Что такое окн в строительстве
ДОПУСКАЕМЫЕ ЗАКОНОМ ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ТЕРРИТОРИИИ ОКН.
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ОКН) И ДОПУСКАЕМЫЕ ЗАКОНОМ ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ТЕРРИТОРИИ ОКН.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с 73-ФЗ (ст. 3, часть 5) подразделяются на следующие виды:
памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;
достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
Характер допускаемых Законом проводимых строительных работ на территории объекта культурного наследия отличается в зависимости от вида объекта.
Для памятников и ансамблей 73 ФЗ (ст. 5.1) устанавливает прямой запрет на ведение любых строительных работ на территории объекта культурного наследия, в частности, на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
Таким образом, строительные работы, на таких объектах и на его территории, могут иметь только одну направленность, а именно – сохранение.
На территории достопримечательного места разрешается строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
Таким образом, помимо работ направленных на сохранение памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места закон, также, допускает строительство, капитальный ремонт и реконструкцию. При это устанавливается ограничение, связанное с тем, что строительство ведется с целью воссоздания утраченной градостроительной среды.
Серьезным вопросом, связанным с обеспечением сохранения ОКН относится определение «территории» объекта культурного наследи.
Согласно ст. 3.1 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью.
Такое определение, даваемой Законом, говорит о том, что границы территории ОКН определяются исторически и могут не совпадать с границами существующих земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
То есть, нахождение объекта культурного наследия накладывает обременения на собственников смежных с нахождением ОКН земельных участков (попавших в установленную «территорию») при проведении ими строительных работ.
Порядок установления границ территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов установлен частью 3 статьи 3.1 73-ФЗ. Установление границ осуществляется, также, на основании сведений, изложенных в акте органа государственной власти об отнесении объекта к памятникам истории и культуры, сведений, указанных в паспорте и (или) учетной карточке данного объекта культурного наследия, на основании научного отчета о выполненных археологических полевых работах (для объектов археологического наследия) и утверждаются до регистрации данных объектов в едином государственном реестре актом органа охраны объектов культурного наследия. Указанные акты направляются утвердившим их органом не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ).
Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Действующим в настоящее время документом является приказ Министерства культуры РФ от 4 июня 2015 г. № 1745 “Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия”.
Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящей статьей для утверждения границ территории объекта культурного наследия.
Раздел обеспечении сохранности культурного наследия
Предмет охраны объекта культурного наследия.
Объект культурного наследия (ОКН)– это объект, но не обязательно здание или сооружение, имеющее определённую с точки зрения истории, архитектуры, искусства, науки и техники, ценность, охрана объектов культурного наследия осуществляется государством. Все объекты культурного наследия Москвы вносятся в единый реестр Департамента культурного наследия Москвы (Москомнаследие) и имеют сформированные зоны охраны объектов культурного наследия. См. Постановление Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года №154-ПП Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы (с изменениями на 24 марта 2020 года) Департамент культурного наследия города Москвы (Москомнаследие) формирует и контролирует правила в использования и государственной охраны объектов культурного наследия расположенных на территории города Москвы и осуществляет региональный государственный надзор зон охраны объектов культурного наследия.
Охрана объектов культурного наследия
Инспекторы Мосгорнаследие по жалобе о возможных нарушениях, обязаны выехать на место поведения работ даже если они проводятся не на самом объекте культурного наследия, а на прилегающем к территории участке на которой расположены границы зон охраны объектов культурного наследия. То есть, в случае когда выполняемые работы могут влиять на предмет охраны объекта культурного наследия — например возникает вибрация, образуется просадка грунта, строительный мусор или другие факторы которые могут нанести вред охраняемому объекту культурного наследия, хотя на самом объекте эти работы не проводятся. Поэтому в случае выявления нарушений на предмете охраны объекта культурного наследия в том числе проведении работ без согласованной в установленном порядке документации (Раздела обеспечения сохранности или разрешения на реставрационные работы ) обязаны:
Раздел сохранности объекта культурного наследия
В 2019 году ДКН была утверждена рекомендуемая структура и состав раздела проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, подлежащих разработке в случаях проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории зон охраны объектов культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах зоны охраны объектов культурного наследия. Разработка соответствующего раздела проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия (Раздел сохранности объекта культурного наследия), включающего оценку воздействия проводимых работ на территориях или земельных участках, непосредственно связных или затрагивается проводимыми работами, требуется в обязательном порядке при оформлении следующих гос. услуг :
Специфика при разработке раздела обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
Приказом 937 от 28 ноября 2019 года Москомнаследием, были введены следующие нормы и правила для подготовки проектной и исходно разрешительной документации, которую обязан представить заявитель для разработки раздела обеспечении сохранности объектов культурного наследия в том числе:
Обратите внимание — при поведении любых работ на самом объектов культурного наследия, разработка раздела обеспечении сохранности объектов культурного наследия для него не требуется, в этом случае готовится документация и оформляется разрешение для открытия ордера или разрешение на строительство. Именно поэтому стоимость, объем и сроки работ по разработке разделов обеспечении сохранности объектов культурного наследия в каждом конкретном случае — индивидуально и зависит в первую очередь от:
Срок оказания государственной услуги согласование раздела сохранности объекта культурного наследия — не более 29 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера). В результате оказания услуги происходит выдача согласования раздела сохранности объекта культурного наследия отказ в выдаче в следующем виде:
Оформляется в виде письма о ее согласовании, подписанного уполномоченным должностным лицом Департамента, и путем визирования уполномоченным должностным лицом Департамента титульных листов документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия с проставлением на них штампа о согласовании.
Как проверить границы зон охраны объектов культурного наследия.
Узнать, является ли объект недвижимости памятником истории и культуры и границы зоны охраны объекта культурного наследия, можно лично, обратившись с заявлением в службу одного окна Москомнаследия. Срок предоставления запрашиваемой информации — до 15 рабочих дней и в результате вам выдадут сведения из городского реестра недвижимого культурного наследия в виде официальной выписки.
Можно предварительно самостоятельно проверить, внесено ли здание в реестр Москомнаследия если у вас есть адрес или кадастровый номер здания – через бесплатный он-лайн сервис. Кроме того, на многих памятниках истории и культуры в Москве установлены таблички с QR-кодами, или памятными и информационными досками. А если ваш объект находится в ЦАО Москвы то, даже если ваше здание и не является объектом культурного наследия, то рядом точно будет находится или граница зоны охраны объектов культурного наследия или исторический культурный слой.
Наша компания оказывает услуги по подготовке необходимых документов — «Раздел проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включающий оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия» с последующим согласованием Департаментом культурного наследия работ по капитальному ремонту фасадов здания для
Если у вас есть вопросы или необходима помощь в оформлении, регистрации документов вы можете связаться с нами через форму обратной связи.
Ограничения в использовании и застройке участков в охранных зонах объекта культурного наследия (ОКН)
ОКН федерального значения
ОКН регионального значения
ОКН местного значения
территории ОКН на картах зонирования
границы территории и зон охраны ОКН
границы зон охраны ОКН
границы объединённой зоны охраны ОКН
границы объединённой зоны охраны ОКН
Содержание
Участок в охранной зоне объекта культурного наследия? Нужно изучить требования законов
Владельцы и покупатели зданий, сооружений и земельных участков, расположенных вблизи:
должны знать о том, что использование земельных наделов, их застройка, реконструкция уже существующей недвижимости может проводиться с некоторыми ограничениями. Иногда реализация хотя бы части таких планов полностью запрещается.
Ограничение прав связано с расположением участков по соседству с объектами культурного наследия (ОКН). Они подлежат государственной охране. Над ними ведётся государственный надзор. Организация их защиты и сохранения ОКН является задачей федеральных, региональных и муниципальных властей, а обязанностью собственников недвижимости становится выполнение установленных регламентов.
Вокруг ОКН формируются «особые территории» – режимные охранные зоны, создающие ограничения в использовании и застройке земель. Границы территорий каждого ОКН и его охранных зон определяются при их проектировании.
Зона охраны и защитная зона памятника – это 2 из 28 зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). В составе ЗОУИТ присутствует также охранная зона особо охраняемой природной территории объектов, относящихся к памятникам культуры, оценённым по природным критериям. В их числе:
Перечень «особых зон» представлен в статье 105 ЗК РФ, введённой федеральным законом №342-ФЗ от 03.08.2018. Сведения о таких зонах вносятся в ЕГРН.
После вступления в силу изменений в Градостроительный и Земельный кодексы РФ и новых Правил уведомления владельцев недвижимости о сносе недвижимости (Постановлением Правительства РФ № 588 от 13.05.2019) размеры особых зон, условия капитальной застройки земельных участков в ЗОУИТ претерпели существенные перемены.
Некоторые дома, дачи, недостроенные объекты, любые другие строения и сооружения, попавшие в границы ЗОУИТ, в том числе в границы ОКН, установленные до 4 августа 2018 года, могут быть снесены или приведены в соответствие с ограничениями использования участков и объектов, если они оказались внутри вновь установленной зоны.
Застройщики не смогут оформить права на уже построенные объекты по той причине, что строения оказались в охранных зонах. В лучшем случае, оформить права на объекты им удастся только после проведения ряда согласований.
Если недвижимость находится в ЗОУИТ, режим которой запрещает или ограничивает нахождение объектов капитального строительства, то власти обязаны их выкупить. Правообладатели «особых зон» или местные власти в таких случаях должны проинформировать собственников и нанимателей о нарушении закона по электронной или обычной почте, указав в уведомлении:
Сообщение также размещается на официальном сайте органа госвласти или местного самоуправления, принявшего решение об установлении «особой зоны», в других официальных источниках (статья 55 поправок в ГрК РФ).
Собственники «старых» зданий, застройщики объектов, расположенных в ЗОУИТ, получившие разрешение на строительство до 4 августа 2018 года, обязаны подать заявление об установлении или изменении ЗОУИТ в уполномоченные органы до обращения за выдачей разрешения на строительство. Сделать это нужно до 01.01.2022 г. (части 17,18 статьи 26 ФЗ № 342).
Если разрешение на строительство не требуется, то с заявлением необходимо обратиться не позднее 5 дней со дня утверждения проектной документации ( пункты 13 и 15 статьи 106 ЗК РФ).
Покупателям недвижимости, помимо изучения правоустанавливающих документов, а также сведений ЕГРН, рекомендуется ознакомиться с информацией о ЗОУИТ. Не исключено, что нахождение объекта в охранной зоне ОКН может повлиять на невозможность его использования.
На землях в границах охранной зоны ОКН градостроительные регламенты устанавливают особый вид ограничений градостроительной и хозяйственной деятельности.
В обычной ситуации, когда земельный надел не попадает в охранную зону ОКН, его собственник может возводить на нём жилой дом, производственное или бытовое здание, строение или сооружение, соответствующее целевому назначению и разрешённому использованию участка, с соблюдением требований градостроительного регламента.
При введении режима охранной зоны собственник участка лишается права на его застройку без получения дополнительного разрешения государственного органа власти, занимающегося охраной культурных памятников:
Выяснить наличие или отсутствие ограничений на участке можно несколькими способами:
Исключить проблемные ситуации при строительстве, реконструкции поможет знание о том, какие именно обременения накладываются на участки, находящиеся вблизи ОКН, какие возможности в их использовании и застройке установлены федеральным и региональным законодательством, а также ПЗЗ, действующими в муниципальном образовании.
Значение объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия (ОКН) – значимые для нынешнего и будущих поколений памятники истории и культуры, созданные в ходе исторических событий, происшедших со времени зарождения цивилизации до всех дальнейших этапов её развития.
Их роль и высочайший потенциал, с позиции истории, археологии, искусства, архитектуры, науки и техники, безмерны. Эти подлинники невозместимой ценности представляют всеобъемлющее хранилище достоверной информации о прошлом и грандиозный капитал социальной и духовной культуры общества.
Утраты культурного наследия невосполнимы. Человечеством осознана необходимость его защиты и сохранения.
Российская Федерация является участником международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года.
На 2019 год в России зарегистрированы в ЮНЕСКО 29 объектов:
Не менее исключительную ценность представляют и другие памятники, относящиеся по своей категории к ОКН федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
Забота об историческом и культурном наследии России является обязанностью каждого гражданина РФ, закреплённой Конституцией РФ (пункт 3 статьи 44). Связана она, в частности, с использованием и застройкой земельных участков, расположенных вблизи ОКН.
Признаки ОКН
Признаки объектов культурного наследия:
Виды объектов культурного наследия
Весь перечень видов объектов культурного наследия представлен в разделе «документы» в правой части этой страницы.
Реестр объектов культурного наследия
Информация об ОКН, их территориях, зонах охраны выкладывается на портале открытых данных Министерства культуры РФ «Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (ЕГРКН). Этот источник сведений является главным.
Физические и юридические лица могут получить выписку из этого реестра, обратившись в федеральный или региональный орган охраны объектов культурного наследия.
В российских регионах и муниципалитетах ведётся учёт и составляются перечни видов ОКН регионального и местного значения.
Проверить наличие объектов культурного наследия, который, возможно, находится рядом с земельным участком, можно на сайте opendata.mkrf.ru.
Выявленные объекты культурного наследия
Если в историко-культурных памятниках усматриваются признаки объекта культурного наследия, но решение о включении их в реестр ОКН ещё не принято, то они являются выявленными объектами культурного наследия.
Выявленные ОКН наделяются,
Они подлежат государственной охране до принятия решения о включении в ЕГРКН или решения об отказе во включении по итогам государственной историко-культурной экспертизы.
Исключение из состава выявленных ОКН может произойти по причине недостоверности сведений о памятнике как о выявленном объекте культурного наследия.
Сохранение и защита объекта культурного наследия
Способы сохранения ОКН основаны на использовании действенных мер, обеспечивающих максимально возможную физическую и визуальную сохранность памятника:
Вокруг ОКН устанавливаются зоны охраны, а в каждой из них – особые режимы использования. Градостроительная деятельность в этих зонах разрешена, но, вместе с тем, ограничена требованиями защиты и сохранения состояния, зрительного восприятия и роли соседа-памятника (ФЗ № 73-ФЗ).
Охранные зоны подразделяются на подзоны. Градостроительные регламенты подзон детализируют ограничения в использовании земельных участков и конкретизируют параметры их застройки.
Территория ОКН и территория зоны охраны памятника культурного наследия не идентичны:
Территория ОКН
Территория ОКН состоит:
В границы территории ОКН могут входить:
Примечание
Историко-градостроительная среда – это обладающие исторической, градостроительной, архитектурной ценностью элементы исторической застройки и планировки и ландшафта:
Граница территории ОКН
Пределы территории объекта культурного наследия устанавливаются по его историческим границам. При проектировании границ ОКН используются архивные документы:
и учитываются значимость объекта наследия, степень его сохранности и этапы развития.
Разработчиками проектов зон охраны ОКН могут быть:
Объект всемирного наследия
Вокруг границ объектов всемирного наследия создаётся буферная зона. Её территория находится вне пределов объекта всемирного наследия. Буферная зона способствует охране, сохранению и управлению, а также поддержанию подлинности и целостности выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия.
Границы территории ОКН могут не совпадать с границами существующих земельных участков. Они регистрируются в ЕГРН. Внутри территории ОКН могут быть земли и участки, не поставленные на государственный кадастровый учёт.
Земельные участки в границах территорий ОКН относятся к землям историко-культурного назначения. Их правовой режим регулируется федеральным и региональным законодательством, законами и нормативными актами субъектов РФ.
Особенности охраны территорий ОКН
Охрана территорий ОКН подразумевает применение мер, предотвращающих их разрушение или причинение им вреда, и механизма ограничений.
Градостроительные регламенты не распространяются на 2 типа земельных участков в границах территорий ОКН (пункт 4 статьи 36 ГрК РФ):
Градостроительные регламенты территорий исторических поселений и достопримечательных мест устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. Основой регламентов для этих территорий являются правила землепользования и застройки (ПЗЗ), действующие в муниципальном образовании.
Режим территории ОКН. Ограничения
Правовой режим территории ОКН не связан с режимом использования земель в зоне охраны объектов культурного наследия.
В границах территории ОКН не допускается проектирование и проведение различных видов работ, за исключением тех, что направлены на сохранение объекта культурного наследия.
Режим территории ОКН запретительно-разрешительного характера:
Особенности охранных зон ОКН
Охранные зоны ОКН – это территории, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность.
Цель установления зон охраны ОКН – обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении.
Зоны охраны историко-культурного наследия устанавливают ограничения прав собственников недвижимости и застройщиков. Параметры таких зон соответствуют условиям охраны памятника историко-культурного наследия:
Зоны охраны ОКН
Охранная зона ОКН – территория особого регулирования градостроительной деятельности.
В её пределах действуют градостроительные регламенты и особый режим использования земель:
Охранная зона сопряжена с территорией ОКН. Режимный характер охранной зоны обеспечивает сохранность памятника истории и культуры в его историческом ландшафтном окружении.
В охранной зоне ОКН разрешена только регенерация историко-градостроительной или его природной среды.
В отношении исторических зданий это означает, что их восстановление можно выполнять методами реставрации, реконструкции и строительства утраченных ценных качеств исторической среды, включающих
Кроме регенерации, в охранной зоне ОКН разрешены работы по благоустройству территории зоны и устройству наружного освещения, стендов, витрин, относящихся к памятникам.
Новое строительство возможно только в местах исчезнувших зданий. Основным требованием при этом является максимальное приближение планируемых к возведению построек к габаритам и формам первоначальных строений.
Строительство на новом месте допускается в отдельных случаях, при которых обобщается логика и принцип исторического архитектурно-пространственного освоения территории.
Виды зон охраны ОКН. Охранная зона ОЗ
Зоны охраны ОКН подразделяются на следующие виды:
В зависимости от характеристик среды и требований по охране культурного наследия зоны охраны подразделяются на подзоны: ОЗ1, ОЗ2, ЗРЗ-1, ЗРЗ-2, ЗРЗ-3, ЗОЛ.1, ЗОЛ.3 и т.д.
Объединённая охранная зона
Если несколько ОКН расположены рядом друг с другом, для них возможно создание объединённой охранной зоны. Она обеспечивает сохранность всех находящихся на её территории памятников и окружающей среды, их целесообразное использование и благоприятное зрительное восприятие.
В единой зоне охраны могут быть как все 3 вида охранных зон, так и их часть. Состав зон определяется:
Границы охранной зоны объектов культурного наследия
Границы охранной зоны ОКН отделяют территорию, за пределами которой градостроительная, хозяйственная или другая деятельность не будет оказывать прямое или косвенное негативное влияние на сохранность памятника истории и культуры в его естественной среде.
Режим использования земель в охранной зоне ОКН
В пределах охранной зоны (ОЗ) вводится особый режим эксплуатации земельных участков и ведения градостроительной деятельности:
1. ограничения по использованию земельных участков
2. ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию существующих капитальных объектов (или их частей)
3. запреты:
Исключение в возможности строительства и реконструкции сделано только в отношении линейных объектов.
Типичный пример режима использования земель в охранной зоне (ОЗ) приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ)
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ) –застроенная территория за пределами охранной зоны ОКН. Она прилегает к охранной зоне памятника.
В ЗРЗ могут находиться
В ЗРЗ разрешено новое строительство и реконструкция зданий, но исключается возведение вредных объектов, требующих установления санитарно-защитной зоны.
ЗРЗ – это территория с режимом градостроительного регулирования. В её границах обязательными требованиями становятся:
Сведения о зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности на земельных участках вносятся в ЕГРН. Строительство в ЗРЗ согласовывается с органами охраны памятников истории и культуры.
В ЗРЗ все виды строительства регламентируются по следующим параметрам:
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности состоит из подзон. В отдельных подзонах ЗРЗ могут быть ограничения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (ОКС), к которым относятся и жилые дома. Ограничениями в реконструкции зданий являются условия сохранения ОКН и его зрительного восприятия.
Пример
Подзоны ЗРЗ-1, ЗРЗ-2, ЗРЗ-3, ЗРЗ-4, ЗРЗ-5, ЗРЗ-6, ЗРЗ-7, ЗРЗ-8.3 в Санкт-Петербурге
Общий режим в в границах подзон
Для всех видов подзон устанавливаются о собые требования, к примеру, такие:
Типичный пример режима использования земель в ЗРЗ приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.
Зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ)
Зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ) – это незастроенные территории с сохранившимся природным ландшафтом, расположенные пределами охранной зоны ОКН.
Режим использования земель в ЗОЛ обеспечивает сохранение и восстановление природного ландшафта, включающего также долины рек, водоёмы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Границы ЗОЛ определяются при разработке проекта зоны охраны ОКН. В нём указываются ограничения по застройке и требования к проведению работ. Сведения о ЗОЛ и её границах вносятся в ЕГРН.
Основными ограничениями в ЗОЛ являются:
Исключение в возможности ремонта и реконструкции сделано только в отношении
Обязательные для исполнения требования, обеспечивающие сохранность памятника культуры:
Типичный пример режима использования земель в ЗОЛ приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.
Защитные зоны ОКН
При отсутствии утверждённого проекта охранных зон ОКН для обеспечения его сохранности устанавливаются защитные зоны.
Собственникам земельных участков и объектов капитальной постройки нужно обратить самое пристальное внимание на требования, установленные для этой зоны – прежде всего, на невозможность нового строительства и реконструкцию зданий, при которой планировалось изменение прежних параметров строения.
Такие ограничения не вечны, но, тем не менее, будут действовать в течение всего срока существования защитной зоны, то есть до утверждения проекта охранных зон ОКН.
Защитные зоны объектов культурного наследия – это земли, прилегающие территориям памятников и ансамблей (кроме некоторых), включенных в реестр ОКН.
В границах защитных зон запрещается:
Исключением из запретительных ограничений при строительстве новых ОКС является создание и реконструкция линейных объектов.
Защитные зоны не устанавливаются для следующих ОКН:
У защитной зоны ОКН временный характер действия. Она и установленные ею ограничения возникают с даты вступления в силу решения о включении объекта культурного наследия в реестр и прекращают существование со дня утверждения проекта зон охраны ОКН.
По своим параметрам защитная зона может быть больше предполагаемой зоны охраны. Это приводит к наложению ограничений на земельные участки, которые не будут входить в зону охраны ОКН, но вошли в его защитную зону.
Правила, действующие в защитной зоне охраны более «жёсткие», чем в охранной зоне. Правообладатели земельных наделов или ОКС, оказавшихся в зоне защиты ОНК, не смогут заниматься реконструкцией, сносом или строительством зданий до момента установления зон охран, имеющих точные размеры.
Размеры границ защитных зон зависят от нескольких параметров:
Размеры границы защитной зоны ОКН
Региональный орган охраны ОКН вправе изменить расстояние, на котором устанавливается защитная зона, на основании заключения историко-культурной экспертизы.
Особенности защитных зон отражены в статье 34.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Ответственность за нарушение режимов охранных зон ОКН
Меры ответственности физических лиц за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации изложены в статье 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушение режима использования земель в границах территорий ОКН или несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны ОКН влечёт наложение административного штрафа:
Действия, совершённые на территория объектов культурного наследия или в их зонах охраны в отношении:
влекут наложение административного штрафа:
Нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения, влечёт наложение административного штрафа: