Что такое офорт в графике

Офорт

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte ) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.

Содержание

История

Первые датированные оттиски со стальных травлёных досок относятся к 1501—1507 годам — работы мастера из Аугсбурга Даниэля Хопфера. Приблизительно в это же время швейцарским резчиком и гравёром У. Графом было исполнено несколько офортов, самый известный из которых относится к 1513 году. В 1515—1518 годах Альбрехт Дюрер создал шесть офортов на стальных досках, в числе которых и его знаменитая «Большая пушка».

Техника

Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления остальной лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Таким образом, офорт является разновидностью глубокой печати.

Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами и, что основное — травления, эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые средства выразительности как по характеру линий, так и в фактурности, тональной глубине широкого диапазона.

Мастера офорта

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

См. также

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Офорт» в других словарях:

ОФОРТ — (фр. eau forte). Оттиск гравюры с доски, на которой рисунок вытравлен острой водкой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОФОРТ гравюра, отпечатанная таким образом: на металлич. доске, покрытой особой… … Словарь иностранных слов русского языка

офорт — а, м. eau forte f. азотная кислота. 1. Специальная кислота, применяемая при гравировании. Лучинский 1879. 2. Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами. БАС 1. Маковский в то время как раз увлекался… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

офорт — гравюра, аквафорте Словарь русских синонимов. офорт сущ., кол во синонимов: 2 • аквафорте (2) • грав … Словарь синонимов

Офорт — (от фр. eau forte азотная кислота) гравюра на металле, изготовленная посредством травления участков поверхности, на которой отсутствует защитный слой лака. Офорт … Реклама и полиграфия

ОФОРТ — (французское eau forte азотная кислота), вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углублённое… … Современная энциклопедия

ОФОРТ — (от франц. eau forte азотная кислота) вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение… … Большой Энциклопедический словарь

ОФОРТ — ОФОРТ, офорта, муж. (франц. eau forte букв. азотная кислота) (иск.). Гравюра на меди или цинке, изготовляемая путем протравливания кислотами рисунка, нанесенного на покрытую лаком поверхность металла. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

ОФОРТ — ОФОРТ, а, муж. Гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры. Выставка офортов. | прил. офортный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Офорт — (фр. eau forte – азотная кислота) – вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные листы протравливают кислотой, а полученное углубленное изображение… … Энциклопедия культурологии

Источник

Офорт — вид гравюры и печатной техники

Офорт — разновидность металлической гравюры, старинная техника глубокой печати с использованием метода травления кислотами печатных форм. Название «офорт» дословно переводится с французского «Eau forte» как «крепкая вода». Техника офорта позволяет получать с травленых досок большое количество качественных оттисков (эстампов) на бумаге.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Отличительные особенности и краткая история офорта

Офорт возник в начале XVI века в Германии как альтернативная техника изготовления печатных форм. При традиционном способе обработки доски мастеру приходилось сильно нажимать резцом на металл, чтобы получить детализированное изображение.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Офорт выполняют с использованием предварительной обработки доски кислотоупорным лаком. Это значительно упрощает процесс создания рисунка. Гравер с минимальными физическими усилиями обрабатывает слой лака режущим инструментом, а затем кислота протравливает металл на нужную глубину.

Благодаря использованию новой техники мастера смогли создавать более выразительные изображения на твердом металле. Это позволило передавать различные оттенки тона на печатном оттиске.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Первые художественные офорты, изготовленные в Аугсбурге Даниэлем Хопфером (Daniel Hopfer), датируются 1501 годом. Чуть позже новым видом печатной графики увлекся выдающийся живописец эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Он создал множество великолепных гравюр на стальных и медных досках.

Но наибольшей популярности искусство офорта достигло в XVII веке в Голландии. Большой вклад в развитие этого вида графики внес Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt). Во Франции около 1500 гравюр создал Жак Калло (Jacques Callot), в Италии творили известные мастера офорта Гвидо Рени (Guido Reni) и Хосе Рибера (José Ribera).

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

На рубеже XVIII-XIX веков несколько серий знаменитых гравюр выполнил Франциско Гойя (Francisco Goya). В дальнейшем к этой технике графики часто обращались в своем творчестве известные импрессионисты:

В ХХ веке с развитием химической промышленности появилась возможность заменить токсичные компоненты на менее вредные для здоровья человека травящие вещества: полотерный воск и акрилаты.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

На портале Very Important Lot можно принять участие в аукционах, чтобы приобрести на торгах гравюры, картины и предметы антиквариата. Здесь коллекционеры также покупают напрямую у современных художников их работы.

Источник

ОФО́РТ

Том 24. Москва, 2014, стр. 715

Скопировать библиографическую ссылку:

ОФО́РТ (от франц. eau-forte, букв. – креп­кая во­да; азот­ная ки­сло­та), вид гра­вю­ры на ме­тал­ле. В тех­ни­ке О. хи­мич. про­цесс трав­ле­ния за­ме­ня­ет ме­ха­нич. спо­соб об­ра­бот­ки дос­ки гра­ви­ро­валь­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми. Глад­кую ме­тал­лич. дос­ку (ча­ще все­го мед­ную, так­же цин­ко­вую), тща­тель­но от­по­ли­ро­вав, по­кры­ва­ют сло­ем ки­сло­то­упор­но­го грун­та («ла­ка»), в со­став ко­то­ро­го вхо­дят ас­фальт, воск и мас­ти­ка. На этот слой на­но­сит­ся ри­су­нок при по­мо­щи спец. гра­ви­ро­валь­ных игл. Ли­нии-штри­хи про­ца­ра­пы­ва­ют­ся та­ким об­ра­зом, что­бы об­на­жить по­верх­ность дос­ки. За­тем дос­ка под­вер­га­ет­ся трав­ле­нию ки­сло­той, ко­то­рая про­еда­ет ме­талл лишь в тех мес­тах, где лак был счи­щен (про­ца­ра­пан). По окон­ча­нии это­го про­цес­са дос­ка про­мы­ва­ет­ся во­дой, а лак счи­ща­ет­ся при по­мо­щи ски­пи­да­ра или спир­та. В ре­зуль­та­те по­лу­ча­ет­ся дос­ка с ри­сун­ком, ли­нии ко­то­ро­го уг­луб­ле­ны в по­верх­ность ме­тал­ла бла­го­да­ря трав­ле­нию. На дос­ку на­но­сит­ся ти­по­граф­ская крас­ка, ко­то­рая за­би­ва­ет­ся в ли­нии ри­сун­ка, а с ос­таль­ной по­верх­но­сти уда­ля­ет­ся при по­мо­щи там­по­на-губ­ки; по­сле это­го дос­ка го­то­ва к пе­ча­ти. В за­ви­си­мо­сти от плот­но­сти ме­тал­ла мож­но по­лу­чить боль­ше или мень­ше хо­ро­ших от­тис­ков с од­ной дос­ки; мед­ные дос­ки из­на­ши­ва­ют­ся бы­ст­рее из-за мяг­ко­сти ме­тал­ла.

Источник

Что такое офорт? Немного процесса (осторожно длиннопост!)

Всем привет! Иногда на выставках или в личку, глядя на офорт у меня спрашивают, мол долго ли я работу ручкой гелевой рисовал? Т.е. многие не знают, что такое офорт, насколько это длинный и необычайно интересный процесс, считая, что работа, в итоге, нарисована ручкой. И доделывая последнюю пластину, я задумался о том, что стоило бы поделиться со всеми этим древним ремеслом, зародившемся еще в начале XVI века. Как покороче объяснить что такое офорт? Это гравюра на металле. Его относят к глубокой печати, то есть печати, при которой углубления рисунка заполняются краской, и затем под сильным давлением пресса рисунок переходит на бумагу. Так же есть несколько способов, позволяющих добиться изображения на металлической пластине, они называются манеры. В этом посте я покажу офорт в манере акватинта и постараюсь покороче объяснить этот очень длинный процесс.

Для офорта требуется металлическая пластина (медь, цинк, латунь и др.) в зависимости от силы травящего раствора. Пластина обрезается до нужного формата и полируется до состояния зеркала.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

После этого пластина (в данном случае латунь) разогревается и на неё тонким слоем наносится офортный лак, для того, чтобы целиком изолировать для травящего раствора.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

И теперь пластину нужно закоптить, чтоб видеть как на неё наносится рисунок.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

И так, получилась вот такая заготовка под офорт. Я закрепил в коробке, чтоб не повредить слой лака при переносках и при нанесении рисунка.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

На пластину роооооовным-ровным слоем сыпется растертая канифоль, а затем, подогревая пластину, канифоль плавится, оставаясь на поверхности прозрачными бусинками. Это делается для того, чтоб придать фактуру и чтоб краска при печати цеплялась лучше.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Этот перекрытый лаком кролик травился 30 секунд. После того, как пластина высохнет, наносится следующий слой лака, в тех местах, которые будут лишь чуть темнее. И таких слоев может быть сколько угодно, но обычно делают 4-6.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Нанесены и протравлены все слои, лак смыт и наконец работа готова к печати! Офортная краска (подойдет и обычная масляная) наносится на пластину, тщательно втираясь в углубления, в штрихи, излишки краски убираются легким разглаживанием ладони по поверхности. Все! Пластина на офортном станке, прокатывается вал и. офорт готов!

Источник

Смешанный техники в офорте.

В изобразительном искусстве существует множество самостоятельных техник: живопись темперой и маслом, фреска, акварель, гуашь, рисунок, ксилография продольная и торцовая, гравюра на фанере, картоне и линолеуме, а также офорт во всем многообразии его техник: травленый штрих, акватинта, лавис, сухая игла, меццо-тинто, резерваж, открытое травление, резцовая гравюра, мягкий лак, прямой перевод. Но обязательно приходит такое время, когда художнику всего этого разнообразия становится мало и он начинает комбинировать известные техники в разных сочетаниях. Иногда это приводило к блестящим творческим достижениям. Например, Аристарх Лентулов часто использовал в живописи аппликацию (золотая и серебряная фольга, ткани и т.д.), Анри Матисс в своих декупажах (аппликациях) вводил рисунок черной тушью и цветными карандашами, а также линогравюрные фрагменты. В художественном творчестве постепенно, на протяжении веков, складывались комбинации техник, которые с эстетической точки зрения были безупречны.

В офорте следует различать два вида комбинаций: смешение разнородных техник с офортом и смешение офортных техник друг с другом. Смешивая различные техники с офортом, художник создает цветной вариант офорта: раскрашивает черно-белый оттиск акварелью, применяет так называемый “раскат” или делает несколько цветных подкладок на продольных досках, линолеуме, фанере, картоне и т.д. Например, в XVIII столетии Никола Ле Сюер делал цветные гравюры на продольных досках в манере “кьяроскуро” (светотеневой). В качестве рисующего цвета он нередко использовал черно-белые офорты Кейлюса или Робера, добавляя к ним две-три подкладки на продольных досках. Подобные комбинации привносят в офорт новые качества цвета, недоступные классическому офорту цветному — в три доски. Однако следует помнить, что цвет впечатывается в офорт, а не наоборот, поскольку подкладки, напечатанные масляными или типографскими красками плохо принимают на себя офортные краски. Краски на подкладках используют прозрачные или полукроющие, для того чтобы офортный оттиск просвечивал через них.

Часто совмещают с черно-белым офортом так называемый “раскат”, который также применяют в линогравюре. Делается это так. Печатается черно-белый оттиск на листе бумаги с большими полями. При сходе верхнего вала офортного станка с доски останавливают продвижение талера вперед. Лист с оттиском поднимают и очерчивают карандашом по углам доску, лежащую на талере. Затем сняв доску с талера, тщательно смывают с нее офортную краску. После чего размещают на литографском камне или стекле два-три цвета масляной или типографской краски и валиком (желатиновым или кожаным) мягко раскатывают, соединяя цвета между собой. Краска, помещенная таким образом на валик, переносится с него на доску. Ее кладут на место, обозначенное карандашом на талере, накрывают оттиском и прокатывают. В итоге получается иллюминированный офорт. Здесь так же, как и в предыдущем варианте, применяют прозрачные и полу-кроющие краски.

Оба эти способа синтезируют два противоположных вида гравюры — глубокий (офорт) и высокий (продольная ксилография и металлография). Подкрашивание черно-белого офорта акварелью — самый легкий способ алюминирования оттиска. Если акварель будет сворачиваться на офортной краске, добавьте в акварель мыльной воды. Этот метод используют многие художники.Свои офорты иллюминировали Д.Митрохин, И.Нивинский, А.Кравченко, а также современные ныне работающие художники Н.Попов, В.Ильющенко, А.Смирнов и другие.

Теперь более внимательно приглядимся к частным офортным техникам, о которых вскользь упоминалось выше. Для удобства разделим их на группу техник, основанных на штрихе (травленый штрих, сухая игла, резцовая гравюра, рельефное открытое травление и резерваж), и на группу техник, основанных на пятне (акватинта, лавис, меццо-тинто и плоское открытое травление).

“Штриховая” группа офортных техник

Травленый штрих — выполняется офортной иглой по закатанной твердым лаком доске, напоминает рисунок пером на бумаге. Является основной формообразующей техникой офорта.

Сухая игла — на полированной доске офортной иглой под углом 35-45 градусов процарапываются штрихи, по краям которых образуются “барбы” (мелкие завитки металла, поднятые иглой из углубления штриха). При набивке в них скапливается значительное количество краски, поэтому штрихи эти получаются толстыми и бархатистыми. В сочетании с белым фоном такие штрихи очень эффектны.

Резцовая гравюра — по полированной доске штихелями гравируются штрихи, на конце которых образуются “барбы” (их снимают специальным инструментом). Затем доска забивается краской и печатается как обычный офорт. Техника производит впечатление некоторой сухости и “чертежности”.

Рельефное открытое травление — на любом металле нужное пятно выкрывают лаком и травят в концентрированной кислоте. Полученный рельеф дает четкий ореол по контуру пятна. Эта техника дает возможность “поднять” яркость белого внутри ореола.

Резерваж — тушь смешивается с сахаром. На слегка затравленной доске (чтобы не скользило перо или кисть и не скатывался раствор) этой смесью рисуют изображение. Затем рисунок заливают жидким битумным лаком и просушивают, после чего доску помещают в кювету с теплой водой. В воде тушь с сахаром растворяется и обнажает штрихи рисунка. Далее доска травится в кислоте, как обычный офорт. Техника, также как и травленый штрих, напоминает рисунок пером.

“Пятновая” группа офортных техник

Акватинта — травление доски через слой канифоли с последующим выбыванием лаком тональных плоскостей, дает эффект мягкого развития тонов. Однако при использовании крупной канифоли появляется некоторая “ват-ность” фактуры акватинты.

Лавис — травление доски, покрытой канифолью, при помощи кисти чистой кислотой. Напоминает акварельную отмывку.

Меццо-тинто — зернение доски при помощи “качалки” (специального инструмента) с последующей полировкой градаций тонов от темного к светлому. Отличается чрезвычайной глубиной и мягкостью черного.

Плоское открытое травление — выполняется на стали и железе, не требует присыпки канифоли. Последовательно выкрываются тональные пятна и травятся в кислоте. Напоминает тончайшую акватинту, поскольку зерна почти не видно.

Я не рассказываю здесь о техниках “мягкий лак” и “прямой перевод”, поскольку они принципиально репродукционные и эффект в них зависит исключительно от качества переводимого рисунка.

Рассмотрев офортные техники, можно сделать вывод, что при всей их привлекательности они довольно ограничены в своих эффектах. Для того чтобы преодолеть эту ограниченность, художники и стали комбинировать в различных сочетаниях офортные техники. Пионером в этом деле был, видимо, великий Рембрандт ван Рейн. Во многих его офортах травленый штрих смешивается с сухой иглой. Новация мастера была слишком смела, и офортисты следующих поколений широко ее не использовали. В конце XVIII века комбинацией акватинты и травленого штриха часто пользовался Франсиско Гойя.

Художники XX века в поисках новых выразительных средств возобновили практику смешения частных техник, именно в это время появился термин “смешанная техника” в офорте. В 20-х годах много и разнообразно комбинировали в офортных техниках выдающиеся русские графики Игнатий Нивинский и Алексей Кравченко.

Сегодня, на рубеже веков, смешанные техники в офорте явно лидируют по количеству выполненных в них работ. Однако должен заметить, что выдающиеся творческие результаты зависят, в первую очередь, от художественного замысла, а потом уж и от умения выполнить его в той или иной технике. Поэтому прежде, чем приступить к синтезу открытых техник друг с другом, а также вводить в офорт другие техники, начинающему офортисту необходимо хорошо освоить всевозможные “чистые” техники. Первые опыты в офорте вообще и в смешанных техниках в частности необходимо делать под руководством опытного наставника в специальном, хорошо проветриваемом помещении, соблюдая осторожность в работе с кислотой и острыми офортными инструментами.

Рассматривая через призму понятия “линия-пятно” офортные техники, мы можем так же выстроить пары-антиподы. Например, лавису с его мягкими пятнами для создания напряжения в работе очень подойдет “грубая” сухая игла с ее толстыми и бархатистыми энергичными штрихами, а к плоскому открытому травлению — травленый штрих и т.д. Подобный прием сопоставления штриховой и пятновой групп “чистых” техник как бы сглаживает недостатки отдельных техник и активизирует, благодаря контрасту, их положительные свойства, создавая новую художественную общность.

Современные художники-офортисты редко ограничиваются только парами-антиподами и используют всю палитру офортных техник в самых замысловатых сочетаниях. Часто желание разнообразить фактуры офорта приводит к перегрузке листа, затрудняет восприятие художественной идеи. На мой взгляд при подборе сочетаний частных техник художник должен стремиться к логике и простоте. Примером эстетической точности сочетания многих офортных техник в одной работе можно считать листы графика Сергея Заровного. Обычно художник разрабатывает смешанную технику под конкретный художественный замысел и в следующей работе использует другую комбинацию. Иногда тот или иной вариант смешанной техники является “визитной карточкой” офортиста и присутствует в творчестве художника всю жизнь.

Из всего сказанного ясно, сколь сложна и многозначна проблема понимания и применения на практике синтеза различных техник в изобразительном искусстве. Каждый художник ищет свой путь в этом лабиринте. И пусть ему нитью Ариадны служит здравый смысл и тонкий художественный вкус.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *