), а дочери человеческие — обычные земные женщины. Но эта версия вызывает слишком много вопросов: как быть с тем, что ангелы плоти не имеют, и т. д. Вторая версия называет сынами Божиими потомков праведного Сифа, а в дочерях человеческих видит потомство Каина. Эта версия в православной святоотеческой традиции доминирует: ее придерживались и Иоанн Златоуст, и толкователи антиохийской школы, и митрополит Филарет (Дроздов). Есть еще одно предположение: сыны Божии — это правители народа, своего рода элита, а дочери человеческие — простые девушки, которых власть имущие стали принуждать к сожительству; в этом-то и заключалось беззаконие. Эта последняя версия характерна для средневековых иудейских комментаторов.
— Так или иначе, результат оказался трагическим: и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6). Вопрос, который часто задают: а разве Бог может раскаиваться, сожалеть о чем-то, что Он сотворил?
— Конечно нет, ведь Он всеведущ: создавая человека, Он знал, что произойдет с ним в дальнейшем. Здесь следует видеть так называемый антропоморфизм: таким образом показывается великая скорбь Творца о падшей твари, скорбь Вседовольного и Всеблаженного. Господь Своею волею меняет Свои планы относительно человека; как говорит блаженный Феодорит Киррский, «раскаяние в Боге есть перемена распоряжения». И бытописатель (традиционно автором первых пяти книг Ветхого Завета считается Моисей) передает это с помощью глагола «раскаиваться».
Необходимо понимать, что предведение Божие не отменяет свободы выбора, свободы воли человека. Потому вопросы типа «Зачем Бог создал человека, если знал, что впоследствии придется большую часть людей уничтожить в водах потопа?», или «Зачем Бог создал рай, если знал, что человек вскоре согрешит и будет изгнан оттуда?», или же (пример из Нового Завета) «Зачем Христос включил Иуду в число Своих учеников, если знал, что тот предаст Его?» — хотя и возникают у многих людей, но имеют одну общую подоплеку: человеческое представление о Боге. Действительно, человеку свойственно воздерживаться от поступков, если он заранее знает (или догадывается) об их пагубных последствиях. Например, вряд ли кто-то из нас согласится иметь дело с человеком, если мы заранее знаем, что этот человек нас предаст. Но Господь настолько любит всех, что принимает каждого и дает шанс каждому, а уже как человек распорядится дарованной ему возможностью, зависит исключительно от него самого.
— Почему во время потопа вместе с человеком погибли и животные, ни в чем, кажется, не повинные, и растения?
— Нужно понимать: Библия воспринимает природу не как нечто самоценное, а как среду обитания человека. Первая глава Книги Бытия рассказывает нам о том, как Господь в течение пяти дней творит мир, подготавливая для человека эту среду, а затем, создав мужчину и женщину, благословляет их и говорит:плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте (Быт. 1, 28). Поэтому вместе со впавшим в страшные грехи человечеством уничтожается все, что было предназначено Творцом для него, для обеспечения его жизни. Кроме того, здесь можно использовать такую метафору: если мы некую чистую вещь опустим в грязь, нам вряд ли захочется потом пользоваться этой вещью: мы знаем, что она запачкалась. Так и все творение оказалось загрязнено скверной человеческого греха. Необходимо было сделать своего рода генеральную уборку — очистить мир для новой жизни в нем. Ведь история Всемирного потопа — это не только история истребления жизни на земле, это история ее возрождения, воссоздания мира.
— Вопрос, который часто задавали в атеистические времена: в ковчеге могло находиться лишь ограниченное число нечистых (тех, кого нельзя было приносить в жертву — так вы это объясняете в своей книге [1]) и чистых, жертвенных видов животных: откуда же затем взялось такое разнообразие видов на Земле?
— Во-первых, мы ведь точно не знаем, сколько лет прошло со времени потопа (это могут быть даже не тысячи, а миллионы лет). Христианство ведь не противоречит на самом деле учению об образовании новых видов, и потому мы вполне можем предположить, что современное разнообразие видов восходит к тем животным, которые спаслись в Ноевом ковчеге. Во-вторых, есть предположение, что потоп покрыл не всю площадь земного шара, а лишь ту территорию, где жили люди, потому некоторые животные (которые жили в ареалах, не тронутых «цивилизацией») могли избежать гибели.
— Ной — потомок Адама, Сифа и праведного Еноха — ходит пред Богом и обретает благодатьперед очами Господа (ср.: Быт. 6, 8, 9). Ной и его потомство спасается в ковчеге. Означает ли это, что праведность одного человека спасла человечество как таковое? И что в дальнейшем человечество спасали праведники? Здесь можно даже поговорку вспомнить, приводимую Солженицыным: «Не стоит село без праведника».
— Конечно. Но прежде всего вспомним разговор Господа Бога с Авраамом о судьбе Содома. Авраам вопрошает: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так (…) Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт. 18, 23–25). И Господь в конце этого диалога успокаивает Своего верного раба, сообщая, что и ради десяти праведных Он пощадил бы Содом.
— Да, Он запрещает убийство человека. Все остальное, все движущееся, что живет, будет вам в пищу, — говорит Господь (Быт. 9, 3). Но человек — создан по образу Божию. Поэтому кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека(Быт. 9, 6). Таким образом, утверждается сверхценность человеческой жизни, личности. Это древнейшая заповедь, которая потом станет шестой заповедью Декалога — Не убий (Исх. 20, 13). Убийство запрещается вне зависимости от происхождения и социального статуса человека. Слова о крови того, кто прольет кровь, означают, видимо, что убийца должен быть подвергнут смертной казни.
— А разве нельзя понимать эти слова так: зло порождает зло, убийство с неизбежностью приводит к другому убийству?
— Можно, тем более что в древности существовал обычай кровной мести: одно убийство с неизбежностью приводило ко многим. Но ближе к истине здесь все же мотив непременного наказания убийцы смертью.
— Но разве после этого люди не убивали друг друга? Вспомним кровавые войны Иисуса Навина, Давида, вспомним, что Закон, данный Моисею на Синае, категорически требовал смертной казни не за одно только убийство, но и за иные преступления (Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти — Исх. 21, 17).
— И наконец, о Завете радуги… Означает ли он, что мы можем успокоиться: что бы с нами ни происходило, глобальной катастрофы больше не будет?
— Прежде всего нужно сказать, что здесь впервые употребляется слово «завет» (берит) в значении «договор Бога с людьми»: вот, я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас (Быт. 9, 9). А успокаиваться нельзя уже хотя бы потому, что невозможность в дальнейшем потопа на опустошение земли(Быт. 9, 11) не означает, что не может быть вообще Божией кары: в Священном Писании рассказывается о ней многократно, вспомним гибель Содома и Гоморры, казни египетские, вавилонское пленение Израиля, о котором предупреждали пророки… Вспомним также и вероятную, но не состоявшуюся гибель Ниневии — ее жители покаялись и отвели от себя гнев Божий.
Однако эти казни не поражали всего человечества, всего живого на земле, как Всемирный потоп. Завет радуги означает, что человечество доживет до Второго Пришествия Иисуса Христа, «грядущего со славою судить живых и мертвых» (Никео-Цареградский Символ веры), — хотя людям, пережившим потоп, на тот момент и о первом Его Пришествии не было известно ничего. Завет радуги означает, что у человека, у человечества всегда будет оставаться шанс: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее(Мф. 18, 11; Лк. 19, 10). Пока человек жив, нет у него такого греха, которого он не мог бы смыть покаянием. И даже на посмертную участь человека остающиеся в живых могут повлиять своими молитвами.
— Мы с Вами говорим о Ветхом Завете, о его древнейших документах и сколько находим живых связей — с Евангелием, с нашей сегодняшней духовной жизнью, с Церковью. Вас огорчает то, что многие прихожане наших храмов Ветхого Завета не читают, не считают это необходимым? У некоторых православных само слово «Библия» ассоциируется исключительно с протестантизмом.
— Конечно, это огорчает! Господь наш Иисус Христос призывал: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Апостол Павел во Втором послании к Тимофею пишет: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16). Спаситель в Своих проповедях постоянно цитирует Ветхий Завет, использует его образы и сравнения. Например, на каждое предложение искушающего Его сатаны Он отвечает цитатой из Второзакония. Всем, казалось бы, известное не хлебом одним будет жить человек (Мф. 4, 4) — это Бог говорит Моисею (см.: Втор. 8, 3). Открыв Книгу Деяний святых апостолов, мы видим, что первая же проповедь апостола Петра в Иерусалиме, сразу по Сошествии Святого Духа (см.: Деян. 2), обращает слушающих к Ветхому Завету и вся построена на нем. Апостолы вслед за Самим Спасителем относились к ветхозаветным писаниям благоговейно и трепетно.
Церковь всегда рассматривала Ветхий Завет как неотъемлемую часть Священного Писания. Новый Завет невозможно по-настоящему понять, не зная Ветхого. Без Ветхого Завета нельзя постичь и православного богослужения: оно основано столько же на Ветхом Завете, сколько и на Новом. Например, Великий покаянный канон Андрея Критского, который читается на первой седмице Великого поста, — что может понять в нем человек, незнакомый с этой частью Библии? Православный христианин, если он действительно хочет знать свою веру, знать учение Церкви, не может пройти мимо Ветхого Завета.
Журнал «Православие и современность» № 31 (47)