Что такое оператор и операнд
Выражения, операнды и операторы
Многие сегодня хотят стать программистами. Хотят. Но ничего не делают для этого. Не делают даже простых вещей. Не хотят даже прочитать книжку из 10 страниц. В итоге так и остаются никем. Потому что мечты не сбываются никогда. Сбываются только планы… Подробнее.
Итак, начнём с выражений.
Это выражение, которое записывает в переменную х число 100.
Когда вы будете создавать выражения, не забывайте, что типы операндов в выражении должны совпадать. Например, такой код
вызовет ошибку во время компиляции, и программа не будет создана. Все похожие типы (например, все целочисленные) можно использовать в качестве операндов. Например, такой код
Не вызовет особых возражений у компилятора, однако это может повлечь за собой неприятности, которые были описаны ранее.
Основные виды операторов: арифметические, операторы присваивания, сравнения, логические и поразрядные (побитовые).
Также разделяются операторы по количеству операндов:
Попробуйте догадаться, какие из приведённых ниже операторов являются унарными, а какие бинарными:
Если вы думаете, что на этом с операторами всё, то вы заблуждаетесь. Мы ещё долго и нудно будем о них говорить, так как это тема большая и очень важная.
Оператор + выполняет операцию сложения
Оператор * выполняет операцию умножения
Домашнее задание придумайте сами. У вас пока недостаточно знаний об операторах и выражениях, чтобы грамотно использовать их в своих программах.
Лекция 2: Переменные, выражения и инструкции (Variables, expressions and statements)
2.4. Операторы
Когда вы вводите инструкцию в интерактивном режиме, интерпретатор выполняет ее и отображает результат.
Скрипт обычно содержит последовательность инструкций. Если инструкций несколько, то результат появляется одновременно с выполнением инструкции.
Например, выполнение скрипта:
приводит к результату
Инструкция присваивания ничего не выводит на экран.
2.5. Операторы и операнды
Операторы (operators) – специальные символы, которые представляют вычисления, наподобие сложения и умножения. Значения, к которым применяется оператор, называются операндами (operands).
Операция деления может привести к неожиданным результатам:
Значение переменной minute равно 59, операция деления 59 на 60 приведет к результату 0.98333, а не к нулю! Причиной подобного результата в Python является округление ( floor division ).
Подробнее об исторических предпосылках округления можно узнать в блоге автора Python :
Если оба операнда целочисленные, то результат тоже будет целочисленным. В нашем примере дробная часть отбрасывается, и в результате получаем нуль.
Если какой-либо из операндов является числом с плавающей точкой, то результат тоже будет типа float :
В новой версии Python 2.0, результат деления целочисленных значений будет числом с плавающей точкой.
2.6. Выражения
Выражение ( expression ) – это комбинация значений, переменных и операторов. Значение (или переменная ) само по себе является выражением, поэтому все следующие выражения являются корректными (предполагается, что переменной x было присвоено значение ):
Если выражения вводятся в интерактивном режиме, то интерпретатор вычисляет (evaluates) их и отображает результат:
2.7. Порядок операций
Если в выражении встречается больше, чем один оператор, то порядок вычислений зависит от правил старшинства (rules of precedence ). Для математических операций, Python следует математическим соглашениям. Аббревиатура PEMDAS является простым способом для запоминания правил:
Скобки (Parentheses) имеют наивысший приоритет и могут использоваться для принудительного определения порядка вычислений в выражении. Таким образом, результат выражения 2*(3-1) будет равен 4, (1+1)**(5-2) будет равен 8. Вы также можете использовать скобки для упрощения чтения выражений, например, (minute*100) / 60, если это не повлияет на результат.
Возведение в степень (Exponentiation) имеет наибольший приоритет, так 2**1+1 равно 3, а не 4, и 3*1**3 равно 3, а не 27.
Умножение и деление (Multiplication and Division) имеют одинаковый приоритет, который выше сложение и вычитания (Addition and Subtraction), которые также имеют одинаковый приоритет. Таким образом, 2*3-1 равно 5, а не 4, и 6+4/2 равно 8, а не 5.
Операторы с одинаковым приоритетом вычисляются слева направо. Таким образом, 5-3-1 равно 1, а не 3.
Если вы сомневаетесь, то поставьте скобки.
2.8. Модульные операторы
Модульные операторы работают с целочисленными значениями и возвращают остаток от деления (yields the remainder ) двух операндов. В Python модульный оператор представлен символом (%). Синтаксис у него следующий:
Модульный оператор может быть очень полезен, если вы хотите проверить делится ли x на y без остатка – если x % y равно 0.
Также, вы можете извлечь самую правую цифру или цифры из числа. Например, x % 10 вернет самую правую цифру числа x ( по основанию 10).
Чем операнд отличается от оператора
В мире программирования есть довольно много разных направлений, которые очень сильно отличаются друг от друга. Например, программист микроконтроллеров не сможет разработать конфигурацию 1С, а программист 1С может не иметь понятия о принципах обмена данными через интерфейс RS-232. И при этом оба они могут быть очень классными специалистами в своей области.
Знаете ли вы, чем отличается операнд от оператора? Я вот когда-то не знал и постоянно путался с этими терминами. Для меня, как говорится, был “хрен редьки не слаще”. Но однажды каждый программист при переходе от любителя к профессионалу должен взять себя в руки и разобраться с этими базовыми понятиями. А я постараюсь в этом помочь.
ПРИМЕЧАНИЕ: В видео я кратко рассказал о сдвиге. Если хотите подробнее, то можете посмотреть здесь: сдвиг влево, сдвиг вправо.
Итак, в общих чертах о выражениях, операндах и операторах я рассказал здесь. Повторяться не буду. А в этой статье расскажу только о некоторых особенностях этого вопроса, имеющих отношение к языку Python.
Ну, во первых, в отличие от строго типизированных языков, таких как Паскаль, в Python при составлении выражений типы операндов не обязательно должны совпадать.
А во-вторых, у всех языков программирования практически всегда операторы сложения, вычитания, деления и умножения выглядят одинаково, а вот с остальными могут быть (и есть) отличия.
А вот обещанное отличие операнда от оператора:
Операторы
В Python используются следующие операторы:
Причём, как и в большинстве других языков программирования, их действие может зависеть от типа данных операндов, над которыми выполняется операция.
Например, оператор + складывает два числа. Но он также может быть унарным оператором, и оператором конкатенации (сложения) строк.
Ну а теперь подробнее о назначении приведённых выше операторов. Со строками будем разбираться отдельно, но в случае использования с числовыми типами эти операторы выполняют следующие действия:
x
==
!=
Есть ещё такая штука, как приоритет операторов. Например, в выражении
Например, если вы не знаете, как в Python будет вычислено это выражение:
Есть в Python и другие операторы. А также знаки, похожие на операторы, но не являющиеся таковыми. Но о них мы поговорим в следующих статьях.
Электроника для всех
Блог о электронике
1.3.1. Операнды и операции
Комбинация знаков операций и операндов, результатом которой является определенное значение, называется выражением. Знаки операций определяют действия, которые должны быть выполнены над операндами. Каждый операнд в выражении может быть выражением. Значение выражения зависит от расположения знаков операций и круглых скобок в выражении, а также от приоритета выполнения операций.
В языке СИ присваивание также является выражением, и значением такого выражения является величина, которая присваивается.
При вычислении выражений тип каждого операнда может быть преобразован к другому типу. Преобразования типов могут быть неявными, при выполнении операций и вызовов функций, или явными, при выполнении операций приведения типов.
Операнд — это константа, литерал, идентификатор, вызов функции, индексное выражение, выражение выбора элемента или более сложное выражение, сформированное комбинацией операндов, знаков операций и круглых скобок. Любой операнд, который имеет константное значение, называется константным выражением. Каждый операнд имеет тип.
Если в качестве операнда используется константа, то ему соответствует значение и тип представляющей его константы. Целая константа может быть типа int, long, unsigned int, unsigned long, в зависимости от ее значения и от формы записи. Символьная константа имеет тип int. Константа с плавающей точкой всегда имеет тип double.
Строковый литерал состоит из последовательности символов, заключенных в кавычки, и представляется в памяти как массив элементов типа char, инициализируемый указанной последовательностью символов. Значением строкового литерала является адрес первого элемента строки и синтаксически строковый литерал является немодифицируемым указателем на тип char. Строковые литералы могут быть использованы в качестве операндов в выражениях, допускающих величины типа указателей. Однако так как строки не являются переменными, их нельзя использовать в левой части операции присваивания.
Следует помнить, что последним символом строки всегда является нулевой символ, который автоматически добавляется при хранении строки в памяти.
Идентификаторы переменных и функций. Каждый идентификатор имеет тип, который устанавливается при его объявлении. Значение идентификатора зависит от типа следующим образом:
Вызов функций состоит из выражения, за которым следует необязательный список выражений в круглых скобках:
выражение-1 ([ список выражений ])
Значением выражения-1 должен быть адрес функции (например, идентификатор функции). Значения каждого выражения из списка выражений передается в функцию в качестве фактического аргумента. Операнд, являющийся вызовом функции, имеет тип и значение возвращаемого функцией значения.
Индексное выражение задает элемент массива и имеет вид:
Тип индексного выражения является типом элементов массива, а значение представляет величину, адрес которой вычисляется с помощью значений выражение-1 и выражение-2.
Обычно выражение-1 — это указатель, например, идентификатор массива, а выражение-2 — это целая величина. Однако требуется только, чтобы одно из выражений было указателем, а второе целочисленной величиной. Поэтому выражение-1 может быть целочисленной величиной, а выражение-2 указателем. В любом случае выражение-2 должно быть заключено в квадратные скобки. Хотя индексное выражение обычно используется для ссылок на элементы массива, тем не менее индекс может появляться с любым указателем.
Индексные выражения для ссылки на элементы одномерного массива вычисляются путем сложения целой величины со значениями указателя с последующим применением к результату операции разадресации (*).
Так как одно из выражений, указанных в индексном выражении, является указателем, то при сложении используются правила адресной арифметики, согласно которым целая величина преобразуется к адресному представлению, путем умножения ее на размер типа, адресуемого указателем. Пусть, например, идентификатор arr объявлен как массив элементов типа double.
Таким образом, чтобы получить доступ к i-тому элементу массива arr можно написать аrr[i], что, в силу сказанного выше, эквивалентно i[a]. При этом величина i умножается на размер типа double и представляет собой адрес i-го элемента массива arr от его начала. Затем это значение складывается со значением указателя arr, что в свою очередь дает адрес i-го элемента массива. К полученному адресу применяется операция разадресации, т.е. осуществляется выборка элемента массива arr по сформированному адресу.
Таким образом, результатом индексного выражения arr[i] (или i[arr]) является значение i-го элемента массива.
Выражение с несколькими индексами ссылается на элементы многомерных массивов. Многомерный массив — это массив, элементами которого являются массивы. Например, первым элементом трехмерного массива является массив с двумя измерениями.
Для ссылки на элемент многомерного массива индексное выражение должно иметь несколько индексов заключенных к квадратные скобки:
выражение-1 [ выражение-2 ][ выражение-3 ] …
Такое индексное выражение интерпретируется слева направо, т.е. вначале рассматривается первое индексное выражение:
Результат этого выражения есть адресное выражение, с которым складывается выражение-3 и т.д. Операция разадресации осуществляется после вычисления последнего индексного выражения. Отметим, что операция разадресации не применяется, если значение последнего указателя адресует величину типа массива.
Рассмотрим процесс вычисления индексного выражения mass[1][2][2].
Если было бы указано mass [1][2], то результатом был бы указатель на массив из трех элементов типа int. Соответственно значением индексного выражения mass [1] является указатель на двухмерный массив.
Выражение выбора элемента применяется, если в качестве операнда надо использовать элемент структуры или объединения. Такое выражение имеет значение и тип выбранного элемента. Рассмотрим две формы выражения выбора элемента:
В первой форме выражение представляет величину типа struct или union, а идентификатор — это имя элемента структуры или объединения. Во второй форме выражение должно иметь значение адреса структуры или объединения, а идентификатор — именем выбираемого элемента структуры или объединения.
Обе формы выражения выбора элемента дают одинаковый результат. Действительно, запись, включающая знак операции выбора (->), является сокращенной версией записи с точкой для случая, когда выражению стоящему перед точкой предшествует операция разадресации (*), примененная к указателю, т.е. запись
в случае, если выражение является указателем.
В приведенном примере используется операция выбора (.) для доступа к элементу left структурной переменной elem. Таким образом элементу left структурной переменной elem присваивается адрес самой переменной elem, т.е. переменная elem хранит ссылку на себя саму.
Приведение типов это изменение (преобразование) типа объекта. Для выполнения преобразования необходимо перед объектом записать в скобках нужный тип:
( имя-типа ) операнд.
Приведение типов используются для преобразования объектов одного скалярного типа в другой скалярный тип. Однако выражению с приведением типа не может быть присвоено другое значение.
int i; bouble x; b = (double)i+2.0;
В этом примере целая переменная i с помощью операции приведения типов приводится к плавающему типу, а затем уже участвует в вычислении выражения.
Константное выражение — это выражение, результатом которого является константа. Операндом константного выражения могут быть целые константы, символьные константы, константы с плавающей точкой, константы перечисления, выражения приведения типов, выражения с операцией sizeof и другие константные выражения. Однако на использование знаков операций в константных выражениях налагаются следующие ограничения:
Выражения со знаками операций могут участвовать в выражениях как операнды. Выражения со знаками операций могут быть унарными (с одним операндом), бинарными (с двумя операндами) и тернарными (с тремя операндами).
Унарное выражение состоит из операнда и предшествующего ему знаку унарной операции и имеет следующий формат:
Операции. По количеству операндов, участвующих в операции, операции подразделяются на унарные, бинарные и тернарные.
В языке Си имеются следующие унарные операции:
Унарные операции выполняются справа налево.
Операции увеличения и уменьшения увеличивают или уменьшают значение операнда на единицу и могут быть записаны как справа так и слева от операнда. Если знак операции записан перед операндом (префиксная форма), то изменение операнда происходит до его использования в выражении. Если знак операции записан после операнда (постфиксная форма), то операнд вначале используется в выражении, а затем происходит его изменение.
В отличие от унарных, бинарные операции, список которых приведен в табл.7, выполняются слева направо.
Таблица 7
Знак операции | Операция | Группа операций |
---|---|---|
* | Умножение | Мультипликативные |
/ | Деление | |
% | Остаток от деления | |
+ | Сложение | Аддитивные |
— | Вычитание | |
> | Сдвиг вправо | |
= | Больше или равно | |
== | Равно | |
!= | Не равно | |
& | Поразрядное И | Поразрядные операции |
| | Поразрядное ИЛИ | |
^ | Поразрядное исключающее ИЛИ | |
&& | Логическое И | Логические операции |
|| | Логическое ИЛИ | |
, | Последовательное вычисление | Последовательного вычисления |
= | Присваивание | Операции присваивания |
*= | Умножение с присваиванием | |
/= | Деление с присваиванием | |
%= | Остаток от деления с присваиванием | |
-= | Вычитание с присваиванием | |
+= | Сложение с присваиванием | |
>= | Сдвиг вправо присваиванием | |
&= | Поразрядное И с присваиванием | |
|= | Поразрядное ИЛИ с присваиванием | |
^= | Поразрядное исключающее ИЛИ с присваиванием |
Левый операнд операции присваивания должен быть выражением, ссылающимся на область памяти (но не объектом объявленным с ключевым словом const), такие выражения называются леводопустимыми к ним относятся:
При записи выражений следует помнить, что символы (*), (&), (!), (+) могут\ обозначать унарную или бинарную операцию.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Операторы
Некоторые операторы являются перегруженными; это означает, что они ведут себя по-разному в зависимости от типа или количества переданных ими операндов. Оператор сложения ( + ) является примером перегруженного оператора, который ведет себя по-разному в зависимости от типа операндов. Если оба операнда являются числами, оператор сложения возвращает сумму этих значений. Если оба операнда являются строками, оператор сложения возвращает последовательное соединение двух операндов. В следующем программном коде показано, как оператор по-разному ведет себя в зависимости от операндов.
Старшинство и ассоциативность операторов
Старшинство и ассоциативность операторов определяют порядок, в котором обрабатываются операторы. Хотя может показаться абсолютно естественным для всех, кто знаком с арифметическими операциями, что компилятор должен обрабатывать оператор умножения ( * ) перед оператором сложения ( + ), в действительности компилятору необходимо явное указание того, какие операторы обрабатывать в первую очередь. Такие инструкции обычно упоминаются как старшинство операторов. ActionScript определяет старшинство операторов по умолчанию, которое можно изменить с помощью оператора скобки ( () ). Например, в следующем программном коде изменяется заданное по умолчанию старшинство операторов из предыдущего примера, чтобы заставить компилятор обработать оператор сложения перед оператором умножения.
Например, рассмотрим операторы меньше ( ) и больше ( > ), имеющие одинаковое старшинство. Если оба оператора используются в одном выражении, оператор слева обрабатывается раньше, поскольку оба оператора являются ассоциируемыми слева. Это означает, что результат выполнения следующих двух инструкций будет одинаков.
Оператор «меньше» преобразует значение true в цифровое значение 1 и сравнивает это числовое значение со вторым операндом 1, возвращая значение false (значение 1 не меньше значения 1).
Заданную по умолчанию ассоциативность слева можно изменить с помощью оператора скобки. Можно заставить компилятор обрабатывать оператор «меньше» первым, если заключить этот оператор и его операнды в скобки. В следующем примере используется оператор скобки, чтобы получить другой результат, взяв в качестве операндов числа из предыдущего примера.
Оператор «больше» преобразует значение false в числовое значение 0 и сравнивает это числовое значение с операндом 3, возвращая значение true (значение 3 больше, чем 0).
В следующей таблице приведен список операторов ActionScript 3.0 в порядке уменьшения их старшинства. Каждая строка таблицы содержит операторы одинакового старшинства. Каждая строка операторов имеет более высокое старшинство, чем строка, отображающаяся ниже в таблице.