Что такое олимпийский принцип

Олимпийский принцип

Фима Королев изрекает олимпийский принцип «Не побеждать, а участвовать!» в ответ на вопрос физрука, обращенный к Алисе: «Главное что?»

Менее известно, что произнося эти слова, де Кубертен сослался на проповедь англиканского епископа Этельберта Талбота, услышанную им 19 июля в соборе св. Павла во время богослужения, на которое были специально приглашены участники и официальные лица Олимпиады. Американский епископ из Южного Вифлеема (штат Пенсильвания), комментируя фрагмент из Первого послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор 9, 24), сказал следующее:

Однако, David C. Young в своей работе, посвященной исследованию источников олимпийского кредо, достаточно убедительно показывает, что если мы и не можем отрицать того, что именно проповедь епископа Талбота вдохновила де Кубертена на произнесение тех слов, которые впоследствии переросли в знаменитое «Главное не побеждать, а участвовать», все же, ни англиканский епископ, ни, тем более, св. Павел не могут быть признаны первоисточниками этого принципа.

Еще в 1894 году, то есть за 14 лет до Олимпиады в Англии, в своей олимпийской речи перед Парнасским литературным обществом в Афинах, барон де Кубертен произнес: «Le déshonneur ne consisterait pas ici à être battu: il consisterait à ne pas se battre” (Позор состоит не в том, чтобы быть побежденным; он состоит в том, чтобы не сражаться»). D. C. Young, вместе с другими филологами-классиками, усматривает в этой фразе де Кубертена прямой перевод из «Метаморфоз» Овидия (IX, 5-6), с изменением времени с прошедшего на настоящее: «Nec tam turpe fuit vinci quam contendisse decorum est» (В переводе С.В. Шервинского: «Меньше в моем пораженье стыда, чем в боренье почета»). Факт, что на банкете в 1908 году Пьер де Кубертен не вспомнил о своей афинской речи, а приписал произнесенные слова епископу Талботу, D. C. Young объясняет обычной для барона забывчивостью.

Вопрос Фимы относительно того, помнят ли еще в Алисином времени этот принцип, Алиса оставила без ответа. Догадайтесь сами, каких принципов придерживаются в будущем 😉

Young, David C., On The Source of the Olympic Credo: ‘It is more important to participate than to win’ Who Said it: Coubertin, Bishop Talbot, St. Paul, or Ovid? // In: OLYMPIKA: The International Journal of Olympic Studies Volume III, 1994, pp. 17-25. (on-line)

Источник

Олимпийские принципы

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Олимпийские игры издавна служили для определения более быстрого и сильного участника (спортсмена) в различных дисциплинах. Однако с принятием решения о возрождении Олимпийских игр в июне 1894 года в Париже был основан Международный олимпийский комитет (МОК), члены которого обсудили и философскую сторону подобного мероприятия. В результате чего были утверждены основные принципы игр, разработанные бароном Пьером де Кубертеном (инициатор возрождения игр).

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Основополагающие принципы направлены на популяризацию равенства и спортивного образа жизни. Принцип равенства призывает к терпимости к лицам иных религиозных и политических взглядов, расы и пола. Каждый индивидуум может иметь и озвучивать свою точку зрения, однако если она не направлена на дискриминацию других членов общества. Принцип спортивного образа жизни реализуется в пропаганде соединения спорта с культурой и образованием, что способствует гармоничному развитию человека, а также в отстаивании права каждого человека заниматься спортом.

Члены МОК стараются доносить эти принципы не только до профессиональных спортсменов, но и всем жителям планеты. В этом им помогают олимпийские комитеты стран-участниц, а также различные благотворительные и коммерческие организации, которые, в первую очередь, занимаются разработкой мероприятий для детей школьного и дошкольного возраста, так как легче «воспитать», нежели «перевоспитать» жизненную позицию человека.

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

У российских детей и подростков тоже есть возможность провести время весело и с пользой. В нашей стране идеи Олимпизма популяризируются рядом проектов. Среди них «Олимпийское лето» (направлено на оздоровление и прививания основных принципов школьникам на летних каникулах, реализуется в детских оздоровительных лагерях) и Спартакианские Игры (соревнования и творческие конкурсы по различным видам спорта, танцев; воспитывают патриотизм и толерантность, направлены на гармоничное развитие личности, участники – от 7 лет, в том числе и инвалиды).

Источник

Принципы и символика олимпийского движения

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Основополагающие принципы олимпийского движения (Олимпизма) перечислены в Олимпийской хартии:

1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

2. Цель Олимпизма заключается в том, чтобы поставить спорт на службу гармоничного развития человечества, способствуя созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

3. Олимпийское движение представляет собой согласованную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике – Олимпийских играх. Символом олимпийского движения являются пять переплетенных колец.

4. Занятия спортом – одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, что подразумевает взаимопонимание в духе дружбы, солидарности и честной игры.

5. Понимая, что спорт функционирует в рамках общества, спортивные организации внутри Олимпийского движения должны иметь права и обязательства, свойственные автономным организациям, что включает в себя независимое создание спортивных правил и контроль над ними, определение структуры и руководство своими организациями, соблюдение права на проведение выборов, свободных от любого внешнего воздействия, а также ответственность за обеспечение применения принципов добросовестного управления.

6. Осуществление прав и свобод, предусматриваемых настоящей Олимпийской хартией, должно быть обеспечено в отсутствие какой-либо формы дискриминации – расового, языкового, религиозного, политического характера, по признаку цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, наличия иного мнения, национального или социального происхождения, обладания собственностью, рождения или иного статуса.

7. Принадлежность к олимпийскому движению требует соблюдения положений Олимпийской хартии и признания Международным олимпийским комитетом. [5]

В хартии также приведено определение современных Олимпийских игр: «Олимпийские игры – это соревнования в индивидуальных или командных видах спорта среди спортсменов, но не среди стран. Они объединяют спортсменов, отобранных соответствующими НОК, заявки которых были приняты МОК. Спортсмены соревнуются под техническим руководством соответствующих МФ».

Главным символом (эмблемой) Олимпийского движения являются Олимпийское кольца – пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти обитаемых частей света в Олимпийском движении (рис.2).

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Рис.2. Олимпийские кольца – главный символ Олимпийского движения

Помимо общего символа Олимпийского движения, каждые Олимпийские игры имеют свою уникальную эмблему, создаваемую принимающей стороной. Примеры таких эмблем представлены на рис.3.

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принципЧто такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принципЧто такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Рис.3. Примеры эмблем Олимпийских игр

Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище без окаймления. В его центре расположен олимпийский символ в пяти цветах. Олимпийская эмблема и Олимпийский флаг были придуманы Пьером де Кубертеном и впервые представлены на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене.

Также в 1894 году Пьеро де Кубертено предложил Олимпийский девиз, придуманный французским священником Анри Дидоном: «Citius, Altius, Fortius», что в переводе с латинского означает «Быстрее, выше, сильнее». Девиз был впервые представлен на Олимпийских играх 1924 года в Париже.

Олимпийский гимн исполняется при поднятии Олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении и в некоторых других случаях. На церемонии открытия I Олимпийских игр 1896 года прозвучал гимн, написанный композитором Спиросом Самарасом на слова Костиса Паламаса. В последующие годы, вплоть до Олимпиады в Кортине Д’Ампеццо 1956 года, страна-организатор Игр поручала своим музыкантам написать новый гимн для Олимпиады. В 1960 году был возвращён гимн Самараса, который с тех пор исполняется на официальном языке страны, где проводится Олимпиада. При этом в 1972, 1992, 2006 и 2012 годах исполнялись инструментальные версии, а 1976, 1988, 2008 и 2010 гимн звучал на греческом языке.

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Олимпийская клятва произносится выдающимся спортсменом страны, где проводятся очередные Олимпийские игры во время церемонии открытия Игр. Текст клятвы разработан Пьером де Кубертеном: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд». Впервые олимпийская клятва была произнесена на Олимпийских играх 1920 года бельгийским спортсменом Виктором Бойном. В 1968 года в церемонию открытия Игр включена клятва судей.

Олимпийский огонь – один из главных символов Игр. Возрождение традиции зажигания огня, основанной на древнегреческих ритуалах, состоялось при проведении Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме. Первая эстафета олимпийского огня из Олимпии была проведена на Олимпийских играх 1936 года в Берлине. Более 3 000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин.

В настоящее время олимпийский огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии. Олимпийский факел передаётся от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5 населённым континентам Земли. Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Последний участник эстафеты зажигает огонь в чаше, установленной на стадионе, где он продолжает гореть до окончания Игр.

Для каждой Олимпиады принимающая сторона создаёт олимпийский талисман – как правило, стилизованное животное или изображение, ассоциирующееся в представлении большинства людей с принимающей страной. Впервые талисман был представлен на Играх 1968 года в Мехико – им стал Красный ягуар, однако первым официальным талисманом признана такса Вальди, появившаяся на свет на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене. Некоторые олимпийские талисманы представлены на рис.4.

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принципЧто такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принципЧто такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принцип

Рис.4. Примеры олимпийских талисманов

Что такое олимпийский принцип. Смотреть фото Что такое олимпийский принцип. Смотреть картинку Что такое олимпийский принцип. Картинка про Что такое олимпийский принцип. Фото Что такое олимпийский принципОлимпийские медали вручаются в каждом виде спорта спортсменам или командам, занявшим первые три места (рис.5).

Победитель получает медаль из серебра 925-й пробы, покрытую шестью граммами чистого золота. За второе место вручается медаль из серебра 925-й пробы, за третье место спортсмены награждаются бронзовыми медалями. На Олимпиаде 1960 года в Риме организаторы изготовили бронзовые цепочки, чтобы медали можно было вешать на шеи спортсменам. Эта традиция сохранилась и с тех пор к олимпийским медалям стали крепиться цепочки или ленты.

По итогам каждой Олимпиады составляется общий медальный зачёт Олимпийских игр, который является неофициальным подсчётом общего количества медалей, завоёванных Национальными олимпийскими комитетами.

Источник

Олимпизм и олимпийское образование

Содержание

Концепция современного олимпизма и олимпийское образование [ править | править код ]

А. Т. Паршиков Департамент развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации, Россия

Олимпийское движение, сформировавшееся на основе спорта, в настоящее время превратилось, пожалуй, в самое глобальное социальное движение (по крайней мере с точки зрения числа стран и населения мира, которые в нем участвуют). Только в 2004 г. в летних Олимпийских играх в Афинах участвовали представители 202 национальных олимпийских комитетов. В настоящее время в летних Олимпийских играх свыше 10 тысяч лучших спортсменов мира соревнуются по 28 видам спорта, 300 дистанциям и категориям. За Играми наблюдают миллионы зрителей и около трех миллиардов телезрителей. В последние годы рамки олимпийского движения расширились за счет включения в структуру этого движения паралимпийского и специального олимпийского движений.

Концепция современного олимпизма [ править | править код ]

Как отмечается в Олимпийской хартии, концепция современного олимпизма принадлежит французскому общественному деятелю, педагогу, барону Пьеру де Кубертену (1863—1937).

Олимпийские идеи Кубертена [ править | править код ]

Великий гуманист, организатор, ученый и педагог барон Пьер де Кубертен более 50 лет своей жизни посвятил олимпизму, 29 лет был президентом Международного Олимпийского комитета (МОК). На годы его президентства приходятся наиболее важные события, обогатившие практику олимпизма. Кубертену принадлежит идея проведения Олимпийских игр в разных странах и на разных континентах. Он является автором первого варианта Олимпийской хартии, по его инициативе проходило оформление олимпийского протокола, внедрены в практику многие ритуалы и символы Олимпийских игр, стали проводиться олимпийские конгрессы (при его жизни были проведены 9 из 12 состоявшихся конгрессов), на которых обсуждались актуальные проблемы олимпизма. Ему же принадлежит идея создания Олимпийской академии в Олимпии.

Творчество Кубертена составляет 30 книг, 50 брошюр и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр.

Следует иметь в виду, что Кубертен не представил какой-то однозначной, до конца сформулированной дефиниции олимпизма. Даже в речи «Философские основы олимпийского движения», которую можно считать его идеологическим завещанием, мы не найдем абсолютной дефиниции олимпизма. Он лишь перечисляет здесь ряд ценностей, составляющих основу олимпизма. В их числе: религия, идея всеобщего священного перемирия, соревнование ради отбора наилучших, биологическое совершенствование человеческого рода, рыцарский дух, одухотворенная красота. Продолжение этого перечня можно найти и в других его работах и речах. Поэтому речь может идти лишь о выделении наиболее важных моментов в трактовке Кубертеном социальной сущности олимпийского движения.

Главный замысел Кубертена, связанный с возрождением Олимпийских игр и олимпийского движения, состоял отнюдь не в простом стимулировании интереса к спорту и развитии его в международном масштабе, как иногда полагают. В первую очередь речь шла о том, чтобы начать последовательно, систематично и эффективно использовать спорт как средство решения социально-педагогических задач, практической реализации той реформы образования и воспитания, которой Кубертен посвятил всю свою жизнь.

Важную роль в реформе образования и воспитания Кубертен отводил спорту. Им была разработана концепция спортивной педагогики, в которой обосновывается огромное социально-педагогическое, воспитательное значение спорта. Спорт, спортивные соревнования и подготовка к ним рассматриваются как наиболее эффективный путь совершенствования человека и человечества. В своих работах Кубертен подчеркивал многостороннюю социальную значимость спорта: как с точки зрения отдельной личности, так и в плане взаимоотношений людей, наций, народов, стран.

Вместе с тем он неоднократно указывал на противоречивый характер спорта, на то, что он может как содействовать, так и противодействовать решению социально-педагогических задач. Поэтому, согласно Кубертену, важно сделать все для того, чтобы спорт, развитый не только в национальном, но и в международном масштабе, выполнял свою воспитательную функцию, содействовал совершенствованию человека, человеческих отношений и общества в целом, чтобы вместе противодействовать возможным негативным явлениям в сфере спорта.

Для решения этой важной социальной задачи, по его мнению, необходимо олимпийское движение: оно должно создать условия и стимулы для полноценной и эффективной реализации присущего спорту огромного воспитательного потенциала. Путь к созданию такого движения Кубертен усматривал в возрождении Олимпийских игр. Он считал, что регулярное проведение этих Игр, которые по своему духу, по своей направленности должны быть образцом для других спортивных соревнований, позволит тем самым решить задачу не только развития спорта, придания ему международного значения, но и всемерного повышения его воспитательной роли, облагораживания спорта, возрождения и усиления его духовно-нравственных начал. Обоснованию важнейшей воспитательной роли Олимпийских игр и олимпийского движения в целом специально посвящена работа Кубертена «Воспитательная роль Олимпийских игр», которая была написана к Олимпийским играм в 1912 г. в Стокгольме. Кубертен хотел призвать своих читателей, которые придут на Игры, не забывать об их воспитательной роли.

Для реализации этой роли (функции) Олимпийских игр и олимпийского движения в целом, считал Кубертен, необходима их ориентация на следующие основные принципы (ценности) спортивного соперничества:

В настоящее время для их обозначения иногда используются выражения «олимпийский дух», и «дух олимпизма» (см., например, п. 14 Олимпийской хартии и Положение о МОА).

Олимпийская хартия об олимпизме [ править | править код ]

Идеи Пьера де Кубертена в понимании олимпийского движения и олимпизма нашли отражение в Олимпийской хартии, документе, в котором излагается свод основополагающих принципов, правил и официальных разъяснений, принятых МОК, регламентируется организация и деятельность олимпийского движения, определяются условия проведения Олимпийских игр.

Согласно этому документу:

Олимпийское образование [ править | править код ]

В современном олимпийском движении значительное внимание уделяется педагогической деятельности, для обозначения которой в Олимпийской хартии используется оборот «Olympic education». На русский язык его переводят как «олимпийское образование» или «олимпийское воспитание». Иногда применяются и другие термины, например: «воспитание в духе олимпизма», «воспитание в духе соблюдения принципов олимпизма», «воспитание посредством олимпийского движения», «воспитание внутри олимпийского движения», «воспитание в духе олимпийских идеалов и ценностей», «использование идеалов и ценностей олимпизма в воспитательной работе» и др.

О необходимости развертывания и активизации в олимпийском движении данной педагогической деятельности говорится во многих международных официальных документах.

Еще в 1979 г. на Генеральной ассамблее Ассоциации национальных олимпийских комитетов (АКНО) НОК Мальты предложил, чтобы изучение олимпийской идеи было в мировом масштабе включено в программы школ всех ступеней, от начальных школ до университетов. В Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств-членов ООН, содержится призыв включать в государственные программы социального и культурного развития воспитание молодежи в духе принципов, идеалов и ценностей олимпизма. В резолюции 3-й сессии Межправительственного комитета по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО (1983 г.) высказано пожелание ко всем государствам-участникам комитета «ввести или усилить преподавание олимпийских идеалов в школах и учебных заведениях в соответствии с их собственной системой образования».

Важную роль в активизации олимпийского образования сыграл XI Олимпийский конгресс в Париже в 1994 г. Конгресс предложил такой подход к олимпийскому образованию, согласно которому олимпийское образование важно не только для детей и молодежи. Наоборот, в него должны быть вовлечены все слои населения. Этот призыв зафиксирован и в заключительном документе конгресса: «Распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения».

В 1961 г. «для поддержки и пропаганды олимпийского духа» создана Международная олимпийская академия (МОА) как организация при МОК, ответственная за реализацию образовательных и воспитательных задач олимпийского движения. Инициатива ее создания принадлежит Кубертену, который видел в деятельности академии возможность воплотить в жизнь свои педагогические замыслы, предотвратить их искажение и забвение последующими поколениями. План создания МОА утвержден Олимпийским комитетом Греции в 1938 г., однако официальное ее открытие произошло 14 июня 1961 г. В Положении о МОА говорится о том, что она «должна функционировать как мировой культурный центр олимпизма, призванный служить сохранению и распространению духа олимпизма и олимпийских принципов, изучению и применению педагогических и социальных принципов Игр, а также научному подкреплению олимпийской идеи». МОА регулярно обсуждает вопросы олимпийского образования на своих ежегодных сессиях и проводит специальные заседания, посвященные данной проблеме.

Значительное внимание олимпийскому образованию детей и молодежи уделяется в работе национальных олимпийских академий. Для активизации работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в связи с празднованием 100-летия образования МОК и 100-летием современных Олимпийских игр при поддержке президента МОК в 1994 г. создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование».

Особое внимание обращается на то, что олимпийское образование, содействующее реализации в спорте олимпийских принципов Фэйр Плэй («честной игры»), которые ориентируют на нравственное поведение в спортивном соперничестве, призвано снизить дисфункциональное влияние в этой сфере такого фактора, как культ успеха, победы, высоких достижений в спорте и т.д.

Вместе с тем подчеркивается роль олимпийского образования для повышения не только гуманистического значения спортивной деятельности молодежи, но и эффективности ее общегуманистического воспитания.

Понятие олимпийского образования [ править | править код ]

Вместе с тем это особая педагогическая деятельность, так как она осуществляется в рамках олимпийского движения и имеет своей целью приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, краткая характеристика которых дана выше.

Согласно концепции, которую разработал проф. В. И. Столяров и которую поддерживает большинство организаторов олимпийского образования, эта педагогическая деятельность предусматривает решение комплекса взаимосвязанных задач:

1) формирование знаний об этих идеалах и ценностях, а значит и о гуманизме в целом, а также об Олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах и т.д.;

2) формирование интересов, потребностей, установок, ценностных ориентаций и т.п., соответствующих идеалам и ценностям олимпизма: «олимпийской» ориентации на спорт; интереса к Олимпийским играм и олимпийскому движению; желания участвовать в олимпийских состязаниях и всегда демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами «честной игры»); стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию и т.д.;

3) формирование соответствующей системы чувств и эмоциональных реакций (например, чувства социальной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта олимпийских идеалов и ценностей);

4) формирование такого поведения в спорте, таких качеств и способностей (умений и навыков), которые обеспечивают реализацию олимпийских идеалов и ценностей (конкретно речь идет о том, чтобы сформировать высоконравственное поведение в спорте, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным, эстетическую способность действовать в ходе занятий спортом «по законам красоты» и отображать спорт средствами искусства, умения и навыки правильного общения с тренерами, судьями и спортсменами, а также бережного отношения к природе в ходе занятий спортом, умения и навыки разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма и т.п.).

При этом наиболее важное значение имеет не формирование и повышение уровня олимпийских знаний (хотя эта задача, безусловно, важна) и даже не декларативно провозглашаемой ориентации на идеалы и ценности олимпизма, а формирование реального поведения, образа (стиля) жизни, соответствующего этим идеалам и ценностям.

На это ориентирует и Олимпийская хартия. В качестве важной задачи олимпизма, соединяющего «спорт с культурой и образованием», здесь указывается задача создания «образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам».

Формы и методы олимпийского образования [ править | править код ]

В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в настоящее время применяется широкий круг разнообразных форм и методов работы.

Практически во всех странах центральное место в этой педагогической деятельности занимают разнообразные формы работы по разъяснению и пропаганде идей олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма (например, принципов Фэйр Плэй).

Такая информационная, разъяснительная работа в первую очередь организуется во время учебного процесса в школах, вузах и других учебных заведениях, прежде всего в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физического воспитания и спорта. При этом обращается внимание на необходимость организации дискуссий, анализа различных точек зрения, подходов к обсуждаемым вопросам в ходе бесед на олимпийскую тематику.

В последние годы перспективной формой организации олимпийского образования считается дистанционное обучение на основе применения новейших технических средств и технологий.

Важнейшая роль в разъяснении и пропаганде идей олимпизма отводится преподавателям физического воспитания и тренерам. К такому выводу единодушно пришли, например, участники 1-го симпозиума Комиссии МОК по МОА и олимпийскому образованию (5-10 мая 1995 г.). В связи с этим они приняли рекомендацию о том, чтобы МОА ежегодно проводила специальные курсы для преподавателей физического воспитания и тренеров по методике организации олимпийского образования. Симпозиум рекомендовал проводить такие курсы и на национальном уровне, создавая для этих целей школы под руководством специалистов по олимпийскому образованию, выбранных Национальной олимпийской академией. Была принята и рекомендация о том, чтобы международные спортивные федерации включали в планы своей работы вопросы олимпийского образования и определяли тех лиц, которые будут заниматься организацией олимпийского образования применительно к деятельности каждой федерации.

В последнее время подчеркивается необходимость участия в олимпийском образовании детей и молодежи не только преподавателей физического воспитания, но также тренеров, медиков, организаторов спорта, судей, работников средств массовой информации.

Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физического воспитания и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных, например, на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, этики, эстетики, географии, социологии и других дисциплин.

На необходимость такого междисциплинарного подхода к олимпийскому образованию обратил внимание Х.А. Самаранч еще на 18-й сессии МОА (1979 г.). В своей лекции «Олимпизм в различных сферах общества» он указал на то, что не только преподаватели физического воспитания, но также учителя географии, математики, физики и других учебных предметов «должны быть готовы вступить в диалог» с учениками, разъяснять и пропагандировать «спортивный дух» и «особенно образцы поведения, соответствующие олимпийской нравственности». Значительное внимание такому подходу к организации олимпийского образования уделяется в России.

Общепризнано, что для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Апробированы на практике и разнообразные формы такой работы:

Важную роль в пропаганде идей олимпизма играет издание литературы на олимпийскую тематику. Генеральный инспектор физического воспитания Греции Т. Каратассакис наиболее подходящими для указанной цели считает тексты прозы и эссе из поэтических произведений, посвященные подвигам и памятным событиям из жизни и соревнований древних и современных атлетов и победителей Олимпийских игр.

Рекомендуется широкое использование в работе по олимпийскому образованию детей и молодежи не только литературы, но также слайдов, кино, видеоматериалов и т.п. Эл Твитчелл (США) считает, например, что в процессе «преподавания идей олимпизма» можно использовать:

В последнее время используется и такая новая форма олимпийского образования для школьников, как проведение видеоконференций на олимпийскую тематику.

Наряду с указанными разнообразными формами информационной, разъяснительной работы в целях олимпийского образования детей и молодежи используются практические акции. Прежде всего это организация спортивных соревнований с использованием олимпийской символики, изготовленной самими школьниками, и соблюдением олимпийских ритуалов (зажжение олимпийского огня, произнесение олимпийской клятвы, подъем олимпийского флага и т. п.).

В Австрии, Германии, России и некоторых других странах используется такая внеучебная форма организации олимпийского образования, как Олимпийские дни. Чаще всего они проводятся в связи с Олимпийскими играми. В эти Дни для школьников организуются соревнования в духе Олимпийских игр, встречаются учащиеся различных школ, они слушают лекции, обмениваются мнениями относительно спорта и олимпийского движения.

Таким образом, при организации олимпийского образования в школах используется несколько вариантов:

Для организации олимпийского образования во многих странах подготовлены различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы.

Некоторые программы олимпийского образования непосредственно связаны с Олимпийскими играми. Первая такая программа была разработана в Канаде в 1976 г. В последующем такие программы были разработаны Национальными олимпийскими академиями США (1984 г.) и Германии (1988, 1992, 1994 гг.), а также группами педагогов по заказу Оргкомитета Олимпийских игр в Калгари (1988 г.), Альбервилле (1992 г.), Лиллехаммере (1994 г.), Мельбурне (1996 г.), Сиднее (2000 г.). В России такая программа разработана в связи с проведением зимних Олимпийских игр в 2014 г. в Сочи.

В ряде стран разработаны комплексные программы олимпийского образования детей и молодежи.

Так, в 1993 г. группа канадских специалистов под руководством Дианы Биндер представила в МОА проект международной программы олимпийского образования для школьников под названием «Ты и Олимпийские игры».

Программа ставит перед педагогами школ следующие основные задачи:

Для решения этих задач предлагаются следующие формы и методы.

Прежде всего это информационная разъяснительная работа в виде бесед и т.п., в ходе которых используются кино- и видеоматериалы. Для проведения такой работы готовятся методические материалы для учителей. Эти материалы разбиты на 5 блоков (с учетом пяти олимпийских колец).

1. Древние Олимпийские игры: история, традиции, символы и церемонии Олимпийских игр.

2. Современные Олимпийские игры: история и философия современных Олимпийских игр; Пьер де Кубертен и идеалы олимпизма.

3. Олимпийский мир: материалы, содействующие познанию, пониманию и оценке народов других частей мира.

4. Олимпийские виды спорта: а) летние виды спорта; б) зимние виды спорта.

5. Спортсмен-олимпиец: информация об известных олимпийских атлетах; дискуссии относительно облика спортсменов-олимпийцев. Помимо информационной, разъяснительной работы программа предусматривает проведение в школе разнообразных спортивных мероприятий типа Малых Олимпийских игр, Олимпийского дня и т.п. Программа предлагает сценарий одного из таких мероприятий.

В России с 1990 г. разработана и с 1991 г. практически используется спартианская программа олимпийского образования детей и молодежи. Помимо различных форм и методов информационной, разъяснительной работы она предусматривает комплекс инновационных форм и методов: организация Спартианских игр, основанных на интеграции спорта с искусством, создание Спартианских клубов и школ, вручение специальных наград за высоконравственное поведение, гармоничное развитие личности и др.

Помимо указанных выше постоянно ведется поиск новых, более эффективных форм и методов олимпийского образования детей и молодежи.

Глоссарий [ править | править код ]

Олимпизм — согласно Олимпийской хартии, «олимпизм представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в единое целое достоинства тела, воли и разума. Соединяя спорт с культурой и образованием, олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам. Целью олимпизма является становление спорта на службу гармоничного развития человека, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства».

Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Согласно Олимпийской хартии, Олимпийские игры являются соревнованиями между спортсменами в индивидуальных или командных видах, а не между странами. Олимпийские игры состоят из Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр, каждые из которых проводятся раз в четыре года.

Библиография [ править | править код ]

Баюров В. И. (2004). Информационные технологии в системе олимпийского образования студенческой молодежи: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 23 с. [Использование информационных технологий в олимпийском образовании.]

Евсеев С.П., Поликарпова Г.М., Прохорова М. В. (1995). Проведение олимпийских уроков в школе. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 71 с. [Учебное пособие по проведению олимпийских уроков в школе.]

Ефременков К.Н., Егоров А. Г. (1998). Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании. Смоленск: СГИФК, СОА, 73 с. [Организация олимпийского образования на основе межпредметных связей.] Олимпийская хартия. (2008). М. [Текст последнего варианта Олимпийской хартии.] Родиченко B.C. и др. (2003). Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных вузах. М.: Сов. спорт, 128 с. [Пособие по олимпийскому образованию в вузах.] Олимпийское образование в России (1998-2001): материалы IV, V и VI Всеросс. совещаний «Практика олимпийского образования» в рамках VIII, IX и X Всеросс. научно-прак-тич. конференций «Олимпийское движение и социальные процессы». (2001). М.: Сов. спорт, 248 с. [Материалы ежегодно проводимых в России совещаний и научно-практических конференций по олимпийскому образованию.]

Егоров А. Г., Губа В. П. (1997). Олимпийское образование в школе. Смоленск, 308 с. [Учебное пособие по организации олимпийского образования в школе.]

Паршиков А. Т., Пузырь Ю. П. (1994). Золотые страницы истории физической культуры. М., 14 с. [Рекомендации к проведению урока олимпийских знаний.]

Родиченко В. С. (2005). Олимпийское образование в новой России. М.: Физкультура и спорт, 48 с. [Характеристика системы олимпийского образования в России.]

Родиченко B.C. и др. (2009). Твой олимпийский учебник. М.: Сов. спорт, Физкультура и спорт, 136 с. [Учебное пособие по олимпийскому образованию в школах.]

Столяров В. И. (1998). Олимпийское образование и спартианская система воспитания.-Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 6. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 71-233. [Характеристика содержания, форм и методов олимпийского образования, а также соотношение этой педагогической деятельности со спартианской системой воспитания.]

Чернецкий Ю. М. (2000). Олимпизм в системе образования и воспитания. Челябинск: «Полиграф-мастер», 242 с. [Характеристика содержания, форм и методов олимпийского образования.]

Coubertin Pierre de. (1919). Pftdagogie sportive. Nouvelle Mdition. Lausanne: Bureau International de Pfidagogie sportive, 158 p. [Одна из основных работ Пьера де Кубертена, посвященная изложению основных идей разработанной им спортивной педагогики.]

Coubertin Pierre de. (1966). The Olympic Idea: Discourses and Essays. Lausanne: Carl-Diem-Institute, Editions Internationals, Olympia. [B данной работе Пьер де Кубертен излагает основные идеи концепции современного олимпизма.]

Durantez Conrado. (1994). Pierre de Coubertin. The Olympic Humanist. Lausanne: Olympic Museum, 127 p. [Характеристика олимпийских идей Кубертена.]

Graham P., Heberhorst H. (1976).The Modern Olympics. N.Y.: Leisure Press, Cornuvall, 332 p. [Одна из фундаментальных работ по концепции современного олимпизма.]

Lenk Н. (1972). Werte, Ziele, Wirklichkeit der modernen Olympischen Spiele. Verlag Karl Hofman, Schrndorf. Stuttgart, 376 S. [Философский анализ социальной сущности и задач современных Олимпийских игр.]

Lenk Hans. (2007). An Anthropology of the Olympic Athlete Towards a Modernised Philosophy of the Olympic Games and Athletes.- Journal of Olympic History, vol. 15, N 1, 39-47. [Осмысление сущности современного олимпизма с позиций разработанной автором философской теории достижений.]

Paul Robert. (1988). Methods of Olympic Education.-IOA. Report of the 27th Session, Lausanne, 132— 141. [Изложение основных методов олимпийского образования.]

Sport in unserer Zeit: Arbeitstexte zum Verstandnis der olympische Idee. (1984). Wien, Heft 2, 205 S. [Методические материалы по олимпийскому образованию в школах.]

USA Olympic Committee. (1984). The Olympics: an educational opportunity: Instructional materials for senior high school. Olympic House, Colorado Springs, 96 p. [Методические материалы по олимпийскому образованию в школах.] The VIC Health Olympic Schools Project. (1992). Melbourne, 97 p. [Методические материалы по олимпийскому образованию в школах.] International Olympic Academy. (1993). You and The Olympic Games! Olympic Education Module for School. EDI, 13 p. [Междунарож-ная программа по олимпийскому образованию в школах.]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *