Что такое опера буффа

Опера-буффа

Опера-буффа (итал. opera buffa — «шуточная опера») — итальянская комическая опера. Возникла в XVIII веке на основе интермедий и народно-бытовой песенной традиции (в противовес опере-сериа. Самые известные авторы оперы-буффа: Джованни Перголези, Джованни Паизиелло, Доменико Чимароза. Для этого жанра характерны небольшие масштабы, 2-3 действующих лица, весёлая буффонада, подвижность действия, пародия, яркая, живая жанровая мелодика, ясность стиля. Опера-буффа основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску.

Литература

Ссылки

Что такое опера буффа. Смотреть фото Что такое опера буффа. Смотреть картинку Что такое опера буффа. Картинка про Что такое опера буффа. Фото Что такое опера буффа

Полезное

Смотреть что такое «Опера-буффа» в других словарях:

ОПЕРА-БУФФА — (итальянское opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера 18 19 вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов … Современная энциклопедия

Опера-буффа — (итальянское opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера 18 19 вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

опера-буффа — опера буффа, оперы буффа … Орфографический словарь-справочник

ОПЕРА-БУФФА — (итал. operа buffa комическая опера) оперный жанр, итальянская разновидность комической оперы … Большой Энциклопедический словарь

опера-буффа — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

опера-буффа — (итал. opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера XVIII XIX вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов. * * * ОПЕРА БУФФА ОПЕРА БУФФА (итал. operа buffa комическая… … Энциклопедический словарь

опера-буффа — опера б уффа, оперы б уффа и опера б уфф, оперы б уфф … Русский орфографический словарь

Опера-буффа — (итал. opera buffa комическая опера) итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30 е гг. 18 в.; см. в ст. Опера … Большая советская энциклопедия

Опера-буффа — (итал. opera buffa комич. опера) итал. разновидность комич. оперы, сложившаяся в 30 е гг. 18 в. Её истоки в комедийных операх рим. школы 17 в. ( Танчья А. Мелани), в комедиях дель арте. Непосредственно подготовили О. б. неаполитанские и… … Музыкальная энциклопедия

опера-буффа — (1 ж нескл.), Р. о/перы бу/ффа, ж … Орфографический словарь русского языка

Источник

Опера-буффа

T. H. Соловьёва.

Полезное

Смотреть что такое «Опера-буффа» в других словарях:

Опера-буффа — (итал. opera buffa «шуточная опера») итальянская комическая опера. Возникла в XVIII веке на основе интермедий и народно бытовой песенной традиции (в противовес опере сериа. Самые известные авторы оперы буффа: Джованни… … Википедия

ОПЕРА-БУФФА — (итальянское opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера 18 19 вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов … Современная энциклопедия

Опера-буффа — (итальянское opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера 18 19 вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

опера-буффа — опера буффа, оперы буффа … Орфографический словарь-справочник

ОПЕРА-БУФФА — (итал. operа buffa комическая опера) оперный жанр, итальянская разновидность комической оперы … Большой Энциклопедический словарь

опера-буффа — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

опера-буффа — (итал. opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера XVIII XIX вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов. * * * ОПЕРА БУФФА ОПЕРА БУФФА (итал. operа buffa комическая… … Энциклопедический словарь

опера-буффа — опера б уффа, оперы б уффа и опера б уфф, оперы б уфф … Русский орфографический словарь

Опера-буффа — (итал. opera buffa комическая опера) итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30 е гг. 18 в.; см. в ст. Опера … Большая советская энциклопедия

опера-буффа — (1 ж нескл.), Р. о/перы бу/ффа, ж … Орфографический словарь русского языка

Источник

Что такое опера буффа

Что такое опера буффа. Смотреть фото Что такое опера буффа. Смотреть картинку Что такое опера буффа. Картинка про Что такое опера буффа. Фото Что такое опера буффа

Что такое опера буффа. Смотреть фото Что такое опера буффа. Смотреть картинку Что такое опера буффа. Картинка про Что такое опера буффа. Фото Что такое опера буффа

David Garrett FOREVER! запись закреплена

ОПЕРА КОМИЧЕСКАЯ, в первоначальном значении термина: совокупность национальных разновидностей оперного жанра, возникшего в 1730-е и просуществовавшего до начала 19 в. В дальнейшем термин потерял свою однозначность; сегодня зачастую употребляется по отношению к разным видам музыкально-зрелищных представлений комедийного содержания (фарс, буффонада, водевиль, оперетта, мюзикл и т.п.).

Зарождение и особенности жанра.

Комическая опера сложилась в странах с развитой оперной культурой в качестве альтернативы придворной опере-сериа (ит. opera seria – серьёзная опера), принципы которой были разработаны в 17 в. итальянскими композиторами неаполитанской школы (в частности, А.Скарлатти). К 18 в. итальянская придворная опера вступила в кризисный период своего развития, превращаясь в «костюмированные концерты» – блестящее, насыщенное виртуозными вокальными эффектами, но статичное зрелище. В противовес ей, комическая опера обладала большей гибкостью, свойственной новым, молодым видам искусства, а значит – имела большую динамику и потенциал развития. Новый театральный жанр получил широкое распространение во всей Европе, причём в каждой стране складывалась своя разновидность комической оперы.
Однако, при всех национальных особенностях, общие пути развития комической оперы были сходными. Её формирование обусловили демократические принципы эпохи Просвещения. Благодаря им, в комической опере возникали новые тенденции музыки и оперной драматургии: приближённость к быту, народная мелодика (как в вокальных, так и в танцевальных эпизодах), пародийность, своеобразная, «масочная», характеристика действующих лиц. В сюжетных построениях комической оперы последовательно не разрабатывались торжественные античные и историко-легендарные линии, остававшиеся жанровым признаком оперы-сериа. Демократические тенденции просматриваются и в формальных особенностях комической оперы: разговорные диалоги, речитативы, динамичность действия.

Национальные разновидности комической оперы.

Родиной комической оперы считается Италия, где этот жанр носил название опера-буффа (итал. opera buffa – комическая опера). Её источниками стали комедийные оперы римской школы 17 в. и комедия дель арте. Поначалу это были забавные интермедии, вставлявшиеся для эмоциональной разрядки между актами оперы-сериа. Первой оперой-буффа стала «Служанка-госпожа» Дж.Б.Перголези, написанная композитором как интермедии к своей же опере-сериа «Гордый пленник» (1733). В дальнейшем оперы-буффа стали исполняться самостоятельно. Их отличали небольшие масштабы, малое количество действующих лиц, арии буффонного типа, скороговорка в вокальных партиях, усиление и развитие ансамблей (в противовес опере-сериа, где основой были солирующие партии, а ансамбли и хоры почти не использовались). В музыкальной драматургии базой служили песенные и танцевальные народные жанры. Позже в оперу-буффа проникли лирические и сентиментальные черты, сдвигавшие её от грубоватой комедии дель арте к прихотливой проблематике и сюжетным принципам К.Гоцци. Развитие оперы-буффа связано с именами композиторов Н.Пиччини, Дж.Паизиелло, Д.Чимароза.
Испанской разновидностью комической оперы стала тонадилья (исп. tonadilla – песенка, уменьшит. от tonada – песня). Как и опера-буффа, тонадилья родилась от песенно-танцевального номера, открывавшего театральное представление или исполнявшегося между актами. Позже сформировалась в отдельный жанр. Первая тонадилья – «Трактирщица и погонщик» (композитор Л.Мисон, 1757). Другие представители жанра – М.Пла, А.Герреро, А.Эстеве-и-Гримау, Б. де Ласерна, Х.Вальедор. В большинстве случаев композиторы сами писали к тонадилье либретто.
Во Франции жанр развивался под названием opéra comique (фр. – комическая опера). Возник как сатирическая пародия на «большую оперу». В отличие от итальянской линии развития, во Франции жанр изначально формировался авторами-драматургами, что обусловило сочетание музыкальных номеров с разговорными диалогами. Так,автором первой французской opéra comique считается Ж.Ж.Руссо («Деревенский колдун», 1752). Музыкальная драматургия opéra comique развивалась в творчестве композиторов Э.Дуни, Ф.Филидора. В предреволюционную эпоху opéra comique приобрела романтическую направленность, насыщенность серьёзными чувствами и актуальным содержанием (композиторы П.Монсиньи, А.Гретри).
В Англии национальная разновидность комической оперы называлась балладной оперой и развивалась преимущественно в жанре социальной сатиры. Классический образец – «Опера нищих» (1728) композитора Дж.Пепуша и драматурга Дж.Гея, ставшая остроумной пародией на нравы английской аристократии. Среди других английских композиторов, работавших в жанре балладной оперы, наиболее известен Ч.Коффи, чьё творчество оказало серьезное влияние на развитие жанра в Германии.
Немецкая и австрийская разновидности комической оперы носили общее название зингшпиль (нем. Singspiel, от singen – петь и Spiel – игра). Однако немецкий и австрийский зингшпили имели свои особенности. Если в Германии жанр формировался под воздействием английской балладной оперы, то в Австрии – под влиянием итальянской комедии дель арте и французской opéra comique. Это связано с культурологическим своеобразием столицы Австрии, Вены, ставшей к 18 в. интернациональным центром, где синтезировалось музыкальное искусство разных народов. Австрийский зингшпиль, в отличие от немецкого, наряду с куплетными и балладными номерами, включает в себя большие оперные формы: арии, ансамбли, хорошо разработанные финалы. Большее развитие в австрийском зингшпиле получает и оркестровая партия. Наиболее известные композиторы зингшпиля – И.Штандфус, И.А.Гиллер, В.Мюллер, К.Дитерсдорф и др.

К концу 18 в. развитие национальных жанров комической оперы в их «чистом» виде пошло на спад. Однако на их основе сложились новые принципы сразу нескольких видов музыкально-зрелищных видов искусства. И здесь ведущая роль снова принадлежит венской музыкальной школе.
С одной стороны, комическая опера в целом и зингшпиль в частности, способствовали реформации классического оперного искусства, огромная роль в которой принадлежит В.А.Моцарту. Идя по пути внутреннего обновления и синтеза предшествующих музыкальных форм, Моцарт создал свою концепцию оперы, обогатив достаточно несложную схему зингшпиля и оперы-буффа, внося в них психологическую убедительность, реалистические мотивы, а также дополняя их музыкальными формами серьёзной оперы. Так, «Свадьба Фигаро» (1786) органично объединяет форму оперы-буффа с реалистическим содержанием; «Дон Жуан» (1787) сочетает комедию с настоящим трагическим звучанием; «Волшебная флейта» (1791) включает в классический зингшпиль самые разные музыкальные жанры: феерию, хорал, фугу и др.
Параллельно с Моцартом и на тех же принципах в Австрии новаторскую переработку оперы осуществлял Й.Гайдн («Истинное постоянство», 1776; «Лунный мир», 1977; «Душа философа», 1791). Отголоски зингшпиля отчётливо слышны и в единственной опере Л. ван Бетховена «Фиделио» (1805).
Традиции Моцарта и Гайдна были осмыслены и продолжены в творчестве и итальянского композитора Дж.А.Россини (от «Векселя на брак», 1810, до «Севильского цирюльника», 1816, и «Золушки», 1817).
Другая ветвь развития комической оперы связана с возникновением и формированием школы венской классической оперетты. Если в 18 в. опереттой часто называли разновидности комической оперы (итал. operetta, франц. opérette, букв. – маленькая опера), то в 19 в. она выделилась в отдельный самостоятельный жанр. Его принципы были сформированы во Франции, композитором Ж.Оффенбахом, и получили своё становление в его театре «Буфф-Паризьен».
Венская же классическая оперетта связана в первую очередь с именем И.Штрауса (сына), пришедшего к этому жанру поздно, на пятом десятке своей жизни, когда он уже был всемирно известным автором многочисленных классических вальсов. Для оперетт Штрауса характерны мелодическое богатство и разнообразие музыкальных форм, изысканная оркестровка, развёрнутые симфонические мотивы танцевальных эпизодов, устойчивая опора на народную австро-венгерскую музыку. Во всём этом, несомненно, прочитываются традиции комической оперы. Однако в развитии оперетты как жанра основной акцент ставился на музыкальное и исполнительское (как оркестровое, так и вокально-хореографическое) мастерство. Текстовая линия драматургии, успешно развивавшаяся в английской балладной опере и французской opéra comique, сошла на нет и выродилась в примитивные драматургические поделки – либретто. В связи с этим из 16-ти написанных Штраусом оперетт в репертуаре театров последующего времени сохранились только три: «Летучая мышь», «Ночь в Венеции» и «Цыганский барон». Именно со схематичными либретто связано и традиционное отнесение оперетты к лёгкому развлекательному жанру.
Стремлением возвратить синтетическому музыкально-зрелищному театру глубину и объем было вызвано дальнейшее становление и развитие жанра мюзикла, в котором текстовая, пластическая и музыкальная драматургия существуют в неразрывном единстве, без преобладающего давления какого-либо одного из них.

Комическая опера в России.

Развитие музыкального театра в России до последней трети 18 в. шло на основе западноевропейского искусства. В частности, этому способствовала и особая склонность Екатерины II к «иноземным» артистам. Если в русском драматическом театре к этому времени уже были хорошо известны имена отечественных драматургов А.Сумарокова, М.Хераскова, Я.Княжнина, Д.Фонвизина и др., то спектакли балетных и оперных трупп основывались только на произведениях иностранных авторов. Наряду с русскими самодеятельными и профессиональными коллективами, для гастролей в придворном театре кабинет-секретарём Екатерины II, Иваном Елагиным, отвечавшим за театральные «штаты», были приглашены французская opéra comique и итальянская опера-буффа. Во многом это было обусловлено и внетеатральными интересами влиятельных придворных Екатерины II (князя Потёмкина, графа Безбородко и др.): заводить романы с иностранными актрисами в то время считалось хорошим тоном.
На этом фоне формирование русской оперной школы и композиторской школы светского направления пошло от становления национальной комической оперы. Этот путь вполне закономерен: именно комическая опера, в силу своего принципиально демократичного характера даёт максимальные возможности проявлению национального самосознания.
Создание комической оперы в России связано с именами композиторов В.Пашкевича («Несчастье от кареты», 1779; «Скупой», 1782), Е.Фомина («Ямщики на подставе, или Игрище невзначай», 1787; «Американцы», 1788), М.Матинского («Санктпетербургский Гостиный двор», 1782). Музыка основывалась на мелодике русских песен; для сценической интерпретации характерны свободное чередование речитатива и мелодического пения, живая реалистическая разработка народных персонажей и быта, элементы социальной сатиры. Наибольшей популярностью пользовалась комическая опера «Мельник – колдун, обманщик и сват» на либретто драматурга А.Аблесимова (композитор – М.Соколовский, 1779; с 1792 исполнялась на музыку Е.Фомина). Позже русская комическая опера (как и европейские её разновидности) была дополнена лирическими и романтическими мотивами (композиторы К.Кавос – «Иван Сусанин», «Добрыня Никитич»,» Жар-птица» и др.; А.Верстовский – «Пан Твардовский», «Аскольдова могила» и др.).
Русская комическая опера положила начало становлению в 19 в. двух направлений национального музыкально-зрелищного театра. Первое – классическая русская опера, бурный всплеск развития которой обусловили дарования М.Глинки, А.Даргомыжского, М.Мусоргского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского и др. Однако в этой ветви музыкального искусства остались лишь некоторые редуцированные черты первоначального жанра: опора на народную мелодику и отдельные комедийные эпизоды. В целом же русская опера органически вошла в общую мировую традицию оперной классики.
Второе направление более отчётливо сохранило видовые особенности комедии. Это – русский водевиль, в котором диалог и занимательное действие, построенные на забавной интриге, сочетались с музыкой, куплетами и танцами. В определённом смысле русский водевиль можно считать разновидностью «лёгкого жанра» европейской оперетты, однако у него есть свои отличительные особенности. Драматургической основой водевиля является не либретто, но добротно сделанная пьеса. Скажем, одним из первых русских авторов водевилей был А.Грибоедов («Своя семья, или Замужняя невеста», в соавторстве с А.Шаховским и Н.Хмельницким, 1817; «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», в соавторстве с П.Вяземским, 1923). В жанре водевиля работал А.Писарев, позднее – Ф.Кони, Д.Ленский (его водевиль «Лев Гурыч Синичкин» ставится поныне), В.Соллогуб, П.Каратыгин и др. Таким образом, в основу русского водевиля ложится не музыкальная, а литературная драматургия, музыке же предоставляется вспомогательная роль во вставных номерах-куплетах. Во второй половине 19 в. свой вклад в развитие водевиля внёс А.Чехов («Медведь», «Предложение», «Юбилей», «Свадьба» и др.), выведя его из статичных рамок жанра и обогатив характеры действующих лиц.
Попытки развития жанра комической оперы на основе сочетания традиций оперетты с подробной психологической разработкой характеров предпринимались в России в начале 20 в., в том числе – МХАТом. Так, В.Немирович-Данченко в 1919 создал Музыкальную студию (Комическая опера) и с её актерами поставил на сцене МХАТ «Дочь Анго» Лекока и «Периколу» Оффенбаха, решенную как «мелодрама-буфф». В начале 20-х здесь же Немирович-Данченко ставил комические оперы «Лизистрата» Аристофана,1923; «Карменсита и солдат», 1924.
В советское время, провозгласившее основным принципом искусства социалистический реализм, легкомысленное жанровое определение «оперетта» всё чаще маскировалось нейтральным «музыкальная комедия». На самом же деле в рамках этого общего термина существовало множество разновидностей – от классической оперетты до не менее классического водевиля; от джазовых подступов к мюзиклу до брехтовских зонг-опер; даже «патетическая комедия» и т.д.
Интерес российских драматических артистов к музыкальному театру был всегда очень велик: их привлекала возможность попробовать себя в новом жанре, раскрыть свои вокальные и пластические способности. При этом, несомненно, особо притягательным был синтетический музыкальный жанр: традиционная российская актёрская школа последовательно культивирует психологизм, не слишком обязательный для оперетты или водевиля. Уничтожение «железного занавеса» и приобщение к общемировому потоку культуры дало России новые возможности развития синтетического жанра мюзикла, завоевавшего к этому времени весь мир. И сегодня мало кто помнит, что история самого популярного в мире музыкального жанра началась в первой половине 18 в. с комической оперы.

Источник

Опера-буффа

Смотреть что такое «Опера-буффа» в других словарях:

Опера-буффа — (итал. opera buffa «шуточная опера») итальянская комическая опера. Возникла в XVIII веке на основе интермедий и народно бытовой песенной традиции (в противовес опере сериа. Самые известные авторы оперы буффа: Джованни… … Википедия

ОПЕРА-БУФФА — (итальянское opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера 18 19 вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов … Современная энциклопедия

Опера-буффа — (итальянское opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера 18 19 вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

опера-буффа — опера буффа, оперы буффа … Орфографический словарь-справочник

ОПЕРА-БУФФА — (итал. operа buffa комическая опера) оперный жанр, итальянская разновидность комической оперы … Большой Энциклопедический словарь

опера-буффа — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

опера-буффа — (итал. opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера XVIII XIX вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов. * * * ОПЕРА БУФФА ОПЕРА БУФФА (итал. operа buffa комическая… … Энциклопедический словарь

опера-буффа — опера б уффа, оперы б уффа и опера б уфф, оперы б уфф … Русский орфографический словарь

Опера-буффа — (итал. opera buffa комич. опера) итал. разновидность комич. оперы, сложившаяся в 30 е гг. 18 в. Её истоки в комедийных операх рим. школы 17 в. ( Танчья А. Мелани), в комедиях дель арте. Непосредственно подготовили О. б. неаполитанские и… … Музыкальная энциклопедия

опера-буффа — (1 ж нескл.), Р. о/перы бу/ффа, ж … Орфографический словарь русского языка

Источник

опера-буффа

Смотреть что такое «опера-буффа» в других словарях:

Опера-буффа — (итал. opera buffa «шуточная опера») итальянская комическая опера. Возникла в XVIII веке на основе интермедий и народно бытовой песенной традиции (в противовес опере сериа. Самые известные авторы оперы буффа: Джованни… … Википедия

ОПЕРА-БУФФА — (итальянское opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера 18 19 вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов … Современная энциклопедия

Опера-буффа — (итальянское opera buffa комическая опера), итальянская комическая опера 18 19 вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

опера-буффа — опера буффа, оперы буффа … Орфографический словарь-справочник

ОПЕРА-БУФФА — (итал. operа buffa комическая опера) оперный жанр, итальянская разновидность комической оперы … Большой Энциклопедический словарь

опера-буффа — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

опера-буффа — опера б уффа, оперы б уффа и опера б уфф, оперы б уфф … Русский орфографический словарь

Опера-буффа — (итал. opera buffa комическая опера) итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30 е гг. 18 в.; см. в ст. Опера … Большая советская энциклопедия

Опера-буффа — (итал. opera buffa комич. опера) итал. разновидность комич. оперы, сложившаяся в 30 е гг. 18 в. Её истоки в комедийных операх рим. школы 17 в. ( Танчья А. Мелани), в комедиях дель арте. Непосредственно подготовили О. б. неаполитанские и… … Музыкальная энциклопедия

опера-буффа — (1 ж нескл.), Р. о/перы бу/ффа, ж … Орфографический словарь русского языка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *