Что такое окна сатиры роста
Окна сатиры роста. иван малютин
«Окна сатиры РОСТА» (Окна РОСТА) — серия плакатов, созданная в 1919—1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационногоискусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции (1918—1920).
Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Владимир Маяковский в своей работе «Грозный смех» писал о них так: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. (…) Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах — обычно в пустующих гастрономических магазинах. В своих воспоминаниях В. Б. Шкловский утверждал, что:
«Окна РОСТА» правильно существовали и кончились тогда, когда опять появились магазины.
Окнам РОСТА, по мнению историка Владлена Сироткина, противостоял ОСВАГ:
«С высоты прошедших лет, читая воспоминания участников Гражданской войны с „красной“ и „белой“ сторон, начинаешь понимать, что оба „агитпропа“ — в Москве и в Ростове-на-Дону — были зеркальным отражением друг друга, только с обратными знаками. В Москве висели „Окна РОСТА“ со стихами Маяковского и Демьяна Бедного, в Ростове — „Окна ОСВАГа“ с виршами Наживина или „белого Демьяна“ рифмоплета А. Гридина. Там красноармеец протыкает штыком буржуя и белого генерала, здесь ражий доброволец — „жида“ Троцкого».
— Владлен Сироткин «Зарубежные клондайки России»
Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, В. В. Хвостенко и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.
В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.
Иван Андреевич Малютин ( 5.01.1891, Тульская губерния — 1932, Москва, СССР)- русский, советский художник, живописец, график, плакатист, карикатурист.
Из крестьянской семьи, детство провел в Тульской губернии. Учился в Центральном Строгановском училище технического рисования — Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1902–1911) у Н. А. Андреева.
Жил в Москве. С 1909 дебютировал как сатирический художник в журнале «Рампа и жизнь». Выполнял карикатуры на оперные сюжеты, шаржи на деятелей театра.
В 1917 стал действительным членом общества «Бубновый валет», но в выставках не участвовал. Писал пейзажи, натюрморты; в своей станковой живописи и графике испытал влияние «Бубнового валета».
С конца 1910-х — в 1920-х работал для сатирических журналов «Смехач», «Заноза», «Безбожник у станка», «Бегемот», «Бов», «Бузотер», «Красный перец», «Лапоть», «Гудок», «Чудак». Постоянный карикатурист журнала «Крокодил». Занимался книжной графикой; оформил книги: Н. Агнивцева «В защиту трубочиста», И. Кремлева, А. Григоровича «Чудо на сырых болотах» (обе — 1926).
Среди «окон», сочинённых Иваном Андреевичем Малютиным, мы встретимся разработки самых различных
сюжетов: от острокритических до патетических: «Долой мешочников», «На польский фронт»*, «В здоровом теле- здоровый дух». В то же время художественные пристрастия мастера во всех его работах довольно определены.
Каждую тему художник решает убедительно и ярко.
Стиль рисования Малютина, при его несомненной любви к рассказу, к запоминающейся детали, при этом весьма условен и обобщен. Такая декоративная выразительность решения позволила без особых худо-
жертвенных потерь тиражировать рисунок с помощью трафарета. Малютин использует опыт современного
прочтения старой народной картинки, лубка, накопленный графиками ещё в издании плакатов и лубка эпохи
первой мировой войны. Малютин рисует намеренно угловатой, неуклюже, цвет ложится контрастными деко-
ративными плоскостями. Композиция должна прежде всего «остановить» прохожего, а затем уже точно
раскрыть смысл события. Несомненно, что в ряде своих работ художник использует и опыт народных площадных театральных представлений- театра кукол, марионеток, балагана, например, в известной компо-
зиции «Последний баронишко».
Лучшие декорации Малютина исполнены для оперы Зимина, а потом, после революции, для театра Москов-
ского Совета рабочих депутатов. И среди них оформление оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке
известного режиссёра Ф. Комиссаржевского. В своих декорациях Малютин соединил мощь архитектурных
построек Древней Руси с силой звучания цвета. В костюмах очевидно стремление дать характерные народные типы. Глубокое чувство традиционной русской народной жизни есть также и в декорациях и костюмах к драме
Островского «Гроза». Обе эти работы не раз показывались на ретроспективных выставках советского декора-
тивного искусства.
Произведения хранятся в Российской государственной библиотеке (РГБ), Москва.
Что такое окна сатиры роста
Фото. В.В. Маяковский (1893-1930 гг.).
В звонких строках его стихов отразилось само время – грозное и героическое. Откройте любой том стихов В.В. Маяковского и перед Вами встанет овеянная ветром революции молодая Республика Советов в её больших и малых делах.
Собственно, не было тогда малых и незначительных дел для В.В. Маяковского. Поэт революции, он ворвался в самую гущу событий – всегда активный, непримиримый, партийно пристрастный в своих оценках. Страна воевала и строила. Строила завтрашний день. Но вчерашний мир ещё цеплялся за жизнь, и чтобы покончить с ним, нужны были не только героические дела, но и незаметная, каждодневная, порой не совсем приятная, работа. Впоследствии В.В. Маяковский скажет о ней, как всегда образно и лаконично, в своей поэме «Во весь голос» (1930 г.):
шершавым языком плаката».
В.В. Маяковский, делая рифмованные подписи к санитарно-просветительным плакатам, гордился своей работой, поскольку считал, что его поэзия приносит людям реальную пользу.
Острые, доходчивые, сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передаваемые агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и других городах. В «Окнах сатиры РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчеркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета). Эти своеобразные сатирико-политические журналы делал небольшой коллектив, душой которого был В.В. Маяковский.
Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 года М.М. Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, И.А. Малютин, Д.С. Моор и др. В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы.
Фото. Художники РОСТА. 1919 г. Владимир Маяковский, Иван Малютин, Михаил Черемных.
«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.
Подобные «Окна» выпускались также в Петрограде (Л.Г. Бродаты, В.В. Лебедев,А.А. Радаков и др.), на Украине (Б.Е. Ефимов и др.),в Баку, Саратове и других городах.
Рис. «Окна сатиры РОСТА».
Рис. Художник А.М. Нюренберг «В.В. Маяковский за работой в РОСТА».
Над «Окнами сатиры» Маяковский-поэт и Маяковский-художник работали вместе, отражая злободневные политические, хозяйственные, санитарно-гигиенические и военные задачи в стихах и рисунках. В статье «Прошу слова», написанной через десять лет после создания первых «Окон», Маяковский вспоминал, как горстка художников вручную «обслуживала стопятидесятимиллионный народище»: «Диапазон тем огромен. Агитация за Коминтерн и сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью. ». Немало плакатов, созданных В.В. Маяковским, было продиктовано заботой о народном здоровье и являлись яркими образцами санитарно-просветительной агитации.
В.В. Маяковский считал свою работу в «Окнах сатиры РОСТА» политической, он живо откликался на первые декреты советской власти, касающиеся вопросов охраны здоровья:
Основные противоэпидемические меры видны на плакате – в нижней трети рисунка мужчину щедро поливают водой из ведра, ещё два человека заняты стиркой белья, на заднем плане стоит санитарный врач.
— «О мероприятиях по борьбе с сыпным тифом» (28 января 1919 года);
— «О мерах борьбы с эпидемиями» (10 апреля 1919 года)
— «Об обязательном оспопрививании» (10 апреля 1919 года);
— «О снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем» (10 апреля 1919 года);
— «О санитарной охране жилищ» (18 июня 1919 года);
— «О борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах» (5 ноября 1919 года);
— «Об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом» (30 декабря 1919 года);
— «О санитарно-пропускных пунктах на вокзалах г. Москвы» (13 мая 1920 года);
— «Об обеспечении населения Республики банями» (30 сентября 1920 года) и многие другие.
На УП Всероссийском съезде Советов (в декабре 1919 года) В.И. Ленин призвал всех трудящихся бросить все силы против голода, холода и эпидемии тифа: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!». После победы над «белогвардейскими паразитами» борьба с сыпным тифом становится всенародным делом.
Рис. «Окно сатиры РОСТА».
Рис. «Окно сатиры РОСТА».
На плакате изображены последствия перенесенной оспы – слепота и рубцовые дефекты кожи лица, которых можно было бы избежать с помощью оспопрививания.
Маяковский рисует «Окно» под названием «Новый враг»:
опять у ворот она стала:
вот новые три генерала».
Рис. «Окно сатиры РОСТА».
Рис. «Окно сатиры РОСТА».
В марте-апреле 1920 года в Москве проводилась Неделя санитарной очистки. Поэт откликнулся на это событие плакатом, который звал на борьбу с грязью и разрухой.
Следующая «агитка»- к первомайскому празднику:
Конечно, побывать в бане, «пока не заболел заразой тифозной», а потом «май так праздновать, чтобы и пятнышка не было грязного».
О чем только не рассказывали «Окна»! Вот они предупреждают об опасности употребления сырой воды, вот предлагают советы, как уберечься от холеры, вот свой мощный огонь сатиры В.В. Маяковский обрушивает на поклонников «зеленого змия». Предельно выразительные и лаконичные тексты быстро запоминаются, передаваясь из уст в уста.
Рис. «Окно сатиры РОСТА».
Пропаганда декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров, Совета Труда и Обороны становится главнейшей задачей коллектива художников-агитаторов во главе с В.В. Маяковским. Декреты и другие важнейшие документы Советской власти требовали подробных разъяснений. Они требовали не только увеличения словесной и образной базы плаката, но и смены обстановки для их восприятия.
В.В. Маяковский уходит из телеграфного агентства в «Главполитпросвет». «Окна Главполитпросвета» делались силами того же коллектива, что и «Окна сатиры РОСТА». В.В. Маяковский определял тематику плакатов, подбирал фактический материал, писал на его основе тексты и часто делал рисунки к ним, давал задания художникам, принимал от них выполненные плакаты. Он же занимался также вопросами их тиражирования и распространения как в Москве, так и на периферии.
С уходом из РОСТА сменилась не только мастерская. Маяковский оказался «вырванным» из неповторимой атмосферы творческого энтузиазма. Там Маяковский был в гуще жизни, в курсе всех важнейших событий, происходивших как в стране, так и за рубежом, причем самым первым получателем всех этих новостей. Такие преимущества давала уже сама специфика телеграфного агентства.
В «Главполитпросвете» Маяковскому приходилось в какой- то мере заново организовывать и налаживать местную сеть по размножению и распространению «Окон». А это, естественно, не могло не создавать своих дополнительных трудностей.
Окончательно изменилась тематика «Окон», обозначившаяся ещё в РОСТА вскоре после окончания гражданской войны. В конце 1920 начале 1921 года главной становится тема борьбы за восстановление народного хозяйства, разрушенного в годы империалистической и гражданской войн. В десятках «Окон», строившихся на конкретном фактическом материале, показывались трудовые успехи передовых коллективов, звучали призывы развертывать соревнование, укреплять трудовую дисциплину, создавать ударные группы образцового труда, проявлять творческую инициативу.
«Окна Главполитпросвета» расстаются с витринами магазинов и обосновываются в агитпунктах, клубах, красных уголках заводов и фабрик, красноармейских казарм и учреждений, в сельских избах-читальнях. Эти многокадровые, в 12-16 рисунков, плакаты рассчитаны были, как правило, на длительное существование и сближались в этом отношении с печатными пропагандистскими плакатами.
Вместе с тем, эти «Окна» продолжали сохранять свое большое агитационное значение. И здесь особенно значителен вклад В.В. Маяковского и его товарищей в дело помощи голодающим Поволжья. Эта тема становится главной, начиная с июля 1921 года и вплоть до прекращения работы над выпуском «Окон». Особое внимание уделялось помощи голодающим детям. «Окна» призывали граждан «урожайных» губерний брать на воспитание голодающих и больных детей Поволжья. Использовались «Окна Главполитпросвета» и для информации о тех мерах, которые принимало Советское правительство, прогрессивные силы мира для оказания помощи голодающим.
Мастер плаката, В.В. Маяковский, конечно же не мог пройти мимо проблем в жизни общества; жанр его искусства по своей природе был предназначен вскрывать негативные явления социального быта, давать им справедливую оценку, подвергать критике.
Вместе с тем в «Окнах» не могли не найти своё отражение также социальные и культурные завоевания.
В декабре 1921 – январе 1922 года В.В. Маяковский, занятый другими творческими планами (в том числе, работой над печатными пропагандистскими плакатами для «Главполитпросвета») уделяет «Окнам» все меньше и меньше внимания. Количество их резко сокращается. Труднее становится их тиражирование; многокадровые пропагандистские плакаты с обширным текстом усложняли работу трафаретчиков и шрифтовиков.
С начала 1922 года витрины «Окон Главполитпросвета» перестают быть политической трибуной.
«Революцией мобилизованный и призванный», поэт работал для будущего, шагая «с каждой минутой в ногу» со всей страной. В.В. Маяковский был, есть и остается современником многих и многих поколений.
Окна сатиры РОСТа
«Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах. В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка и раёшника. Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов). Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, М. Д. Вольпин, П.П. Соколов-Скаля и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.
В создании «Окон РОСТА» в участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Окна сатиры РОСТа» в других словарях:
Окна сатиры РОСТА — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художник … Википедия
«Окна сатиры РОСТА» — агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 1919 22 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись в витринах пустующих… … Москва (энциклопедия)
Окна РОСТА — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
Окна РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
ОКНА РОСТА — «ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных (см. ЧЕРЕМНЫХ Михаил Михайлович), Д. С. Моор (см. МООР Дмитрий Стахиевич), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь
Окна РОСТА — («Окна РОСТА») точнее «Окна сатиры РОСТА», плакаты, создававшиеся в 1919 21 советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (См. Российское телеграфное агентство) (РОСТА). «О. Р.» самобытный вид… … Большая советская энциклопедия
РОСТА — Российское телеграфное агентство (РОСТА) центральный информационный орган советского государства (РСФСР, с 1924 СССР) в 1918 1925 годах. 7 сентября 1918 года Президиум ВЦИК принял «Постановление о слиянии Петроградского телеграфного агентства и… … Википедия
«Лучших сосок не было и нет», или Рекламный гений Маяковского
Рекламные стихи, что писал Маяковский, вызывали споры, шокировали, смешили, продавали и учили. Забыть их было невозможно.
«Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет!» Разве можно такое забыть, особенно в 1923 году? Такая реклама и сегодня вызвала бы не просто споры, а настоящую бурю негодования многих людей. Что уж говорить о той, куда более чувствительной публике. Но Маяковский знал, что делал. Сам поэт вспоминал: «Против этого были возражения, на я говорю, что если до сих пор в деревнях кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру». И оказался прав. Продажи сосок «Резинотреста» выросли вдвое.
Но тогда Маяковский — уже опытный «рекламист». А начиналось всё в годы Гражданской войны с политической и околополитической агитации.
ОКНА РОСТА — красная сатира и агитация
«Моя работа в РОСТА [Российское телеграфное агенство — прим. авт.] началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки (…) первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свёл меня с М. М. Черемных — одним из лучших работников этого дела. Второе [совместное с Черемных] окно мы делали вместе. Дальше пришёл И. Малютин, а потом художники: Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и другие…». Так Маяковский устроился работать в плакатный отдел РОСТА — сочинял доступные широкой публике сатирические стихи и рисовал плакаты о последних сводках с фронта.
Дело шло хорошо. Художники работали от зари до зари, рисовали вручную, и уже в 1920 году выпускали по несколько плакатов в день. А затем Гражданская война закончилась, и ОКНА РОСТА остались в прошлом — на своё законное место на витринах вернулась торговая реклама.
Маяковский и Родченко — «реклам-конструкторы»
И пускай писатели считали рекламу делом чуть ли не недостойным, и пускай Борис Пастернак называл такие стихи «бессодержательностью», Маяковского это не смущало. Он относился к рекламе как к искусству, которое оказывает действенную помощь людям. «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы», — говорил он. И первым из больших поэтов ворвался в рекламу.
В 1923 году Маяковский познакомился с Александром Родченко — талантливым художником-плакатистом. Они основали неофициальный дуэт «реклам-конструкторов» и начали творить для Моссельпрома, Резинотреста, Чаеуправления, Госиздата, Ленгиза, ГУМа и прочих предприятий. Поэт писал веселые, хлёсткие и императивные слоганы, а художник оформлял их в оригинальном и незабываемом конструктивистском стиле. Советский плакат тех лет с «лесенкой» Маяковского ни с чем не перепутать.
Особенно удачным получился слоган для разных товаров треста «Моссельпром» — «Нигде, кроме как в Моссельпроме» — папиросы, хлеб, масло, пиво, квас и лимонад, макароны и колбасы, кофе и какао, конфеты и шоколад… Всё, что производил трест.
За несколько лет работы «реклам-конструкторы» создали около полусотни плакатов, сотню вывесок, фантиков и упаковок. Брали при этом немало по советским меркам (до 200 рублей за плакат), но слишком мало, если бы речь шла о рекламе в капиталистическом обществе. Маяковский признавался: «За «Нигде, кроме» я получил три рубля. Это в Америке за такие строчки платят сотни и тысячи долларов. У нас все должны честно получать за свой труд».
Не забывал поэт и о Гражданской войне. На фантиках карамели «Красноармейская звезда» красовались строки: «Вздумалось лезть генералу Деникину — красноармеец Деникина выкинул», или: «Врангеля шлют помещики вскоре — скинули Врангеля в Чёрное море».
От торговой рекламы середины 1920-х Маяковский перешёл к социальной. Писал «санитарные стихи» — «Мой руки», «Сор — в ящик», «Товарищи люди, будьте культурны, на пол не плюйте, плюйте в урны»; «То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты»… Поэт призывал не опаздывать на работу, проветривать комнату перед сном, мыть руки, бросить курить, пить. Участвовал в кампании за трезвость:
Алкоголики, —
воспряньте!
Неуместна
ваша паника!
Гляньте —
пиво хлещет
анти-
алкогольная компанийка.
В 1930 году Маяковский представил на выставке «20 лет работы» своё наследие, в том числе афиши и плакаты. Словно предчувствовал, что настало время подводить итоги. Из трёх залов один был полностью занят рекламой.