Что такое омрачилось сердце

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Рим. 1:21

Свт. Иоанн Златоуст

Зане разумеете Бога, не яко Бога прославиша, или благодариша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце

Свт. Афанасий Великий

Люди, унизившись до скотскаго состояния страстями и сластолюбием, и не имея в виду ничего иного, кроме удовольствий и плотских вожделений, как сами устремились мыслию в эти, безсловесным свойственныя, дела, так в виде же безсловесных стали представлять и Божество, по разнообразию страстей своих, изваяв такое множество богов. Ибо у них есть изображения четвероногих, пресмыкающихся и птиц; как и истолкователь божественнаго и истиннаго благочестия говорит: «Осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце: глаголющеся быти мудри, обюродеша, и изменигиа славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад. Темже и предаде их Бог в страсти безчестия». Осквернив наперед душу скотским сластолюбием, как сказано выше, ниспали люди до подобных изображений Божества; а по падении, уже какбы преданные тем самым, что отвратился от них Бог, погрязают в этом, и Бога, Отца Слову, изображают в подобии безсловесных.

Слово против язычников.

Свт. Кесарий Арелатский

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Безрассудное сердце их затемнилось, и вместо того, чтобы разумной душой почитать единого Бога и поклоняться Ему, они кощунственными жертвоприношениями чтили идолов, и в душах их чистейшее почитание единого Бога сменилось кровавыми культами различных богов

Проповеди.

Свт. Феофан Затворник

Зане разумеете Бога, не яко Бога прославиша, или благодариша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце

Высказал Апостол положение, что на содержащих истину в неправде определен суд Божий и кара Божия; потом объяснил, что язычники знали истину; теперь указывает, как они истину сию содержали в неправде. В немногих словах (см.: 1, 21 — 23) очерчивает он весь ход ниспадения людей от истинного боговедения и богопочтения к идолопоклонству не со внешней стороны (исторически), а с внутренней (психологически). Всем этим он установляет ту мысль, что идолопоклонство не первоначальная религия, как иным кажется, а есть плод ниспадения с высоты истинной религии, по развращению сердец и умов.

Зане — поелику, — грамматически связывается с непосредственно предьщущим (безответны), а по ходу мысли со всем, что сказано выше, и особенно с держанием истины в неправде, ибо следует указание именно того, как это сделалось.

Разумеете Бога. Что разумели? Не только то, что есть Бог, но и что Он есть, что Он Творец, все содержит и о всем промышляет, что должно поклоняться Ему и во всем угождать, с сознанием ответственности пред Ним, и, наконец, что по смерти будет суд и воздаяние всем за все дела их, добрые и злые. Эти истины в сердце напечатлены, и нет народа, который бы не исповедовал их. Блаженный Феодорит, объясняя, что язычники разумели о Боге, говорит: «они, как сами свидетельствуют, познали, что есть Бог, потому что всегда в устах их сие достопоклоняемое имя». Это свидетельство язычников о себе самих святой Златоуст видит в признании ими богов. «Признаком того, что язычники знали Бога, Апостол поставляет то самое, что они признавали многих богов». А Фотий у Экумения утверждает, что они знали не только то, что есть Бог, но и то, «что Он есть, что под Ним разуметь должно, именно — что Он есть Творец и Промыслитель всеблагой, что есть Владыка всяческих и что Его должно почитать».

Разумея так Бога, язычники, однако ж, не яко Бога прославиша (Его), или благодариша. «Не воспользовались сим знанием, как надлежало» (святой Златоуст). «Не восхотели иметь о Нем достойных Его мыслей» (блаженный Феодорит).

Прославлять Бога — значит: исповедовать Его беспредельные совершенства и дивные Его дела и соответственные тому питать чувства благоговеинства, любви, поклонения, падения во прах пред Ним и преданности Ему. Благодарить Бога — значит: исповедуя, что и наше бытие, и все, что есть в нас, и все блага, нам ниспосланные, равно как и видимые во всех тварях, суть непосредственный дар многопопечительной любви Божией к нам и тварям, любви, обнимающей не настоящее только наше, но и будущее на нескончаемые веки, — питать к Нему благодарные чувства, с готовностию Ему посвящать всю жизнь свою, стараясь всевозможно благоугождать Ему строгим исполнением святой воли Его. То и другое выражает религию сердца, как ей должно быть, главная черта которой богобоязненность, все направляющая к богоугождению и его имеющая главною и господственною целию.

Первая степень ниспадения из сего состояния есть богозабвение, когда выпадает из сознания пресветлый и предивный лик Божества; Бог забывается, — и помышление о Нем когда-когда вспадает на ум. Вместе с сим охлаждаются и религиозные чувства к Богу, и страх Божий испаряется. Бог превращается в нечто мысленное и перестает заправлять всеми внутренними движениями человека. Сердце уже не славит и не благодарит Бога, хотя язык читает славословия и благодарения. Богоугождение уже перестает быть главною целию жизни; на место этого выступают другие цели и занимают всего человека. — Бог есть еще, но уже не славится и не благодарится, яко Бог. Это самое и выразил блаженный Феодорит словами: «не восхотели иметь о Нем достойных Его мыслей», — или хранить должных Ему сердечных чувств и расположений.

Но осуетишася помышлении своими. Это вторая степень ниспадения, образующаяся вместе с первою, то как следствие, то как причина ее. Они взаимнопроизводительны и взаимноподдержательны. Осуечение помышлениями надо понимать так, как оно представлено Соломоном в Екклезиасте, — как предание себя заботам о благах земных, кои не дают, однако ж, благобытия, а только манят им к себе, всегда обманывая всякие надежды. Отвратившись от Бога, обращаются к тварям и в тех хотят найти, что может дать единый Бог, хотят благобытие свое устроить без Бога, сами своими силами и своими, подручными им, средствами. Об этом вся забота, тут все помышления, все планы и все цели жизни, — то есть как устроить земное счастие, чувственными услаждаясь благами. Отношение к Богу соблюдается только внешно, дела благочестия исполняются по обычаю, без участия не только сердца, но и мысли. Все стало земля, земля, земля. И то не вразумляет, что испытывается постоянно обман. Суетливость продолжается без устали в суетной надежде: может быть, еще достанем, чего ищем. Как извинить такой образ действия?! И Бог чрез Иеремию в осуждение им сказал: два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенныя (ср.: Иер. 2, 13).

И омрачися неразумное их сердце. Третья степень ниспадения — плод двух первых — омрачение внутреннего человека. — Сердце — внутреннейший человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством зависимости от Него всесторонней, вся духовная жизнь вечноценная. Вместе с осуечением помышлений идет и омрачение сего человека. Правила жизни устанавливаются несогласные с совестию, — и совесть заглушается, страх Божий отходит, и помышление о Боге не занимает; вместе с этим и здравые истины о Боге забываются и темнеют, равно скрываются истинные понятия и о самом человеке, о значении его и целях его. Внутри водворяется полный мрак. Да туда и не заглядывает осуеченный человек: и некогда, и неприятно. Он весь вовне.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Свт. Геннадий Константинопольский

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Фрагменты.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 21-23 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Августин

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Если бы они восхваляли Бога, давшего эту мудрость, то не осуетились бы в мыслях своих. Потому и преданы Богом в похотях сердец своих творить непотребство.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

О природе и благодати.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Представляет причину, по которой они впали в такое безумие. Во всем, говорит, положились на свои умствования, и, желая найти Неописуемого в образах и Бестелесного в телах, оказались безуспешными, не могущими достигнуть цели посредством умствований. Неразумным называет сердце их потому, что они не хотели познавать все верою. От чего же дошли они до такого заблуждения, что во всем положились на свои умствования? От того, что воображали себя мудрыми, почему и обезумели. Ибо есть ли что безумнее поклонения камням и деревьям?

Толкования на послание к Римлянам.

Евсевий Эмесский

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Может показаться, будто к эллинам Павел обращает более простую речь, потому что обличает у них только один вид нечестия, а именно идолопоклонство. Однако тем, кто с большей ясностью видит, что именно он говорит, не представляется, что он поступает так, но что, напротив, он расширяет свое порицание против них, говоря, что они не пропустили никакого вида нечестия.

Фрагменты.

Амвросиаст

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили. Они не были настолько невежественны, чтобы не исповедовать единого начала, от которого происходит все небесное, земное и подземное, а также Единого, Который дает всему свойства и назначения согласно природе. Тем не менее, зная это, они не прославили Его. Павел говорит о предках, чтобы наставить современников и потомков. Но осуетились в умствованиях своих… Видя мир, столь чудесно устроенный, они ушли от Того, Кто, как знали, был его Творцом. И омрачилось несмысленное их сердце. Облако заблуждения закрыло их сердце. И хотя они должны были в еще большей степени восхвалить Создателя за все прекрасное, созданное Им, они ухватились только за то, что для спасения им достаточно того, что они видят.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Констанций

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Слова Павла приложимы к умствовавшим подобно Пифагору, Сократу, Платону, Аристотелю, Демокриту, Эпикуру и всем философам, которые называют себя мудрецами.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Проспер Аквитанский

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Известно, что греческие школы, римское красноречие и весь мир, пытаясь найти высшее благо, при всех своих упорных стараниях и замечательной тонкости ума ничего не добились, разве что осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце.

Послание к Руфину о благодати и свободе воли.

Лопухин А.П.

Ст. 21-23 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся

Источник

Что такое мерцательная аритмия

Нормальный ритм сердечных сокращений (синусный ритм)

У здорового человека фазы сокращения сердца (систола) и его расслабления (диастола) чередуются в определенном ритме. Во время систолы венозная кровь из правого желудочка перекачивается в легкие, а обогащенная кровь из левых отделов сердца поступает в аорту и далее ко всем остальным органам. На протяжении диастолы сердце снова наполняется кровью. В обычных условиях такой цикл повторяется примерно 60 – 90 раз в минуту.

Сократительная деятельность сердца управляется за счет ритмичного образования электрических импульсов и их последующего проведения по предсердиям и желудочкам. Участок сердечной мышцы, в котором генерируются импульсы, определяющие частоту сердечных сокращений, называется «водитель сердечного ритма». В норме основным водителем ритма является особый участок на своде правого предсердия (синусно-предсердный узел). Каждый электрический импульс, возникающий в водителе ритма, при помощи особой проводящей системы распространяется по всей сердечной мышце и приводит к ее координированному сокращению: сначала сокращаются предсердия, а потом желудочки. Такой нормальный ритм, управляемый синусно-предсердным узлом, называется синусовым ритмом сердечных сокращений.

Что такое омрачилось сердце. Смотреть фото Что такое омрачилось сердце. Смотреть картинку Что такое омрачилось сердце. Картинка про Что такое омрачилось сердце. Фото Что такое омрачилось сердце

Рис. 1. Проводящая система сердца

Фибрилляция предсердий (мерцательная аритмия)

Сердце здорового человека сокращается с частотой от 60 до 90 раз в минуту. Понятие «аритмия сердца» объединяет различные отклонения от этих показателей. Что такое мерцательная аритмия и чем она отличается от других нарушений сердечного ритма? При мерцательной аритмии руководство работой сердца берут на себя другие клетки предсердий, вырабатывающие от 350 до 800 импульсов в минуту. В результате все мышечные волокна (фибриллы) в предсердиях сокращаются хаотично, не приводя к единому сокращению предсердий (отсюда второе название мерцательной аритмии — фибрилляция предсердий).

Несмотря на чрезмерную частоту предсердных возбуждений, на желудочки беспорядочно проводится лишь небольшая их часть. В результате этого при мерцательной аритмии сердца формируется неправильный ритм сокращений желудочков, частота которого у большинства пациентов выше 80 в минуту.

Что такое омрачилось сердце. Смотреть фото Что такое омрачилось сердце. Смотреть картинку Что такое омрачилось сердце. Картинка про Что такое омрачилось сердце. Фото Что такое омрачилось сердце

Рис. 2. Сокращение сердца в норме и при мерцательной аритмии

Распространенность и заболеваемость мерцательной аритмией

В США насчитывается более 3 млн. пациентов с мерцательной аритмией, в странах Западной Европы — более 4,5 млн.

Фибрилляция предсердий может долго остается невыявленной, и многие пациенты с мерцательной аритмией сердца никогда не попадут в больницу. Следовательно, более реальная распространенность фибрилляции предсердий приближается к 2%.

Причины развития мерцательной аритмии сердца

Существует множество причин, которые могут привести к развитию мерцательной аритмии. Их разделяют на две основные группы: сердечные и не сердечные.

Например, различные заболевания сердца: сердечные пороки; инфекционные заболевания сердца; ишемическая болезнь сердца (ИБС) и ее осложнение — инфаркт миокарда.

СердечныеНе сердечные
ишемическая болезнь сердцаартериальная гипертензия
пороки сердцахронические заболевания легких
миокардитпатология щитовидной железы
перикардитзлоупотребление алкоголем
кардиомиопатиивирусные инфекции

Как может проявляться мерцательная аритмия?

При пароксизмальной фибрилляции предсердий периодически возникающие приступы (пароксизмы мерцательной аритмии) длятся от нескольких минут до 7 дней. Главная особенность этой формы — способность к самопроизвольному прекращению пароксизмов мерцательной аритмии.

При устойчивой форме аритмия сохраняется более 7 дней. При этом она не может прекратиться самостоятельно и для ее устранения всегда необходимо врачебное вмешательство.

При постоянной форме аритмия наблюдается постоянно и не поддается устранению.

В большинстве случаев фибрилляция предсердий начинается с пароксизма мерцательной аритмии. Со времени приступы прогрессируют: они становятся чаще, продолжительнее и постепенно переходят в постоянную форму. Все эти варианты мерцательной аритмии требуют лечения, назначить которое может только врач.

Источник

Апостола Павла послание к римлянам 1:21

Толкования:

Амвросиаст

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили. Они не были настолько невежественны, чтобы не исповедовать единого начала, от которого происходит все небесное, земное и подземное, а также Единого, Который дает всему свойства и назначения согласно природе. Тем не менее, зная это, они не прославили Его. Павел говорит о предках, чтобы наставить современников и потомков. Но осуетились в умствованиях своих… Видя мир, столь чудесно устроенный, они ушли от Того, Кто, как знали, был его Творцом. И омрачилось несмысленное их сердце. Облако заблуждения закрыло их сердце. И хотя они должны были в еще большей степени восхвалить Создателя за все прекрасное, созданное Им, они ухватились только за то, что для спасения им достаточно того, что они видят.

Блаж. Августин

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Если бы они восхваляли Бога, давшего эту мудрость, то не осуетились бы в мыслях своих. Потому и преданы Богом в похотях сердец своих творить непотребство.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Представляет причину, по которой они впали в такое безумие. Во всем, говорит, положились на свои умствования, и, желая найти Неописуемого в образах и Бестелесного в телах, оказались безуспешными, не могущими достигнуть цели посредством умствований. Неразумным называет сердце их потому, что они не хотели познавать все верою. От чего же дошли они до такого заблуждения, что во всем положились на свои умствования? От того, что воображали себя мудрыми, почему и обезумели. Ибо есть ли что безумнее поклонения камням и деревьям?

Евсевий Эмесский

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Может показаться, будто к эллинам Павел обращает более простую речь, потому что обличает у них только один вид нечестия, а именно идолопоклонство. Однако тем, кто с большей ясностью видит, что именно он говорит, не представляется, что он поступает так, но что, напротив, он расширяет свое порицание против них, говоря, что они не пропустили никакого вида нечестия.

Констанций

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Слова Павла приложимы к умствовавшим подобно Пифагору, Сократу, Платону, Аристотелю, Демокриту, Эпикуру и всем философам, которые называют себя мудрецами.

Лопухин А.П.

Ст. 21-23 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся

См. также Толкование на Рим. 1:18

Проспер Аквитанский

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Известно, что греческие школы, римское красноречие и весь мир, пытаясь найти высшее благо, при всех своих упорных стараниях и замечательной тонкости ума ничего не добились, разве что осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 21-23 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся

Свт. Афанасий Великий

Люди, унизившись до скотскаго состояния страстями и сластолюбием, и не имея в виду ничего иного, кроме удовольствий и плотских вожделений, как сами устремились мыслию в эти, безсловесным свойственныя, дела, так в виде же безсловесных стали представлять и Божество, по разнообразию страстей своих, изваяв такое множество богов. Ибо у них есть изображения четвероногих, пресмыкающихся и птиц; как и истолкователь божественнаго и истиннаго благочестия говорит: «Осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце: глаголющеся быти мудри, обюродеша, и изменигиа славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад. Темже и предаде их Бог в страсти безчестия». Осквернив наперед душу скотским сластолюбием, как сказано выше, ниспали люди до подобных изображений Божества; а по падении, уже какбы преданные тем самым, что отвратился от них Бог, погрязают в этом, и Бога, Отца Слову, изображают в подобии безсловесных.

Свт. Геннадий Константинопольский

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Свт. Иоанн Златоуст

Зане разумеете Бога, не яко Бога прославиша, или благодариша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце

Свт. Кесарий Арелатский

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

Безрассудное сердце их затемнилось, и вместо того, чтобы разумной душой почитать единого Бога и поклоняться Ему, они кощунственными жертвоприношениями чтили идолов, и в душах их чистейшее почитание единого Бога сменилось кровавыми культами различных богов

Свт. Феофан Затворник

Зане разумеете Бога, не яко Бога прославиша, или благодариша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце

Высказал Апостол положение, что на содержащих истину в неправде определен суд Божий и кара Божия; потом объяснил, что язычники знали истину; теперь указывает, как они истину сию содержали в неправде. В немногих словах (см.: 1, 21 — 23) очерчивает он весь ход ниспадения людей от истинного боговедения и богопочтения к идолопоклонству не со внешней стороны (исторически), а с внутренней (психологически). Всем этим он установляет ту мысль, что идолопоклонство не первоначальная религия, как иным кажется, а есть плод ниспадения с высоты истинной религии, по развращению сердец и умов.

Зане — поелику, — грамматически связывается с непосредственно предьщущим (безответны), а по ходу мысли со всем, что сказано выше, и особенно с держанием истины в неправде, ибо следует указание именно того, как это сделалось.

Разумеете Бога. Что разумели? Не только то, что есть Бог, но и что Он есть, что Он Творец, все содержит и о всем промышляет, что должно поклоняться Ему и во всем угождать, с сознанием ответственности пред Ним, и, наконец, что по смерти будет суд и воздаяние всем за все дела их, добрые и злые. Эти истины в сердце напечатлены, и нет народа, который бы не исповедовал их. Блаженный Феодорит, объясняя, что язычники разумели о Боге, говорит: «они, как сами свидетельствуют, познали, что есть Бог, потому что всегда в устах их сие достопоклоняемое имя». Это свидетельство язычников о себе самих святой Златоуст видит в признании ими богов. «Признаком того, что язычники знали Бога, Апостол поставляет то самое, что они признавали многих богов». А Фотий у Экумения утверждает, что они знали не только то, что есть Бог, но и то, «что Он есть, что под Ним разуметь должно, именно — что Он есть Творец и Промыслитель всеблагой, что есть Владыка всяческих и что Его должно почитать».

Разумея так Бога, язычники, однако ж, не яко Бога прославиша (Его), или благодариша. «Не воспользовались сим знанием, как надлежало» (святой Златоуст). «Не восхотели иметь о Нем достойных Его мыслей» (блаженный Феодорит).

Прославлять Бога — значит: исповедовать Его беспредельные совершенства и дивные Его дела и соответственные тому питать чувства благоговеинства, любви, поклонения, падения во прах пред Ним и преданности Ему. Благодарить Бога — значит: исповедуя, что и наше бытие, и все, что есть в нас, и все блага, нам ниспосланные, равно как и видимые во всех тварях, суть непосредственный дар многопопечительной любви Божией к нам и тварям, любви, обнимающей не настоящее только наше, но и будущее на нескончаемые веки, — питать к Нему благодарные чувства, с готовностию Ему посвящать всю жизнь свою, стараясь всевозможно благоугождать Ему строгим исполнением святой воли Его. То и другое выражает религию сердца, как ей должно быть, главная черта которой богобоязненность, все направляющая к богоугождению и его имеющая главною и господственною целию.

Первая степень ниспадения из сего состояния есть богозабвение, когда выпадает из сознания пресветлый и предивный лик Божества; Бог забывается, — и помышление о Нем когда-когда вспадает на ум. Вместе с сим охлаждаются и религиозные чувства к Богу, и страх Божий испаряется. Бог превращается в нечто мысленное и перестает заправлять всеми внутренними движениями человека. Сердце уже не славит и не благодарит Бога, хотя язык читает славословия и благодарения. Богоугождение уже перестает быть главною целию жизни; на место этого выступают другие цели и занимают всего человека. — Бог есть еще, но уже не славится и не благодарится, яко Бог. Это самое и выразил блаженный Феодорит словами: «не восхотели иметь о Нем достойных Его мыслей», — или хранить должных Ему сердечных чувств и расположений.

Но осуетишася помышлении своими. Это вторая степень ниспадения, образующаяся вместе с первою, то как следствие, то как причина ее. Они взаимнопроизводительны и взаимноподдержательны. Осуечение помышлениями надо понимать так, как оно представлено Соломоном в Екклезиасте, — как предание себя заботам о благах земных, кои не дают, однако ж, благобытия, а только манят им к себе, всегда обманывая всякие надежды. Отвратившись от Бога, обращаются к тварям и в тех хотят найти, что может дать единый Бог, хотят благобытие свое устроить без Бога, сами своими силами и своими, подручными им, средствами. Об этом вся забота, тут все помышления, все планы и все цели жизни, — то есть как устроить земное счастие, чувственными услаждаясь благами. Отношение к Богу соблюдается только внешно, дела благочестия исполняются по обычаю, без участия не только сердца, но и мысли. Все стало земля, земля, земля. И то не вразумляет, что испытывается постоянно обман. Суетливость продолжается без устали в суетной надежде: может быть, еще достанем, чего ищем. Как извинить такой образ действия?! И Бог чрез Иеремию в осуждение им сказал: два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенныя (ср.: Иер. 2, 13 ).

И омрачися неразумное их сердце. Третья степень ниспадения — плод двух первых — омрачение внутреннего человека. — Сердце — внутреннейший человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством зависимости от Него всесторонней, вся духовная жизнь вечноценная. Вместе с осуечением помышлений идет и омрачение сего человека. Правила жизни устанавливаются несогласные с совестию, — и совесть заглушается, страх Божий отходит, и помышление о Боге не занимает; вместе с этим и здравые истины о Боге забываются и темнеют, равно скрываются истинные понятия и о самом человеке, о значении его и целях его. Внутри водворяется полный мрак. Да туда и не заглядывает осуеченный человек: и некогда, и неприятно. Он весь вовне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *