Что такое окрасочные работы

Малярные работы

Что такое окрасочные работы. Смотреть фото Что такое окрасочные работы. Смотреть картинку Что такое окрасочные работы. Картинка про Что такое окрасочные работы. Фото Что такое окрасочные работы

Полезное

Смотреть что такое «Малярные работы» в других словарях:

МАЛЯРНЫЕ РАБОТЫ — (при ремонте помещений). Малярные работы занимают значительное место при ремонте помещений и завершают почти все ремонтные работы (ремонт штукатурки, навеска дверей, замена радиаторов центрального отопления и т. д.). Для окрашивания внутри зданий … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

малярные работы — сущ., кол во синонимов: 1 • малярка (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Малярные работы — Маляр (нем. mahler живописец) рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, внутренних помещений и различных крупных предметов.[1] Содержание 1 История 1 … Википедия

малярные работы — Рис. 1. Инструменты и приспособления для малярных работ. Рис. 1. Инструменты и приспособления для малярных работ: 1 маховая кисть; 2 кисть флейц; 3 кисть макловица; 4 кисть ручник; 5 филёночная кисть; 6 кисть торцовка; 7 стальные щётки; 8 валик;… … Энциклопедия «Жилище»

малярные работы и работы по укладке пола — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN painting and flooring work … Справочник технического переводчика

РАБОТЫ МАЛЯРНЫЕ — работы, связанные с применением лаков, красок, белил и др. материалов. При выполнении этих работ необходимо соблюдать следующие правила безопасности: перед началом работ, особенно с материалами на нитрооснове, необходимо проверить вентиляцию и… … Российская энциклопедия по охране труда

работы малярные — Отделочные работы по окраске поверхностей строительных конструкций и оборудования, включающие подготовительные операции, нанесение окрасочных составов и окончательную отделку [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика

РАБОТЫ МАЛЯРНЫЕ — отделочные работы по окраске поверхностей строительных конструкций и оборудования, включающие подготовительные операции, нанесение окрасочных составов и окончательную отделку (Болгарский язык; Български) бояджийски работи (Чешский язык; Čeština)… … Строительный словарь

МАЛЯРНЫЕ СУДОВЫЕ РАБОТЫ — совокупность производственных процессов подготовки под окраску и нанесение лакокрасочных покрытий на наружные и внутренние корпусные конструкции, поверхности судовых помещений, трубопроводы и т. д. Надежность и долговечность покрытий во многом… … Морской энциклопедический справочник

Отделочные работы — в строительстве, комплекс строительных работ, связанных с наружной и внутренней отделкой зданий и сооружений с целью повышения их эксплуатационных и эстетических качеств. О. р. являются завершающим этапом строительства; от их… … Большая советская энциклопедия

Источник

Что такое окрасочные работы

Система стандартов безопасности труда

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Painting works. General safety requirements

Дата введения 1976-07-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической промышленности СССР

В.Н.Ратников, канд. хим. наук; М.К.Дубинин, канд. хим. наук (руководитель темы); В.Г.Русанов; Г.К.Козловцева; А.Т.Щеголева

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 19.08.75 N 2185

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3951-82

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

6. ИЗДАНИЕ (август 2005 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1982 г., декабре 1983 г., мае 1990 г. (ИУС 3-83, 3-84, 8-90)

Настоящий стандарт распространяется на окрасочные работы, осуществляемые с применением лакокрасочных материалов по ГОСТ 9825, и устанавливает общие требования безопасности пpи подготовке и выполнении этих работ.

Стандарт не распространяется на окрасочные работы при строительстве и ремонте зданий и сооружений.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Организацию и выполнение окрасочных работ следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002, настоящего стандарта, а также согласно типовым правилам пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденным ГУПО МВД СССР, и санитарным правилам при окрасочных работах с применением ручных распылителей, утвержденным Минздравом СССР.

1.2. Окрасочные работы должны быть безопасными на всех стадиях:

подготовки поверхности изделий под окрашивание, включая удаление ржавчины, окалины, старых покрытий, обезжиривание и нанесение преобразователей ржавчины;

нанесения лакокрасочных материалов, включая приготовление рабочих составов, мойку и чистку тары, рабочих емкостей, производственного оборудования, инструмента и защитных средств;

сушки лакокрасочных покрытий и оплавления покрытий из порошковых полимерных красок;

обработки поверхности лакокрасочных покрытий (шлифования, полирования).

1.3. При проведении окрасочных работ должны быть предусмотрены меры, устраняющие условия возникновения взрывов и пожаров в технологических установках (камерах, аппаратах), производственных помещениях, на производственных площадках вне помещений и меры защиты работающих от возможного действия опасных и вредных факторов, указанных в обязательном приложении.

1.4. Уровни опасных и вредных производственных факторов при окрасочных работах не должны превышать предельно допустимых значений, предусмотренных государственными стандартами и санитарно-гигиеническими нормами Министерства здравоохранения СССР.

1.1-1.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

2.1. Окрасочные работы по п.1.2 необходимо проводить в соответствии с нормативно-технической документацией на технологические процессы, утвержденной в установленном порядке.

Окрасочные работы следует выполнять в окрасочных цехах, отделениях, участках, на специальных установках, в камерах или на площадках, оборудованных принудительной вентиляцией (местной и общей приточно-вытяжной) и средствами пожарной техники по ГОСТ 12.4.009. Устройство вентиляции должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.021 и строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР.

В установках и камерах следует поддерживать разрежение, предотвращающее выход вредных выделений наружу и распространение по помещениям окрасочных цехов (участков).

2.1.1. Местные системы вытяжной вентиляции от камер и постов окрашивания (напыления порошковых красок), а также установок сухого шлифования покрытий должны быть оборудованы устройствами, предотвращающими загрязнение воздуховодов горючими отложениями и блокировками, обеспечивающими подачу рабочих составов к распылителям только при работающих вентиляционных агрегатах.

2.1.2. При окрашивании вредными, пожаро- и взрывоопасными материалами наружных и внутренних поверхностей строящихся и ремонтируемых судов, вагонов, самолетов и других крупных изделий следует применять местные вентиляционные установки.

2.1.3. В особых случаях с разрешения местных органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекции труда профсоюза и органов пожарного надзора допускается окрашивать крупные изделия непосредственно на местах сборки без устройства специальной вентиляции. При этом должны быть выполнены следующие условия:

проведение окрасочных работ в периоды, когда другие работы не производятся;

проветривание помещений при помощи принудительной общеобменной вентиляции;

применение малярами средств защиты органов дыхания, глаз и кожи;

обеспечение пожаро- и взрывобезопасности.

2.2. При проектировании новых и реконструкции действующих окрасочных цехов и участков необходимо предусматривать средства механизации и автоматизации технологических операций и производственных процессов, обеспечивающие устранение опасных и снижение действия вредных производственных факторов на работающих.

2.3. При разработке и выполнении окрасочных работ следует обеспечивать меры и способы нейтрализации и уборки пролитых и рассыпанных лакокрасочных материалов и химикатов, а также способы эффективной очистки сточных вод и пылегазовыделений перед выпуском их в водоемы и атмосферу в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02.

2.4. Подача рабочих составов (обезжиривающие и моющие растворы, лакокрасочные материалы), сжатого воздуха, тепловой и электрической энергии к рабочим органам стационарного окрасочного оборудования следует блокировать с включением необходимых средств защиты работающих. На технологических аппаратах вместимостью более 1 м должен быть аварийный слив горючих жидкостей.

2.1-2.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.5. Окрасочные работы с применением радиоактивных лакокрасочных материалов следует проводить в соответствии с санитарными нормами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР.

2.6. Подготовку металлических поверхностей к окрашиванию следует проводить по ГОСТ 9.402.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

2.7. (Исключен, Изм. N 3).

2.8. Тару, рабочие емкости и окрасочную аппаратуру следует очищать и мыть только в специально оборудованных местах, снабженных местными принудительными вентиляционными системами.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

2.9. В окрасочных и краскоприготовительных отделениях не допускается использовать оборудование и проводить работы, связанные с искрообразованием и применением открытого огня.

(Введен дополнительно, Изм. N 3).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ОКРАСОЧНЫХ ЦЕХОВ И УЧАСТКОВ

3.1. Окрасочные цехи, участки и вспомогательные помещения по объемно-планировочным и конструктивным решениям должны соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правил проектирования промышленных предприятий, утвержденных Госстроем СССР, а также требованиям норм и правил, утвержденных органами Государственного надзора.

3.2. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочих зонах помещений окрасочных цехов и участков должна быть в пределах, установленных ГОСТ 12.1.005.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.3. Окрасочные участки и площадки следует располагать в изолированных помещениях.

Допускается располагать окрасочные участки и площадки в общих производственных помещениях или вне помещений при условии, что эти участки (площадки) входят в технологический поток пожаро- и взрывобезопасных производств.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.3.1. Окрасочные участки и площадки должны быть оборудованы эффективной местной вентиляцией, обозначены сигнальными цветами и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026* и иметь ограждения пожаро- и взрывоопасной зоны.

Источник

Окрасочные работы

При выполнении окрасочных работ в воздухе рабочей зоны (особенно с применением распыливающих методов) быстро создается высокая концентрация аэрозолей лакокрасочных материалов (ЛКМ), способная вызвать глубокое отравление организма. Эта опасность увеличивается, если применяют ЛКМ на основе нитросоединений, а также содержащие соединения свинца, сурьмы, мышьяка, хрома, меди и других чрезвычайно- и высокоопасных веществ. Отравление можно получить уже через полчаса-час работы в небольшой комнате, особенно с закрытыми окнами, дверьми. Острые отравления порой требуют длительного лечения, нередко заканчиваются летальным исходом. Вторая опасность – взрывы паров ЛКМ, смертельные ожоги, отравления продуктами взрыва, пожары. В связи с этим мероприятия по охране труда при окрасочных работах в основном направлены на предупреждение отравлений, взрывов, пожаров, т.е. на определение таких режимов и способов работы, при которых уменьшается выделение аэрозолей ЛКМ в рабочую зону, улучшается их вентиляционное удаление, уменьшается возможность искрообразования (побудитель взрыва, пожара), и на личную гигиену маляров.

В порядке убывания опасности и вредности окрасочные работы подразделяют па: пневматическое (ручное) распыление; воздушное (гидравлическое) распыление; электростатическое (электромеханическое, пневматическое, безвоздушное) распыление; облив и окунание; окрашивание кистями или валиком; электроосаждение.

Если позволяют условия, технологический процесс и экономические возможности, следует всегда выбирать менее опасный процесс. Во всех случаях, если это допускается технологией, следует применять менее токсичные и менее взрывопожароопасные вещества. Например, вместо бензола применять бензин, спирт или другие растворители; вместо отвердителя гексаметилендиамина для эпоксидных ЛКМ – отвердители полиэтилен-полиамин, полиамид и др.

В соответствии с «ПОТ РМ-017-2001. Межотраслевые правила по охране труда при окрасочных работах», утвержденными постановлением Минтруда России от 10.05.2001 № 37, окраску узлов, агрегатов, машин производят или в отдельно выделенных помещениях, или в окрасочных камерах. Допускается красить крупногабаритные конструкции прямо в разборочно-сборочном отделении при условии, что в это время не проводятся другие работы, помещение проветривается принудительной общеобменной вентиляцией, а рабочие-маляры применяют СИЗ органов дыхания, глаз и кожи.

Помещения (цехи) для окраски, окрасочные камеры, краскозаготовительные участки, склады Л КМ должны быть изолированы друг от друга и от других производственных помещений. Они должны быть выполнены из негорючих материалов, иметь предел огнестойкости не ниже II степени, отделяться от смежных помещений несгораемыми стенами, иметь обособленные выходы. Размещать их в подвальных помещениях не разрешается. Полы выполняют из несгораемых, электропроводных, стойких к ЛКМ материалов (керамическая плитка, шлифованный бетон с гранитным наполнителем и т.п.), которые не дают искр при ударе и допускают очистку от загрязнений.

Все эти помещения оборудуют приточно-вытяжной, самостоятельной, не сообщающейся с другими, вентиляцией, в обязательном порядке включаемой во время работы.

Выкидную трубу вентсистемы выводят выше конька крыши не менее чем на 2,0 м.

Во всех помещениях для работы с ЛКМ применяют светильники во взрывобезопасном, влаго- и пыленепроницаемом и закрытом исполнении.

При проведении работ вентиляционная система помещения должна обеспечить концентрацию ЛКМ в рабочей зоне ниже взрывоопасного уровня. Провода переносных источников света не должны иметь оголенных участков, способных к короткому замыканию. Электропроводку во всех помещениях выполняют внутренней (скрытой) с надежной электро- и гидроизоляцией. Пусковую и распределительную электроаппаратуру (выключатели, розетки, разъединительные коробки) устанавливают вне помещений для окраски и вне окрасочных камер.

Для отвода статического электричества резиновые шланги, употребляемые для промывки деталей растворителями, должны иметь заземленные наконечники из цветного металла (для исключения искрообразования).

Необходимо также заземлять и все другое оборудование для окрасочных работ (установки для нанесения ЛКМ, для мойки, очистки деталей, компрессоры, столы, конвейеры, стремянки, окрашиваемые изделия и др.).

Окраску деталей, агрегатов методом окунания механизируют. Пневматическое распыление ЛКМ в помещениях запрещено. Запрещается также наносить методом распыления ЛКМ, содержащие соединения сурьмы, свинца, мышьяка, меди, хрома, дихлорэтана и метанола. Их наносят на окрашиваемую поверхность только кистью или валиком.

Ввиду особой опасности, возможности быстрого острого отравления и с целью оказания взаимопомощи окрасочные работы и приготовление красок поручают одновременно не менее чем двум работникам.

Окрасочное оборудование ежедневно очищают от краски, промывают растворителем. Пролитые Л КМ немедленно убирают. Обтирочные материалы собирают в ящик с закрывающейся крышкой, а к концу смены выносят и сжигают.

Нельзя мочить или стирать спецодежду в растворителях ввиду высокой пожароопасности. Имел место случай, когда после окончания окраски деталей ручным пневматическим краскораспылителем СО-71 В маляр промыл его в растворителе и при выходе с окрасочного участка решил закурить. От зажигалки вспыхнули рукава спецодежды, пропитанные растворителем. В результате маляр получил тяжелые ожоги тела.

Работают маляры в СИЗ органов дыхания (респираторы, в окрасочных камерах – с принудительной подачи свежего воздуха), лица, глаз, кожи.

По окончании работы следует тщательно вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, а еще лучше – принять теплый душ.

Источник

малярные работы

Что такое окрасочные работы. Смотреть фото Что такое окрасочные работы. Смотреть картинку Что такое окрасочные работы. Картинка про Что такое окрасочные работы. Фото Что такое окрасочные работы

Рис. 1. Инструменты и приспособления для малярных работ.

маля́рные рабо́ты — отделочные работы, связанные с окрашиванием различных поверхностей — потолков, стен, полов, оборудования и т. д. — для увеличения срока их службы, придания красивого внешнего вида, а также улучшения санитарно-гигиенических условий в помещениях. При выполнении малярных работ применяют различные окрасочные составы, или краски, содержащие пигменты и жидкие связующие вещества как на водной, так и неводной основе. В водных окрасочных составах в качестве связующих обычно используются известь, цемент, жидкое стекло и клеи, а в неводных — натуральные и искусственные олифы, синтетические смолы и битумы. Для отделки помещений наиболее распространены клеевые, известковые, масляные, эмалевые, водоэмульсионные краски и различные лаки. Большинство лакокрасочных материалов можно приобрести в магазинах в готовом виде или в виде полуфабрикатов, но некоторые несложно приготовить и самим. Из других материалов для работы потребуются растворители и разбавители красок (скипидар, уайт-спирит, ацетон), сиккативы, а также вспомогательные малярные смеси — грунтовки, шпатлёвки и подмазочные пасты.

Основные операции при малярных работах: очистка и выравнивание (сглаживание) поверхности, нанесение огрунтовочного состава, подмазка дефектных мест, шпатлевание и шлифовка, собственно окраска и окончательная отделка поверхности. В некоторых случаях к малярным работам могут быть отнесены всевозможные виды художественных отделок: набрызг, накатка рисунка валиком, фактурная окраска, роспись по трафарету и пр. Только при правильном ведении работ можно получить прочные покрытия, которые будут служить длительное время.

Инструменты и приспособления. Для выполнения малярных работ необходимы различные (в том числе специальные) инструменты, основные из которых представлены на рис. 1. Для нанесения окрасочных составов и грунтовок применяют кисти, валики, краскопульты (краскораспылители) и пульверизаторы.

Малярные кисти обычно изготовляют из щетины, конского волоса или смеси щетины и волоса (наиболее распространены); в зависимости от назначения они бывают различных размеров и форм.

Ручники — кисти небольшого размера с короткой деревянной ручкой; предназначены главным образом для окраски небольших поверхностей — оконных переплётов, дверей, радиаторов, плинтусов и т. п. Их применяют в тех случаях, когда невозможно выполнить работу большими кистями, а также при окрашивании масляными красками. Ручники изготовляют либо целиком из полухребтовой щетины, либо с 50%-ной добавкой конского волоса; их диаметр от 25 до 55 мм. Щетина (волос) может быть закреплена непосредственно в отверстии деревянной ручки (с помощью клея), в металлическом патроне (обойме) или в толстом металлическом кольце. Существуют ручники, у которых между слоями щетины имеются пустоты; это делается для того, чтобы кисть лучше пружинила и набирала больше краски. Кисти со щетиной «на клею» не следует применять для окрашивания клеевыми и другие.гими водными составами — во избежание размокания клея и выпадения волоса. Перед началом работы ручники, как и маховые кисти, необходимо обвязать, оставив волос длиной не более 40—45 мм (при использовании клеевой краски) и 30—40 мм (у ручников средних размеров — при окрашивании масляной). Краску набирают ручником небольшими порциями, погружая кисть на 10—20 мм, и наносят широкими ровными мазками с последующим растушёвыванием тонким слоем сначала в одном, а затем в другом направлении. Ручник держат так, чтобы волос кисти работал не торцом, а боковой частью (рис. 4, поз. 1). При этом нажим должен быть такой силы, чтобы волос слегка выгибался.

Флейцы — плоские кисти с длинным, тонким и упругим волосом; изготовляются из высококачественной полухребтовой щетины или барсучьего волоса шириной от 25 до 100 мм. Применяются в основном для сглаживания (флейцевания) свеженанесённой краски — удаления полос, сгустков, просвечивающих участков и другие.гих дефектов, но могут быть использованы и для окрашивания различных поверхностей для получения гладкого, глянцевого покрытия. Свежеокрашенную поверхность флейцуют концами кисти вдоль последней растушёвки. Флейцем следует проводить по окрасочному слою практически без нажима, самым кончиком волоса (рис. 4, поз. 2). В процессе флейцевания кисть пропитывается красящим составом, поэтому её нужно регулярно отжимать и вытирать тряпкой. Флейцевать можно только сухой кистью, поэтому после мытья флейцы необходимо тщательно просушить.

Филёночные кисти из жёсткой щетины выпускаются диаметром 6, 8, 10, 14 и 18 мм и предназначены для нанесения узких полос краски (так называемых филёнок), а также для окрашивания участков поверхности, не доступных для ручника. При необходимости филёночные кисти также обвязывают.

Торцовки — кисти прямоугольной формы из твёрдой хребтовой щетины, укреплённой в деревянной колодке с ручкой (размер колодки 154×76 мм). Служат для обработки свежеокрашенной поверхности «под шагрень». Торцовкой наносят слабые равномерные удары так, чтобы волос кисти только слегка касался краски (рис. 4, поз. 3). От ударов краска разравнивается, образуя покрытие с шероховатой поверхностью (в виде мельчайших бугорков). Не рекомендуется наносить удары торцовкой по одному и тому же месту более одного раза: после высыхания краски эти места будут выделяться. Торцуют обычно покрытия из клеевых и масляных красок, обязательно чистой и сухой кистью, поэтому во время работы кисть часто приходится вытирать сухой тряпкой. После мытья торцовки следует хорошо просушить. (При отсутствии специальной щётки для торцевания может быть использована и обычная одёжная щётка.)

В процессе работы все кисти изнашиваются. Чтобы обеспечить равномерное истирание волоса по всей окружности кисти, при окрашивании её надо время от времени вращать, поворачивая разными сторонами к окрашиваемой поверхности.

Для работы с валиком окрасочный состав наливают в ведро или специальную ванночку, в которые необходимо вставить сетку на рамке или стальной лист с пробитыми отверстиями для отжима излишков набранной валиком краски. Окунув валик в краску, им прокатывают по сетке, подносят к поверхности и с нажимом ведут в нужном направлении (рис. 5). Краску необходимо тщательно растушёвывать, для чего валик прокатывают несколько раз по одному и тому же месту (на стенах обычно сначала сверху вниз, затем снизу вверх), накладывая полосы краски (так называемые ласы) одна на другую так, чтобы они перекрывались на 40—50 мм. Избытки краски, собранные валиком, переносят на неокрашенную часть поверхности. По мере расходования краски силу нажима на валик увеличивают; при этом необходимо следить, чтобы в процессе окрашивания не оставалось потёков. Окраску валиком обычно выполняют за 1—2 раза. Поскольку валик (по сравнению с кистями) не так сильно втирает краску в поверхность, его не рекомендуется применять для окрашивания фактурных поверхностей, а также при наличии на них трещин, выбоин и другие.гих мелких дефектов.

Водные краски удобно и быстро можно нанести с помощью различных распылителей, например краскопульта, садового опрыскивателя или пульверизатора, входящего в комплект пылесоса. Перед распылением окрасочный состав надо тщательно процедить.

По окончании окрасочных работ посуда и инструмент должны быть тщательно вымыты. Клеевые и другие.гие водорастворимые краски легко отмываются тёплой или горячей водой. От масляных и эмалевых красок инвентарь сначала очищают керосином, скипидаром или уайт-спиритом, а затем промывают слабым мыльным или содовым раствором (предварительно сняв с кисти временную обвязку) до тех пор, пока вода не перестанет окрашиваться. Не рекомендуется использовать для мытья кистей бензин и ацетон, так как они сушат волос и он делается ломким. Вымытые кисти отжимают от излишков воды и сушат в подвешенном состоянии волосом вниз, придав волосу форму факела и слегка обвязав его шпагатом или марлей, чтобы он не расходился в стороны при высыхании.

Все лакокрасочные материалы и растворители следует хранить в герметично закрытой посуде.

Подготовка поверхностей к окраске. Малярные работы начинают с осмотра и подготовки поверхностей. Перечень основных подготовительных операций и их последовательность при отделке помещения зависят главным образом от материала поверхности, выбора окрасочного состава, а также от того, какая предполагается отделка — простая, улучшенная или высококачественная (табл.).

Перечень и последовательность основных операций при окраске стен и потолков

ОперацииВид отделки
простаяулучшеннаявысококачественная
Очистка поверхности+++
Сглаживание поверхности+++
Разделка и расшивка трещин и другие.гих дефектов–++
Первое грунтование+++
Подмазка дефектных мест–++
Шлифовка подмазанных участков–++
Сплошное шпатлевание––+
Шлифовка зашпатлёванной поверхности––+
Второе грунтование–++
Первая окраска+++
Флейцевание––+
Вторая окраска+++
Флейцевание или торцевание–++

Новые оштукатуренные и бетонные поверхности перед окраской должны быть выровнены (сглажены); их прочищают пемзой, лещадью или шлифовальной шкуркой, удаляя бугорки и шероховатости. Прочистку выполняют по сухим поверхностям. Если в штукатурке имеются трещины, то их «расшивают», то есть вырезают ножом или металлическим шпателем вдоль трещин канавки глубиной не менее 3 мм (как правило, треугольного сечения), очищают от остатков штукатурки, смачивают водой и заполняют штукатурным раствором или специально приготовленной подмазочной пастой из мела и гипса, после этого хорошо сушат и затирают.

Подготовка металлических поверхностей к окраске сводится в основном к очистке их металлической щёткой от ржавчины, грязи и последующей огрунтовке.

Подготовку ранее окрашенных поверхностей (это касается в первую очередь стен и потолков) начинают с удаления набелов — старого, обычно толстого слоя краски, разделки трещин, устранения пятен, сколов и другие.гих дефектов штукатурки. Старые набелы и сильные загрязнения обильно смачивают горячей водой и счищают скребком. Если набелы удаляются с трудом, их смачивают 2—3%-ным раствором соляной кислоты; краска вспучивается, после чего поверхности промывают водой.

Пятна ржавчины и копоти на оштукатуренных поверхностях обрабатывают горячей травянкой — купоросным раствором (на 1 л воды — от 50 до 100 г медного купороса); жирные пятна — горячим 2%-ным содовым раствором. Ржавые пятна можно также удалить пастой, состоящей из 1 части лимоннокислого натрия, растворённого в 6 частях воды с добавкой мела или глицерина, или промыть горячей концентрированной щавелевой кислотой. Если пятна на штукатурке не удаётся устранить указанными способами, то их следует закрасить белилами или масляной краской.

Закопчённые поверхности рекомендуется промывать 2%-ным раствором соляной кислоты, затем чистой горячей водой и после высыхания огрунтовать. В случае сильной загрязнённости после промывки кислотой и водой поверхности перетирают известковым раствором, приготовленным на мелком песке.

Пятна от протечек на потолке лучше всего обработать одним из следующих способов:

пятно размыть водой, просушить, покрыть белой эмалью или цинковыми белилами, затем прошпатлевать и перед окраской проолифить;

после просушки пятно покрыть гидрофобной шпатлёвкой, приготовленной на основе обычной масляно-меловой с добавлением гидрофобизирующей жидкости (типа ГКЖ-10 или ГКЖ-11);

промыть пятно травянкой (см. выше), прошпатлевать и высушить.

Для уничтожения плесени на оштукатуренных поверхностях поражённые участки следует несколько раз промазать 15%-ным раствором салициловой кислоты в денатурированном или чистом спирте либо пенициллином, разведённым в физиологическом растворе или новокаине.

Высолы (белый солевой налёт на красочном покрытии или штукатурке) обычно удаляют металлической щёткой, промывают поверхность слабым раствором соляной кислоты, которую смывают водой.

При ремонте поверхностей, ранее окрашенных масляной краской или другими неводными составами, отставшие или слабодержащиеся слои краски соскабливают шпателем. Если старая краска держится прочно, её прочищают шкуркой, загрязнённые поверхности промывают тёплой мыльной водой, а при значительном загрязнении — растворителями (скипидаром, керосином, бензином); дефектные места заделывают шпатлёвкой. Если же на старом покрытии имеется много дефектов, то его приходится удалять полностью. В этом случае поверхность лучше всего обработать специальными химическими составами — смывками (о них Смотри в статье Растворители). Масляную краску можно также размягчить смесью нашатырного спирта и скипидара, взятыми в соотношении 2:1. Состав наносят на поверхность малярной кистью, после размягчения краску счищают шпателем или скребком, поверхность промывают и сушат.

Для удаления старого лакового покрытия наносят пасту, состоящую из нашатырного спирта и мыла, поверхность протирают тряпкой, при этом лак удаляется вместе с пастой.

Перед окрашиванием поверхностей по старой масляной краске вновь оштукатуренные или зашпатлёванные места следует 1—2 раза предварительно покрыть краской того же цвета, что и старая, иначе эти участки будут выделяться из-за неравномерного впитывания олифы, входящей в состав краски, а кроме того, однотонную поверхность окрашивать легче. Вместо предварительной окраски зашпатлёванные места можно 2—3 раза покрыть огрунтовочным составом (грунтовкой).

Огрунтовка поверхностей — одна из основных операций, которая проводится для создания дополнительного слоя, обеспечивающего прочное сцепление краски с поверхностью. Образуя на поверхности тонкую водонепроницаемую плёнку, грунтовки, кроме того, обеспечивают равномерное впитывание окрасочного состава, что позволяет получить ровное однотонное покрытие. Без грунтования выполнить качественно окраску невозможно.

В зависимости от качества поверхности грунтовку наносят в один или несколько слоев. Грунтуют только сухие поверхности; каждый новый слой грунта наносят на хорошо высохший предыдущий слой. Последний слой грунтовки следует тщательно растушевать, так как в противном случае на обрабатываемой поверхности остаются полосы, влияющие на чистоту окраски. Если окрашивание предполагается выполнить за один раз, то растушёвку грунтовки и краски нужно проводить в противоположных направлениях: грунтовки — горизонтальными штрихами, а краски — вертикальными. Штрихи, перекрещиваясь, позволят получить более ровную окраску поверхности.

Как правило, грунтовки имеют строго определённое назначение, например только для клеевых или известковых окрасок, но бывают и универсальные.

При обработке сильно закопчённых поверхностей в составе мыловара нужно увеличить содержание мыла в 2 раза и олифы в 3—4 раза.

Грунтовка-мыловар пригодна как под известковые, так и под клеевые составы (при условии, что в красках используются щёлочестойкие пигменты), однако для клеевой окраски лучше приготовить купоросную или квасцовую грунтовку.

Грунтовочные водные составы наносят маховыми кистями в 1—2 слоя. В процессе грунтования кистью надо водить последовательно сначала в одном (например, продольном), а потом в другом (поперечном) направлении. Если после просыхания грунта остаются тёмные полосы или пятна, поверхность грунтуют ещё раз. Покрывать загрунтованную поверхность колером можно только после полного высыхания грунтовки (примерно через сутки).

Если поверхности сильно закопчены и их приходится грунтовать 2—3 раза, первую огрунтовку выполняют крепким (концентрированным) горячим составом с температурой 70—80°С, вторую — несколько более слабым по концентрации тёплым составом (40—50°С); для третьего слоя применяют ещё более слабый состав, слегка тепловатый или холодный. Снижение температуры необходимо, чтобы каждая последующая огрунтовка не могла «расплавить» ранее нанесённую. Грунтовки разной концентрации получают за счёт увеличения или уменьшения соответственно количества воды либо количества купороса, квасцов и мела, против указанного в рецепте. Хранить грунтовки под клеевую окраску рекомендуется не более 2 суток с момента приготовления.

В качестве грунтовки под масляную окраску при обработке металлических, оштукатуренных и деревянных поверхностей используется олифа в чистом виде либо с добавкой небольшого количества пигментов или тёртой краски. Красящие вещества добавляют в олифу для того, чтобы во время работы видеть пропуски и другие.гие погрешности в огрунтовке и вовремя их исправлять. Чтобы олифа глубже проникала в дерево или штукатурку, её подогревают, затем добавляют пигменты, перемешивают и наносят на поверхность за 1—2 раза.

В случае улучшенной или высококачественной отделки поверхность сначала грунтуют, шпатлюют, затем перед окраской тщательно олифят либо (что предпочтительней) ещё раз грунтуют жидкой масляной краской того же цвета, что и основной состав. Для этого густотёртую масляную краску разводят натуральной олифой в соотношении 1:1(2). Олифу вливают в краску, всё тщательно перемешивают и процеживают через частое сито. Иногда в состав грунтовки вводят растворитель РС-2 (до 100 г — на 1 кг олифы).

Подмазка дефектных мест также относится к подготовительным операциям, предшествующим окраске, и заключается главным образом в заделке трещин, выбоин и другие.гих мелких неровностей на поверхности. Применяемые для этой цели специальные пасты, как и грунтовки, готовят своими силами в зависимости от вида используемого окрасочного состава. Пасты наносят на разделанные трещины шпателем, разравнивают, после сушки поверхность зачищают (шлифуют) куском пемзы или шлифовальной шкуркой и, если не требуется сплошного шпатлевания, приступают к повторной огрунтовке.

В качестве подмазочной пасты под клеевую окраску рекомендуется использовать следующие составы.

Гипсомеловая паста на клею : гипс (1 кг), мел (2—3 кг), 2—5%-ный раствор столярного клея (до получения рабочей консистенции). Гипс и мел смешать между собой. В противень налить раствор клея, при помешивании всыпать тонкой струёй гипсомеловую смесь, после чего всё тщательно перемешать до получения однородной массы. Густоту пасты можно регулировать добавлением гипсомеловой смеси или клеевого раствора.

Под масляную окраску лучше всего применять масляно-клеевую пасту, состоящую из олифы (1 кг), 10%-ного раствора столярного клея (100 г), мела (2,5—3 кг). В приготовленный горячий клеевой раствор, помешивая, медленно влить олифу, затем в полученную эмульсию всыпать тонкой струёй мел и всё тщательно перемешать. Густоту пасты регулируют добавлением мела или эмульсии.

Сплошное шпатлевание. Поверхности, подвергаемые окраске, не всегда бывают гладкими, поэтому их приходится выравнивать шпатлеванием. Применяемые для этой цели специальные составы — шпатлёвки — должны иметь консистенцию рыхлого теста (густые шпатлёвки трудно разравнивать).

Шпатлёвка на растительном клее : 5%-ный клеевой раствор (1 кг), олифа, лучше натуральная (30 г), мел сухой просеянный (около 2,5 кг). Из муки или крахмала готовят 5%-ный клейстер; в горячий клейстер при постоянном перемешивании сначала добавляют олифу, а затем мел, доводя шпатлёвку до рабочей густоты.

Клеевая шпатлёвка с грунтовкой : 10%-ный раствор клея (150 г), купоросная или квасцовая грунтовка(900—1000 г), мел (около 2,5 кг). Купоросную грунтовку смешивают с клеевым раствором и на полученном составе замешивают мел.

Под масляные краски и эмали применяют полумасляные или масляные шпатлёвки. Полумасляная шпатлёвка на натуральной олифе состоит из 1 кг олифы, 250 г растворителя (скипидара), 50 г сиккатива, 200 г раствора клея 10%-ного, 20 г жидкого мыла и около 2,5 кг просеянного мела. Сначала готовят мыльно-клеевой раствор, в него при тщательном перемешивании вливают олифу, затем растворитель, сиккатив и в полученную эмульсию мел. Полумасляную шпатлёвку можно приготовить и на олифе Оксоль; в этом случае в состав шпатлёвки не следует вводить растворитель.

Масляную шпатлёвку получают смешиванием натуральной олифы (1 кг) и сиккатива (100 г) с последующим добавлением до нужной густоты сухого просеянного мела. Эта шпатлёвка отличается медленным высыханием, однако имеет повышенную прочность. Её рекомендуется применять при подготовке под окраску полов, оконных переплётов, подоконников, наружных дверей и другие.гих поверхностей, подверженных воздействию влаги.

В качестве шпатлёвок под алкидные краски можно использовать также готовые составы, выпускаемые промышленностью: пентафталевые шпатлёвки ПФ-002 и ПФ-0044 — для шпатлевания деревянных и проолифленных поверхностей, мастику Карболат, Полипласт и некоторые другие. При подготовке поверхностей под окраску нитроэмалями применяют нитроцеллюлозные шпатлёвки (например, НЦ-007 и НЦ-008).

Шпатлёвку обычно наносят деревянным или металлическим шпателем. В правую руку берут шпатель, забирают им небольшую порцию шпатлёвки и намазывают её на поверхность; затем нажимают на лезвие шпателя левой рукой и разравнивают вертикальными или горизонтальными движениями, держа шпатель под углом к поверхности (рис. 6). Чем сильнее нажим, тем тоньше слой шпатлёвки. Переплёты, наличники, а также различные узкие места (в тех случаях, когда неудобно работать шпателем) сглаживают с помощью твёрдых резиновых полосок нужной ширины с ровно обрезанными или фигурными кромками.

В зависимости от качества поверхности шпатлевание приходится выполнять от одного до трёх раз. После нанесения каждого слоя шпатлёвки обработанные места необходимо зачистить шлифовальной шкуркой или пемзой. Второй слой шпатлёвки лучше наносить по предварительно загрунтованной и высушенной поверхности — она ложится более тонким слоем, а кроме того, шпатлевать по грунтовке легче. Для зачистки шпатлёвки шлифовальную шкурку складывают в несколько слоев и трут ею в разных направлениях. Работать будет удобнее, если обернуть шкуркой деревянный брусок. Оставшиеся шереховатости, царапины исправляют повторным шпатлеванием и зачисткой (шлифовкой). Зачищают прошпатлёванные поверхности в сухом и в мокром виде. Сухое шлифование применяют для клеевых шпатлёвок, мокрое — для полумасляных и масляных.

По чистоте получаемой поверхности мокрая обработка, как правило, превосходит сухую. Отшлифованную поверхность повторно грунтуют, дают просохнуть и приступают к окраске.

Приготовление окрасочных составов. Окрашивание. При выполнении малярных работ используют окрасочные составы, готовые к употреблению (заводского производства) или приготовленные самостоятельно из сухих строительных красок, мела, извести, воды и др. Различают простые и сложные окрасочные составы. Простые получают перемешиванием одного пигмента (например, сурика, охры, мумии) со связующим. Для получения сложного цвета (колера) обычно требуется несколько пигментов, которые смешивают между собой в определённых соотношениях. Так, чтобы получить бежевый колер, смешивают мел, киноварь, умбру. Для придания белизны меловым составам к мелу, имеющему в чистом виде желтоватый оттенок, добавляют немного ультрамарина. Составы, содержащие более одного пигмента, принято называть сложными.

Не все пигменты можно смешивать друг с другом. Нельзя смешивать: цинковые белила с киноварью ртутной, баритовой жёлтой, цинковой жёлтой и лазурью; свинцовые белила с литопонными, киноварью ртутной, баритовой жёлтой, цинковой жёлтой, ультрамарином; литопонные белила с цинковыми, кроном жёлтым, зеленью свинцовой хромовой, кобальтом фиолетовым; титановые белила с лазурью; крон жёлтый с киноварью ртутной и баритовой жёлтой; цинковую жёлтую с кобальтом синим, фиолетовым, ультрамарином и т. д. Нарушение этого условия снижает качество окраски, так как приводит к быстрому изменению цвета покрытия. Со всеми красками можно смешивать оксид хрома, охру, мумию, умбру, сурик железный, сиену, зелень изумрудную, малахит, кость жжёную.

Чтобы получить окрасочный состав высокого качества, нужно строго соблюдать технологию его приготовления. Все входящие в состав материалы должны быть предварительно просеяны через частое сито; перед употреблением готовый состав желательно процедить. Пигменты не следует вводить в связующее в сухом виде, так как они не всегда хорошо перемешиваются и оставшиеся мелкие крупинки могут растушеваться под кистью, оставляя полосы на окрашенной поверхности. Сухие краски рекомендуется развести водой до густоты жидкой сметаны, дать постоять 1—3 суток, периодически перемешивая, затем процедить через частое сито и только после этого ввести в состав.

Окрасочные составы условно подразделяют на водные (известковые, клеевые, силикатные и др.), водоэмульсионные, масляные и эмалевые.

При самостоятельном приготовлении водного окрасочного состава требуется проверка его на подобранный цвет, густоту и заклейку. Для проверки на цвет нужно нанести небольшое количество состава на кусочек стекла или жести и подсушить над огнём, после чего определить цвет и при необходимости добавить в колер недостающие пигменты. Для проверки состава на густоту в него погружают палку, через некоторое время вынимают и держат вертикально. Густота считается нормальной, если палка окрашивается ровным сплошным слоем, а излишки состава стекают тонкой непрерывной струёй. Можно проверить густоту и другие.гим способом. На кусок чистого сухого стекла нанести каплю состава, поставить стекло вертикально. Если при этом капля стекает на 2—3 Смотри то состав имеет нормальную густоту. Для проверки на заклейку делают пробную окраску. При избытке закрепляющего материала после просушки окрасочная плёнка растрескивается и отходит (отслаивается) от окрашенной поверхности; при недостатке — нанесённая краска отмеливается (пачкает).

Известковые составы служат для внутренних и наружных окрасочных работ по штукатурке, кирпичу, бетону, камню и (реже) по дереву. Для их приготовления используются только щёлочестойкие пиг

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *